МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБОАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выполнила: студентка 1 курса,
гр. №1
факультета ЭиУЗ Баянова К. В
Проверила: Ершова Т. В.
г. Новосибирск 2005
Содержание
История экономической мысли………………………………………стр. 2
Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ…………………………………………………………..стр. 5
Кембриджская и американские неоклассические школы… стр. 6
Институционализм и этапы его развития…………………………стр. 7 – 8
Кейнсианство неокейнсианство………………………………………..стр. 9 –
Неолиберализм и монетаризм………………………………………….стр. –
Медицина в XVIII в. в Западной Европе…………………………….стр. –
Медицина в России в XVIII в. ……………………………………………стр. –
Медицина XIX в. ……………………………………………………………….стр.
Здравоохранение в России до Октябрьского
переворота 1917г………………………………………………………………. стр. –
Здравоохранение Советского периода……………………………….стр. –
Список использованной литературы………………………………….стр.
История экономической мысли
Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно Ксенофонт и Аристотель ввели в оборот термин
«экономия».
Попытки осмыслить принципы организации не отдельного хозяйства, а государственного, были предприняты много веков спустя. В этой связи наука получила новое название –
«политическая экономия»
, т. е учение о государственном хозяйстве.
В 1615г. написана книга «Трактат» Антуаном де Монкретье. Он изложил свои соображения королю Людвигу XIII : как собирать налоги и таможенные пошлины, способствовать развитию ремесел и торговли.
Следующий шаг в развитии экономической науки ознаменовало появление учения
меркантилизма
. Учение основано на представлении, что богатство состоит в обладании деньгами. Главной отраслью народного хозяйства является внешняя торговля, самыми ценными людьми – купцы.
Классики экономической науки — Давид Рикардо.Лауреаты Нобелевской ...
... ценности для экономической науки. Далее мы рассмотрим лауреатов Нобелевской премии по экономике и более ... премий по пяти направлениям: физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в ... - Пресс, 1996. 5. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для ВУЗов / Под ред. ... со многими поручениями отца на бирже. В год Рикардо, отказавшись от ...
В XVIII в. во Франции зародилась физиократия, основателем которой стал Франсуа Кенэ.
Отцом экономики принято считать
Адама Смита
(1723 – 1790).
Он считал, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики. По Смиту, спрос и предложение может успешно действовать в острой конкуренции. Идеи Смита были популярны в эпоху становления капитализма.
Карл Маркс (1818 – 1883) выдвинул свою экономическую теорию. Он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем замене другой системой.
Трудовая теория стоимости
— фундамент здания марксистской политической экономии. Обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством труда, который затрачен на их производство.
Социальное общество должно базироваться на собственности и некой плановой экономике, которая исключает «анархию» и «хаос» рынка, и присущие ему социально – экономические противоречия между трудом и капиталом.
Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ
В последней трети XIX века происходит «субъективизация» всех общественных наук. Предшествующие сто лет обществоведы пытались найти «объективные законы» общественного развития. Но в конце XIX в. стала меняться вся парадигма обществознания, что было связано с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от социальных и проявлением культуроцентристской парадигмы. На первый план выдвинулся человек со своими субъективным, индивидуальным сознанием и начал играть доминирующую роль в общественных науках. Ведущее значение приобрели три неоклассические школы: Венская, Лозаннская и Кембриджская.
Венский университет стал одним из самых значительных и влиятельных научных центров XIX — вв. Венская (Австрийская) школа сформировалась вокруг
Карла Менгера
(1840 – 1921).
Маржиналисты приняли за исходный пункт потребности человека и законы насыщения этих потребностей.
Маржиналистский анализ представляет собой фундаментальную экономическую теорию, объясняющую любую экономику.
Потребность
– стремление к реализации какой – либо нужд, испытываемой человеком, недостаток чего – либо вызывает стремление устранить его. В основе потребительского выбора лежат субъективно оцениваемые полезности товаров, материальных и духовных благ.
Менгер напрямую связал полезность и редкость предметов потребления. Степень полезности благ для различных потребителей зависит от редкости блага – количества, которым располагает потребитель. Потребность каждой новой единицы, поступающей в распоряжение человека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц. Этот закон носит название
Первого закона Госсена.
Менгер для обозначения полезности ввел термин «предельная полезность». Убывающая предельная полезность помогает понять, что с позиции потребителя конкретная полезность определяется предельной полезностью.
