Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что обеспечение экономического роста Российской Федерации и повышение благосостояния граждан в значительной степени определяется мерой взаимодействия государства и бизнеса, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Сегодня в среде бизнеса и представителей власти, среди ученых и практиков признано необходимым государственное участие в регулирующих процессах экономики и взаимодействие бизнеса и власти. Требуют научного осмысления вопросы развития системы государственного регулирования, и поддержи предпринимательства, создания благоприятного предпринимательского климата, частно-государственное партнёрство и другие вопросы. В первую очередь это касается механизма поддержки предпринимательства и осуществления инновационной деятельности.
Значимость настоящей темы исследования, значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года.
Проблема данной курсовой работы заключается в рассмотрение аспектов малого предпринимательства и их развития в современных условиях.
Цель исследования – определить современное состояние и проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотреть направления, принципы и основные мероприятия системы предпринимательства.
Объектом курсового исследования является, ООО «БЕРГ МОЛД».
Предмет исследования выступают экономические отношения, возникающие в сфере управления развитием малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность предпринимательства, его виды и формы.
2. Охарактеризовать роль малого предпринимательства в развитии экономики государства.
3. Обобщить формы и методы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.
4. Аргументировать основные проблемы малого предпринимательства на современном этапе.
5. Изучить общие сведения о предприятии.
6. Проанализировать финансово-экономическую деятельность компании.
7. Исследовать анализ оборачиваемости активов и доходности организации.
Гипотеза исследования основывается на том, что повышение значимости компаний малого бизнеса в нынешних экономических обстоятельствах запрашивает становления технологии единой оценки производительности их работы, допускающей исследование концепции контрольно-аналитических коэффициентов сведений субъектов хозяйствования с целью оптимального распределения конфигураций государственности помощи и отделения инвестируемых денежных средств.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального ...
... политика поддержки и развития малого предпринимательства. В России государство предприняло определённые шаги по развитию малого бизнеса: формируется законодательная база, приняты программы развития малого бизнеса на федеральном ... отношения в сфере малого бизнеса, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Эти ...
Методологической основой изучения выступили утверждения и заключения, сформулированные в научных работах российских и иностранных экспертов-экономистов в сфере оценки производительности работы компаний малого бизнеса, материалы научных конференций и заметки в периодических изданиях согласно исследуемой теме.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке фактических назначений согласно формированию методики, единой оценки эффективности работы компаний малого бизнеса, основанной на расчете концепции контрольно-аналитических коэффициентов, позволяющих осуществить распределение компаний с целью увеличения рациональности распределения конфигураций общегосударственной поддержки, и выделения инвестируемых денежных средств.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
1.1 Сущность предпринимательства, его виды и формы
Предпринимательство представляет собой беспрепятственные экономические хозяйствования в различных видах деятельности (кроме тех которые противоречат законодательству) исполняемое субъектами взаимоотношений, все это делается для насыщения рынка товарами, услугами, работой, которая необходима обществу, а главная цель предпринимательства извлечение прибыли.
Есть много определений предпринимательства, рассмотрим несколько терминов, наиболее полно раскрывающих сущность значения. И.В. Бородушко считает что, предпринимательство в первую очередь связано с личной свободой, свободный процесс предоставляет человеку возможность целесообразно распоряжаться своими способностями, талантами, профессиональной информацией и прибылью. Сущность предпринимательства – это « умение находить и придумывать новые возможности, характерная черта личности, а не отрасль профессиональной деятельности» [7].
Проанализировав позицию Г.И Брялиной, предпринимательская деятельность – экономический вид деятельности, который нацелен на регулярное извлечения прибыли от оказания услуг, продаж производимого товара, перепродаж товара, собственного производства. Чтобы выполнить данную цель предприниматели используют нематериальные активы, имущество, собственный труд, а также привлечённый труд со стороны. Нет никаких гарантий, что вложенные усилия и средства окупятся, а продаваемые товары или услуги принесут прибыль.
Поэтому существует большой риск потери большинства или всего имущества [8].
Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательство является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].
Проанализировав интерпретацию предпринимательской деятельности отраженную в гражданском кодексе Российской Федерации, можно отметить основные черты характерные предпринимательству: предпринимательство относится к самостоятельной деятельности, занимаются ей дееспособные граждане или их союзы.
Ни у кого нет права, насильно или против воли человека заставить заниматься предпринимательством; осуществляется самостоятельно, выполняется по собственной инициативе, реализует свои способности для удовлетворения спроса у потребителей; данный вид деятельности относится к рисковым, государство не несет никаких ответственностей за неудачи; занимаясь предпринимательской деятельностью, нужно понимать, что механизм должен работать постоянно, для систематического дохода, доход должен производится законными путями; деятельность считается законной, должна выполняется в соответствии со всеми законодательными актами; прибыль – считается главным мотивом, для ее получения необходимо предоставлять потребителю необходимые услуги или товары.
Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике
... задачи: охарактеризовать малое предпринимательство и его роль в рыночной экономике; изучить виды, сферы деятельности, правовые основы и основные функции малого предпринимательства в России; выявить роль малого предпринимательства в рыночной экономике; проанализировать текущее состояние малого предпринимательства в России; оценить основные проблемы малого предпринимательства в России; Предметом ...
Различие малого предпринимательства от среднего предпринимательства заключается в численности персонала и годовой выручки:
- а) для малого предпринимательства выручка без учета НДС не должна превышать 400 млн. рублей, а штат рабочих не должен превышать 100 человек;
- б) для среднего предпринимательства выручка без учета НДС не должна превышать 1 млрд. рублей, а штат рабочих не должен превышать 250 человек.
После перехода нашей страны на рыночные отношения, на плечи общества возведена непростая задача – заниматься развитием предпринимательства. Наша страна не славилась развитым предпринимательством, большого опыта нет, поэтому приходится брать западные модели. В наше время предпринимательская деятельность формируется в ускоренном режиме. Частная собственность относиться к важному фактору развития предпринимательской деятельности.
В концепции предпринимательства есть большое количество методов в определении особенностей, которые позволяют классифицировать деятельность на количественные и качественные признаки.
Из прочитанного материала следует что, большая часть авторов предлагают классифицировать деятельность на следующие признаки:
а) По формам собственности. В условиях рыночной экономики формы собственности разделяют на государственные и частные. Государственная собственность существует в виде субъектов Российской Федерации и федерального имущества. Частную собственность можно разделить на коллективную и индивидуальную.
б) По Признакам законности. В Российской Федерации предпринимательство делится на законное и незаконное. Под незаконным предпринимательством понимается: когда предприниматель осуществляет свою деятельность без регистрации в положенных органах, либо зарегистрирован, но с нарушениями; Выполнение деятельности без лицензирования, если оно необходимо; предоставление ложных документов в органы государственной регистрации.
в) По территориальному распространению. Предпринимательство делится по территориям на мировое, международное, региональное и местное.
г) По формам собственности соучастников предпринимательской деятельности. Различают на организации с полной, субсидиарной и солидарной ответственностью; также выделяют простые и сложные организации: по механизму создания, по процессам управления, по количеству учредителей, по механизмам функционирования.
д) Предпринимательство разделяют по составу учредителей на молодежное, семейное, женское, мужское.
е) По использованию новых технологий. Подразумевает собой использование новых технологий, инноваций, взаимодействие с творческо-поисковой деятельностью, уклон на революционизируемую экономику.
ж) По количеству учредителей. Можно разделить на индивидуальное и коллективное.
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
... исследования данной курсовой работы являются труды экономистов, которые освещают особенности существования государственного предпринимательства в рыночной экономике. Предметом исследования является выявление проблем и перспектив развития государственного предпринимательства в России. Целью работы является анализ особенностей государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики, а ...
з) По количеству рабочих, денежных средств, уставному капиталу, определяется МП. и) По темпу роста фирмы, доходности и прибыльности делятся: на активно растущие и малоактивно растущие, прибыльные и не рентабельные.
к) По количеству учредителей, по системе создания, процессу функционирования, все это классифицирует организации на простые и сложные.
Рассмотрим виды предпринимательской деятельности, а потом охарактеризуем их: производственное предпринимательство; коммерческо-торговое предпринимательство; финансово-кредитное предпринимательство; консультативное предпринимательство; страховое предпринимательство; посредническое предпринимательство.
Производственное предпринимательство как вид независимой и активной деятельности, сконцентрированной на получение дохода, подразумевает воплощение конкретных производственных идей, т.е. создание продукта, исполнение работ или предложение услуг, которые в качестве продукта подлежат следующей реализации окончательным покупателям либо посредникам. При этом коммерсант имеет возможность делать (и нередко исполняет) некоторые функции воспроизводственного процесса, однако функции производства остаются основными. Процесс, включает в себя соединение рабочей силы со средствами труда, что в конченом итоге представляет для потребителя продукцию и услуги. Коммерческо-торговое предпринимательство. Основным фактором данного вида выполняют товарно-денежные и торгово-обменные операции, также продажа по ДКП.
Коммерческое предпринимательство несет большие риски, чем производственное. Деятельность зависит от потребительского рынка, на котором быстро меняется ситуация. Также сильно взаимосвязано с хранением товара, дальними доставками, постоянной мобильностью груза, что влечет за собой дополнительные риски по сохранности товара и соблюдения срока доставки.
Финансовым предпринимательством выступает деятельность предпринимателей, основанная на денежной стадии оборота капитала, в данном случае объектом сделок выступают специфические виды товара, такие как наличные и безналичные денежные средства, иностранная валюта, ценные бумаги, имеющие свойства обесцениваться, или быстро менять курс.
Консультационное предпринимательство. Идея данного вида заключается в том, что специалисты своего дела предоставляют советы, рекомендации, консультации бизнесменам или обычным людям на платной основе. За пределами нашей страны данный вид называют: консалтинг.
Под страховым предпринимательством понимается предоставление предпринимателю гарантии страхователем за определенную плату компенсацию возможного ущерба имущества, ценностей, жизни в результате непредвиденного случая. Такой вид предпринимательской деятельности рассматривается как особая форма и разновидность финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в получении страхового взноса предпринимателем, который возвращается страхователю при наступлении определенных обстоятельств – при наступлении страхового случая [16].
Посредническое предпринимательство. Поскольку этот вид бизнеса тесно примыкает и выступает составной частью других видов предпринимательства, уместно говорить о посредничестве в производственной, коммерческой, финансовой и консультационной сферах. Посредничество характеризуется тем, что предприниматель не производит продукцию, не торгует товарами, ценными бумагами, не дает денежный кредит, не является консультантами, а лишь оказывает посреднические услуги [14].
Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития
... государство учитывает опыт ведущих стран мира, который, со всей очевидностью, доказывает необходимость в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного сектора малого предпринимательства. Состояние малого бизнеса в России нельзя считать удовлетворительным. ...
Разберемся, какими же бывают формы предпринимательства. Формы делятся на индивидуальное и коллективное предпринимательство. Под индивидуальным предпринимательством рассматривают физических лиц, которые зарегистрированы по всем законодательным правилам, выполняющие свою деятельность без образования юридического лица.
Под коллективным предпринимательством понимаются организации, выполнявшие свою деятельность с открытием юридического лица. Особенностью коллективного предпринимательства можно считать, тот факт, что члены коллектива несут общую ответственность за состояние организации.
Так же под коллективным предпринимательство скрывается очень много форм, таких как: предприятие, кооператив, товарищество, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное партнерство, закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество.
1.2 Роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики государства
Важную роль в развитии экономики страны играет малое предпринимательство, малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России.
Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности. Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие различными предприятиями разного профиля.
В развитых государствах вклад не больших предприятий составляет более 50% во внутренний валовый продукт, в РФ вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет порядка 20%.
В «новой» России, после распада СССР было много проблем касаемо экономики, власть подходила к ее решениям безответственно, вследствие чего были растеряны производственные мощи, сельскохозяйственное производство, оборонно-промышленный комплекс. С годами наша экономика стала выходить из сложного положения, и рассчиталась с внешними долгами, спасителем стала «нефтяная игла».
У нашего государства огромный запас природных энергетических ресурсов. Россия основные деньги получала от продажи нефти и газа, не уделяя особого внимания производству, что провело РФ в зависимость от внешней экономической обстановки, а точнее цены на нефть. Нашему государству не хватает собственной производственной мощи. В выходе из этой ситуации малое и среднее предпринимательство является одним из средств по достижению данной цели.
Большое внимание стоит обратить на проблему государственной поддержки МП и СП в России, так как до настоящего времени не действует эффективно созданная инфраструктура, она не обеспечивает нормальное функционирование предприятий. Игнорирование и не достаточное количество внимания на проблемы малого предпринимательства, будут считаться крупными стратегическими просчетами, которые будут влиять на углубления кризиса нашей экономики.
Предприниматели, обладающие новыми идеями и направленные на открытие своего производства, при содействии правительства могут из малого бизнеса перерасти в крупный, что пересекается с интересами нашего государства: создаются новые рабочие места, пополнение налоговых отчислений, за счет которых формируется бюджет всех уровней, разработка научно-технических изобретений. Также нашей стране интересны и другие направления предпринимателей.
Значимость предпринимательства отметил президент страны: по словам В.В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения.
Предпринимательство в рыночной экономике
... и т.д. Главная трудность перехода к рыночной экономике связана с перестройкой экономического мышления в поведении людей, развитием их экономической свободы, инициативы, ответственности на основе предпринимательства. Предпринимательство ... не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколько объяснений. собственника ...
Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [3], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт.
Наше государство напрямую заинтересовано в развитии предпринимательства, обеспечивая при этом его поддержкой и создавая специальные постановления, в которых отображены приоритеты развития малого и среднего предпринимательства. Главные приоритеты в развитии предпринимательства [16]: производство сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; производство товаров промышленного назначения; производство товаров народного потребления; производство товаров с перспективой на экспорт; оказание различных видов услуг; строительство объектов различного назначения. Для нашего государства, прошедшего начальный этап развития рыночных отношений, и глядя на современные темпы экономического развития необходимо наращивать экономическую мощность.
Важным инструментом в достижении данной цели является предпринимательство, предприниматели готовы вносить инновации в бизнес, что также будет решать не только экономические, но и социальные задачи. В федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» отражена социальная и экономическая роль МП и СП, в нём отображено, что закон направлен на граждан позволяющий им свободно использовать свое имущество и способности на воплощение предпринимательской деятельности. Так же ссылаясь на федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделим субъекты предпринимательства: юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), они отнесены к малым, средним и микро предприятиям [2].
В нашей стране критерием распределения организаций к малым и средним, является численность рабочих, персонала состоящего в штате, и сумма прибыли предприятия.
В приложение 1 приведен сравнительный анализ преимуществ и недостатков малого предпринимательства. Согласно приложению 1 к преимуществам малого предпринимательства следует отнести [15]: способность работать на специализированных рынках; простоту управления и широкий простор для личной инициативы, характерные для малых предприятий, позволяющие оперативно вносить изменения в процесс производства.
Кроме того в список преимуществ малого предпринимательства входит возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно- технической политики, активное насыщение рынка труда и занятости новыми рабочими местами, вследствие чего увеличивается занятость населения, также происходит увеличение вторичной занятости.
Открывается возможность многим гражданам стать соучредителями (стартовые первоначальные вложения составляют небольшую сумму денег в основной и стартовый капитал); так же появляется возможность использовать местные сырьевые ресурсы и отходы производства; активное насыщение народными ремеслами и подсобными производствами; боле просто управление предприятиями в сравнении с крупными, что приводит к снижению накладных расходов; малые предприятия и небольшие населенные пункты получают экономическое и социальное содействие в развитии.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08.00.05 ...
... Экономический выбор в условиях неопределенности и риска. Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель. Предпринимательство и неопределенность. Особенности рынков ресурсов ...
Развитие малых форм предпринимательства играет важную роль в экономическом становлении страны, малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности.
Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие большим количеством предприятий разного профиля. В настоящее время экономика России испытывает не простые времена, наша страна попала под зарубежные санкции. Как говорится, не было бы счастья без несчастья. В интересах страны нужно в ближайшие сроки сделать импорт замещение, восстановить мощность сельхозпроизводства, что развязывает руки российским производителям и бизнесменам. Сейчас государство и предприниматели будут «бок о бок» наращивать мощность экономики, замещая импорт, делать акцент на собственном производстве.
И одними из главных помощников государству в этом деле будут предприниматели. МП и СП относятся к мобильным субъектам рынка, которые способны в быстрые сроки отреагировать на воздействия правительства страны. Глядя на меры вывода России из экономических трудностей, большое внимание будет уделяться поддержке предпринимателей.
Малый бизнес выполняет важные функции социально экономической системы России, обеспечивает стабильные рыночные отношения, в этой системе участвует большое количество граждан, открывших собственный бизнес вследствие чего: на рынке развивается конкуренция; происходит более активное насыщение рынка отварами и услугами; создаются новые рабочие места; предлагаются условия, в которых количество заработанных денег напрямую зависит от результатов труда, что способствует заинтересованной работе всего коллектива, все это обеспечивает большую эффективность производства.
Малый бизнес не пытается противостоять крупным компаниям, а наоборот плотно с ними взаимодействует. Все эти факты оказывают положительное влияние на росте национальной экономики. Ссылаясь на опыт индустриально развитых государств, можно увидеть что, развитие и существование малого и среднего предпринимательства
сильно связано с государственными шагами в сторону их поддержки.
Главными направлениями поддержки являются:
1) организационная поддержка – упрощение процедур по открытию малых предприятий;
2) финансовая – субсидирование за счет бюджетных средств, притягивание частных капиталов, упрощенное налогообложение, налоговые льготы;
3) материально-техническая – создание возможности иметь доступ к ресурсам, возможность купить и арендовать производственную площадь;
4) информационная – обеспечить доступ к пользованию информационными ресурсами ориентированных на предпринимателей с вопросами планирования, налогообложения, маркетинга;
5) социальная – выработка общественных взглядов на предпринимательскую деятельность.
1.3 Формы и методы государственного регулирования и поддержки предпринимательства
Для формирования действенного механизма по поддержке малого предпринимательства, государство должно озадачиться этим вопросом, и сформировать чётко продуманные задачи с их решением. Задачи должны содержать конкретные цели, механизмы и план выполнения. Оценив опыт успешно развитых стран, можно прийти к выводу что, государства содействуют и создают предпосылки для вовлечения предпринимательского потенциала в общее развитие экономики страны. В развитых странах продуман механизм по устранению возникающих проблем. К сожалению, в России механизм по развитию и поддержке предпринимательства осуществляется без должного внимания государства, правительство не достаточно продумывает механизмы воздействия на данный процесс. Зачастую государственные структуры занимающиеся поддержкой предпринимательства сводят все на само обеспечение, лишь фиксируют проблемы и препятствия, не уделяя должной помощи, а реальная поддержка носит единичный характер. Разберемся на основании, каких функций должна, производится поддержка малого и среднего предпринимательства [4].
«Основы экономики организации» «Малые предприятия ...
... Понятие и сущность малых предприятий Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые ...
А) Наше государство является властной структурой, именно государство устанавливает рамки условий, в которых функционируют субъекты рынка, то есть, производится разработка и контроль соблюдения нормативно правовых актов.
Б) Государство является собственником имущества, поэтому у него есть все основания для распоряжения и управления имуществом.
В) Инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов являются государственные рычаги.
Рассмотрев выше перечисленные функции, определим направление поддержки малого и среднего предпринимательства и перечислим:
- разработка институциональных основ;
- антимонопольная политика;
- кредитно-финансовая поддержка;
- налоговая политика;
- правовое поле, и защитные программы;
- научно-методическая поддержка;
- управленческая поддержка.
В данный момент в систему функционирования государственной поддержки входят следующие детали:
1) нормативно-правовые акты, они нацелены на поддержку и развитие предпринимательства;
2) государственный аппарат, являющийся совокупностью институционных структур, они отвечают за развитие предпринимательства и управляют основными процессами, выполняют реализацию государственной политики в этой сфере.
3) Коммерческие и не коммерческие организации, относятся к инфраструктуре государственной поддержки предпринимательства, они создаются при помощи и без государства, их деятельность заключается в развитии малого и среднего предпринимательства, работа таких структур активно поощряется правительством.
Значительное воздействие на развитие предпринимательства вызывает региональная система регулировки поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ. Воплощение региональной политики по отношению к малому предпринимательству производится с учетом интересов каждого конкретного региона, то есть формы, и методы принимаются на правительственном уровне, но в них заключены особенности каждого конкретно взятого региона.
Руководствует выполнением государственной политики по реализации поддержки МП Министерство России по антимонопольной политике и Департамент развития предпринимательства. Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства отвечает за финансовое обеспечение и мер по развитию предпринимательства, фонды делятся на: региональные и муниципальные. На данный момент в нашей стране имеются различные виды структур по поддержке предпринимательства, что свойственно промышленно развитым странам.
Государственная поддержка малого бизнеса в России
... и поддержки малого предпринимательства; оценка эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса; исследовать особенности региональной государственной поддержки и стимулирования малого предпринимательства; провести сравнительный анализ мер государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса за рубежом. Объектом исследования является малое предпринимательство. ...
К основе государственной инфраструктуры по развитию и помощи предпринимательству относятся муниципальные и государственные фонды, которые состоят из 75 региональных фондов и Федерального фонда. Значимым моментом, которому предают особое внимание это разработанные системы с конкретными формами и методами взаимоотношения предпринимателей с администрацией, механизм по оказанию поддержки начинающим предпринимателям. Одной из самых ключевых форм помощи предпринимателям для развития (чаще всего на стартовой стадии) является предоставления кредитов субъектам хозяйствования. Кредиты могут давать: администрация из бюджетных и внебюджетных денег, коммерческие банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из важности различных сфер предпринимательства для развития региона.[6] Основной целью поддержки государством предпринимательства является: создание благоприятных условий, развитие и повышение качества эффективности мер поддержки на федеральном уровне.
Исходя из выше сказанного, скоординируем особо важные меры, которые эффективно обеспечивают достижения целей:
- Взять во внимание учет исторических, региональных и национальных особенностей;
- вести активное поощрение само занятости, семейных форм предпринимательской деятельности, востребованных народных промыслов. Также подержание различных ремесел.
- Введение программ, которые позволяют перевести отдельные аспекты государственного регулирования предпринимательства к саморегулированию путем создания предпринимательских союзов и объединений.
- Предоставление возможности быстрого освоения востребованных у малых и начинающих предпринимателей, кредитных и инвестиционных механизмов, таких как: франчайзинга, лизинга, венчурное инвестирование, инвестиционные институты.
— Открытая и ясная позиция государства, при формировании так и при реализации политики поддержки предпринимательства, что заключает следующее: чётко поставленная и преподнесенная информация о содержании мер поддержки, открытые процессы распределения средств на поддержку, публичный отчет о использовании выделенных средств на поддержку предпринимательства и соответствующих государственных институтов.
- Увеличить права и возможности субъектов местного самоуправления и РФ по направлению поддержки предпринимателей и сохранение стратегических целей, правовой базы, информационного пространства.
- Использовать имущество не ликвидных, и не платежеспособных предприятий для создания качественной инфраструктуры, ресурсного обеспечения успешных и востребованных предпринимателей.
- Разработка глобальной сети, в которой будет находиться информация о законах, клиентах, конкурентах, налогах и их изменениях, актуальной информации о состоянии рынка, доступ к сети должен предоставляться всем предпринимателям.
- Активное повышение качества работы государственных органов статистики по предпринимательству.
— Систематическое проведение исследований сектора экономики, для выявления проблем предпринимательства и получения объективной оценки состояния. Перспектив развития, разработка эффективных рекомендаций для координирования государственной поддержки.
— Организация программ по осведомлению заинтересованного населения. Что включает в себя: стимулирование и поощрение малых и средних предпринимателей, разъяснение по вопросам и подготовка людей к само занятости, объединение и распределение по профессиональным, отраслевым, региональным и другим признаками. Поддержание и формирование правильного и положительного мнения к предпринимателям.
1.4 Основные проблемы малого предпринимательства на современном этапе
В России в последние годы одной из наиболее острых проблем стоит проблема активизации малого бизнеса, которая привлекает внимание, как ученых-аналитиков, так и простых граждан. Малое предпринимательство – это ведущий сектор экономики, который определяет структуру ВНП, а так же темпы экономического роста. Большое число предпринимательских организаций, функционирующих в экономической среде – необходимый фактор эффективной работы рынка. Создание благоприятных условий для создания малого бизнеса и его развития, дает населению возможность получения дохода, а государству – налогов.
В экономическом хозяйстве каждой страны предпринимательству уделяется особое значение. Этот вид деятельности влияет как на общий экономический рост, так и в некоторой степени помогает государству решать определенные социальные проблемы.
По сравнению с крупным производством, развитие малого предпринимательства имеет ряд положительных особенностей: структурно перестраивает экономику; предоставляет дополнительные рабочие места; быстро реагирует на изменение покупательского спроса; достаточно быстрая окупаемость затрат; свобода выбора на рынке. Малое предпринимательство помогает избежать территориальной монополии, увеличить конкуренцию и повысить насыщенность рынка товарами и услугами. Этот вид бизнеса имеет большие возможности в области трудоустройства населения, а так же имеет возможность вовлечь «рабочие резервы», которые не могут использоваться крупными видами бизнеса из-за его особенностей. Это инвалиды, студенты, школьники, пенсионеры, которые могут работать после своих основных занятий, чтобы получать дополнительную прибыль.
Всё это делает малый бизнес важной составляющей в развитии экономики любого государства. В России эта сфера экономики до сих пор испытывает достаточно много трудностей и проблем. Как отметил Президент Российской Федерации на Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7.04.2015, малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента, в то время как в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов [5].
Малое предпринимательство имеет высокую зависимость от внешней среды и имеет ряд факторов, общеэкономического и организационного характера которые сдерживают его развитие.
Во-первых, для открытия своего бизнеса нужен стартовый капитал, поэтому одной из остро стоящих проблем является проблема финансирования и кредитования. Если оценивать экспертные данные, то всего лишь 30% из предпринимателей, имеющих потребность в кредите, получили его, а если рассмотреть микрокредиты, которые даются в сумме до 300 тысяч рублей, то здесь одобрено всего 10%. Тем не менее, даже если кредит и удалось получить, то предприниматель постоянно чувствует себя должным банку из-за высоких процентных ставок (Таблица 2).
Но на сегодняшний день можно говорить и о плюсах, которые происходят по мере развития сектора кредитования малого предпринимательства. Банки, накапливая опыт работы именно в этой сфере, уже точнее оценивают степени рисков и стараются смягчать процедуры кредитования, уменьшая процентные ставки и сроки погашения кредитов [20].
Во-вторых, еще одной из проблем, которая до сих пор стоит перед предпринимателями, это постоянный надзор со стороны государственных контролирующих органов: инспекции по торговле, трудовой инспекции, налоговой инспекции, полиции, органов стандартизации, сертификации и метрологии, органов по лицензированию, санитарного надзора и многих других.
Причем некоторые штрафы, которые накладываются этими государственными органами, настолько велики, что оказываются непосильными для предпринимателя и оказывают многочисленные негативные последствия, вплоть до закрытия самого предприятия. Ведь избежать всех прописанных в правилах и нормах нарушений в настоящей жизни практически невозможно. Пока что единственным выходом из этой ситуации может быть только знание предпринимателем всех своих обязанностей и норм проведения проверок каждым из государственных органов.
В-третьих, следующая проблема, которая также сильно ограничивает возможности предпринимателей – это высокое налоговое бремя. Не смотря на то, что не так давно ввели упрощенную систему налогообложения, проще предпринимателю от этого не стало. Хоть организация освобождается от целого ряда налогов, таких как НДС, на прибыль и имущество, вместе с этим налагаются и ограничения: запрет на занятие некоторыми видами деятельности; ограничения в количестве работников; запрет на открытие филиалов. Все это очень сильно сужает возможности для расширения бизнеса. Поэтому все большее количество предпринимателей отказываются от этого вида деятельности.
Еще одной из преград, стоящей на пути оказания помощи малом бизнесу, является недостаток единой инфраструктуры, которая бы обеспечивала деятельность этих предприятий. На данный момент крупные предприятия имеют возможность сами создать себе инфраструктуру (центры, юридические отделы и т.д.), а малые предприятия не могут. Поэтому, чтобы они могли конкурировать с более крупными организациями и не попадать в сложные ситуации, у распорядителя малого бизнеса должна быть возможность посоветоваться с квалифицированным юристом, произвести различные исследования в области экономики и бизнеса, а также сбывать свой товар по общей торговой сети. Для этого существует инфраструктура поддержки, которая на доступных условиях помогает предпринимателям по различным интересующим их вопросам. Однако, деятельность этой организации практически не приносит прибыли, поэтому, чтобы осуществлять грамотную, квалифицированную помощь ей нужна государственная поддержка, а также поддержка областных и местных органов. Поэтому еще одной из задач можно выделить – создание единой инфраструктуры для поддержки малого бизнеса в области и на местах. Особенностью данного вида предпринимательства является то, что ему необходима инфраструктура, направленная на его поддержку.
Еще одной проблемой, стоящей перед малым бизнесом, является недостаток квалифицированного персонала. В конкурентных условиях специалистов с высоким уровнем знаний заполучают большие компании, которые могут предложить более выгодные условия, в виде большей зарплаты и социальных пакетов. Так как все организации работают в динамичной среде, в которой информация меняется довольно часто, то самому предпринимателю нужно следить за изменениями в своей рабочей сфере и уметь грамотно организовать рабочий процесс. Для этого необходимо повышать квалификацию не только работников, но и собственную. Поэтому для всех организаций эта проблема является актуальной. Повысить уровень знаний своих специалистов можно также путем проведения тренингов, консультационных услуг, а так же дистанционного обучения.
Государство, учитывая все аспекты, связанные с ведением малого бизнеса, предприняло ряд мер, на развитие этого вида предпринимательства:
- в области контроля над ведением малого бизнеса установлено ограничение в плане проверок на срок на 3 года, что является одной из наиболее ярких перспектив. Т.е. введен Единый реестр проверок, который будет осуществляться раз в 3 года, и план будет размещаться на сайте в сети Интернет;
- в области налогов введены послабления. Начиная с 2015-2020 гг. для ИП могут вводиться «налоговые каникулы», а так же в период 2015-2018г по решению правительства не должны меняться меры сбора и учета налогов;
- так же понижены штрафы, что благоприятно воздействует на предпринимателей;
- создание на базе МФЦ с 2016г единой консультационной базы для малых и средних предприятий.
Для развития бизнеса, помимо государственных программ и услуг, существуют и другие подходы в виде семинаров, форумов, методических программ и т.д.
Даже в нынешних условиях со сниженной покупательской способностью, санкционных запретов, есть возможности развить свой бизнес и реализовать свои замыслы, касающиеся предприятия. Нужно реализовывать программы экспорта и импортозамещения, что позволит делать прогнозы на будущее развитие бизнеса.
Тем не менее, не смотря на сложившиеся условия со странами Запада, Россия все же улучшила свои позиции по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса (Рис. 2), (Табл. 3) [9,12].
Во многом именно политика государства влияет на деятельность малых и средних предприятий. Важным шагом государства в области поддержки малых предприятий является принятие «Долгосрочной стратегии развития малого и среднего бизнеса в России до 2030г». Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить прозрачность рыночных отношений, в том числе и ведения самого бизнеса, снизить барьеры, стоящие перед предпринимателями, обеспечить стабильные правила «рыночной игры».
По намеченному плану реализация этой стратегии будет проходить в три этапа. Так же создана Федеральная корпорация для поддержки малого и среднего предпринимательства. Деятельности этой организации будет направлена на поддержку данного вида бизнеса, в том числе в области инвестирования. Еще одним шагом навстречу является введение запретов на рост налогов и ставок по взносам до 2018г. Ведется работа по созданию единой инфраструктуры для помощи предпринимателям.
Хоть сейчас экономика России и находится в трудном положении, но есть большие перспективы для выхода из этой ситуации. И только время покажет нам, насколько государственные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства окажутся эффективными, чтобы обеспечить как количественный, так и качественный рост этого вида бизнеса, для реализации в экономическом пространстве.
Вывод по главе 1
Таким образом, предпринимательство является экономической деятельностью, которая направлена на получение прибыли, от продажи произведенного товара, перепродажи купленного товара, оказание услуг в различных сферах деятельности.
В России механизм по развитию и поддержке предпринимательства осуществляется без должного внимания государства, правительство не достаточно продумывает механизмы воздействия на данный процесс. Зачастую государственные структуры занимающиеся поддержкой предпринимательства сводят все на само обеспечение, лишь фиксируют проблемы и препятствия, не уделяя должной помощи, а реальная поддержка носит единичный характер. Поддержка развития предпринимательства государством осуществляется в следующих направлениях: антимонопольная политика; финансово-кредитная поддержка; создание институциональных основ; налоговая политика; управленческая; научно – методическая поддержка; защита предпринимательства и правовое обеспечение, указанные в законодательстве РФ.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «БЕРГ МОЛД»
2.1 Общие сведения о предприятии
Полное юридическое наименование: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БЕРГ МОЛД» (Таблица 4).
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности компании
Результаты работы за 2016 год отображены в приложение 2.
Автор провел сравнительный анализ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «БЕРГ МОЛД» (далее – Организация) за 2016 год (Приложение 3), содержащихся в базе данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (далее – Росстат).
Основным видом деятельности Организации является производство инструмента (код по ОКВЭД 25.73).
В ходе анализа мы сравнили ключевые финансовые показатели Организации со средними (медианными) значениями данных показателей конкретной отрасли (вида деятельности) и всех отраслей Российской Федерации. Среднеотраслевые и среднероссийские значения показателей рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности за 2016 год, представленной Росстатом. При расчете среднеотраслевых данных учитывались организации, величина активов которых составляет более 10 тыс. рублей и выручка за год превышает 100 тыс. рублей. Из расчета также исключались организации, отчетность которых имела существенные арифметические отклонения от правил составления бухгалтерской отчетности. По результатам сравнения каждого из девяти ключевых показателей с медианным значением нами сделан обобщенный вывод о качестве финансового состояния Организации. Расчеты и обобщающий вывод выполнены компьютеризированным способом с использованием программного обеспечения и методики, разработанной Консультационной финансово-аналитической компанией «Анкон».
Выше приведен сравнительный анализ финансового положения и результатов деятельности организации. В качестве базы для сравнения взята официальная бухгалтерская отчетность организаций Российской Федерации за 2016, представленная в базе данных Росстата (2.3 млн. организаций).
Сравнение выполняется по 9 ключевым финансовым коэффициентам (см. таблицу 7).Сравнение финансовых коэффициентов организации производится с медианным значением показателей всех организаций РФ и организаций в рамках отрасли, а также с квартилями данных значений. В зависимости от попадания каждого значения в квартиль присваивается балл от -2 до +2 (-2 – 1-й квартиль, -1 – 2-й квартиль, +1 – 3-й квартиль; +2 – 4-й квартиль; 0 – значение отклоняется от медианы не более чем на 5% разницы между медианой и квартилем, в который попало значение показателя).
Для формирования вывода по результатам анализа баллы обобщаются с равным весом каждого показателя, в итоге также получается оценка от -2 до +2:
2.3 Бухгалтерская отчетность и выводы
Бухгалтерская отчетность за 2015-2016 гг. (Таблица 7)
Вывод по главе 2
Таким образом можно сказать, что ООО «Берг Молд» зарегистрирована 28 июля 2016г. регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Дмитрову Московской области. Юридический адрес ООО «Берг Молд» — 141371, Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково, Заводская улица, дом 3 помещение 4, офис 35. Основным видом деятельности является «Производство инструмента», зарегистрировано 11 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БЕРГ МОЛД» присвоены ИНН 5042141980, ОГРН 1165042052340, ОКПО 03742363.
В результате анализа ключевых финансовых показателей Организации нами установлено следующее. Финансовое состояние ООО «БЕРГ МОЛД» на 31.12.2016 значительно хуже финансового состояния половины всех организаций, занимающихся видом деятельности производство инструмента (код по ОКВЭД 25.73).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя общий итог курсового исследования можно сказать, что в ходе написания работы была реализована цель исследования, которая направлена на проблемы изучения современного состояния и проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Предпринимательство – это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства или продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг посредством использования имущества, нематериальных активов, рабочей силы.
Основные виды предпринимательской деятельности в России: производственное предпринимательство; коммерческо-торговое предпринимательство; финансово-кредитное предпринимательство; консультативное предпринимательство; страховое предпринимательство; посредническое предпринимательство. Для нашего государства, прошедшего начальный этап развития рыночных отношений, и глядя на современные темпы экономического развития необходимо наращивать экономическую мощность. Важным инструментом в достижении данной цели является предпринимательство, предприниматели готовы вносить инновации в бизнес, что также будет решать не только экономические, но и социальные задачи.
Малый бизнес выполняет важные функции социально экономической системы России, обеспечивает стабильные рыночные отношения, в этой системе участвует большое количество граждан, открывших собственный бизнес вследствие чего: на рынке развивается конкуренция; происходит более активное насыщение рынка отварами и услугами; создаются новые рабочие места; предлагаются условия, в которых количество заработанных денег напрямую зависит от результатов труда, что способствует заинтересованной работе всего коллектива, все это обеспечивает большую эффективность производства. Все эти факты оказывают положительное влияние на росте национальной экономики.
В ходе исследования нами были выявлены проблемы развития малых и средних предприятий на современном этапе развития предпринимательства в России:
- Во-первых, общие проблемы, к которым относятся: законодательное не совершенство, следствием чего является нестабильность законодательной базы;
- Не до конца проработанные, налоговые системы, которые ведут негативное воздействие на малый и средний бизнес;
- Несовершенство финансово-кредитной системы;
- Безопасность деятельности малых и средних предприятий.
Во-вторых, проблемы, возникающие на стадии организации, к которым относятся: Поиск перспективной идеи, подходящей сферы деятельности, свободной ниши на рынке; Финансовые проблемы; Регистрационные препятствия, незнание и отсутствие отлично проработанного механизма регистрации предприятия; Несовершенство процедуры сертификации; Проблемы систем лицензирования.
В-третьих, проблемы, на стадии старта деятельности предприятий, к ним относятся: Недостаток оборотных средств; Сильная ограниченность производственных мощей; Высокая арендная плата; Трудности с поиском канала по сбыту продукции или услуг; Недостаток квалифицированных кадров; Высокие цены на маркетинг.
В-четвертых, проблемы на стадии становления и развития, к ним относятся: Проблемы осведомления об информационном рынке, данный рынок является быстро и хаотично развивающимся; Жесткая конкуренция; Недостаток мероприятий для повышения профессионального навыка предпринимателей; Недостаток достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов; Бессистемный характер проверок со стороны контрольно-ревизионных структур.
Практическая значимость работы состояла в исследовании аспектов методологии изучения современного состояния и проблем развития малого предпринимательства.
ООО «БЕРГ МОЛД» (Московская область; ИНН 5042141980) зарегистрировано 28 июля 2016 года Уставный капитал компании по состоянию на 1 июля 2016 года — 1000000 руб. Основные виды деятельности ООО «БЕРГ МОЛД»: производство инструмента (25.73), производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах (20.16), производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров (22.22).
В результате анализа ключевых финансовых показателей Организации нами установлено следующее. Финансовое состояние ООО «БЕРГ МОЛД» на 31.12.2016 значительно хуже финансового состояния половины всех организаций, занимающихся видом деятельности производство инструмента (код по ОКВЭД 25.73).
Такой же вывод можно сделать и при сравнении показателей Организации со средними показателями для всех отраслей Российской Федерации. Финансовое положение ООО «БЕРГ МОЛД» значительно хуже, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций Российской Федерации, отчетность которых содержится в информационной базе Росстата и удовлетворяет указанным выше критериям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: первая и вторая часть: (в ред. 05.05.2014, от 28.12.2013) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.08.2012 г. № 1199 (ред. от 16.01.2015 г.) // Информационно-правовая система «Консультант Плюс»
4. Блудов, А.М. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности: вопросы адаптации [Текст] / А.М. Блудов // Социально- экономические явления и процессы. – 2014. – №3-4. – С. 31-35.
5. Официальный сайт Президента России. Заседание Государственного Совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса. 7 апреля 2015 г. -URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49214. (дата обращения 4.07.18)
6. Бобошко, В.И., Бобошко, Н.М. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики [Текст] / В. И. Бобошко, Н.М. Бобошко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – № 2. – С. 76-80.
7. Бородушко, И.В. Российский малый бизнес: правовое регулирование и государственная поддержка [Текст] / И.В. Бородушко // Вестник Санкт- Петербургской юридической академии. – 2014. – № 4. – С. 44-47.
8. Брялина, Г.И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России [Текст] / Г.И. Брялина // ИВД. – 2014. – №1. – С. 89-93.
9. Волкова И. А., Попова А. Ю.Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт.–2016.–Спецвыпуск No04.–ART76051. –0,6п. л.–URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htm. –ISSN2304-120X (дата обращения 4.07.18)
10. Дивина, Л.Э. Государственная политика в сфере налогового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса [Текст] / Л.Э. Дивина // Российское предпринимательство. – 2013. – № 20 (242).
– С. 31-38.
11. Лю, С. Малый бизнес в условиях глобализации мировой экономики [Текст] / С. Лю // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. – 2014. – № 2 (57).
– С. 102-108.
12. Королюк Е. В. Рейтинговый анализ условий ведения бизнеса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1451–1455. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96208.htm. (дата обращения 4.07.18)
13. Норин, В.Г. Государственное регулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса в РФ и ее субъектах [Текст] / В.Г. Норин // Проблемы инновационно-инвестиционного развития Дальнего Востока России: материалы международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2013. – С. 106-109.
14. Романенко, Е.В. Особенности государственного регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в современных условиях [Текст] / Е.В. Романенко // Научные труды SWorld. – 2013. – № 2. – С. 9-12.
15. Сабирова, Г.Т., Кулик, А.А. Государственная поддержка малого предпринимательства: проблемы и результаты в г.о. Самара / Г.Т. Сабирова, А.А. Кулик // Региональное развитие. – 2014. – №3-4. – С. 114-124.
16. Тойшева, О.А., Панцева, Е.Ю. Роль инструментов государственного регулирования и поддержки предпринимательства в динамичном развитии малого и среднего бизнеса в России / О.А. Тойшева, Е.Ю. Панцева // Проблемы современной науки. – 2013. – № 7-3. – С. 193-203.
17. Федосеев, А.М. Основы взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с органами государственного и регионального регулирования / А.М. Федосеев // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2013. – № 2. – С. 173a-176.
18. Малое и среднее предпринимательство в России: статистический сборник. 2014. / Росстат. – М., 2015. – 124 с.
19. Бухгалтерская отчетность ООО «БЕРГ МОЛД» — https://www.rusprofile.ru
20. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА): Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static2.banki.ru/ugc/ad/ad/0e/0e/Kreditovanie_malogo_i_srednego_b…. (дата обращения 4.07.18)