Конспект лекции «Основы функционирования смешанной экономики»

Конспект

Лекция «Основы функционирования современной смешанной экономики», Рынок, его структура и механизм функционирования

Рынок представляет собой любое, реальное или виртуальное, место встречи продавца с покупателем. Он включает в себя следующие элементы :

  1. рынок товаров и услуг;

  2. рынок ресурсов (факторов производства);

  3. финансовый рынок.

рынка товаров и услуг

рынке ресурсов

Финансовый рынок

Любая экономическая система дает ответ на вопросы, что, как и для кого производить. Выделяют два диаметрально противоположных способа решения данной задачи – рынок и план.

Каждый участник рынка принимает экономические решения, руководствуясь своими собственными интересами, причем эти решения вовсе не направлены на достижение общественного благосостояния и успешное функционирование экономики. Рыночный механизм координирует независимо принимаемые решения, доводя решения отдельных участников друг до друга и увязывая эти решения через систему цен и конкуренцию. Цены являются сигналом, который дает информацию производителям и потребителям о ситуации на рынке. Конкуренция направляет ограниченные ресурсы именно в те отрасли, где производятся необходимые обществу товары.

План представляет собой альтернативу рынку как механизму координации экономической деятельности. Компетентными легитимными органами разрабатываются планы по ассортименту, объемам и технологиям производства, экономическая деятельность осуществляется в соответствии с принятым планом. Во всех реальных экономических системах для координации экономической активности используется комбинация рынка и плана.

Достоинства рынка:

  1. эффективное распределение ресурсов;

  2. стимулирование научно-технического прогресса;

    28 стр., 13522 слов

    Регулирование рынка образовательных услуг в экономике знаний: ...

    ... ресурса экономического и общественного развития, источника и носителя перспективного фактора производства – знаний. В условиях становления экономики знаний и рынок труда, и рынок образовательных услуг ... Автореферат разослан «___» __________ 2013 года. Учёный секретарь диссертационного совета П.А. Булочников ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертационного исследования. Перевод экономики ...

  3. способность приспосабливаться к изменяющимся условиям;

  4. независимость потребителей и производителей в принятии решений;

  5. возможность удовлетворения разнообразных потребностей и повышения качества продукции.

Недостатки рынка:

        1. отсутствие механизма защиты окружающей среды и сохранения невоспроизводимых ресурсов;

        2. отсутствие механизма регулирования использования ресурсов, принадлежащих всему человечеству;

        3. отсутствие стимулов для производства общественных благ;

        4. воспроизведение значительного неравенства;

        5. невозможность финансирования фундаментальных научных исследований;

        6. ориентация не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение спроса;

        7. подверженность циклическим колебаниям.

смешанной экономической системой,

  1. многообразие форм собственности (частная, государственная, коллективная);

  2. развитая рыночная инфраструктура;

  3. массовое производство товаров;

  4. использование ресурсосберегающих технологий;

  5. рост доли сектора услуг в общем объеме производства;

  6. превращение информации в ключевой фактор экономического роста.

Субъекты смешанной экономики и взаимосвязь между ними. Кругооборот благ, ресурсов и денег

При рассмотрении главных принципов функционирования смешанной экономики принято выделять несколько экономических субъектов по их специфической роли в экономике.

  1. Домашнее хозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, самостоятельно принимающих экономические решения, владеющих каким-либо ресурсом и стремящихся к максимальному удовлетворению своих потребностей (к максимизации полезности).

    12 стр., 5587 слов

    Общественные блага и их рост

    ... производить. Именно государство, собирая налоги, формирует ресурсы для «общественных благ». На начальном этапе микроэкономики роли государства не рассматриваются. Экономические ресурсы в микроэкономике. Труд. Капитал. Земля. Предпринимательство или управление. ... низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их ...

  2. Фирма (предприятие) – экономическая единица, покупающая ресурсы для изготовления товаров и услуг, самостоятельно принимающая решения об их использовании и стремящаяся к максимизации прибыли (прибыль=выручка-издержки).

  3. Государство – все правительственные учреждения, которые имеют власть для осуществления контроля над другими субъектами и над рынком с целью повышения общественного благосостояния.

  4. Заграница (внешний сектор) – совокупность экономических субъектов, которые имеют постоянное местонахождение за пределами данной страны (нерезиденты=платят налоги в другом государстве).

Рассмотрим взаимодействие экономических субъектов на примере модели кругооборота ресурсов, благ и денег в закрытой экономике с участием государства (см. рис.).

Рисунок — Модель кругооборота ресурсов, благ и денег в закрытой экономике с участием государства

Домашние хозяйства направляют имеющиеся у них ресурсы (труд, землю, капитал) на рынок ресурсов и получают доход (заработную плату, ренту и процент) (двухсторонний поток 1).

Фирмы закупают у домашних хозяйств необходимые для производства ресурсы, расходуя денежные суммы, которые называются «издержки» (затраты) (двухсторонний поток 2).

Фирмы преобразуют приобретенные ресурсы в готовую продукцию, которую направляют на рынок благ, получая при этом выручку (двухсторонний поток 3).

Домашние хозяйства тратят часть своего дохода ( потребительские расходы ) на приобретение товаров и услуг (двухсторонний поток 4).

Государство собирает с фирм налоги, в случае необходимости выплачивает им субсидии, закупает готовую продукцию для выполнения своих функций (двухсторонний поток 5).

Государство собирает с домашних хозяйств налоги, в случае необходимости выплачивает им трансферты, закупает ресурсы для выполнения своих функций (двухсторонний поток 6).

При необходимости фирмы и домашние хозяйства могут делать на финансовом рынке сбережения и брать кредиты (двухсторонние потоки 7 и 8).

Экономические функции государства

В XVIII XIX веках в развитых странах роль государства была значительно меньше, чем сейчас. Там часто преобладал принцип «государство-ночной сторож», который отводил государству лишь функцию создания общих условий функционирования экономики. Однако в первой трети XX века ситуация значительно изменилась. Во-первых, мировая экономика пережила несколько крупных экономических кризисов, которые показали, насколько неустойчиво развитие капиталистической экономики, и были преодолены только с помощью государственного вмешательства. Во-вторых, в мире возникло первое государство с преимущественно плановой экономикой – СССР. С одной стороны, развитые страны могли наблюдать успешный опыт государственного регулирования экономики и использовать его для решения своих задач. С другой стороны, правительство и работодатели в развитых странах были вынуждены запустить значительное количество социальных программ, так как от работников этих стран было невозможно скрыть изменения прав работников в СССР.

13 стр., 6029 слов

Кругооборот ресурсов и экономических благ

... экономика, в которой практика использования ресурсов определяется традициями и обычаями. Для стран с традиционной экономикой х Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют в основном государственную собственность, а направление и координация экономической Рыночная экономика ...

На сегодняшний день государство выполняет активную роль в экономике. Главные инструменты воздействия государства на экономику – налоги и государственные расходы.

Основные экономические функции государства:

  1. создание правовой основы функционирования экономики;

  2. разработка и проведение политики макроэкономической стабилизации (меры, направленные на поддержание ряда макроэкономических показателей в заданных пределах);

  3. воздействие на размещение ресурсов с целью производства общественных благ;

  4. воздействие на распределение доходов с целью уменьшения неравенства;

  5. защита конкуренции.

Проблемы общественных (социальных) благ и внешних (побочных) эффектов

Общественные (социальные) блага производятся не отдельными производителями, а всем обществом как единым производителем. Эти блага обладают следующими важными особенностями.

  1. Неконкурентность. Потребление блага одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими потребителями.

  2. Неисключаемость. Невозможно воспрепятствовать потреблению блага всеми потребителями. Отсюда происходит проблема «безбилетника» (проблема «фрирайдера»).

    Потребитель может пользоваться благом, не платя за него. Проблема «безбилетника» решается передачей производства общественных благ государству, так как государство может собирать с потребителей таких благ плату в виде налогов.

  3. Неделимость. Каждый потребитель потребляет не выделенную часть блага, а благо целиком, одновременно с другими потребителями.

    10 стр., 4806 слов

    Экономическое содержание налога на добавленную стоимость

    ... по НДС в целом вполне соответствует международным образцам. Экономическое содержание НДС. По официальному определению НДС представляет собой ... которые выступают как сборщики НДС с потребителей. Являясь косвенным налогом для потребителя, НДС существенно отражается на жизненном уровне ... товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о пре доставлении отступного или новации, а также ...

Внешний (побочный) эффект

  1. Индивидуальные соглашения. Данный подход основан на теореме А. Коуза, которая гласит, что если стороны могут прийти к соглашению, не неся дополнительных издержек по распределению ресурсов, то они могут решить проблему внешних эффектов. Согласно этому подходу, производитель (потребитель), чьи действия связаны с появлением внешнего эффекта, заключает индивидуальные соглашения о компенсации вредного воздействия с каждым лицом, испытывающим негативный внешний эффект. Однако данный подход не всегда применим, так как права собственности часто бывают недостаточно четко определены (трудно установить, с кем именно нужно заключать соглашение), многие внешние эффекты влияют на большое число лиц (трудно провести переговоры и заключить соглашения со всеми), издержки заключения соглашения часто оказываются велики (на проведение переговоров необходимо потратить много времени и значительные суммы).

  2. Формирование рынка прав на внешние эффекты. Данный метод используется в том случае, если право собственности принадлежит всему обществу или не регулируется законодательством. Правительство определяет допустимые нормы загрязнения окружающей среды, в границах которых природа справляется с загрязнением, и продает в рамках этих норм права на загрязнение заинтересованным лицам. Важные преимущества данного метода заключаются в том, что покупатели прав на загрязнение имеют стимул для охраны окружающей среды, а доходы от продажи таких прав могут идти на природоохранные мероприятия. Кроме того, эти права могут перепродаваться.

  3. Прямое государственное вмешательство. Данный подход заключается в запрещении или требовании осуществления определенных действий (например, запрещение производства и продажи наркотиков).

  4. Налогообложение отрицательных внешних эффектов. Государство вводит налоги на отрицательные внешние эффекты (налоги А. Пигу).

    Такие налоги являются платой за возможность загрязнять окружающую среду.

Государственные финансы как основа экономической деятельности государства

государственный бюджет

Два важнейших принципа налогообложения, Прямые налоги