ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по выполнению ВКР для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100400 Туризм, основываются на методических указаниях к выполнению курсового проекта по дисциплинам этого направления и являются их логическим продолжением, образуя с последними методическое единство.
В методических указаниях отражены цель и задачи ВКР, ее тематика, требования к структуре и содержанию, состав и последовательность работ по оформлению и защите.
ВКР составляет основу итоговой государственной аттестации выпускника.
Выполняемая и защищаемая ВКР является важнейшим логическим научно-исследовательским завершением работы обучающегося, начиная с первого курса обучения.
Выполнение выпускной работы является одним из основных видов самостоятельной работы студентов на заключительном этапе обучения, направленной на расширение и закрепление теоретических знаний, формирование навыков решения творческих задач в ходе самостоятельного научного исследования по определённой теме.
Программа обучения определяет перечень направлений, к которым будущий бакалавр должен быть готов: сфера туризма, индустрии гостеприимства, гостиничного и ресторанного бизнеса, организации социально-культурного сервиса и т.д. Основными видами деятельности являются: управленческая, организационная, рекламная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная и т.д. Именно этим направлениям и видам деятельности должны следовать ВКР.
В связи с этим особенно возрастает значение научно-исследовательской деятельности обучающегося, наиболее конкретной формой, которого является подготовка ВКР. Эта теоретико-методологическая и одновременно прикладная работа предъявляет к будущему бакалавру требования интеллектуальной разносторонности и методической дисциплинированности.
При выполнении ВКР обучающемуся необходимо, прежде всего, помнить, что результатом работы должно стать самостоятельное научное исследование в виде итогового проекта, концепции, комплекса управленческих стратегий и т.д.
1. Цель и задачи вкр, 1. Цель и задачи вкр
Целью ВКР является закрепление, углубление и специализация знаний и навыков обучающегося в области экономики и управления путем самостоятельного решения реальных производственно-хозяйственных и управленческих задач, через разработку проектных управленческих систем и инновационных направлений деятельности в экономике и управлении.
Ютановский агромеханический техникум» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ...
... изучению дисциплины «Экономическим и правовым основам производственной деятельности» и предстоящей профессиональной деятельности. В рабочей тетради по выполнению практических работ сформированы все практические работы, которые необходимы для закрепления теоретического материала обучающимися по дисциплине «Экономическим и правовым основам производственной деятельности». Методические рекомендации по ...
В процессе выполнения ВКР решаются следующие задачи:
1. самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;
2. систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальным дисциплинам;
3. углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы, работы с различной справочной, специальной и периодической литературой, а также с электронными и сетевыми информационными ресурсами;
4. овладение методикой исследования при решении разрабатываемых в ВКР проблем;
5. изучение и использование современных методов аналитической и проектной работы в области экономико-управленческих систем.
Качество выполнения ВКР определяется тем, насколько студент овладел навыками сбора исходной информации, ее обработки, анализа, а также формулировки научно обоснованных выводов, содержащихся в предлагаемых решениях. Студенту необходимо закрепить навыки использования компьютерной техники, как в процессе выполнения исследований, так и при принятии решений, квалифицированно оформлять материалы, иллюстрирующие содержание выпускной работы.
2. Требования к вкр
ВКР представляет собой самостоятельное комплексное научно-практическое исследование одной из актуальных проблем по направлению подготовки студента.
Она должна отвечать следующим требованиям:
1. Отражение теоретического и научно-исследовательского характера решаемых задач.
2. Целевая направленность работы на достижение конкретных практически значимых результатов, связанных с повышением качества и эффективности экономических систем.
3. Конкретность, способность применять экономические знания с учетом специфики конкретной организации.
4. Соответствие уровня разработки ВКР современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций, отраженных в специальной литературе.
5. Самостоятельность, способность вырабатывать и защищать оригинальные подходы к решению исследовательских и практических задач.
6. Реалистичность предлагаемых результатов работы и проектных решений по совершенствованию экономических систем.
7. Целостность, логичность, доказательность, лаконизм, четкое и ясное изложение материала, а также достоверность представленных фактов.
8. Культура оформления ВКР.
При завершении ВКР обучающимся рекомендуется проверять подготовленный материал на соответствие представленным требованиям.
В ходе выполненияВКР обучающийся демонстрирует знание:
- самого явления, подлежащего исследованию;
- гипотез и теорий, т.е. систем согласованных и взаимообусловленных положений (принципов), сформированных для объяснения или понимания исследуемого явления;
- методологии и методов получения данных, включая эмпирический метод исследования;
- методов и научно-практических моделей принятия управленческих решений по исследуемым проблемам;
- практики сбора, накопления и обработки статистических данных, используемых при анализе исследуемого явления.
