Введение
В данной работе рассматривается кредитно-денежное регулирование в условиях переходной экономике.
Цель курсовой работы заключается в исследование особенностей банковской системы и развития банковского сектора в Российской Федерации. Задачами данной работы является рассмотрение кредитной системы в РФ, функций и роли ЦБ в кредитной системе, понятия коммерческого банка и его организационного устройства, кредитно-денежной политики. Для анализа задач бала использована учебная литература и журналы, посвященные экономической тематике. Хочется выделить журналы «Банковское дело» и «Вопросы экономики переходного периода».
Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующим снабжающие государство и всех членов общества финансовыми средствами. Еще одним неотъемлемым элементом рыночной экономики, которая все более и более проникает во все сферы нашей хозяйственной жизни, являются расчетные и кредитные правоотношения, составляющие значительный объем отношений между предпринимателями — физическими и юридическими лицами. При этом ведущей формой кредитных отношений в рыночной экономике является банковский кредит, который в качестве экономической категории выступает одним из способов движения ссудного капитала.
В первой главе рассматривается кредитная система и ее особенности в развитии российской банковской системы. Во второй главе работы рассматриваются функции и задачи ЦБ. В третьей главе — функции и задачи кредитных банков, а также рынок ценных бумаг и экономическая роль кредита. Последняя, четвертая глава, показывает эффективность кредитно-денежной политики и ее основные тенденции.
Глава 1 Кредитная система
При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей в период перехода к рынку.
Различают два понятия кредитной системы: 1)совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2)совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).
Кредит и кредитные отношения
... кредитных отношений в национальной экономике зависит от состояния самой экономики. Современный кредит и кредитные отношения носят переходный характер, они отражают кризисное состояние отечественной экономической системы. Следует различать денежные отношения, финансовые отношения и кредитные отношения. Денежные отношения ...
В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Кредитная система — более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.
БАНК — коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции.
Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения.
Каждые 15-20 лет в кредитной системе, прежде всего, промышленно развитых стран, происходят большие изменения. Так было на протяжении всего послевоенного периода, в частности в 50-60-ые годы, на рубеже 70-80-ых годов, так произошло и в последние годы ХХ века, когда важные сдвиги в мировой экономике особенно сильно затронули кредитную систему.
Одна из важнейших тенденций последних лет в развитии кредитных систем промышленно развитых государств состоит в быстром стирании различий между отдельными типами банков, между банками и небанковскими кредитными организациями через расширение главным образом нетрадиционных операций и проникновение на традиционные банковские рынки небанковских институтов.
В настоящее время коммерческие банки, крупные финансовые институты, финансовые компании очень часто занимаются абсолютно одинаковыми операциями. Например, крупнейшие строительные общества Великобритании или ссудо-сберегательные ассоциации США на равных конкурируют с коммерческими банками и расширяют сферу своей деятельности.
1.1 Центральный Банк
Первый уровень кредитно-банковской системы представлен центральными банками – ЦБ, их ещё называют
центральными эмиссионными банками
в силу законодательно закрепленного за ними монопольного права эмиссии банкнот. Как правило, ЦБ – это один государственный банк, который осуществляет выпуск банкнот и является центром кредитной системы, например, Банк Англии, Банк Франции, Швейцарский национальный банк, и т.д.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) создан в 1990 году. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)». Согласно этому закону целями деятельности Банка России является: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
Тема «коммерческие банки россии и их роль в экономике»
... убеждения, должен чётко представлять, какова сегодня роль банков в экономике России, ведь это – основа основ нашего благополучия и стабильности. Цель работы: рассмотреть сущность и функции коммерческих банков, их роль в экономике страны; выявить основные направления совершенствования деятельности. ...
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; (п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ)
Как новую форму внутрифирменного планирования производственной ...
... направлений ее коммерческой деятельности; перепрофилирования существующей предприятия, а также выбора новых видов и способов осуществления коммерческих операций [7, c.93]. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план ...
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.[1]
Зафиксированные в законе цели, функции, права и обязанности, а также механизмы деятельности ЦБ РФ в полной мере отвечают мировому опыту и практике. Закрепленные законом функции представляют собой прерогативу центральных банков в современном мире и отличают Банк России от всех иных Российских банковских организаций. Банк России является единственным банком, который уполномочен законом, отражать и защищать именно интересы государства, а не более узкие, в том числе коммерческие, интересы отдельных предприятий, отраслей хозяйства, слоев общества. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР — экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая, таким образом, кредитором последней инстанции.
