введение
в экономику и бизнес. Учебник для средних специальных заведений.—М., 2000
Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции.- М.,2009
Вершловский С.Г. Непрерывное образование. Историко-теоретический анализ феномена. – СПБ,2008
Виленский М.Я., Образцова П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе.-М.,2004
Воспитательная деятельность педагога: Уч. пособие для студентов ВУЗов /Колесникова И.А. и др. /Под ред. В.А.Сластенина.- М.,2005
Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение:Уч. Пособие.-М.:ФОРУМ, 2005
Джонсон Д.,Джонсон Р. Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве.—М., 2007
Есаулова М.Б. Преемственность как социально-педагогический феномен и принцип проектирования профессиоанльного педагогического образования.-СПБ.62004
Есаулова М.Б., Сухобская Г.С. Компетентностный подход в профессионально-педагогическом образовании.—СПб.,2010
Зимняя И.А. Педагогическая психология.-М.,2005
Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования — Екатеринбург,2000
Змеев С.Н. Технологии обучения взрослых.—М.,2002
Исследовательский подход в образовании:от теории к практике. Материалы научно-практической конференции/Под ред. Обухова А.С. –М.,2009
Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: Проблемы, понятия, инструментарий.-М.,2003
Кларин М.В. Интерактивное обучение— инструмент освоения нового опыта.—М.,2000
Климов Е.А. Введение в психологию труда.—М.,2004
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.-М.,2005
Колесникова И.А. , Горчакова-СМибирская М.П. Педагогическое проектирование.- М.,2005
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.—СПб.,2002
Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. Козырева и др. —СПб.,2005
Комплексная деловая игра /Под ред. Абрамовой И.Г. и др. —М.,1991
Корнеев Л.И. Современные интерактивные методы обучения.—М., 2000
Краевский В.В. Общие основы педагогики.—М.,2005
Кругликов В.Н.,Платонов Е.В., Шарапов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности.- М.,1998
Крысько В.Г. Психология и педагогика/Схемы и коментарии.-М.:Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС»,2001
Кудрявцев Т.К. Проблемное обучение— истоки, сущность, перспективы.—М.,1991
Применение технологий развивающего обучения на х информатики
... данной работе рассматривается развивающее обучение на уроках информатики в общеобразовательной средней школе с позиции психологии, интересующейся, прежде всего ... образования, в частности по курсу информатики. Эти противоречия определяют актуальность проведения исследования по применению развивающей технологии на уроках информатики. Тема исследования определила объект, предмет, цели и задачи ...
Куликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом.-М.,2005
Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики.- М.,2001
Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.,2001
Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование.- Мурманск, 2001
Маралов В.Г. Основы самосознания и саморазвития.- М.,2004
Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.,1972
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.,1975
Модернизация общего образования на рубеже веков. Сб.научных трудов.—М.,2002
Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ /Олейникова О.Н. , Муравьева Ю.Н. и др. –М.,2010
Новиков А.М. Методология образования.—М.,2006
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат.- М.2001
Общая и профессиональная педагогика /Под ред. В.Д.Симоненко.- М.,2005
Основы андрагогики .Терминологический словарь справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей /Сост. Маслова В.В.-Мариуполь,2004
Основы андрагогики
:
Уч. пособие/ под ред. И.А.Колесниковой.-М.,
2003
Основы общей и профессиональной педагогики. Уч. пособие./Под ред. Г.П.Скамницкой.- М.,2005
Основы экономических знаний. Уч. Пособие /Под ред. Куликова Л.М..-М.,1998
Панина Т.С. Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.,1998
Панфилова А.П. Теория и практика общения. –М.,2007
Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения.- М.,2006
Педагогика / Под ред. В.А.Сластенина и др. –М.,1997
Плотов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М.,1991
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс.-М.:ВЛАДОС, 2005.-Кн.1Общие основы. Процесс обучения.
Проворова О.Т. Принципы модульного обучения: Метод. разработка.—Красноярск, 2006
Профессиональная педагогика / Под ред. Батышева С.Я..- М.,1999
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства.-2 изд..-М.,2004
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности.- СПб, 2004
Сергеева Т.А., Уварова М.Н. Проектирование учебного занятия //Методические рекомендации /Институт развития профессионального образования.-М.,2001
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.—СПб, 2002
Смирнов И.П. Теория профессионального образования.- М.,2006
Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии:методология и практика проведения: учеб. для вузов.- М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения.—М.,2005
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.—СПБ,2004
Хуторской А.В. Современная дидактика:Учебник для вузов.—СПб.:Питер,2001
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе.- М.,2002
Чернилевский Д.В. Технологии обучения в высшей школе.- М.,2004
Шамова Т.И. Управление образовательными системами. Пособие для студентов.-М.,2000
Авто и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной ...