ВКР должна иметь вид законченного теоретико-экспериментального научного исследования, характеризующего уровень подготовки выпускника.
Влияние преддипломной практики на качество ВКР и методические ...
Содержание преддипломной практики определяется темой дипломной работы. Перед началом практики руководитель дипломного проектирования в соответствии с заданием по теме дипломной работы и объектом исследования выдает студенту индивидуальное задание по преддипломной практике. В этом задании определяются основные направления ...
3. Выбор и утверждение темы вкр, 3. Выбор и утверждение темы вкр
Тематика ВКР представлена в Приложении 1.
При формировании тематики ВКР кафедрой учитываются следующие факторы:
1. актуальность тематики;
2. соответствие темы научному профилю кафедры;
3. обеспеченность исходными данными, информационными ресурсами и литературными источниками;
4. соответствие темы индивидуальным способностям и интересам студентов;
5. разнообразие тематики;
6. интересы и пожелания предпринимателей и предприятий региона в сфере управления, маркетинга, сервиса и гостеприимства.
При выборе темы ВКР желательно сохранять преемственность между ней и тематиками выполненных курсовых работ по дисциплинам направления, что обеспечивает глубокое, всестороннее и последовательное изучение студентом актуальных проблем управления. Однако, если в процессе подготовки студент сменил свои научные интересы в рамках направления, то он может по согласованию с кафедрой и научным руководителем, начать вести новые разработки.
Тема ВКР может быть рекомендована кафедрой или организацией, в которой студент проходит практику, кроме того, студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.
Тема ВКР корректируется в зависимости от места преддипломной практики, кроме того, при назначении руководителя ВКР необходимо учитывать соответствие темы научно-исследовательскому профилю и квалификации руководителя. Вариант, когда студент разрабатывает тему, предложенную практиками, является особо примечательным и значимым, и в случае успешной реализации будет весомым аргументом в перечне критериев высокой оценки его работы.
В процессе подготовки ВКР кафедра организует и проводит в соответствии с графиком предзащиты, на которых определяются степени готовности соответствующих частей ВКР, ход выполнения, соответствие разрабатываемой студентом тематики относительно заявленной ранее (Приложение 2).
График предзащит может корректироваться в зависимости от графика рабочего учебного плана и устанавливается кафедрой в начале каждого учебного года.
Если в результате проведения промежуточных предзащит устанавливается неявка студента по неуважительной причине, его неготовность по структуре, содержанию и наполнению диплома, непрохождение преддипломной практики (в том числе и на заочном отделении), то кафедра, по согласованию с деканатом факультета, может принять решение о недопуске студента к итоговой государственной аттестации.
Рецензия. на курсовую работу по кафедре Экономической теории студента (Ф
... на семинаре, научно-теоретической конференции или принять участие в деловой игре по теме. свободное Порядок выбора темы курсовой работы (Для студентов заочной формы обучения) Студенты выбирают тему по ... в трудах нобелевских лауреатов по экономике (по выбору). темы курсовых работ и примерный перечень ... студент знакомится с рецензией. Если курсовая работа не допущена к защите Курсовая работа, ...
4. Задание на вкр
Задание на ВКР составляется по установленной форме (Приложение 3) руководителем и выдается студенту. В нем должны быть указаны: тема ВКР, срок сдачи студентом законченной работы, перечень исходных данных к работе, содержание пояснительной записки, консультанты по работе, дата выдачи задания, календарный график работ.
В разделе «Тема ВКР» указывается полное наименование темы в соответствии с приказом по вузу, с указанием даты и номера приказа. Срок предоставления обучающимся законченной работы определяется числом, месяцем и годом завершения работы и представления ее на кафедру для подписи. Несдача готовой выпускной квалификационной работы в установленный срок является основанием к недопуску студента к итоговой государственной аттестации.
В разделе «Исходные данные к работе» указывается полное наименование организации, являющейся базой преддипломной практики, перечень материалов, собранных на практике и необходимых для выполнения работы, основная научная литература.
В разделе «Содержание пояснительной записки» приводится краткий перечень вопросов по каждому из разделов ВКР.
Дата выдачи задания определяется числом, месяцем и годом получения студентом данного задания.
В разделе «Календарный график работы» следует определить сроки завершения каждого раздела ВКР.
