Дух предпринимательства преобразует экономику

Конспект

История Нового времени. 7 класс.

Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»

Цели урока:

-вспомнить определения понятий «традиционное общество», «индустриальное общество»;

— познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI — XVII вв., с новыми понятиями т. к. монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: рынок, банк, предпринимательство;- продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, сравнительный анализ.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты обучения: учащиеся узнают новых явлениях в торговле (развитии мирового рынка, создании банков, бирж, компаний), о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод с применением новых педтехнологий.Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с художественным текстом, текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, метод ассоциаций.

Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с художественным текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку событиям.

Основные понятия и термины: монополия, мануфактура, капитал, капитализм, биржа, банк, торговая компания.План урока:

1 Организационный момент. Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу.

2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.

3 Изучение нового материала.

4 Подведение итогов.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Психологически устанавливает на работу.

2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.

Ребята, а когда вы были на рынке? Часто ли вы бываете на рынках? Сейчас, в наше время, какие типы рынков можно выделить? Отлично. Молодцы.

Сегодня мы поговорим о развитии рынков в Новое время. Давайте вспомним, какие рынки были в Средневековье? Итак, что же собой представляют рынки Нового времени и как они продолжали развиваться.

Т.О. тема сегодняшнего урока «Дух предпринимательства преобразует экономику».

3. Изучения нового материала.

План изучения нового материала:

19 стр., 9271 слов

Выпускная квалификационная работа: Место и роль самостоятельной работы учащихся в начальной школе в процессе обучения

... работы: «Место и роль самостоятельной работы учащихся в начальной школе в процессе обучения». Цель исследования: , Объект исследования: , Предмет исследования: , Гипотеза исследования: , Задачи исследования: изучить теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы на уроке ...

1. Рост рынков.

2. Развитие мировой торговли.

3. Биржи и банки.

4. Мануфактура — предприятие нового типа.

Записывают тему и план в тетрадь.

— Предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 37:

Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок.

— Задает вопросы классу:

Что такое рынок? Какие ассоциации к слову «рынок» мы можем выделить?

— Уточняет определение термина:

Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.

Рассказ о рынках:

Здесь толпы носильщиков, возчиков, метельщиков, зарабатывающих на жизнь подсобной работой. Есть продавцы и есть покупатели (обычно это крестьяне, зажиточные горожанки, служанки и другие).

Были здесь и сборщики рыночных пошлин. На рынке каждый, богат или беден, мог найти товар по своим средствам. На прилавках – куски мяса, сыра, рыбы, дичь, овощи, фрукты. Из деревень привозят солому, дрова, сено, шерсть, лён, холсты. Рынки стали работать ежедневно. Строятся и крытые рынки. Самые большие из них были построены в Париже и Лондоне. С рынками соперничали лавки, они располагались обычно на первых этажах городских домов.

— Ребята, а в Средние века были лавки? ( там торговали ремесленники, а сейчас профессиональные торговцы).

Активно практиковалась торговля вразнос. Разносчиков можно было встретить на улицах всех крупных европейских городов, на главных площадях в Париже, Риме, Кёльне, Лондоне. Их крики были слышны из далека: предлагали хлеб, зелень, апельсины и многое другое. Солидная публика относилась к ним подозрительно, считая их бродягами. А зря! В один прекрасные день такой разносчик, пересчитав накопленные денежки, покупал или арендовал лавку.

Приходим к выводу, что развивалась внутренняя и мировая торговля.

После ВГО центрами мировой торговли стали Нидерланды и Англия. Ежегодно в гаванях Бельгийского города Антверпен разгружалось до 250 кораблей. Современники отмечали, что в течение месяца в этом городе совершалось больше торговых сделок, чем за два месяца в Венеции. Антверпен стал «воротами Европы», через которые непрерывно поступали заморские товары.

Торговля и предпринимательство это занятия, которые были связаны с риском, поэтому купцы объединялись в торговые компании. Сначала это было семейное товарищество, в которое входили близкие родственники, делившие между собой всё- труд, риск, деньги. Затем такие компании стали принимать в свой состав и чужаков, согласных вложить деньги и труд.

