По Национальной экономике

Шпаргалка

1.Нац. эк-ка как объект исследования эк-й науки, нац. хоз. система.

НЭ – эк-ка конкретной страны,функционир.под прямым воздействием гос. устройства и доминирующей идеологии. 2-а подхода анализа НЭ: -линия производительных сил;

  • линия производственных отнош. По линии произв. сил: НЭ представл. как единый производствен. комплекс взаимосв. отраслей, сформир-х на нац. террит., в рез-те обществен. раздел. труда, научно-технич развития и междунар. эк-го сотрудничества. Осн.задачи: пропорциональность, ур. развития техники, технологии. Линия производств. отнош.: НЭ – сов-ть форм хоз-я и эк-х взаимосв., реализуемых в конкр. усл. пр-ва, распред-я, присвоения факт. произв-ва и рез-в эк-й деят. Осн. требов. к нац.эк-ке: эф-ть исп-я нац. факт. пр-ва; адаптац. пр-ва к прир.-клим.усл.;учет хоз-м мех-м существующих в стране нац-х, религиозных и др.обычаев.;участие страны в интеграц-х проц-х. Нац. эк-ка — нац.хоз-я сист. в единстве с конкретн. формами функц-я и развития, с рес-ми и возм-ми воспр-ва, институтами и организац., существующ.в данной стране.

  • 2.Стр-ра и сектора нац.эк-ки. Пок-ли дин-ки воспр-го проц. Эк-я и соц-я стр-ра нац.эк-ки.

    , 5.Макро- и микроэк-е ур. функц-я нац.эк-ки. Агрегир-е субъекты и рынки нац.эк-ки.


3.Цели и задачи функц-я нац.эк-ки. Нац-е целеполагание и нац. приоритеты соц-эк-го развит. страны.

Общие макроэк-е цели и задачи (эк-й рост, занятость нас-я,стаб.ур.цен, равновес. с окр.миром)→особое нац-е целеполагание. Задачи: эк-я безоп. страны, эколог-я безоп страны, своевременность стр-х сдвигов, единство экон. и соц. эф-ти. Уточнение целей и задач до макроэк-х,означ нац-е целеполаг. Нац-й приоретет — конкретная среднесрочная страт-я задача, связ-я с дальнейшим соц-эк-м развит. страны, предусматрив-я разреш-е возник-х внутр-х противоречий и ликвидацию обнаруж-я отставаний. Главная цель – обеспечение жизнедеят-ти нации, удовлетворение ее растущих матер-х и духовно-культ потребн., повыш. ур. благосостояния. Функции: произв-во, распред-е, обмен, потребл-е мат.благ и услуг.


4.Эк-е и общесист-е предпос.функц-я нац.эк. Ист. эк-й и соц-й выживаемости.

, 6.Объект, предмет и ф-ии “Теории нац. эк-ки”. Осн-е вопр.функц-я нац. эк-ки
, 7.Методология и теор. основа курса. Связь с др.науками.
, 8.Нац-я эк-я система и критерии её классиф. Идеальная модель. Типовые модели рын.эк-ки.


9. Модель нац. эк-ки. Причины многообразия моделей нац. эк-ки. Модельные признаки нац. эк-ки.Б.

Причины многообр-я моделей:

3 стр., 1146 слов

Реферат: Классификация стран по уровню экономического развития

... – и считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития разных стран. Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных ... она концентрируется, в основном, в сфере инфраструктуры. Различия между странами по степени госрегулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: ...

  • св-ва нац. эк-й системы;
  • множественность специфических факторов нац.эк-ки.

