«Производственная практика» для специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность» специализация 080101.65.01 «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
Место практики в основной образовательной программе:
Цикл дисциплин «Практика (выделенная)» (ПКРТ.2).
Дисциплина реализуется на Факультете экономики и управления ТОГУ кафедрой «Экономическая теория и национальная экономика».
Цель производственной практики – закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин в производственных условиях; приобретение практических навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности применительно к специальности и специализации; сбор, анализ и обобщение материалов для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ.
Содержание производственной практики формирует углублённые компетенции в области организационно-экономических, аналитических и управленческих аспектов экономической безопасности. Студенты наряду с исследованием проблем экономики и права овладевают: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности; навыками выявления, оценки, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности, формирования модели системы безопасности; юридической терминологией; навыками работы с нормативными правовыми актами в сфере экономики и экономической безопасности; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками реализации норм материального и процессуального права; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений в сфере экономики.
В результате прохождения производственной практики студент должен:
Знать:
- цель, задачи, основные виды и масштабы деятельности предприятия – базы практики;
- основы нормативно-правового регулирования объекта исследования (предприятия, организации);
- основные положения по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности;
- организационно-функциональную структуру управления и деятельности предприятия.
– технологию формирования, передачи и обработки информации.
Уметь:
- выявлять преимущества и недостатки в формировании целей и задач предприятия;
- осуществлять поиск и систематизацию нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность предприятия (организации);
- проводить анализ нормативно-правовой базы, выявлять пробелы и противоречия в действующем законодательстве;
- составлять организационно-управленческую и функциональную структуру предприятия;
- выявлять проблемы организационно-управленческого характера на предприятии.
Владеть навыками:
Экономическая безопасность строительных предприятий тема диссертации ...
... являются организационно-экономические отношения, связанные с деятельностью компании и влияющие на экономическую безопасность строительной компании. В качестве гипотезы исследования предполагается, что новые подходы к экономической безопасности строительного предприятия, учитывающие организацию финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ...
- поиска, сбора, обработки и систематизации информации различного характера (теоретической, статистической, нормативно-правовой и т.п.);
- пользования информационной системы «Консультант плюс», «Гарант»;
- анализа внешней и внутренней среды предприятия (организации);
- публичного выступления, подготовки презентации (демонстрационных материалов).
Перечень образовательных технологий: консультации, семинары.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет:
6 зачетных единиц, 216 часов (4 недели),
в том числе самостоятельной работы – 216 часов,
дифференцированный зачет – 8 семестр.
Программа производственной практики
1. Цель производственной практики
Основной целью практики является закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин в производственных условиях; приобретение практических навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности применительно к специальности и специализации; сбор, анализ и обобщение материалов для подготовки курсовых работ.
2. Задачи производственной практики
Задачами производственной практики являются:
- выполнение программы практики;
- выполнение индивидуального задания;
- проведение анализа организационной структуры и процесса производства предприятия (учреждения, организации) за последние 3 года;
- проведение финансово-экономического анализа деятельности предприятия (учреждения, организации) за последние 3 года;
- формирование практического материала для написания курсовых работ;
- сбор информации, необходимой для научно-исследовательской работы;
- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения на основе изучения документов и материалов организаций (отчетов, программ развития, планов и т.п.) – мест прохождения практики;
- выработка навыков самостоятельного анализа результатов проделанной работы;
- формирование у будущих экономистов соответствующих профессиональных качеств.
3. Место производственной практики в структуре ООП специалитета
Производственная практика является составной частью основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования. Требования к организации производственных практик определены Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО п.7.15) по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», специализация 080101.65.01 «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности».
В рамках производственной практики систематизируются и закрепляются ранее полученные теоретические знания по общепрофессиональным дисциплинам («Эконометрика», «Статистика», «Экономика организации», «Управление организацией», «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Национальная экономика», «Региональная экономика», «Экономический анализ»).
Правовые и экономические основы организации туристской деятельности ...
... бакалаврской работы – В соответствии с целью определены следующие задачи: ; изучить правовые и экономические основы организации туристской деятельности; ; исследовать специфику деятельности туристских фирм в условиях рыночных отношений; ; рассмотреть особенности современных технологий продвижения ...
Для выполнения производственной практики студенту необходимо:
уметь осуществлять сбор и обобщение информационного материала по теме исследования;
владеть профессиональными навыками, методами организации труда и управления;
иметь навыки оформления отчетной документации по итогам практики.
Производственная практика предшествует изучению в 9 семестре таких специальных дисциплин как «Экономическая и социальная безопасность человека», «Финансовая безопасность организаций», «Судебная экономическая экспертиза», «Борьба с экономическими преступлениями», «Теневая экономика», «Информационная безопасность в экономических системах» и выполнению курсовой работы по дисциплине – «Экономический анализ».
4. Формы проведения производственной практики
- полевая (связана с выездом на место прохождения практики);
- архивная (работа с документами);
- лабораторная (работа непосредственно с клиентами организации).
