Научное эссе по истории экономики
Уважаемый студент!
В целях более глубокого и творческого изучения предмета истории (ИЭ) экономики Вам предлагается написать
в виде размышления на публичное высказывание, утверждение или провокационный тезис.
Эссе́ ( из фр. essai «попытка, проба, очерк» ) — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения авторапо конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность.
Утверждение, на исследовании которого построено эссе, может не содержать в себе непосредственного обращения к историческому факту, но раскрыть экономическую тему следует именно в историческом контексте.
В отличие от эссе по философии и филологии, где допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по истории экономики структура и содержание принципиально иные. От Вас ожидается ответ на вопрос: «Согласны ли Вы с данным высказыванием и почему?». В эссе по ИЭ обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.
Следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения, однако мера экстравагантности в рассуждениях должна быть уместной, сбалансированной со здравым смыслом и уровнем зрелости человека, обретающего высшее образование.
Необходимо вести рассуждение
в русле изучаемой науки
, то есть раскрывать преимущественно
экономические и исторические аспекты темы (но не юридические, политические, философские и т.д.).
Объем произведения предусмотрите от до страниц.
1.
Постановка проблемы.
Для написания эссе необходимо выбрать ту тему, которая Вам понятна, то есть Вы должны четко представлять – о чем данное высказывание. Переформулируйте и растолкуйте фразу в свойственном Вам стиле изложения, определив стоящую за ней экономическую
проблему.
2.
Структура эссе
может быть произвольной, однако в ней должны присутствовать традиционные смысловые части научного текста: введение, доказательство актуальности, аргументация, заключение и список источников.
Оцените эссе по экономике
... в рыночные отношения страны негативно влияет на её экономику, что только при свободных рыночных отношениях возможно её экономическое благополучие. Теория Я полностью согласна с автором высказывания ... своего предприятия. Гейтс считает, что внедрение компьютерных технологий выполнит эту задачу. 2. Информационные революции в истории цивилизации были : книгопечатание, в ... Оцените эссе по экономике по ...
3.
Необходимо тщательно подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. В качестве аргументов можно использовать:
— исторические факты хозяйственной жизни;
— факты из современной социально-экономической жизни;
— экономическую статистику;
— экспертные оценки специалистов.
Не следует пользоваться вторичными источниками (статьями с устаревшими данными), если информацию можно найти в официальной статистике. Список использованных источников может быть небольшим, но он должен быть подобран лично автором.
5. Аргументация и ценности. В основе любой аргументации всегда лежит система ценностей. К примеру, если материальное благополучие представляется Вам ценностью, а Вашему оппоненту – нет, то Вы не сможете обосновать свои предложения по экономической эффективности. Поскольку большинство жизненных ситуаций содержит конфликт ценностей, желательно применять принцип диалектической триады «тезис – антитезис – синтез». Рассмотрите полярные позиции по данному вопросу. Склонитесь к одной из них, либо продемонстрируйте искусство компромисса.
Указания на иные точки зрения могут быть прямыми, например: «А. Чубайс полагал, что …, а Р. Хасбулатов занимал иную позицию…». А могут быть неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…», но необходимо сослаться на источник таких обобщений.
Аргументация может носить теоретический характер (логические рассуждения и ссылки на теории) и практический (примеры истории и современности, статистические материалы).
Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) также приветствуется, но лишь в качестве дополнения, поскольку не носит обобщающего характера.
5.
Термины.
Использование экономических терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме. Эссе не должно быть перегружено терминологией.
8.
Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог авторским размышлениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что данное суждение справедливо (отчасти справедливо, не вполне обосновано, выражает заблуждение и т.п.)
».
9.
Творческая инициатива.
Если проблема Вам понятна, и Вы видите способы хотя бы частичного ее разрешения – изложите их в виде тезисов.
Эссе может быть написано в соавторстве двумя студентами для лучшей организации его обсуждения или представления полярных полемических суждений по рассматриваемому вопросу.
Желательно, чтобы эссе не только отвечало всем нижеизложенным требованиям, но и отличалось определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром. Аудитория будет благодарна, если Вы не только изложите научно-фактический материал по теме, но и приятно удивите нестандартностью и гибкостью своего мышления.
Защита эссе проводится следующим образом:
1. Авторы предлагают неподготовленной аудитории высказать свои суждения по теме, задавая вопросы, способствующие дискуссии. Выясняется степень осведомленности аудитории: анкетирование, прямой или предварительный опрос однокурсников с подсчетом голосов, викторины, загадки, кроссворды и т.п.
2. В зависимости от личных убеждений авторы излагают: либо полярные точки зрения, либо согласованную позицию, а также существующие иные точки зрения на данное утверждение. Возможна презентация или раздаточный материал.
3. Завершают защиту ответы на вопросы аудитории.
4. Эксперты выражают мнение относительно убедительности доводов авторов. Презентация работы оценивается комиссией из 3-х человек, состав которой меняется.
Критерии оценки творческого эссе
Достоинства работы |
Балл (максим. – 5) |
Работа с аудиторией: вопросы по теме, викторины, личные впечатления, юмористические опусы и т.п. |
|
Точность постановки проблемы и корректность ее формулировки |
|
Отчётливое в |
|
Раскрытие основных факторов, исторически обусловивших современное состояние вопроса |
|
Убедительность и многообразие средств аргументации авторской позиции (исторические труды, статистика, экспертные оценки, литературные источники, личные впечатления) |
|
Ответы на вопросы аудитории |
|
Использование средств наглядного восприятия (фотографии, презентации, ролики, графики и т.п.) |
|
Средний балл |
Примерные темы научных эссе по истории экономики – 2014
№ |
Тема эссе: Историко-экономическое исследование научной обоснованности утверждения: |
Фамилия, И.О. студента 73-1 |
Фамилия, И.О. студента 73-2 |
|
Х |
Х |
|
1 |
Энергетическая зависимость европейских государств от России усиливается |
||
2 |
Демографическая проблема перенаселения планеты –исторический миф |
||
3 |
Продовольственную проблему на Земле решить невозможно |
||
4 |
Войны способствуют экономическому развитию человечества |
||
5 |
Китай опередит Америку и станет сверхдержавой |
||
6 |
Успехи национальных футбольных команд зависят от суммы вознаграждений |
||
7 |
Проведение спортивных олимпиад экономически нецелесообразно для принимающих стран |
||
8 |
Экономическая глобализация завершится объединением рынков всех стран наподобие Евросоюза |
||
9 |
Страны Африки приближаются к экономическому расцвету |
||
«Возможен новый мировой кризис» ( |
|||
|
Х |
Х |
|
1 |
«Расходы на оборонный комплекс России (ВПК) чрезмерны и неадекватны угрозам» |
||
2 |
«Российский автопром исчерпал себя» ( |
||
3 |
Санкции Запада не опасны для России, экономическая изоляция всегда способствовала развитию ее экономики |
||
4 |
Современная Россия вновь начинает «кормить всю Европу хлебом» (по выражению |
||
5 |
«Центральный банк России высосал всю кровь из экономики, удерживая ставки на высочайшем уровне» ( |
||
6 |
«Накопительная пенсионная система в России невозможна» |
||
7 |
«Газопровод «Южный поток» вполне может оказаться нерентабельным» ( |
||
8 |
«Сибирь экономически самодостаточна и ее отделение от России исторически неизбежно» |
||
9 |
Легализация проституции в России экономически выгодна для государства и его граждан |
||
«Показатели российского экспорта иначе как позорными не могут быть названы» |
|||
Экономическая цена присоединения Крыма неоправданно велика |
|||
Нужны ли России расходы на космос? |
|||
Россия не может прожить без импорта продовольствия |
|||
Депопуляцию населения России невозможно остановить |
|||
«Слишком большие доходы от нефти – препятствие для развития инновационной экономики в России» ( |
|||
Распад Советского Союза нельзя было допускать: он привел регион к экономической катастрофе |
|||
|
Х |
Х |
|
1 |
«Объединение Хакасии и Красноярского края экономически выгодно для обоих субъектов» ( |
||
2 |
Саянский ТПК – исторически лучший, «золотой век» для экономики Хакасии |
||
3 |
Республика Хакасия обладает большим туристическим потенциалом |
||
4 |
Экономика Республики Хакасия исторически зависима от лояльности Москвы к первому лицу |
||
5 |
Инновационный потенциал Хакасии равен нулю |
||
6 |
Хакасия – инвестиционно-(не)привлекательный регион |
||
7 |
Республика Хакасия платит в федеральный бюджет налогов больше, чем получает обратно |
||
8 |
Малое предпринимательство в Хакасии – сообщество перекупщиков |
||
|
Х |
||
1 |
«Необходима агломерация между Абаканом и Минусинском» ( |
||
2 |
Отказ от строительства кремниевого завода в Абакане экономически не оправдан |
||
3 |
Экономисты не нужны на рынке труда Абакана |
||
4 |
Экономика Абакана устойчива в кризисные периоды из-за отсутствия крупных предприятий |
||
|
|||
1 |
Если бы реформы Столыпина были завершены … |
||
2 |
Если бы Россия не вступила в Первую мировую войну… |
||
Если бы случилась лишь Февральская революция… |
|||
3 |
Если бы новая экономическая политика 20-х годов утвердилась в качестве ведущей … |
||
4 |
Если бы Россия не оказала жесткого сопротивления Германии в годы Отечественной войны 1941-1945 гг., как это случилось во Франции… |
||
5 |
Если бы не состоялось соглашения в Беловежской пуще и Советский Союз не распался … |
||
Если бы … |
|||
… Тема по предложению студента |
6