В XVIII веке основная масса товариществ состояла из небольших компаний, чаще семейных(20-30 человек).

Писатель Даниэль Дефо писал, что обычно служащие жили у хозяина, ели за его столом, спрашивали разрешения отлучиться, ночевали под его крышей. То есть новое уживалось со старыми традициями.

Приметой Нового времени было и то, что некоторые крупные компании, которые занимались международной торговлей, добивались до себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка.

Приметой Нового времени было и то, что некоторые крупные компании, которые занимались международной торговлей, добивались до себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка

13 стр., 6258 слов

Курсовая работа: Всемирная торговая организация и ее роль в мировой торговле

... мировой экономике. Краткие сведения, Место расположения:, /b> . Цели и принципы . Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле ... ВТО - получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности ... ВТО странами-учредителями организации стали все Договари

Монополия

— исключительное право на производство или продажу чего-либо.

В XVII веке таких монополий было больше всего в Голландии и Англии.

В 1600г. была создана Ост-Индская компания, владевшая исключительным правом ввозить страну перец.

Банкиры и ростовщики, мясники и пивовары, знатные дворяне, вплоть до короля, — все были охвачены духом предпринимательства. Мировая торговля обеспечивала её участникам получение высокой прибыли, в их руках накапливались огромные средства.

Почти каждый торговый город имел свою биржу

Составим синквейнСлово синквейн произошло от французского слова «пять» и означает «стихотворение из пяти строчек». Появился в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Работаем с учебником с.40-41

Биржа

Шумная АнтверпенскаяЗаключала влияла способствовала

«На пользу купцов всех наций и языков»

Биржа — место, для заключения торговых сделок.

Биржа – место для заключения торговых сделок

Из истории Средневековья вы знаете о роли банков. После ВГО и с увеличением притока золота и серебра в Европу, с развитием мировой торговли – богатеют банки.

Что такое банк?

Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.

Банки были частные и государственные, например, Амстердамский, Английский и другие. Банки давали деньги в долг купцам, промышленникам, государству. Банковское дело требовало осторожности. Когда во Франции в 1789 г. произошла революция, приведшая к смене власти, удар пришёлся по голландским банкам: деньги, которые они одолжили французскому правительству, пропали.

Как же появились мануфактуры?

Некоторые богатые купцы, особенно те, кто разбогател на мировой торговле, стали вкладывать имеющиеся у них средства в производство изделий, пользующихся спросом, а затем вывозить их на рынок. Средства, вкладываемые в производство с целью получению прибыли – капитала.

Капитал — средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

В то же время крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники искали дополнительного заработка и готовы были работать по найму на такого предпринимателя. В таких условиях и создаётся мануфактура – предприятие нового типа.

Работа с текстом учебника – с. 42( 2 последних абзаца).

рассеянная и централизованная мануфактура

Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских Такие мануфактуры преобладали в Англии, Нидерландах, Франции. Производили стекло, сахар, бумагу, шелк, сукно. 4. Подведение итогов. Закрепление изученного. Рефлексия. Ребята, что вы узнали нового на уроке? – Что вам понравилось на уроке, что запомнилось? – С какими новыми терминами вы познакомились? Учащиеся высказывают свое мнение. Итоги урока. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники учащихся. Домашнее задание — прочитать § 4, выучить новые термины., составить синквейн со словом «банк»

20 стр., 9946 слов

Реферат: Земля, как средство производства, часть природного комплекса и объект социально-экономических связей

... , валовой и чистый доход, прибыль и др. Экономическая оценка земли осуществляется в двух направлениях: общая экономическая оценка земли как средства производства и частная оценка по эффективности возделывания отдельных ... , отдать в залог, сдать в аренду, обменять, внести в уставный капитал предприятий, банков и т.п., т.е. имеют право распоряжаться им по своему усмотрению ...