Ii. общая характеристика учебного предмета

Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка 3 II. Общая характеристика учебного предмета 4 III. Место учебного предмета в учебном плане 7 IV. Требования к планируемым результатам освоения 8 V. Содержание программы 12 VI. Учебно-тематическое планирование курса «Экономика» 5 классы

Примерное учебно-тематическое планирование курса «Экономика» для 5 класса 12

VII. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

образовательного процесса 14 VIII. Официальные нормативные документы в образовании 14

I. Пояснительная записка

Единственным возможным способом достижения основных целей долгосрочного социальноэкономического развития России — обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров — является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития1.

В этих условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».

Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:  способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде;  способность к критическому мышлению;  способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.

Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемноориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей.

45 стр., 22098 слов

Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе

... состояние проблемы в практике работы школы по биологии. 3. Выявить и обосновать педагогические условия организации мониторинга учебных достижений учащихся на уроках биологии в 6 классе. 4. Провести опытно- ... наблюдений, оценки и прогноза изменений природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить изменения их состояния и происходящие в них процессы под ...

Программа разработана в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цель программы – формирование экономического мышления, научных представлений о типах и видах экономических отношений, умений, специфических для данной предметной области, а также метапредметных умений, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне основного общего образования, и создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования. Развернутое определение целей и задач долгосрочного развития, стратегию их достижения см. в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Задачами обучения по программе являются:

1) создание условий для овладения системой начальных экономических знаний, научной экономической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, а также для их применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

2) создание условий для знакомства учащихся с методами научного познания и методами исследования экономических институтов и процессов, экономических интересов людей и факторов экономического развития государства; а также понимания учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности экономической науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;

3) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; реализации учебных прикладных и исследовательских проектов; овладения учащимися такими общенаучными понятиями как эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, исследование, теоретический вывод;

4) создание в процессе изучения предмета условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

5) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся понимания необходимости сохранения окружающей среды в процессе жизнедеятельности и производства.

II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание данного предмета группируется в два концентра, базирующихся в 5-7 классах на ключевых экономических понятиях и проблемах, а в 8-9 классах на научных представлениях об экономических институтах и процессах, экономических интересах людей и факторов экономического развития государства, о типах и видах экономических отношений. При этом данная программа основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата.

Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют – «ядро деятельности» ученика — проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.

7 стр., 3284 слов

Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение

... видов и разновидностей преступлений, совершаемых в сфере экономики. Основные причины и условия совершения преступлений в сфере экономической деятельности Экономическая преступность все больше и ... в сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, ...

Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированности проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.

Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:

1. Знание ключевых понятий и научной терминологии микро- и макроэкономики и теории государственного регулирования экономики; соответствующих типов и видов экономических отношений;

2. Умения, специфические для данной предметной области:

  • расчет различных экономических показателей;
  • анализ ситуации с экономическим содержанием;
  • оценка экономических событий (аргументированное мнение);
  • формирование модели поведения экономического субъекта;

3. Основы информационно-познавательной, коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

4. Социальная активность, т.е. способность к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством; основ гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.

Построение образовательного процесса и выбора условий и методик обучения обусловлены учётом особенностей подросткового возраста.

Программа учебного предмета «Экономика» для 5-9 классов формируется с учётом психологопедагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

  • с переходом от способности младших школьников только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью в форме учебного исследования или проекта на ступени основной школы,
  • с переходом младших школьников к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

В основу построения программы положен модульный принцип. Каждый год обучения предполагает не только освоение модулей, имеющих целостный характер содержания экономических знаний, но и проектных модулей. Проектные модули — проектная форма учебной деятельности на нескольких занятиях. Цель проектных модулей — освоить систему проектных действий в процессе реализации проектной деятельности, к окончанию курса сформировать проектную компетентность выпускников основной школы. Проектная компетентность ученика может быть сформирована на уровне умения, осуществляемого при помощи учителя, навыка (умения доведенного до автоматизма) и опыта применения приобретенных навыков при осуществлении проектной деятельности. Проектный модуль в 5-7 классе предполагает решение учениками в совместно-распределенной форме деятельности определенной системы заданий, распределенной согласно этапам проектной деятельности; в 8 классе выполнение индивидуальных проектов. В 9 классе проектная деятельность не выделена в отдельный проектный модуль, так как предполагается выполнение учащимися индивидуальных проектов в течение всего учебного года.