1.2 Коммерческие банки
Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде кадров.
Коммерческие банки являются старейшими кредитными учреждениями, выполняющими большинство операций и услуг, известных в практике делового предпринимательства. Сеть коммерческих банков наиболее развитых государств состоит из юридически самостоятельных учреждений, а также отделений, филиалов и дочерних банковских структур. Обычно она охватывает не только всю страну от ведущих деловых центров до самых отдаленных её уголков, но и выходит далеко за пределы государства.
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.
По Деньгам, кредиту, банку
... использовании полноценных денег. В западной экономической литературе чаще всего функция денег как меры стоимости отождествляется с масштабом ... неудобств и может приводить к созданию сложнейших обменных операций, охватывающих множество наименований товаров. С появлением денег процесс ... вв. Основные положения: любые деньги — метал, бумаж и кредит — усл. номинальные знаки, лишенные внутрен стоим-ти. ...
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.
Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.
Наиболее крупные из коммерческих банков являются институтами универсального профиля, осуществляющими обширный набор операций и представляющие клиентам полное финансовое обслуживание. Основное место в деятельности коммерческих банков занимают депозитно-ссудные операции, а главной отличительной особенностью является прием средств на текущие счета (вклады до востребования), иными словами ведение кассы предпринимателя, частного лица.
Расширение круга клиентов банков за счет включения представителей малого бизнеса и малоимущих слоев населения является одним из наиболее заметных явлений в развитии коммерческих банков в последние десятилетия. Расширяя круг клиентов, крупные коммерческие банки одновременно проводили диверсификацию своей деятельности, усиливали универсальный характер своих операций.
Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.
«Реклама, как основной вид коммерческой деятельности»
... быть конкурентоспособным. Целью курсовой работы является Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие, сущность и задачи рекламы; изучить виды эффективности рекламной деятельности; описать классификацию ... в современной рыночной экономике зачастую это Стремление, несмотря ни на какие расходы, завоевать Из мирового опыта известна сила и роль рекламы. Преж Реклама, с одной ...
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.
Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка. При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия.
В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций.
Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.
В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).
Начиная с 60-х гг. коммерческие банки внедрились в такие сферы финансового обслуживания, в которых они раньше либо вообще не участвовали, либо участвовали в очень ограниченных масштабах – сделки с недвижимостью, лизинг (финансирование дорогостоящего оборудования), бухгалтерское и компьютерное обслуживание, управление имуществом по доверенности и др. Еще одной сферой, осваиваемой коммерческими банками, стало страхование, куда длительное время им был закрыт доступ. Освоение новых сфер позволяет банкам в современных условиях предлагать клиентам «пакет» полного финансового обслуживания.
Помимо банковских учреждений кредитная система также включает специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции. Активно развивается также коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.
Банковская система России: структура, этапы развития
... Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений. Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской ...
Наряду с коммерческими банками в Российской Федерации функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
1.3. Специализированные кредитно-финансовые, институты (финансово-кредитные институты)
Специализированные кредитные организации включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Эти организации возникли в XXI в. Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однако их роль возросла в странах с рыночной экономикой после Второй мировой войны. Это произошло из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты и из-за проникновения этих финансово усилившихся специализированных институтов в сферу действия коммерческих банков.
Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т. е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. В России они немногочисленны.
Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок, хотя, как правило, большинство из них практикует введение срочных счетов с различным режимом использования, позволяющим изымать вложенные на срок средства практически без ограничений в любое время. среди активных операций доминирует вложения в ипотеки под залог жилых строений и иных ценных бумаг, а также кредитование населения. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (в США), доверительно-сберегательные (в Великобритании), ссудо-сберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации).
В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ.
Для страховых компаний характерна специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полюсов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.
Функции и роль банков в экономике
... национальной банковской системы. Устойчивость банков существенным образом влияет на эффективность экономики страны. Кризис ликвидности и банкротства многих банков в 1995 – 1996 годах означал в известной ... другими субъектами хозяйственной жизни. В этих взаимоотношениях проявляется роль, которую банки выполняют в экономике. Каковы же основные функции и роль банков в экономике? Прежде чем ответить на ...
Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.
В нашей стране в конце 80-х годов существовало деление всех банков универсального типа на коммерческие и кооперативные. Основное различие между указанными двумя типами банков заключалось в минимальной величине уставного капитала: для кооперативных — 0,5 млн. руб; для коммерческих — 5 млн. руб. Впоследствии указанное искусственное деление банков в зависимости от первоначально объявленной величины уставного фонда, а не специфики деятельности было ликвидировано, и банки, созданные как действительно кооперативные и сохранившие это название, приобрели и закрепили соответствующую ориентацию.
Целью организации и деятельности
кооперативного банка
явилось содействие развитию и кредитно-финансовому обслуживанию коопераций. Участниками кооперативного банка соответственно выступают кооперативы. Особенность осуществления пассивных операций — наличие, наряду с традиционными, также резервных фондов особого назначения. Среди активных операций выделяются краткосрочные и среднесрочные ссуды, в том числе и за счет спецфондов; учетные и факторинговые операции; доверительные операции, хранение ценностей, лизинговые и фондовые операции. Причем характерной чертой для кооперативных банков является практика выдачи ссуд преимущественно под залог финансовых и материальных ценностей.
Создание и деятельность
коммунальных банков
или банков, обслуживающих местное хозяйство, получили распространение в немногих странах. Цель создания коммунальных (муниципальных) банков — содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и участниками данных банков могут выступать местные органы власти, ведомства, общественные организации, страховые общества и банки, т.е. те организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной инфраструктуры и чей бизнес в существенной степени зависит от этого.
Участие в кредитной системе различных финансово-кредитных институтов и рост заинтересованности в ее обслуживании расширили финансовые возможности индивидуальных клиентов и мелких фирм. Владелец мелкой фирмы получает большой выбор источников кредитования.
1.4 Особенности российской банковской системы
Банковская система России стала одной из немногих сфер экономики, в которой переход к рыночным отношениям произошел наиболее быстро и полно, в то время когда во всех секторах народного хозяйства доминировала государственная форма собственности.
Период экстенсивного роста банковской системы России к середине 1995 г. закончился, и в августе 1998 г. она была потрясена крупным финансовым кризисом, зародившимся на рынке межбанковских кредитов. Почти 600 банков были признаны убыточными. Лавина банкротств захватила не только мелкие и средние банки, но и крупные, что, конечно, отдается рикошетом по всей российской экономике, в том числе и по его реальному сектору.
Банки и их роль в современной экономике
... центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи. Коммерческие банки в экономике выполняют следующие функции. Привлечение и ... свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходимости кредиты для поддержания их ликвидности, обладают ...
Анализ показывает, что уязвимость российских банков тесно связана с экономическим спадом и соответственно слабостью банковского сектора. Среди основных причин неплатежеспособности банков в странах с переходной экономикой можно выделить следующие: 1) слабая связь с промышленным сектором; 2) плохое качество активов и непрекращающаяся выдача новых ссуд, которые зачастую не погашаются в срок; 3) большой объем спекулятивных операций; 4) нередко потеря общественного доверия.
В то же время в банковской системе России появились новые образования – банковские холдинги, объединяющие десятки банков. Их появление вызвано необходимостью укрепления финансовой безопасности. В переходной экономике существуют специфические повышенные кредитные риски, обусловленные тем, что: часто кредиты предоставляются на нерыночных, невыгодных условиях; 2) кредитный портфель слабо диверсифицирован; З) предприятиям разрешается использовать краткосрочные займы для финансирования долгосрочных инвестиций; 4) банки сами берут кредиты для осуществления рискованных операций.