Признаки модели нац.эк-ки Б.: малая, открытая, европейская, индустриально развитая, социально-ориентир-я, гос-я, рыночного типа, инновац-но-инертная. Осн-е варианты моделир-я нац-й эк-ки: позитивная модель, нормативная модель ближайшего будущего. Вывод: при построении позитивной нац. модели концентрируется опыт хозяйств-я, уточняется общее направл-е и парам. соц- эк-го развития страны в долговр. перспективе. Актуализация моделир-я нац. эк-ки:

  • проблема лидерства, конкурентоспос. страны;
  • опр-е сильных и слабых сторон конкурентов;
  • уточнение истор-го места, обобщение опыта развития;
  • поиск оптимальной траектории развития;
  • опр-е пределов интеграц-х процессов;
  • обеспечение нац.

безопасн. и эк-й независимости.


10.Общность черт нац-х модлей рын. эк-ки. Смеш-я эк-ка и ее осн-е хар-ки.

, 11.Проблемы истор. выбора. Осн-я линия эволюции эк-й системы рыночного типа.


12.Путь к европейскому единству. Формир-е эк-й системы европ. союза. Развит. сотрудн. между ЕС и РБ.

РБ заинтер. в развит. сотруднич. с ЕС в сферах взаимного интереса: транзита, транспорта, таможни, энергетики, регион-й и субрегион-й безоп., противод-я торговле людьми, охраны окр.среды. Вступление в ЕС ближайших соседей Б (Польша,Литва,Латвия), дает надежду на нач. нового этапа взаимод-я Б с объедин-й Европой. Проблемы границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто не возможно обсужд. без участия Б. Начаты переговоры в сферах энергетики, транспорта, окр. среды, таможни, сельск.хоз-ва, эк-х и финанс. вопросов, стандартизации и сертифик. В 2008 г в Минске откр. Представительство Комиссии Европ-х сообщ-в. По итогам восьми месяцев 2010 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами достигло величины 5,01 млрд. долларов. Отрицательное сальдо в торговле Беларуси со странами СНГ составило 3,91 млрд. долларов (против 5,67 млрд. долларов в январе-августе 2009 года), в торговле с Россией — 4,83 млрд. долларов (против 6,32 млрд. долларов).. Импорт товаров вырос на 15,0% до 20,4 млрд. долларов, экспорт — на 17,6% до 15,39 млрд. долларов.
Европейский союз (ЕС)
— это сближение реализуется по следующим направлениям: создание единого внутреннего рынка; формирование экономического и валютного союзов; гармонизация финансовой политики; ;

  • сближение социальных моделей; ;
  • обеспечение единых условий предпринимательской деятельности и поддержания конкурентной среды; ;
  • совершенствование федеративного устройства; ;
  • принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.

В пользу установления прагматического партнерства с Беларусью говорят и активно проводимые белорусской стороной экспертные диалоги с ЕС в сферах экономики, финансов, энергетики, транзита, охраны окружающей среды, таможни, сельского хозяйства, а также стандартизации и сертификации. Важным итогом этой работы явилось то, что на саммите ЕС, состоявшемся в Брюсселе марта 2009 г., Беларусь была утверждена в качестве полноправного участника инициативы ЕС «Восточное партнерство».

19 стр., 9371 слов

Реферат: Методы и модели в экономике

... 35 5 65 Зададим целевую функцию и ограничения, т.е. построим математическую модель транспортной задачи.Найдем опорный план транспортной задачи методом северо-западного угла (табл. 2).Таблица ... руб. №2 30 руб. 20 руб. №3 40 руб. 35 руб. Составить в наибольшей мередешёвый план перевозок картофеля по каждому из технологических способов, чтобы получить ...


13.Общеистор., эк-е и нац. усл.формир.эк-ки РБ.

, 14.Цели и задачи перех. периода. Радикальный хар-р преобр-й в трансформ-й период.


15.Осн-е напр-я трансф-ции при переходе от АКС к эк-й системе рын. типа. Выбор переходной модели нац. эк-ки применительно к усл. Б.

Два варианта трансф-й динамики:

  • эволюционный(сохр-ся сист. соц. защиты насел-я);
  • шоковая терапия (гос-во уходит из эк-ки, сокращ.

Бюджетные выгоды, приватизация любой ценой).

