Экономика образования

Самостоятельная работа
Содержание скрыть

для дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Менеджер образования»

Общее количество часов по учебному плану:, Всего аудиторных часов:

Лекции: ч.

Практические занятия:, Самостоятельная работа:, Форма контроля

Цели и задачи дисциплины

В настоящее время, в условиях переходной экономике, резко возрастает роль и значение образования в жизни общества, усложняются, стоящие перед ним задачи по обучению и воспитанию подрастающего поколения, подготовке специалистов средней и высшей квалификации, а также последующего повышения их квалификации и переподготовки. В процессе изучения курса «Экономика образования» рассматриваются основные экономические и социальные проблемы, касающиеся работы в любом типе образовательного учреждения.

Данный курс преследует следующие основные цели – выработка представлений об экономической стороне образовательного процесса, системы образования, анализ экономических процессов, характерных для системы образования Российской Федерации. Развивающая цель – выработка предложений по мероприятиям реформирования системы образования РФ, приемы модернизации российской сферы образования.

К задачам дисциплины относятся следующие:

  • дать общие представления об особенностям дисциплины и науки – «Экономика образования», выявить тесные связи данной дисциплины с другими науками;
  • — дать системное представление об основных экономических проблемах сферы образования РФ;
  • вооружить студентов знаниями и умениями в области реальных процессов, происходящих в системе образования РФ;
  • показать возможности принятия самостоятельных решений в сфере принятия экономических мер по модернизации и реформированию системы образования в России.

Перечень формируемых компетенций

В результате освоения данной дисциплины слушатель должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

  • ОК-6 – способен эффективно взаимодействовать с представителями различных образовательных учреждений и другими специалистами в области образования по вопросам развития системы образования;

профессиональными компетенциями (ПК):

45 стр., 22212 слов

Тема 1. предмет и метод дисциплины ? история экономических учений?

... и осмыслить относительность экономических знаний, необходимость их постоянного уточнения, углубления, совершенствования. Метод истории экономических учений Как видно из названия нашей дисциплины, здесь применяется ... система давала больше или меньше возможностей для свободных научных исследований; общий уровень культуры, образования и науки сти мулировал или тормозил развитие экономической ...

в организационно-управленческой деятельности:

  • ПК-1 – готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области образовательной сферы;
  • ПК-2 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы, регламентирующие образовательную деятельность;
  • ПК-3 – готов организовывать и планировать различные виды образовательной деятельности;
  • ПК-4 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
  • ПК-5 – готовностью к разработке процедур и методов мониторинга в образовательной сфере;
  • ПК-6 – способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
  • ПК-7 – способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
  • ПК-8 – владением современными технологиями управления персоналом;
  • ПК-9 – способностью планировать деятельность организаций в сфере образования;
  • ПК-10 – готовностью участвовать во внедрении образовательных инноваций;
  • ПК-11 – знанием современных концепций организации образовательной деятельности и готовностью к их применению;
  • ПК-12 – знанием современной системы управления образовательными системами;

в информационно-аналитической деятельности:

  • ПК-13 – способностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ различных ступеней образования;
  • ПК-14 – способностью использовать знание экономических особенностей образовательной сферы;
  • ПК-15 – способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения;
  • ПК-16 – владением техниками финансового планирования и прогнозирования;
  • ПК-17 – способностью проводить мониторинг деятельности образовательной организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений;

в предпринимательской деятельности:

  • ПК-18 – способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования.

Содержание курса

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Образование как важная составляющая развития страны. Возникновение экономики образования и ее место в системе экономических наук.Развитие образования как отрасли народного хозяйства, его специфика и взаимосвязь с народным хозяйством. Роль образования в развитии народного хозяйства на современном этапе.Законодательные основы функционирования системы образования в РФ.Понятие системы образования и ее основные компоненты. Роль системы образования в развитии страны. Значение экономических исследований для развития и совершенствования образования.Необходимость изучения экономики образования в педагогических образовательных учреждениях и ее реализация на современном этапе.Образовательное учреждение им его некоммерческий характер организации.

ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

3 стр., 1078 слов

«Современное образование: необходимость, деятельность, результативность» ...

... характер и является залогом повышения эффективности образования, так как «способности проявляются и развиваются в деятельности». При этом личностное, социальное, познавательное развитие ... экономики, науки, культура, подходы и концепции. В связи с этим возрастает необходимость в развитии самой личности, ее качественных изменений, ответственности и готовности к самореализации, способности ...

Производственная деятельность и экономические отношения в отрасли образования. Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда. Специфика компонентов деятельности в сфере образования.Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Экономические законы и специфика их проявления в сфере образования.Методы исследования экономики образования, их специфика по сравнению с методами экономической теории.Понятие образовательной программы. Система образовательных программ их взаимосвязь и последовательность. Формы получения образования. Документы, констатирующие уровни полученного образования.Понятие образовательного учреждения. Система образовательных учреждений, реализующих образовательные программы.Основные направления совершенствования системы образовательных учреждений на современном этапе.Экономические соотношения в сфере образования. Научные подходы к пониманию характера деятельности в сфере образования.Концепция человеческого капитала, ее достоинства и недостатки.

ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ.

Управление как социально-экономическая категория. Субъект и объект управления. Информация как фактор управления.Управление как социально-экономическая категория. Субъект и объект управления. Информация как фактор управления.Система органов управления образованием в РФ и их компетенция. Порядок создания и регламентации деятельности образовательных учреждений. Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений. Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.Компенсация и ответственность образовательного учреждения. Управление образовательным учреждением.

ТЕМА 4. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

Понятие коммерческой и некоммерческой деятельности. Некоммерческие организации и некоммерческий сектор.Образовательные услуги как разновидность общественных благ и возможность их получения на коммерческой и некоммерческой основе. Границы платности за обучение.Расширение рыночных отношений учебных заведений в условиях переходной экономики. Необходимость приспособления образовательных учреждений к рыночным отношениям. Основные способы зарабатывания финансовых средств в сфере образования.Рынок образовательных услуг и его основные черты. Понятие бесплатности образовательных услуг. Частный и государственный секторы платных услуг. Смета и цена платных услуг.

ТЕМА 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Сущность хозяйственного механизма, его своеобразие в образовании.Основные цели, направления введения нового хозяйственного механизма в РФ. Планирование, программирование и прогнозирование как основные показатели развития системы образования.Учебные планы школ. Планирование контингента школьников как пример планирования для успешной деятельность общеобразовательных школ.

ТЕМА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Лекция № 1. Финансирование образовательных учреждений как основа государственной гарантии получения гражданами образования в пределах государственных образовательных стандартов.Источники финансирования образовательных учреждений и их удельный вес в общем объеме бюджета образовательного учреждения. Нормативное финансирование и виды расходов образовательных учреждений. Схема финансирования государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Лекция № 2. Внебюджетная деятельность и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов.Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств для финансирования своей деятельности.Факторы эффективности внебюджетной деятельности и особенности ценообразования во внебюджетной деятельности образовательных учреждений.

16 стр., 7930 слов

Государственная поддержка создания и развития инновационных образовательных ...

... образовательных учреждений; проанализировать деятельность Управления образования и науки Липецкой области по развитию инновационных образовательных учреждений; разработать основные направления совершенствования государственной поддержки инновационных образовательных учреждений; разработать инновационный проект "Образовательно-воспитательный комплекс КитЁЖ-Град". При выполнении ВКР ...

