Государство и церковь

Курсовая работа

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. Вопросы отношений государства и церкви интересовали многих ученых, мыслителей и исследователей, живших и работавших в разное время, в разных странах. Русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны — по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия … Церковь аполитична, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг…». Протоирей Александр Шаргунов в статье «Церковь и власть» приводит высказывания известных представителей духовенства о церкви, религии и государстве. Так, Апостол Павел говорил: «… люди должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, но и по совести, по сознанию долга…», такую же точку зрения разделяет и Иоанн Златоуст: «… ты должен повиноваться закону не только потому, что, не подчинившись ему, противишься Богу, но и потому, что закон… есть величайший твой благодетель…».

Актуальность этой работы заключается в том, что в последнее время роль религии в жизни общества начала возрастать, увеличивается влияние церкви на общественную и политическую жизнь общества, в связи с этим остро встает вопрос о месте церкви в современном обществе, об ее отношении к политическим и экономическим реформам и о самом участии в данных реформах. Привычным фактом стало сотрудничество Церкви и Государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности.

Под предметом, данной работы, является принципы взаимодействия государства и церкви на современном этапе развития.

Целью является анализ взаимодействия государства и церкви.

Цель, предмет и объект исследования, все они обусловили постановку следующих задач:

1. Исследовать теоретического и исторического взаимодействия государства и церкви;

2. Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;

3. Определить роль церкви в современной России.

Сама курсовая состоит из введения, двух глав и параграфов, где точно раскрывается тема курсовой работы, заключения, подводятся итоги исследования данной темы, в соответствии с поставленными целями и список используемой литературы.

12 стр., 5754 слов

Соотношение экономики, политики и права

... прошлом, и построении системы, наиболее рационального взаимодействия экономики политики и права. Вопрос о соотношении экономики, политики и права всегда ... и их соотношения. Во-вторых, в каждой стране развитие и взаимодействие государства, права и экономики ... и т.д., что заметно влияет на соотношения вышеуказанных категорий. Целью данной работы является рассмотрение политики, экономики и права ...

государство церковь правовой российский

Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества

§1. Государство: понятие, сущность, функции

В теории государства и права дается множество определений понятию «Государство». К примеру, мыслители прошлого трактуют государство как «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «союз людей объединенных общими началами права и общей пользы» (Цицерон).

Из более современных определений, известны следующие:

Государство — это естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка — Людвига Гумпловича, или «целевое единство индивидов, наделенные качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав» — Георг Еллинек.

Государство — единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, а также обладает суверенитетом.

Государство — очень сложное и многоаспектное социальное образование. Оно может быть рассмотрено как государственное либо как социальное явление. В географическом смысле государство представляет собой страну, занимающую определенную территорию и населенную ее гражданами.

В социальном смысле государство выступает в качестве организации, создаваемой людьми, осуществляющей определенную деятельность в сфере общественных отношений.

Государство, как социальная организация, может быть рассмотрено в трех аспектах:

1. Как порождение всего общества и его органическая часть;

2. Как орудие определенного класса, слоя населения или клана (семьи);

3. Как самостоятельная организация, наделенная определенными правами и обязанностями.

При исследовании государства, как организации, созданной обществом и являющейся его частью, акцент делается на его способность решать общие задачи всего населения и достижения общего блага. При этом государство рассматривается, как организация с помощью которой само общество решает свои задачи. Государство является лишь способом самоорганизации общества и саморегулирования его процессов. Такими государствами являлись, например, древнегреческие города — государства (полисы), свободное население которых на общих городских собраниях решало основные вопросы жизни и деятельности полиса, формировало органы государства, определяло их основные задачи и контролировало их деятельность. Данное государство по своим внешним признакам было близко органам управления родом или племенем, в условиях первобытнообщинного строя.

Понимание государства, как орудия, определенного класса, слоя, населения или клана (семьи), сложилось в период феодализма и начала капитализма, когда государственная власть принадлежала только монарху и его окружению, верхушке богатых феодалов либо людям, обладающих капиталом и располагающих экономической властью в обществе. Такое государство являлось органом подавления и угнетения других классов и слоев общества, источником социальных конфликтов, противостояния и даже кровавой борьбы, поскольку его органы формировались в основном из представителей господствующего класса, слоя и действовали в его интересах.

11 стр., 5422 слов

Предварительное технико-экономическое обоснование организации спортивного клуба

... о создании Общества <#"justify">Для организации своей деятельности Обществу необходимо найти помещение. Помещение, пригодное для организации спорт-клуба, было найдено в ... видов занятий аэробикой и набора услуг в фитнес-клубе необходим специальный инвентарь: степ-платформы и слайды, ... ценностей в экономические объекты с целью получения доходов и прочих выгод. Для оснащения спорт-клуба простого ...