32 стр., 15621 слов

Активизация познавательной деятельности на х экономики

... Развитие творческих способностей студентов на уроках экономики, при осуществлении учебных проектов получили положительную оценку. Анализ основных положений технологии активизации познавательной деятельности через внедрение проектного обучения позволил выдвинуть гипотезу: если ...

В ходе решения системы проектных задач у школьников формируются способности рефлексии (видеть проблему; анализировать сделанное; видеть трудности, ошибки); целеполагания; планирования; моделирования; проявления инициативы при поиске способа (способов) решения задач; коммуникативные способности (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Для реализации проектного модуля необходимо определить проблему, цели и ожидаемые результаты; необходимо распределить часы, отведенные на изучение данного раздела /темы таким образом, чтобы школьники освоили полный цикл проектной деятельности, включающий следующие этапы:

1. Актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, проектных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с содержанием модуля и самим процессом познания;

2. Проблематизация — определение проблемы проекта и причин, приводящих к появлению проблемы;

3. Целеполагание — определение цели и задач проекта (цели освоения содержания модуля и последовательности шагов ее достижения (для учителя данная последовательность есть план изучения блока предметного содержания));

4. Концептуализация – создание образа объекта проектирования (прогностического модельного представления проектного продукта);

5.Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов (создание проектного продукта);

6. Презентация полученного проектного продукта — демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;

7.Оценка качества проектного продукта и рефлексия проектных действий его создателей 2.

Тематику уроков в проектном модуле может определять сам учитель, ориентируясь на этапы проектной деятельности. Особенности образовательного процесса в проектном модуле:

1. Учебная деятельность учащихся при реализации проектного модуля соответствует логике проектной деятельности и включает следующие действия: Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: Рабочая программа и учебное занятие: Методическое пособие/О.В.Плетенева, В.Я.Бармина, В.В.Целикова, М.В.Шуклина. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.-172 с. — оценка имеющихся предметных знаний и способов деятельности, ценностей и смыслов;

  • определение личностно-значимой учебной проблемы в данной теме;
  • определение учебно-познавательной задачи модуля в целом (урока в отдельности) на основании выделенной учебной проблемы;
  • перевод учебно-познавательной задачи в учебно-практическую — создание представления об ожидаемом учебном (проектном) продукте как результате решения учебной проблемы;
  • решение конкретно-практической задачи и создание учебного (проектного) продукта;
  • презентация полученного учебного продукта – демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;
  • оценка качества полученного продукта и рефлексия освоенного действия.

2. Содержание обучения представляется как в информационных, так и в деятельностных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленными предметной, метапредметной и личностной целями. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

11 стр., 5485 слов

Нетрадиционный курс по математике в 6 классе «Решение задач ...

... виды налогов. Учащиеся должны знать: экономические понятия через решение задач. Учащиеся должны уметь выбирать приёмы решения разбивать сложные задачи на подзадачи. Метапредметные результаты обучения: экономический анализ рассматриваемых жизненных ситуаций по результатам решения задач способствует с одной ...

3. Меняется роль учителя в образовательном процессе — он выступает в роли тьютора, консультанта, эксперта.

4. Учащиеся работают максимум времени самостоятельно, учатся самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность каждому осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

5. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной и/или устной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Наличие раздаточных материалов с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Для определения проблем в содержании курса, в рамках, решения которых будет реализован проектный модуль, можно использовать следующие критерии:

  • целесообразность использования проектной деятельности для решения этой проблемы;
  • возможность использования данного содержания для формирования основ проектной и исследовательской деятельности, а именно наличие в содержании противоречивых фактов, явлений и т.п., позволяющих сформулировать проблему проекта;
  • наличие временного ресурса для реализации проекта и т.п.;
  • наличие связей данной проблемной темы с другими предметными областями, общее в предметном содержании смежных дисциплин.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).

Для организации промежуточной аттестации и итоговой аттестации ежегодно в тематическом планировании выделяется 2 часа учебного времени.

IV. Требования к планируемым результатам освоения

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика»

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу данной программы.

Фактически предметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебнопознавательные задачи, направленные на освоение систематических знаний экономической теории, а также на самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний. Формулировка «Учащиеся научатся» представляет базовый обязательный уровень предметных результатов, «Учащиеся получат возможность научиться» представляет повышенный уровень предметных результатов.

3 стр., 1165 слов

Самостоятельная работа учащихся на х экономики как средство развития ...

