Урок географии 11 класс » Канада»

Раздаточный материал
Содержание скрыть

Визитная карточка Канады., Особенности ЭГП Канады, Природные условия и ресурсы Канады., Население Канады., Хозяйство Канады., Внешнеэкономические связи Канады., Внутренние различия.

ХОД УРОКА:

I .Организационный момент.

II .Актуалзизация опорных знаний обучающихся:

Прием « Мозговой штурм»

1.Покажите на карте самые большие по площади государства мира.

2.Объясните разницу между унитарным и федеративным государством.

3. Покажите на карте страны «Большой семерки».

III .Мотивация и целеполагание учебной и познавательной деятельности обучающихся.

Один из государственных деятелей страны, которую мы сегодня будем изучать , Маккензи Кинг в начале ХХ в. сетовал: « В нашей стране слишком много географии и очень мало истории..».

Да, «географии» в этой огромной, но малонаселенной стране действительно много. На каждого жителя, включая младенцев, приходится по 40 гектаров гор, равнин ,полей ,лесов, болот. На шестерых жителей –одно озеро. На каждую семью –если не река, то ручей. Если Японию называют Страной восходящего Солнца, то эту страну называют Страной озер. Эта страна имеет самую длинную в мире береговую линию (120 000км) и занимает первое место по природным ресурсам на одного жителя.

О какой стране сегодня пойдет речь?, Какие основные характеристики страны мы будем с Вами изучать на сегодняшнем уроке?

IV .Изучение нового материала.

1. Канада получила независимость 1 июля 1867 года. Тогда страна называлась Доминион Канада. Площадь территории тогда составляла 9 970000 кв.км. Канада входит в состав Содружества, поэтому номинально главой страны считается английский монарх, хотя в реалии Канада – самостоятельное государство.Важнейшая часть национального герба- щит, на котором изображены четыре эмблемы,

символизирующие четырех основателей Канады- англичанина, шотландца, ирландца и француза, и ветвь канадского клена. Кленовый листок символизирует единство и стойкость наци. Ежегодно 15 февраля отмечается День флага Канады.

1.Составьте визитную карточку Канады, используя материалы форзаца учебника:

Официальное название

Столица

Площадь

Население

Форма государственного устройства

Форма правления

Административно-территориальное деление

Канада является федеративным государством, состоящим из 10 провинций и 3 территорий. Провинция с преобладающим франкоговорящим населением – Квебек, остальные – преимущественно англоязычные провинции, также называемые «английская Канада» в сравнении с франкоязычным Квебеком. Будучи одной из девяти преимущественно англоязычных провинций, Нью-Брансуик является единственной официально двуязычной канадской провинцией. Территория Юкон официально двуязычна (английский и французский), а Северо-Западные территории и территория Нунавут признают 11 и 4 официальных языка соответственно. Канада – официально двуязычная страна.

2. Канада по-своему расположению на карте мира очень напоминает Россию., Прием « Картографическая лаборатория», Используя карту атласа, охарактеризуйте ЭГП Канады., Определите его положительные и отрицательные черты., Что общего в географическом положении Канады и России?

3.Обширная территория Канады отличается большим разнообразием природных условий. Подобно России, она занимает значительные пространства за полярным кругом. Значительные пространства заняты Арктикой, зонами тундры и лесов. Канада располагает большими площадями плодородных почв, многочисленными месторождениями полезных ископаемых. Самая высокая точка Канады-г. Логан (6050м) .

Задание1. По физической карте определите основные черты рельефа Канады., Работа в группах

В классе формируются 4 группы, которые характеризуют определенный вид ресурсов, используя карты атласа, статистические материалы учебника , а затем представляют результаты.

Виды

ресурсов

минеральные

энергетические

лесные

агроклиматические

Характеристика

Делаем вывод: оцените, как обеспечена Канада различными видами природных ресурсов? Предположите, как такое разнообразие ресурсов скажется на специализации страны.

4.Население очень многолико.В настоящее время численность населения Канады составляет 35 млн.чел. Особенно быстро росло население в ХХ в .на западе страны: например в Альберте его численность выросла в 31 раз, в Британской Колумбии в 16 раз. Это свидетельствует о более высоких темпах экономического роста западных частей страны.Несмотря на большую площадь, приблизительно 3/4 населения Канады проживает в пределах 160 км от границы с США. Канада – сравнительно слабозаселенная страна земного шара: на 1 кв. км приходится 3,4 человека. В основном прирост населения происходит за счет иммиграции.