5. Руководство и контроль выполнения вкр, 5. Руководство и контроль выполнения вкр
Общее руководство и контроль разработки ВКР осуществляет выпускающая кафедра Управления и экономики СКС. Заведующий кафедрой назначает руководителями ВКР преподавателей кафедры, а также привлекает для руководства и консультирования высококвалифицированных специалистов сторонних профильных организаций.
Руководитель ВКР проводит следующие мероприятия в течение всего периода выполнения выпускной работы:
– выдает студенту задание на выполнение ВКР в начале учебного года, а после прохождения преддипломной практики, тема окончательно корректируется и утверждается;
– оказывает помощь студенту в сборе и обобщении необходимых материалов;
– систематически консультирует студента;
– контролирует выполнение студентом всех разделов работы в сроки, установленные графиком;
– осуществляет общий контроль за ходом выполнения работы и предоставляет сведения о степени ее готовности выпускающей кафедре;
– представляет законченную ВКР со своим отзывом (утверждая визой) заведующему кафедрой для направления на защиту.
Руководитель ВКР может принимать участие в заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) при защите ВКР, задавать вопросы, участвовать в итоговом обсуждении. Однако, если он не является членом ГАК, то права голоса не имеет.
В целях повышения качества выполнения ВКР по представлению ее руководителя допускается привлечение консультантов, которые работают в тесном контакте с руководителем работы и в пределах своих полномочий решают необходимые вопросы выполнения ВКР.
Порядок выполнения и защиты магистерской диссертации
... выполнения и защиты магистерской диссертации ……………………....... 5 2.1 Выбор темы магистерской диссертации…...…………………………....................... 5 2.2 Утверждение темы и научного руководителя………………………........................ 7 2.3 Права и обязанности руководителя и магистранта ……………………………... 7 2.4 Составление индивидуального плана работы магистранта по выполнению магистерской диссертации ...
Основным документом, позволяющим планировать и контролировать ход выполнения ВКР, является календарный план-график, который утверждается заведующим кафедрой и, включает все этапы работы: изучение литературы, сбор, обобщение и анализ исходных данных, составление черновых вариантов, ее оформление, рецензирование, подготовку к защите.
Выпускающая кафедра в течение всего периода выполнения ВКР вправе еженедельно осуществлять проверку степени готовности каждой работы, что может отражаться в специальных рабочих протоколах.
Кафедра на своих заседаниях регулярно рассматривает ход выполнения ВКР, дает заключение о соответствии выполненных работ предъявляемым к ним требованиям, делает замечания по доработке и дает соответствующие рекомендации.
После завершения ВКР, студент передает ее руководителю и после ее окончательного утверждения, он направляет ее на внешнее и внутреннее рецензирование. Порядок выполнения рецензии должен быть организован следующим образом: сначала внутренняя рецензия, затем передача работы на внешнее рецензирование. При этом внутренняя рецензия для объективности оценки на внешнее рецензирование вместе с работой может не передаваться и храниться на кафедре. Без представления внутренней и внешней рецензии выпускная квалификационная работа не может быть утверждена заведующим кафедрой и представлена к защите.
Внутренняя рецензия выполняется квалифицированными специалистами выпускающей кафедры. Список внутренних рецензентов определяется в начале учебного года. Рецензирование ВКР является частью учебной нагрузки.
Внешняя рецензия предоставляется организацией, на базе которой была написана ВКР. Рецензия выполняется на фирменном бланке организации и должна иметь подпись и печать руководителя организации, либо ведущего специалиста, руководителя подразделения, который осуществлял кураторство над студентом и его работой. В отдельных случаях печати организации может не быть, что является допустимым, в связи с тем, что, по российскому законодательству, печать фирмы может использоваться для заверения подписи строго ограниченного круга лиц. В этом случае подписывающее лицо должно указать свою должность в организации, фамилию и полные инициалы, а его подпись должна быть заверена подтверждающими штампами и другими уполномоченными лицами, например, отделом кадров данного предприятия.
В случае необходимости выпускающая кафедра может выдать студенту официальное письмо-запрос в организацию, на базе которой студент выполнял работу.
Готовая ВКР в сброшюрованном виде и ее электронная копия должны быть сданы руководителю не позднее, чем за 3 недели до защиты.
Перед сдачей ВКР руководителю студент должен поставить свою подпись в следующем порядке: на втором титульном листе, в Задании, после списка литературы (по центру).
Необходима подпись консультанта (если он назначен).