ТЕМА 7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Особенности налогообложения в сфере образования.Характеристика налогообложения учебных заведений. Объекты налогообложения в сфере образования.Необходимость введения льгот при уплате налогов учреждения образования. Своеобразие налоговых льгот для образовательных учреждений.

ТЕМА 8. ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Собственность как экономическая и юридическая категория. Субъект и объект собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения.Объекты собственности образовательного учреждения.Образовательные учреждения как субъект собственности, его права и ответственность перед собственниками.Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности.Приватизация в системе образования.Совершенствование отношений собственности в системе образования.

ТЕМА 9. ТРУД И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его заключение и порядок расторжения. Права и обязанности работников образовательных учреждений. Нормирование труда работников образования в различных типах образовательных учреждений.Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.Заработная плата и должностные оклады работников образования и их роль в развитии образования. Размер средней ставки заработной платы и должностных окладов работников образования согласно закону «Об образовании» и их фактический уровень.Основные принципы оплаты труда и их специфическое проявление в системе образования. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и ее реализация в образовании.Порядок определения основной заработной платы учителей в общеобразовательных учреждениях. Доплаты учителю за выполнение дополнительных педагогических нагрузок.Льготы учителям в сельской местности. Порядок аттестации педагогического работника образовательных учреждений. Объемные показатели и порядок отнесения учреждений образования к группам по оплате труда руководителей для установления разрядов оплаты труда по ЕТС. Порядок определения должностных окладов руководителей общеобразовательных учреждений и их заработной платы за педагогическую деятельность.Аттестация административных работников общеобразовательных учреждений и ее значение. Основные направления совершенствования ЕТС и аттестация работников образовательных учреждений.

ТЕМА 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Состав МТБ: малоценные средства и основные фонды. Структура основных фондов. Формы учета МТБ.Современное состояние МТБ. Показатели состояния и развития МТБ: абсолютные и относительные, количественные и качественные. Причины низкого уровня развития МТБ РФ.Источники формирования МТБ и основные направления ее развития на современном этапе. Роль трудового коллектива образовательных учреждений и его руководителей в сохранении и развитии МТБ. Состояние МТБ образовательных учреждений и здоровье обучающихся и воспитанников. Основные направления развития материально-технической базы отрасли образования в РФ.

12 стр., 5732 слов

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного ...

... органы, регулирующие отдельные аспекты деятельности различных отраслей. Особенности развития образовательных учреждений системы среднего профессионального образования определяются перспективами социально-экономического развития территорий и сложившейся структурой занятости населения в основных отраслях хозяйства, что ...

ТЕМА 11. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО.

Преподавательский персонал, его структура и роль в развитии образования.Система подготовки спецкачеств со средним и внешним педагогикой образования.Послевузовское образование и его ступени: аспирантура, докторантура.Особенности воспроизводства научно-педагогических кадров в современных условиях.Особенности воспроизводства учительских кадров. Система повышения квалификации педагогов.

ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Необходимость реформирования системы образования в мире. Основные подходы к реформирования образовательных систем в мире. Международное сотрудничество РФ в области образования и ее регламентация международными договорами.Прямые связи субъектов системы образования с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.Экономические проблемы обучения, подготовки и повышения квалификации иностранных граждан и образовательных учреждениях РФ.Реформирование образования в РФ. Государственная политика в области реформирования системы образования в России. Характеристика поэтапных изменений, связанных с изменениями, происходящими в системе образования России, после 1990-х годов. Современное положение системы образования в РФ.

ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.Теория и практика определения экономической эффективности образования.Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Особенности образования как вида деятельности.
  2. Законодательные основы функционирования сферы образования.
  3. Содержание понятия «система образования» и его толкование в российском законодательстве. Основные компоненты системы образования.
  4. Образовательные учреждения, их типы.
  5. Образовательное учреждение как некоммерческая организация.
  6. Государственные образовательные стандарты и программы.

Темы рефератов

  1. Правовое регулирование сферы образования РФ.
  2. Структура образовательных учреждений в зарубежных странах.
  3. Федеральная программа развития образования как основа понятия государства в сфере образования.

ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

  1. Особенность производственной деятельности и экономических отношений в сфере образования.
  2. Основные научные подходы к экономике образования.
  3. Экономика образования, ее предмет. Место экономики образования в системе экономических наук.
  4. Характеристика экономики образования как науки и учебной дисциплины.
  5. Значение интеллектуальной собственности для развития сферы образования в РФ.

Темы рефератов

  1. Человеческий капитал и его особенности.
  2. Развитие интеллектуальной собственности в современной экономике.

ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

  1. Управление как социально-экономическая категория и его специфика в системе образования. Цели управления в системе образования.
  2. Структура управление образованием в РФ и компетенция органов управления.
  3. Основные функции в системе образования.
  4. Особенности управления образовательным учреждением.
  5. Федеральная программа развития образования.
  6. Совершенствование системы управления системой образования в РФ.

Темы рефератов

  1. Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения.
  2. Управления общеобразовательной школой.
  3. основные направления совершенствования управления в системе образования.
  4. Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.

ТЕМА 4. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

  1. Особенности образования как некоммерческой отрасли экономики.
  2. Рынок образовательных услуг и его специфика.
  3. Образовательные учреждения в переходной экономике России.
  4. Характеристика образовательных услуг как общественных благ.
  5. Деятельность некоммерческих организаций и негосударственных вузов.
  6. Расширение рыночных отношений образовательных учреждений на современном этапе.

Темы рефератов

  1. Рынок образовательных услуг и его основные черты.
  2. Себестоимость и цена образовательных услуг.
  3. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.

ТЕМА 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Хозяйственный механизм и его особенность в образовании.
  2. «Новый» хозяйственный механизм в образовании и цели его введения.
  3. Планирование, программирование и прогнозирование развития образования.
  4. Учебные планы школ.
  5. Способы планирования контингента участников.
  6. Функционирование хозяйственного механизма в сфере образования в современных российских условиях.

Темы рефератов

  1. Особенность коммерческой и некоммерческой деятельности в социальной сфере.
  2. Составление учебных планов школы.

ТЕМА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Семинар № 1.

  1. Финансирование образования – основа государственной гарантии получения образования.
  2. источники и механизмы финансирования государственных образовательных учреждений.
  3. Функции участников финансирования образования.
  4. Достоинства и недостатки централизованного финансирования.
  5. Системное финансирование.

Темы рефератов

  1. Основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений.
  2. Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.

Семинар № 2.

  1. Внебюджетная деятельность в системе образования: сущность, виды.
  2. Виды внебюджетных доходов.
  3. Эффективность внебюджетной деятельности.
  4. Ценообразование во внебюджетной деятельности.
  5. Возможности ведения предпринимательской деятельности образовательными учреждениями.
  6. Внебюджетная деятельность российских учебных заведений.

Темы рефератов

  1. Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.
  2. Роль ученических производственных бригад, в финансировании общеобразовательных школ.
  3. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений.

ТЕМА 7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Общие положения налогообложения образовательных учреждений.
  2. Объекты налогообложения в сфере образования.
  3. Налоговые льготы для образовательных учреждений.
  4. Рекомендации по налогообложению образовательных учреждений РФ.

Темы рефератов

  1. Особенности налогообложения учреждений среднего полного общего образования.