Осн-е модели трансформации: соц. рын. эк-ка, олигархический капитализм, восточный капитализм, азиатский способ пр-ва, гос. социализм, рын-й социализм. Ряд вариантов – это рез-т одностор-го подх. к эк-м преобраз-м, налич-е разных эк-х интересов, могут сформир-ся принципиально различные эк-е модели, в том числе и тупиковые. Функцион-я нагрузка перех-й модели: выбор страт-го направл-я преобразований, обеспеч-е послед-й реализации выбранного курса, формир-е модели нац. эк-ки. Эволюц-й путь развит-я Б:

  • ставка на сочет-е гос-го и частного сектора, — фин-я поддержка крупных гос-х предпр., — ограничен процесс приватизации. Соц-я ориент. Бел-й эк-ки: а) плюрализм форм собств-ти; б) единство соц-го и эк-го; в) сохранение соц стабильности; г) смягчение соц. и имущественной дифференц-и; д) развитие соц-го партнерства; е)обеспеч-е эк-й свободы и развитие предпринимат-ва; ж) развит-е эк-го самоуправл-я; з)сохр-е выс степени соц-й защиты; и)регулир-е соц-х, труд-х и демограф. проц-в; к)повыш-е роли гос-ва как гаранта преобразований; л)рост демократии. Утверждение соц-ориент-й эк-ки рын. типа явл-ся осн. содержанием преобр-й проводимых в РБ.


15.Трансформационная экономика и основные закономерности ее функционирования. Проблемы переходной экономики и пути их разрешения.

Переходный период включает в себя три этапа: 1)Деформация старого экономического порядка 2)Становление нового экономического порядка 3)Структурная перестройка, целью которой является регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику.

Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики – инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Замена этих структур ведет к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение на некоторое время старых структур производства и управления, для преобразование которых требуется определенное время. На переходные процессы также влияет состояние кадров, т.к значительные изменения в содержании знаний работы кадров невозможно осуществить быстро.

Другая закономерность переходной экономики – зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Это могут быть, например, новые институты рыночной экономики, а также формирование новых отношений, возникающие путем изменения старых.

Для этого необходимо создать необходимые условия и решить множество проблем:1)Обосновать перспективность модели национальной экономики страны; 2)Создать правовые институты, которые будут обеспечивать развитие рыночных отношений; 3)Обеспечить равноправие всех форм собственности; 4)Сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры; 5)Совершенствовать всю систему образования, подготовки кадров; 6) Увеличение роли заработной платы как важного стимула трудовой активности; 7)Повысить эффективность государственного регулирования экономической деятельности; 8)Решение поставленных задач и проблем будет способствовать внедрению национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.

71 стр., 35087 слов

Диссертация: Развитые страны в мировой экономике: особенности социально-экономических моделей

... основные устои общества. 2. Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности ... странами. Концентрируя у себя более 90% мирового научного потенциала ... экономики промышленно-развитых; стран; 3. Рассмотреть особенности социально-экономических моделей развитых стран; 4. Рассмотреть перспективы и прогнозы развития экономики развитых европейских стран ...


16. Модель-е признаки соврем нац эк-ки Бел.. Постановка вопроса о формировании « новой экономики». Выработки нов курса экон разв-я на 4-м Всебел собр-ии.

В рыночной экономике государство, в отличии от плановой, не осуществляет непосредственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Государственное регулирование играет главную роль только в тех сферах, которые определяют национальную безопасность страны или в которых регуляторы по каким–то причинам неэффективны. При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. Процесс перехода не происходит автоматически, поэтому государство призвано регулировать его, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования. Роль государства определяется не только созданием условий для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов. Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования, с этой целью используются: 1. Бюджетно-налоговая политика; 2. Денежно – кредитная политика; 3. Ценовое регулирование; 4. Амортизационная политика. Наибольший интерес для нашей страны представляют модели социально ориентированной экономики.