... диссертации по педагогике, на тему "Формирование экономической компетентности студентов" Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в России, переход к рыночной экономике выдвигают перед российской системой образования задачу формирования экономической компетентности ... формирования экономической компетентности студента // Современные образовательные технологии в обучении взрослых ...
Щуркова Н.Е. Педагогические технологии.- М.,2002
Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения.- М.,2007
Юрчук В.В. Современный словарь по психологии.- М.,2000
Якунин В.А. Педагогическая психология.- СПб,1998
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. –М.,2000
Htpp: //www.butik.ru/cue/2000/s2/18/htm
( Описаны педагогические технологии в реализации профильного обучения)
и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
[3]
Абстрагирование
— одна из умственных операций; процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному.
Автоматизированная обучающая система — взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.
Автономность— способность к независимости от внешних воздействий.
Авторитарный— 1) основанный на слепом подчинении власти; 2) навязывающий другим свои взгляды. экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной определенным автором или авторским коллективом.
Адаптивность (в образ.) —
приспособленность, способность образования к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий.
Аккредитация— получение права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на включение в систему централизованного государственного финансирования и пользование гербовой печатью.
Акмеология (греч. акте —
«вершина» и лат. logos
— «наука», «учение») — наука о более полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.
Активизация познавательной деятельности — такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.
Актуализация— действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.
Актуальность исследования — необходимость и своевременность изучения и решения какой-либо проблемы для дальнейшего развития научной теории и практики.
Алгоритм— последовательность выполнения задания; запись, определяющая ход действий по выполнению задания, т. е. план работы и ее выполнения на определенном этапе.
Алгоритмизированное обучение — обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
Альтернативные учебные заведения — образовательные учреждения, действующие параллельно или дополнительно к государственным и создающие альтернативу государственному образованию.
ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ...
... спорта Орловской области, 2013 Казенное учреждение Орловской области «Региональный центр оценки качества образования», 4 Уважаемый читатель! Вам предоставляется возможность познакомиться с содержанием Публичного доклада «О состоянии и результатах деятельности системы образования Орловской области». Вы ...
Ассоциация— отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.
Аттестация образовательного учреждения — установление соответствия-содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.
Базовое образование — единый государственный муниципальный минимум образования (общего, профессионального), который является основой для дальнейшего, более высокого уровня образования.
Бакалавр — первая академическая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершении четырехлетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.
Валеология— наука о здоровом образе жизни, имеющая целью исследования системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья
людей.
Воспитанник — человек, являющийся, с одной стороны, объектом целенаправленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и коллектива), с другой стороны — субъектом самовоспитания и саморазвития.
Воспитанность— достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.
Воспитательная функция педагогического процесса — круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формирование норм и правил гражданского поведения.
Воспитательное мастерство — мера совершенства педагога в реализации системы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач.
Восприятие— простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. В отличие от ощущения восприятие отражает объект целостно.
Гипертекст— текст, содержащий ссылки на другие тексты. Нелинейная форма организации информации в гипертексте означает, что массив информации разделен по смыслу на самостоятельные фрагменты; фрагменты связаны между собой с помощью ссылок. Гипертекст позволяет пользователю самому выбирать порядок и глубину изучения массива информации.
Гуманизация образования — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания; обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека.
Гуманизм— принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека на пути к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений; один из основных принципов современной педагогики.
Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Дедукция — один из методов познания, предполагающий переход от общего знания о предметах данного класса к единому (частному) знанию об отдельном предмете класса.
Роль и место внешнеэкономической деятельности в развитии экономики России
... предложений разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК», обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона. Объектом исследования выступает внешнеэкономическая деятельность ОАО «НЛМК». Предметом является роль и место внешнеэкономической деятельности в развитии экономики России. Теоретико-методологическую ...
Действие— элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые.
Демократизация образования — расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению образованием.
Дескриптивная методология— это учение о структуре научного знания, закономерности научного познания, которое служит ориентиром в процессе исследования. Дескриптивный анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.
Децентрализация управления — процесс передачи функций управления местным органам власти, в образовании — самим образовательным учреждениям.
Деятельность— взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.
Диверсификация образования (лат. diversicatio — «изменение», «разнообразие») — переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней и форм получения образования; призвана расширить возможности самореализации личности.