... уроки, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, курсовых, индивидуальная работа, доклады, сообщения; тестирование, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения. Самостоятельная работа ... результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на ... ценность для организаций, где они ... к изучению экономики. Комиссия ...

В блоке «Учащиеся научатся» отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего освоения содержания учебной программы по предмету и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного овладения экономическими знаниями и умениями, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки учащихся. Поэтому при разработке инструментария итоговой оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты, представленные в этом блоке.

Блок планируемых результатов «Учащиеся получат возможность научиться» отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Достижение планируемых результатов, отнесенных к этому блоку, не является предметом обязательной итоговой оценки, но может быть предметом промежуточной аттестации.

Метапредметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи направленные:  на разрешение проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации

неопределённости, (например, выбора или разработки оптимального либо наиболее

эффективного решения и т. п.);  на организацию сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с

распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;  на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания

продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления

материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества

выполнения работы;

 на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиций

соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления

позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и

т.п.

Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебнопознавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и/или аргументации (пояснения или комментария) своей позиции/оценки по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, гражданского самосознания и социально-профессиональной ориентации.

Требования к результатам освоения 1 концентра программы учебного предмета

«Экономика» (5-7 классы)

Требования к предметным результатам (по модулям) 5 класс Модуль 1. «Что изучает экономика?» Учащиеся научатся: 1. Определять и различать потребности и блага их удовлетворяющие. 2. Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Объяснять ограниченность ресурсов 2. Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой Модуль 2. «Труд» Учащиеся научатся: 1. Ориентироваться в мире профессий. 2. Производить простейшие расчёты производительности труда. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Объяснять, от чего зависит квалификация работника 2. Объяснять, от чего зависит заработная плата работника Модуль 3. «Товары и услуги» Учащиеся научатся: 1. Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры. 2. Различать коммунальные и жилищные услуги. Учащиеся получат возможность научиться: 1. Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг 2. Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг Модуль 4. «Обмен» Учащиеся научатся: 1. Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену Учащиеся получат возможность научиться: 1. Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена Модуль 5. «Рынок и конкуренция» Учащиеся научатся: 1. Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а так же ценовой и неценовой конкуренции Учащиеся получат возможность научиться: 1. Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов 2. Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции Модуль 6. «Экономика семьи» Учащиеся научатся: 1. Перечислять основные права и обязанности потребителя 2. Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи с учётом расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг Учащиеся получат возможность научиться: 1. Составлять семейный бюджет 2. Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищные платежи в расходах семейного бюджета 3. Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи

10 стр., 4848 слов

Критерии эффективности управленческого труда

... и показатели эффективности управленческого труда. Но следует помнить, что труд ... экономического, социально-психологического , правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда. Управленческий труд ... труда и пр.); затраты на организацию и обеспечение управления (подготовка и повышение квалификации и кадров управления, мероприятия по совершенствованию ...

Требования к метапредметным результатам Ученик научится:

  • совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;
  • совместно с другими учениками или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • совместно с другими учениками или при помощи учителя планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
  • совместно планировать общие способы работы;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Ученик получит возможность научиться:

10 стр., 4623 слов

Вкр. Безносов. Оглавление Введение Глава Теоретические основы ...

... деятельности, не обладая теоретическими знаниями и практическими навыками в области организации труда персонала своего предприятия. Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой больший вес ...

  • устанавливать целевые приоритеты;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
  • актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • •строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Требования к личностным результатам У ученика будут сформированы:

  • основы гражданского поведения на принципах социальной ответственности;
  • образ социально-экономического устройства России;
  • гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
  • признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
  • готовность к равноправному сотрудничеству;
  • доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  • умение конструктивно разрешать конфликты;
  • Ученик получит возможность для формирования:
  • основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
  • •потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • готовности к выбору профильного образования.

V. Содержание программы

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство — основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Торговля и ее формы. Факторы производства. Доходы по факторам производства. Профессия. Квалификация. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Реклама. Услуги ЖКХ.

9 стр., 4115 слов

Самостоятельная работа студентов заочной и дистанционной форм ...

... Рынок земли. Ценообразование на рынке земли. Рынок труда. Ценообразование на рынке труда. Рынок капитала. Ценообразование на рынке капитала. Национальная экономика. Структура национальной экономики. Основные социальные цели национальной экономики. ... выполнения контрольной работы см. в таблице А и списке вопросов и задач. Задание по учебной дисциплине ... 1 1, 33 32 2 2, 34 31 3 3, 35 30 4 4, 36 29 5 5, ...