ТЕМА 8. ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Особенности приватизации в системе образования.
  2. Образовательное учреждение как субъект собственности. Объекты собственности образовательного учреждения.
  3. Совершенствование отношений собственности в системе образования.

Темы рефератов

  1. Приватизация в системе образования.
  2. Элитарное образование.

ТЕМА 9. ТРУД И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Педагогический труд, его специфика и социально-экономическая роль.
  2. Оплата труда работников образования, ее основные принципы и роль в развитии образования.
  3. ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, ее достоинства и недостатки.
  4. Порядок аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.
  5. Особенности оплаты труда вузовских работников.
  6. Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его содержание, составление и расторжение.
  7. Доплаты, надбавки, премии работников образования до выполнения дополнительных педагогических нагрузок, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях и т.д.

Темы рефератов

  1. Права и обязанности работников образовательных учреждений.
  2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
  3. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.
  4. Основные направления совершенствования организации труда в системе образования.
  5. Формирование штатной численности работников общеобразовательных школ.

ТЕМА 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Сущность материально-технической базы системы образования.
  2. Характеристика и особенности, основных, оборотных фондов материально-технической базы.
  3. Основные направления и развития совершенствования материально-технической базы в отрасли образования России.
  4. Состояние МТБ образования РФ на современном этапе.

Темы рефератов

  1. Материально-техническая база образования в Воронеже и Воронежской области и основные направления ее развития.
  2. Роль педагогического коллектива в сохранении и развитии МТБ образования.

ТЕМА 11. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И ИХ ВОПРОИЗВОДСТВО.

  1. Преподавательский потенциал и его роль в развитии образования.
  2. Особенности послевузовского образования.
  3. Своеобразие воспроизводства учительских кадров.
  4. Система повышения переквалификации педагогов.

Темы рефератов

  1. Структурные изменения и динамика развития педагогических учебных заведений после 1990-х гг.
  2. Значимость системы переквалификации педагогических работников.

ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Система образования и ее реформирование в развитых странах.
  2. Особенности системы образования и ее реформирование в развитых странах и странах НИС.
  3. Государственная политика в области реформирования системы образования России.

Темы рефератов

  1. Необходимость реформирования системы образования России в 1980 – 19990- гг.
  2. Система образования в США, ее характеристика и особенности реформирования.

ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Эффективность образования, ее оставляющие.
  2. Определение экономической эффективности образования.
  3. Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.
  4. Плата за обучение и ее взаимосвязь с экономической эффективностью учебных заведений.
  5. Расчеты себестоимости услуг, прибыли стоимости подготовки специалиста.

Темы рефератов

  1. Оплата труда за обучение как показатель эффективности функционирования образовательного учреждения.
  2. Значение прироста национального дохода для народнохозяйственного эффекта образования.
  3. Отечественный опыт определения эффективности образования.

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Основная литература по дисциплине:, Дополнительная литература по дисциплине:, Периодические издания

  1. : Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2011 г.
  2. Издательство: Юстицинформ.
  3. Издательство: ЗАО «Законодательство и экономика».
  4. Издательство Московского университета.
  5. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество).

    Издательство Московского университета.

  6. Муниципальное право.

Информационное обеспечение

  • Информационно-правовая база «Консультант Плюс»
  • Программное обеспечение компании IBM

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В процессе преподавания дисциплины используются следующие технические средства:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • видеопроектор;
  • система интерактивного опроса.

Вопросы к зачету

  1. Экономика образования как наука, ее возникновение, место в системе экономических наук и значение для развития общества.
  2. Образование как отрасль хозяйства, его основные задачи и взаимосвязь с национальным хозяйством.
  3. Предмет и методы исследования экономики образования.
  4. Система образования, ее составляющие, образовательный процесс.
  5. Правовая база функционирования системы образования в РФ.
  6. Экономические отношения в системе образования. Научные подходы к экономике образования.
  7. Экономика образования в системе экономических наук. Характеристики экономики образования как науки и учебной дисциплины.
  8. Построение системы управления образованием.
  9. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы.
  10. Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации.
  11. Учебные планы. Роль контингента в деятельности образовательных учреждений.
  12. Система органов управления образованием в РФ и их компетенция.
  13. Образовательные учреждения, их типы и виды. Учредители образовательных учреждений.
  14. Управление полной общеобразовательной средней школой.
  15. Образование как некоммерческая отрасль экономики. Некоммерческие организации.
  16. особенности рыночных отношений образовательных учреждений. Образовательные услуги.
  17. Рынок образовательных услуг и его характерные черты.
  18. Хозяйственный механизм в образовании.
  19. Значение планирования, программирования и прогнозирования развития образования.
  20. Финансирование сферы образования.
  21. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Доходы, полученные образовательными учреждениями от внебюджетной деятельности.
  22. Факторы эффективности внебюджетной деятельности. Определение цены на образовательные услуги.
  23. Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы.
  24. Особенности труда работников образования.
  25. Оплата труда вузовских работников.
  26. Роль преподавательского потенциала в развитии образования.
  27. Отношение собственности в системе образования.
  28. Аттестация и тарификация учителей и административных работников школ.
  29. Повышение педагогического мастерства работников образовательных учреждений и его моральное и материальное стимулирование.
  30. ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы и ее реализация в системе образования.
  31. Учебно-материальная база образовательного учреждения, е структура.
  32. Значение и основные направления развития материально-технической базы образования в РФ.
  33. Послевузовское образование и его ступени.
  34. Воспроизводство учительских кадров и его своеобразие.
  35. Государственная политика в области реформирования системы образования в России с 1990-гг.
  36. Основные подходы к реформированию систем образования в мире.
  37. основные направления реформирования образования на современном этапе.
  38. Эффективность образования, ее показатели.
  39. Определение экономической эффективности образования.
  40. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАСРКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовка студентов к семинарских занятиям предполагает использование лекционного материала, основной и дополнительной литературы (указано ниже), подготовку рефератов, выполнение заданий и решение задач. Для более полной подготовки, студентам необходимо воспользоваться: а) рекомендациями к самостоятельной работе, б) методическими рекомендациями по изучению курса.Доклад рефератов сопровождается работой всей аудитории по следующему плану:

Тема

Основные положения

Ваши дополнительные вопросы (2-3 обязательно)

Общая оценка подготовки. Критерии оценки:

  • логичность,
  • последовательность изложения,
  • наличие выводов;
  • ориентация докладчика в теме.

После изучения всех тем семинарских занятий, данный комплекс сдается преподавателю для подведения выводов, выставления оценок за работу. К завершению изучения всего курса каждый студент собирает «комплекс информации» по курсу, который поможет успешно сдать экзамен и ориентироваться в дальнейшем в проблемах образования, экономических отношениях в сфере образования, как за рубежом, так и в Российской Федерации. «Комплекс информации» включает:

  1. лекционный материал;
  2. записи по использованию основной и дополнительной рекомендованной литературы;
  3. заключения, полученные в ходе отработки тем семинарских занятий;
  4. рекомендации к изучению курса;
  5. письменная оценка рефератов;
  6. глоссарий по темам курса;
  7. выработанные собственные направления развития в сфере образования экономических отношений.

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Особенности образования как вида деятельности.
  2. Законодательные основы функционирования сферы образования.
  3. Содержание понятия «система образования» и его толкование в российском законодательстве. Основные компоненты системы образования.
  4. Образовательные учреждения, их типы.
  5. Образовательное учреждение как некоммерческая организация.
  6. Государственные образовательные стандарты и программы.