После проверки ВКР руководитель подписывает титульный лист и представляет работу заведующему кафедрой на утверждение. Ознакомившись с ВКР и отзывом руководителя, заведующий кафедрой определяет ее соответствие установленным требованиям, принимает решение о допуске работы к защите, и ставит подпись на титульном листе.
Внутренняя и внешняя рецензия, а также отзыв научного руководителя должны соответствовать определенным критериям:
1. актуальность темы ВКР;
2. соответствие выполненной работы заданию на ВКР;
3. использование в работе последних достижений в области экономики, организации производства, разработке и принятии управленческих решений, экономико-математического моделирования, вычислительной техники и других областях науки и техники;
4. оригинальность, новизна, глубина и обоснованность решений;
5. возможность практического использования полученных результатов;
6. слабые стороны работы и ее недостатки;
7. качество оформления работы
8. рекомендуемая оценка.
В итоге, ВКР с рецензией направляется заведующим кафедрой в ГАК.
6. Порядок защиты вкр, 6. Порядок защиты вкр
Состав членов ГАК и график ее работы утверждаются ректором не позднее, чем за месяц до начала работы комиссии, период работы ГАК предусматривается учебным планом.
При подготовке к защите ВКР студент должен составить доклад или тезисы доклада и согласовать его с руководителем работы. Доклад должен включать:
1. полное наименование темы ВКР, ее научный руководитель;
2. обоснование актуальности;
3. цели и задачи, поставленные студентом при разработке ВКР;
4. краткий анализ экономического состояния объекта исследования;
5. направления и возможности оптимизации системы управления и объекта исследования в соответствии с целями и задачами работы;
6. поиск и принятие решений и обоснование их эффективности;
7. практическая реализация и апробация разработок;
8. предполагаемые затраты на реализацию проекта и его экономическую эффективность;
9. заключение о возможности реализации предложений ВКР и их дальнейшее развитие.
10. выводы по итогам ВКР.
На выступление выпускнику отводится до минут. Для иллюстрации основных положений работы целесообразно подготовить электронную презентацию (8-15 слайдов, выполненных с использованием графического редактора Power Point и т.п.).
В редких случаях ее можно заменить графическим материалом и/или раздаточным материалом (5-10 страниц формата А4, с титульными листами работы и заверенными подписями научного руководителя и студента).
Раздаточный материал должен отражать основные положения ВКР, иллюстрировать основные выводы и предложения автора.
Заседание ГАК проходит в открытом режиме в присутствии руководителей ВКР и рецензентов.
Перед защитой секретарь ГАК передает ВКР и остальные документы Председателю комиссии, после чего приглашает студента к докладу и зачитывает соответствующие документы (отзывы, рецензии, акты внедрения, сопроводительные письма и т.д.).
После окончания доклада выпускнику задаются вопросы, на которые он обязан дать полные и исчерпывающие ответы, демонстрируя умение быстро ориентироваться в различных вопросах и уровень профессиональной подготовки, при этом выпускнику разрешается пользоваться пояснительной запиской и графическими материалами. Вопросы могут быть заданы как членами ГАК, так и другими лицами, присутствующими на защите, с приоритетом первых.
После ответов на вопросы секретарь ГАК зачитывает отзыв рецензента, с которым выпускник должен быть предварительно ознакомлен.
Выпускнику предоставляется заключительное слово, в котором он отвечает на замечания рецензента. На заседании ГАК, в случае необходимости, вновь могут оглашаться поступившие на ВКР, отзывы организаций и отдельных лиц. Далее слово предоставляется членам ГАК, руководителю работы и рецензенту для кратких выступлений.
По окончании публичной защиты Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты, при этом учитывается успеваемость студента и его научная работа за время обучения в ВУЗе, качество доклада, презентации, умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
ГАК принимает решения о присвоении студенту квалификации «бакалавр», оценки за ВКР и ее защиту, после чего происходит объявление результатов защиты.
В тех случаях, когда защита ВКР признана неудовлетворительной, Государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите эту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же он должен разработать новую тему, которая устанавливается выпускающей кафедрой.
Дипломник, не защитивший работу, допускается к повторной защите в течение трех лет после неуспешной защиты при условии представления положительной характеристики с места работы, соответствующей профилю направления.
Для студента, не защитившего ВКР по уважительной причине, в сроки, установленные для работы ГАК, проректором по учебной работе может быть назначено специальное заседание комиссии в течение того периода, на который утверждены составы ГАК.
Решение ГАК о присвоении квалификации объявляется приказом ректора, после чего выпускнику вручается диплом (с установленным приложением).
