Конспект открытого по окружающему миру «Что такое экономика?» 2 класс

Конспект

«Конспект открытого урока по окружающему миру «Что такое экономика?» 2 класс»

КОНСПЕКТ УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?»

2 класс

Учитель: Тарасова Н.П.

2017-2018 уч год

Конспект открытого урока окружающего мира по теме:

«Что такое экономика?»,

2 класс, УМК «Школа России»

Формирование УУД

Ученик научится или получит возможность научиться:

Личностные действия

-ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе;

Регулятивные действия

Целеполагание

Коррекция

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

Познавательные УД

Общеучебные УД

Логические УД

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера;

-применять методы информационного поиска

-проводить рефлексию результатов деятельности;

-проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

Коммуникативные действия

-слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

— управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия.

Цель. Сформировать понятие «экономика».

Задачи.

Обучающие:

  • сформировать новое понятие «Экономика»;
  • обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;
  • сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;
  • обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, группировать, обобщать;
  • развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.

Методы и методические приёмы:, Формы работы:

Ход урока.

  1. Вводная часть.

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, проверка посадки.

  • Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

Улыбнулись, подтянулись.

На меня все посмотрели

И спокойно, тихо сели.

  • Здороваясь, мы пожелали нашим гостям здоровья, а вам я желаю ребята успешной работы на уроке.
  • А какие правила успеха вы возьмёте на урок, какие умения необходимы для плодотворной работы?

Д .- умение слушать друг друга,

  • не перебивать одноклассников,
  • ясно выражать собственные мысли,
  • при принятии решения уметь договариваться,
  • быть дисциплинированными
  • работать дружно
  1. Знакомство с новым разделом учебника. Знакомство с задачами этого раздела.

  • Мы закончили изучение большого раздела, посвященного природе.
  • Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом.
  • Откройте учебники на стр. 103 и прочитайте его название.

Д. -«Жизнь города и села»

  • Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? Прочитайте.

Дети читают.

  • Эти задачи будут стоять перед нами на протяжении нескольких уроков.
  • Взгляните на экран. Что вы видите?

Д. -Город и село.

  • Правильно. На какой картинке изображён город, а на какой село?

Дети читают  1

  • А сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 команды: 1-вариант- «сельские жители» ,а 2- вариант- «городские жители». Наши гости – команда «семья».

-Представьте, что семья решила поселиться на новом месте, только не могут решить, где же поселиться: в городе или в селе. Убедите наших гостей, что ваш город или ваше село – самое лучшее место для жительства.

Д.- «городские жители»., Д.- «сельские жители».

ответ гостей

III Актуализация знаний, постановка проблемы.

1.Определение темы и целей урока.

  • Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом с ним находится новое для вас понятие…

Слайд . 

  • Какое слово зашифровано?(экономика)
  • Назовите тему урока.

Д. -«Что такое экономика?» Слайд

  • Давайте определим цель урока. Слайд

Для этого используйте начало фразы:

Д.- Я думаю, что узнаю

  • Мне хотелось бы узнать
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части(отрасли экономики).

Слайд

2. Знакомство со значением слова «экономика». Выбор способов добывания новой информации.

  • Где раньше вы встречались с этим термином, где его слышали? (По телевизору, по радио, от взрослых…)Давайте попробуем объяснить, что такое экономика, как появилось такое понятие?
  • Каким способом можно добыть нужную нам информацию по данной теме? (Можно спросить у взрослых, можно посмотреть в словаре или справочнике, в учебнике, тетради, интернете).

  • Добудем информацию о понятии «экономика» разными способами:

1-ая парта 1-го ряда – с помощью учебника (стр. 104) находят и записывают определение в тетради (на стр. 67)

Сивоконь Вика– с помощью толкового словаря

Все остальные учащиеся работают вместе со мной: будем разгадывать кроссворд, по мере выполнения задания группа учащихся присоединяются к нам. Слайд

  1. Презентация ответов групп.

  • Разгадывая кроссворд, какое определение слову «Экономика» вы нашли ?

Д.- Это хозяйство. Слайд

1ряд .( по учебнику даётся определение, что «Экономика» – это хозяйственная деятельность людей.)

2 ряд. (в толковом словаре –« Экономика» – искусство ведения домашнего хозяйства ,(производство, распределение, обмен, потребление благ).

Ещё древние греки использовали понятие «Экономика» , от др.-греч. слово «ЭКОС» – дом и «НОМОС» – закон, правило, буквально звучит – правила ведения хозяйства ,в современном мире экономика-это отношения между людьми, которые складываются, когда одни создают товар, другие его продают , а третьи — покупают.

Какое же слово объединяет все определения? (хозяйство)

  • И деятельность людей, без которой ведение хозяйства невозможно.(слова появляются на доске)

IV Закрепление понятия

Уч.:Подберите родственные слова понятию экономика «экономический, экономист, экономный»

  • Экономный — это какой?
  • Я думаю бережливый.
  • В народе говорят «Копейка рубль бережёт» Это как понимать?
  • Это значит быть экономным.
  • Чтобы экономика была крепкой, важно быть экономным жителем страны, членом семьи.

У. – Давайте определим, какие товары жизненно необходимы человеку ?

Д. –Продукты питания, одежда, жильё.

У. – Откуда это появляется в вашей семье?

Д. – Покупают родители.

У. –На что можно купить необходимые блага?

Д. – На деньги, которые зарабатывают родители.

Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, работая в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, парикмахеры, учителя…, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства и обучает наука экономика.

Итог. У. – Важная ли наука экономика ?

Д. Да, экономика важная наука.

Физ. минутка

  • Сегодня в гости к нам пришёл уже знакомый вам персонаж -мудрая тётушка Сова, она расскажет вам про отрасли экономики, слушайте внимательно, так как в учебнике об этом информации очень мало.(Фильм -серия 9 )

V. Знакомство с понятием «Отрасли экономики». Работа со схемой. (Слайд )

  • Представим экономику, т.е. хозяйство любой страны в виде дерева.(В ходе ответов учащихся заполняется дерево экономики в презентации, учащиеся вывешивают таблички с надписями на доске)
  • Как называется каждая веточка-часть экономики? (Отрасль).

  • Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, коров, овец, гусей? (Сельское хозяйство)
  • В какой отрасли строят дома, мосты, фабрики, заводы? (Строительство)
  • Делают игрушки, автомобили, шьют одежду, производят пищевые продукты на фабриках, заводах, комбинатах, добывают природные ресурсы: нефть, газ в какой отрасли экономики? (Промышленность)
  • Перевозят грузы и людей? (Транспорт)
  • Отрасль, которая помогает нам приобрести все необходимые продукты и вещи. (Торговля)

-Посмотрите, ребята, не все веточки дерева мы открыли, есть ещё и другие отрасли экономики ( образование,сфера обслуживания, здравоохранение ) ,чем занимается каждая из них, какие отрасли особенно важны для жизни нашего города вы подумаете дома.

VI Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

  • Вы получили новые знания, теперь надо применить их для решения проблемной ситуации и ответить на вопрос «Как к нам на стол стакан молока попал?»

Предлагаю провести работу в группах. Вспомните правила работы в группе. Вам надо разбиться на 5 групп. ( Учитель поставил названия отраслей экономики на столы группам.)

Слайд . 

Всем известно, для того чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, каждый день нужно выпивать стакан молока.

Предлагаю провести совещание в своей отрасли и решить, чем отрасль помогает государству, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока.

Группы проводят совещание. Отчёт 5-и групп .

В ходе выступления учащихся на слайде презентации появляется цепочка картинок.

1. Сельское хозяйство(разведение коров, кормим скот, ухаживаем за ним, доярка доит корову, получаем молоко )

2.Транспорт (привезти молоко на молочный завод, а потом развезти по магазинам нашего города,)

3.Промышленность ( на молочном заводе молоко перерабатывают и разливают в бутылки, по коробкам)

4.Торговля ( в магазинах продаём молоко и молочные продукты, мы там его покупаем и приносим домой)

  • А какова же роль строительства , нужна ли эта отрасль для решения поставленной проблемы?

5.Строительство (чтобы транспорт мог доставить молоко на завод, а потом в магазины, их надо построить)

— Попробуйте сделать вывод, какие отношения складываются между отраслями экономики? Как вы думаете, ребята, можно ли утверждать , что все части экономики между собой связаны?

ВЫВОД – Все отрасли экономики взаимосвязаны., Физ-ка (музыкальная)

  • А как вы думаете может ли существовать торговля, да и вся экономика без денег? А интересно вам узнать, как появились первые деньги?

сообщение учащихся о первых деньгах.

1.Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Кузнец менял наконечники для стрел, ножи, топоры.. Земледельцы- зерно, растительное масло, вино. Скотоводы- быков, овец, шерсть и кожи.

Но обменивать товары было очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависела от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора . Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и шкуры зверей, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты при хранении портятся. Меха портит моль.

2.Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали требованиям, были раковины каури- моллюсков, добываемых в южных морях .Их просверливали и нанизывали на верёвочку , как бусы. Но стоили они не очень дорого- за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. С течением времени они были вытеснены золотыми и серебряными слитками. На смену слиткам пришли монеты. Самыми удобными деньгами оказались металлические монеты.. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.

3.У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны. Первые бумажные деньги появились в Китае . В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову, за разглашение о том, как изготавливаются деньги в другие страны, назначалась смертная казнь. Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека.

  • Что нового вы узнали из истории денег?( ответы учащихся)
  • А что не купишь за деньги?
  • За деньги не купишь счастье, любовь, друзей, удачу…
  • Берегите эти ценности.

Рефлексия.

  • В качестве самопроверки я предлагаю вам выполнить задание №2 в тетради на стр. 68.Что необходимо в нём сделать? «Самостоятельно или с помощью учебника подпиши рисунки соответствующей отраслью экономики)или выполнить тест на стр. 32.

(проверка работы одного из учащихся по веб- камере, учащиеся оценивают его работу смайликами и одновременно свою)

Давайте подведем итог урока. Дополните фразу:

  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило …
  • Было трудно…
  • Теперь я знаю, что…

-Дети, для вас гостинцы. Наше дерево волшебное, оно дарит вам корзину с яблоками. Это подарок какой отрасли?(сельского хозяйства, транспорта, торговли)

— Ребята, а давайте наше экономическое дерево украсим. Кому на уроке было интересно, у кого появилось желание узнать ещё больше по данной теме — возьмите и прикрепите на доску жёлтое яблоко, а кому было сложно, новый материал не вызвал интереса – красное.

  • Спасибо за работу. Мне приятно было работать и общаться с вами на уроке.
  • Выставление оценок.