Направление подготовки: 080100.68. экономика. профиль «региональная экономика и управление территориями»

Конспект

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Экономическая безопасность региона»

«Экономическая безопасность региона»

Тема 1. Теоретические основы экономической безопасности территорий

1.1. Понятие и сущность безопасности

1.2. Экономическая безопасность как ключевая составляющая национальной безопасности страны

1.3. Региональная составляющая экономической безопасности России

1.4. Экономическая безопасность и устойчивость развития регионов

1.1. Понятие и сущность безопасности

Рассмотрение лишь исторического аспекта развития понятия «безопасность» не позволяет до конца понять суть этой категории. Необходимо установить ее коренные связи с другими категориями, понять ее историческую роль и механизм развития.

Для научного обоснования категории «безопасность» необходимо прежде всего рассмотреть ее генезис в развитии отбиологического к социально-экономическому содержанию. Любой биологический объект, особенно достаточно высокого уровня развития, например млекопитающее, даже неосознанно требует защиты. Так, при любом явлении неизвестного происхождения детеныш прижимается к матери или бежит в безопасное место. В этом смысле безопасность- стремление к сохранению и защите жизни.

Основа процесса перехода прачеловека от животного состояния к социальному потребность в улучшении условий выживания, а в основе этого лежит связь между трудом и защищенностью отдельного человека и социума любого уровня, т.е. их безопасностью.

Именно стремление к социальной безопасности — первопричина формирования потребности в труде. Все ответы на вопрос: «Почему человек стал трудиться?» сведутся к одной причине — чтобы повысить свою защищенность и защищенность

близких от голода, врагов, зверей и т.д., т.е. к безопасности путем создания орудий воздействия на природу: орудий труда и защиты.

Стремление к безопасности в различной степени характерно для всех биологических систем, однако только люди способны на основе анализа возможности изменения характера и содержания опасности выбрать соответствующие способы, приемы, методы трудовой деятельности, защищающие от угрозы или направленные на ее ликвидацию, а если нужно, то создать принципиально новый механизм ее предотвращения, непосредственно связанный с трудовыми процессами.

Именно механизм осуществления безопасности людей (способы восприятия

23 стр., 11429 слов

Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности предприятия. ...

... остальные факторы требуют развития и представляют обширный резерв повышения конкурентоспособности. Для на- иболее адекватного мониторинга изменения конкурентоспособности, форми- рующей экономическую безопасность страны, ... этих негативных факторов и поддержку национальных производителей. Внутренний рынок должен рассматриваться российскими компаниями как стартовая площадка, механизм отбраковки ...

угроз и меры обеспечения защищенности) определяет грань, отделяющую социальное от биологического, и проявляет безопасность в обществе как социаль но-экономическое явление. Безопасность как отношение между социумом любого

уровня и окружающей средой является и исторически, и логически исходным отношением при формировании конкретной системы социальных и экономических отношений.

Стремление к безопасности в социуме превращает ее в социальное (общественное) явление. Именно благодаря безопасности, основу которой составляет трудовая деятельность, то или иное сообщество может жить, изменяться и развиваться. А социальное, как известно, — это все то, что связано с движением общества, классов, групп людей и развитием отдельных личностей. Но

социальное базируется в основном на экономическом, т.е. на том, что связано с созданием и движением продукта труда.

Тесная взаимосвязь в обеспечении безопасности социального и экономического означает, что сама безопасность в обществе представляет собой объективно необходимое социальноэкономическое явление и в этом смысле выступает предметом экономической теории.

Потребность в безопасности — исходная социальная потребность человека,

которая сформировалась в человеческом сообществе на грани инстинктивного и сознательного. Любой контакт с природными или социальными явлениями люди интуитивно или сознательно оценивали с точки зрения возможной угрозы и обеспечения безопасности.