ВКР, прошедшие защиту, сдаются на кафедру и хранятся в архиве ВУЗа в течение 5 лет.
7. Структура выпускной работы и основные требования к оформлению , 7. Структура выпускной работы и основные требования к оформлению
Рекомендуется следующая структура ВКР:
;
- введение,
- теоретическая часть,
- аналитическая часть,
- проектная часть,
- заключение,
- список литературы,
- приложения.
Традиционно ВКР состоит из трех глав.
;
;
;
;
;
;
Соответственно теоретическая часть – 1 глава, аналитическая часть – 2 глава, проектная часть – 3 глава. Безусловно, количество глав может быть иным: 2, 4, 5. Однако, структура ВКР из трех глав, в большинстве случаев, является сбалансированной и отражает стандартное и доступное для понимания всех субъектов проектирования ВКР систему.
Исходя из рекомендуемой структуры ВКР, его объем должен составлять
не более
50-70
страниц машинописного (набранного на компьютере) текста.
Оформление титульного листа производится в соответствии с принятой формой (Приложение 4).
При этом необходимо указывать ученые степени и звания консультантов, руководителя работы, заведующего кафедрой.
В начале ВКР приводится ее содержание, которое должно включать все разделы ВКР с указанием страниц начала каждого раздела (Приложение 5).
ВКР с соответствующими расчетами, формулами, диаграммами, схемами, таблицами и другими материалами оформляется на одной стороне листа формата А4 (297 х 210), используя принятые на практике унифицированные методы оформления. Размер левого поля мм, правого 15-20 мм, верхнего – мм, нижнего – мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5.
Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа, однако номер на титульном листе не указывается. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят по центру нижнего поля страницы.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Если в тексте применяются сокращения слов, за исключением общепринятых, то в приложении приводится расшифровка этих сокращений. В случае использования цитат или цифровых данных, заимствованных из литературы, обязательно должна приводиться ссылка на источник внизу соответствующей страницы или в конце цитаты ставится номер источника (в квадратных скобках) согласно списку литературы.
Таблицы и рисунки, кроме нумерации, должны иметь названия. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка — под ним. При этом на каждую таблицу и рисунок должна быть ссылка в тексте с анализом приводимых данных.
В приложения целесообразно выносить вспомогательные материалы, содержащие исходные данные, а также табличную и графическую информацию объемом более 1 страницы.
Оформление таблиц
Цифровой и фактический материал, как правило, оформляется в виде таблиц, где данные группируется в колонки и строки. Таблицы в тексте ВКР помещаются по ходу изложения материала после ссылки на них.
По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ
таблицы позволяет сделать вывод, что…; из таблицы видно, что
…; анализ таблицы позволяет заключить, что…
и т. п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.
В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.
При построении таблиц необходимо руководствоваться общими правилами:
- Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без отступа, шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.
-
Слово «Таблица»
помещается вверху над таблицей справа; ниже по центру размещается название таблицы. - В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.
-
Название
таблицы выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, интервал перед названием таблицы – 6 пт, после – 6 пт, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 14. -
Заголовки граф
содержат названия показателей в именительном падеже, единственном числе (без сокращения слов), их единицы измерения. Последние могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы или над таблицей, если все ее показатели выражены в одних и тех же единицах измерения.
-
Заголовки строк
в таблице выполняются через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12. -
Итоговая строка
завершает таблицу и располагается в конце таблицы, но иногда бывает первой. -
Числовые данные
записываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы на уровне последней строки показателя; при этом обязательно разряды располагать под разрядами; целая часть отделяется от дробной запятой, а не точкой. В таблице не должно быть ни одной пустой клетки: если данные равны 0 – «0», если данные существуют, но не внесены в сборник – «…», если данные не существуют – «–». Если значение не равно нулю, но первая значащая цифра появится после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (при степени точности 0,1). -
Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник данных
. Ссылка помещается сразу после таблицы; в тексте данные ссылки имеют нумерацию, общую со ссылками на рисунки.
- Сноски внутри таблицы обозначаются только «*».
-
Нумерация
таблиц является сквозной; в номере таблицы содержится номер главы. Например, если таблица расположена в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация таблицы будет следующей: «Таблица 2.5». - При переносе таблицы на другую страницу названия ее граф следует повторить или повторить их порядковую нумерацию и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 2.5.».