Выбор модели социально ориентированной рыночной экономики в качестве перспективной был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 1996-2000г. Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, равенства всех форм собственности, социальной защиты, социального партнерства. Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношения возрастает, в том числе как руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих; защищенность общества от криминальной среды. Основные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной экономической системы социально ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации программ социально – экономического развития страны.

Выработки нов курса экономич разв-я на 4-м Всебел собр-ии. Приоритетные направления: развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; радикальная модернизация всех отраслей экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств; стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; развитие импортозамещающих производств; устойчивое развитие регионов; строительство качественного и доступного жилья; повышение эффективности агропромышленного комплекса.

7 стр., 3386 слов

Курсовая работа: Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой

... человеческого потенциала, открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. В настоящее время в странах с переходной экономикой происходит трансформация государственной политики в социальной сфере. Существовавшая в советский период система социальной политики представляла ...


17. Воспроизводственный и экономический потенциал страны и факторы его определяющие. Степень реализации воспроизводственного потенциала национальной экономики.

Рассматривая данный вопрос необходимо определить понятие потенциала. Потенциал – это совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. Воспроизводственный потенциал – это максимально возможная способность нац. экономики решать хозяйственные задачи, производя товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынка. Необходимо отметить, что основными функциями воспроизводственного потенциала являются: производить блага в достаточном количестве; реализовывать производимые блага; развивать условия производства.

Выделяют следующие фазы воспроизводства (непрерывный процесс повторения производства): 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потребление. Следовательно, воспроизводственный потенциал можно рассматривать как способность национальной экономики производить в должном объеме промежуточный и конечный продукт, обращать и потреблять совокупный национальный продукт, повышая благосостояние страны.

Выделяют параметры функционирования воспроизводственного потенциала:1. Пропорциональность; 2.возобновляемость; 3. Устойчивость; 4. Саморазвитие 5. Самодостаточность 6. Накопление ресурсов; 7. Циклич хар-р разв-я. Т.е. воспроизводственный потенциал необходимо рассматривать как функционирующую систему воспроизводства, элементы которой взаимозависимы, взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Структура воспроизводственного потенциала представляет собой совокупность следующих элементов: 1.природно – сырьевые ресурсы; 2. Трудовые ресурсы; 3. Инвестиционные ресурсы; 4.основные и оборотные фонды; 5.информационные ресурсы; 6. Экологический потенциал.

Выделяют следующие показатели состояния воспроизводственного потенциала:1. ВВП на душу населения; 2. Выпуск важнейших видов продукции; 3. Численность и структура населения; 4. Состояние основных производственных фондов; 5. Максимальные объемы выпуска в основных отраслях экономики. Необходимо отметить, что существует проблема определения объема воспроизводственного потенциала. Степень реализации воспроизводственного потенциала: а) номинальный потенциал; б)реальный потенциал; в).стратегический потенциал.

Экономический потенциал – совокупность возможностей, обеспечивающих протекание в стране экономических, социальных, духовных и др. процессов. Эконом потенц-л вкл ещё и стоимост-ю оценку, конкурентосп-ть страны на мирой арене, ур-нь потребл-я внутри страны важнеёш видов продов-я, ёмк-ть внутр нац рынка. В кач-ве особ компон-в потенц-ла выдел: -внутр нац рынок, -инновац пот-л, -финанс и налог пот-л, -внешн пот-л страны, предприн-й, — золото-валют резервы страны, -эконом роль гос-ва.


19. Природно-ресурсный потенциал страны. Общая характеристика природно – ресурсного потенциала Беларуси.

12 стр., 5699 слов

Реферат: Экономический потенциал России и Франции

... также как обобщенная характеристика уровня развития экономики. В понятие экономического потенциала, таким образом, входят экономические ресурсы и экономические результаты. Экономические ресурсы страны составляют все накопленные ею и располагающиеся как на своей территории ...

