-
Булатов А. С. Общая экономика. Издательство Ю Р ИСТЪ Москва 1999./www.nuru.ru.
-
Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 400с.
-
Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник. – М.: Форум:ИНФРА-М, 2011. – 224с.
Оборудование:
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Экран
Структура урока
№ п/п
Название этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Время
(мин.)
1.
Организационный момент
Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач
Построение, приветствие. Подготовка к уроку
3
2.
Повторение ранее изученного материала
Задаются вопросы, контроль ответов
Отвечают на предложенные вопросы по предыдущему уроку, работа с блок-схемой
10
3.
Изучение нового материала
Рассказ преподавателя с использованием технических средств, прерываемый вопросно-ответным диалогом
Слушают, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, работа в группах: приводят примеры каждой из функций рынка в действии, выявляют положительные черты конкуренции
60
Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических ...
... по повышению результативности методической работы способствуют успешной организации инновационной педагогической деятельности преподавателей ... связи с этим актуализируются вопросы обновления содержания образования, ... методической деятельности пользуются учащиеся на уроках. Педагогическая деятельность, осуществляемая ... основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности ...
4.
Закрепление и контроль знаний при помощи устных вопросов; проверка заполнения таблицы, выполнение проверочной работы
Проверяет запись таблицы, даёт наводящие вопросы для того, чтобы и слабые студенты смогли написать проверочную работу
Работа групп над тестовыми заданиями
10
5.
Итоги урока
Подводит итог занятия, объявляет оценки
Студенты самостоятельно оценивают деятельность своей группы на уроке с помощью таблицы оценки знаний
2
6.
Задание на дом
Объявляет домашнее задание, срок сдачи: По группам: характеристика национальных моделей рыночной экономики: США, Швеция, Германия, Япония.
5
Ход занятия
Дата
Группа
Тема урока: Рынок и его функции
Распределение времени на основные этапы урока
Организ. момент
Анализ письмен, лаборат.
и практ. работ
Повт.
предыдущ.
материала
Изучение
нового материала
Упраж.
для
закрепления
пройденного
материала
Задание на дом
Итоги урока
3
10
60
10
2
5
Цель урока
Образовательная (познавательная):
-
ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, конкуренция;
-
выявить функции рынка, определить виды рыночной экономики;
8 стр., 3673 словРыночные отношения в экономике
... труда 1) экстенсивный 2) интенсивный Рыночные отношения в экономике 1. Одной из задач экономической науки яв ... ляется обобщающим для всех остальных понятий 1) рынок сырья 2) рынок земли 3) рынок ре ... 3. Экономическая наука изучает 1) последствия воздействия общественного про ... народного хозяйства 11. Какие доходы из приведённых в списке должны быть учтены ...
-
расширить знания учащихся в разделе “Рыночная экономика”, углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы;
-
развитие коммуникативной культуры учащихся.
Развивающая (практическая):
-
развитие логического мышления, внимания, памяти;
-
развивать умение анализировать изучаемое;
Воспитательная :
Наглядные пособия к уроку
-
Учебники В.Г. Слагода «Основы экономики», Л.М. Куликов «Основы экономической теории»
-
Презентация «Рынок и его функции»
Группа делится на четыре группы самостоятельно. Урок сопровождается презентацией PowerPoint (приложение 2)
-
Организационный момент .
Проверка готовности студентов к занятию.
-
Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания реализуется в два этапа:
Фронтальный опрос по основным вопросам предыдущей темы (слайд № 2).
Работа с блок-схемой. Необходимо дополнить пропуски в блок-схеме, которая в распечатанном виде имеется у каждой группы (слайды № 3-4).
Основные вопросы для повторения
№№ п/п
Содержание вопросов
Методы опроса
Фамилия учащихся,
намеченных к опросу
1
Какие черты характеризуют административно-плановую систему?
Фронтальный опрос
2
Почему административно-плановая система оказалась неэффективной, маловосприимчивой к научно-техническому процессу?
Фронтальный опрос
3
Заполняют схему
Предмет, структура и функции экономической теории
... должны быть использованы для ускорения экономического развития страны. Экономическая теория помогает разобраться в вопросах спроса и предложения, эффективности рынка, ценовой стратегии, инвестиций, развития производства, социальной политики, механизма функционирования современной ...
Работа в группах
3 . Усвоение новых знаний.
Изучение темы (узловые вопросы)
№№
п/п
Содержание вопросов
Методы
1
Подготовка к лекции
Записи в тетради
2
Значения слова «рынок»
Обсуждение
3
Определение рынка как экономической системы
Обсуждение
4
Основные причины возникновения рыночной экономики
Чтение, беседа
5
Функции рынка
Просмотр презентации, лекция с элементами беседы
6
Конкуренция
Лекция, обсуждение
7
Виды рыночной экономики
Работа с учебником, беседа
8
Виды рынков
Лекция с элементами беседы, презентация
Краткое содержание узловых вопросов
Сегодня мы начинаем работу над новой темой дисциплины и рассмотрим значения слова «рынок». Подготовка к лекции. Запись темы урока: «Рынок и его функции»
Слайд 5: Фронтальная работа с группой – ответ на вопрос: “Что такое рынок?”. В ходе обсуждения выясняются два значения этого слова, определяется рынок как экономическая система:
Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.
