Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума

Курсовая работа

align=»left»>54,4

58

48,8

51,5

55,4

44,2

41,2

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств по отношению к 1992 г., %

100

99,6

96,9

94,3

92,0

93,7

92,6

85,0

Рассчитано по данным: Россия в цифрах. 1998. — М., Госкомстат РФ,

1999; Социально-экономическое положение России. Январь — август 1999 г. — М.: РСА, 1999.

Рис 1.2. Динамика основных интегральных показателей уровня жизни в период 1992-1999 гг. ДОХ. РАСХ. — превышение доходов над расходами, ДОХ. ПМ — соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума, УСЧ — условно-свободная часть среднедушевого денежного дохода, ФКП — фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

Как можно видеть из таблицы и графика, согласно официальным данным, значение соотношения среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума в течение с 1992 по 1999 гг., также, … как и значения других интегральных показателей уровня жизни, постепенно снижались. Причем соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума ухудшилось на!9%, условно-свободная часть среднедушевого денежного дохода — на 11,3%, соотношение доходов и расходов населения ухудшилось приблизительно в восемь раз, фактическое конечное потребление домашних хозяйств сократилось на 15%. Относительно малое по сравнению с реально ощущаемым показанное снижение уровня жизни свидетельствует, на наш взгляд, прежде всего о том, что домашние хозяйства населения, адаптируясь к трудным условиям экономики выживания, сумели найти дополнительные трудовые и хозяйственные ресурсы для поддержания падающего уровня потребления. Правда, официальные данные не всегда согласуются с данными отдельных конкретных выборочных обследований.

Такова общая схема характеристики уровня жизни населения, представляемая в виде интегрированных и усреднены показателей. Однако, и это необходимо еще раз подчеркнуть, получение более полной и достоверной картины уровня жизни в обществе возможно только при проведении более детальных исследований жизненных условий, в которых находятся отдельные доходно-имущественные и социально-демографические группы семей и домашних хозяйств, оценки их количественного состава и уровня жизни каждой из них, установления количественных и качественных соотношений между ними. Иными словами, требуется определить, для каких групп домохозяйств характерен тот или иной уровень жизни и сколько домохозяйств находится на высоком жизненном уровне, сколько — на более низком, и так далее.


Имеющаяся информация о структуре доходов домашних хозяйств за 1996 г. позволяет произвести анализ влияния различных доходных составляющих на величину общего неравенства дохода по методу Н. Подцера и Б. Тран-Нама, развитому Л. Ниворожкиной.

Таблица. Распределение общего объема денежных доходов населения РФ по доходным группам за 1991—1999 гг., %

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Денежные доходы, всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Первая (с наименьшими доходами)

11,9

6,0

5,8

5,3

5,5

6,2

6,2

6,3

6,1

Вторая

15,8

11,6

11,1

10,2

10,2

10,7

10,6

10,8

9,4

Третья

18,8

17,6

16,7

15,2

15,0

15,2

15,1

15,0

9,4

Четвёртая

22,8

26,5

24,8

23,0

22,4

21,5

21,4

21,1

18,2

Пятая (с наибольшими доходами)

30,7

38,3

41,6

46,3

46,9

46,4

46,7

46,8

53,2

Коэффициент доходов)

4,5

8,0

11,2

15,1

13,5

13,0

13,2

13,2

14,7

Таблица. Основные компоненты доходов домохозяйств и показатели неравенства их распределения (по данным обследования бюджетов домашних хозяйств за 1996 г.)

Среднеме

сячная величина, руб.

Доля в общей сумме доходов (s), %

Коэффициент Джини (g)

S(G 1 -Gобщ )

S(G 1 -Gобщ )

/ G общ

Доход номинальный — всего

395,7

100

0,370

0,0

0,0

В том числе:

Оплата труда

299,6

75,7

1,393

0,0174

0,047

Социальные трансферты

59,7

15,1

1,205

— 0,025

— 0,068

Поступления от продажи продукции сельского хозяйства

11,2

2,8

0,630

0,0073

0,0197

Прочие доходы

25,2

6,4

0,368

— 0,0001

— 0,0003

Данные граф 5 и 6 таблицы показывают абсолютную и относительную величины вклада каждой компоненты в общую величину доходного неравенства — на какую абсолютную и относительную величину изменится показатель общего неравенства (коэффициент Джини) под влиянием изменения данной компоненты дохода. Проведенные расчеты подтверждают, что и в нашей стране социальные трансферты оказывают заметное понижающее влияние на неравенство доходов. Увеличение трансфертов на 10% уменьшает неравенство в распределении доходов на 0,68%, тогда как 10%-ный рост оплаты труда увеличивает неравенство на 0,47%, а возрастание дохода от продажи сельскохозяйственной продукции дает прибавку в 0,20%.

Методы исчисления коэффициентов дифференциации Расчеты показателей дифференциации основываются на построении кривой Лоренца. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей.

Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% половину и т.д., то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения (диагонали квадрата со сторонами от 0% до 100%).

Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца (линией фактического распределения), отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация.

Коэффициент концентрации Лоренца KI (или индекс Джини) дает возможность численно оценить степень неравенства. Для равномерного распределения он равен нулю, в условиях абсолютного неравенства единице.

Для расчета коэффициента концентрации Лоренца (индекса Джини) используется следующая формула:

— доля населения, относящаяся к i-му интервалу;

— доля суммарного дохода, приходящаяся на начало и конец i-го интервала.

Коэффициент фондов (Kf) измеряет соотношение между средними доходами внутри сравниваемых групп:

— суммарный доход, который приходится на 10% населения с самыми высокими доходами,

— суммарный доход, который приходится на 10% населения с самыми низкими доходами.

Для численной оценки дифференциации в распределении доходов используются также соотношения показателей доходов между квантилями (точками ряда распределения, делящих его в определенном соотношении).

К их числу относятся: квартили (четверти), квинтили (пятые части), децили (десятые части), полудецили (двадцатые части) и перцентили (сотые части).

Децильный коэффициент дифференциации (К d ) рассчитывается как отношение уровней, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах распределения по уровню доходов:

где

определяется по таблице значений функций нормального распределения для значений 0,1 и 0,9 соответственно;

значение аргумента (в данном случае дохода), вероятность быть ниже которого равна 0,1 (F1) (т.е. 10% населения имеют доход ниже этого значения);

значение аргумента, вероятность быть ниже которого равна 0,9 (F)) т.е. 10% населения имеют доход выше этого значения.

§.2. Проблема бедности

Реформирование экономики России сопровождалось глубоким экономическим кризисом, безработицей и падением жизненного уровня большинства населения страны. Эти обстоятельства выдвинули на передний план среди других важных проблем социально-экономической политики в качестве наиболее приоритетных задачу преодоления бедности.

По результатам обследования бюджетов домашних хозяйств, охватывающего ежеквартально 49,2 тыс. домохозяйств, Российское статистическое агентство произвело оценку ряда показателей, характеризующих состав и уровень материального положения малоимущего населения. Эти оценки позволили сделать следующие выводы.

Несмотря на значительные колебания в уровне реальных денежных доходов, начиная с 1995 г. до кризисной ситуации августа 1998 г., численность малоимущего населения имела некоторые предпосылки к снижению.

В первой половине 1998 г. расширение или сужение сферы распространения низких доходов целиком определялось ростом и погашением задолженности по выплатам заработной платы и пенсий. В условиях резкого всплеска инфляции в сентябре 1998 г. (138,4% по сравнению с августом) реальные денежные доходы населения сократились по сравнению с сентябрем 1997г. на 27,6%, а в декабре — соответственно на 31,8%. В среднем за 1998 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 35 млн человек (23,8% от общей численности населения) и увеличилась по сравнению с 1997 г. на 14%.

В 1999 г. рост потребительских цен, значительно опережавший динамику денежных доходов населения, привел к рекордному падению покупательной способности доходов и резкому увеличению численности населения в денежными доходами ниже прожиточного минимума. Уровень среднедушевых денежных доходов населения превышал величину прожиточного минимума менее чем на 50%, что соответствовало самому низкому значению с 1992 г. В этих условиях численность малоимущего населения в I квартале 1999 г. составила 55,2 млн чел. (37,7% от общей численности населения), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. на 22,2 млн чел, или на 67%. Во II квартале 1999 г. численность малоимущего населения несколько сократилась, но продолжала оставаться на высоком уровне, составляющем 35% от общей численности населения страны.

Наряду со снижением покупательной способности текущих денежных доходов, последствия финансового кризиса сказались на реальном росте валютных накоплений, имевшихся в наличии, как правило, у состоятельного населения. По оценкам Госкомстата России, до августовского кризиса 1998 г. на 20% населения с наибольшими денежными доходами приходилось свыше 70% от всех валютных накоплений. С учетом этих средств фонд всех денежных ресурсов, находившихся в распоряжении населения, распределялся с гораздо большей степенью неравномерности, чем по уровню текущих денежных доходов. Так, объем денежных ресурсов, которыми располагали 10% из числа наиболее обеспеченных лиц, примерно в 25 раз превышал аналогичный показатель по 10% наименее обеспеченного населения (против 13 раз по уровню текущих денежных доходов).

Рост курсовой стоимости иностранной валюты, последовавший с сентября 1999 г., привел к увеличению дифференциации в распределении денежных ресурсов населения и в этих условиях потенциальные возможности малоимущего населения противостоять последствиям финансового кризиса уменьшились не только в абсолютном, но и в относительном выражении.

Как показали итоги обследования бюджетов домашних хозяйств, при резком возрастании уровня бедности в конце 1998 — начале 1999 гг. наибольший прирост малоимущих отмечался среди городского населения и преимущественно той его части, доходы которой в основном ориентированы только на поступления в виде фиксированной заработной платы и пенсии.

Наибольшая концентрация бедности сосредоточена в группах временно неработающих, детей и молодежи от 16 до 24 лет, а также мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет. Высокий риск оказаться в числе бедных характерен для сельского населения, а среди различных категорий семей к наиболее уязвимым относятся семьи с несовершеннолетними детьми, в особенности многодетные семьи.

Последствия финансового кризиса августа 1998 г. не внесли принципиальных изменений в состав наиболее уязвимых групп населения. При этом, однако, возрастание риска оказаться в числе бедных стало особенно характерно для большинства категорий населения, где всегда отмечался низкий уровень концентрации бедности. Среди них прежде всего выделяются работающие по найму, преимущественно в возрастах, граничащих с пенсионным, пенсионеры, а также, что касается различных категорий семей, одиноко проживающие лица и бездетные семьи. Как следствие этих изменений, отмечается усиление концентрации бедности среди городского населения.

К факторам бедности в сегодняшней России могут быть отнесены: безработица, невыплаты и задержки выплат заработной платы, пенсий, пособий, высокая «иждивенческая нагрузка» в семьях, многодетность, месторасположение домохозяйств (в сельской местности бедность распространена больше), достижение пенсионного возраста (в большей степени в городах, меньше в сельской местности).

Ослабление воздействия «традиционных» факторов бедности наличие иждивенцев, возраст и место проживания — привело к изменениям в сфере охвата и распределения низких доходов среди различных групп населения, делая ее все более разнородной по своему составу и осложняя возможности выработки адресных мер по ограничению бедности.

В результате перемен в экономике существенным образом изменилась и структура бедных слоев населения, появились «новые бедные», т.е. трудоспособные граждане, которые не в состоянии заработать достаточно, для того чтобы содержать семью. Как считает Н. Римашевская, «новые бедные по своему образованию, профессиональной подготовке, социальному статусу никогда ранее не были и не могли быть бедными».

В этих условиях возникла особая необходимость вмешательства государства в сферу распределительных отношений. Известно, что экономический спад наиболее болезненно отражается на уровне жизни бедных слоев, которые первыми сталкиваются со снижением своих реальных доходов, в то же время определенная часть общества может даже выиграть, в том числе и от усиления инфляции. Но если неравенство в распределении доходов в период кризиса не увеличивается (за счет осуществления государством своих перераспределительных функций), то негативные социальные последствия экономического спада смягчаются.

Наиболее опасной с экономической, социальной и политической точек зрения формой бедности является застойная бедность — ситуация, при которой бедность, локализованная в определенных группах общества или в отдельных регионах, воспроизводится систематически, т.е. когда несколько поколений людей не в состоянии преодолеть факторы и причины, однажды породившие бедность. Застойная бедность порождает необратимые изменения в образе жизни, психологии и т.д., которые начинают действовать как самостоятельные факторы.

Временная

В 80-х годах произошел дальнейший сдвиг акцентов в стратегии борьбы с бедностью. Ряд стран вынужден был заняться укреплением своей экономики после спада в 70-х — начале 80-х годов. Ограничения на социальные расходы возросли. Поднялись во весь рост вопросы эффективности таких расходов. Поэтому в «Докладе о мировом развитии в 1990 г.» уже приводится такой анализ и оцениваются перспективы снижения бедности в 90-х годах. В нем подчеркивается, что успех в борьбе с бедностью может быть достигнут только при работе одновременно в двух направлениях. Во-первых, стимулирование продуктивного использования главного капитала бедных — рабочих рук. Такая политика должна предусматривать мобилизацию рыночных стимулов, социальных и политических институтов, всей инфраструктуры и возможностей современных технологий. И, во-вторых, обеспечение населения основными социальными услугами (здравоохранение, питание, начальное образование).

Оба направления взаимно усиливают друг друга и не дают эффекта в отдельности.

Наиболее сложный момент здесь — что же означает перестройка экономики, ориентированная на борьбу с бедностью? Это особенно важно для нас — страны с невысоким уровнем жизни, который к тому же сейчас

В качестве наиболее прямого пути структурных преобразования в целях борьбы с бедностью предлагается всемерное развитие сельского хозяйства, что, по мнению специалистов ООН, позволит реализовать основные установки этой борьбы: обеспечить работой и доходами широкие массы бедствующих людей. Для преимущественного развития сельского хозяйства должны быть предусмотрены: пониженные налоги, кредиты, предоставление новой техники и технологий, соответствующая инфраструктура. В городах основное направление борьбы с бедностью — дальнейшее развитие сферы услуг.

абсолютная, относительная и субъективная.

Для определения порога бедности в рамках относительной концепции в международной и отечественной статистической практике используются следующие методы:

  • статистический — для характеристики «бедности» как относительной категории;
  • нормативный (с определением прожиточного минимума по потребительской корзине);
  • комбинированный (питание определяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах);
  • субъективный (проводятся опросы, какой доход респондент считает низким (высоким) для своей семьи);
  • ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить прожиточный минимум и др.).

Статистический метод.

Подобные методы являются наиболее простыми и наименее трудоемкими. В частности, Европейская статистическая комиссия (Евростат) получала информацию об уровне бедности в странах Европейского экономического сообщества следующим образом. «Порогом бедности» в данном случае считалась величина, равная половине медианного дохода населения страны. Медианный доход — делит ряд распределения населения по уровню дохода на две равные части.

Нормативный метод.

Для построения и расчета прожиточного минимума используются потрбительские корзины товаров и услуг. Например, продовольственная корзина или корзина с провиантом дает информацию о наборе продуктов питания, обеспечивающих сбалансированное по калорийности, химическому составу и энергозатратам потребление человека, необходимое для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте.

Минимально нормы и. построенные на их основе потребительские корзины должны периодически уточняться (пересматриваться).

Комбинированный метод

В рационах выдержаны требования о содержании минеральных солей, кальция, фосфора, а также витаминов. Минимальные наборы продуктов питания отличаются относительно высоким удельным весом хлебопродуктов, молока, картофеля, овощей, что характерно для малообеспеченных групп населения и позволяет достичь необходимой калорийности и сбалансированности при использовании продуктов дешевого ассортимента. В некоторых странах, в частности в США, при расчете величины прожиточного минимума ограничиваются созданием набора основных продовольственных товаров и его стоимостной оценкой. Далее исходя из условного соотношения между величиной прожиточного минимума и стоимостью продовольственного набора как 3 к 1, определяется сама величина прожиточного минимум («черты бедности»).

Здесь надо иметь ввиду, что фактические расходы на питание средней американской семьи не превышают 15% всех потребительских расходов. Подобный метод расчетов приемлем и в нашей статистической практике, однако, соотношение между величиной прожиточного минимума и стоимостью продуктового набора должно быть иным.

коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

Таблица. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Численность (млн. чел.)

50,2

49,7*

46,9

33,3

36,6

32,5

30,7

35,0

В процентах к общей численности населения по соответствующим демографическим группам

33,5

31,5

22,4

24,7

22,0

20,8

20,7*

23,8*

Источник: Россия в цифрах. 1998. — М.: Госкомстат РФ, 1998. — С. 79.

*Данные ………..

Страницы: | [2] | 3 | 4 |