Примеры оформления и переноса таблиц:
Таблица 1.1
Изменение величины и структуры денежных расходов домохозяйств Пермской области в 2000-2003 гг.* , Изменение величины и структуры денежных расходов домохозяйств Пермской области в 2000-2003 гг.*
Расходы в семейных бюджетах |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
69743,0 |
97804,9 |
126322,3 |
157336,3 |
темп роста в % к предшествующему году |
141,0 |
140,2 |
129,2 |
124,6 |
|
51745,5 |
70113,2 |
89362,1 |
109443,8 |
Пример переноса таблицы:
Новая страница
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
удельный вес в денежных доходах, % |
62,6 |
63,1 |
63,8 |
64,1 |
темп роста в % к предшествующему году |
131,9 |
135,5 |
172,7 |
122,5 |
в т.ч. |
||||
покупка товаров, млн руб |
42031,8 |
56664,4 |
71652,5 |
87287,8 |
удельный вес в денежных доходах, % |
50,9 |
50,9 |
51,2 |
51,1 |
темп роста в % к предшествующему году |
128,9 |
134,8 |
126,5 |
121,8 |
оплата услуг, млн руб. |
9713,7 |
13448,8 |
17709,6 |
22156,0 |
удельный вес в денежных доходах, % |
11,8 |
12,09 |
12,7 |
12,9 |
темп роста в % к предшествующему году |
148,6 |
138,5 |
131,7 |
125,1 |
|
5256,5 |
7048,8 |
9089,9 |
10166,9 |
удельный вес в денежных доходах, % |
6,4 |
6,3 |
6,5 |
5,9 |
темп роста, в % к предшествующему году |
164,8 |
134,1 |
129,0 |
111,8 |
Новая страница
Окончание таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
9341,7 |
17072,3 |
23924,1 |
32124,6 |
удельный вес в денежных доходах, % |
11,3 |
17,5 |
18,9 |
18,8 |
темп роста в % к предшествующему году |
226,0 |
182,8 |
140,1 |
134,3 |
|
3399,3 |
3570,6 |
3946,2 |
5601,1 |
удельный вес в денежных доходах, % |
4,11 |
3,21 |
2,82 |
4,0 |
темп роста в % к предшествующему году |
117,6 |
105,0 |
110,5 |
141,9 |
|
12912,5 |
13396,4 |
13704,5 |
13539,1 |
удельный вес в денежных доходах, % |
15,6 |
12,0 |
9,8 |
7,9 |
темп роста в % к предшествующему году |
152,4 |
103,7 |
102,3 |
98,8 |
*Сост. по данным комитета статистики по Пермской области.
Общие правила представления формул , Общие правила представления формул
Формулы располагают отдельными строками по центру листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные.
Наиболее важные, а также длинные или громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках.
Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать в одной строке. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.
Порядковые номера формул включают номер главы. Они обозначаются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.
Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Небольшие формулы, составляющие единую группу, объединяются одним номером. Если представлена система формул, она объединяется фигурной скобкой слева. Например:
[
A
⋅
h
+
B
⋅
(1
+
R
f
)
=
P
⋅
h
E
Промежуточные формулы, не имеющие самостоятельного значения и приводимые лишь для вывода основных формул, обычно не нумеруются (исключением являются случаи, когда в дальнейшем тексте на данные формулы есть ссылки).
В работах, где количество формул является ограниченным, применяется их сквозная нумерация через всю работу, например: глава 1 формула 4 — (1.4).
В работах, где используется большое количество формул, их нумерация является сквозной в пределах одной главы, например: глава 2, формула 4 — (2.4).
При ссылках на какую-либо формулу в тексте ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т. е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (3.7)…»; «из уравнения (5.1) вытекает…».
Формула включается в предложение как равноправный элемент, поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.
Двоеточие перед формулой ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации:
а) в тексте перед формулой содержится обобщающее слово;
б) этого требует построение текста, предшествующего формуле.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой или точкой с запятой. Эти знаки препинания помещают непосредственно за формулой.
Пример оформления формулы:
PVB
=
I
B
I
A
,
(1.1)
где
PVB
дисконтированная оценка суммарных доходов;
I
i
B
доход «образованного» человека в i
том году;
I
i
A
доход «необразованного» человека в i
том году.
Представление отдельных видов иллюстративного материала
В ВКР используется иллюстративный материал в виде графических изображений. Графические изображения представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков, схем. Графический способ облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными и выразительными. На графическом изображении сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, частота их изменения.
Кроме геометрического образа, графическое изображение содержит ряд вспомогательных элементов: общий заголовок изображения, словесные пояснения условных знаков, оси координат и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателя.