Темы рефератов

  1. Правовое регулирование сферы образования РФ.
  2. Структура образовательных учреждений в зарубежных странах.
  3. Федеральная программа развития образования как основа понятия государства в сфере образования.
  4. 4. Основные проблемы развития образования в Воронежской области и г. Воронеже на современном этапе.

Литература

  1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2003. – С. 48-65.
  2. Закон российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  3. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Доклад на заседании правительства РФ 9.12. 2004 г. / А.А. Фурсенко // Народное образование. – 2005. – № 1 . – С. 7-11.
  4. Рыкова Е. Рынок труда и подготовка квалифицированных кадров / Е. Рыкова // Народное образование. – 2004. – № 2 . – С. 104.
  5. Руткевич А. Нужна ли философия российской системе образования / А. Руткевич // Народное образование. – 2004. – № 2 . – С. 38.
  6. Вифлеемский А.Е. Российское государство больше не гарантирует приоритетность образования / А.Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 8. – С. 21.
  7. Вифлеемский А.Е. Проблемы экономики образования России / А. Е. Вифлеемский // Народное образование. – 2004. – № 6. – С. 26.
  8. Бочкарев В. Образование служит подъему экономики и уровню жизни / В. Бочкарев // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 25-34.
  9. Бочарникова И. Экономика школы в странх мира / И. Бочарникова // Народное образование. – 2004. – № 10. – С. 60-66.
  10. Каким будет образование США через 10 лет // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 52.
  11. Эволюция в системе образования США // Народное образование. – 2004. – № 9. – С. 20.
  12. Российский статистический ежегодник. – М., 2005.
  13. Балыхин Г.А. Задачи модернизации экономики образования / Г.А. Балыхин // Народное образование. – 2004. – № 2. – С. 5-18.
  14. О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 05.12.05 № 725) // Вестник образования России 2006. — № 2. С. 4-5.
  15. Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования // Вестник образования России 2006. — № 13.- С. 36-44.

ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

  1. Особенность производственной деятельности и экономических отношений в сфере образования.
  2. Основные научные подходы к экономике образования.
  3. Экономика образования, ее предмет. Место экономики образования в системе экономических наук.
  4. Характеристика экономики образования как науки и учебной дисциплины.
  5. Значение интеллектуальной собственности для развития сферы образования в РФ.

Темы рефератов

  1. Человеческий капитал и его особенности.
  2. Развитие интеллектуальной собственности в современной экономике.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в Закон РФ от 10 июня 1992 г. № 3266-1 // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 245-256.
  3. Чиркина О. Меняются законы – пора носить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 153-158.
  4. Российский статистический ежегодник. – М., 2004.
  5. Гюго В. Собране сочинений в 15 томах / В. Гюго. — М. – Т.5, 1954. – С. 61.
  6. Близнец И. Развитие российского государственного института ИС / И. Близнец // Интеллектуальная собственность. – 2004. — № 12. – С. 49-50.
  7. Иванова И. Интеллектуальная собственность на пути России к ВТО / И. Иванова // Интеллектуальная собственность. – 2004. — № 4. – С. 10-14.
  8. Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике / М. Ковалев // Экономист. – 2003. — № 1. – С. 37-44.
  9. Попкова Е.Г. Интеллектуальный потенциал как фактор экономического роста / Е.Г. Попкова // Финансы и кредит. – 2004. — № 18. –С. 48-52.
  10. Борисов И.В. Проблемы развития человеческого капитала / И.В. Борисов // Вопросы экономики. – 2003. — № 4. –С. 14-16.
  11. Королев А.А. Особенности человеческого капитала // А.А. Королев // Экономика и жизнь. – 2002. — № 2. –С. 7-8.
  12. Радугин В.В. Роль инвестиций в человеческий капитал / В.В. Радугин // Вопросы экономики. – 2002. – № 5. – С. 34-35.
  13. Яковлев А.В. Классификация человеческого капитала / А.В. Яковлев // Педагогика. – 2003. — № 2. – С. 12-15.

ТЕМА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

  1. Управление как социально-экономическая категория и его специфика в системе образования. Цели управления в системе образования.
  2. Структура управление образованием в РФ и компетенция органов управления.
  3. Основные функции в системе образования.
  4. Особенности управления образовательным учреждением.
  5. Федеральная программа развития образования.
  6. Совершенствование системы управления системой образования в РФ.

Темы рефератов

  1. Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения.
  2. Управления общеобразовательной школой.
  3. основные направления совершенствования управления в системе образования.
  4. Особенности управления государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Положение о Федеральном агентстве по образованию // Народное образование. – 2004. — № 8. – С. 248.
  3. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки // Народное образование. – 2004. — № 9. – С. 248.
  4. Сергеев В.Г. Управление образовательными системами / В.Г. Сергеев. – М., 2003. – 48 с.
  5. Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя / А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. – М., 2003. – 57 с.
  6. Крыжко В.В. Психология и практика менеджера образования / В.В. Крыжко, Павлютенков Е.М. – М., 2002. – 302 с.
  7. Шепель В.М. Человеческая компетенция менеджера Управленческая антропология / В.М. Шепель. – М., 2003. – 79 с.
  8. Лебедев О. Модернизация управления образованием / О. Лебедев // Народное образование. – 2004. — № 6. – С. 169-174.
  9. Клячко Т. Экономика диктует перемены в Российском высшем образовании / Т. Клячко // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 80-84.
  10. Ковалева н. Мониторинг экономики общего образования – основа для управленческих решений / Н. Ковалева, В. Кузнецова // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 71-79.
  11. Пинский А. Управляющие советы в российских школах / А. Пинский, М. Мусарский, А. Моисеев // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 159-168.
  12. О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89) // Вестник образования России 2006. — № 6. С.11-131.
  13. Методические рекомендации Минобрнауки России и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование» по направлениям: «Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» и «Порядок конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование» // Вестник образования России 2006. — № 6. С.9-11
  14. Об общественном продвижении Приоритетного национального проекта «Образование» на региональном уровне (письмо Минобрнауки России от 8.02.06 № АФ–25/10) // Вестник образования России 2006. — № 6. С. 13-15.

ТЕМА 4. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

  1. Особенности образования как некоммерческой отрасли экономики.
  2. Рынок образовательных услуг и его специфика.
  3. Образовательные учреждения в переходной экономике России.
  4. Характеристика образовательных услуг как общественных благ.
  5. Деятельность некоммерческих организаций и негосударственных вузов.
  6. Расширение рыночных отношений образовательных учреждений на современном этапе.

Темы рефератов

  1. Рынок образовательных услуг и его основные черты.
  2. Себестоимость и цена образовательных услуг.
  3. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.

Литература

  1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2003.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  3. Налоговый кодек РФ. Официальный текст на 24 февраля 2005 г.– М.: Омега-л, 2005. – С. 386-388.
  4. Вифлеемксий А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемксий. – М., 2003. – 342 с.
  5. Никитин В.М. Практический маркетинг в микроэкономике учреждения профессионального образования: учебно-методическое пособие / В.М. Никитин. — М., 2002. – 134 с.
  6. Балахин Г. Финансовое состояние образовательной области в новом году: бюджет, зарплата, налоги / Г. Балахин // народное образование. – 2004. — № 1. – С. 9.
  7. «Образовательный холдинг – это объединение не материальных ценностей, а интеллектуальных ресурсов» (Интервью с директором тамбовского областного государственного учреждения «Мичуринский лицей-интернат» В. Н. Самусенко) // Вестник образования России. — 2006. — № 13. С. 31-33.
  8. Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования) // Вестник образования России. — 2006. — № 13.- С.36-44.

ТЕМА 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Хозяйственный механизм и его особенность в образовании.
  2. «Новый» хозяйственный механизм в образовании и цели его введения.
  3. Планирование, программирование и прогнозирование развития образования.
  4. Учебные планы школ.
  5. Способы планирования контингента участников.
  6. Функционирование хозяйственного механизма в сфере образования в современных

Темы рефератов

  1. Особенность коммерческой и некоммерческой деятельности в социальной сфере.
  2. Составление учебных планов школы.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Положение о Федеральном агентстве по образованию // Народное образование. – 2004. — № 8. – С. 248.
  3. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки // Народное образование. – 2004. — № 9. – С. 248.
  4. Сергеев В.Г. Управление образовательными системами / В.Г. Сергеев. – М., 2003. – 48 с.
  5. Комендант А.Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя / А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. – М., 2003. – 57 с.
  6. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. — 2006. — № 18. С. 18-20.
  7. Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (распоряжение Правительства РФ от 03.09.05 № 1340–р) // Вестник образования России. — 2005. — № 22. С.14-15.
  8. Р. Стронгин Опыт интеграции образования и науки / Р. Стронгин, С. Максимов // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 3-8.

ТЕМА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Семинар № 1.

  1. Финансирование образования – основа государственной гарантии получения образования.
  2. источники и механизмы финансирования государственных образовательных учреждений.
  3. Функции участников финансирования образования.
  4. Достоинства и недостатки централизованного финансирования.
  5. Системное финансирование.

Темы рефератов

  1. Основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений.
  2. Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Вишневский О. Проект Федерального бюджета на 2005 г. / О. Вишнеский // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 21-24.
  3. Хейнеман С. Образование и коррупция / С. Хейнеман // Народное образование. – 2004. — № 9. – С. 29.
  4. Смолин О. Финансирование образования: уровень и механизмы / О. Смолин // Народное образование. – 2004. — № 2. – С. 9-13.
  5. Галицкий Е. Коррупция в российской системе образования. Во что обходится семье образование ребенка / Е. Галицкий, М. Левин // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 45-56.
  6. Шабалдас В. Финансирование образования на Ставрополье: новые подходы, правовая база / В. Шабалдас // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 35-38.
  7. Левицкий М. Внутренний аудит финансово-экономической деятельности школы / М. Левицкий, Т. Шевченко // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 132-140.
  8. Емельянова О. Смета образовательного учреждения / О. Емельянова // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 123-131.11. Смирнов И. «Черная дыра» образовательного бюджета / И. Смирнов // Народное образование. – 2004. — № 1. – С. 34-38.12. Российский статежегодник (Статсборник Госкомстата России).

    – М., 2004

Семинар № 2.

  1. Внебюджетная деятельность в системе образования: сущность, виды.
  2. Виды внебюджетных доходов.
  3. Эффективность внебюджетной деятельности.
  4. Ценообразование во внебюджетной деятельности.
  5. Возможности ведения предпринимательской деятельности образовательными учреждениями.
  6. Внебюджетная деятельность российских учебных заведений.

Темы рефератов

  1. Возможности самофинансирования общеобразовательных школ.
  2. Роль ученических производственных бригад, в финансировании общеобразовательных школ.
  3. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Вишневский О. Проект Федерального бюджета на 2005 г. / О. Вишнеский // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 21-24.
  3. Вифлеемксий А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемксий. – М., 2003. – 342 с.
  4. Хейнеман С. Образование и коррупция / С. Хейнеман // Народное образование. – 2004. — № 9. – С. 29.
  5. Смолин О. Финансирование образования: уровень и механизмы / О. Смолин // Народное образование. – 2004. — № 2. – С. 9-13.
  6. Галицкий Е. Коррупция в российской системе образования. Во что обходится семье образование ребенка / Е. Галицкий, М. Левин // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 45-56.
  7. Мусарский М. Деньги идут за учениками / М. Мусарский // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 51-60.
  8. Шабалдас В. Финансирование образования на Ставрополье: новые подходы, правовая база / В. Шабалдас // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 35-38.
  9. Левицкий М. Внутренний аудит финансово-экономической деятельности школы / М. Левицкий, Т. Шевченко // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 132-140.
  10. Емельянова О. Смета образовательного учреждения / О. Емельянова // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 123-131.
  11. Российский статежегодник (Статсборник Госкомстата России).

    –М., 2004.

  12. Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений на 2006 год (приказ Рособразования от 12.01.06 № 4) // Вестник образования России. — 2006. — № 4. С. 11-18.
  13. О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89) // Вестник образования России. — 2006. — № 6. С.11-131.
  14. ФУРСЕНКО А. А. О бесплатном и платном высшем образовании Вестник образования России. — 2006. — № 11. С.3-5.

ТЕМА 7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Семинар № 1.

  1. Общие положения налогообложения образовательных учреждений.
  2. Объекты налогообложения в сфере образования.
  3. Налоговые льготы для образовательных учреждений.
  4. Рекомендации по налогообложению образовательных учреждений РФ.

Темы рефератов

  1. Особенности налогообложения учреждений среднего полного общего образования.

Литература

  1. Балакина А.П. Теория и практика: новые аспекты в налогах и налоговой системе России / А.П. Балакина // Финансы. – 2005. — №7. – С. 68-70.
  2. Левадная Т.Ю. О предоставлении имущественных налоговых вычетов / Т.Ю. Левадная // Налоговый вестник. – 2005. — №7. – С.54-63.
  3. Ковалева Г. Упрощенная система налогообложения: плюсы и минусы / Г. Ковалева // Аудит и налогообложение. – 2003. – №1. – С.4-5.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2005. – 640 с.
  5. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: «Дашков и Ко»,2005. – 234 с.
  6. Об утверждении формы Соглашения о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях (приказ Минобрнауки России от 10.03.2006 № 52) // Вестник образования. — 2006. — № 11. С. 5-6.

Семинар № 2., Темы рефератов

  1. Приватизация в системе образования.
  2. Интеллектуальная собственность в сфере образования.

Литература

  1. Гражданский Кодекс РФ. – М., 2003, ст. 209-218; 235-243.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  3. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Утверждено Правительством РФ от 16 июня 2004 г. № 299 // Народное образование. – 2004. — № 9. – С. 16-17.
  4. Вифлеемксий А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемксий. – М., 2003. – 342 с.
  5. Новиков А. Школа и новый класс эксплуататоров / А. Новиков // Народное образование. – 2004. — № 6. – С. 16.
  6. Новиков А. Что такое элитарное образование? / А. Новиков // Народное образование. – 2004. — № 1. – С. 62.
  7. Смолин О. Имущественный фетишизм / О. Смолин // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 9-18.
  8. Чиркина О. Меняются законы – пора вносить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 153-158.
  9. Российский статистический ежегодник (Статсборник Госкомстата России).

    – М., 2004.