Дидактика (греч. didaktikos — «поучающий» и didasko — «изучающий») — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (цели, содержание, методы, средства, организация, достигаемые результаты).
Дидактическая задача — конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, а также воспитанию и развитию учащихся.
Дидактическая система — способ осуществления алгоритма управления обучением («вручную» учителем или с помощью каких-то технических средств).
Определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью.
Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.
Дидактический процесс — совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности обучаемых.
Дистанционное обучение (англ. distance — «дистанционное», «на расстоянии») — форма обучения на расстоянии, когда «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технологических электронных средств.
Дифференциация обучения — форма организации учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учеником.
Закономерности воспитания — устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Знания— результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений; форма закрепления, обобщения и передачи от одного поколения людей другому опыта, полученного в процессе практической деятельности человека.
Зона ближайшего развития (в образ.)
— расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого.
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Очное обучение заочное обучение курс 1 1 триместр 1.2 1.2 лекции ...
... самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой Уровень освоения Признаки проявления Продвинутый Имеет отличные знания по основам эконометрики. ... методов. Эко нометрические методы в практической и учеб ной деятельности. 2 Двумерная регресси- 1.2 4 8 22 Письменные работы, ... 108 часов. 4.1. Содержание разделов дисциплины Очное обучение Виды учебной рабо- Формы текущего Раздел и ...
Идеал— образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности.
Иерархия— определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов.
Избирательность— способ выделять объекты, значимые для личности.
Имитация (лат. imitation
— «подражание», «идентичность») — воспроизведение, подражание кому-либо или чему-либо, подделка.
Имманентный (лат. immanens —
«свойственный»-, «присущий») — присущий природе самого предмета, явления; внутренний.
Инвариантный — остающийся без изменения при определенных преобразованиях, при переходе к новым условиям.
Индивидуальный стиль деятельности — совокупность способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.
Индукция — вид умозаключения, представляющий собой метод познания от частного к общему, когда на основании устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности всему классу явлений.
Инновация(лат. novus
— «новый») — в образовании означает нововведение, новшество; процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений.
Интеграция (лат. integratio —
«восстановление», «восполнение») — объединение в целое каких-либо частей; состояние связанности отдельных дифференцированных элементов в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию.
Интеграция образования — процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса.
Информатизация образования — массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники, с целью создания условий для перестройки учебной деятельности и расширения познавательных возможностей обучающихся.
Информационная технология обучения — педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Информационно-ноосферная цивилизация — уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, при котором основным богатством и ресурсом служит информация, а разумная деятельность человека становится решающим фактором развития природьь
Исследовательский подход в обучении — совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания.
Карьера — быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия. Профессиональная карьера по вертикали означает продвижение в должности, по горизонтали — продвижение в мастерстве.
Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
... деятельностью без образования юридического липа в. работающие в производственных кооперативах ведущие предпринимательскую деятельность ... и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по ... Экономические споры по поводу прав и ... в. основу для начисления пособий по безработице ... и которое он может использовать по своему усмотрению — это... а. рабочее время б. время отдыха в. время обучения ...
Качество образования — интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание, высокая компетентность педагогических работников, новейшие педагогические технологии, материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность, полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.
Квалиметрия— в педагогике метод, позволяющий переводить качественные характеристики личности, ее развития и воспитания в количественные показатели.
Квалификационная характеристика — государственный нормативный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основные требования к его мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей.
Квалификация — уровень подготовленности, степень пригодности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности.
Кибернетика — наука о процессах управления в сложных динамических системах.
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
Коллектив— организованная и обладающая органами управления группа людей, объединенных общественно значимыми идеями, интересами, деятельностью.
Коллективизм — умение взаимодействовать с товарищами по работе в ходе трудовой деятельности, способность вступать с ними в гуманистические отношения, готовность подчинить собственные интересы общественным и коллективным.
Компетенция— круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения.
Комплексный подход — исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики; важное требование комплексного подхода — учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.
Конгруэнтность — равенство самому себе, степень совпадения объектов, процессов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образования с содержанием будущей профессиональной деятельности).
Контроль (франц. controls
— «проверка») — составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, программами, планами, проектами и соглашениями.
Контроль качества профессионального образования — обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования. Контрольная процедура предусматривает три этапа контроля: входной, промежуточный и выходной.
Прогнозирование и индикативное планирование развития образования
... образование нуждается в инновационном развитии. Исходя из вышесказанного, цель данной работы - рассмотреть, проанализировать прогнозирование и индикативное планирование развитие системы образования. Глава 1. Прогнозирование развития системы образования, .1 Основы прогнозирования развития системы образования Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в: ...