Рассмотрим некоторые виды графических изображений.
Диаграмма
один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения.
Среди диаграмм по частоте использования выделяются
столбиковые диа
граммы
, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя.
Пример оформления диаграммы:
Рис. 1.1. Денежные заработки (средние) работников-мужчин, работающих в течение всего года в режиме полного рабочего времени, 1990 г.
Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100%.
График
–
это изображение, передающее (обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба) основную идею явления или процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.
Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс).
Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.
На осях координат должны быть указаны условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в легенде графика. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.
Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то числовые деления на осях координат следует начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.
Пример оформления графика:
При построении графических изображений следует руководствоваться следующими правилами:
- Все иллюстрации в ВКР должны быть пронумерованы и снабжены названиями.
- Слово «Рис.» пишется сокращенно и помещается непосредственно перед названием иллюстрации.
- Название помещается по центру под рисунком.
-
Ссылки на иллюстрации не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется их название. Если речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, в тексте помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения, например (рис. 1.3), либо в виде специального оборота, например: как показано на рис. 1.3
. - Нумерация рисунков является сквозной для всего текста ВКР. В номере рисунка содержится номер главы и порядковый номер рисунка. Например, если рисунок расположен в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация рисунка будет следующей: «Рис. 2.5».
- Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Данная ссылка помещается сразу после названия рисунка и имеет общую со ссылками на таблицы нумерацию.
Объемные иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения.
8. Содержание вкр, 8. Содержание вкр
Введение
Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы ВКР, определить цели и задачи ее выполнения; объектно-предметную сущность, гипотезу работы, практическую значимость, научную новизну, апробацию работы, структуру работы. Рекомендуемый объем Введения – 3-5 страниц.
Освещение
актуальности
работы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 2-3 абзацев показать суть проблемы, определяющую актуальность работы над ней студента, а также насколько значимой будет тема для экономики и управления региона, предприятия, подразделения фирмы и т.п.
От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке
главной цели
исследования. Цель — конечный итог работы. Цель должна иметь развернутую формулировку в виде сложного предложения, начинающегося со слова «проанализировать», «исследовать», а вторую часть сложного предложения рекомендуется начинать со слов «… и разработать проект…».
Исходя из развития цели работы определяются
задачи
. Задачи – это значимая ступень к достижению цели. Количество задач можно ограничить до 10. Последняя задача может в общем и целом соответствовать второй проектной части цели. Задачи перечисляются под цифрами, каждая следующая с красной строки. Формулировка задачи может начинаться со слов: проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, вывести формулу…, дать рекомендации…, установить взаимосвязь…, сделать прогноз… и т.п.).
Формулировки задач необходимо продумывать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав выпускной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав связаны с формулировками задач работы.
Объект
исследования — это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Объект методологически принимается в данном пособии по ИГА как то, на что направлено исследование. Поэтому объект больше предмета, а предмет является важнейшей и характерной частью объекта.
В работах по направлению Туризм объектами исследований могут быть: регион, муниципальное образование – в случае, когда ВКР посвящена развитию экономики, управления, туризма, сервиса, гостеприимства в каком-либо территориальном образовании. В случаях, когда итоговыми проектами являются бизнес-планы, планы маркетинга, рекламные компании, программы управления персоналом, кадровая политика, система качества, инновационные разработки в большинстве случаев объектом будет являться организация (фирма, компания и т.п.)
Предмет
исследования – характерная и важнейшая часть объекта, в которых наиболее четко и значимо проявляются свойства объекта, поэтому предметом любой квалификационной работы могут быть особенности, стороны, специфика организации и разработки бизнес-плана, плана маркетинга, PR-кампании, рекламы и т.п.
Гипотеза работы — (от др.-греч.;
- «основание», «предположение»);
- недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её
наблюдений
(примеров
), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают
, превращая её в установленный факт
, или же опровергают
(например, указывая контрпример
), переводя в разряд ложных
утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
В работах экономико-управленческого плана гипотеза формулируется не всегда, поэтому в квалификационной работе в зависимости от темы этот важный раздел можно исключить. Однако, если студент все-таки формулирует гипотезу, она должна быть методологически выверенной и четко сформулированной.