Задание2. Используя текст и статистические материалы учебника, составьте характеристику населения Канады.

Характеристики населения

Тип воспроизводства

Национальный состав

Уровень урбанизации

Города -миллионеры

Религиозный состав

В настоящее время Канада занимает 10-е место в рейтинге стран по уровню жизни. Некоторые считают, что Канада – самая благоприятная страна для жизни людей.Канада очень интересная страна со своеобразной историей, культурой. Давайте найдем на карте ее крупные города и определим их характерные черты.

  • Квебек – самая древняя столица и единственный ещё укреплённый город в С. Америке, официальная резиденция генерал-губернатора.

  • Оттава – политическая столица.

Монреаль –

  • Торонто – столица английской культуры и финансовая столица Канады.

  • Калгари – финансовая столица торговли энергетическими ресурсами.

Виннипег –, Галифакс –

  • Ошава – автомобильная столица.

Ванкувер –

5.Канада – высокоразвитая страна с рыночной экономикой, достигшей постиндустриальной стадии развития. Является членом Организации экономического сотрудничества, «Большой Семерки», НАФТА и других международных организаций, в том числе и миротворческих.

ВВП ниже, чем в США, но выше, чем в промышленно-развитых странах Зарубежной Европы. В. Наблюдается рост производственных сил, повышается уровень жизни граждан. В Мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда у Канады есть собственное «лицо», которое определяется группами отраслей международной специализации.

Задание: используя карты атласа, материалы учебника стр. 327-328 определите отрасли специализации и дайте им краткую характеристику.

Название отрасли

Машиностроение

Пищевая

Металлургия

Лесная и дерево-

обрабатывющая

Химическая

Горно-добывающая промышленность

Основные характеристики

Сельское хозяйство – высокоразвитая отрасль канадской экономики. Для него характерен высокий уровень товарности, механизации и специализации производства. Около 4/5 площади сельскохозяйственных земель сосредоточены в крупных хозяйствах, размером в 50 га и более. Значительная часть фермерских хозяйств – это интегральная часть крупного агробизнеса. Сельскохозяйственная продукция на фермах производится на базе контрактов с предприятиями крупнейших монополий пищевой промышленности. Центральная Канада выделяется, прежде всего, отраслями, обеспечивающими потребности городского населения: пригородным овощеводством, садоводством, молочным животноводством и птицеводством.

Степные провинции еще в конце прошлого века начали превращаться в один из ведущих районов зерновой специализации. И в настоящее время выращивание зерновых определяет специализацию Канады на мировом рынке сельскохозяйственных товаров.

Важное значение имеет также рыболовство, развивающееся на базе богатых биологических ресурсов прибрежных вод Атлантического и Тихого океанов. Внутреннее рыболовство, как и охота, играет меньшую роль.

Канада – один из лидеров мирового экспорта сельскохозяйственной продукции.

6 . Внутренняя структура хозяйства привела к возможности выйти на международный рынок. Что этому способствовало? Ответить на этот вопрос мы сможем, выполнив следующее задание.

Задание 3. Дополните схему «Внешнеэкономические связи Канады»:

КАНАДА

ИМПОРТ ЭКПОРТ

7. Внутренние различия в Канаде выражены отчётливо.

В Канаде выделяют следующие экономические районы:

  • Центральный (ю. ч. Онтарио, Квебек) — главные города и промышленные центры.

  • Степной (Манитоба, Саскачеван, Альберта) — горнодобывающая промышленность, зерновое хозяйство, скотоводство.
  • Тихоокеанский (Британская Колумбия)- «лесной цех».
  • Атлантический-депресивный район.
  • Север (очаговый тип освоения)- добывающая промышленность, ГЭС.

Делаем вывод:

V .Закрепление новых знаний и умений:

Беседа по вопросам:

1)Может ли страна, имеющая сырьевую специализацию, принадлежать к числу наиболее развитых стран мира? Если может то за счет чего?

2) Справедливо ли утверждение, что Канада является «продолжением США на север?»

VI .Рефлексия

Что удивило вас из материала о Канаде ? (если осталось время).

VII .Итог урока. Оценивание работы обучающихся на уроке.

VIII . Домашнее задание:

1) стр.326-329;

2) обозначит на контурной карте крупные промышленные центры Канады;

3) подготовить сообщение «Территория Нунавута» ( по желанию)