Формирование и эволюция экономической мысли

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБОАЗОВАНИЯ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выполнила: студентка 1 курса,

гр. №1

факультета ЭиУЗ Баянова К. В

Проверила: Ершова Т. В.

г. Новосибирск 2005


Содержание

История экономической мысли………………………………………стр. 2

Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ…………………………………………………………..стр. 5

Кембриджская и американские неоклассические школы… стр. 6

Институционализм и этапы его развития…………………………стр. 7 – 8

Кейнсианство неокейнсианство………………………………………..стр. 9 –

Неолиберализм и монетаризм………………………………………….стр. –

Медицина в XVIII в. в Западной Европе…………………………….стр. –

Медицина в России в XVIII в. ……………………………………………стр. –

Медицина XIX в. ……………………………………………………………….стр.

Здравоохранение в России до Октябрьского

переворота 1917г………………………………………………………………. стр. –

Здравоохранение Советского периода……………………………….стр. –

Список использованной литературы………………………………….стр.


История экономической мысли

Экономическая наука имеет глубокие исторические корни. Крупный вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности внесли мыслители Древней Греции. Именно Ксенофонт и Аристотель ввели в оборот термин
«экономия».

Попытки осмыслить принципы организации не отдельного хозяйства, а государственного, были предприняты много веков спустя. В этой связи наука получила новое название –
«политическая экономия»

, т. е учение о государственном хозяйстве.

В 1615г. написана книга «Трактат» Антуаном де Монкретье. Он изложил свои соображения королю Людвигу XIII : как собирать налоги и таможенные пошлины, способствовать развитию ремесел и торговли.

Следующий шаг в развитии экономической науки ознаменовало появление учения
меркантилизма

. Учение основано на представлении, что богатство состоит в обладании деньгами. Главной отраслью народного хозяйства является внешняя торговля, самыми ценными людьми – купцы.

26 стр., 12943 слов

Реферат: Экономические, социальные и культурные права право­вого государства

... Экономические права , Политические права , Социальные права , Культурные права , Экологические права , Информационные права Их нельзя абсолютизиро­вать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и ... , которые выступают их оборотной стороной. «В основе права,— писал Гегель,— лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался ...

В XVIII в. во Франции зародилась физиократия, основателем которой стал Франсуа Кенэ.

Отцом экономики принято считать
Адама Смита

(1723 – 1790).

Он считал, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономики. По Смиту, спрос и предложение может успешно действовать в острой конкуренции. Идеи Смита были популярны в эпоху становления капитализма.

Карл Маркс (1818 – 1883) выдвинул свою экономическую теорию. Он полагал, что капитализм рано или поздно будет революционным путем замене другой системой.


Трудовая теория стоимости

— фундамент здания марксистской политической экономии. Обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством труда, который затрачен на их производство.

Социальное общество должно базироваться на собственности и некой плановой экономике, которая исключает «анархию» и «хаос» рынка, и присущие ему социально – экономические противоречия между трудом и капиталом.


Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ

В последней трети XIX века происходит «субъективизация» всех общественных наук. Предшествующие сто лет обществоведы пытались найти «объективные законы» общественного развития. Но в конце XIX в. стала меняться вся парадигма обществознания, что было связано с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от социальных и проявлением культуроцентристской парадигмы. На первый план выдвинулся человек со своими субъективным, индивидуальным сознанием и начал играть доминирующую роль в общественных науках. Ведущее значение приобрели три неоклассические школы: Венская, Лозаннская и Кембриджская.

Венский университет стал одним из самых значительных и влиятельных научных центров XIX — вв. Венская (Австрийская) школа сформировалась вокруг
Карла Менгера

(1840 – 1921).

Маржиналисты приняли за исходный пункт потребности человека и законы насыщения этих потребностей.

Маржиналистский анализ представляет собой фундаментальную экономическую теорию, объясняющую любую экономику.


Потребность

– стремление к реализации какой – либо нужд, испытываемой человеком, недостаток чего – либо вызывает стремление устранить его. В основе потребительского выбора лежат субъективно оцениваемые полезности товаров, материальных и духовных благ.

Менгер напрямую связал полезность и редкость предметов потребления. Степень полезности благ для различных потребителей зависит от редкости блага – количества, которым располагает потребитель. Потребность каждой новой единицы, поступающей в распоряжение человека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц. Этот закон носит название
Первого закона Госсена.

Менгер для обозначения полезности ввел термин «предельная полезность». Убывающая предельная полезность помогает понять, что с позиции потребителя конкретная полезность определяется предельной полезностью.