Австрийская школа маржинализма
... экономической теории австрийской школы считается опубликованная в 1871 г. книга Менгера «Основания политической экономии (Общая часть)». Следует отметить, что полезность ... производства и стоимостью произведенных товаров. Кроме того, регулярные кризисы ... австрийской школы внесли значительный вклад в развитие экономической мысли такими работами как: «Теория общественного хозяйства», «Социология и закон ...
Венская школа рассматривала цену товара либо как выражение степени его полезности, либо как плату за отказ от иного использования товара. Цена является результатом столкновения на рынках продавцов и покупателей.
Второй закон Госсена
: должно обеспечиваться равенство предельных полезностей на каждую единицу денежной оплаты каждого товара.
О.Бем-Баверк ввел понятие субъективной и объективной стоимости.
Субъективная стоимость
– личная оценка товара потребителем и продавцом.
Объективная стоимость
– цены, которые формируются в ходе их взаимодействия на рынке.
Ф. Визер распространил принцип убывающей полезности на факторы производства и расширил рамки анализа, доказав, что на определенном этапе начинает проявлять себя
закон убывающей производительности
: объем производства и затраты растут, а отдача не увеличивается или даже сокращается.
Одновременно с Венской начала свое развитие Лозаннская школа, которая положила начало исследованию экономического равновесия с помощью методов математического моделирования.
Основателем этой школы стал француз
Леон Вальрас
(1834 – 1910), профессор Лозаннского университета, где его сменил итальянец Вильфредо Парето
(1848 – 1923).
Базовые положения модели Вальраса: всякое рыночное хозяйство в тенденции стремиться к равновесию; экономическая деятельность осуществляется на базе принципа субъективной полезности.
Вальрас разделил субъектов на две группы:
- Владельцы производительных услуг (земли, труда и капитала)
- Предприниматели (фирмы)
Равновесные цены способствуют устранению излишков и дефицита – количество предлагаемых товаров соответствует количеству приобретаемых товаров, общая сумма цен равна совокупным издержкам.
Общее равновесие – устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функции полезности.
Рыночное равновесие – наилучшее положение в рамках уже сформировавшейся системы распределения, модель Парето предлагает невосприимчивость общества к неравенству.
Кембриджская и американские неоклассические школы
.
Традиции классической английской политической экономии продолжила в новый период маржиналистской реформации экономической теории Кембриджская школа, которая сформировалась вокруг
Альфреда Маршалла
(1842 – 1924).
Ключевая идея Маршалла – переключение усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение процессов, протекающих на рынке. С помощью концепции «равновесной цены» он осуществил единый подход к анализу процессов, протекающих в рыночной экономике, объединив теории издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения.
Теория экономических циклов Э.Хансена
... крупная монография «Теория экономического цикла, ее развитиеи ... и организации производства. Монетарнаяинтерпретация сменяется ... выступил с докладом, где ... авторитет неоклассической школы оказаласьнавсегда ... экономической динамикиЕ. Домар, будущий лидер американского институционализма Дж.К. Гэлбрейт.Согласно данным П. Самуэльсона, среди экономистов, сыгравших впоследствииключевую роль в развитии теории ...
Маршалл ввел понятия «цены спроса» и «цены предложения», также их эластичности: цена снижается – спрос растет, цена повышается – спрос падает.
В Кембриджском университете Маршалла сменил
Артур Пигу
(1877 — 1959).
Пигу разработал инструментарий обеспечения благосостояния на основе посылок теории убывающей предельной полезности, субъективно – психологического подхода оценки благ и принципа утилитаризма. Для более строгой оценки уровня благосостояния он предложил использовать показатели, более полно отражающие жизненные параметры и стандарты.
Основателем американской неоклассической школы является
Джон Бейтс Кларк
(1847 – 1938).
Кларк сформулировал закон «убывающей предельной производительности»: в условиях, когда хотя бы один фактор производства остается неизменным, дополнительное приращение факторов дает все меньший и меньший прирост продукции, т. е предельный продукт переменного фактора постоянно уменьшается.
На основе модели Дугласа и Кобба была построена первая модель экономического роста, который обеспечивается вложениями в производственные факторы, степень взаимозаменяемости которых постоянна. Далее стали разрабатываться более сложные модели производственных функций, учитывающие факторы производства.
Институционализм и этапы его развития
В
XIX
в. в Западной Европе, а позднее в США возникло новое направление экономической мысли – институционально – социальное
. Его представители ставили перед собой задачи:
- выступить оппонентами защитникам монополистического капитала
- разработать концепцию защиты среднего класса по средством реформации, в первую очередь, экономии.
Принципиальное отличие институционально – социального направления от классической и австрийской школ состояло в неэкономическом объяснении сущности и движущих сил общественного развития.