В последнее время все большее количество ученых склоняется к пониманию государства, как самостоятельной социальной организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющегося основным регулятором жизни общества. Такое понимание, соответствует современным цивилизованным демократическим государствам, основные властные органы которых формируются и действуют в соответствии с существующим законодательством, которое определяет их полномочия, права и обязанности по отношению к гражданам. При этом в пределах своих полномочий государственные органы принимают решения самостоятельно и несут за них ответственность.

Несмотря на значительные отличия, сторонники вышеназванных точек зрения признают, что государство — является социальной организацией, создаваемой обществом и предназначенной для регулирования возникающих в нем процессов.

В современных демократических странах государство регулирует взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем подавления и ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на основе законодательства, учитывающего общие и конкретные интересы участников политических отношений.

Решая политические вопросы, являющиеся главными в обществе, государство тем самым оказывает влияние на весь ход общественной жизни страны. Так, например, закрепляя законодательно и проводя на практике равенство наций, религий, государство тем самым обеспечивает равенство и граждан независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания.

Публичность государственной власти означает, осуществление ее от имени всех граждан и распространение ее на всех членов общества.

В этом заключается сущность государства и его основные отличительные черты от всех других социальных организаций, действующих в обществе.

Наряду с этими сущностными чертами государство обладает и другими, свойственными только ему, признаками:

1. Государство, представляет собой определенную систему органов, особый аппарат, состоящий из государственных служащих, которые наделены властными полномочиями, профессионально занимаются управлением и получают за это заработную плату.

В современных демократических странах, государственный аппарат состоит из трех видов органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды органов образуют структуру государства, как организации политической власти.

2. Государство объединяет население по территории и имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Государство — это организация граждан этого государства.

3. Государство устанавливает и взимает налоги с физических и юридических лиц, т. е. изымает у них часть их доходов или заработной платы. Взыскание налогов производится принудительно и безвозмездно. Данный признак свойственен только государству.

4. Государство — обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью в принятии государственных решений. Государство, в лице его соответствующих органов, по своему усмотрению решает все вопросы жизни страны, отнесенные к его компетенции.

10 стр., 4541 слов

Роль государства в регулировании макроэкономических процессов

... результатом законотворческой, предпринимательской и организационной деятельности государства, исполнения им хозяйственных и управленческих функций, использования прямых и косвенных методов является формирование системы государственного регулирования экономики. Так, в Японии к началу 90 ...

5. Важным признаком, характеризующим государство как специфическую социальную организацию, является его право издавать законы и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательное значение для населения и юридических лиц.

6. Признаком суверенного государства, является наличие собственной национальной валюты, которая используется, как средство платежа различного рода имущественных сделок внутри страны и по договоренности с другими странами — в международных сделках. Государство, самостоятельно устанавливает денежную систему, поддерживает ее стабильность и охраняет, т. е. не допускает выпуск фальшивых денег, а виновных в подделке денежных знаков привлекает к ответственности.

7. Государство имеет свою государственную символику: герб, гимн и флаг, а также столицу, которые являются его собственными чертами и отличают его от других государств мирового сообщества. Символы государства закреплены законодательно, в отличие от символов других социальных организаций, которые регулируются их внутренними внеправовыми актами.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения, на его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций, представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Функции государства классифицируются по разным признакам. Так, по продолжительности действия, функции государства подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, выделяют функции внутренние и внешние. Остановимся на этой классификации подробнее.

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства, по управлению внутренней жизнью общества.

Внутренние функции классифицируются по сферам деятельности государства. По этому признаку выделяют следующие внутренние функции:

1. Экономическую — это определение наиболее оптимального направления развития экономики страны.

2. Социальную — она направлена на обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения страны.

3. Функцию финансового контроля — это учет государством, доходов производителей.

4. Функцию охраны правопорядка — это обеспечение законности, в деятельности различных субъектов, пресечение правонарушений.

5. Экологическую — это обеспечение охраны окружающей среды и контроль за соблюдением природоохранных норм.

Внешние функции государства — это основные направления его деятельности на международной арене, так же к числу внешних функций государства можно отнести:

1. Сотрудничество с другими государствами — это деятельность государства, по установлению и поддержанию контактов на разных уровнях с другими государствами.

19 стр., 9409 слов

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Восток-Авто»

... В условиях рыночных отношений в экономике анализ хозяйственной деятельности призван обеспечить высокую доходность и конкурентоспособность организаций как в ближайшей, так и в ... неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организации. В процессе проведения экономического анализа осуществляется выявление резервов повышения эффективности деятельности организаций и путей мобилизации, ...

2. Оборона страны, от нападения извне.