11 стр., 5299 слов

Реферат: Австрийская школа маржинализма

... экономической теории австрийской школы считается опубликованная в 1871 г. книга Менгера «Основания политической экономии (Общая часть)». Следует отметить, что полезность ... производства и стоимостью произведенных товаров. Кроме того, регулярные кризисы ... австрийской школы внесли значительный вклад в развитие экономической мысли такими работами как: «Теория общественного хозяйства», «Социология и закон ...

Венская школа рассматривала цену товара либо как выражение степени его полезности, либо как плату за отказ от иного использования товара. Цена является результатом столкновения на рынках продавцов и покупателей.


Второй закон Госсена

: должно обеспечиваться равенство предельных полезностей на каждую единицу денежной оплаты каждого товара.

О.Бем-Баверк ввел понятие субъективной и объективной стоимости.
Субъективная стоимость

– личная оценка товара потребителем и продавцом.


Объективная стоимость

– цены, которые формируются в ходе их взаимодействия на рынке.

Ф. Визер распространил принцип убывающей полезности на факторы производства и расширил рамки анализа, доказав, что на определенном этапе начинает проявлять себя
закон убывающей производительности

: объем производства и затраты растут, а отдача не увеличивается или даже сокращается.

Одновременно с Венской начала свое развитие Лозаннская школа, которая положила начало исследованию экономического равновесия с помощью методов математического моделирования.

Основателем этой школы стал француз
Леон Вальрас

(1834 – 1910), профессор Лозаннского университета, где его сменил итальянец Вильфредо Парето
(1848 – 1923).

Базовые положения модели Вальраса: всякое рыночное хозяйство в тенденции стремиться к равновесию; экономическая деятельность осуществляется на базе принципа субъективной полезности.

Вальрас разделил субъектов на две группы:

  • Владельцы производительных услуг (земли, труда и капитала)
  • Предприниматели (фирмы)

Равновесные цены способствуют устранению излишков и дефицита – количество предлагаемых товаров соответствует количеству приобретаемых товаров, общая сумма цен равна совокупным издержкам.

Общее равновесие – устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребители максимизируют значение функции полезности.

Рыночное равновесие – наилучшее положение в рамках уже сформировавшейся системы распределения, модель Парето предлагает невосприимчивость общества к неравенству.


Кембриджская и американские неоклассические школы

.

Традиции классической английской политической экономии продолжила в новый период маржиналистской реформации экономической теории Кембриджская школа, которая сформировалась вокруг
Альфреда Маршалла

(1842 – 1924).

Ключевая идея Маршалла – переключение усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение процессов, протекающих на рынке. С помощью концепции «равновесной цены» он осуществил единый подход к анализу процессов, протекающих в рыночной экономике, объединив теории издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения.

15 стр., 7175 слов

Курсовая работа: Теория экономического развития Й. Шумпетера

... полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права (приобретателю патента). Право на секрет производства (ноу-хау) Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, ... на срок, указанный в заявлении, но не более чем на три года, а исключительного права на промышленный образец и удостоверяющего это право патента - на срок ...

Маршалл ввел понятия «цены спроса» и «цены предложения», также их эластичности: цена снижается – спрос растет, цена повышается – спрос падает.

В Кембриджском университете Маршалла сменил
Артур Пигу

(1877 — 1959).

Пигу разработал инструментарий обеспечения благосостояния на основе посылок теории убывающей предельной полезности, субъективно – психологического подхода оценки благ и принципа утилитаризма. Для более строгой оценки уровня благосостояния он предложил использовать показатели, более полно отражающие жизненные параметры и стандарты.

Основателем американской неоклассической школы является
Джон Бейтс Кларк

(1847 – 1938).

Кларк сформулировал закон «убывающей предельной производительности»: в условиях, когда хотя бы один фактор производства остается неизменным, дополнительное приращение факторов дает все меньший и меньший прирост продукции, т. е предельный продукт переменного фактора постоянно уменьшается.

На основе модели Дугласа и Кобба была построена первая модель экономического роста, который обеспечивается вложениями в производственные факторы, степень взаимозаменяемости которых постоянна. Далее стали разрабатываться более сложные модели производственных функций, учитывающие факторы производства.


Институционализм и этапы его развития

В
XIX

в. в Западной Европе, а позднее в США возникло новое направление экономической мысли – институционально – социальное
. Его представители ставили перед собой задачи:

  1. выступить оппонентами защитникам монополистического капитала
  2. разработать концепцию защиты среднего класса по средством реформации, в первую очередь, экономии.

Принципиальное отличие институционально – социального направления от классической и австрийской школ состояло в неэкономическом объяснении сущности и движущих сил общественного развития.

Основоположником немецкое исторической школы являлся
Фридрих Лист

(1789 – 1846).

Разработал теорию производительных сил и создал учение о стадиях хозяйственного развития нации. Все его теории работали на одну идею – обосновать необходимость государственной поддержки развития мануфактур и промышленности в интересах прогресса национального производства.

Основная критика экономистов-историков была направлена против принципов классической школы. В основе институционализма лежали правовой, нравственный, историко-генетический подходы.

Институционалисты поставили под сомнение основные постулаты классической политической экономии. Они настаивали на том, чтобы объектом изучения в экономической теории был реальный человек. Отвергли главные постулаты ортодоксальной теории экономического либерализма и «идею интересов».

Институционализм включает в себя четыре направления:

  1. социально – психологическое во главе с Т. Вебленом. Рассматривал психологию коллектива, а не индивидуума. Сконструировал психологическую теорию экономического развития. Основным противоречием капитала является противоречие между индустрией и бизнесом.
  2. социально – правовое во главе с Д. Коммонсом. Его взглядам присущи две особенности:

    18 стр., 8541 слов

    Курсовая работа: Цикличность экономического развития и её особенности в Республике Беларусь

    ... устранить циклические колебания. Цикличность представляет собой естественный способ развития национальной экономики, всеобщую форму движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого, которая отражает неравномерность экономической динамики.[5, 171c ...

    • основа экономического развития – юридические отношения и правовые нормы;
    • выражение интересов рабочей аристократии.

Разработал теорию социальных конфликтов. Особое внимание уделял роли корпораций и профсоюзов.

  1. эмпирическое во главе с У.К. Митчеллом. Отрицал возможность создания общей теории циклического развития экономики.
  2. социологическое во главе с Дж. Гелбрейтом. В корпорациях реальной властью обладают не собственники, а инфраструктура.

Капитализм трансформируется в индустриальное общество, лишенное многих недостатков капитализма. Деятельность корпораций устремлена к достижению наивысших производственных результатов.

Как направление экономической мысли институционализм довольно расплывчат, включает в себя множество течений и школ.


Кейнсианство и неокейнсианство

Самую большую революцию в экономической теории произвел воспитанник Кембриджской школы и ученик А. Маршалла
Джон Мейнард Кейнс

(1883 – 1946).

Стал основоположником направления экономической мысли – нового интервенционализма
.

Кейнс предложил радикальный способ избавления от жестоких кризисов и массовой безработицы. Он сделал следующие выводы: экономия во время депрессии пагубна; снижение цен или замораживание заработной платы не добавляет экономической устойчивости; рост цен стоит приветствовать, т.к он стимулирует инвестиции и экономическую активность;

Государство должно играть решающую роль в предотвращении кризиса и безработицы. Оно вмешивается в распределении дохода общества и сосредотачивает в своих руках денежные и другие ресурсы в целях активного воздействия на экономику. Для обеспечения полной занятости работников следует расширять покупательскую способность населения и покупку предпринимателями новых средств производства. Для этого государство должно наращивать объемы новых капитальных затрат в производство и увеличивать расходы на другие социально – экономические цели, используя повышение размеров налогов и выпуск большего количества денег.

Кейнс исследовал зависимости и пропорции между совокупными народнохозяйственными величинами, поскольку главную задачу видел в достижении общенациональных экономических пропорций. Благодаря этому Кейнс разработал теорию эффективного спроса, и основное внимание уделил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций.

Прирост личного потребления представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов незначительна. С ростом доходов предельная склонность к потреблению уменьшается, т.е по мере роста дохода прирост потребления замедляется, что является основной причиной снижения доли потребления на протяжении повышенной фазы экономического цикла в долгосрочном плане.

Кейнс представил макроэкономическое описание четырьмя основными агрегатами ( доход, сбережения, инвестиции, потребление), выдвинув на первый план реальные производственные потоки и связи.

4 стр., 1848 слов

Конспект: Конспект+презентация по истории России «Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к НЭПу»

... и социально-политического образования Выпускная работа Урок истории России. 9 класс. Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Переход к новой экономической политике. Выполнил: слушатель группы И-1 учитель истории и ... , политике, идеологии Уроки кризиса. Х съезд РКП(б), март 1921. «Крестьянская контрреволюция - опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые». В. И. Ленин. Ученик выступает ...

Для Кейнса инвестиции являются функцией предельной эффективности и нормы процента; занятость зависит от дохода инвестиций.

Избыточные сбережения Кейнс трактует как избыточное предложение товаров – такая ситуация оборачивается общим кризисом перепроизводства. Вывод: для поддержания роста национального дохода нужно увеличить капитальные вложения.

Создание дополнительных рабочих мест во всех сопряженных отраслях отразиться на росте платежеспособного спроса рабочих и соответственно создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом будут решены взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста, решение проблем безработицы.

Кейнс выступал сторонником фиксации заработной платы и проведения экономической политики, направленной на достижение высокой занятости в народном хозяйстве. Бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляция являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильный рост национального дохода, а инфляция имеет место только тогда, когда растет эффективный спрос при полной занятости.

Уже при жизни Кейнса возникло новое течение в развитии экономической теории –
неокейнсианство

.

Классики экономической теории исследовали рыночную структуру, которая получила название
совершенная конкуренция

: большое количество фирм, однородная продукция, никто не обладает долей рынка, влияющей на цену продукта, вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничивался.

Экономисты никогда не отрицали, что в экономике монополия присутствует, хотя в большинстве случаев объясняли ее внеэкономическими факторами. На процессы роста монополизации в последней трети XIX в. обратила внимание немецкая историческая школа, а с 1930-х гг. экономический анализ активно приступил к изучению
несовершенной конкуренции.


Джоан Робинсон

(1903 — 1983) и Эдвард Чемберлин
(1899 – 1967) изучали изменение условий и характера рыночной конкуренции. Они выступали против положения о невозможности производителя влиять на цену. Наоборот, производитель получает такую возможность, занимая исключительную возможность на рынке в силу небольшого числа поставщиков или ограниченного количества товаров определенного качества. Таким образом, вслед за совершенной конкуренцией в экономическую теорию вошли виды несовершенной конкуренции
: монополия, дуополия, олигополия, монопсония.


Неолиберализм и монетаризм

В последнюю четверть /span> в. произошло бурное возрождение неолиберальных концепций экономической мысли. Как система взглядов Неолиберализм ведет начало от А. Смита и Д. Риккардо.

Неолибералов объединяет общность методологии, первостепенное внимание они уделяют поведению отдельного человека, экономике фирмы, хотя и признают широкое вмешательство государства в экономическую жизнь. Основными школами неолиберализма являются:

2 стр., 867 слов

Реферат: Экономика России во второй половине XVIII века: расцвет или начало разложения феодально-крепостнической системы?

... чем помещики, хотя владели таким же количеством земли. И всё-таки, во второй половине XVIII века начинается разложение феодально-крепостнической системы. Она заключается в уничтожении дворянской монополии на ... магазинной торговли. Однако развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем. Переход к наемной форме труда для помещиков ...

  1. Фрайбургская
  2. Лондонская
  3. Чикагская

В неолиберализме существует множество направлений:

  • Правые – противники государства, проповедники абсолютной экономической свободы;
  • Левые – разрабатывают более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности;
  • Критики кейнсианства;
  • Исследователи микроуровневых эффектов рынка;

В западных странах получили наибольшее признание экономические подходы, для которых неолиберализм является методологической основой и на которые опирается современная неолиберальная политика: монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.

Мировой экономический кризис 1973 – 1975гг. ярко продемонстрировал, что замена рыночного саморегулирования экономики кейнсианскими методами государственного вмешательства не способна полностью избавить общество от кризисных потрясений. Неоконсерваторы выдвинули собственные теоретические разработки и практические рекомендации по проблемам инфляции, политики налогов.

Монетаризм опирается на на количественную теорию денег. Его предпосылки:

  • Количество денег в обращении определяется автономно;
  • Скорость обращения денег жестко фиксирована;
  • Изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;
  • Исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;

Фридмен проанализировал три функции цен: информационную, стимулирующую, распределительную и сделал вывод, что попытки заставить цены способствовать реализации социальных целей в плановой социалистической экономике абсурдно, т.к нельзя отделить их последнюю функцию от остальных, поскольку цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов.

Монетаризм исходит из положения, что рыночный механизм способен обеспечить стабильное развитие экономики: фискальная политика выталкивает частные инвестиции из производства.

о главе с Т. ихологическое себя четыре направления»номического либерализмаолитической экономии. вижущих сил общественного


Развитие медицины в период

XVIII


вв.


Медицина в

XVIII
веке в западной Европе.

Новое время в истории обычно датируют со времен буржуазных революций в Европе – в Голландии, Англии, Франции.

Для Нового класса – молодой буржуазии из ремесленников и торговцев требовался более смелый подход к изучению природы, причин социальных и биологических явлений, не обремененный гонениями церкви. Великие географические открытия в прошлом веке раскрыли границы мира, открыли пути к новым рынкам и новым завоеванием. Пришла пора использования достижений науки новых знаний.

2 стр., 998 слов

Конспект: По истории в 7 классе «Экономика России в первой четверти XVIII века»

... развивать для процветания государства? Итак, тема нашего урока « Экономика России в первой четверти XVIII века» Работа с новым материалом. считал, что Россия сильно отставала в своем развитии от западноевропейских стран, царь открыто ... стали горно-заводские и металлургические. А так же оружейные мануфактуры. В указе царя от 18 января 1821 года говорится «…многие купецкие люди компаниями,  ...

Ж.О Ламетри пропагандировал исключительно опытный путь развития естественной медицины. В своей книге «Человек – машина» он создал целую программу перестройки физиологической науки на основе опытов.

П.Ж. Кабанис закрывал университеты схоластического направления, создавал вместо них общенародные школы, в том числе и госпитали.

Материалистические воззрения и опытное направление благотворно сказались на ряде направлений медицины. Возникла самостоятельная дисциплина – анатомия. Клиническая медицина все больше опиралась на экспериментальные исследования. Венский врач Л. Ауенбруггер внедрил в клинику метод перкуссии.

Рене Лазник разработал метод аускультации. Результаты аускультации сравнивал с патологоанатомическими изменениями, способствуя развитию клиники.

Философскую поддержку своим материалистическим суждениям врачей получили в концепциях стихийно – материалистического характера в конце XVII – XVIII вв. у философов – материалистов Дидро, Гольбаха, которые были соратниками врачей – материалистов Леруа, Ламетри, Кабаниса.

В – х. гг. начал распространяться марксизм, который большое внимание уделял развитию естествознания; его принципы были изложены в «Манифесте коммунистической партии», в котором получила обоснование материалистическая диалектика.

Начало XIX в. – время выдающихся открытий в медицине и биологии. Веллер впервые синтезировал вне организма мочевину в кристаллах. Либих заложил основы органической химии


Медицина в России в

XVIII
в.

Медицина в России к XVIII в. преодолела «период отсталости», в котором пребывала долгое время из-за татаро-монгольского ига. По отдельным направлениям она уже находилась на одном уровне с цивилизованным государствами, и даже начала обгонять их. Хотя крепостное право, закабалившее большинство населения страны, было серьезным препятствием на пути развития великой страны, ее экономики, промышленности и науки. До середины XVIII в в России не существовало университетов. В 1755 создан первый университет М.И. Ломоносовым. Медицинский факультет начал функционировать в 1764г. Факультет вначале давал общее образование не только для будущих врачей, лишь в последующем среди его студентов появились те, кто посвятил свою жизнь медицине. Факультет смог дать полноценную и общую подготовку будущим врачам. Но, и как в западных странах, университет не обеспечивал подготовку практических врачей. Врачей готовили госпитальные школы.

Госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII в. в эпоху Петра I . Петр I не оставлял без внимания ни единой сферы жизни государства, в том числе и медицину. Бывал за рубежом, наряду с корабельным делом он живо интересовался медицинским искусством. Понимая неудовлетворительное состояние здравоохранения: частые эпидемии, высокую смертность, резкую нехватку врачей, Петр начал строительство сухопутных и морских госпиталей, а при них госпитальных школ для подготовки лекарей. Первый сухопутный госпиталь был открыт в Москве в 1707 году, тогда же при нем появилась первая госпитальная школа, рассчитанная на учащихся. Следует высоко оценить качество программ и характер преподавания в госпитальных медицинских школах России. Такой системы образования не было нигде в Европе. Деятельность школ руководствовалась общими указаниями и правилами, в том числе и Генеральным регламентом о госпиталях. В 1735 году в него были включены правила обучения, сроки учебных программ по медицинским дисциплинам ( 5 – 7 лет), а также по философии и латинскому языку. После обучения следовал жесткий экзамен, который включал 3 – 4 операции на трупе. В госпиталях для госпитальных школ устраивались специальные палаты для клинических занятий, преподавания основ акушерства и анатомии.

14 стр., 6707 слов

Контрольная работа: Экономика здравоохранения

... экономики здравоохранения. Определение: Объектом исследование экономики здравоохранения выступает экономическая практика системы здравоохранения и медицинской деятельности, которая осуществляется в определенных ... в здравоохранении, что обусловило формирование отдельной области конкретных экономических знаний - экономики здравоохранения. Во-вторых, именно в то время проблемы медицины, здравоохранения ...

По распоряжению П.З. Кондоиди стали вести истории болезней – «скорбные листы» на каждого больного, в госпиталях были выделены клинические палаты, организованы медицинские библиотеки. Во главе госпиталя стоял врач.

В эпоху Петра качество медицинского обучения и требования к врачам были высокими. Чтобы стать профессором госпитальной школы, нужно было получить «градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIII в. степени доктора медицины удостоено русских и 309 иностранных врачей.

В 1764г Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины.

В 1797г. созданы гражданские врачебные управы в губерниях.

В 1710 вместо Аптекарского приказа создана медицинская канцелярия как центральный орган здравоохранения, во главе которого стоял врач – архиатер.

К концу XVIII в. в России работало 878 врачей.

В 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы департаменту МВД. В 1786г. воспитательные медицинские школы реорганизовались в медико-хирургические училища, которые открыли путь к созданию медико-хирургических академий.

Петр также стал родоначальником лечения минеральными водами. По его распоряжению в Олонецком крае, в Липецке, Старой Руссе открыты водолечебницы, в которых гражданское население и военнослужащие получали процедуры. По приказу Петра была построена и стала работать инструментальная мастерская для производства медицинского оборудования. Был введен учет демографических явлений, т.к смертность населения была высока и необходимо было иметь людские резервы для государства и армии. В Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома; здесь же в акушерских школах шла подготовка повивальных бабок.


Медицина

XIX
века.

В Новое время входит хронологически и XIX век – эпоха клинического развития медицины, век выдающихся ученых и медицинских школ. Во второй половине XIX в. обозначились 2 тенденции развития науки, в том числе и медицины:

  • Образование новых дисциплин;
  • Интеграция ряда направлений и проблем в самостоятельные науки;

Медицина XIX в. развивалась на фоне исторических событий. Прежде всего это Великая французская революция (1789), которая открыла двери для трудящихся в высшую школу, провела радикальную реформу образования, сформировала условия для развития рыночных отношений, расширения внешних связей.

Естествознание и медицина XIX в. в России находилась под воздействием передовых материалистических воззрений в диалектике, в том числе взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.

В России в XIX в. формируется школа офтальмологов. В 1805г. в Москве открылась первая в мире глазная больница.


Начало

столетия. Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 года.

В /span> веке произошел третий, наиболее насыщенный открытиями, этап НТР, буквально ворвавшийся в медицину.

В начале
/span> в., как признак социально – экономического неблагополучия, не прекращались эпидемии острозаразных заболеваний, особенно сыпного тифа, которым в течении 1907 – 1917 болело более 1 млн. человек. В течение 1915 года в России было зарегистрировано около 800 тыс. случаев эпидемических заболеваний, из тыс. больных холерой, 178 тыс. – брюшным тифом. В 1909 г. от оспы умерло тыс. человек, в стране имело место эпидемическое распространение туберкулеза, сифилиса, трахомы, гонореи.

Из примерно 6 млн. рождаемых ежегодно 2 млн. детей умирали в России каждый год от болезней и недоедания. Младенческая смертность составляла 250 на 1000. Общая смертность была – на 1000 чел. населения; средняя продолжительность жизни – примерно лет. Среди причин смерти в России первое место занимали туберкулез, пневмонии, инфекционные заболевания.

Организации медицинской помощи мешала разноведомственность органов и учреждений здравоохранения. Накануне Первой мировой войны в стране насчитывалось более организаций, ведающих медицинским делом.

В России создавалось множество комиссий, проводились многочисленные проверки состояния здравоохранения.

К 1913 году в России насчитывалось тыс. врачей. Число больниц в 1913 году не превышало 4500, не более 1 больничной койки на 1000 жителей империи. В 1913г. на всю страну имелось 9 детских и женских консультаций и 550 мест в детских домах.

К началу Первой мировой войны было всего ВУЗов, из них медицинских факультетов университетов и 1 военно – медицинская академия. На всю страну имелся один современный НИИ экспериментальной медицины, учрежденный в 1890г. в Петербурге, несколько лабораторий при кафедрах, а также Психоневрологический институт в С – Петербурге, созданный Бехтеревым.

К числу приоритетов в организации медицинской помощи нужно отнести не только теоретическое обоснование необходимости национальной системы здравоохранения, но и начало их практического воплощения в жизнь – земской системы с ее принципами бесплатной общедоступной медицинской помощи на селе и участковости, разъездной медицинской помощью, бюро санитарной статистики. Сюда же нужно отнести фабрично – заводскую и городскую медицину, основавшую структуру фабрично – заводских медицинских и городских учреждений.

В конце
XIX

– начале в. произошли позитивные процессы в здравоохранении России. К их числу следует отнести и начавшееся становление страховой медицины как организации, дополняющей деятельность существующих медицинских служб. С 1858г. используется опыт медицинских касс.

Общественное движение российских медиков наиболее эффективно проявилось в организации и проведении земских съездов врачей в губерниях.

Были и негативные стороны здравоохранения этого периода:

  • Низкий уровень всех показателей общественного здоровья вплоть до распространенности эпидемических заболеваний – тифов, кори, чумы, оспы, холеры;
  • Недостаток ресурсов здравоохранения – больничных коек (всего 209 тыс. на всю страну), медицинских кадров; мизерное материальное обеспечение (не более 1 рубля в год на жителя на все медицинские нужды);
  • Отсутствие единой национальной системы здравоохранения, отсутствие центрального органа управления системой здравоохранения, несмотря на все попытки его создания;
  • Охват земской медицинской организации лишь части территории России (34 губернии);

Все эти и другие изъяны вытекали из существующих бюрократической, чиновничьей государственной системы в Царской России, которая не могла обеспечить формирование политической воли правящей верхушки, т.е осознания роли здравоохранения в обществе и представления необходимых условий, включая материальные средства для его обеспечения. Россия была очень далека от создания гражданского общества, в условиях которого и могут быть успешно решены проблемы здравоохранения.


Здравоохранение Советского периода (до Великой Отечественной войны)

После Октябрьского вооруженного восстания, Февральской революции, свержения самодержавия, власти Временного правительства наступил новый период новейшей истории России – образование Советского государства, руководители которых заявляли о начале строительства социализма.

29.10.1917г. был принят декрет «О 8-часовом рабочем дне», в соответствии с ним дети до лет до работы не допускались, женщины и подростки до лет к подземным работам.

22.12.1917г. Центральный исполнительный комитет утвердил декрет «О страховании на случай болезни», а 14.11.1917 Ленин подписал декрет «О бесплатной передаче больничным классам всех лечебных учереждений». 30.10.1918г. обнародован декрет «О социальном страховании», был принят ряд других важных для здравоохранения постановлений. Был организован Медико-санитарный отдел при Петроградском военно-революционном комитете во главе с М.И. Барсуковым. До образования Наркомздрава создавались врачебные коллегии, которые затем были объединены в Совет врачебных коллегий. Первым наркомом был назначен Н.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев.

В интересах демократии и широкого правительства, трудящихся в Наркомздраве был создан Центральный медико-санитарный совет. В качестве консультативного органа под председательством Тарасевича был организован ученый медицинский совет.

18.03 – 23.03.1919г. –
VIII

съезд Российской коммунистической партии большевиков (РКПб).

Съезд принял новую Программу партии. Впервые в программу РКП(б) был введен специальный раздел, посвященный здравоохранению, в котором подчеркивалось значение профилактического направления, «проведения широких оздоровительных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний».

Даже в годы Гражданской войны в стране создавались новые институты и лаборатории, в том числе объединение НИИ санитарно – гигиенического и микробиологического профиля.

Посильное внимание уделялось охране здоровья матери и ребенка. В стране создавались консультации по обслуживанию не только больных, но и здоровых детей, проводились профилактические мероприятия, недели ребенка, недели охраны материнства и младенчества.

В решениях Наркомздрава подчеркивалась ведущая роль социально – профилактических мер, ориентация на профилактическое направление медицины.

С 1924 года систематически осуществлялись меры, способствующие восстановлению и развитию служб здравоохранения на селе. Совнарком РСФСР 30.06.1924г. принял постановление «Об обеспечении медицинской помощью сельского населения».

По согласованию Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории и стационары.

Становление и развитие советского здравоохранения задерживала нехватка врачей и другого медицинского персонала.

1918 – 1922 открыто медицинских факультетов университетов.

В 1922 г. выявлено более тыс. случаев заболеваний оспой.

15.09.1922г. СНК РСФСР принял декрет «О санитарных органах республики».

До 18.02.1919г. существовало два типа медицины:

  • Государственная (Наркомздрав)
  • Страховая (за счет отчисления предпринимателей)

Несмотря на слияние этих двух секторов здравоохранения, для развития медицины средств не хватало. В период НЭПа решено было дополнительно обложить страховым налогом работодателей. Размер страхового взноса составил от 21% до 28,5% от размера заработной платы. Из него на лечебную помощь отчислялось до 7% заработной платы. Вскоре отчисления были отменены, и здравоохранение держалось на государстве.

С началом пятилеток сфера социальной политики была поставлена на второй план, а вместе с ней и здравоохранение.

Сталин и его сподвижники делали упор на развитие индустрии, коллективизацию сельского хозяйства. С этого периода началось экстенсивное развитие здравоохранения – расширения материально – технической базы, подготовка большого числа медицинских работников, что при недостаточности ресурсов и остаточном принципе финансирования приводило к неудовлетворительному обеспечению медицинских учереждений оборудованием, медикаментами.

В 1929г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», предусматривающее преимущественное обеспечение медицинской помощью ряда групп рабочих и колхозников.

В 1935г. /span> Всесоюзный съезд колхозников – ударников принял новый устав сельскохозяйственной артели, содержащий ряд пунктов по охране труда и здоровья колхозников. Возросло число сельских медицинских учереждений, в том числе здравпунктов.

19.02.1927г. принят декрет ЦИК «О санитарных органах республики».

8.10.1927г. вышло соответствующее постановление СНК РСФСР, согласно которому повсеместно устанавливался текущий санитарный контроль.

В конце 20-х г.г появились новые учреждения — санитарно-эпидемиологические станции (СЭС).

В эти годы создана служба охраны материнства и детства с сетью поликлиник и женских консультаций, число которых возросло с 2,2 тыс. до 8,8 тыс. к 1940 году. Высокими темпами увеличивалось число больниц, диспансеров, поликлиник. В стационарах к 1940 году насчитывалось 791 тыс. больничных коек. Для подготовки медицинских кадров в 1929 по 1938 годы было организовано медицинских ВУЗа; с 1930 года медицинские факультеты университетов перешли в ведение Минздрава, срок обучения в них увеличился до 5 лет. Число врачей возросло до 155,8 тыс.

На крупных промышленных предприятиях стали организовываться «цехи здоровья» — медико-санитарные части (МСЧ).

20.07.1936. организован Народный комиссариат здравоохранения как союзно-республиканское учереждение.

В 1932 году по инициативе Горького учрежден Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ).

Произошли изменения основных показателей состояния здоровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания, уменьшилась распространенность малярии и др. инфекционных заболеваний и паразитических болезней, резко снизилась общая смертность, возросла средняя продолжительность жизни населения.

К началу Великой Отечественной войне существенно расширилась материальная база здравоохранения. Число врачей увеличилось более чем в 6 раз, до 130,4 тыс. человек; среднее число медицинских работников – до 412 тыс.; объем больничной помощи вырос в 5 раз, а количество амбулаторий и поликлиник к 1940г. до тыс. К 1941г. врачебных участков стало 13500, а фельдшерских пунктов тыс. за предвоенные годы создана мощная сеть санаториев и домов отдыха.

Во время Великой Отечественной войны была создана четко действующая система помощи раненым, больным – от батальонных медицинских пунктов. Мобилизация всех ресурсов здравоохранения позволила и в тылу, и на фронте предотвратить распространение эпидемических заболеваний.

Перед органами здравоохранения встала неотложная проблема медицинского обеспечения гражданского населения и прежде всего рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах широко развертывались медико – санитарные части, опыт организации которых имелся еще до войны; расширилась сеть здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев.

Особое внимание было обращено на помощь детям, многие из которых остались без родителей, были эвакуированы в тыл. Для них создавались молочные кухни, «пищевые станции», увеличивалось число домов ребенка, ясли.

В июле 1944г. издан указ президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, об установлении почетного звания «Мать – героиня» и учереждение ордена «Материнская слава» и медали « Медаль материнства».

Война потребовала мобилизации сил ученых – медиков для решения неотложных проблем лечения раненых и больных, создания научно – обоснованной организации медицинской помощи.

Советский период истории здравоохранения в официальных публикациях и прежних исследованиях оценивался как триумф новой системы охраны здоровья.


Список использованной литературы:

  1. Мамедов О.Ю. Современная экономика/ Мамедов О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс» — 1995г. – 605с.
  2. Основы экономической теории/ под ред. Доктора экономических наук В.Д. Камаева – М: МГТУ им. Баумана Н.Э. – 1997г. – 282с.
  3. Основы экономической теории/ под ред. В.Д. Камаева – М: «Юнити» — 2005г. – 725с.
  4. Экономическая теория – учебник для студентов ВУЗов – М: «Практ» — 2004г. – 381с.
  5. Прохоров А.М. / Советский энциклопедический словарь изд./ Прохоров А.М – М: «Советская энциклопедия» — 1990г. – 1632с.
  6. Политология. Словарь/ ред. и сост. Аверьянов Ю.И – М: Московский коммерческий университет – 1993 – 431с.
  7. История медицины – учебник для ВУЗов/ Лисицын Ю.П – М: «Гоэтар – мед» — 2004г. – 400с.
  8. Бондаренко Е.Л Экономическое учение марксизма – М: 1999г. – 132с.
  9. http:// www. Biblioteka.ru
  10. http:// www. 5 ballov.ru.