VI. Учебно-тематическое планирование курса «Экономика» 5 классы

№ Модули и темы уроков Кол. Характеристика деятельности уроков часов учащихся3

5 класс

Модуль 1. Что изучает 4

экономика? 1.1 Потребности, их 1

неограниченность 1.2 Блага экономические и 1

неэкономические Данный раздел тематического планирования заполняется учителем при разработке рабочей программы. Учитель определяет деятельность учащихся в соответствии с требованиям к конечному результату данной программы и Программы развития УУД своей школы. 1.3 Экономические ресурсы, их 1

ограниченность 1.4 Выбор как основная 1

экономическая проблема

Модуль 2. Труд 4 2.1 Труд. Разделение труда и 1

специализация 2.2 Производительность труда 1 2.3 Профессия. Квалификация 1 2.4 Заработная плата 1

Модуль 3. Товары и услуги 3 3.1 Сущность товаров и услуг 1 3.2 Роль товаров и услуг 1 3.3 Коммунальные услуги. 1

Жилищные услуги

Модуль 4. Обмен 5 4.1 Экономическая сущность обмена 1 4.2 Необходимость и добровольность 1

взаимовыгодного обмена 4.3 – Торговля как форма обмена 2 4.4. 4.5 Урок-практикум 1

Модуль 5. Рынок и 5

конкуренция 5.1 Потребитель и его экономические 1

интересы 5.2 Производитель и его 1

экономические интересы 5.3 Рынок и условия его 1

существования 5.4 Конкуренция 1 5.5 Рынок продавца и рынок 1

покупателя

Модуль 6. Экономика семьи 7 6.1 Семья как потребитель товаров и 1

услуг на рынке 6.2 Семья как потребитель услуг 1

ЖКХ 6.3 Расходы семьи на услуги ЖКХ 1 6.4 Семейный бюджет 1 6.5 Рациональное ведение домашнего 1

хозяйства 6.6 Потребитель. Защита прав 1

потребителя 6.7 Урок повторения 1

Модуль 7. Проектная 5 Действия выполняются в

деятельность учащихся группе с помощью учителя

7.1 Актуализация и проблематизация Планирует и выполняет

7.2 Концептуализация и учебный проект: анализирует

7.3 целеполагание учебную ситуацию; выявляет и

7.4 Решение конкретно-практических формулирует проблему проекта;

7.5 задач и создание образовательных определяет цель и задачи проекта,

продуктов разрабатывает характеристики

Презентация полученного проектного результата/продукта

проектного продукта (выдвигает гипотезу

Оценка и рефлексия проектных исследования), определяет

действий. критерии оценки проектного

результата/продукта; создает

продукт; контролирует ход и

результаты выполнения проекта

Представляет результаты

выполненного проекта. Оценивает

качество проектного продукта по

разработанным критериям и

проектных действий участников

проекта

Резерв 2

ИТОГО 35

VII. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

образовательного процесса

В учебно-методический комплект входят рабочие тетради для учащихся: 1. Экономика: рабочая тетрадь. 5 класс. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

Рекомендуемые учебно-методические материалы для учителя: 1. Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-пресс, 2011. 2. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход.- М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2014. 176с.

VIII. Официальные нормативные документы в образовании 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html .

Календарно-тематическое планирование уроков экономики (35 ч.: 1 ч. в неделю; 2 ч. – резервное время.

Программа Учебник Гребнева Г.И., Плетнева О.В., Симонов И.А., Политова Л.В. Экономика: рабочая тетрадь. 5 класс – Нижний Новгород: Экономика. Учебная программа основного общего образования в 5- Нижегородский институт развития образования, 2013.

9 классах образовательных организаций. № Тема Тип Элемент Виды Планируемые результаты Домашнее задание Да Ко

урока урока содержания деятельно та р урока сти Предметные Метапред Личностные ка

учащихся метные

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Модуль 1. Что изучает экономика? – 4 часа 1 Потребнос Урок Потребност Работа в Определять Организация Соотносить свои Выучить

ти и их изучения и: группах; и различать сотрудничес потребности с определения.

неогранич нового духовные, составлен потребности тва, возможностями Составить по 5

енность материа социальные, ие словаря требующая их примеров каждого

ла физиологич терминов совместной удовлетворения вида потребностей

еские, работы

общественн

ые,

личностные,

производств

енные 1.2 Блага Урок Блага Сравнива Оценивать Формируют Определяют Из приведенного

экономиче обобщен свободные ют и блага навыки значимость для списка распредели

ские и ия и (неэкономи анализиру экономическ экономическо себя блага по группам.

неэкономи системат ческие), ют виды ие и го мышления Выскажи свое

ческие изации экономичес благ неэкономиче мнение по вопросам

кие ские в тетради 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1.3 Экономич Урок Понятия: Беседа, Классифицир Развивать Развивать Классифицирова

еские соверше «Земля», взаимообъ овать умение способность ть ресурсы по

ресурсы, нствован «Труд», яснение ресурсы, применять преодолевать видам . Привести

их ия «Капитал», объяснять полученное на трудности 5 примеров

ограничен знаний и «Предпринима ограничен практике разных видов

ность умений, тельство»«Огра ность ресурсов

навыков ниченность» ресурсов 1.4 Выбор как Комбини Понятия: Взаимные Характеризов Развивает Умение вести Выполнить

основная рован выбор, вопросы и ать суть умение диалог на основе тестовое

экономии ный урок экономика задания проблемы применять равноправных задание.

ческая групп выбора, что полученные отношений и

проблема изучает знания на взаимного

экономика практике уважения

Модуль 2. Труд – 4 часа 2.1 Труд. Урок Труд, продукт Составлен Описывать Формирование Добросовестное Привести

Разделе творческ труда, орудия ие словаря основные творческих отношение к примеры

ние труда ого труда, предмет терминов экономически способностей труду трудовой

и примене труда, е понятия: деятельности. ,

специализ ния физический, отличать

ация умственный разделения

труд, труда и

разделение специализаци

труда, ю; приводить

специализация примеры 2.2 Производи Урок Производитель Работа в Производить Создавать и Развитие Задачи в тетради

тельность взаимоко ность труда; группах, простейшие преобразовыва гражданского и

труда нтроля факторы решение расчеты ть модели и социального

производитель задач производител схемы для самосознания,

ности труда ьности труда решения задач гражданский

патриотизм 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 2.3 Профессия Урок Понятия: Составлен Ориентироват Формировать Прививается Стихотворение

,квалифик обобщаю профессия, ие галереи ься в мире собственное интерес к В.В.

ация щий. квалификация, образов; профессий; мнение и профессии; Маяковского

Урок с уровни высказыва Объяснять от позицию, готовность к «Кем быть?» О

элемента квалификации ют свое чего зависит аргументи выбору каких

ми мнение о квалификация ровать ее профильного профессиях идет

исследов любимых работников обучения речь.

ания профес

сиях 2.4 Заработна Комбини Зарплата Читают Научиться Совместно с Формирование Ответить на

я плата рован реальная и текст, выяснять другими потребности в вопросы в

ный урок номинальная высказыва причины учениками самовыражение и тетради

ют различий в анализировать самореализации,

мнение, оплате труда условия социальном

обобщают достижения признании

сказанное, цели

составлен

ие словаря

терминов

Модуль 3. Товары и услуги – 3 часа 3.1 Сущность Урок Понятия: Составлен Различать Работать в Умение вести Составить

товаров и изучения товары, услуги ие словаря товары и группе, диалог на основе кроссворд

услуг нового терминов, услуги и устанавливать равноправных

мате взаимные приводить рабочие отношений и

риала вопросы и конкретные отношения, взаимного

задания примеры эффективно уважения

групп сотрудничать и

способствовать

продуктивной

кооперации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 3.2 Роль Урок Понятие: Работа с Приводить Адекватно Формирование В приведенном

товаров и моделир экономические текстом. примеры использовать основ социально- списке

услуг ования услуги, Решение удовлетворен речевые критического подчеркнуть, что

свободные проблемн ия различных средства для мышления является

услуги ых потребностей решения товаром.

ситуаций с помощью коммуникатив

товаров и ных задач

услуг 3.3 Коммунал Урок Понятие: Беседа, Различать Давать Формировать Составить 10

ьные взаимо коммунальные взаимо коммуналь определения потребность в текстовых

услуги. обучения услуги, объяснени ные и понятиям, участии в вопросов по теме

Жилищны жилищные е жилищные осуществлять общественной

е услуги услуги услуги. сравнение, жизни,

Проводить классификаци ближайшего

примеры ю при помощи социального

коммуналь учителя окружения

ных и

жилищных

услуг

Модуль 4. Обмен – 5 часов 4.1 Экономич Урок Понятия: Составлен Уметь Осуществлять Уважение к Составить

еская изучения обмен, ие словаря рассчитывать расширенный труду, к кроссворд,

сущность нового натуральное терминов, пропорции поиск результатам ответить на

обмена материал хозяйство, использов обмена информации с своего труда вопросы в

а товарное ание ИКТ товарами при использование тетради.