ТЕМА 8. ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Особенности приватизации в системе образования.
  2. Образовательное учреждение как субъект собственности. Объекты собственности образовательного учреждения.
  3. Совершенствование отношений собственности в системе образования.

Темы рефератов

  1. Приватизация в системе образования.
  2. Элитарное образование.

Литература

  1. Гражданский Кодекс РФ. – М., 2003, ст. 209-218; 235-243.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  3. Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Утверждено Правительством РФ от 16 июня 2004 г. № 299 // Народное образование. – 2004. — № 9. – С. 16-17.
  4. Новиков А. Школа и новый класс эксплуататоров / А. Новиков // Народное образование. – 2004. — № 6. – С. 16.
  5. Новиков А. Что такое элитарное образование? / А. Новиков // Народное образование. – 2004. — № 1. – С. 62.
  6. Смолин О. Имущественный фетишизм / О. Смолин // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 9-18.
  7. Чиркина О. Меняются законы – пора вносить изменения в устав школы / О. Чиркина // Народное образование. – 2004. — № 10. – С. 153-158.
  8. Российский статистический ежегодник (Статсборник Госкомстата России).

    – М., 2004.

  9. О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89)// Вестник образования России. — 2006. — № 6. С.11-131.
  10. Л. Гребнев. Образование в России: документы и размышления // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 9-15.

ТЕМА 9. ТРУД И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Педагогический труд, его специфика и социально-экономическая роль.
  2. Оплата труда работников образования, ее основные принципы и роль в развитии образования.
  3. ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы, ее достоинства и недостатки.
  4. Порядок аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.
  5. Особенности оплаты труда вузовских работников.
  6. Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его содержание, составление и расторжение.
  7. Доплаты, надбавки, премии работников образования до выполнения дополнительных педагогических нагрузок, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях и т.д.

Темы рефератов

  1. Права и обязанности работников образовательных учреждений.
  2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
  3. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.
  4. Основные направления совершенствования организации труда в системе образования.
  5. Формирование штатной численности работников общеобразовательных школ.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений // Народное образование, — 2004 . — № 10. – С. 268-276.
  3. Отраслевое соглашение по учреждениям системы Министерства образования и науки РФ на 2005-2006 гг. // Народное образование, — 2004 . — № 10. – С. 257-276.
  4. Погребняк Л. Учебная нагрузка, итоги / Л. Погребняк // Народное образование, — 2004 . — № 6. – С. 282-286.
  5. Методические рекомендации по формированию штатной численности работников общеобразовательных школ // Вестник образования. – 2004. — № 6. – С. 35-47.
  6. Вифлеемский А. Оплата труда педработников / А. Вифлеемский // Народное образование. – 2004 . -№ 1. – С. 98-102.
  7. Поргебняк Л. Социальные льготы педагогических работников / Л. Погребняк // Народное образование. – 2004 . -№ 1. – С. 79-84.
  8. Погребняк Л. Социальные льготы педагогических работников / Л. Погрнебняк // Народное образование. – 2004 . -№ 8. – С. 82-94.
  9. Гликман И. Как стимулировать педагогический труд / И. Гликман // Народное образование. – 2004 . -№4. – С. 109-114.
  10. Балыхин Т.А. Задачи модернизации экономики образования / Т.А. Балыхин // Вестник образования. – 2004. — № 2. – С. 5-18.
  11. Положение о знаках отличия в сфере образования и науки. Утверждено приказом Минобразования России от 16.10.04 г. // Вестник образования. – 2004. — № 22. – С. 38-39.
  12. О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году // Вестник образования. – 2005. — № 2. –С. 3-55.
  13. Введенский В. Учебная программа повышения квалификации: концептуальные основания / В. Введенский // Высшее образование в России. – 2005. — № 2. – С. 28-30.
  14. Гомза Т. Преподаватель: проблемы самоидентификации / Т. Гомза // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 21-24.
  15. Плугина М. Организация системы повышения квалификации // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 17-20.
  16. Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 № 21) // Вестник образования. — 2006. — № 11. 15-16.
  17. Боровик Г. О некоторых проблемах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / Г. Боровик // Вестник образования России 2005. — № 13. С.19-20.
  18. О реализации в 2006–2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук (постановление Правительства РФ от 22.04.06 № 236) // Вестник образования России.- 2006. — № 10. С. 21-24.

ТЕМА 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Сущность материально-технической базы системы образования.
  2. Характеристика и особенности, основных, оборотных фондов материально-технической базы.
  3. Основные направления и развития совершенствования материально-технической базы в отрасли образования России.
  4. Состояние МТБ образования РФ на современном этапе.

Темы рефератов

  1. Материально-техническая база образования в Воронеже и Воронежской области и основные направления ее развития.
  2. Роль педагогического коллектива в сохранении и развитии МТБ образования.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2006/07 учебный год (приказ Минобрнауки России от 07.12.05 № 302) // Вестник образования России. — 2006. — № 3. С.14-21.
  3. О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89) // Вестник образования России. — 2006. — № 6. С.11-131.
  4. Об общественном продвижении Приоритетного национального проекта «Образование» на региональном уровне (письмо Минобрнауки России от 8.02.06 № АФ–25/10) // Вестник образования России. — 2006. — № 6. С. 13-15.
  5. О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Департамента государственной политики в образовании от 05.03.05 № 03–250) // Вестник образования России. — 2005. — № 9. С.22-23.
  6. О реализации в 2005 году проекта «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы Российской Федерации» в рамках направления «Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования» федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» (приказ Федерального агентства по образованию от 28.07.05 № 750) // Вестник образования России. — 2005. — № 18. С.22-23.

ТЕМА 11. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ И ИХ ВОПРОИЗВОДСТВО.

  1. Преподавательский потенциал и его роль в развитии образования.
  2. Особенности послевузовского образования.
  3. Своеобразие воспроизводства учительских кадров.
  4. Система повышения переквалификации педагогов.

Темы рефератов

  1. Структурные изменения и динамика развития педагогических учебных заведений после 1990-х гг.
  2. Значимость системы переквалификации педагогических работников.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Введенский В. Учебная программа повышения квалификации: концептуальные основания / В. Введенский // Высшее образование в России. – 2005. — № 2. – С. 28-30.
  3. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования / В. Веряскина // Высшее образование в России. – 2005. — № 2. – С. 21-24.
  4. Гомза Т. Преподаватель: проблемы самоидентификации / Т. Гомза // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 21-24.
  5. Плугина М. Организация системы повышения квалификации / М. Плугина // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 17-20.
  6. Сронгин Р. Опыт интеграции образования и науки / Р. Стронгин, Г. Максимов // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 3-8.
  7. Профильное обучение: первые итоги эксперимента, практика и перспективы // Вестник образования России. — 2005. — № 18. С.34-35.
  8. Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения (начало) / Л. М. Митина // Вестник образования России. — 2005. — № 7. С.12-13.
  9. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. — 2006. — № 18. С.18-20.
  10. Об общественном продвижении Приоритетного национального проекта «Образование» на региональном уровне (письмо Минобрнауки России от 8.02.06 № АФ–25/10) // Вестник образования России. — 2006. — № 6. С. 13-15.

ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Система образования и ее реформирование в развитых странах.
  2. Особенности системы образования и ее реформирование в развитых странах и странах НИС.
  3. Государственная политика в области реформирования системы образования России.

Темы рефератов

  1. Необходимость реформирования системы образования России в 1980 – 19990- гг.
  2. Система образования в США, ее характеристика и особенности реформирования.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 05.12.05 № 725) // Вестник образования России. — 2006. — № 2. С. 4-5.
  3. О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.06 № 89) // Вестник образования России. — 2006. — № 6. С.11-13.
  4. Методические рекомендации Минобрнауки России и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование» по направлениям: «Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» и «Порядок конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование» // Вестник образования России. — 2006. — № 6. С.9-11.
  5. «Образовательный холдинг – это объединение не материальных ценностей, а интеллектуальных ресурсов» (Интервью с директором тамбовского областного государственного учреждения «Мичуринский лицей-интернат» В. Н. Самусенко) // Вестник образования России. — 2006. — № 13. С.31-33.
  6. Задачи педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования) // Вестник образования России. – 2006. — № 13. С.36-44.
  7. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. — 2006. — № 18. С.18-20.
  8. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений (приказ Рособрнадзора от 30.09.05 № 1938) // Вестник образования России. — 2005. — № 24. С.4-5.

ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

  1. Эффективность образования, ее оставляющие.
  2. Определение экономической эффективности образования.
  3. Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.
  4. Плата за обучение и ее взаимосвязь с экономической эффективностью учебных заведений.
  5. Расчеты себестоимости услуг, прибыли стоимости подготовки специалиста.

Темы рефератов

  1. Оплата труда за обучение как показатель эффективности функционирования образовательного учреждения.
  2. Значение прироста национального дохода для народнохозяйственного эффекта образования.
  3. Отечественный опыт определения эффективности образования.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2003.
  2. Гребнев Л. Аккредитация и контроль качества образовательных программ в США / Л. Гребнев, В. Попов // Высшее образование в России. – 2005. — № 2. – С. 33-36.
  3. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования / В. Веряскина // Высшее образование в России. – 2005. — № 2. – С. 21-24.
  4. Арутюнов В. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета / В. Арутюнов [и др.] // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 16-25.
  5. Гребнев Л. Образование в России: документы и размышления / Л. Гребнев // Высшее образование в России. – 2005. — № 1. – С. 9-15.
  6. Об утверждении формы Соглашения о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях (приказ Минобрнауки России от 10.03.2006 № 52) // Вестник образования. — 2006. — № 11. С5-6.
  7. Фурсенко А . . О бесплатном и платном высшем образовании / ВА. А. Фурсенко // Вестник образования. — 2006. — № 11. — С.3-5.
  8. О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 03.08.06 № 201) // Вестник образования России. — 2006. — № 18. С.18-20.
  9. О рекомендациях «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» (письмо Минобрнауки России от 26.10.04 № АФ–947) // Вестник образования. — 2005. — № 2. — С.2-3.

Задачи, используемые для закрепления материала по дисциплине «Экономика образования»

Рекомендации для решения задач на определение заработной платы работников образования

При определении заработной платы педагогических работников необходимо учитывать следующие нормативные акты:

  1. Организация оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
  2. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки.
  3. Дифференциация в уровнях оплаты труда работников и размерах тарифных ставок (окладов) по разрядам ЕТС.
  4. Показатели и порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей.
  5. Установление повышенных тарифных ставок отдельным категориям работников, занятых в особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской местности).

  6. Порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнен6ии важных и ответственных работ.
  7. Размеры и порядок выплат компенсационных характеристик.
  8. Размеры и порядок выплат стимулирующего характера.
  9. Материальное стимулирование руководителей муниципальных учреждений.
  10. Ставка подоходного налога.
  11. Необлагаемые минимумы налогообложения на самого педагогического работника и на 1 несовершеннолетнего ребенка.
  12. Стаж педагогической работы.
  13. Для учителей школ учитывать новую методику оплаты труда в расчете на стоимость бюджетной единицы в рубл. на 1 человнка/час.

Перечень задач для решения

  1. Определите заработную плату учителя с недельной нагрузкой 9 час. экономики и 9 час. истории в старших классах в городской общеобразовательной школе. Учитель работает после окончания педагогического училища 1 год.
  2. Учитель географии, имея недельную нагрузку 24 час. в сельской школе, работает на 1,3 ставки имеет 8 разряд. Рассчитайте его заработную плату.
  3. Учитель первой категории преподает историю в городской средней общеобразовательной школе с недельной нагрузкой в 22 час. Определите заработную плату учителя и как она изменится, если учитель получит высшую категорию.
  4. Определите заработную плату учителя с недельной нагрузкой в 18 час., имеющего 10 разряд и 2-их несовершеннолетних детей.
  5. Учитель с высшим образованием и педагогическим стажем 6 лет работы в сельской общеобразовательной школе. Его недельная нагрузка — 12 час. экономики и 10 час. иностранного языка. Он является классным руководителем в 7 классе (количество учащихся 26 человек).

    Определите его месячную заработную плату. Как изменится заработная плата этого же учителя при той де нагрузке, когда он получит звание высшей категории?

  6. Учитель первой категории преподает в гимназии историю. Его нагрузка 22 час. в неделю он является классным руководителем в 10 классе (в классе 14 учащихся).

    Определите его заработную плату. Как изменится его заработная плата при той же нагрузке, когда он получит звание высшей категории.

  7. Определите заработную плату доктора экономических наук, профессора, работающего на 0,5 ставки в одном вузе и по совместительству на 0,25 ставки в другом вузе.
  8. Определите заработную плату директора общеобразовательной городской школы (с 450 баллами) до и после присвоения высшей квалификационной категории.
  9. Определите заработную плату учителя истории, который имеет недельную нагрузку 24 часа, является классным руководителем (в классе 27 учащихся) в
    • городской общеобразовательной школе;
    • гимназии;
    • сельской школе
    • после окончания вуза.
  10. Учитель высшей категории работает в городской школе с недельной нагрузкой: а) в 5 «а» классе – 2 час. (кол-во учащихся 30 чел.), б) в 5 «б» классе – 2 час. (22 чел), в) в 5 «в» классе – 2 часа (25 чел.).

    Стоимость образовательной услуги для данной СОШ – 13 руб. чел/час. Повышающий коэффициент – 10 %. Учитель является классным руководителем 5 «в» класса. Какова заработная плата учителя?

  11. Учитель первой категории выполняет следующую недельную нагрузку: а) в 8 «а» классе преподает историю — 4 часа, б) в 8 «б» классе историю – 2 часа, б) в 10 «а» классе экономику — 3 часа, г) в 10 «б» классе экономику — 2 часа, в 11»а» классе экономику — 2 часа, д) в 11 «б» классе экономику — 2 часа. Количество учащихся в классах соответственно – 20 чел., 26 чел, 18 чел, 19 чел, 22 чел., 21 чел. Повышающий коэффициент – 10 %. Стоимость бюджетной единицы на 1 чел. – 10, 5 руб. Определите месячную заработную плату педагога, если он имеет 2-их несовершеннолетних детей.
  12. Учитель высшей категории преподает историю в старших классах: 11 «а» — 2 часа (количество учащихся 18 человек), 11 «б» класс – 2 часа ( кол-во уч-ся 24 человека), 10 «а» — 2 часа (24 чел.), 10 «б» — 2 часа (32 чел) в неделю. Коэффициент предмета определен в 10 %. Определите заработную плату учителя.