Основоположником немецкое исторической школы являлся
Фридрих Лист
(1789 – 1846).
Разработал теорию производительных сил и создал учение о стадиях хозяйственного развития нации. Все его теории работали на одну идею – обосновать необходимость государственной поддержки развития мануфактур и промышленности в интересах прогресса национального производства.
Основная критика экономистов-историков была направлена против принципов классической школы. В основе институционализма лежали правовой, нравственный, историко-генетический подходы.
Институционалисты поставили под сомнение основные постулаты классической политической экономии. Они настаивали на том, чтобы объектом изучения в экономической теории был реальный человек. Отвергли главные постулаты ортодоксальной теории экономического либерализма и «идею интересов».
Институционализм включает в себя четыре направления:
- социально – психологическое во главе с Т. Вебленом. Рассматривал психологию коллектива, а не индивидуума. Сконструировал психологическую теорию экономического развития. Основным противоречием капитала является противоречие между индустрией и бизнесом.
-
социально – правовое во главе с Д. Коммонсом. Его взглядам присущи две особенности:
7 стр., 3457 слов
Современные теории развития мирового хозяйства
... от других экономику, проводя индустриализацию импортозамещающего типа. Однако в 80-е годы наступил следующий этап развития мирового хозяйства – этап решительной либерализации и ускоренной интернационализации. В экономической теории произошел неоконсервативный ...
- основа экономического развития – юридические отношения и правовые нормы;
- выражение интересов рабочей аристократии.
Разработал теорию социальных конфликтов. Особое внимание уделял роли корпораций и профсоюзов.
- эмпирическое во главе с У.К. Митчеллом. Отрицал возможность создания общей теории циклического развития экономики.
- социологическое во главе с Дж. Гелбрейтом. В корпорациях реальной властью обладают не собственники, а инфраструктура.
Капитализм трансформируется в индустриальное общество, лишенное многих недостатков капитализма. Деятельность корпораций устремлена к достижению наивысших производственных результатов.
Как направление экономической мысли институционализм довольно расплывчат, включает в себя множество течений и школ.
Кейнсианство и неокейнсианство
Самую большую революцию в экономической теории произвел воспитанник Кембриджской школы и ученик А. Маршалла
Джон Мейнард Кейнс
(1883 – 1946).
Стал основоположником направления экономической мысли – нового интервенционализма
.
Кейнс предложил радикальный способ избавления от жестоких кризисов и массовой безработицы. Он сделал следующие выводы: экономия во время депрессии пагубна; снижение цен или замораживание заработной платы не добавляет экономической устойчивости; рост цен стоит приветствовать, т.к он стимулирует инвестиции и экономическую активность;
Государство должно играть решающую роль в предотвращении кризиса и безработицы. Оно вмешивается в распределении дохода общества и сосредотачивает в своих руках денежные и другие ресурсы в целях активного воздействия на экономику. Для обеспечения полной занятости работников следует расширять покупательскую способность населения и покупку предпринимателями новых средств производства. Для этого государство должно наращивать объемы новых капитальных затрат в производство и увеличивать расходы на другие социально – экономические цели, используя повышение размеров налогов и выпуск большего количества денег.
Кейнс исследовал зависимости и пропорции между совокупными народнохозяйственными величинами, поскольку главную задачу видел в достижении общенациональных экономических пропорций. Благодаря этому Кейнс разработал теорию эффективного спроса, и основное внимание уделил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций.
Прирост личного потребления представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов незначительна. С ростом доходов предельная склонность к потреблению уменьшается, т.е по мере роста дохода прирост потребления замедляется, что является основной причиной снижения доли потребления на протяжении повышенной фазы экономического цикла в долгосрочном плане.
Кейнс представил макроэкономическое описание четырьмя основными агрегатами ( доход, сбережения, инвестиции, потребление), выдвинув на первый план реальные производственные потоки и связи.
Характеристика экономической мысли Древнего Востока. Развитие ...
... развитие торговля, и как следствие появляется товарное производство. Так в экономической мысли появляются различные точки зрения о преимуществах натурального и товарного производств. Основные проблемы, которые стояли перед экономической мыслью Древнего Востока, ...
Для Кейнса инвестиции являются функцией предельной эффективности и нормы процента; занятость зависит от дохода инвестиций.
Избыточные сбережения Кейнс трактует как избыточное предложение товаров – такая ситуация оборачивается общим кризисом перепроизводства. Вывод: для поддержания роста национального дохода нужно увеличить капитальные вложения.
Создание дополнительных рабочих мест во всех сопряженных отраслях отразиться на росте платежеспособного спроса рабочих и соответственно создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом будут решены взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста, решение проблем безработицы.
Кейнс выступал сторонником фиксации заработной платы и проведения экономической политики, направленной на достижение высокой занятости в народном хозяйстве. Бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляция являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильный рост национального дохода, а инфляция имеет место только тогда, когда растет эффективный спрос при полной занятости.
Уже при жизни Кейнса возникло новое течение в развитии экономической теории –
неокейнсианство
.
Классики экономической теории исследовали рыночную структуру, которая получила название
совершенная конкуренция
: большое количество фирм, однородная продукция, никто не обладает долей рынка, влияющей на цену продукта, вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничивался.
Экономисты никогда не отрицали, что в экономике монополия присутствует, хотя в большинстве случаев объясняли ее внеэкономическими факторами. На процессы роста монополизации в последней трети XIX в. обратила внимание немецкая историческая школа, а с 1930-х гг. экономический анализ активно приступил к изучению
несовершенной конкуренции.
Джоан Робинсон
(1903 — 1983) и Эдвард Чемберлин
(1899 – 1967) изучали изменение условий и характера рыночной конкуренции. Они выступали против положения о невозможности производителя влиять на цену. Наоборот, производитель получает такую возможность, занимая исключительную возможность на рынке в силу небольшого числа поставщиков или ограниченного количества товаров определенного качества. Таким образом, вслед за совершенной конкуренцией в экономическую теорию вошли виды несовершенной конкуренции
: монополия, дуополия, олигополия, монопсония.
Неолиберализм и монетаризм
В последнюю четверть /span> в. произошло бурное возрождение неолиберальных концепций экономической мысли. Как система взглядов Неолиберализм ведет начало от А. Смита и Д. Риккардо.
Неолибералов объединяет общность методологии, первостепенное внимание они уделяют поведению отдельного человека, экономике фирмы, хотя и признают широкое вмешательство государства в экономическую жизнь. Основными школами неолиберализма являются:
- Фрайбургская
- Лондонская
- Чикагская
В неолиберализме существует множество направлений:
Экономика России во второй половине XVIII века: расцвет или начало ...
... чем помещики, хотя владели таким же количеством земли. И всё-таки, во второй половине XVIII века начинается разложение феодально-крепостнической системы. Она заключается в уничтожении дворянской монополии ... магазинной торговли. Однако развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем. Переход к наемной форме труда для помещиков ...
- Правые – противники государства, проповедники абсолютной экономической свободы;
- Левые – разрабатывают более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности;
- Критики кейнсианства;
- Исследователи микроуровневых эффектов рынка;
В западных странах получили наибольшее признание экономические подходы, для которых неолиберализм является методологической основой и на которые опирается современная неолиберальная политика: монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.
Мировой экономический кризис 1973 – 1975гг. ярко продемонстрировал, что замена рыночного саморегулирования экономики кейнсианскими методами государственного вмешательства не способна полностью избавить общество от кризисных потрясений. Неоконсерваторы выдвинули собственные теоретические разработки и практические рекомендации по проблемам инфляции, политики налогов.
Монетаризм опирается на на количественную теорию денег. Его предпосылки:
- Количество денег в обращении определяется автономно;
- Скорость обращения денег жестко фиксирована;
- Изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;
- Исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;
Фридмен проанализировал три функции цен: информационную, стимулирующую, распределительную и сделал вывод, что попытки заставить цены способствовать реализации социальных целей в плановой социалистической экономике абсурдно, т.к нельзя отделить их последнюю функцию от остальных, поскольку цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов.
Монетаризм исходит из положения, что рыночный механизм способен обеспечить стабильное развитие экономики: фискальная политика выталкивает частные инвестиции из производства.
о главе с Т. ихологическое себя четыре направления»номического либерализмаолитической экономии. вижущих сил общественного
Развитие медицины в период
XVIII
–
вв.
Медицина в
XVIII
веке в западной Европе.
Новое время в истории обычно датируют со времен буржуазных революций в Европе – в Голландии, Англии, Франции.
Для Нового класса – молодой буржуазии из ремесленников и торговцев требовался более смелый подход к изучению природы, причин социальных и биологических явлений, не обремененный гонениями церкви. Великие географические открытия в прошлом веке раскрыли границы мира, открыли пути к новым рынкам и новым завоеванием. Пришла пора использования достижений науки новых знаний.
Ж.О Ламетри пропагандировал исключительно опытный путь развития естественной медицины. В своей книге «Человек – машина» он создал целую программу перестройки физиологической науки на основе опытов.
Конспект по истории в 7 классе «Экономика России в первой ...
... экономики надо развивать для процветания государства? Экономика России в первой четверти XVIII века» Работа с новым материалом. считал, что Россия сильно отставала в ... А так же оружейные мануфактуры. В указе царя от 18 января 1821 года говорится «…многие ... России. А какой ценой было достигнуто это развитие? Выставление оценок за урок Домашнее задание: Рефлексия Рефлексия «Синквейн» по теме урока ...
П.Ж. Кабанис закрывал университеты схоластического направления, создавал вместо них общенародные школы, в том числе и госпитали.
Материалистические воззрения и опытное направление благотворно сказались на ряде направлений медицины. Возникла самостоятельная дисциплина – анатомия. Клиническая медицина все больше опиралась на экспериментальные исследования. Венский врач Л. Ауенбруггер внедрил в клинику метод перкуссии.
Рене Лазник разработал метод аускультации. Результаты аускультации сравнивал с патологоанатомическими изменениями, способствуя развитию клиники.
Философскую поддержку своим материалистическим суждениям врачей получили в концепциях стихийно – материалистического характера в конце XVII – XVIII вв. у философов – материалистов Дидро, Гольбаха, которые были соратниками врачей – материалистов Леруа, Ламетри, Кабаниса.
В – х. гг. начал распространяться марксизм, который большое внимание уделял развитию естествознания; его принципы были изложены в «Манифесте коммунистической партии», в котором получила обоснование материалистическая диалектика.
Начало XIX в. – время выдающихся открытий в медицине и биологии. Веллер впервые синтезировал вне организма мочевину в кристаллах. Либих заложил основы органической химии
Медицина в России в
XVIII
в.
Медицина в России к XVIII в. преодолела «период отсталости», в котором пребывала долгое время из-за татаро-монгольского ига. По отдельным направлениям она уже находилась на одном уровне с цивилизованным государствами, и даже начала обгонять их. Хотя крепостное право, закабалившее большинство населения страны, было серьезным препятствием на пути развития великой страны, ее экономики, промышленности и науки. До середины XVIII в в России не существовало университетов. В 1755 создан первый университет М.И. Ломоносовым. Медицинский факультет начал функционировать в 1764г. Факультет вначале давал общее образование не только для будущих врачей, лишь в последующем среди его студентов появились те, кто посвятил свою жизнь медицине. Факультет смог дать полноценную и общую подготовку будущим врачам. Но, и как в западных странах, университет не обеспечивал подготовку практических врачей. Врачей готовили госпитальные школы.
Госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII в. в эпоху Петра I . Петр I не оставлял без внимания ни единой сферы жизни государства, в том числе и медицину. Бывал за рубежом, наряду с корабельным делом он живо интересовался медицинским искусством. Понимая неудовлетворительное состояние здравоохранения: частые эпидемии, высокую смертность, резкую нехватку врачей, Петр начал строительство сухопутных и морских госпиталей, а при них госпитальных школ для подготовки лекарей. Первый сухопутный госпиталь был открыт в Москве в 1707 году, тогда же при нем появилась первая госпитальная школа, рассчитанная на учащихся. Следует высоко оценить качество программ и характер преподавания в госпитальных медицинских школах России. Такой системы образования не было нигде в Европе. Деятельность школ руководствовалась общими указаниями и правилами, в том числе и Генеральным регламентом о госпиталях. В 1735 году в него были включены правила обучения, сроки учебных программ по медицинским дисциплинам ( 5 – 7 лет), а также по философии и латинскому языку. После обучения следовал жесткий экзамен, который включал 3 – 4 операции на трупе. В госпиталях для госпитальных школ устраивались специальные палаты для клинических занятий, преподавания основ акушерства и анатомии.
Экономика здравоохранения
... области медицины. Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской ... осуществления медицинской деятельности в разнообразных хозяйственных формах является изменение экономического положения работников здравоохранения и, прежде всего, практических врачей. От ...
По распоряжению П.З. Кондоиди стали вести истории болезней – «скорбные листы» на каждого больного, в госпиталях были выделены клинические палаты, организованы медицинские библиотеки. Во главе госпиталя стоял врач.
В эпоху Петра качество медицинского обучения и требования к врачам были высокими. Чтобы стать профессором госпитальной школы, нужно было получить «градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIII в. степени доктора медицины удостоено русских и 309 иностранных врачей.
В 1764г Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины.
В 1797г. созданы гражданские врачебные управы в губерниях.
В 1710 вместо Аптекарского приказа создана медицинская канцелярия как центральный орган здравоохранения, во главе которого стоял врач – архиатер.
К концу XVIII в. в России работало 878 врачей.
В 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы департаменту МВД. В 1786г. воспитательные медицинские школы реорганизовались в медико-хирургические училища, которые открыли путь к созданию медико-хирургических академий.
Петр также стал родоначальником лечения минеральными водами. По его распоряжению в Олонецком крае, в Липецке, Старой Руссе открыты водолечебницы, в которых гражданское население и военнослужащие получали процедуры. По приказу Петра была построена и стала работать инструментальная мастерская для производства медицинского оборудования. Был введен учет демографических явлений, т.к смертность населения была высока и необходимо было иметь людские резервы для государства и армии. В Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома; здесь же в акушерских школах шла подготовка повивальных бабок.
Медицина
XIX
века.
В Новое время входит хронологически и XIX век – эпоха клинического развития медицины, век выдающихся ученых и медицинских школ. Во второй половине XIX в. обозначились 2 тенденции развития науки, в том числе и медицины:
- Образование новых дисциплин;
- Интеграция ряда направлений и проблем в самостоятельные науки;
Медицина XIX в. развивалась на фоне исторических событий. Прежде всего это Великая французская революция (1789), которая открыла двери для трудящихся в высшую школу, провела радикальную реформу образования, сформировала условия для развития рыночных отношений, расширения внешних связей.
Естествознание и медицина XIX в. в России находилась под воздействием передовых материалистических воззрений в диалектике, в том числе взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.
В России в XIX в. формируется школа офтальмологов. В 1805г. в Москве открылась первая в мире глазная больница.
Начало
столетия. Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 года.
В /span> веке произошел третий, наиболее насыщенный открытиями, этап НТР, буквально ворвавшийся в медицину.
В начале
/span> в., как признак социально – экономического неблагополучия, не прекращались эпидемии острозаразных заболеваний, особенно сыпного тифа, которым в течении 1907 – 1917 болело более 1 млн. человек. В течение 1915 года в России было зарегистрировано около 800 тыс. случаев эпидемических заболеваний, из тыс. больных холерой, 178 тыс. – брюшным тифом. В 1909 г. от оспы умерло тыс. человек, в стране имело место эпидемическое распространение туберкулеза, сифилиса, трахомы, гонореи.
Из примерно 6 млн. рождаемых ежегодно 2 млн. детей умирали в России каждый год от болезней и недоедания. Младенческая смертность составляла 250 на 1000. Общая смертность была – на 1000 чел. населения; средняя продолжительность жизни – примерно лет. Среди причин смерти в России первое место занимали туберкулез, пневмонии, инфекционные заболевания.
Организации медицинской помощи мешала разноведомственность органов и учреждений здравоохранения. Накануне Первой мировой войны в стране насчитывалось более организаций, ведающих медицинским делом.
В России создавалось множество комиссий, проводились многочисленные проверки состояния здравоохранения.
К 1913 году в России насчитывалось тыс. врачей. Число больниц в 1913 году не превышало 4500, не более 1 больничной койки на 1000 жителей империи. В 1913г. на всю страну имелось 9 детских и женских консультаций и 550 мест в детских домах.
К началу Первой мировой войны было всего ВУЗов, из них медицинских факультетов университетов и 1 военно – медицинская академия. На всю страну имелся один современный НИИ экспериментальной медицины, учрежденный в 1890г. в Петербурге, несколько лабораторий при кафедрах, а также Психоневрологический институт в С – Петербурге, созданный Бехтеревым.
К числу приоритетов в организации медицинской помощи нужно отнести не только теоретическое обоснование необходимости национальной системы здравоохранения, но и начало их практического воплощения в жизнь – земской системы с ее принципами бесплатной общедоступной медицинской помощи на селе и участковости, разъездной медицинской помощью, бюро санитарной статистики. Сюда же нужно отнести фабрично – заводскую и городскую медицину, основавшую структуру фабрично – заводских медицинских и городских учреждений.
В конце
XIX
– начале в. произошли позитивные процессы в здравоохранении России. К их числу следует отнести и начавшееся становление страховой медицины как организации, дополняющей деятельность существующих медицинских служб. С 1858г. используется опыт медицинских касс.
Общественное движение российских медиков наиболее эффективно проявилось в организации и проведении земских съездов врачей в губерниях.