хозяйство, соблюдение м интернета

необходимый эквивалентнос

продукт, ти обмена

излишек,

эквивалент 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 4.2 Необходи Урок Понятия: Системат Аргументиров Формировать Готовность к Исправить

мость и совер бартер, изируют ать собственное мнение равноправному ошибки в тексте.

доброволь шенство выгода прочитан утверждения, на позицию, сотрудничеству Доклады о

ность вания ное, что обмен аргументи торговле.

взаимовыг знаний, высказыва способствует ровать ее

одного умений, ю свое расширению

обмена навыков мнение возможностей

удовлетворен

ия

потребностей,

увеличение

взаимозависи

мостей

моделей и их

выгоды 4.3 История Урок Понятия: Составлен Объяснять Осуществлять Образ Привести

развития обобщен торговля, ие галереи роль расширенный поиск социально- примеры бартера

торговли ия и купец, образов, купечества в информации с экономическог и торговли в

системат мещанство, подготов развитии использованием о устройства сказках

изации благотворите ка торговли ресурсов библиотек России;

льность докладов и интернета гражданский

о патриотизм,

торговле, чувство

их гордости за

обсужден свою страну

ие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 4.4 Торговля Урок- Понятие: Высказать Объяснять Давать определение Потребность к Подготовка к

как форма дискус деньги свое преимущество понятиям; самовыражени самостоятельной

обмена сия мнение по торговли по устанавливать юи работе

проблем отношению к причинно- самореализаци

ным бартеру следственные связи и

вопросам 4.5 Урок- Урок Самостоят Систематизир Самостоятельно Потребности Эссе «Почему

практикум контроля ельная овать знания контролиро самовыражения купцы тратили

и работа по теме вать время и большие деньги

корректи «Обмен» управлять им на

ровки благотворительн

знаний, ость и

умений меценатство»

Модуль 5. Рынок и конкуренция – 5 часов 5.1 Потреби Урок Понятия: Системат Объяснять Строить логическое Уважение к Выяснить

тель и его изучения экономически изируют, мотивы рассуждение, личности и ее основные

экономиче нового е интересы, обобщают деятельности включающее достоинствам интересы

ские материа потребитель высказанн потребителя установление потребителя,

интересы ла ые идеи причинно- прочитать сказку

следственных А.С.Пушкина

связей «Сказка о попе и

работнике его

Балде» 5.2 Производи Урок Понятие: Системат Объяснить Строить логическое Уважение к Выучить

тель и его обобщен производител изируют, мотивы рассуждение, личности и ее основные

экономиче ия и ь, прибыль обобщают деятельности включающее достоинство интересы.

ские системат высказанн производи установление Высказать

интересы изации ые идеи теля причинно- мнение по

следственных проблемным

связей вопросам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 5.3 Конкуренци Урок – Понятия: Составлен Характеризоват Осуществлять Признание Привести

я дискус конкуренция, ие словаря ь основные сравнение, системы примеры

сия неценовая терминов. виды, называть классифика моральных норм ценовой и

конкуренция, Дискуссия и объяснять цию; и ценностей; неценовой

ценовая, положительные формировать готовность к конкуренции.

конкуренция и навыки равноправному

продавцов, отрицательные экономическо сотрудничеству,

покупателей результаты го мышления умение вести

конкуренции; диалог на основе

приводить равноправных

примеры отношений

ценовой и

неценовой. 5.4 Рынок и Урок Понятия: Составлен Различать Формировать Готовность к Исправить

условия его совершенс рынок, спрос, ие словаря рынок как навык равноправному ошибки в

существова твования предложение, терминов. результат экономическо сотрудничеству тексте

ния знаний, цена Читать взаимодействия го мышления

умений, текст, экономических

навыков анализиро ресурсов

вать продавца и

прочитанн покупателя и

ое, как место купли

высказыва — продажи

ют свое

мнение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 5.5 Рынок Урок Понятие: Работа в Объяснять кто Давать Формирование Привести

продавца и взаимокон рынок группах, и почему определения основ социально- примеры

рынок троля продавца, взаимные выигрывает на понятиям, критического нечестной

покупа рынок вопросы рынке устанавливать мышления; торговли.