В результате объективных условий — спада производства и высокого уровня инфляции — операции коммерческих банков в основном осуществлялись на финансовом рынке и носили спекулятивный характер. Снижение темпов инфляции в 1996 г. поставило перед банками задачу повышения качества и совершенствования структуры своих активов, расширение круга выполняемых операций и услуг. Налицо были позитивные сдвиги, выразившиеся в улучшении качества законодательного регулирования банковской деятельности, увеличения числа крупных более надежных универсальных банков, которые стали предлагать до различных видов услуг, установилось умеренное государственное регулирование банковской деятельности и все в одночасье рухнуло. Финансовый кризис 1998 г. уничтожил все положительное, что было с таким трудом наработано банками. Вновь необходимо возрождаться. Но несмотря на политические, экономические и законодательные трудности, банки, безусловно, будут играть важную роль в рыночных реформах России Эффективное и стабильное функционирование банковской системы, особенно в сложных условиях переходного периода, будет во многом определяться государственным регулированием в области банковской деятельности, общей их ориентации на проведение курса экономической реформы. [10]
Процесс плавного сокращения количества действующих банков продолжается. Банк России в 2005 г. отзывал от четырех до шести лицензий в месяц, тогда как за все первое полугодие было выдано лишь пять новых лицензий. Две из них — вновь созданным российским «дочкам» западных банков: Morgan Stanly и Swenska Handel’s Banken. В дальнейшем при лицензировании Центральный банк будет обращать внимание преимущественно на западные банки, желающие развивать свой бизнес в России.
По состоянию на 1 июля 2005 г. в России насчитывалась 1281 действующая кредитная организация (Рисунок 1).
Они имели 3273 филиала, из них чуть менее трети — филиалы Сбербанка (1010).
Рисунок 1 – Тенденция сокращения количества банков
Если соотнести количество банков с численностью населения страны (достаточно грубый, но весьма наглядный показатель уровня развития банковской инфраструктуры), получится, что в России в 2005 г. одно банковское учреждение (банк или филиал) приходится примерно на тыс. человек, тогда как в США — одно на 2 тыс. человек, в Европе — одно отделение на 1,5 тыс. человек (в Германии), одно на 4-5 тыс. человек в Великобритании, Ирландии, Швеции и Финляндии (Рисунок 2).
Фактически о сложившемся насыщенном рынке банковских услуг можно говорить только в отношении Москвы и Московской области, Санкт — Петербурга, Екатеринбурга и Свердловской области, Тюменской области, Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Краснодара. Банковская инфраструктура других регионов, особенно отдаленных районов страны (Мурманская, Архангельская области, Восточная Сибирь, Дальний Восток), развита слабо.
Рисунок 2 – Десятки регионов-лидеров по плотности банковской сети
Российскую банковскую систему отличает весьма высокая степень концентрации. На 200 крупнейших российских банков приходится от до 93% совокупных активов, кредитов, депозитов и средств компаний на расчетных счетах. А на пятерку крупнейших банков приходится 31% средств на расчетных счетах, 43% активов, 46% кредитов и 70% частных вкладов.
Более редкой чертой российской банковской системы является одновременное и длительное сосуществование с небольшим пулом крупнейших большого числа мелких и мельчайших банков, так или иначе выживающих на рынке и не участвующих в процессах слияний и поглощений. Концентрация в банковском секторе России выражается в основном в доминировании Сбербанка. Если же не учитывать госбанки (Сбербанк и ВТБ), то оставшаяся часть банковского сектора России сильно фрагментирована. В стране нет ни одного частного банка, чья доля в совокупном объеме кредитов и депозитов превышала бы 4% и только полтора десятка банков имеют долю от 1 до 4%.
Российская банковская система остается слаборазвитой — даже на фоне стран с аналогичным уровнем развития. Целый ряд стран, имеющих близкий нашему показатель среднедушевых доходов в 4-5 тыс. долл. по текущему курсу, имеют гораздо больший вес банковского сектора в экономике. Так, суммарные банковские активы в Бразилии, Турции и Чили составляют 60-70% ВВП, в Таиланде и Малайзии — 120% ВВП.
Средняя величина активов российского коммерческого банка (без учета Сбербанка) составляет 100 млн. долл., а в Южной Корее — 4 млрд. долл., в Великобритании — 5 млрд. долл., в Японии — млрд. долл. В результате, по оценкам специалистов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, 93% российских банков не способны выдать ни одного кредита объемом млн. долл. (исходя из норматива риска на одного заемщика).
Капитализация российской банковской системы увеличилась в первом полугодии 2005 г. на 10%. Причем активы росли преимущественно за счет рисковых активов (например, кредитов).
Рисковые активы банков выросли на 20,1%. Еще один вывод, который можно сделать на основе анализа динамики основных финансовых показателей, — сокращение достаточности капитала российской банковской системы. О потребности банков в дополнительном капитале свидетельствует и существенный рост совокупного показателя субординированных кредитов, которые представляют собой переоформленные в долгосрочную форму обязательства перед клиентами банков. Так как эти средства входят в расчет капитала, банки активно используют их в форме дополнительного капитала.