  13. Рассчитайте заработную плату старшего преподавателя вуза, работающего на полную ставку. Преподаватель не имеет ученую степень, но выполняет почасовую нагрузку сверх ставки в объеме 138 часов. Стоимость 1 часа – 34 руб. Преподаватель имеет одного несовершеннолетнего ребенка.
  14. . Учитель экономики работает в сельской школе. Преподает экономику в 11 «а» классе – 1 час в неделю с численностью учащихся 19 чел, в 11 «б» классе — 2 часа с численностью учащихся 28 чел., в 10 «б» — 1 час с численностью учащихся 20 чел. Повышающий коэффициент по предмету — 15 %. Стоимость образовательной услуги 7 руб. чел/час. Учитель является классным руководителем 10 «б» класса и имеет двоих несовершеннолетних детей.
  15. Учитель первой категории преподает экономику в 5 «а» классе – 2 часа в неделю (численность учащихся 20 чел), в «8 «в» классе — 4 часа (35 чел.) в 10 «а» — 2 часа (22 чел), 11 «а» — 2 часа (19 чел).

    Коэффициент повышенной трудности – 10 %. Стоимость бюджетной услуги – 14 руб. чел/час. Рассчитайте заработную плату учители и на сколько рублей измениться его заработная плата, ели он получить высшую категории при прежней нагрузке.

  16. Учитель истории работает в городской СОШ преподает историю и экономику в старших классах: 9 «а» — 3 часа (23 чел.), 10 «а» — 4 часа (18 чел.), 9 «б» и 9 «в» — по 2 часа (численность учеников соответственно 21 и 28 чел.).

    Стоимость бюджетной услуги – 14 руб. чел/час. Повышающий коэффициент 10 %. Учитель имеет троих несовершеннолетних детей.

СПИСОК АДРЕСОВ В ИНТЕРНЕТЕ, ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

  • — Общие вопросы образования.
  • — Применение упрощенной системы налогообложения образовательными учреждениями
  • — Министерство финансов Российской Федерации департамент налоговой и таможенно-тарифной политики письмо от 27 декабря 2005 года N 03-04-01/145 [По вопросам применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых учреждениями образования и науки].
  • — Экономика образования Белоруссии.
  • -Материально-техническое обеспечение учебного процесса — необходимое условие качества образования.
  • — Обзоры законодательства об образовании.
  • http://www.faito.ru/news/1166376048/ — Экономика образования и науки.
  • — Журнал «Экономика образования сегодня».
  • — Экономика системы образования.
  • — Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия (Статьи).

  • — Экономика образования или экономия на образовании.
  • http://lib.ixbt.by/ruseconomics/ixbt_readme.php?subaction=showfull&id=1164100493&archive=&start_from=&ucat=16& — Андрей Фурсенко — О реформировании системы образования.
  • http://www.profit.kz/news/001355/ — Дистанционные технологии в реформировании системы высшего образования.
  • — Об основных направлениях организационно-экономического реформирования системы образования(аналитическая записка).

  • — Состояние и перспективы развития.
  • -Российское образование: проблемы подлинные и мнимые . А. М. Абрамов.
  • — Концепция очередного этапа реформирования системы образования (проект)
  • — Необходимость реформирования системы российского высшего образования признают все. Однако конкретные шаги по его осуществлению вот уже несколько лет вызывают споры
  • — Модернизация – реформирование – революция в образовании
  • — Финансирование образовательных учреждений России тесно увяжут с качеством образования
  • — Финансирование образовательных учреждений
  • http://www.vkursedela.ru/article58/ — Каспарян. М. В. О финансировании образовательных учреждений.
  • — Законодательная база по проблемам отношений собственности в РФ.
  • — КОНЦЕПЦИЯотраслевой системы оплаты труда работников образования.
  • — Л.М. Аллахвердиева Некоторые аспекты совершенствования стратегического управления системой образования в Узбекистане.
  • — Проблема управления высшего образования в Японии.
  • — Особенности государственно-общественного управления в условиях муниципальной системы образования (на примере г. Омска).

    Н.А. Разживина, начальник управления образования администрации города Омска.

  • — Внебюджетная деятельность учебных заведений
  • — Григорий Томчин изложил свою программу реформирования системы финансирования среднего и высшего образования в России
  • — Статьи по проблемам реформирования системы образования.
  • Картотека «история и теория образования»
  • — Управление муниципальным образованием
  • — Картотека статей по проблемам экономики образования
  • — Статьи, посвященные проблемам финансирования школы, фандрайзингу и многим другим вопросам, актуальным для современного попечителя и директора школы.
  • — Лившиц В.Б. Четыре аспекта экономики образования (развитие отрасли – в приоритетном финансировании)
  • — Человеческий капитал. Экономика образования и образование для экономики.
  • -Гуриев С. М. Экономика образования и науки.
  • — Система дополнительного открытого дистанционного образования в условиях перехода к экономике знаний.
  • http: // isek. hse/ ru / part 2., html. — Мониторинг экономики образования.
  • http: //eed. ru Экономика. Образование сегодня.
  • http: // www. philippov. ru / news / 552/2867. – Филлипов В.М. Экономика образования: проблемы и перспективы.
  • http: // www. portalus. ru. Экономика образования в России.
  • http: // www. eurhanet. ru / ewww / info / 600. htmi. Экономика образования.
  • http: //srcc. msu. Su / hive / serv / univer – pess 4 /key Wordsohtm. Экономика образования.
  • http: // www. chelt. Ru /2005/ 8-05/ obrazovanie – 805. html. Экономика образования для экономики.
  • http: ecsoman. edu. ru / images /pubs / 2006 / — Управление качеством образования.
  • http: // www. liceyg. ru /index. Федеральная авторская экспериметальная школа г. Красноярск.
  • http: // severinform. ru /. Экономика образования: место образования в общественном развитии.
  • http: // www. ubo. ru / news / public Урал Бизнес образование.
  • http: // exehahges. stat. gov / iew / Официальный сайт секретариата Администрации США.
  • Http: // www. uny. ru /indexi php / pub / inside /538 / Экономика образования в период ее модернизации : состояние и проблемы.
  • http: // do. Ehtu. Hz / Laws /Laws – basp. Закон «Об образовании» Республики – Казахстан 19.
  • http: // www. ed. gov. ru /min — Федеральное агентство по образованию. Министерство образования и науки.
  • http: // www. ural – chel. ru / GUON / economy. Htm/ Экономика и образование. Челябинская область.
  • http: // gov. cap. ru / hilrahy. Asp & page 3 /16 / S 30 / 74 367 / 89728 – Финансы, экономики образования.
  • http: // www. mavica. ru / Life / rus / 22323/ html Многоязычная поисковая система (Болгария, США, Россия и т.д.) Проблемы экономики образования.
  • http: // pedsoved. org / mfree / task, Liscaps / cat – id. 89 /I lemid, o / Интернет – педсовет – 2006.
  • http: // www. sde. ru / — forum / viemtopic. Php.?t+ 67 & view =next М. Р. Руськова – Экономика образования как самостоятельная отпасль экономической теории.
  • http: // srce. Msu. ru /new /serv /univer – press 3 /I tems Tool. Htm — Международная деятельность современного университета (статьи).

  • — Экономика образования: место образования в общественном развитии.
  • — Муниципальное образование Псковской области.
  • http://vrnedu.ru/NP/ — Главное управление образования Воронежской области