5. Место и время проведения практики
Практика проводится на договорных началах в органах государственной власти и муниципального управления и их структурных подразделениях, государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, разных форм собственности, осуществляющих различные виды экономической деятельности. Каждый студент имеет право самостоятельно найти базовую организацию – место прохождения практики, которую согласовывает с выпускающей кафедрой, либо получает направление на место практики, предоставляемое выпускающей кафедрой.
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специализации 080101.65.01 «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» производственная практика проводится в 8 семестре. Продолжительность практики – 4 недели.
Конкретные даты устанавливаются рабочим учебным планом и календарным учебным графиком.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
Процесс прохождения практики в соответствии с ФГОС ВПО направлен на формирование у студентов следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
а) общекультурные (ОК):
- способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способность ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);
- способность понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
- способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
- способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);
- способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
- способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);
- способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
- способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-13);
- способность применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК15);
- способность работать с различными источниками информации, ин- формационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК16).
б) профессиональные (ПК):
Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования ...
... региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. ...
расчетно-экономическая, проектно-экономическая деятельность:
- способность подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);
- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми стандартами (ПК-4);
- способность осуществлять планово-отчетную работу организации, разработку проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес-планов, смет, учетно-отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ (ПК-5);
- способность осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов; применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности (ПК-6);
правоохранительная деятельность:
Экономическая безопасность
... Подготовка документов по недостаткам. Организация работ по погашению дебиторской и кредиторской задолженности. Управление экономической безопасностью. Функции Департамента экономической безопасности: Выявление ключевых проблем безопасности бизнеса. Изучение факторов негативного влияния на безопасность хозяйственной деятельности Общества. ...
- способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-7);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-8);
- способность выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК-9);
- способность юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права (ПК-10);
- способность обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-11);
- способность применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов (ПК-12);
- способность осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение преступлений и иных правонарушений, на основе использования закономерностей экономической преступности и методов ее предупреждения; выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений (ПК-13);
- способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере экономики (ПК-14);
- способность выявлять, документировать, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения в сфере экономики (ПК-15);
- способность осуществлять расследование экономических преступлений в форме дознания (ПК-16);
- способность осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (ПК-17);
- способность использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности (ПК-18);
- способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа, для службы в котором осуществляется подготовка специалиста (ПК-19);
- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-20);
- способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства (ПК-21);
- способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-22);
- способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-23);
- способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-24);
информационно-аналитическая деятельность:
Финансовая устойчивость как фактор обеспечения экономической ...
... экономической безопасности хозяйствующего субъекта. В данном контексте под экономической безопасностью хозяйственного субъекта понимается степень защищенности предприятия от внешних и внутренних угроз, влияющих на его финансово-хозяйственную деятельность. ... предприятия обеспечены источниками финансирования. Платежеспособность - это способность организации без каких-либо трудностей и нарушений ...
- способность осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);
- способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор (ПК-32);
- способность строить стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты (ПК-33);
- способностью на основе статистических данных исследовать социальноэкономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности (ПК-34);
- способность проводить анализ и давать оценку возможных экономических рисков, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности (ПК-35);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности (ПК-36);
- способность проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов (ПК-37);
- способность анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность; (ПК-38);
- способность составлять прогнозы динамики основных экономических и социальноэкономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-39);
экспертно-консультационная деятельность:
- способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экономических экспертиз и исследований (ПК-40);
- способность применять методики судебных экономических экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-41);
- способность осуществлять экономическую экспертизу нормативных актов в целях обнаружения потенциальных угроз экономической безопасности (ПК-42);
- способность осуществлять экспертную оценку факторов риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера, оценивать возможные экономические потери в случае нарушения экономической и финансовой безопасности, определять необходимые компенсационные резервы (ПК-43).
организационно-управленческая деятельность:
- способность планировать и организовывать служебную деятельность подчиненных, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-45);
- способность принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов (ПК-46);
- способность выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе (ПК-47);
- способность осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности (ПК-48);
научно-исследовательская деятельность:
Характеристика угроз экономической безопасности организации
... угроз экономической безопасности организации (предприятия). При этом возникает несколько задач решаемых в последующих главах: дать общее представление об экономической безопасности организации; охарактеризовать и классифицировать различные виды угроз и опасностей для экономической безопасности предприятия; ... хозяйственной деятельности». Савин В.А. Институт экономической безопасности в государстве ...
- способность анализировать эмпирическую и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности (ПК-49);
- способность исследовать условия функционирования экономических систем и объектов, формулировать проблемы, обосновывать актуальность и практическую значимость разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической безопасности, методов и средств анализа экономической безопасности организаций, оценивать их эффективность (ПК-50);
- способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);
- способность проводить специальные исследования в целях определения потенциальных и реальных угроз экономической безопасности организации (ПК-52);
- способностью готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53).
педагогическая деятельность:
- способностью к проектированию, реализации, контролю и оценке результатов учебновоспитательного процесса по экономическим дисциплинам в образовательных учреждениях общего среднего, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-54).
7. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Процесс организации и проведения производственной практики состоит из 3 этапов (Таблица 1).