Гипотезы могут быть в работах статистического плана, в ВКР по региональной экономике, в рекламных кампаниях, маркетинговых исследованиях, когда точность итогов реализации проектов по своей сути не предполагается или не может быть установлена по определению, что нисколько не умаляет качество представленного проекта и проведенного исследования. Практическая значимость обычно занимает по объему развернутый абзац. В экономических и управленческих работах практическая значимость заключается в экономической эффективности предлагаемого проекта, его рентабельность, в экономической и социальной значимости предлагаемого проекта для региона, отрасли, организации и т.д.
Научная новизна представляет собой развернутый абзац, в котором указывается, насколько предлагаемая работа является новой для науки и практики в данной отрасли. Здесь приводятся фамилии специалистов, признанных в данной тематике, а, возможно, значимые статьи, монографии, тезисы.
Апробация работы. Этот раздел Введения указывается в том случае, если студенту уже удалось опробовать свою работу на практике. Есть случаи, когда предприятие или муниципалитет еще до защиты работы принимают ее во внимание и даже реализуют на практике. Это примечательный случай, который является весомым вкладом в будущую высокую оценку представленной квалификационной работы.
Структура работы. Начинается с абзаца, в котором перечисляется краткая структура работы, указывается количество страниц, таблиц, схем, диаграмм, приложений, а затем каждой главе посвящается развернутый абзац, который представляет собой краткое содержание каждого из разделов работы.
Теоретическая часть
В этой части необходимо представить основные теоретические положения по теме исследования, провести исследование вариантов решения задач, представленных в специальной литературе, дать оценку возможности применения этих вариантов к выбранному объекту исследования. На основании проведения анализа литературных источников (монографии, статьи, материалы конференций, нормативно-правовая документация и т.п.) требуется выявить научно-обоснованные, технические (технологические), организационные и экономические решения, использование которых может сыграть решающую роль в формировании оптимальной системы управления.
Кроме того, необходимо определить принципы и методы, используемые для решения исследуемой проблемы на практике, и осуществить выбор методик, наиболее приемлемых для реализации целей ВКР.
Аналитическая часть
Эта часть ВКР должна содержать общую характеристику объекта исследования, используемые методы и результаты экономического анализа его производственно-хозяйственной деятельности, применяемые методы и результаты анализа функционирования системы управления исследуемого объекта. На основании проведенного аналитического исследования требуется определить причины, снижающие эффективность функционирования рассматриваемого объекта путем выявления недостатков действующей системы управления, степени оптимальности принимаемых решений и ряда других отрицательно воздействующих факторов.
Далее следует определить основные направления оптимизации функционирования объекта исследования, сформулировать задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Проектная часть
В этой части ВКР формулируются выбранные направления выполнения работы и предлагаемые обоснованные мероприятия по их реализации. Для этого необходимо четко определить: цель выполнения работы; перечень рекомендуемых предложений (мероприятий); нормативно-методическую базу выполнения работы; процесс организации выполнения работы; краткое технико-экономическое обоснование предложений (мероприятий).
Все решения и предложения должны быть аргументировано обоснованы расчетами, собственными оценками, оценками авторов научных работ и сопровождаться комплектом рабочей документации, описанием содержания и порядка использования.
Заключение
В заключении необходимо сформулировать выводы по ВКР, зафиксировать степень достижения поставленных целей и задач, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок. Оно носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение должно по объему составлять 3-5 страниц.
Список литературы
В конце ВКР необходимо привести список литературы. На все приводимые литературные источники должны быть ссылки в работе. Список литературы должен содержать, как правило, не менее источников, изученных автором, и быть оформлен в соответствии с ГОСТом (автор, название источника, место издания, издательство, год издания и количество страниц текста; в библиографии литературные источники располагаются по алфавиту).
Образец оформления представлен в Приложении 7.
Приложения
В приложение необходимо выносить расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ); формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления, а также другие материалы, использование которых в тексте работы нарушает логическую стройность изложения.
Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.
В главах ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ВКР рассматривается теоретический аспект рассматриваемой проблемы, а также излагается материал практического исследования.
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Главы основной части работы должны иметь логическую взаимосвязь. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом.
При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной части абзаца. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.
В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.
При этом следует соблюдать следующие правила:
- Выводы должны быть нетривиальными (вывод: «Товар — это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена» и так очевиден).
- В качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные.
- При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.
- Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерная тематика вкр по направлению бакалавриата, Примерная тематика вкр по направлению бакалавриата
100400 «Туризм» *
- Управление поведением потенциальных туристов для принятия покупочного решения
- Управление персоналом в индустрии гостеприимства: кадровая политика, программа управления
- Мотивация персонала в индустрии гостеприимства: проблема решения