Концепция— определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Координация — согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, понятиями, явлениями.
Коррекционная педагогика — отрасль педагогики, изучающая особенности развития, обучения и воспитания детей, имеющих физические и психические отклонения в развитии.
Коэффициент полноты учебного предмета — отношение количества учебных элементов в изучаемом предмете к количеству объектов в соответствующей учебному предмету отрасли науки (для профессиональной школы — отношение к объекту соответствующего учебного предмета в вузе).
Креативность — способность к продуктивной творческой деятельности.
Культура (лат. cultura
— «возделывание») — исторически определенный уровень развития общества, производства и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимодействиях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.
Культура поведения — характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам и правилам этикета.
Лицензирование — в образовании процедура проведения государственными органами экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с поданной заявкой.
Личностный подход — базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношениях с каждым учащимся и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей.
Личность— человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.
Логика исследования — ход, последовательность, внутренняя закономерность этапов и методов исследования.
Локальный— местный, не выходящий за определенные пределы.
Магистр (magister — «начальник», «учитель») — академическая степень в структуре высшего образования, которая следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Присваивается по завершении шестилетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и защиты магистерской диссертации.
Мастерство — высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Метод (греч. methodos —
«путь исследования, познания») — способ, с помощью которого обеспечивается достижение намеченной цели.
Метод «мозгового штурма» — метод группового обучения или воспитания, стимулирующий познавательную активность и основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем.
Метод обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся и студентов, овладение средствами самообразования. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимоотношений субъектов обучения.
Формирование современного преподавателя через механизмы и формы ...
... курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию преподавателя как личности и профессионала. Но ни теория, ни методы обучения сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Личность педагога, ...
Методика (в образ.)
— совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Методология— учение о методах и принципах познания; учение о структуре, методах и средствах деятельности.
Методы воспитания — упорядоченные практические совместные действия педагога и воспитанника, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.
Методы контроля (в образ.) —
способы получения информации о результативности процесса обучения.
Методы организации коллектива — методы воспитания, способствующие формированию коллектива с высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий обучения, труда, с соревновательным отношением к делу и самоуправлением.
Мировоззрение— система научных, философских, социально-политических, эстетических взглядов на мир.
Модальность — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет, запах, тембр и т. п.).
Моделирование воспитания — метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса.
Модель (фр. model
— «мера») —,образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр, схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде.
Модель виртуальных миров в обучении — компьютерная технология, обладающая эффектом присутствия, основана на трехмерных объектах, являющихся усовершенствованной электронной моделью учебной аудитории.
Мониторинг (англ. monitor—
«контролировать», «проверять»)— 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) в педагогике — планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса.
Мониторинг профессионального развития — внешнее и внутреннее побуждение субъекта к профессиональной деятельности и способы его инициирования.
Мотивация— внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. В педагогике мотивация формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но воспитывается в процессе непосредственной деятельности.
Моторика(от лат. motor
— «приводящий в движение») — совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку
Мультимедиа — компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписи и видеозаписи.
Мышление— высшая форма активного отражения объективной реальности с помощью абстракций; один из высших компонентов сознания человека.
Навыки— действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем многократного повторения.
Направленность личности — это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются, с одной стороны, личные потребности, а с другой — общественные требования.
Народная педагогика — исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обрядах, традициях, играх и т. п.
Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта; отличается от учения (как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами) тем, что путем
научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки), при этом и уяснение материала, и его закрепление протекают неосознанно.
Научная организация труда — осуществление на каждом рабочем месте комплекса научно обоснованных мероприятий, позволяющих повышать эффективность производства, сохранять здоровье человека, превращать труд в жизненную потребность. Она предусматривает целесообразное расчленение трудового процесса на операции, улучшение условий труда, оборудование и оснащение рабочих мест, укрепление дисциплины труда и др.
Научная проблема — противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.
Научное воспитание — воспитание, совершаемое в процессе реального познания, состоящее в развитии личности, формировании у воспитуемых творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения прогнозировать, строить систему доказательств.
Нейротизм — психофизиологическое свойство человека, которое выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях и т. д.
Непрерывное образование — единая система образовательных учреждений, обеспечивающая базовое образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров; образование человека на протяжении всей жизни с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок; осуществляется в форме организованного образования или самообразования.
Неформальная организационная структура педагогического коллектива — возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами.
Нравственная культура — определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.
Образовательная область — набор соответствующих учебных дисциплин и курсов, которые включены в базисный учебный план общеобразовательной школы.
Образовательная программа — документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Образовательные учреждения — учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т. е. реализующие одну или несколько образовательных программ. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, а также принадлежащими общественным и религиозным организациям).
Образовательный ценз — определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.
Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.
Обученность — результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).
Общая педагогика— базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности образования и разрабатывающая основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов.
Общение— живой постоянный процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявление и самоутверждение индивидов; обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество.
Общественное мнение — метод самоорганизации педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения требований морали, постановки и реализации общественно значимых перспектив, социально-нравственной оценки поведения членов коллектива.
Объект исследования — то, на что направлен процесс познания. В педагогике им могут быть: педагогические системы, формы и методы воспитания и обучения и т. д.
Объект проектирования — то, на что направлена проектная деятельность. Оксидентальные способности
— умение предвидеть опасности.
Опережающее образование — образование, содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как субъекту различных видов социальной деятельности.
Оптимальность— достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.
Парадигма— совокупность теоретико-методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на определенном этапе.
Педагогика высшей школы — область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.
Педагогика начального профессионального образования — область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалиста с начальным профессиональным образованием.
Педагогика послевузовского профессионального образования — область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.
Педагогика среднего профессионального образования — область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием.
Педагогическая задача — осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью, связанной с необходимостью познания и преобразования действительности.
Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.
Педагогическая компетентность — знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Педагогическая специализация — определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.
Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией;
Педагогическая технология — последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач или на планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая цель — предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса.
Педагогические средства — материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся длят организации и осуществления педагогического процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.
Педагогический процесс — целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания.
Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Педагогическое мастерство — высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Педагогическое призвание — склонность, вырастающая из осознания способности к педагогическому делу.
Педагогическое управление — перевод педагогической системы на более высокий уровень развития с помощью педагогических методов и средств.
Педология(от греч. pais — «дитя», logos — «учение») — течение в педагогике и психологии конца XIX — середины в. (С. Холл, П.П. Блонский и др.), пытавшееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологи-ческие, биологические подходы в изучении, обучении и воспитании детей. Преувеличивала роль наследственного фактора в развитии личности, хотя и накопила ценный эмпирический материал. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», согласно которому эта наука была признана ошибочной и запрещена, что задержало естественный процесс развития психологии и психодиагностики в нашей стране.
Перцептивность — качество преподавателя, позволяющее объективно понять и оценить внутреннее состояние обучающегося.
Планирование работы образовательного учреждения — принятие управленческого решения, выступающего во множестве форм, различающихся по степени обязательности, продолжительности охватываемых периодов, по тематике и персональной принадлежности. Наиболее сложной формой управленческого решения является план.
Познание— процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний; один из атрибутов сознания.
Полипрофессиональное обучение — ступенчатое обучение по основной и смежным профессиям со сдачей экзамена по каждой ступени.
Право на образование — закрепленное конституцией право гражданина на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Предмет исследования — часть, сторона объекта; наиболее значимые свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Преемственность в воспитании — многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества.
Прескриптивная методология — направлена на регуляцию деятельности и носит нормативный характер; предполагает разработку рекомендаций и правил осуществления научной деятельности.
Призвание — свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремление выполнять ее и проявление способностей к ней. Деятельность по призванию помимо внешнего результата дает чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.
Принцип культуросообразности — максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которых находится конкретное учебное заведение.
Принцип природосообразности — обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, определяющих их возможности, уровень развития личностных свойств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста.
Принципы воспитания — исходные положения, требования, которыми нужно руководствоваться в воспитательной работе.
Провайдер — поставщик услуг Интернета.
Прогноз в образовании — мысленное конструирование будущего состояния образовательной практики на основе предвидения характера и темпов технологического и социально-экономического развития.
Проект (лат. projection — «бросание вперед») — прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния; самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее полного воплощения.
Проектирование — процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов.
Проектная деятельность — интегративный творческий вид деятельности по созданию товаров и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость.
Проектное обучение — обучение, в котором знания и умения у школьников формируются в процессе выполнения творческих проектов.
Производственная педагогика — область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс подготовки работников на производстве.
Производственное обучение — обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.
Профессиограмма— документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психофизическим возможностям человека.
Профессиология — наука, объектами которой являются различные профессии, изучаемые методами психологии, физиологии, гигиены, медицины,
педагогики.
Профессионал— лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого знаниями и умениями.
Профессионализация — термин, введенный для обозначения педагогически регулируемого процесса профессионального становления личности, формирования рабочего-профессионала в условиях профессионального образования.
Профессионализм— приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.
Профессиональная адаптация — приспособление работающих к условиям профессиональной среды и деятельности.
Профессиональная готовность — субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.
Профессиональная группа специальностей — совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально-полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Профессиональная компетентность — интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления цели данного рода деятельности, а также нравственную позицию специалиста.
Профессиональная мобильность — способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств.
Профессиональная модель специалиста — конкретизация государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов в виде документа, в котором содержатся научно обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, а также перечень требований к личностным и профессиональным качествам специалиста.
Профессиональная направленность — направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию.
Профессиональная подготовка — система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности, знаний, умений, навыков и профессиональной готовности.
Профессиональная пригодность — психодиагностическая и психопрогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и условий профессиональной деятельности.
Профессиональная проба — непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии с целью получения опыта работы по профессии и попытка определить, соответствует ли характер данной работы склонностям, способностям и умениям человека.
Профессиональное развитие — процесс развития личности как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности.
Профессиональное становление — процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде.
Профессиональное творчество — деятельность личности по созданию субъективно или объективно новых способов и приемов профессиональной деятельности и ее результатов.
Профессионально-педагогическая культура — мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
Профессионально-педагогическое образование — процесс и результат целенаправленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специальных учебных заведениях.
Профессиональные образовательные учреждения — государственные или негосударственные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы соответствующего уровня с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов согласно утвержденным перечням профессий и специальностей.
Профессиональный педагогический долг — ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического про-
цесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему.
Профессия — устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.
Процесс — последовательная смена одного состояния другими; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Психические процессы — процессы, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.
Рабочая учебно-программная документация — учебный план для обучения по определенной профессии, разработанный для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы.
Развитие (в образов.) — процесс и результат количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности.
Ремесло — древний узкоспециальный вид трудовой деятельности (наряду с земледелием и скотоводством), основанный на примитивных, как правило, ручных, способах обработки различных материалов. Ремесленным способом изготовлялись орудия труда, оружие, предметы быта и украшения.
Рефлексия(от лат. reflexio — «обращение назад») — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Рынок труда — сложившиеся текущие и перспективные потребности конкретного региона в кадрах.
Самоактуализация — стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние действительности.
Самовыражение— процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер,
Ситуация— положение, обстановка, сложившиеся обстоятельства.
Содержание внутреннего контроля профессионального учебного заведения — включает следующие направления: решение организационно-педагогических вопросов, качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов; качество знаний, умений и навыков обучаемых; уровень воспитанности обучаемых; состояние преподавания учебных дисциплин, практик; состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы; работа с педагогическими кадрами; эффективность совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности; исполнение нормативных документов и принятых решений.
Содержание образования — научно обоснованная система знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, опыта творческой деятельности, овладение которой обеспечивает разностороннее развитие личности.
Социализация — процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей, опыта (норм, установок, образцов поведения) и культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на формирование личности.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Социальный заказ образованию — требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.
Социометрия— социально-психологический метод, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов применительно к различным видам их совместной деятельности.
Специальность — конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков.
Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда, которые используются людьми в процессе производства товаров и услуг.
Стандарт образования — документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования.
Стандартизация образования — разработка и использование стандартов; объективно необходимая деятельность по упорядочению образовательной практики.
Стиль — совокупность приемов деятельности и поведения, характерных признаков художественного произведения, языковых приемов.
Субординация— система строгого соподчинения людей и их отношений.
Субъектность— качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальным и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе деятельности.
Суггестивный (лат. zuggeztio —
«внушение», «намек») — воздействующий на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей, нередко помимо, а иногда и против их воли.
Творческое мышление (в образов.)
— способность обучаемого самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса.
Телекоммуникационная сеть — сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для компьютерного использования технических и информационных ресурсов.
Тема (
учеб.)
— составная часть учебного курса. Тема занятия обычно определяется в соответствии с учебной программой, планом.
Теория— форма обобщенного отражения действительности в мышлении. Это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. Теория выражается в понятиях, категориях, законах, закономерностях, концепциях, гипотезах, принципах и др.
Технологический процесс — совокупность связанных между собой процессов (технологических операций) для превращения заготовки в готовую деталь.
Технология— наука о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; универсальный способ познания и жизнедеятельности человека; интегративная образовательная область.
