Конспект истории «Экономика СССР в 1953-1964гг.»

Конспект
Содержание скрыть

Технологическая карта урока

Тема урока:

Тип урока:

Цели:

  1. Охарактеризовать экономические реформы Н.С. Хрущёва.

  2. Продолжить формирование гражданской позиции у обучающихся.

  3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, основываясь на фактах.

Оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя, Деятельность ученика, Формирование УУД

I . Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка класса к работе.

Регулятивные : целеполагание.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками.

II . Актуализация знаний

  • В течение нескольких уроков мы изучали политическую жизнь в 1953-1964 гг.
  • Давайте вспомним, какие изменения происходили в политической жизни общества в 1953-1964 гг.? Каков был их характер?

Обучающиеся перечисляют изменения в политической жизни общества в 1953-1964 гг.

Изменения в политической жизни общества носили

противоречивый и ограниченный характер

Познавательные : выделять

главную информацию и совершенствовать умение

передавать её в устной форме.

Регулятивные: корректировать свои действия.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества

с учителем и сверстниками; развитие речевой деятельности.

III . Постановка учебной задачи

4 стр., 1763 слов

Практическая работа 4 Обществознание 10 класс Политическая сфера общества

... между элементами системы по поводу политической власти. 3. Социально-политические и правовые нормы регулируют политическую жизнь общества и процесс политической власти, устанавливают границы допустимого политического поведения, личную ... правления. С 8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль выборов в политическом процессе». Составьте план, в соответствии с которым вы ...

Посмотрите видеофрагмент выступления Н.С. Хрущёва на 22 съезде КПСС (октябрь 1961г.) и ответьте на вопрос.

Вопрос: Что было необходимо для построения коммунизма в СССР к 1980 году?

  • Что нужно было сделать для экономики страны, чтобы она развивалась?
  • Экономические реформы Н.С. Хрущёва получили неоднозначную оценку:

1.Проведённые Н.С. Хрущёвым реформы позволили добиться значительных успехов в экономике.

2.Проведённые в годы «оттепели» экономические реформы не дали положительного эффекта.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

  • Для построения коммунизма в СССР надо было развивать экономику страны.
  • Необходимо провести реформы.

Обучающие должны в конце урока выполнить проблемное задание.

Познавательные: анализировать и интерпретировать информацию,

содержащуюся в готовых информационных объектах.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные : развитие

речевой деятельности.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

  • После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве СССР разгорелись с новой силой. Были выдвинуты две программы экономических преобразований в СССР: программа Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущёва. Давайте познакомимся с этими программами.

Задание: Используя материал документов № 1 и № 2, ответьте на вопросы (Приложение 1)

  • Какие же экономические реформы были проведены Н.С. Хрущёвым? Каковы их результаты?

Класс делится на 3 группы: аграрии, промышленники и социологи. Каждая группа делится на пары: теоретики и аналитики, которые получают задания (Приложение 2, 3, 4).

Теоретики

рассказывают об экономических

реформах, а аналитики — анализируют, выделяют достижения и просчёты экономических реформ и записывают их в таблицу.

Обучающиеся работают с

документами и отвечают на вопросы.

  • Г.М. Маленков предлагал в своей программе интенсивный путь развития экономики страны, а Н.С. Хрущёв – экстенсивный путь развития.
  • Население выбрало бы программу Г.М. Маленкова, так как в ней больше всего уделялось экономическим методам

стимулирования развития

промышленности и сельского хозяйства.

  • Победа Н.С. Хрущёва в политической борьбе дали ему возможность осуществить свою экономическую программу.

Обучающиеся выполняют

задания в парах и представляют результаты своей работы.

Познавательные: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную информацию; представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблиц)

Регулятивные: планирование; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей.

Коммуникативные : развитие

речевой деятельности,

20 стр., 9811 слов

Информация экономический ресурс

... называя его по-разному — технология, научно-технический прогресс, наука, информация. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории. Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с ... полного извлечения и переработки нефти (в настоящее время коэффициент отдачи пластов в среднем для топливных ресурсов составляет около 45%, в том числе для ...

устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми;

  • формирование действий по организации и планированию работы в группе; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

V. Первичное закрепление

  • Проанализируйте диаграмму «Темпы роста промышленного и

сельскохозяйственного производства в 1951-1965 гг.» (Приложение 6)

  • Почему происходило снижение темпов экономического роста в промышленности и в сельском хозяйстве?
  • Происходило снижение темпов экономического роста в промышленности и сельском хозяйстве.
  • Экономические реформы Н.С.

Хрущёва носили ограниченный и противоречивый характер.

Познавательные:

умение структурировать знания; обобщать и интерпретировать информацию; умение осознанно и

произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция действий.

Коммуникативные : развитие

речевой деятельности;

  • действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Давайте обратимся к проблемному заданию, которое вам было предложено в начале урока.

Проблемное задание: Приведены две точки зрения на экономические реформы Н.С. Хрущёва:

1.Проведённые Н.С. Хрущёвым реформы позволили добиться значительных успехов в экономике.

2.Проведённые в годы «оттепели» экономические реформы не дали положительного эффекта.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Факты подтверждающие 1 точку зрения:

1.1953-1964 гг. – прирост с/х составил 34%

2. Объём промышленной

продукции предприятий группы «А» составил 75%

3. Повышение окладов в

промышленности

Факты подтверждающие 2 точку зрения:

1. Выросли цены на продукты повседневного спроса

2. Снижение темпов роста

производства предметов

потребления (группа Б)

3. С 1963г. начались постоянные закупки зерна за границей

Познавательные: выделять главную информацию; использовать информацию для объяснений и доказательств фактов в различных учебных ситуациях.

Регулятивные :

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные : удовлетворительно владеть

нормами и техникой общения, развитие речевой деятельности.

VII . Рефлексия деятельности

Проведете самооценку собственной учебной деятельности:

+ — мне всё было понятно, много узнал нового

4 стр., 1785 слов

«Восстановление экономики и политическое развитие СССР в послевоенный ...

... 1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны». Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы. Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в ...

? – остались вопросы, не всё было понятно

V – проблема, поднятая на уроке меня заинтересовала, хотел бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Каждая группа заполняет «Лист

оценивания» (Приложение 8)

Обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия.

Регулятивные : оценка своей деятельности и уровня усвоения

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

VIII . Домашнее задание

& 40, напишите эссе по теме: «Жить стало лучше»?!

Обучающие записывают

домашнее задание в дневник

Приложение 1, Задание к документам 1, 2:

1. Выпишите основные положения экономических программ Н.С. Хрущёва и

Г.М. Маленкова.

2. Какой путь развития с/х и промышленности предлагал Г.М. Маленков?

3. Какой путь развития с/х и промышленности предлагал Н.С. Хрущёв?

4. Как вы думаете, какую программу выбрало бы население? Почему?

5. Почему была выбрана программа Н.С. Хрущёва?

Документ 1

Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г

Самая насущная и важнейшая народнохозяйственная задача состоит в том, чтобы добиться крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства и в течение 2-3 лет резко повысить обеспеченность всего населения страны продовольственными товарами, обеспечить колхозному крестьянству высокий уровень материального благосостояния. …Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте урожайности.

Совет Министров СССР и Президиум ЦК признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства , картофель, овощи. Признано…снизить нормы обязательных поставок государству колхозами продукции животноводства и поставок овощей.

Предстоит укрепить колхозы и совхозы руководящими и массовыми кадрами. Только на основе мощного подъема сельскохозяйственного производства можно решить задачи в области благоустройства села и улучшения быта колхозников.

Необходимо решительно преодолеть отставание в производстве зернофуражных культур. Для этого необходимо расширить посевные площади…

XX съезд КПСС

Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного, По промышленности

1. Определить рост промышленной продукции за пятилетие примерно на 65 процентов.

Считать первоочередными задачами шестой пятилетки в области промыш­, Обеспечить дальнейшее значительное развитие промышленности, произво­

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Документ 2, Из речи председателя Совета министров СССР Маленкова Г.М. на, …Неотложная задача состоит в том, чтобы на основе общего подъема всего, Не увеличивая розничных цен в торговле и неуклонно осуществляя полити­, Одновременно с повышением материальной заинтересованности колхозни­, Правительство и Центральный Комитет партии сочли необхо­

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

11 стр., 5179 слов

Учебно-методический комплекс по истории: современные проблемы ...

... учебник, методические пособия для учителя и школьника, аудиовизуальное приложение. 1.2 Основные компоненты современного учебно-методического комплекса по истории ... уроков с учетом разного уровня развития учащихся Студеникин М. Т. Методика преподавания истории ... Стандарт, учебно-методический комплекс по истории для 5 класса. Структура работы ... материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность ...

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 87-88.), Приложение 2, Первая группа, Задание для теоретиков:

  1. Прочитайте учебник & 40 п. 2, стр. 278-279

II . Ответьте на вопросы:

1. Когда и как началось освоение целины?

2. Какие мероприятия правительства укрепили положение колхозов?

3. Какие изменения происходили в жизни колхозников?

4. Проанализируйте решение о реорганизации МТС от 1959г.

5. Какие решения были приняты относительно личных подсобных хозяйств?

6. Расскажите о «кукурузной эпопее» и её результатах.

7. В чём проявился кризис сельского хозяйства, и какими методами правительство пыталось выйти из него?

8. Какие события произошли в Новочеркасске?, Первая группа, Задание для аналитиков:

I . Прочитайте учебник & 40 п. 2, стр. 278-279

II . Выявите достижения и просчёты в развитии сельского хозяйства. Заполните таблицу.

Приложение 3, Вторая группа, Задание для теоретиков:, Прочитайте учебник & 40 п. 3, стр. 280-281, Ответьте на вопросы:

1. Охарактеризуйте развитие предприятий лёгкой и тяжёлой промышленности.

2. Каковы были успехи в развитии НТП?

3. Какие административные преобразования в экономической политике проводил Н.С. Хрущёв?

4. Проанализируйте темпы экономического развития.

5. К какому этапу развития перешёл СССР в конце 50-х начале 60-х гг.?, Вторая группа, Задание для аналитиков:

I . Прочитайте учебник & 40 п. 3, стр. 280-281

II . Выявите достижения и просчёты в развитии промышленности. Заполните таблицу.

Приложение 4, Третья группа, Задание для теоретиков:, Прочитайте учебник, Ответьте на вопросы:

1. Какую направленность носила экономическая политика Н.С. Хрущёва?

2. Охарактеризуйте программу мер, нацеленную на улучшение жизни населения в середине 50-х годов:

  • зарплата;
  • пенсионная реформа;
  • образование;
  • продолжительность рабочей недели.

    3.

Охарактеризуйте жилищную программу.

4. Как изменялись бытовые услуги?

5. Как меняется социальная политика на рубеже 50-60-х гг.?, Третья группа, Прочитайте учебник

II . Выявите достижения и просчёты в социальной политике. Заполните таблицу.

8 стр., 3913 слов

По иностранному языку включает в себя следующие задания

... Приложение 2). Время подготовки – 10 минут. Форма проверки – передача общего содержания текста на русском языке. 3. Беседа с экзаменатором на немецком языке по ... - научные монографии по широкому профилю кафедры и по узкой специальности ... группы и охватывает следующий круг специальностей: - Маркетинг; - Менеджмент; - Бухгалтерский учет, статистика; - Финансы и кредит, банковское дело; - Экономика ...

Приложение 5, Экономика СССР в 1953-1964 гг.

  • Повышение закупочных цен на с/х продукцию
  • Увеличение расходов на социальное развитие
  • Укрепление материально-

технической базы колхозов

  • Поддержка личного подсобного хозяйства
  • Введение принципа

планирования снизу

  • Колхозы должны были выкупать технику по завышенным ценам в течение года
  • Потеря кадров механизаторов
  • Передача личного скота колхозам и совхозам
  • «Кукурузная эпопея»
  • Освоение целины

Промышленность и

НТП

  • Объём промышленной продукции предприятий группы «А» составил 75%
  • Строительство электростанций
  • Использование нефти и газа
  • Выпуск искусственных материалов
  • Использование тепловозов

и электровозов

  • Создание ракетно-космической техники
  • Снижение темпов роста производства предметов потребления (группа Б)
  • Создание совнархозов

(рост армии управленцев)

  • Промышленность развивалась за счёт строительства новых предприятий

Социальная политика

  • Повышение окладов в промышленности
  • Увеличивались пенсии и снижался пенсионный возраст
  • Бесплатное образование
  • Продолжительность рабочей недели 46 часов
  • Жилищное строительство
  • Радиовещание охватило всю страну
  • Были снижены расценки на производстве
  • Выросли цены на продукты повседневного спроса

Социальная политика 1

Приложение 7

Словарь

Интенсивное хозяйство –, Экстенсивное хозяйство –, Предприятия группы «А», Предприятия группы «Б»

Целина – это земля, которая никогда не возделывалась.

Приложение 8, Лист оценивания