Подводя итог по изложенному, можно сказать, что государство — это особая организация публично-политической власти, имеющая специальный аппарат государственных служащих, предназначенный для управления и применения принудительных мер к правонарушителям, которая действует в интересах господствующей группы, слоя, клана, либо большинства населения, обладает суверенитетом, издает законы, устанавливает и взимает налоги, имеет свою валюту, гражданство и символику.

§2. Церковь в политической системе общества

Церковь имеет историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с церковью.

Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации, которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления.

В каждом обществе, в каждой культуре, процесс сакрализации имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он не стремился к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала.

Сакрализация, личной и общественной жизни на основе христианства, в Западной Европе началась в послеконстантиновскую эпоху и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу», или непосредственно подчинялось сакральной сфере. Как отмечает выдающийся американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин, «главным принципом средневековой культуры Запада, ее главной ценностью был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность. Архитектура и скульптура Средних веков была «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала все ту фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, не целесообразные с чисто утилитарной точки зрения».

3 стр., 1338 слов

Роль религии в экономике

... что государственное регулирование религией и церковью оказывает негативное влияние на темпы роста экономики, а при религиозном плюрализме (который, кроме того, влияет и на уровень образования, творчества, бизнеса) экономика развивается быстрее. Статистические ...

Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.

Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций, становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации, выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Первоначально, термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация, в этом смысле предстает, как юридический акт, в сфере имущественных отношений, отношений собственности. Как известно, в Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если, в эпоху феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то становление буржуазных отношений, поставило этот процесс на закономерную основу.

Мыслители прошлого расходились в оценке последствий секуляризации, для общества и государства. Так, немецкий социолог П.Бергер, оценивает секуляризацию, как утрату «священного» и угрозу социальному порядку и согласию. По его мнению, религия выполняла важную функцию в обществе, она создавала «священный космос», окружая аурой святости устои жизни, выбрасывая на них «священную завесу» и наделяя безусловным смыслом.

С точки зрения Т. Парсонса, «развитие общества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение его «священного образа», превращается в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой».

На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах, коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.

В настоящее время ряд государств, через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем, церковь вовлекается в решение социальных проблем общества, путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря, на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях, церковь и государство, во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается, тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.

10 стр., 4772 слов

Государственный долг и его социально-экономические последствия Тема №

... является государственным долгом и дает право ее владельцу получить обратную сумму с процентами по истечении определенного периода времени. Облигации - это долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, ...

Подводя итог по изложенному, функции церкви, направлены на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить, как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей, руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.

Глава 2. Государство и церковь в России

§1. Взаимодействие государства и церкви

История многих государств, включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время, влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется, в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии, как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Недостаточное влияние политических партий на сознание и умы населения, нынешняя государственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это — законопослушание, несопротивление насилию и власти, смирение, отказ от материалистического мировоззрения и др.

На современном этапе характер государственно-церковных отношений — один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

1. Теократия. Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах — в Папской области, а с 1929 г. — в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.

6 стр., 2828 слов

Экономическая теория» «Государственный бюджет

... пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюктуру, осуществление мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику ... Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества [, 401 – 402с.]. Содержанием государственного бюджета является подлежащая перераспределению часть . Бюджет ...

2. Цезаропапизм. Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.

3. Законодательная поддержка, которая обеспечивает привилегированное состояние определенной церкви в государстве. Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.

4. Отделение церкви от государства. На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.

5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга. Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины.

Антиконституционный альянс церкви и органов государственной власти наиболее ярко проявился в предоставлении радио и телевидения для религиозной пропаганды, телевизионных трансляций богослужений, финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, участии религиозных деятелей в мероприятиях, проводимых государством. В свою очередь церковь, предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а также созданию религиозных организаций в воинских частях и подразделениях.

Выдающийся русский философ И.А. Ильин, так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча — ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны, в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».

Анализ законодательства и практики, позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1. Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

13 стр., 6096 слов

Основные теории происхождения государства

... церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной. Итак, согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе и государства ...

2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви, предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

Для статуса государственной церкви, характерен ряд особенностей:

В сфере экономических отношений, за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д., во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.

Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Церковь наделяется рядом юридических полномочий, она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев, регулировать брачно-семейные отношения.

В области политических отношений, церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию.

В области религиозных отношений, союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления, дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов.

Религия регулирует все стороны жизни общества, посредством правовой системы, основанной на учении.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах — в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение, не исключает, и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство, не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что взаимоотношения церкви и государства в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исследовать любую религию или быть атеистом. В двадцатом веке, при образовании тоталитарного режима, как форму взаимоотношений государства и церкви выделяют принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

§2. Правовое положение церкви в современной России

Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.

Так что же явилось причиной возникновения противоречивых мнений в процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»?

По существу речь идет, о различном истолковании новых положений Федерального Закона от 26.09.1997, в корне отличающих его от предшествующего законодательства в этой области, в особенности от явно устаревшего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года.