теля покупателя покупателей и причинно- установление

на рынке следственные взаимосвязи

продавцов связи между

общественными и

экономическими

событиями

Модуль 6. Экономика семьи – 7 часов. 6.1 Семья как Комбинир Понятие: Читают Аргументирова Применять Формирование Привести

потреби ован семья — текс; ть утверждение, решение умения строить примеры

тель ный урок потребитель высказыва что семья проблемной жизненные планы товаров и

товаров и ют свое является ситуации на с учетом услуг,

услуг на мнение по потребителем основе конкурентных потребителями

рынке проблемн благ на рынке переговоров; социально- которых

ым учитывать исторических и является твоя

ситуациям разные экономических семья.

мнения; условий

аргументиро

вать свою

точку зрения 6.2 Семья как Урок Понятия: Составлен Объяснять Объяснять Ориентация в Составить

потребитель постановк доходы, ие словаря необходи явления, правовом перечень услуг

услуг ЖКХ ии расходы терминов; мость процессы, пространстве ЖКХ, которые

решения (постоянные, беседа планирования связи и экономических оплачивает

учебной переменные) доходов и отношения отношений твоя семья.

задачи расходов семьи

с учетом

расходов ЖКХ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 6.3 Расходы Урок Понятия: Просмотр Понимать Осуществлять Формирование Источники

семьи на обобщени квартплата, презента необходимость выбор образа социально- доходов моей

услуги йи услуги связи, ций; оплаты ЖКХ; наиболее экономического семьи

ЖКХ системати газоснабже обсужден уметь выделять эффективных устройства

зации ния, ие, долю расходов способов России

электроэнер обобще на оплату ЖКХ решения задач

гии ние, в расходах в зависимости

высказыва семейного от

ние своего бюджета конкурентных

мнения условий 6.4 Семейный Урок Понятия: Работа в Научиться Оказывать в Умение строить Составить

бюджет творческог бюджет, группах составлять сотрудни жизненные планы кроссворд,

о сбалансирова семейный честве с учетом используя

применени нный, бюджет необходимую различных слова,

я дефицитный, взаимопомо условий записанные в

профицитный щи тетради.

бюджеты 6.5 Рациональн Урок Понятие: Опреде Объяснять пути Совместно с Ориентация в Привести

ое ведение постановк дефицитный лить уменьшения другими системе варианты

домашнего ии бюджет, основные дефицита учениками моральных бюджетов

хозяйства достижени рациональное цели; бюджета при помощи ценностей и их семьи

я учебных ведение взаимообъ учителя иерархизация

целей домашнего яснение формулиро

хозяйства вать цели 6.6 Потреби Комбинир Понятия: Работа в Перечислять Оказывать в Умение строить Привести

тель, защита ован закон о группах основные права сотрудничес жизненные планы примеры

прав ный урок защите прав и обязанности тве с учетом защиты прав

потребителя потребителя потребителя необходимую различных потребителей

взаимопомощь условий 6.7 Урок — Урок Контроль

повторе контроля и знаний

ние оценки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся 7.1 Актуализация и Урок Работа в Планирует и выполняет учебный проект:

  • проблема проблем группе анализирует учебную ситуацию; выявляет и

тизация но – формулирует проблему проекта; определяет

проект цель и задачи проекта, разрабатывает

ный характеристики проектного

результата/продукта (выдвигает гипотезу

исследования), определяет критерии оценки

проектного результата/продукта; создает

продукт; контролирует ход и результаты

выполнения проекта. Представляет

результаты выполненного проекта.

Оценивает качество проектного продукта по

разработанным критериям и проектных

действий участников проекта.

7.2 Концептуализация и

целеполагание 7.3 Решение конкретно практических задач 7.4 Презентация

полученного

проектного

продукта 7.5 Оценка и рефлексия

проектных действий

Учебно-тематическое планирование курса «Экономика» 5 класс.

№ Модули и темы уроков Количес Характеристика деятельности учащихся урок тво ов часов

Модуль 1.Что изучает 4 Учащиеся научатся:

экономика? 1. Определять и различать потребности и блага, их 1.1 Потребности и их 1 удовлетворяющие.

неограниченность. 2. Определять проблему выбора ограниченностью 1.2 Блага экономические и 1 ресурсов.

