Окружающий мир, 3 класс. «Экономика и экология»

Конспект

Анна Тогушова
Окружающий мир, 3 класс. Конспект урока «Экономика и экология»

Тема
урока

: Экономика и экология
.


Предмет

: Окружающий мир
.


Класс

: 3 класс
, УМК «Школа России»
.


Учитель

: Тогушова Анна Васильевна


Оборудование

:

презентация к
уроку

;

компьютер, проектор, экран, ноутбук


Минимальные требования к программным ресурсам

: компьютер, проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.

Место
урока

в образовательном процессе


Урок по теме

«Экономика и экология
»

проводится для учащихся 3 класса
, обучающихся по УМК «Школа России»
, автор учебника Плешаков А. А. Окружающий мир
. 3 класс
. М.: Просвещение, 2012г.

Данный
урок окружающего

мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика
»

.

Технологическая карта
урока


Тема

: Экономика и экология
.

Тип
урока по целеполаганию

: Урок
первичного предъявления новых знаний.

Цель
урока

: 1. Познакомить учеников с экологическими
проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии

2. Дать учащимся представление о второй стороне
экономики

.

3. Показать отрицательное влияние
экономики на окружающую среду

. Найти причины и пути решения данной проблемы.

Задачи
урока

: 1.образовательные
:

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об
экологической катастрофе

,

-формировать представление о том, что такое
экологический прогноз

.

2.
развивающие

:

4 стр., 1720 слов

Раздаточный материал: Экономика и экология план-конспект по окружающему миру (3 класс)

... и окружающей их средой называется… (экология). Учитель: Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология? (Ответы учеников) Учитель: Какова же тема нашего урока? (Экономика и экология) Учитель:   Сегодня на уроке ... урока Организация начала урока. Эмоциональный настрой на урок. Учитель: Вы готовы начать урок ... как постановки учебной задачи; 3. Воспитывающая: -воспитание   ...

— содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

— способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

— развивать критическое мышление, познавательный интерес к
окружающему

миру через работу с разными информационными источниками;

3.
воспитательные

:

— создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей,

— воспитывать бережное отношение к
окружающей среде

,

— создавать атмосферу радости от совместного труда.


Основные термины и понятия темы

: «Экологическая катастрофа
»

, Экономика
. Экология
.


Личностные УУД

: -Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Предметные результаты

: знать об «экологической катастрофе
»

,


«экономике
»

— рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об
«экологической катастрофе
»

;

— приводить примеры;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на
уроке

.


Метапредметные УУД

:Познавательные УУД
:

— освоение способов решения проблем поискового характера;

— освоение основ познавательной рефлексии;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

— установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета
«Окружающий мир
»

;

— овладение базовыми предметными понятиями,

— высказывать свое предположение;


Регулятивные УУД

:

— понимать учебную задачу
урока

и стремиться её выполнить;

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета
«Окружающий мир
»

.

22 стр., 10561 слов

Реферат: Экономика освоения альтернативных источников энергии (на примере ЕС)

... РОССИЮ. …………………………………… ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ В гл. 1 диссертации анализируются перспективы энергообеспечения ЕС из собственных источников и ... может входить дифференциальная рента, при привязке такой альтернативной энергетики к земле (ветро- и гелиопарки, угодья для производства ... вторых, громадный перспективный рынок нового оборудования и технологий, оцениваемый по миру в 45 млрд. долл. к 2050г ...


Коммуникативные УУД

:

— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ)

для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих

.


1 этап

: Самоопределение к деятельности.


Цель этапа

: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке
.


Формируемые УУД

: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

1. Организация учащихся.

Деятельность учителя Деятельность учащихся


Учитель

:

Вы готовы начать
урок

?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Беритесь ребята скорей за работу.

Проверим готовность к
уроку

.

Дети настраиваются на
урок

.


2 этап

: Актуализация знаний, целеполагание.


Цель этапа

: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.


Формируемые УУД

: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.


Учитель

: Итак, ребята, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал.

Что такое доходы семьи?

Расходы семьи это…

Что такое семейный бюджет?


Назовите отрасли промышленности

:

Все отрасли промышленности составляют
ЭКОНОМИКУ

. (вывесить табличку «Экономика
»

на доску)

Повторение понятия
«экономика
»

.


Экономика

— хозяйственная деятельность общества.

Для чего нужна
экономика

?

Для удовлетворения потребностей человека

— Одна сторона это необходимая и полезная продукция, а вторую вы назовете сами.

2. Чтение учителем высказывания В. А. Сухомлинского о природе под музыкальное сопровождение.

— Ребята, хочу ознакомить вас с высказыванием великого педагога В. А. Сухомлинского. Внимательно послушайте, и скажите, какие мысли у вас возникают при прослушивании?

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

22 стр., 10515 слов

Конспект: Курс лекций «Экономика» для студентов СПО учебно-методический материал

Основные задачи дисциплины: освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России; развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний; воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду ...


Учитель

: С каким настроением вы слушали это высказывание? Какие мысли у вас возникли при прослушивании?


Вывод

:

— Что человек без природы не может существовать.

Молодцы!

Давайте смотреть дальше.


(идёт просмотр об экологических проблемах
)

-3слайд


Учитель

: изменилось ли у вас настроение? Почему?

-Что вы увидели?

-(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)

-как вредит дым
окружающий среде

, людям?

-Как влияют на состояние
окружающей среды сточные воды

?

— Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?

• бутылка пластиковая;

• пакет.


(Учитель демонстрирует пластиковую бутылку и пакет)

.

— Как?

— Что делает человек с этими предметами, когда их использует?


(Выбросит)

.

— Куда выбросит?

— Все ли люди так поступают?

— Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

— Так какая же вторая неприятная сторона
экономики

?


Экологическая катастрофа

(4 слайд)

Кто в этом виноват?

-Человек!

— Какая наука занимается предотвращением этого?


-Экология

! (Вывесить табличку «Экология
»

) Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Зарплата папы, мамы, стипендия сына, пенсия бабушки и т. д.

На питание, одежду

Это доходы и расходы семьи

Добывающая, элекроэнергетика, маталлургия, машиностроение, химическая, легкая, пищевая.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают высказывание.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторение понятия
«экология
»

.(5 слайд)


Учитель

: — Что такое экология
?


Экология

— это наука о взаимодействии живых организмов между собой и окружающей средой
. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. «Экос»
по-гречески значит «дом»
, а «логос»
«наука»
, значит, экология
– это наука о нашем общем доме.

А теперь кто мне скажет, как звучит тема нашего
урока

? (Экономика
. Экология
(14 слайд)

Отвечают на вопрос учителя.

3. Поисково-исследовательский этап.
(Постановка учебной задачи, открытие новых знаний)

.


Цель этапа

: создание условий для формулирования детьми цели урока
, решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

30 стр., 14927 слов

Решение задач: Экономического содержания в помощь учителю экономики

... с решением задач по формированию теоретических знаний по эко номике и знаний прикладного характера. Опыт работы образовательных учреждений Вологодской области показывает, что многие учителя ... ЭКОНОМИКА И СОБ СТВЕННО СТЬ» таж, Русский музей), заповедники, государственные предприятия, госу дарственный бюджет, высшие государственные учебные ... принадлежит (партия, профсоюз, класс и т.д.), трудовой ...

ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на
уроке с помощью учителя

; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической
безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
для решения коммуникативных и познавательных задач.


Экологическая катастрофа

(4 слайд)

-Все отрасли
экономики

в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде
. (Слайд 8)

-У нас существует проблема – какая? (нанесение вреда природе, глобальные
экологические катастрофы

)

Показ слаидов. 11 — 15

Ребята,очень много катастроф происходит на нашей планете Земля.

Таким образом, с одной стороны,
экономика должна развиваться

, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия
.

Как решить эту проблему
(Строительство очистных сооружений, фильтры, заповедники)

16,17 слайды

Что мы с вами можем сделать для


экологического

благополучия нашего района.

15 слайд.


Вывод

: Экономика
должна быть полезной

— Одной из важнейших задач для человечества 21 века — это сделать
экономику

как можно более безопасной для людей и для всей природы.

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка
(муз. сопр. № 1)

Повторяют движения вслед за учителем.

4. Практический этап.
(Работа по учебнику, тетрадям)

.


Цель этапа

: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний.


Формируемые УУД

: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
; готовность слушать собеседника.

— А сейчас, внимание!

— Откройте учебник на странице 81 (читать, посмотрите на иллюстрацию. Представьте, что вы находитесь в этом месте.

— Что вы видите? ….
(говорят)

.


Д

: Случилась беда.

— Какая?


Д

: Экологическая катастрофа
.

— Какие живые существа пострадали от аварии нефтеналивного танкера?


Д

: рыбы, морские моллюски, крабы, водоросли.

— Да. Все верно. Открыли рабочие тетради на стр. 51 и записываем ответы на задание № 1.

2 стр., 998 слов

Курсовой проект: Взаимодействие экономики с природой и экономический рост

... экономики с природой и необходимость его экологизации, Взаимодействие экономики с природой и экономический рост Важным направлением во взаимодействии экономики и природы ... Особая значимость экологической культуры производства, с одной стороны, и недостаточная теоретико-методологическая проработанность ее как ... производства природного происхождения, не неся при этом никакого ущерба, а зачастую и улучшая ...


(в тетрадях пишут, во время письма похвалить “Как красиво!”)

.


Экология и экономика

тесно связаны друг с другом. Экология
помогает нам бережно относиться к природе, а экономика
всё бережно расходовать. (Слайд 16 – 22)

Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи.

5. Рефлексивно-оценочный этап.


Цель этапа

: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося
.


Формируемые УУД

: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

1.) Подведение итогов

Игра
«Экологический свет
»

— Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.

1 ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке
вокруг школьного сада

. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс
. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.

3 ситуация.

Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.

— Над чем данный
урок

заставил вас задуматься?


(Гибнет природа, ее нужно сохранить)

.

— Вспомните, какими вы были на
уроке

?


(Активными, внимательными)

.

— Оправдались ли ваши ожидания?

— Хлопните в ладоши, если у вас к концу
урока

сохранилось хорошее настроение.

Домашнее задание. Слайд №23.

— Открыли дневники.


Для всех

: с. 81-85 (пересказ)
.

Наш
урок подошел к концу

.

— Хочу поблагодарить всех за работу на
уроке

, (кто не получил оценку, в следующий раз я вас обязательно послушаю)
.

Ребята, а сейчас посмотрите видеоклип
«Земля наш общий дом»

.

21 стр., 10480 слов

Курсовая работа: НЭП содержание, итоги, уроки

... курсовой работы состоит в исследовании экономической политики нашего государства в 20-е годы прошлого столетия. Экономическое ... время введения новой экономической политики. Военный коммунизм Новая экономическая политика Производство ... экономическим потребностям страны, ни расстановке классовых сил в борьбе за социализм, особенно при переходе от войны к миру. «Нэп». Это короткое слово быстро ...

Оценивание
урока

детьми с помощью смайлика.

Осуществляют самооценку.

Встаньте, повернитесь к гостям, попрощайтесь!

Ученики выходят