Природные ресурсы служат естественной базой развития экономики страны. Под природно — ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий и явлений, которые используются в хозяйственной деятельности. Размер природно – ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов природных ресурсов: земельных, водных, лесных, минерально –сырьевых.


Земельные ресурсы

представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основы для с/х–го производства, ведение лесного хозяйства, размещние промышленных преприятий, размещение сельского населения. Земельные ресурсы Беларуси 912 место в мире): территория страны- 208 км2
; сельскохозяйственные земли -44 %, что говорит о высокой степени освоенности территории страны, при это почти 1 га с/х земель приходится на одного человека; распаханность территории – 28%, а на одного человека приходится почти 0,9%, что значительно превышает среднемировые показатели. По использованию: с/х — 43%, граждане — 5,2%, фермеры – 0,6%, гослесхозы – 40,6%.


Водные ресурсы

включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных подземных вод.

Водные ресурсы Беларуси: речной исток воды – км
3

; подземные воды – 15,3 км3
; общее потребление , в результате проводимых мероприятий по рационализации использования водных ресурсов, составило — 1,7 м3
. Потребление воды жилищно – коммунальными службами составило % общего потребления, собираем и отдаём в ОС – 34%. Главным фактором повышения эффективности использования водных ресурсов является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях и ликвидация потерь воды на всех этапах ее использования.


Лесные ресурсы

. Лес является одной из основ хозяйственной деятельности человека, базой для развития лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, туризма, отдыха. Общая площадь лесов Беларуси составляет 9 млн. га; лесистость территории страны 40%; прирост лесов в год – млн. м3
в год; среднегодовые заготовки древесины – около 12-13 млн. м3
, искусств леса – 25%, запасы древесины – 2,3 млрд/м3
.


Минерально – сырьевые ресурсы

– это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения сырья, энергии и материалов. Минеральные ресурсы являются материальной основой развития производства. Минеральное топливо(уголь, нефть) – основной источник энергии в мировом хозяйстве. Также минеральные ресурсы выступают материальной основой развития строительного комплекса, прежде всего для производства цемента, кирпича, стекла. В настоящий момент в недрах Беларуси разведено около 5 тыс. месторождений, видов минерального сырья. А важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, торф, нефть (хватит на 35-40 лет), гранит, минер воды, железн руды.

3 стр., 1041 слов

Реферат: Экономические потенциалы Беларуси

... загрязнению значительной части минерально-сырьевых ресурсов страны, оказавшихся в зоне ее ... в приграничных территориях и свободных экономических зонах; ; увеличение объемов ... рамках Государственной программы Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы ... страны, поэтому ее формирование и развитие должно финансироваться по специальным государственным программам.. Экологический потенциал ...


20. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси. Индекс развития человеческого потенциала Беларуси.

Важной составной частью экономического потенциала страны являются демографический и трудовой потенциал, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов.


Трудовые ресурсы –

это та часть населения, которая благодаря совокупности физических и умственных способностей, специальных знаний и опыта в состоянии участвовать в процессе национального воспроизводства. Труд возраст: М – лет, Ж –

Выделяют экономически активное население: а) официально занятые, включая самозанятость; б)официально зарегистрированные безработные. К экономически неактивному населению относят: учащихся и студентов; лица получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми; безработные, не состоящие на учете в службе занятости.

Для оценки и прогноза трудовых ресурсов главное значение имеет демографический потенциал страны – это численность, состав и способность популяции к воспроизводству.

Основные показатели демографического потенциала : 1. Численность населения (9672 тыс. чел на кон 2009г); 2. Продолжительность жизни – фактическая и прогнозируемая (26-48 тыс. в год – снижение); 3. Рождаемость и смертность (низкие ур-ни, с лет смертность 14%); 4. Половозрастная структура; 5. Уд. вес женщин в детородном возрасте. Для простого воспроизводства суммарный коэффициент рождаемости для одной женщины должен быть не менее 2,15, а Беларуси он составляет только 1, 3. В РБ доля лиц старше лет составляет более 20%, а следовательно общество находится в стадии демографической старости. Умершие 2/3 по сос-ю здоровья и возраста, 1/3 др причины. Законы: кодекс о семье и браке, Демографич-я безоп-ть (1996), Занятость РБ (1999), О гражданстве (2002).

В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциала используется такое понятие, как индекс развития человеческого потенциала. Он используется для сравнения отдельных стран по уровню развития человеческих ресурсов. В показатели учитываются значимость как экономических, так и социальных факторов для жизни людей. Он представляет собой среднюю арифметическую 3-х важнейших показателей: -индекс ожидаемой продолж-ти жизни (72-74%), -инд-с образов-я насел-я (доступн-ть получ-я образ-я), -ВВП по паритету покуп-кой спос-ти нас-я (69 место).


21. Научно – технический и инновационный потенциал Беларуси. Система управления отечественной наукой.

Проблема повышения экономической значимости науки, сохранения и обновления производственного и научно – технического потенциалов является особо актуальной в настоящее время. Научный потенциал в настоящее время в РБ ежегодно сокращается на 3-4%, в то время как в других странах он увеличивается на 5-7%.


Научно-технический потенциал

— это совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы.

Кто же управляет наукой? Наукой управляют: Национальная академия наук обслуживает государственные программы; Государственный комитет по науке и технологии при совете Министров разрабатывает государственные и научно – технические программы; Высшая аттестационная комиссия РБ; Министерство экономики разрабатывает программы социально – экономического характера.

34 стр., 16874 слов

Реферат: Оценка состояния и конкурентоспособности экономики Республики Беларусь

... и прочнее правовые институты в стране. 3. Беларусь в рейтинге Doing Business 2015 Таблица 1 Беларусь: страновой обзор Регион Европа ... Изменение в показателе Передового рубежа (% пунктов) +0,38 Индикатор Беларусь Европа и Центральная Азия ОЭСР Процедуры (количество) 14.0 16 ... в показателе Передового рубежа (% пунктов) +0,28 Индикатор Беларусь Европа и Центральная Азия ОЭСР Процедуры (количество) 7.0 5 ...

Выделяют основные принципы научно – технической политики РБ:1. Государственная поддержка; 2. Развитие наукоемких, ресурсосберегающих производств; 3. Связь науки и образования; 4. Государственная поддержка одаренных детей;.5. защита интеллектуальной собственности; 6. Повышение престижа научного труда; 7. Международное сотрудничество; 8. Развитие инновационной структуры.

Одним из потенциалов в сфере научного творчества является инновационный потенциал.
Инновационный потенциал

— это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продукции и технологии. Выделяют следующие этапы инновационного цикла: 1. Зарождение идеи; 2. Базовое исследование; 3. Прикладное исследование; 4. Опытный образец; 5. Промышленное испытание. 6. Серийный выпуск; 7. Коммерческая реализация 8. Практическая эксплуатация; 9. Накопление финансовых средств для финансирования инновационного потенциала. Выделяют следующие инновационные организации: 1. Венчурные компании; 2. Инкубаторы; 3. Научно – технические парки; 4. Ассоциации; 5. Инновационные центры, 6. Малые предпр-я, 7. Фонды. Однако следует отметить, что затраты на науку в расчете на одного исследователя в РБ в настоящее время в десятки раз меньше, чем во многих странах мира. Наукоемкость ВВП составляет ниже 1% — это критическое значение, для нормального развития. Общее количество научных организаций в РБ составляет около 330. Что касается общих показателей 2009 года, они следующие: научный персонал -31,4 тыс. чел; Профессора – 725 чел; кандидаты – 3110 чел.


22. Производственный потенциал страны и показатели его состояния. Производственная инфраструктура


Производственный потенциал –

есть совокупность всех ресурсов и условий, которые приведены в определенную систему и задействованы в производстве экономических благ. Для оценки производственного потенциала используют следующие показатели: 1. Стоимость основных фондов; 2. Структура валового накопления; 3. Моральный и физический износ; 4. Технологический уровень; 5. Состояние важнейших отраслей; 6. Отраслевая структура потенциала; 7. Производств-е мощности, дин-ка.

Фундаментом производственного потенциала РБ является промышленность, на долю котрой приходится около 34% всех основных фондов экономики

Производственный потенциал Беларуси включает в себя множество: тепловых электростанций, предприятий металлургического комплекса, предприятий нефтехимического комплекса, предприятий и организаций автомобилестроения, предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, предприятий строительного комплекса, более научно-производственных объединений, заводов и институтов радиотехнической промышленности. Однако надо, отметить, что уровень износа активной части основных фондов промышленности достигает 80%, т.е. существенно превышает критический. На современном этапе повышается роль основных фондов производственной инфраструктуры, обеспечивающей общие материальные условия для эффективного функционирования всех отраслей. В состав производственной инфраструктуры входят транспорт, связь, сети энерго и водоснабжения, ремонтно–складское хозяйство, информационные системы. РБ обладает достаточно развитыми транспортно – коммуникационными системами, т.е это железные и автомобильные дороги, трубопроводы. Первоочередными задачами отрасли на перспективу являются: обновление и восстановление производственного потенциала транспортных средств, замена изношенного оборудования и другой техники; модернизация инфраструктуры транспортных коридоров, проходящих по территории страны; реконструкция и дальнейшее развитие важнейших транспортных коммуникаций, объектов и систем (магистральных железнодорожных линий и автомобильных дорог, вокзалов, автостанций, пограничных переходов и др.).

8 стр., 3822 слов

Реферат: Анализ основных экономических показателей работы предприятия. : Основные экономические показатели предприятия

... базисном периоде умноженное на 100%. Результаты анализа представлены в таблице 1. Таблица 1. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия Показатели Базисный год Отчетный год Абсолютное отклонение от ... работающих в том числе численность рабочих 7. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 8. Годовой остаток оборотных средств Качественные 9. Выработка на 1 ...

Износ оборудования- 85%. Технологич-й ур-нь: традицион-е технологии – 80%, новые – 16%, высокие – 4%. Основн фонды: коэф-нт износа зданий и соор-й – 60-64%.

В свете реш-й 4-го Всебел СОБР-я: проблемы наращ-я и обновл-я производст-го потенц-ла страны д.б. решены! Поставлена задача по привлеч-ю нов технол-й, выявлена перспектива развития парка высок технол-й, ведутся с Китаем переговоры о создании в РБ индустриального парка.


23. Экологический потенциал Беларуси и основные проблемы его защиты. Показатели функционирования национальной экологической сети. НСУР -2010 и НСУР-2020.

Важное значение в развитии национальной экономики имеет экологический потенциал, который характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем.
Экологический потенциал

– это совокупность имеющихся возможностей сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах национального производства.

Можно выделить основные показатели функционирования национальной экологической сети: 1)Отношение экологически чистой продукции, т.е. имеет сертификацию, к общему объему выпуска. 2)Удельный вес экологически чистой продукции к ВВП. 3)Объемы выбросов и вредных отходов на единицу ВВП.

Необходимо выделить ряд экологических проблем РБ: 1)Около 23% лесов пострадало от аварии на ЧАЭС; 2)Состояние атмосферного воздуха, в частности крупные города; 3)состояние поверхностных и подземных вод; 4).Земля, а именно состояние верхнего слоя почвы;5)Накопление оходов производства, которые загрязняют окружающую среду 6)Наиболее серьезной экологической проблемой остается
радиоактивное загрязнение

в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Значительная часть территории страны — % общей площади, на которой проживало 2,5 млн человек, загрязнена радионуклидами. Площадь сельскохозяйственных земель с отмеченным уровнем загрязнения составила около 72%.