Таблица 1 – Содержание и трудоемкость этапов производственной практики Разделы (этапы) произ- Виды производственной работы, на Трудоем- Формы текущего контроля водственной практики практике включая самостоятельную кость
работу студентов (в часах) 1.Подготовительный Поиск и согласование мест практики. 20 Контроль своевременного
Лекция на тему: «Производственная выполнения работ
практика и ее место в образователь ном процессе». Разработка и утвер ждение индивидуального задания по
практике. 1. Основной (рабочий) В условиях конкретной организации 166 Отметки текущего этапа
студенты выполняют программу практики в дневнике
практики и индивидуальные задания 2. Заключительный Подготовка и защита отчета по прак- 30 Отзыв и оценка работы сту тике дента на практике со сторо ны руководителя практики
от предприятия. Защита от чета по практике в форме
дифференцированного заче та
Всего 216
Подготовительный этап практики проходит в течение семестра, предшествующего прохождению основного этапа практики и завершается следующими результатами:
− выбором студентами тем курсовых работ по дисциплинам учебного плана следующих за практикой семестров (в соответствии с программами дисциплин);
− определением студентами и утверждением кафедрой конкретных мест практики;
− знакомством студентов с местами практики, руководителями практики от организации со студентами;
Экономическая безопасность строительной организации
... экономической безопасности предприятия / В.В. Шлыков. — СПб.: Алетейя, 2009. 59. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности: ... экономической безопасности // Журнал правовых и экономических исследований. – 2012. - № 3. 55. Федорченко М.В. Особенности обеспечения экономической безопасности на предприятиях строительной ... Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов: ...
− распределением студентов по преподавателям руководителям практики;
− разработкой кафедрой (в лице преподавателей − руководителей) комплексных индивидуальных заданий по прохождению рабочего этапа практики и их утверждением заведующим кафедрой (приложение 2);
− знанием законодательной и нормативной документации по созданию и функционированию соответствующих организаций.
Основной (рабочий) этап проходит в течение 4 недель. Результатом основного этапа является выполнение студентами программы практики и индивидуальных заданий (приложение 3).
Основной этап включает в себя два модуля: общий и специальный (таблица 2.).
Таблица 2 – Содержание основного этапа производственной практики
Виды производственной работы, включая
самостоятельную работу студента, (тру доемкость в часах)
Произ- Выполнение Сбор и об Разделы основного этапа прак- Формы
водствен заданий руко- работка
тики текущего контроля
ствен- водителя прак- фактиче ный ин- тики от пред- ского мате струк- приятия риала
таж
Общий модуль 1.Инструктаж на рабочем месте, Отметка о прохождении инв т. ч. по технике безопасности 2 структажа 2.Согласование программы Проверка дневника прохождепрактики с руководителем прак- ния практики, устная беседа, тики от предприятия. 6 6 зачет по разделу практики 3. Знакомство студента с общей Проверка дневника прохожхарактеристикой организации, дения практики, устная бесеобластью ее деятельности, внут- да, зачет по разделу практики ренней организационной структурой. 6 6 Итого по модулю 2 12 12
Специальный модуль 4. Изучение объектов и содержа- Проверка дневника прохожния работы экономиста. Знаком- дения практики, устная бесество с организационным, мето- да, зачет по разделу практики дическим и информационным обеспечением экономической работы. 2 6 6 5. Изучение типовых методик Проверка дневника прохождепроведения расчетов экономиче- ния практики, устная беседа, ских и социально-экономических зачет по разделу практики показателей в соответствии с действующей нормативноправовой базой, характеризующих деятельность организации 2 10 10 6.Изучение процесса планирова- Проверка дневника прохождения и прогнозирования в органи- ния практики, устная беседа, зации 2 10 10 зачет по разделу практики 7. Изучение бухгалтерской и Проверка дневника прохожденалоговой отчетности предприя- ния практики, устная беседа, тия 2 18 20 зачет по разделу практики 8. Выполнение текущей работы Проверка дневника прохождепо поручению руководителя ния практики, устная беседа, практики от предприятия 2 20 20 зачет по разделу практики Итого по модулю 10 64 66 Итого по этапу практики 12 76 78
Общий модуль предусматривает ознакомление студента с общей характеристикой организации, областью ее деятельности, внутренней организационной структурой; знакомство с историей организации; изучение системы управления и перспектив развития. Результатом первого этапа является написание соответствующего раздела отчета по практике.
Специальный модуль определяется темами курсовых работ, соответствует выбранному направлению деятельности в организации, содержит описание и функции отдела соответствующего структурного подразделения организации, описание должностных (функциональных) обязанностей работников конкретной специальности или их разработка, предполагает сбор необходимой информации в соответствии с индивидуальным заданием. Результатом основного этапа является написание соответствующего раздела отчета по практике.
О МОНОГРАФИИ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
... в монографии уделено также рассмотрению основных направлений укрепления экономической безопасности государства, механизмов ее обеспечения в современных условиях. Авторы отмечают, что для современной России преодоление спада производства, экономическая стабилизация, укрепление экономического ...