Технология производства — строго определенная система производственных операций с использованием совокупности средств и приспособлений.
Типовое положение об образовательном учреждении — свод нормативно-правовых оснований, регламентирующих учебно-воспитательную, организационно-хозяйственную и управленческую деятельность субъектов образовательного процесса, их права и обязанности.
Толерантность(лат. tolerantia
— «терпение») — терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение.
Тренажер (в образов.)
— техническое средство обучения, позволяющее имитировать трудовые (производственные) условия в учебно-производственном процессе.
Трудовые приемы — совокупность законченных трудовых операций, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операции.
Тьютор — преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Управление— целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.
Управление образовательным учреждением — сложный динамический процесс, включающий в себя постановку целей и задач, изучение и анализ существующего уровня учебно-воспитательной работы, поиск путей совершенствования системы работы учреждения, эффективного использования средств обучения и воспитания, координацию усилий всего педагогического коллектива.
Управленческое решение — творческое волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
Упражнение — повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Уровни трудового процесса — систематизированные степени сложности трудовых процессов.
Усвоение знаний — познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями и навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, факторов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий.
Устав — свод правил, устанавливающий порядок деятельности учреждения, организации, коллектива.
Учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждые раздел и тему.
Учебно-методический комплекс — подсистема учебно-методического обеспечения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся, значительно облегчающая труд преподавателя и способствующая интенсификации обучения.
Учебный диалог — устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.
Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года.
Учебный цикл — совокупность определенных актов учебного процесса, итог последовательных этапов учения.
Учебный элемент — подлежащий изучению предмет, явление, процесс, свойст-. ва, связь, взаимосвязь, метод действия, способ выполнения работы, применения, использования чего-либо.
Учение— целенаправленный процесс усвоения учащимися знаний, приобретения навыков и умений для последующей практической деятельности. В широком понимании — овладение разнообразным общественным опытом в его обобщенном виде.
Учреждения дополнительного образования — образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ.
Фасилитационная функция профессионально-педагогического взаимодействия(англ. — «благоприятные условия») — усиление эффективности взаимодействия за счет особых личностных качеств субъектов этого процесса, т. е. личностный стиль взаимодействия (использование мимики и пантомимики, элементов юмора, жестикуляции и т. д.).
Формальная структура коллектива — обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции,взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил.
Функции управления — законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий; операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла.
Цель управленческой деятельности — воздействие на коллектив, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении генеральной цели деятельности образовательного учреждения необходимо ее представить в виде ряда конкретных частных целей. Достижение генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.
Централизация управления — процесс передачи основных функций управления центральным органам.
Цикл обучения — совокупность специально организованных и управляемых процессов взаимодействия учителей и учеников, направленных на усвоение знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, осуществляемых в течение определенного промежутка времени.
Частная методика — система методов изучения отдельных предметов.
Эгоцентризм — свойство личности, близкое к эгоизму, но отличающееся от него тем, что основной целью имеет не выгоду, а утверждение исключительности своего «я».
Экзистенциализм (от лат. exsistentia — «существование») — субъективно-идеалистическое направление в философии, центральное место в котором занимает проблема человека, особенно его бытие как индивидуального субъекта, смысл жизни, судьба.
Экстравертированность — склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей.
Электронная библиотека — средство информационной поддержки дистанционного образования, содержит фотографии, звукозапись, музыкальное сопровождение и видеофрагменты.
Электронная почта — передача данных с помощью электронных средств на конкретные адреса с соблюдением конфиденциальности.
Этап (фр. etape —
«момент») — стадия развития какого-либо процесса; отдельная часть пути.
Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ , Книги (Монографии):
Ткаченко Е.В.,Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития. — Екатеринбург: Аква-Пресс, 2004
Основы андрагогики. Учебн. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / Под ред. И.А.Колесниковой.-М., Издательский центр «Академия»,2003
Сенге П.М. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. – М.:Олимп-Бизнес, 1999
Форсиф П. Развитие и обучение персонала.— СПб: Нева,2003
Статьи:
Ключарев Г.А., Кофанова Е.Н., Пахомова Е.Н.. Самообразование взрослых Общественные науки и современность.- 2003. — № 4.- С. 37-46.
Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенческий анализ Журнал социологии и социальной антропологии. -2004, Т. 7.- № 1.- С. 175-189
Леонтьев Д. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире. //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И.Яцуты. -Кемерово: ИПК «Графика», 2002,
Электронные тексты:
Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»: /Электронный документ/( http://thl.narod.ru/3/ttt.htm).Проверено 24.10.2007
О совершенствовании системы начального профессионального образования см.: http://www. government. ru/ index. htm/ Правительство Российской Федерации
Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Методологическая картина дизайна: /Электронный документ/ (htth://www.fondgr.ru/gr/biblio/rus/30) Проверено 22.10.2007
Советы.-
Важно помнить, что
- не надо заключать в кавычки название книги или статьи. Кавычки вообще не ставятся. Только если указывается таким способом название издательства. (Например: Изд-во «Полет»);
- инициалы авторов ставятся после фамилии;
- ( 2 палочки) ставятся после название статьи из журнала или сборника;
/ ( одна палочка) – перед фамилией редактора;
- после названия статьи или журнала, сборника ставится точка и тире , чтобы отделить место и год издания, и страницы также отделяются точкой и тире(.хххх
.-СПб, 2009. –С
. )
-место издания всегда пишется полностью— Нижневартовск, кроме Москвы , Санкт- Петербурга и Минска. Они пишутся так . – М. , СПб, МН.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Все рассматриваемые характеристики исследования взаимосвязаны между собой, дополняют, уточняют и корректируют друг друга.
Проблема
— это осознанное противоречие между имеющимся и необходимым состояниями.
Противоречие в практике – между сложившейся ситуацией и осознанными потребностями
( практическая проблема
).
Противоречие между имеющейся информацией и потребностью в ней (
познавательная проблема)
Ставя проблему, мы отвечаем на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»
Проблема отражается в
теме
исследования.
А
ктуальность
исследования предполагает ответ на вопрос –« Почему данную проблему надо изучать в настоящее время ?»
Объект исследования – это изучаемая ситуация, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от исследователя.( Что рассматривается ?)
Предмет исследования – это одна из сторон ситуации, процесса или какое-то свойство, функция объекта, которая интересует исследователя в первую очередь. (Аспект рассмотрения объекта).
Цель исследования — обоснованное представление об основном конечном результате исследовательского поиска.
Задачи исследования – это частные цели, которые необходимо достигнуть на пути к главной цели; пути движения к этой цели, которые дают представление о том, что нужно сделать для ее достижения.
Гипотеза– научное предположение, предвидение путей и результатов решения проблемы
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
Оглавления, отражающие структуру( план) работы.
Тема: Возможности использования тренинга в профессиональном обучении будущих специалистов в области экономики
Стр.
Введение 3
1. Современный подход к использованию тренинга в профессиональном обучении 5, 1.1 Теоретический анализ исследований тренинга как формы профессионального образования 6, 1.2 Виды тренингов в зависимости от цели исследования, 1.3 Общие дидактические условия успешности применения тренингов
2. Использование тренинга в профессиональном обучении экономистов, 2.1 Специфика современных требований к профессиональной компетентности экономистов, 2.2 Основные задачи использования тренингов в профессиональной подготовке экономистов, 2.3 Организационно-педагогические условия и методика проведения тренингов для развития профессиональной компетентности экономистов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Тема: Использование исследовательских заданий для развития профессиональной компетентности будущих экономистов
Введение
1. Значимость реализации исследовательских заданий в подготовке современных экономистов
1.1 Исследовательские задания как условие развития исследовательского мышления
1.2 Виды исследовательских заданий и организационно-педагогические условия их применения
2. Эффективность использования исследовательских заданий в обучении будущих экономистов
2.1 Специфика содержания исследовательских заданий в обучении экономистов
2.2 Методика использования исследовательских заданий для создания предпосылок и развития профессиональной компетентности экономистов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Тема: Использование проблемных заданий в профессиональном обучении дизайнеров
Введение
1. Современные тенденции развития профессионального образования
1.1 Общие направления развития современного образования
1.2 Инновационные технологии как условие реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении
2. Проблемное обучение как основа развития творческого мышления будущих дизайнеров
2.1 Сущность проблемного обучения
2.2 Организационно-педагогические условия проблемного обучения
2.3 Эффективность использования проблемности в развитии творческого мышления будущих дизайнеров
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Тема: Использование активных методов обучения в профессиональном обучении дизайнеров интерьера
Введение
1. Теоретические основы использования активных методов обучения в профессиональном образовании
1.1 Психолого-педагогическое обоснование эффективности использования активных методов в профессиональном обучении
1.2 Виды активных методов обучения , используемых в профессиональном обучении
2. Активные методы обучения как условие подготовки компетентных специалистов-дизайнеров
2.1 Специфика профессиональной деятельности современных специалистов –дизайнеров
2.2 Методика применения активных методов в обучении для формирования компетентных специалистов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА