Общие требования к итоговой аттестации студента, завершающего подготовку по основной образовательной программе 38.04.01 «Экономика», профиль «Управление социально-экономическим развитием территорий» (уровень магистратура)
Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) – самостоятельная работа студента, завершающего обучение по основной образовательной программе 38.04.01 «Экономика» выполняется в виде магистерской диссертации, тематика которой связана с выбранным местом производственной (преддипломной) практики, и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, направленную на решение конкретных задач в области экономики, затрагивающих различные вопросы управления социально-экономическим развитием территории, и последующую профессиональную деятельность в области (согласно п. 4.4 ФГОС):
- научно-исследовательской деятельности:
- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;
- разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;
- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;
- организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;
- разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов.
Дополнительные профессиональные задачи согласно Проект профессионального стандарта «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)»:
- «J.7 Поддерживать движение информации в подразделении»
- «I.8 Управлять информацией в подразделении»
- организационно-управленческой деятельности:
- организация творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководство ими;
- разработка стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их отдельных подразделений;
- руководство экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти.
Дополнительные профессиональные задачи согласно:
Исследования, являющийся элементом обоснования актуальности темы; ...
... и ограничений) явлений. Прикладная курсовая работа ― исследование реальных явлений, средством которого выступает некая научная модель. 1.2 Структура КР Структурными элементами (составными частями) КР являются: 1) титульный лист; 2) оглавление; 3) ...
ü проекта профессионального стандарта « Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность) »:
- «А.7 Управлять собственной деятельностью и развитием»,
- «C.7 Осуществлять текущую деятельность»
- «F.7 Поддерживать эффективные взаимоотношения в коллективе»,
- «В.8 Организовывать текущую деятельность в подразделении»
- «Е.8 Управлять человеческими ресурсами подразделения».
ü профессионального стандарта 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией »
- «A Организационное обеспечение деятельности организации»
- «B Документационное обеспечение деятельности организации»
- «D Информационно-аналитическая и организационно-административная поддержка деятельности руководителя организации»
- аналитической деятельности
- разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
- поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;
- проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;
- анализ существующих форм организации управления;
- разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом).
Дополнительные профессиональные задачи согласно профессионального стандарта 08.010 «Внутренний аудитор»:
- «В Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы».
- педагогической деятельности
- преподавание экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях;
- разработка учебно-методических материалов.
ВКР должна позволить проверить сформированные в ходе ее выполнения и за период обучения по основной образовательной программе набор компетенций, соответствующих видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, организационно-управленческая, аналитическая, педагогическая согласно ФГОС (см. п. 2.1 Требований).
Подготовленная студентом ВКР должна удовлетворять следующим условиям:
- В соответствии с п. 6.5 ФГОС анализ, осуществляемый в работе, должен основываться в том числе на конкретных материалах работодателей, на базе которых студент проходил преддипломную практику. Это могут быть материалы (п. 4.1 ФГОС):
- экономических, финансовых, маркетинговых и аналитических служб фирм различных отраслей и форм собственности;
- органов государственной и муниципальной власти;
- академических и ведомственных научно-исследовательских организаций;
- образовательных организаций высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций.
— Тема работы должна соответствовать тематике конкретных задач по видам профессиональной деятельности, к которым готовятся студенты, и определяемых согласно п. 4.4 ФГОС (см. выше).
Тема ВКР носит комплексный характер, т.е. должна предусматривать одновременно анализ и исследование экономических, организационно-технических, правовых, управленческих и других вопросов, затрагивающих выбранный объект и предмет исследования.
- Работа должна быть оформлена с учетом требований и правил оформления работ данного уровня (ГОСТ 7.32-2001).
— К защите работы студентом должны быть подготовлены соответствующие документы: текст ВКР (в печатном и электронном виде), доклад и презентация (доклад и графический/иллюстрационный материал должны полностью освещать тему работы, быть логически связанными и представлять собой единое целое).
- Подготовленный текст ВКР передается на рецензирование специалисту по профилю исследования. Рецензент определяется кафедрой государственного управления в соответствии с темой ВКР.
Подготовка ВКР завершается защитой работы с презентацией перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК), которая решает вопрос о присвоении студенту квалификации – магистр. В результате студенту выдается диплом государственного образца.
Таким образом, ВКР является для студента подтверждением достаточного уровня квалификации, соответствующей современным требованиям к ведению научно-исследовательской, организационно-управленческой, аналитической, педагогической видов профессиональной деятельности в сфере экономики, затрагивающей различные вопросы управления социально-экономическим развитием территории, а также развития способности самостоятельно решать конкретные задачи в анализируемой сфере на различных уровнях управления, на основании полученных за период обучения знаний, умений и навыков.
Особенности подготовки ВКР
Проверяемые при подготовке и защите ВКР компетенции согласно требованиям ФГОС
Выполненная, как самостоятельное исследование, ВКР должна позволить осуществить проверку компетенций основной образовательной программы 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), которые
Ø выбраны кафедрой государственного управления из ФГОС с учетом последующего научно-исследовательского, организационно-управленческого, аналитического, педагогического видов деятельности выпускников, освоивших программу,
Ø учитывают проведение государственной итоговой аттестации в 2-х формах и разделение компетенций, проверяемых:
- при подготовке к защите и защите ВКР,
- и при подготовке и сдаче государственного экзамена (Приложение Е);
- Ø допускают обоснование требований и критериев проверки ВКР.
Таким образом, при защите ВКР осуществляется проверка сформированных студентом компетенций, представленных в таблице 1.
Таблица 1 – Компетенции, проверяемые при защите ВКР
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 455 ;
№ п/п |
Проверяемая компетенция |
Форма проверки компетенции |
||
Общекультурные компетенции |
||||
1. |
ОК-1 — способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
Основа для проверки : Наличие в тексте работы теоретического обоснования использованных методов и специализированных средств для аналитической работы и научных исследований (например, рассмотрение используемых в работе теоретических подходов, терминологии, приемов и методов анализа, системы показателей, закономерностей, моделей и др.) |
||
ОК-2 «готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения» |
Основа для проверки: Ответы на вопросы комиссии (четкость, аргументированность, умение логически обосновывать ответ).
Основа для проверки: Наличие в работе обоснования авторского выбора при рассмотрении различных мнений по исследуемой проблеме (например, обоснование выбора определения, метода анализа или способа решения проблемы по результатам рассмотрения различных мнений отечественных и зарубежных исследователей и практических работников)
Основа для проверки: Наличие в работе оценки последствий рассматриваемых решений или решений, предлагаемых студентом, оценка экономического или социального эффекта, который может быть получен при внедрении предложений студента в практику хозяйствования и управления. |
|||
Общепрофессиональные компетенции |
||||
ОПК-2 «готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия» |
Основа для проверки : Наличие в ВКР материала, демонстрирующего умение студента осуществлять анализ возможных альтернативных вариантов решения управленческой проблемы с учетом социальных, или этнических, или конфессиональных или культурных различий (например, рассмотрение подходов к решению исследуемой проблемы в субъектах РФ, выделенных по национальному признаку, или оценка последствий рассматриваемых решений для различных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп населения) и качество осуществленного анализа. |
|||
ОПК-3 «способностью принимать организационно-управленческие решения» |
Основа для проверки: Студентом в работе должны быть сформулированы собственные предложения по совершенствованию существующих мер или предложены свои пути решения проблемы. |
|||
Профессиональные компетенции ( научно-исследовательская деятельность ) |
||||
9. |
ПК-1 — способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований |
— Оценка способности использовать различные методы и специализированные средства для аналитической работы и осуществлять их выбор для научных исследований Основа для проверки : Наличие в тексте работы аналитического обобщения результатов теоретических исследований и практической деятельности отечественных и зарубежных ученых и специалистов по рассматриваемой теме |
||
ПК-2 — способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования |
— Оценка способности владеть различными методами и специализированными средствами обоснования актуальности темы исследования, определения теоретической и практической значимости результатов исследования в аналитической работе или в научных исследованиях Основа для проверки : Наличие в тексте работы материала, содержащего обоснование актуальности темы исследования, определение теоретической и практической значимости результатов исследования |
|||
ПК-3 — способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой |
— Оценка способности использовать разнообразные методы и инструментальные средства проведения научных исследований Основа для проверки : Материал ВКР должен быть композиционно целостным и логически структурированным, демонстрировать использование 2-х и более методов проведения научных исследований — Оценка способности самостоятельно проводить исследования Основа для проверки : Через оценку студента руководителем в отзыве на выполнение ВКР по следующим критериям: «Соблюдение графика написания ВКР и выполнение требований научного руководителя» и «Самостоятельность, творческий подход к выполнению работы» |
|||
ПК-4 — способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада |
|
|||
Профессиональные компетенции ( аналитическая деятельность ) |
||||
ПК-8 — способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне |
— Оценка способности готовить аналитические материалы по вопросам развития территории, использовать методики анализа, проводить плановые расчеты в сфере управления развитием территории Основа для проверки : Наличие в работе аналитических материалов по вопросам, возникающим в рассматриваемой сфере, основанных на использовании количественных и качественных методов анализа (например, применение методов экономических группировок, прямого счета, соотношений, структуризации, социологического изучения, экспертных методов и др.) |
|||
Профессиональные компетенции ( организационно-управленческая деятельность ) |
||||
ПК-11 — способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти |
— Оценка способности обосновывать и анализировать решения в области управления персоналом Основа для проверки : Наличие в ВКР материала, демонстрирующего умение студента осуществлять анализ и/или обосновывать решения в области организации работы персонала в рассматриваемой сфере |
|||
Профессиональные компетенции ( педагогическая деятельность ) |
||||
ПК-14 «способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях» |