Из 200 крупнейших банков сокращение капитала в первом полугодии отмечено у кредитных организаций. У некоторых банков это сокращение составляет не более 1-2%, но есть и примеры существенного сокращения капитала. Так, капитал ХКФ-банка сократился на 30,2%, при этом банк зафиксировал убыток по полугодию 2005 г. в размере 573 млн рублей. На 32,6% сократился капитал у Лефко-банка, при этом банк заработал прибыли около 1,5 млн. долл. по итогам первого полугодия 2005 г.
Зарабатывать банки стали больше. Если средняя совокупная полугодовая прибыль в 2004 г. составляла 81,5 млрд. рублей, то в первом полугодии 2005 г. российские банки заработали 116 млрд. рублей. «Ложка дегтя» здесь в том, что на долю Сбербанка и Внешторгбанка приходится 37% от совокупного заработка. При этом если посчитать рентабельность российской банковской системы как отношение совокупной прибыли к совокупным активам, то получим следующие значения: первое полугодие 2004 г. — 1,37%, первое полугодие 2005 г. — 1,46%. Рост рентабельности активов во многом обусловлен увеличением объемов рисковых вложений. Именно они приносят банкам дополнительную дельту в доходности.[5]
Глава 2 Роль и функции ЦБ в кредитной системе, 2.1 Задачи и функции
Размежевание функций коммерческих и эмиссионных банков и централизация банкнотной эмиссии в руках одного или немногих эмиссионных банков, поддерживаемые законодательными актами государства, выделили из числа банков учреждения, которые длительное время назывались центральными эмиссионными банками, а затем просто центральными банками. Последнее название более полно характеризует место и роль этого учреждения в кредитной системе страны и отражает перенос центра тяжести в его деятельности с эмиссии банкнот в область денежно-кредитного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных институтов.
Практически во всех странах существуют законодательные акты, определяющие полномочия центрального банка и регламентирующие его деятельность. Главной задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты», главная цель Банка Франции — сохранять «стабильность цен». Деятельность Банка России ориентируется, согласно закону, на достижение трех главных целей – « защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля, развитие и укрепление банковской системы, эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов ». Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно-кредитной политики.
Управляющий Английским банком в своем заявлении перед королевской комиссией по индийскому денежному обращению и финансам дал следующий ответ на вопрос о задачах центрального банка:
«Центральный банк должен иметь право банкнотной эмиссии; он должен быть каналом, и единственным каналом, для выпуска и обратного поглощения законных платежных средств. Он должен быть хранителем свободных денежных средств правительства, хранителем всех резервов других банков и филиалов банков во всей стране. Он должен быть, так сказать, агентом, через посредство которого правительство будет осуществлять свои финансовые операции внутри страны и заграницей. Далее, задачей центрального банка должно быть осуществление, поскольку это будет для него возможно, соответствующего сокращения и соответствующей экспансии денежного обращения и кредита, в дополнение к общему стремлению поддержания устойчивой ценности денежной единицы и поддержания этой устойчивости как внутри страны, так и вне. В случае необходимости центральный банк должен быть последним источником, из которого может быть получен кредит в форме переучета солидных векселей или в форме ссуд под солидные краткосрочные обеспечения или под правительственные бумаги при наступлении критических обстоятельств».[5]
Центральный банк в своей деятельности не преследует цели получения прибыли. Он не конкурирует с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями на финансовых рынках . Его главная цель — обеспечивать бесперебойное снабжение хозяйства платежными средствами (иначе говоря — обеспечить необходимый уровень ликвидности), наладить систему расчетов, контролировать работу рядовых банков. Для достижения этой цели центральный банк:
— хранит резервы коммерческих банков;
— выдает банкам краткосрочные кредиты на покрытие краткосрочных нужд;
— осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;
— осуществляет надзор и контроль за деятельностью банков.
В настоящее время в большинстве стран мира коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке резерв против своих депозитных обязательств. Закон определяет верхнюю и нижнюю границы резервных требований, в пределах которых центральный банк устанавливает фактически действующие нормы в соответствии с состоянием кредитного рынка и задачами текущей политики.