Слайды № 6-10:
Слайд № 11.
Слайды № 14-15.
Слайды № 16-21.
Слайд № 21
Лекция
Рынок и его функции
Рынок
Рынок – обязательный компонент товарного производства. Становление понятия рынок шло постепенно. Сначала рынок рассматривался как несколько объектов. С развитием ремесел, городов и торговли, понятие и характеристики рынка совершенствуются. Углубление общественного разделения труда (ОРТ) привело к более сложному значению. В настоящее время рынок – это совокупность экономических связей между покупателями и продавцами по поводу обращения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов хозяйства.
Производство и спрос на экономические ресурсы
... продаж и соответственно уменьшение количества труда. Спрос на труд имел бы тен-денцию к неэластичности. 5.ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ РЕСУРСОВ До сих пор мы концентрировали внимание в своих рассуждениях на одном переменном вводимом факторе производства, ...
Современная рыночная организация обеспечивает возможности производства и потребления посредством механизма конкуренции, спроса, предложения и цен.
Рыночное хозяйство зарождается там, где выполняются следующие условия:
Существует ОРТ
Существует частная собственность выраженная в экономической обособленности рынка.
Общественное разделение труда означает специализацию каждого отдельно взятого производителя на производстве определенного товара. Эти товары предназначены для личного потребления и для продажи на рынке. Полученный доход производитель использует на расширение производства и личные нужды. Наличие частной собственности, как основы частного интереса, является движущей силой в организации производства для получения богатства.
Частная собственность разъединяет производителей и способствует формированию конкурентной среды, которая приспосабливает производство к потребностям. Размер частной собственности определяет величину экономической свободы.
Таким образом, рынок – это система основанная на самоорганизации и взаимодействии спроса-предложения, цены и конкуренции.
Для нормального функционирования нужны дополнительные условия:
Наличие постоянного резерва факторов производства и их мобильность;
Развитая рыночная инфраструктура;
Свободный доступ к информации.
Наличие резерва в виде капитала, труда и трудовых и природных факторов производства обеспечивает развитие производства и экономический рост, а их подвижность способствует эффективному размещению. В результате реализуется возможность конкурентного развития в экономике для удовлетворения общественных потребностей.
Развитая рыночная инфраструктура является необходимостью так как способствует продвижению товарно-денежных потоков. Инфраструктура способствует не только сбыту товара, но и привлечения дополнительных капиталов для развития производства. Она также обеспечивает непрерывность круговорота ресурсов, благ.
Современный рынок не может не может обойтись без информации. Информация – преобладающий фактор по отношению к природным ресурсам и капиталу.
Функции рынка:
1. Ценообразующие – связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.
2. Стимулирующая – побуждает производителя к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли.
3. Распределительная – обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, регионами, сферами и отраслями.
4. Регулирующая – предполагающая соответствие объемов производства и потребления, поддержание спроса и предложения.
Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке
... работы будут рассмотрены взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке, а также денежная масса и денежные агрегаты. Глава 1. Понятие рынка В самом общем виде рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и ...
5. Дифференцирующая – которая способствует разделению производителей, обогащению одних и обеднению других.
6. Сканирующая – возможность рынка самостоятельно восстанавливаться.
Роль рынка:
1. Рынок определяет объем, структуру и массу продукции которую надо произвести
2. Рынок удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития.
3. Рынок нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса.
4.Рынок выполняет санитарную роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства.
-
Первичная проверка понимания и закрепление материала
Контроль знаний при помощи таблицы
Для того, чтобы выяснить, насколько вы поняли материал, предлагаю выполнить задание в раздаточных материалах.
У студентов, в раздаточных материалах, в задании предлагается соотнести функцию и ее характеристикой
1. Функция саморегулирования товарного производства
А) при понижении цен производители сокращают производство, внедряют новую технику, технологии
2. Стимулирующая функция
Б) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене
3. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда
В) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене
4. Регулирующая функция
Г) при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство сокращается
5. Демократизация хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления
Д) действует в условиях бездефицитного производства
Ответы: 1-г; 2-а, 3-д, 4-в, 5-б
-
Подведение итогов урока.
Вывод:
Выставление оценок (слайд 22)
-
Рефлексия
Проходит в виде работы групп над тестовыми заданиями (см. Приложение 1).
слайде №23
-
Задание на дом.
Домашнее задание: