Конспект Дух предпринимательства преобразует экономику

Конспект

История Нового времени. 7 класс.

Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»

Цели урока:

  • вспомнить определения понятий «традиционное общество», «индустриальное общество»;
  • познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI — XVII вв., с новыми понятиями т.

к. монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: рынок, банк, предпринимательство;

  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, сравнительный анализ.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты обучения: учащиеся узнают новых явлениях в торговле (развитии мирового рынка, создании банков, бирж, компаний), о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод с применением новых педтехнологий.Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с художественным текстом, текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, метод ассоциаций.

Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с художественным текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку событиям.

Основные понятия и термины: монополия, мануфактура, капитал, капитализм, биржа, банк, торговая компания.План урока:

1 Организационный момент. Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу.

2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.

3 Изучение нового материала.

4 Подведение итогов.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Психологически устанавливает на работу.

2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.

Ребята, а когда вы были на рынке? Часто ли вы бываете на рынках? Сейчас, в наше время, какие типы рынков можно выделить? Отлично. Молодцы.

Сегодня мы поговорим о развитии рынков в Новое время. Давайте вспомним, какие рынки были в Средневековье? Итак, что же собой представляют рынки Нового времени и как они продолжали развиваться.

Т.О. тема сегодняшнего урока «Дух предпринимательства преобразует экономику».

3. Изучения нового материала.

План изучения нового материала:

5 стр., 2076 слов

Бинарный урок " – описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый ...

... и ему остался верен до конца жизни. Рассказ 1 ученицы Я расскажу вам о картине Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская» (Рисунок 3). Илье Ивановичу очень нравилось писать хлебы, на этой картине ... описание картины учащимися. Задача: 8. Анализ устных сочинений по таблице, вывешенной на доске Таблица V. Задание на дом Написать сочинение – миниатюру по картине с использованием плана. 2 часть урока, ...

1. Рост рынков.

2. Развитие мировой торговли.

3. Биржи и банки.

4. Мануфактура — предприятие нового типа.

Записывают тему и план в тетрадь.

  • Предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 37:

Задание: Рассмотрим рисунок, представим себе городской рынок.

  • Задает вопросы классу:

Что такое рынок? Какие ассоциации к слову «рынок» мы можем выделить?

  • Уточняет определение термина:

Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.

Рассказ о рынках:

Здесь толпы носильщиков, возчиков, метельщиков, зарабатывающих на жизнь подсобной работой. Есть продавцы и есть покупатели (обычно это крестьяне, зажиточные горожанки, служанки и другие).

Были здесь и сборщики рыночных пошлин. На рынке каждый, богат или беден, мог найти товар по своим средствам. На прилавках – куски мяса, сыра, рыбы, дичь, овощи, фрукты. Из деревень привозят солому, дрова, сено, шерсть, лён, холсты. Рынки стали работать ежедневно. Строятся и крытые рынки. Самые большие из них были построены в Париже и Лондоне. С рынками соперничали лавки, они располагались обычно на первых этажах городских домов.

  • Ребята, а в Средние века были лавки? ( там торговали ремесленники, а сейчас профессиональные торговцы).

Активно практиковалась торговля вразнос. Разносчиков можно было встретить на улицах всех крупных европейских городов, на главных площадях в Париже, Риме, Кёльне, Лондоне. Их крики были слышны из далека: предлагали хлеб, зелень, апельсины и многое другое. Солидная публика относилась к ним подозрительно, считая их бродягами. А зря! В один прекрасные день такой разносчик, пересчитав накопленные денежки, покупал или арендовал лавку.

Приходим к выводу, что развивалась внутренняя и мировая торговля.

После ВГО центрами мировой торговли стали Нидерланды и Англия. Ежегодно в гаванях Бельгийского города Антверпен разгружалось до 250 кораблей. Современники отмечали, что в течение месяца в этом городе совершалось больше торговых сделок, чем за два месяца в Венеции. Антверпен стал «воротами Европы», через которые непрерывно поступали заморские товары.

Торговля и предпринимательство это занятия, которые были связаны с риском, поэтому купцы объединялись в торговые компании. Сначала это было семейное товарищество, в которое входили близкие родственники, делившие между собой всё- труд, риск, деньги. Затем такие компании стали принимать в свой состав и чужаков, согласных вложить деньги и труд.

В XVIII веке основная масса товариществ состояла из небольших компаний, чаще семейных(20-30 человек).

Писатель Даниэль Дефо писал, что обычно служащие жили у хозяина, ели за его столом, спрашивали разрешения отлучиться, ночевали под его крышей. То есть новое уживалось со старыми традициями.

Приметой Нового времени было и то, что некоторые крупные компании, которые занимались международной торговлей, добивались до себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка.

3 стр., 1050 слов

Раздаточный материал для дипломной работы

... дипломной работе? Во-первых, при Какие схемы и рисунки лучше выбрать для графического материала? Для раздаточного материала необходимо выбирать самое основное из дипломной работы, при этом важно ... графического материала, доклада для защиты диплома. Примеры различных видов плана к дипломам, темы дипломных работ по различным экономическим и гуманитарным предметам, примеры анализа рынков, примеры ...

Приметой Нового времени было и то, что некоторые крупные компании, которые занимались международной торговлей, добивались до себя права на монополию, а это нарушало обычаи свободного рынка

Монополия

  • исключительное право на производство или продажу чего-либо.

В XVII веке таких монополий было больше всего в Голландии и Англии.

В 1600г. была создана Ост-Индская компания, владевшая исключительным правом ввозить страну перец.

Банкиры и ростовщики, мясники и пивовары, знатные дворяне, вплоть до короля, — все были охвачены духом предпринимательства. Мировая торговля обеспечивала её участникам получение высокой прибыли, в их руках накапливались огромные средства.

Почти каждый торговый город имел свою биржу

Составим синквейнСлово синквейн произошло от французского слова «пять» и означает «стихотворение из пяти строчек». Появился в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Работаем с учебником с.40-41

Биржа

Шумная АнтверпенскаяЗаключала влияла способствовала

«На пользу купцов всех наций и языков»

Биржа — место, для заключения торговых сделок.

Биржа – место для заключения торговых сделок

Из истории Средневековья вы знаете о роли банков. После ВГО и с увеличением притока золота и серебра в Европу, с развитием мировой торговли – богатеют банки.

Что такое банк?

Банк- учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.

Банки были частные и государственные, например, Амстердамский, Английский и другие. Банки давали деньги в долг купцам, промышленникам, государству. Банковское дело требовало осторожности. Когда во Франции в 1789 г. произошла революция, приведшая к смене власти, удар пришёлся по голландским банкам: деньги, которые они одолжили французскому правительству, пропали.

Как же появились мануфактуры?

Некоторые богатые купцы, особенно те, кто разбогател на мировой торговле, стали вкладывать имеющиеся у них средства в производство изделий, пользующихся спросом, а затем вывозить их на рынок. Средства, вкладываемые в производство с целью получению прибыли – капитала.

Капитал — средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли.

В то же время крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники искали дополнительного заработка и готовы были работать по найму на такого предпринимателя. В таких условиях и создаётся мануфактура – предприятие нового типа.

Работа с текстом учебника – с. 42( 2 последних абзаца).

рассеянная и централизованная мануфактура

Отличие мануфактуры от ремесленных мастерских

Такие мануфактуры преобладали в Англии, Нидерландах, Франции. Производили стекло, сахар, бумагу, шелк, сукно.

4. Подведение итогов.

Закрепление изученного.

Рефлексия. Ребята, что вы узнали нового на уроке?

20 стр., 9946 слов

Земля, как средство производства, часть природного комплекса ...

... валовую продукцию, валовой и чистый доход, прибыль и др. Экономическая оценка земли осуществляется в двух направлениях: общая экономическая оценка земли как средства производства и частная оценка по эффективности возделывания ... отдать в залог, сдать в аренду, обменять, внести в уставный капитал предприятий, банков и т.п., т.е. имеют право распоряжаться им по своему усмотрению как недвижимым ...

  • Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?
  • С какими новыми терминами вы познакомились? Учащиеся высказывают свое мнение.

Итоги урока. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники учащихся.

Домашнее задание — прочитать § 4, выучить новые термины., составить синквейн со словом «банк»