Центральный банк является главным банкиром и финансовым консультантом правительства. В этой роли он :
— ведет счета правительственных учреждений и ведомств, аккумулирует налоги и другие поступления и осуществляет платежи по поручению казначейства;
— предоставляет прямой кассовый кредит по просьбе правительства;
— покупает государственные ценные бумаги для собственного портфеля;
— выступает советником правительства и других государственных органов по финансовым и общеэкономическим вопросам.
Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.
Как агент правительства в фискальных делах центральный банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их).
Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.
Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках).
Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.
Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебютной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.
Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов.
Обменный курс — это цена национальной валюты на международном валютном рынке или та пропорция, в которой она обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, центральный банк должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих стран. Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с целью изменить обменный курс национальной валюты (сейчас такие вторжения бывают очень редко), если цель — удержать обменный курс от падения, центральный банк снимает с инвалютного счета какую-то сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым баланс спроса и предложения. И наоборот, центральный банк скупает инвалюту, если принято решение замедлить рост обменного курса национальной валюты. В первом случае вторжение лимитируется наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором — наличием инвалюты.
Центральный банк также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он может хранить и золото, принадлежащее иностранным центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного фонда.
2.2 Методы кредитно-денежной политики
Посредством регулирования кредита, кредитной системы в целом и деятельности отдельных банков государство стремиться обеспечить условия для нормального функционирования экономики, смягчения конъюнктурных и циклических колебаний, поддержания социальной стабильности.
Денежно-кредитная политика получила развитие еще в прошлом веке. Вместе с бюджетной политикой она составляет основу современного государственного регулирования экономики.
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояние экономики страны. Таким образом, денежно-кредитная политика преследует цели стабилизации экономического роста, низких темпов инфляции, высокого уровня занятости, сбалансированности внешних расчетов. На практике выбор конкретных форм и методов денежно-кредитной политики сводится к маневрированию между задачей стимулирования экономического роста (политика «кредитной экспансии» — низкие процентные ставки, стимулирование кредита и денежной эмиссии) и борьбы с инфляцией (политика «кредитной рестрикции» — высокие ставки, сдерживание кредита и денежного обращения).
Основным проводником кредитно-денежной политики в стране является центральный банк.
Методы денежно-кредитной политики могут быть общими, т.е. воздействующими в целом на состояние кредитных отношений в стране, и селективными, т.е. направленными на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей или предприятий.
К общим методам кредитно-денежной политики относятся:
1) учетная политика или политика регулирования процентных ставок
Учетная политика связана с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков, их «резерв последней очереди». Учитывая в ЦБ свои векселя или получая кредиты под залог векселей коммерческие банки увязывали свои ставки по кредитам и вкладам со ставкой по учету или залогу (соответственно учетные или ломбардные ставки).
Повышая свои ставки, центральный банк побуждает коммерческие банки к уменьшению заимствований у него, что в конечном итоге может привести к сокращению кредитных операций в стране. И наоборот, снижение ставок удешевляет получение кредитов в ЦБ, содействует расширению кредитных операций коммерческих банков.
Многоплановость и нередко противоречивость задач, которые одновременно решаются с помощью изменения учетной ставки ЦБ (например, стимулирование инвестиций в период кризиса требует понижения ставки, а рост темпов инфляции и ухудшение платежного баланса – ее повышения), является еще одним фактором, снижающим результативность манипуляций с учётной ставкой.
2) операции на открытом рынке или купля-продажа государственных ценных бумаг
Гибким и регулярно применяемым Центральным банком инструментом воздействия на экономику являются операции по покупке и продаже бумаг на фондовом рынке. Хотя коммерческие банки совершают операции со всеми видами ценных бумаг, но в данном случае речь идет о покупке и продаже государственных ценных бумаг, т.е. государственных облигаций и краткосрочных обязательств. Под выражением «открытый рынок» подразумевается свободная их продажа любому покупателю: фирме, физическому лицу, иностранцу.
В данном случае ЦБ непосредственно не предписывает коммерческим банкам увеличить или не дает возможности уменьшить размер обязательных резервов. Но, увеличив продажи государственных бумаг или, напротив, уменьшив их, он косвенным путем воздействует на сумму резервов.
Таким образом, продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке приведут к сокращению резервов коммерческих банков, что в конечном итоге будет тормозить рост инвестиций и ВВП и задержит рост спроса на труд. Если же ЦБ будет скупать ценные бумаги, то результат будет противоположным.
3) изменение норм обязательных резервов
Регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков является важнейшим методом кредитно-денежной политики Центрального банка. Обязательные резервы – установленная часть ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ. Центральный банк вправе пересмотреть резервные нормы в сторону, как их повышения, так и снижения. Снижение нормы резервов приведет в действие кредитный мультипликатор, и денежная масса при понизившейся норме резервов будет превосходить сумму не в четыре, а впять раз. Увеличение денежной массы позволит банкам расширить свои активные операции: приобрести на фондовой бирже пакеты ценных бумаг, открыть новые кредитные линии промышленным, торговым и прочим фирмам, предоставить ссуды домашним хозяйствам и т.д. Чтобы расширить кредит банкам придется снизить процентные ставки по ссудам, сделав тем самым деньги более дешевыми.
Теперь фирмы и домашние хозяйства, получившие дополнительные кредитные вливания, предъявят возросший спрос на рынке товаров и услуг в связи с инвестициями капитала в новые здания и сооружения, машины и оборудование, новые запасы сырья и материалов и в связи с увеличением потребительских расходов. Все это будет способствовать преодолению рецессии, росту выпуска ВВП, повышению занятости и снижению безработицы. Но одновременно расширение спроса на товары и услуги и удешевление денег приведут к повышению общего уровня цен, т.е. к повышению нормы инфляции.
В случае, когда экономика находится в фазе циклического подъёма, дальнейшее увеличение спроса на товарном рынке и повышение темпа роста ВВП могут привести к «перегреву» экономики, к возникновению значительного избыточного спроса, и обострению инфляции. В этих условиях ЦБ может повысить норму обязательных резервов. Эффект, естественно, будет противоположным тому, который был после снижения нормы резервов.
Эта политика ЦБ будет тормозить рост инвестиций и расходов потребителей, расширение выпуска товаров и услуг замедлится, занятость будет увеличиваться медленно, а возможно и начнет снижаться. В то же время увеличение нормы резервов породит и антиинфляционный эффект: повышение цен замедлится, а возможно и прекратится.
Изменение норм резервов – это сильнодействующее средство. Его применение может вызвать небезопасное развитие инфляции в одном случае или острую и глубокую рецессию в другом. При повышении ЦБ нормы обязательных резервов многие банки могут оказаться в весьма тяжелом положении и даже обанкротиться, что, в свою очередь приведет к тяжелым потерям для связанных с банками фирм и домашних хозяйств. Поэтому этот способ воздействия на экономику используется редко и его следует рассматривать как крайнюю меру.
Наряду с общими методами регулирования кредитных отношений
центральные банки применяют селективные методы. К ним относятся:
а) прямое ограничение кредитов путём установления лимитов, квот по учёту векселей;
б) ограничение темпов роста кредитных операций;
в) установление контроля по отдельным видам кредитов, например, потребительских (в форме установления взноса наличными и ограничения рассрочки платежа);
г) установление максимальных процентов по отдельным видам вкладов и вообще регулирование процентных ставок и др.
Перечисленные методы вместе с нормой обязательных резервов следует рассматривать как прямые количественные ограничения, к которым центральные банки вынужденно прибегают в условиях кризисного обострения экономической ситуации.
Всё большее значение приобретают различного рода рекомендации, заявления, собеседования как методы кредитно-денежной политики промышленно развитых стран, а также разумный банковский надзор в форме контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
Состояние и перспективы функционирования банков и других кредитных институтов имеют жизненно важное значение для национальной экономики. Вот почему во всем мире кредитно-денежная политика ЦБ дополняется банковским регулированием – контролем и надзором за деятельностью финансовых институтов и рынков капитала.
Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное, безопасное
функционирование банков, предотвращает нежелательные, дестабилизирующие явления, и тенденции, борется с отмыванием грязных денег.
Среди мероприятий, осуществляемых центральными банками по регулированию деятельности кредитных организаций, можно выделить несколько основных направлений:
1) создание нормативно-правовой базы функционирования коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых институтов;
2) осуществление регистрации кредитных организаций;