В основе же разногласий, отечественных и зарубежных политиков, лежит диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего, исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики, в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику, В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля 1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность, вплоть до их ликвидации.

Высказывались мнения, что Федеральный Закон имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. На самом деле, Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года основан на межконфессиональной концепции государственного регулирования, в соответствии с которой «протекционистская политика государства распространяется на все легитимно созданные религиозные объединения». Новый Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России.

Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий.

Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Следует подчеркнуть, что правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим имеет место в случае, если учредители религиозных групп не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации. Так же невозможен, отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания.

Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и имеющие в своем составе минимум три местные организации, зарегистрированные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до государственной регистрации).

Однако, все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации.

Для создания конфессиональными объединениями учреждений профессионального религиозного образования необходимо сочетание двух видов разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для получения права осуществления образовательной деятельности необходима также выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой — устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций.

Передача религиозным организациям соответствующего недвижимого имущества с относящимися к нему земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. В таком же порядке, как правило, по решению соответствующего органа исполнительной власти, конфессиональное объединение наделяется и отдельными правомочиями собственника. Передача в собственность религиозным объединениям культовых зданий и сооружений влечет за собой и имущественные обязанности по их функциональному использованию. Конфессиональные объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться культовыми зданиями и сооружениями только в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных внутренними установлениями. Следовательно, очевидны определенные ограничения правомочий собственника. Договоры аренды зданий и сооружений, переданных государственными и негосударственными юридическими и физическими лицами в собственность религиозным организациям, должны предусматривать их функциональное использование арендатором, что фактически означает легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды.

Исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, администрация таких учреждений вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким образом, религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:

Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).

Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль).

ФСБ и МВД России (специализированный контроль).

Особую разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере отношений составляют предписания Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.

Неучастие Русской Православной Церкви в государственном строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления Русской Православной Церкви обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.

Разработка основ взаимодействия Церкви и Государства отнесена к ведению ее высшего конфессионального органа — Поместного Собора. В период, когда Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему органом — Архиерейским собором Русской Православной Церкви. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами церкви, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод — единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх Русской Православной Церкви.

Подводя итог вышесказанному, решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон.

Заключение

В процессе нашего исследования были поставлены и решены следующие задачи: исследовать теоретические и исторический анализ взаимодействия государства и церкви, рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви, определить роль церкви в современной России.

Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богопочитания — о богослужении; равным образом, не дело Церкви судить о формах государственного устройства, о мероприятиях правительства с точки зрения их политической целесообразности. Церковь и государство имеют свои отдельные сферы действия, свои особые средства и в принципе независимы друг от друга. Эта независимость, однако, не носит абсолютного характера.

Там, где государство сознает себя как религиозное установление или стремится быть таковым, оно ищет церковного руководства. Хотя в современном мире государство обычно не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами, оно, однако, как правило, осознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм, которые проповедуются Церковью. В этом смысле задачи Церкви и государства могут совпадать. Церковь, в соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», «не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право авторитетного решения этого вопроса остается за государством. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям».

Реальные модели взаимоотношений между Церковью и государством формируются, конечно, на основе исторической реальности, тем не менее, юридическую ответственность за правовой характер таких отношений несет государственная власть.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ [Текст]/ — М.: «Экмос», 2001.

2. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года.

Учебники, источники:

1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов [Текст]/ Под. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. — М.: «Инфа М-Норма», 1997. — 460 с.

2. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства [Текст]: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с.

3. Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

Internet: http://www.patriarchia.ru/db/text/428423.html .

4. Журнал «Отечественные Записки». Церковь и государство в поисках политического смысла (сентябрь 2001 г.).

5. Радугин А.А. Введение в религиоведение [Текст]: курс лекций. — М.: «Центр», 2000. — 256 с.

6. М.Шевченко. Что такое социальная доктрина церкви?// «Независимая газета» (09.08.2000 г.)

Internet: http :// religion . ng . ru / facts /2000-08-09/4_ what . html .

7. Исаев И.А. История государства и права России [Текст]: курс лекций. — М.: 2000. — 320 с.

8. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник [Текст]: учеб. Пособие. — М.: 2001. — 450 с.

9. Морозова А.А. Государство и церковь — особенности взаимоотношений. [Текст]: учеб. Пособие. — М.: 1995. — 370 с.

10. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства [Текст]: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с.

11. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]: учеб. Пособие. — М.: Наука, 1992. — 350 с.

12. Радугин А.А. Введение в религиоведение [Текст]: курс лекций. — М.: «Центр», 2000. — 256 с.

13. Грудцына Л.Ю. Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России (Юридическая библиотека).

Internet: http :// www . juristlib . ru / book _2334. html

14. Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.— 496 с.