Были и негативные стороны здравоохранения этого периода:
- Низкий уровень всех показателей общественного здоровья вплоть до распространенности эпидемических заболеваний – тифов, кори, чумы, оспы, холеры;
- Недостаток ресурсов здравоохранения – больничных коек (всего 209 тыс. на всю страну), медицинских кадров; мизерное материальное обеспечение (не более 1 рубля в год на жителя на все медицинские нужды);
- Отсутствие единой национальной системы здравоохранения, отсутствие центрального органа управления системой здравоохранения, несмотря на все попытки его создания;
- Охват земской медицинской организации лишь части территории России (34 губернии);
Все эти и другие изъяны вытекали из существующих бюрократической, чиновничьей государственной системы в Царской России, которая не могла обеспечить формирование политической воли правящей верхушки, т.е осознания роли здравоохранения в обществе и представления необходимых условий, включая материальные средства для его обеспечения. Россия была очень далека от создания гражданского общества, в условиях которого и могут быть успешно решены проблемы здравоохранения.
Здравоохранение Советского периода (до Великой Отечественной войны)
После Октябрьского вооруженного восстания, Февральской революции, свержения самодержавия, власти Временного правительства наступил новый период новейшей истории России – образование Советского государства, руководители которых заявляли о начале строительства социализма.
29.10.1917г. был принят декрет «О 8-часовом рабочем дне», в соответствии с ним дети до лет до работы не допускались, женщины и подростки до лет к подземным работам.
22.12.1917г. Центральный исполнительный комитет утвердил декрет «О страховании на случай болезни», а 14.11.1917 Ленин подписал декрет «О бесплатной передаче больничным классам всех лечебных учереждений». 30.10.1918г. обнародован декрет «О социальном страховании», был принят ряд других важных для здравоохранения постановлений. Был организован Медико-санитарный отдел при Петроградском военно-революционном комитете во главе с М.И. Барсуковым. До образования Наркомздрава создавались врачебные коллегии, которые затем были объединены в Совет врачебных коллегий. Первым наркомом был назначен Н.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев.
В интересах демократии и широкого правительства, трудящихся в Наркомздраве был создан Центральный медико-санитарный совет. В качестве консультативного органа под председательством Тарасевича был организован ученый медицинский совет.
18.03 – 23.03.1919г. –
VIII
съезд Российской коммунистической партии большевиков (РКПб).
Съезд принял новую Программу партии. Впервые в программу РКП(б) был введен специальный раздел, посвященный здравоохранению, в котором подчеркивалось значение профилактического направления, «проведения широких оздоровительных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний».
Даже в годы Гражданской войны в стране создавались новые институты и лаборатории, в том числе объединение НИИ санитарно – гигиенического и микробиологического профиля.
Посильное внимание уделялось охране здоровья матери и ребенка. В стране создавались консультации по обслуживанию не только больных, но и здоровых детей, проводились профилактические мероприятия, недели ребенка, недели охраны материнства и младенчества.
В решениях Наркомздрава подчеркивалась ведущая роль социально – профилактических мер, ориентация на профилактическое направление медицины.
С 1924 года систематически осуществлялись меры, способствующие восстановлению и развитию служб здравоохранения на селе. Совнарком РСФСР 30.06.1924г. принял постановление «Об обеспечении медицинской помощью сельского населения».
По согласованию Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории и стационары.
Становление и развитие советского здравоохранения задерживала нехватка врачей и другого медицинского персонала.
1918 – 1922 открыто медицинских факультетов университетов.
В 1922 г. выявлено более тыс. случаев заболеваний оспой.
15.09.1922г. СНК РСФСР принял декрет «О санитарных органах республики».
До 18.02.1919г. существовало два типа медицины:
- Государственная (Наркомздрав)
- Страховая (за счет отчисления предпринимателей)
Несмотря на слияние этих двух секторов здравоохранения, для развития медицины средств не хватало. В период НЭПа решено было дополнительно обложить страховым налогом работодателей. Размер страхового взноса составил от 21% до 28,5% от размера заработной платы. Из него на лечебную помощь отчислялось до 7% заработной платы. Вскоре отчисления были отменены, и здравоохранение держалось на государстве.
С началом пятилеток сфера социальной политики была поставлена на второй план, а вместе с ней и здравоохранение.
Сталин и его сподвижники делали упор на развитие индустрии, коллективизацию сельского хозяйства. С этого периода началось экстенсивное развитие здравоохранения – расширения материально – технической базы, подготовка большого числа медицинских работников, что при недостаточности ресурсов и остаточном принципе финансирования приводило к неудовлетворительному обеспечению медицинских учереждений оборудованием, медикаментами.
В 1929г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», предусматривающее преимущественное обеспечение медицинской помощью ряда групп рабочих и колхозников.
В 1935г. /span> Всесоюзный съезд колхозников – ударников принял новый устав сельскохозяйственной артели, содержащий ряд пунктов по охране труда и здоровья колхозников. Возросло число сельских медицинских учереждений, в том числе здравпунктов.
19.02.1927г. принят декрет ЦИК «О санитарных органах республики».
8.10.1927г. вышло соответствующее постановление СНК РСФСР, согласно которому повсеместно устанавливался текущий санитарный контроль.
В конце 20-х г.г появились новые учреждения — санитарно-эпидемиологические станции (СЭС).
В эти годы создана служба охраны материнства и детства с сетью поликлиник и женских консультаций, число которых возросло с 2,2 тыс. до 8,8 тыс. к 1940 году. Высокими темпами увеличивалось число больниц, диспансеров, поликлиник. В стационарах к 1940 году насчитывалось 791 тыс. больничных коек. Для подготовки медицинских кадров в 1929 по 1938 годы было организовано медицинских ВУЗа; с 1930 года медицинские факультеты университетов перешли в ведение Минздрава, срок обучения в них увеличился до 5 лет. Число врачей возросло до 155,8 тыс.
На крупных промышленных предприятиях стали организовываться «цехи здоровья» — медико-санитарные части (МСЧ).
20.07.1936. организован Народный комиссариат здравоохранения как союзно-республиканское учереждение.
В 1932 году по инициативе Горького учрежден Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ).
Произошли изменения основных показателей состояния здоровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания, уменьшилась распространенность малярии и др. инфекционных заболеваний и паразитических болезней, резко снизилась общая смертность, возросла средняя продолжительность жизни населения.
К началу Великой Отечественной войне существенно расширилась материальная база здравоохранения. Число врачей увеличилось более чем в 6 раз, до 130,4 тыс. человек; среднее число медицинских работников – до 412 тыс.; объем больничной помощи вырос в 5 раз, а количество амбулаторий и поликлиник к 1940г. до тыс. К 1941г. врачебных участков стало 13500, а фельдшерских пунктов тыс. за предвоенные годы создана мощная сеть санаториев и домов отдыха.
Во время Великой Отечественной войны была создана четко действующая система помощи раненым, больным – от батальонных медицинских пунктов. Мобилизация всех ресурсов здравоохранения позволила и в тылу, и на фронте предотвратить распространение эпидемических заболеваний.
Перед органами здравоохранения встала неотложная проблема медицинского обеспечения гражданского населения и прежде всего рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах широко развертывались медико – санитарные части, опыт организации которых имелся еще до войны; расширилась сеть здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев.
Особое внимание было обращено на помощь детям, многие из которых остались без родителей, были эвакуированы в тыл. Для них создавались молочные кухни, «пищевые станции», увеличивалось число домов ребенка, ясли.
В июле 1944г. издан указ президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, об установлении почетного звания «Мать – героиня» и учереждение ордена «Материнская слава» и медали « Медаль материнства».
Война потребовала мобилизации сил ученых – медиков для решения неотложных проблем лечения раненых и больных, создания научно – обоснованной организации медицинской помощи.
Советский период истории здравоохранения в официальных публикациях и прежних исследованиях оценивался как триумф новой системы охраны здоровья.
Список использованной литературы:
- Мамедов О.Ю. Современная экономика/ Мамедов О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс» — 1995г. – 605с.
- Основы экономической теории/ под ред. Доктора экономических наук В.Д. Камаева – М: МГТУ им. Баумана Н.Э. – 1997г. – 282с.
- Основы экономической теории/ под ред. В.Д. Камаева – М: «Юнити» — 2005г. – 725с.
- Экономическая теория – учебник для студентов ВУЗов – М: «Практ» — 2004г. – 381с.
- Прохоров А.М. / Советский энциклопедический словарь изд./ Прохоров А.М – М: «Советская энциклопедия» — 1990г. – 1632с.
- Политология. Словарь/ ред. и сост. Аверьянов Ю.И – М: Московский коммерческий университет – 1993 – 431с.
- История медицины – учебник для ВУЗов/ Лисицын Ю.П – М: «Гоэтар – мед» — 2004г. – 400с.
- Бондаренко Е.Л Экономическое учение марксизма – М: 1999г. – 132с.
- http:// www. Biblioteka.ru
- http:// www. 5 ballov.ru.