неэкономические. Учащиеся получат возможность научиться: 1.3 Экономические ресурсы, 1 1.Обьяснять ограниченность ресурсов.

их ограниченность. 2.Обьяснять, почему проблема выбора является 1.4 Выбор как основная 1 основной экономической проблемой.

экономическая проблема.

Модуль 2.Труд 4 Учащиеся научатся: 2.1 Труд. Разделение труда и 1 1.Ориентироваться в мире профессий.

специализация. 2.Производить простейшие расчёты 2.2 Производительность 1 производительности труда.

труда. Учащиеся получат возможность научиться: 2.3 Профессия. 1 1.Обьяснять, от чего зависит квалификация работника.

Квалификация. 2.Обьяснять, от чего зависит заработная плата 2.4 Заработная плата. 1 работника. № уроков Модули и темы уроков Коли Характеристика деятельности

чест учащихся

во

часо

в

Модуль 3.Товары и 3 Учащиеся научатся:

услуги. 3. Различать товары и 3.1 Сущность товаров и 1 услуги и приводить

услуг. конкретные примеры. 3.2 Роль товаров и услуг. 1 4. Различать 3.3 Коммунальные услуги. 1 коммунальные и жилищные

Жилищные услуги. услуги.

Учащиеся получат

возможность научиться:

1.Приводить примеры

удовлетворения различных

потребностей с помощью

товаров и услуг.

2.Приводить примеры

различных видов

коммунальных и жилищных

услуг.

Модуль 4.Обмен 5 Учащиеся научатся: 41 Экономическая 1 1.Объяснять преимущества

сущность обмена. торговли по отношению к 4.2 Необходимость и 1 бартерному обмену.

добровольность Учащиеся получат

взаимовыгодного возможность научиться:

обмена. 1.Рассчитывать пропорции 4.3 Торговля как форма 2 обмена товарами при условии 4.4 обмена. соблюдения эквивалентности

обмена.

4.5 Урок-практикум. 1

Модуль 5.Рынок и 5 Учащиеся научатся:

конкуренция. 1.Приводить примеры 5.1 Потребитель и его 1 конкуренции среди

экономические покупателей и среди

интересы. продавцов, а также ценовой и 5.2 Производитель и его 1 неценовой конкуренции.

экономические Учащиеся получат

интересы. возможность научиться: 5.3 Рынок и условия его 1 1.Объяснять, кто и почему

существования. выигрывает на рынках

покупателей и на рынках

продавцов. 5.4 Конкуренция. 1 2.Называть и обьяснять 5.5 Рынок продавца и рынок 1 положительные и

покупателя. отрицательные результаты

конкуренции.

Модуль 6. Экономика 7 Учащиеся научатся:

семьи. 1.Перечислять основные права 6.1 Семья как потребитель 1 и обязанности потребителя.

товаров и услуг на 2.Обьяснять необходимость

рынке. планирования доходов и 6.2 Семья как потребитель 1 расходов семьи с учётом

услуг ЖКХ. расходов на оплату 6.3 Расходы семьи на услуги 1 коммунальных нужд и

ЖКХ. жилищных услуг. 6.4 Семейный бюджет. 1 Учащиеся получат 6.5 Рациональное ведение 1 возможность научиться:

домашнего хозяйства. 1.Составлять семейный 6.6 Потребитель. Защита 1 бюджет.

прав потребителя. 2.Выделять долю расходов на 6.7 Урок повторения по 1 оплату коммунальных нужд и

теме: «Экономика жилищные платежи в расходах

семьи» семейного бюджета.

3.Обьяснять пути уменьшения

дефицита бюджета семьи.

Модуль 7. Проектная 5 Действия выполняются в

деятельность учащихся. группе с помощью учителя. 7.1 Актуализация и Планирует и выполняет 7.2 проблематизация. учебный проект: анализирует 7.3 Решение конкретно- учебную ситуацию; выявляет и 7.4 практических задач и формулирует проблему 7.5 создание проекта; определяет цель и

образовательных задачи проекта; разрабатывает

продуктов. характеристики проектного

Презентация результата продукта; создаёт

полученного проектного продукт ; контролирует ход и

продукта. результаты выполнения

Оценка и рефлексия проекта. Представляет

проектных действий. результаты выполненного

проекта. Оценивает качество

проектного продукта по

разработанным критериям и

проектных действий

участников проекта.

Урок повторения по 1

теме: «Рынок и

конкуренция». Урок повторения по 1 теме: «Экономика семьи» Итого 35