Заключительный этап завершает практику и проводится в течение 2 недель после официального срока окончания практики.
Основанием для завершающего этапа являются своевременно представленные отчеты о практике (в течение 3 дней после официальной даты ее окончания) и положительные отзывы руководителей с места практики и руководителя практики от кафедры.
Результатом заключительного этапа является:
− защита отчета о практики в установленные сроки (в течение 15-ти дней после начала занятий в следующем семестре), в процессе которой оценивается степень подготовки студента к самостоятельной работе;
− по результатам защиты выставляется общая оценка, в которой отражается качество представленного отчета, уровень теоретической и практической подготовки студента. Отчеты сдаются на кафедру, процесс защиты предполагает определение уровня овладения студентом практическими навыками работы и степени применения на практике полученных в период обучения в университете теоретических знаний;
− окончанием практики считается положительный результат защиты отчета, зафиксированный в ведомости и зачетной книжке студента.
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике
В ходе производственной практики студенты используют технологии традиционного, личностно-ориентированного обучения, информационные технологии, технологии проектного и проблемного обучения принятые в учебном процессе.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего и профессионально го образования по направлению подготовки (специальности) 080101.65 Экономическая
безопасность (квалификация (степень) «специалист»)
Законодательные и нормативные акты 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.98: (в редакции после дующих изменений и дополнений).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) № 51-ФЗ от 30.11.94: (в редакции
последующих изменений и дополнений).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II) № 14-ФЗ от 26.01.96: (в редакции
последующих изменений и дополнений).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I) № 146-ФЗ от 31.07.98: (в редакции по следующих изменений и дополнений).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. II) № 117-ФЗ от 5.08.00: (в редакции по следующих изменений и дополнений).
6. Таможенный кодекс Российской Федерации № 5221-1: утв. ВС РФ 18.06.93) (в редак ции последующих изменений и дополнений).
Основная литература: 7. Климова Н.В Экономический анализ учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2010 192с. http:/www.book.ru/view 907827/2 8. Комплексный экономический анализ: учеб. пособие для вузов (спец. «Бух. учет, ана лиз и аудит») / Жминько С. И. и др. — Москва : ФОРУМ, 2011. — 368с. 9. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности:
учебник/М.В Косолапова, В.А Свободин.-М.: Издательско- торговая корпорация
«Дашков и К», 2011 -248 с. http:/www.book.ru/view 900740/2 10. Романова Л. Е. Экономический анализ: учебное пособие для вузов (спец. «Финансы и
кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Налоги и налогооблож.») / Л. Е. Романова, Л.В.
Давыдова, Г.В. Коршунова. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 336с.
Дополнительная литература: 1. Акуленко Н.Б. Экономика предприятия (организации).: учеб. для вузов / Акуленко Н.Б., Буриков А.Д., Волков О.И., Гарнов А.П., [и др.] – М.: ИНФРА-М, 2011 .- 640с. 2. Антонова О.В. Экономика организации (предприятия, фирмы).: учеб. для вузов / Антоно ва О.В., Базилевич А.И., Горфинкель В.Я., Маслова В.М., Чернышев Б.Н., [и др.]; под ред.: Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учеб., 2012 .- 535с. 3. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия (фирмы).: учебник / Горфинкель Владимир Яковлевич, Базилевич А.И., Бобков Л.В., Бурмистрова Л.М., [и др.]; под ред. В.Я. Горфи нкеля. – М.: Проспект, 2011 .- 640с. 4. Меньшикова Е. А. Экономика организации (фирмы): учебное пособие для вузов / Е. А. Меньшикова. — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2014. — 217с.
Ресурсы Интернет:
Информационно-правовая система «Консультант плюс»
Факультет экономики и управления
Кафедра «Экономической теории и национальной экономики»
ПРОГРАММА
«Научно-исследовательской работы (преддипломной практики)»
для специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность» специ ализация 080101.65.01 «Экономико-правовое обеспечение экономической без опасности»
Отчетность Трудоемкость дисциплины специальности, направле
Трудоемкость
Учебный план специальности
Дифференцированный зачет
по уч. плану
Аббревиатура
тест (контр. задание)
(направления)
контрольная работа
ООП
заданной траектории ния (профиля)
экзамен
зачет
КП
КР
час.
Сам. работа
переаттеста
(зач. ед.)
зач. ед.
на сессию
лкц
лбр
ауд
прз
часы
ция
всего
ЭПОЭБ а 15 540 540
Аннотация дисциплины
«Научно-исследовательская работа (преддипломная практика)» для специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность» специализация 080101.65.01 «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
Место дисциплины в основной образовательной программе:
Цикл дисциплин «Практика (выделенная)» (ПКРТ.1).
Дисциплина реализуется на Факультете экономики и управления ТОГУ кафедрой «Экономическая теория и национальная экономика».
Цель «Научно-исследовательской работы (преддипломная практики) – закрепление и применение полученных специальных знаний по обеспечению экономической безопасности организаций (предприятий), муниципального образования, региона, государства; приобретение практических навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности применительно к специальности и специализации; сбор, анализ и обобщение материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.
Содержание дисциплины формирует углублённые компетенции в области организационно-экономических, аналитических и управленческих аспектов экономической безопасности. Студенты наряду с исследованием проблем экономики и права овладевают: навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности; навыками выявления, оценки, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности, формирования модели системы безопасности; юридической терминологией; навыками работы с нормативными правовыми актами в сфере экономики и экономической безопасности; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками реализации норм материального и процессуального права; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений в сфере экономики.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
- способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
- способность понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
- способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
- способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
- способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);
- способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
- способность применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК15);
- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК16).
б) профессиональные (ПК):
расчетно-экономическая, проектно-экономическая деятельность:
- способность подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способность обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);
- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);
- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми стандартами (ПК-4);
- способность осуществлять планово-отчетную работу организации, разработку проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес-планов, смет, учетно-отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ (ПК-5);
- способность осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов; применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности (ПК-6);
правоохранительная деятельность:
- способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-7);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-8);
- способность выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК-9);
- способность юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права (ПК-10);
- способность обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-11);
- способность применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов (ПК-12);
- способность осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение преступлений и иных правонарушений, на основе использования закономерностей экономической преступности и методов ее предупреждения; выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений (ПК-13);
- способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере экономики (ПК-14);
- способность выявлять, документировать, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения в сфере экономики (ПК-15);
- способность осуществлять расследование экономических преступлений в форме дознания (ПК-16);
- способность осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (ПК-17);
- способность использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности (ПК-18);
- способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа, для службы в котором осуществляется подготовка специалиста (ПК-19);
- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-20);
- способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства (ПК-21);
- способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-22);
- способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-23);
- способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-24);
информационно-аналитическая деятельность:
- способность осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);
- способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор (ПК-32);
- способность строить стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты (ПК-33);
- способностью на основе статистических данных исследовать социальноэкономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности (ПК-34);
- способность проводить анализ и давать оценку возможных экономических рисков, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности (ПК-35);
- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетно-отчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности (ПК-36);
- способность проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов (ПК-37);
- способность анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность; (ПК-38);
- способность составлять прогнозы динамики основных экономических и социальноэкономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-39);
экспертно-консультационная деятельность:
- способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экономических экспертиз и исследований (ПК-40);
- способность применять методики судебных экономических экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-41);
- способность осуществлять экономическую экспертизу нормативных актов в целях обнаружения потенциальных угроз экономической безопасности (ПК-42);
- способность осуществлять экспертную оценку факторов риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера, оценивать возможные экономические потери в случае нарушения экономической и финансовой безопасности, определять необходимые компенсационные резервы (ПК-43).
организационно-управленческая деятельность:
- способность планировать и организовывать служебную деятельность подчиненных, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-45);
- способность принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов (ПК-46);
- способность выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе (ПК-47);
- способность осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности (ПК-48);
научно-исследовательская деятельность:
- способность анализировать эмпирическую и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности (ПК-49);
- способность исследовать условия функционирования экономических систем и объектов, формулировать проблемы, обосновывать актуальность и практическую значимость разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической безопасности, методов и средств анализа экономической безопасности организаций, оценивать их эффективность (ПК-50);
- способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);
- способность проводить специальные исследования в целях определения потенциальных и реальных угроз экономической безопасности организации (ПК-52);
- способностью готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53).
Программа научно-исследовательской работы (преддипломной практики)
1. Цель научно-исследовательской работы (преддипломной практики)
Основной целью практики является закрепление и применение полученных специальных знаний по обеспечению экономической безопасности организаций (предприятий), муниципального образования, региона, государства; приобретение практических навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности применительно к специальности и специализации; сбор, анализ и обобщение материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.
2. Задачи преддипломной практики
Задачами производственной практики являются:
- изучение научной, учебно-методической и периодической литературы, нормативносправочной и правовой информации по теории и практике исследуемой проблемы;
- изучение методик, методов и стиля управления в предполагаемой будущей деятельности студента-практиканта;
- формирование студентом модели профессиональной деятельности специалиста в области обеспечения экономической безопасности за счет комплексного подхода в изучении всех сторон практической деятельности организации;
- повышение качества теоретической подготовки студента на завершающей стадии обучения путем изучения дополнительного материала методологического и исследовательского характера, а также практического апробирования полученных ранее знаний на конкретном объекте;
- организация сбора, обработки и представления первичной информации, необходимой для написания выпускной квалификационной работы;
- формирование предпосылок скорейшего и профильного трудоустройства (эффективной адаптации) выпускника на предприятии;
- выявление проблем (недостатков) в управлении и выбор направлений самостоятельных разработок, подлежащих выполнению студентом;
- выполнение отдельных функций (работ) специалиста по экономической безопасности в избранном направлении;
- разработка предложений для руководства организации (предприятия) по эффективному развитию отдельных видов деятельности и организации в целом;
- обоснование эффективности предлагаемых решений и направлений развития.
3. Место преддипломной практики в структуре ООП специалитета
Преддипломная практика является составной частью основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования. Требования к организации преддипломных практик определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО п.7.15) по специальности 080101.65 «Экономическая безопасность», специализация 080101.65.01 «Экономикоправовое обеспечение экономической безопасности».
В рамках преддипломной практики систематизируются и закрепляются ранее полученные теоретические знания по специальным дисциплинам («Экономическая безопасность», «Экономическая безопасность организаций», «Судебная экономическая экспертиза», «Экономический анализ», «Безопасность предпринимательской деятельности», «Финансовая безопасность организаций»).
До начала практики обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
- объекты профессиональной деятельности экономиста в организации: поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы;
- типовые методики расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- методику проведения статистических обследований, опросов, анкетирования и первичной обработки их результатов;
- методику построения стандартных теоретических и эконометрических моделей процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности.
Уметь:
- выполнять поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- осуществить подготовку исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность организации;
- провести расчеты экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- обработать массивы экономических данных в соответствии с поставленной задачей, провести анализ, оценку, интерпретацию полученных результатов и сделать обоснованные выводы;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социальноэкономических показателей;
- выявлять проблемы экономического характера на основе результатов анализа конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.
Владеть:
- категориальным аппаратом экономической науки;
- культурой мышления и проявлять способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;
- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов.
Быть готов:
- к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- самостоятельно осуществлять поиск и использовать источники экономической, социальной, управленческой информации для выполнения порученного ему руководителем практики этапа работы и решения поставленных задач;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и делать выводы;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- строить стандартные теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, а также провести анализ и интерпретацию полученных результатов;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в форме отчёта;
- принять участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
- к участию в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
Преддипломная практика является завершающим этапом освоения обучающимися теории и практики по основной образовательной программе специалитета.
4. Формы проведения преддипломной практики полевая (связанная с выездом на место прохождения практики), архивная (работа с документами), лабораторная (работа непосредственно с клиентами организации).
5. Место и время проведения практики
Практика проводится на договорных началах в органах государственной власти и муниципального управления и их структурных подразделениях, государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, разных форм собственности, осуществляющих различные виды экономической деятельности. Каждый обучающийся имеет право самостоятельно найти базовую организацию – место прохождения практики, которую согласовывает с выпускающей кафедрой, либо получает направление на место практики, предоставляемое выпускающей кафедрой.
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специализации 080101.65.01 «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» научноисследовательская работа (преддипломная практика) проводится в 10 семестре. Продолжительность практики – 10 недель.
Конкретные даты устанавливаются рабочим учебным планом и календарным учебным графиком.
6. Структура и содержание научно-исследовательской работы (преддипломной практики)
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 15 зачетных единиц, 540 часов (Таблица 3).
Процесс организации и проведения научно-исследовательской работы (преддипломной практики) включает этапы:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Таблица 3 – Содержание и трудоемкость этапов научно-исследовательской работы (преддипломной практики) Содержание этапов Виды производственной рабо- Трудо- Формы текущего коннаучно- ты, на практике включая само- емкость троля исследовательской ра- стоятельную работу студентов (в часах) боты (преддипломной практики) 1.Подготовительный Поиск и согласование мест 30 Контроль своевременного
практики. Лекция на тему: выполнения работ
«Научно-исследовательская
работа (преддипломная практи ка) и ее место в образователь ном процессе». Разработка и
утверждение индивидуального
задания по практике. 2. Основной В условиях конкретной органи- 490 Отметки текущего этапа
зации студенты выполняют практики в дневнике
программу практики и индиви дуальные задания 3. Заключительный Подготовка и защита отчета по 20 Отзыв и оценка работы
преддипломной практике студента на практике со
стороны руководителя
практики от предприятия.
Защита отчета по практи ке в форме дифференци рованного зачета
Подготовительный этап практики проходит до дня начала научноисследовательской работы (преддипломной практики) и завершается следующими результатами:
− распределением обучающихся по преподавателям – руководителям практики от университета;
− выбором и закреплением приказом по университету тем выпускных квалификационных работ (примерный перечень вкр приведен в приложении 1);
− разработкой кафедрой (в лице преподавателей − руководителей) комплексных индивидуальных заданий на прохождение основного этапа практики и их утверждением заведующим кафедрой (приложение 2, 4);
− ознакомлением с законодательной и нормативной документацией по созданию и функционированию соответствующих организаций.
Индивидуальное задание может включать выполнение обучающимся:
- задания руководителя от университета, содержащие элементы научного исследования, исходя из темы выпускной квалификационной работы;
- поручений руководителя практики от организации, направленных на приобретение практических навыков, с ориентацией на тему вкр.
Тема индивидуального задания выбирается руководителем практики от кафедры с учетом возможностей базы практики и вносится в задание на практику и дневник студента перед началом практики.
Основной этап проходит в течение 10 семестра с отрывом от академического учебного процесса. Результатом основного этапа является выполнение студентами программы практики и индивидуальных заданий (приложение 4).
В процессе проведения практических занятий предусматривается их следующее содержание (Таблица 4).
Таблица 4 – Содержание основного этапа научно-исследовательской работы (преддипломной практики)
Трудо Тема Содержание емкость,
час Выявление актуальных В ходе практических занятий проводятся мастер-классы спе- 60 проблем аналитической циалистов организаций – баз производственной практики. и экономической дея- Специалисты актуализируют проблемы, требующие решения. тельности организаций Обучающиеся конкретизируют вопросы, подлежащие прора ботке в ходе преддипломной практики. Выявляют учетно аналитические и экономические проблемы организаций, тре бующие решения. Проектирование и эко- Выполняются определенные содержанием ВКР и зафиксиро- 300 номическое обоснова- ванные в индивидуальном задании финансово-экономические ние повышения эффек- расчеты и их анализ. Разрабатываются практические рекоментивности деятельности дации и мероприятия по совершенствованию учетноорганизации в целом аналитической, экономической деятельности организации. или отдельных направ- Рассчитываются показатели экономической эффективности лений предлагаемых мероприятий. Апробация проектов Апробация результатов практики — проектов студентов осу- 130 (мероприятий, практи- ществляется в ходе проведения конференции с привлечением ческих рекомендаций) специалистов организаций – баз производственной практики,
а также подготовки публикации результатов (тезисы, статьи).
Итого 490
Содержание научно-исследовательской работы
Деятельность обучающегося на преддипломной практике предполагает выполнение ряда работ, необходимых для проведения исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы (вкр).
1. Ознакомление с организацией (учреждением) – полное и сокращенное наименование организации; дата регистрации; вышестоящий орган управления; история создания и развития (факторы, способствовавшие развитию на этапе ее становления и в настоящее время) организации; специфика организации, сфера, виды и масштабы деятельности; миссия и основные задачи организации; организационная структура управления. 2. Характеристика объекта, выступающего в качестве базы практики (поведение хозяйствующих агентов, их затрат и результатов, функционирующих рынков, финансовых, производственных процессов), и уточнение проблемы, составляющей предмет исследования в вкр. 3. Изучение организационного, методического и информационного обеспечения аналитической работы, а также системой внутренней и внешней отчетности подразделения, за которым студент закреплён в организации, получение навыков практической аналитической работы, которые предполагают:
а) изучение документирования, контроля, методов сводки и группировки первичных данных, оценки точности информации и подходов к её систематизации и хранению, а также порядка предоставления субъектам официального статистического учета первичных статистических данных;
б) анализ текущих данных, составление аналитических записок к таблицам, графикам и схемам;
в) составление аналитических записок с учетом порядка определения их тематики и связи тематики с анализом текущих данных; сотрудничество внутри отдела и с другими подразделениями; степени и порядка использования аналитических работ разных отделов; изучение аналитических записок по годовым или единовременным разработкам подразделений. 4. Освоение методологии и применение методики исчисления статистических показателей, позволяющих сформировать достаточную базу данных и раскрыть проблему, выбранную в качестве темы для исследования в вкр, а также наметить пути её решения. 5. Определение источников получения информации, необходимой для проведения исследования в соответствии с темой выпускной работы, а также формирование базы данных, достаточной для анализа взаимосвязи изучаемых явлений, моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов. 6. Разработка и обоснование предложений по решению задач совершенствования деятельности, обозначенной в теме вкр, с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
Заключительный этап завершает практику и проводится в течение 2 недель после официального срока окончания практики.
Основанием для завершающего этапа являются своевременно представленные отчеты о практике (в течение 3 дней после официальной даты ее окончания) и положительная апробация результатов практики.
Результатом заключительного этапа является:
− защита отчета в установленные сроки, в процессе которой оценивается степень подготовки студента к самостоятельной практической работе;
− по результатам защиты выставляется общая оценка, в которой отражается качество представленного отчета, уровень теоретической и практической подготовки студента. Процесс защиты предполагает определение уровня овладения студентом практическими навыками работы и степени применения на практике полученных в период обучения в университете теоретических знаний;
− окончанием практики считается положительный результат защиты отчета, зафиксированный в ведомости и зачетной книжке студента.
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике: мастер-классы, практические занятия, самостоятельная работа, НИРС.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
8.1 Организация самостоятельной работы студентов на практике
Организация практики студентов Университетом осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов ТОГУ (утверждено приказом ректора № 119/7 от 09.01.2004 г.).
Учебно-методическое руководство и организацию практик осуществляет кафедра «Экономическая теория и национальная экономика» ТОГУ. Руководителями практик от института назначаются преподаватели кафедры, знающие специфику деятельности предприятий и организаций различных форм собственности и видов экономической деятельности. Руководители практики от университета имеют право периодической проверки хода выполнения программы практики.
Руководители практики от университета:
- разрабатывают тематику индивидуальных заданий;
- составляют рабочую программу проведения практики;
- осуществляют контроль за соблюдением сроков практики, общего графика работы и индивидуального плана каждого обучающегося;
- оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчету по практике;
- оценивают результаты выполнения обучающимся программы практики;
- осуществляют контроль за соблюдением обучающимся трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка и др.
Распределение обучающихся по базам практики производится в соответствии с календарным учебным графиком и графиком выполнения выпускных квалификационных работ. Приказ о направлении обучающихся на практику издается не позднее, чем за две недели до начала практики.
Организации, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны предоставить место для прохождения практики при наличии у обучающегося путевки с указанием даты и номера приказа по университету.
Общее руководство практикой на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляет руководитель или, по его поручению, один из квалифицированных специалистов. Непосредственное руководство практикой обучающихся в отделах возлагается приказом руководителя на квалифицированных специалистов структурных подразделений.
По прибытии на предприятие, в учреждение, в организацию обучающиеся проходят инструктаж (беседу) по охране труда и технике безопасности, знакомятся с режимом работы организации.
Руководители практики от организаций обеспечивают:
- общее знакомство обучающихся с организацией, его производственными и функциональными подразделениями;
- участие обучающихся в конкретной деятельности, в работе структурных подразделений;
- доступ ко всем формам необходимой документации, бухгалтерской и статистической отчетности;
- контроль за соблюдением обучающимися трудовой дисциплины;
- консультирование по вопросам прохождения практики, выполнения индивидуальных заданий и написания выпускных квалификационных работ;
- проверку выполнения индивидуальных заданий, технико-экономических расчетов для ВКР, подготовку отзывов и рекомендаций по качеству работы обучающихся
- по окончании практики подписывают дневник практики, содержащий оценку и характеристику работы обучающегося при прохождении практики.
В случае изменения базы практики обязательно оформляется дополнительный приказ «во изменение» на основании представленных студентом документов.
Обучающиеся имеют право:
самостоятельно осуществлять поиск организации, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве места практики организацию, в которой они уже работают на условиях частичной занятости;
обращаться за помощью с целью содействия в поиске места практики в деканат, на кафедру, в Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников «Старт-Карьера» (ЦСТВ ТОГУ) в случае отсутствия в установленный срок подходящего места практики;
получать консультации по вопросам практики у ответственного за практику на кафедре, у преподавателей — руководителей практики, руководителей выпускных квалификационных работ;
выбирать тему выпускной квалификационной работы с учетом предполагаемого места практики;
получать направления от имени университета на практику.
Обучающиеся при прохождении практики обязаны:
пройти практику в указанные учебным графиком сроки в соответствии с приказом ректора;
своевременно, точно и полностью выполнять задачи, предусмотренные индивидуальным заданием по практике, выданным преподавателем — руководителем практики и программой практики;
до начала практики получить на кафедре «ЭТиНЭ» – путевку, индивидуальное задание (бланк и примерная тематика индивидуальных заданий представлены в приложениях 2, 4) и пройти необходимый инструктаж;
своевременно прибыть на место практики, выполнять поручения руководителя практики по месту ее прохождения, подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка, соблюдать технику безопасности, требования охраны труда, правила эксплуатации оборудования и другие условия работы;
ознакомиться с организацией и ее структурными подразделениями, с видами деятельности; экономической документацией и экономическими показателями, характеризующими деятельность организации и/или ее структурных подразделений;
ежедневно фиксировать в дневнике преддипломной практики виды выполняемых работ;
оказывать помощь работникам предприятия и нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
не разглашать коммерческую тайну предприятия;
своевременно представлять руководителю практики от кафедры промежуточные письменные отчёты о выполнении всех промежуточных заданий в рамках модулей по установленной форме, выполняя индивидуальное задание;
участвовать в научно-исследовательской работе кафедры по заданию руководителя практики от кафедры;
изучать и строго соблюдать технику безопасности и другие условия работы на предприятии;
соблюдать режим работы организации, являющейся местом практики, либо график, установленный руководителем практики от предприятия;
собрать необходимые материалы для написания отчета по практике, собрать пакеты документов по финансовому планированию, бухгалтерскому учету и анализу финансовохозяйственной деятельности организации и подготовить отчет к окончанию срока прохождения практики;
после завершения практики в течение трех дней представить на кафедру по утвержденной форме отчет, путевку с отметкой прибытия и выбытия, пакеты документов, а также отзыв или характеристику от руководителя практики от организации;
по окончании практики получить от руководства организации характеристику с оценкой, подписанную руководителем организации и заверенную печатью;
защитить отчет о практике в установленном порядке и в установленные сроки (в течение 3-х дней после окончания практики).
Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительной причины, получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета, получившие отрицательный отзыв о работе направляются на практику повторно (в период студенческих каникул) или могут быть отчислены из университета, как имеющие академическую задолженность.
8.2 Требования к структуре и содержанию отчета по преддипломной практике
Отчет по практике строится в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием обучающегося. В отчете должны найти отражение ответы на все поставленные в индивидуальном задании вопросы, а также выполненные итоговые задания к практическим занятиям, презентации выступления на конференции, тезисы докладов и научные статьи.
Структура отчета по преддипломной практике:
1. титульный лист (пример оформления титульного листа отчета представлен в приложении 5);
2. путевка с отметкой о прибытии и выбытии с места практики (приложение 6);
3. индивидуальное задание (приложение 2);