План- конспект по географии «Экономическое районирование РФ» (9 класс)

Конспект
Содержание скрыть
    1. Гожих В.Н. Методы обучения географии. Учебное пособие. ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Чебоксары, 2001г. (с. 10-45)

    2. Душина И.В. Панурова Г.А. Как учить школьников географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и Университетов по географическим специальностям. М.: Просвещение, 1996 г. (с.159 – 174)

    3. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений 7-е издание, переработ. М.: Дрофа, 2001 (с. 199 – 215)

    4. Родионова И.А. Экономическая география. Полный курс для поступающих в ВУЗы. Учебно- справочное пособие. М.: ид-во «Экзаменг», 2003 (с. 466 — )

    5. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география 9-11 классы. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000 (с. 55 – 94)

Структура урока.

    1. Организационный момент – 1 мин.

    2. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока – 1 мин.

    3. Актуализация необходимых знаний – 1 мин.

    4. Разъяснение новой темы (с элементами практической работы учащихся в тетради) – 32 мин.

    5. Закрепление – 5 мин.

    6. Итоги урока и домашнее задание – 5 мин.

Ход урока.

      1. Организационный момент – 1 мин.

а) взаимное приветствие

б) доклад дежурных об отсутствующих учащихся на уроке

в) оформление журнала

II

Учитель:

Мы сегодня начинаем с вами новый раздел нашего курса – это «Хозяйственные регионы России» и темой нашего урока является «Экономические районы России». Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.

Открывают тетради, записывают число и списывают тему урока с доски, Девиз нашего урока: «Расскажи мне – и я забуду,, Покажи мне – и я запомню,, Дай мне сделать самому –, И я научусь», Китайская мудрость.

Поэтому перед нами стоит следующая цель: « Мы сегодня должны познакомиться с методами и видами экономического районирования нашего государства и попробовать выделить экономические районы на картосхеме России»

9 стр., 4127 слов

Методические рекомендации: Методические рекомендации по изучению экономических районов в ...

... задачу методики входит определение наиболее целесообразных сочетаний логических процессов в обучении и упражнений учащихся в их применении. Этим обуславливается необходимость связи методики обучения экономической географии с ... только при изложении на уроке нового материала, но и при проверке знаний учащихся. Если учитель географии будет пытаться опросить учащихся по всему материалу, изложенному в ...

      1. Актуализация необходимых знаний.

Сегодня нам понадобятся следующие знания:

особенности Ф.Г.П. России;

  • природное районирование территории России;
  • административно-территориальное устройство России;
  • знания о федеральных округах России;
  • особенности природных условий страны;

IV

Ребята, мы живем в уникальной стране. В чем же заключается её уникальность? Давайте же назовём факты, подтверждающие её уникальность.

Ученики

  • Самая большая страна мира

  • Самая богатая по количеству и разнообразию природных ресурсов

  • Лежит в двух частях света – Европе и Азии

  • Находится на переходном этапе от командной системы к смешанной

  • 60% территории находится в зоне планетарного Севера

  • 80% населения живет в Европейской части России

  • Основные запасы природных ресурсов в Азиатской части России

  • Омывается морями трех океанов

  • Состоит из 89 субъектов Р.Ф. по Конституции РФ

  • Образовано 7 федеральных округов (по указу Президента Р.Ф. В.В. Путина в 2000 г.)

  • Лежит между важнейшими полюсами Мирового хозяйства (Страны Европейского союза, страны Персидского залива, страны НИС и Азиатско-Тихоокеанского региона)

Добавляет особенности, не названные учащимися

Таким образом, мы видим, что наше страна является поистине уникальным государством, которым мы можем гордиться.

У нашей страны хорошие перспективы и что бы была возможность реализовать их нам необходимы знания экономического устройства России.

Территория России огромна и поэтому нельзя изучить её экономику не разделив её на регионы. Ещё виднейшие ученые России (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, Д.И. Менделеев) применяли метод районирования- деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, особенностями жизни людей.

Районирование – важнейший метод географии — единственный науки, для которой он является основным.

География использует разные варианты районирования. Во-первых, всю территорию страны можно разделить на районы, не оставляя между ними свободных пространств (так мы с вами делили Россию на крупные природные комплексы в 8 классе).

24 стр., 11950 слов

Курсовая работа: Налоги России и стран рыночной экономики

... курсовой работы является раскрытие особенностей построения налоговых систем России и стран с рыночной экономикой. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: дать понятие налогов ... возмездно и не являющихся поэтому налогом. Действительно, налоги в отличие от заемных средств ... платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть ...

При этом методе районирование идет как бы сверху от всей территории страны, которую делят на крупные районы одного рода до самых маленьких районов. Поэтому выделяют районы макроуровня, мезоуровня и микроуровня.

А что означают эти понятия?, Макроуровень –, Микроуровень –, Мезоуровень –

Второй метод называется узловым районированием, где прежде всего выделяют центры объектов и явлений, а затем окружающие и тяготеющие к ним территории на которых оказывают влияние центры. Границы подобных районов менее четкие. Примером такого районирования может служить влияние крупных городов на экологию окружающих территорий.

Мы же будем использовать при выделении экономических районов первый метод – т.е. деление страны на районы макро-, мезо- и микроуровни.

С этой целью, ребята, в своих тетрадях вы должны сейчас нарисовать картосхему России. Для этого можете использовать обложки своих учебников, их форзацы, а так же карты атласов. У кого же проблемы с рисованием то просто нарисуйте прямоугольник размером в полстраницы.

Ученики

В тетрадях учащиеся рисуют картосхему территории Российского государства. , Учитель

На этой схеме теперь выделяем экономические районы макрокроуровня. Мы их назовем экономическими зонами.

Как вы думаете что это за районы?

Учащиеся

Европейская и Азиатская части

Учитель

Европейскую часть назвали Западной экономической зоной, а Азиатскую часть – Восточной.

Учащиеся

В тетрадях выделяют зоны, а учитель на доске

Учитель

Теперь выделим экономические районы среднего уровня. Естественно их больше.

В Западной экономической зоне их 4, а в Восточной их 2. Они называются — в Западной зоне: Центр Европейской части России, Север Европейской части России, Юг и Восток Европейской части России; в Восточной зоне: Сибирь и Дальний Восток.

(Параллельно на картосхеме учитель выделяет эти районы мезоуровня)

Учащиеся , В след за учителем учащиеся выделяют эти районы в тетрадях

Учитель

В составе каждого района мезоуровня в свою очередь выделяются районы микроуровня – экономические районы.

В центре Европейской части России 4 экономических района: Центральный экономический район, Северо-Западный экономический район, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский.

Север Европейской части не делится и называется Северным экономическим районом., Юг так же не делится и называется Северо-Кавказским., Восток делится на два экономических района: на Поволжский и Уральский., Сибирь делится на два: Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский., Дальний Восток не делится и называется Дальневосточным.

(Параллельно на картосхеме учитель выделяет районы микроуровня).

Особый статус имеет Калининградская область, т.к. это анклав России.

Учащиеся

В след за учителем учащиеся выделяют эти районы в тетрадях

V. Закрепление

5 стр., 2164 слов

Курсовой проект: Структура курсового проекта и экономической части

... =ИБ+ ЕН КББ Е Н – нормативный коэффициент экономической эффективности ( 0.15) Общие положения Курсовой проект и организационно - экономическая часть квалификационных работ (дипломных проектов) предполагает использование дипломником знаний, полученных в ...

Учитель

И так ребята, сколько всего экономических районов на территории России? Перечислите и покажите их на моей картосхеме.

Учитель , Ребята, а как вы думаете, в составе какого экономического района находится наша республика?

Учащиеся

Волго-Вятский (правильный) или Поволжский (неправильный)

Учитель

Правильно, ребята, мы находимся в Волго-Вятском экономическом районе.

Таким образом, полученные сегодня на уроке знания об экономических районах позволят нам лучше освоить курс региональной географии России и использовать эти знания в повседневной жизни, ведь даже прогноз погоды даётся по экономическим районам.

VI

§ 38,39 прочитать и выучить названия экономических районов макро, микро и мезоуровней. Принести контурные карты и цветные карандаши для выполнения практической работы на следующем уроке.

На этом наш урок окончен. дежурные приведите кабинет в порядок. Спасибо за внимание.

Учащиеся , Встают, покидают кабинет, дежурные убирают надписи с доски.