Общеизвестно, что человек как общественное существо обязательно живет

и действует в определенной связи, сообществе, кооперации, формы которых могут быть разнообразными. Одиночек в полном смысле слова в человеческом сообществе не бывает. Связь между людьми есть объективное условие их рождения, воспитания, развития, в целом жизни и деятельности. И поэтому в любой общественной науке исходным пунктом изучения не может быть индивидуум, а обязательно какой-либо социум.

Люди, объединенные в любой конкретно-исторической форме, могут находиться в безопасности, т.е. быть защищенными и добиваться ее полной реализации, когда они не страдают от жажды, не голодают и не мерзнут, ничто

не угрожает их здоровью; они не боятся быть убитыми, изгнанными, покоренными; не находятся под постоянным давлением со стороны других людей

на их волю, желания, потребности. Они имеют возможность работать, творить,

развиваться, радоваться всем сторонам жизни.

Социальная жизнь возникла и развивается при необходимости действий, вызывающих ожидаемую (прогнозируемую) ответную реакцию со стороны каждого из партнеров (безопасность или угроза), порождающую в свою очередь

новую реакцию, и т.д. Поэтому М. Вебер, выступив как истинный диалектик, выделил в качестве квинтэссенции социальной жизни ожидание, т.е. ориентацию

на ответную реакцию, а еще точнее — ожидание ожидания ожидания.

Но люди не существуют в одиночку (иначе у них не было бы языка, производственных навыков, культуры, нравственности, способности создавать

орудия труда и т.п.), человек — существо общественное, прежде всего общество

(или на начальной стадии — сообщество), в котором он живет, обеспечивает ему безопасность существования. Общество для этого создает необходимые органы и организации, которые охраняют и поддерживают здоровье человека, дают ему возможность получить образование и производственные навыки, определяют место в общественном разделении труда, устанавливают цели и способы существования и т.д.

5 стр., 2013 слов

Соц. и экон. безопасность

... А. Памфилова. Она отмечает, что социальная безопасность предопределяет качество жизни человека в обществе и представляет собой комплексное понятие, включающее как совокупность гражданских прав и свобод, так и ряд аспектов, связанных с образованием, ...

Общество — главный фактор жизнеспособности каждого человека, и каждый

человек находится в сложной системе общественных отношений. Безопасность

людей и общества укрепляется по мере роста его производительных сил и возрастает тем более, чем выше становятся уровни развития и чем рациональнее

организованы взаимосвязи потенциалов защищенности различных аспектов жизни общества: экономического, оборонного, потенциала государственной защищенности, трудового, производственного, продовольственного, правоохранительного, потенциала здравоохранения, социального, бытового, коммунальной инфраструктуры, информационного, образовательного, природоохранного. В такой постановке проблемы безопасность общества не просто бюджетный монстр, пассивно потребляющий растущую (и абсолютно, и относительно) массу общественных ресурсов. Это явление само становится модулятором научно-технического прогресса, фактором интенсификации производства, стимулом роста производительных сил общества, и этим обеспечивается повышение среднемирового уровня производительных сил и прогресс человечества в целом. В этом заключаются историческая предопределенность существования данного общества и возможность его устойчивого развития.

Что же такое безопасность? Суть проблемы заключается в том, что понятие

«безопасность» всегда достаточно широко использовалось или как характеристика

защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз, или, напротив, как защищенность от воздействия какого-либо объекта.

В Толковом словаре СИ. Ожегова слово «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности», а В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность».

В настоящее время под безопасностью понимаются состояние и тенденции

развития защищенности жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних негативных факторов (активностей).

В законе РФ «О безопасности» декларируется: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Однако здесь упущен очень важный уровень формирования специфических интересов и отношений — в нем даже не говорится

о безопасности коллективов, хозяйствующих звеньев, предприятий и предпринимателей, т.е. основных субъектов хозяйствования и носителей рыночных отношений.

Категория «безопасность» является общеисторической и общесоциальной,

охватывающей всю историю и все будущее человечества, имеет определяющее

значение для существования как отдельной личности, так и социальных общностей любого уровня. С этим выводом согласны многие ученые. «Установлено, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных, основных мотивов деятельности людей и сообществ». В соответствии с концепцией иерархии потребностей безопасность — первичная потребность человека, требующая первостепенного удовлетворения^.

18 стр., 8971 слов

Международная экономическая безопасность и мировой экономический ...

... осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Национальная экономическая безопасность – это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, ...

Но надо учитывать, что наряду с этим безопасность общества — конкретно-историческая категория и в разных условиях (прежде всего социально-экономических) она выступает в разных формах организации, достигается иными

путями, подчинена собственным целям.

Во всем цивилизованном мире в системе общественных интересов приоритет

отдается национальным интересам, в соответствии с этим ведущая составляющая безопасности страны — безопасность общества, которая определяет требования, условия и во многом управляет обеспечением безопасности на уровне коллектива и личности. Принципиально то, что главная составляющая национального интереса — это императив самосохранения государства.

П. Сорокин считал, что потрясения в обществе начинаются с подавления «базовых инстинктов большинства населения», в числе которых ведущее место занимает инстинкт самосохранения личности, общества и государства.

Осуществление безопасности людей и общества в целом не может происходить без налаживания рациональных связей и отношений между людьми,

между людьми и природой, а также без учета природных и других внешних воздействий на людей.

В каждый конкретно-исторический период характер и способы связей людей

отличаются от формы связей в другое историческое время и зависят от степени развития производительных (в том числе научно-информационных) и природных сил, которые используются в обществе. Применительно к конкретной ситуации можно ставить вопрос о существовании различных типов безопасности. Ясно, что, например, Россия сейчас должна иметь форму безопасности и механизм ее обеспечения совершенно иные, чем 10 лет назад.

Также большие различия в содержании понятия «безопасность», методах ее

осуществления могут проявляться в зависимости от степени и форм народовластия и государственной организации страны, природных и климатических особенностей, исторической, этнографической, геополитической ситуации.

Изложенное позволяет дать три взаимосвязанных определения, раскрывающих содержание термина «безопасность общества» на разных уровнях научного абстрагирования, т.е. теоретической конкретизации этого понятия:

1. Безопасность — непротиворечивость системы объективных законов функционирования общества.

2. Безопасность- стабильность и сбалансированность системы общественных

отношений, обеспечивающих единство и взаимообусловленность системы интересов в обществе.

3. Безопасность — устойчивость воспроизводства мотивов позитивного поведения и продуктивного взаимодействия различных социальных общностей

в рассматриваемой системе.

Сказанное позволяет дать резюме существующего в литературе общего подхода: безопасность общества — это состояние (включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния) сбалансированности всех (внутренних и внешних) сторон его бытия, формирующее возможности реализации интересов его текущего и будущего развития. Безопасность — это не только механизм, состояние, но и самостоятельное, достаточно автономное явление, во многом определяющее условия, жизненные возможности, будущее любого связанного с ним объекта.

1.2. Экономическая безопасность как ключевая составляющая национальной

безопасности страны

30 стр., 14904 слов

Ивное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект ...

... Тесты проверочной работы для каждого обучающего. Краткое описание. Урок экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован на получение новых знаний по теме для ... товар. Предлагает сформулировать тему урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы». Фронтально формулируют задачи урока. Фронтально формулируют и записывают тему урока. IV. Построение проекта выхода ...

Экономическая безопасность – основа национальной безопасности страны. Это понятие начало использоваться современными европейскими и американскими экономистами в аспекте повышения значимости обеспечения безопасности во всех сферах жизни человечества. В самом первом приближении экономическая безопасность означает защиту экономики страны от опасных воздействий. Последние могут быть как сознательно индуцированы недружественным источником, так и явиться результатом «стихийной игры рыночных сил». Опасными могут считаться такие воздействия, которые приводят к ухудшению экономического положения страны до критического уровня. Это может быть, например, такое ухудшение условий жизни, с которым население не готово мириться и которое поэтому может вылиться в социальные потрясения, угрожающие существованию экономической и политической систем.

Необходимость формирования механизма экономической защищенности какой-либо структуры – критерий ее вхождения в систему рыночных отношений, поскольку определенный уровень рыночности хозяйствующей структуры требует соответствующего уровня развитости механизма безопасности.1

В России при социалистической, т.е. централизованной, планомерно организуемой системе задача экономической защищенности не ставилась. Тогда предприятие не могло разориться, даже существовала категория планово-убыточных предприятий. А вот в целом для советской экономики, которая являлась элементом мировой экономической системы, проблема экономической безопасности государства существовала: на том уровне и в той системе экономических отношений названные условия присутствовали. Экономическая защищенность страны отставала от требований времени, поэтому в результате соревнования двух систем получился результат, который мы имеем.

В настоящий момент научной литературе не выработано единого понятия национальной экономической безопасности. Хотя, вопрос того, что появляется с начала – законодательная база или же научно-теоретическая – остается открытым. Возможно все дело в том, что нет четкой нормативной базы по данному вопросу. Остановимся на основных моментах и понятиях, предлагаемых отечественными экономистами, чтобы лучше разобраться в изучаемом предмете.

При изучении работ ведущих отечественных исследователей нетрудно заметить, что часть из них склонна связывать экономическую безопасность, прежде всего, с безопасностью международной экономической системы и включает ее такие вопросы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания и другие аспекты общей дестабилизации мировой экономики. Другие специалисты во главу угла ставят обеспечение благоприятных условий для наиболее эффективного развития конкретной национальной экономики, включая свободный доступ к зарубежным источникам сырья и энергии, стабильность заграничных инвестиций и гарантии свободы обмена товарами и услугами.

Некоторые авторы, например, Сенчагов В.К. определяют экономическую безопасность как «…такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов»2 По мнению Сенчагова, экономическая безопасность – не абстрактная теоретическая конструкция, а защищенность национальных интересов определяется и обеспечивается именно способностью институтов власти создавать Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. – 896 с. Сенчагов В.К. Гибель СССР – уроки для России и мира // ЭКО. – 2007. – №5. – С. 3. механизмы реализации и защиты интересов отечественной экономики, поддержания социальнополитической стабильности общества.

3 стр., 1485 слов

Экономические механизмы управления безопасностью труда

... При этом до приобретения необходимого опыта и навыков производительность труда вновь поступившего на работу невелика. Экономический механизм управления охраной труда заключается в следующем: планирование и финансирование мероприятий по охране ...

Градов А.П. и Ильин И.В. в своей работе подчеркивают независимость экономической системы суверенной страны от внешних и внутренних воздействий, понимая под экономической безопасностью «…состояние национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение жизненно важных потребностей страны в материальных благах, независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-политического, экономического или экологического характера». 3

Абалкин Л.И. определяет экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию». 4

В данной работе авторами предложено следующее определение экономической безопасности страны: экономическая безопасность – это такое состояние факторов развития экономики, которое при любом развитии событий, внешних и внутренних процессов, не только экономических, возникновения форс-мажорных обстоятельств позволяло бы экономической системе данного государства продолжать свое прогрессивное развитие и обеспечивать социально направленную политику.

Исходя из принятого нами определения, экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяют вычленить три ее важнейших элемента:

– экономическая независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;

– стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.);

– способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. Градов А.П., Ильин И.В. Экономическая безопасность страны. Принципы анализа состояния и противодействия угрозам // Экономическая наука современной России. – 2005. – №3 (30).

12 стр., 5774 слов

Экономическое развитие Швейцарии

... монетарного обеспечения и банковской тайны сделала Швейцарию местом, где инвесторы наиболее уверены в безопасности своих средств. В результате этого экономика страны становится все более зависимой от ... в стране со стабильной правовой, экономической, финансовой, политической системой, предлагая первоклассные услуги и сервис. Первые частные банки возникли именно в Швейцарии. Сегодня их в стране более ...

– С.34. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики – 1994. – №12. – С. 4.

Отметим несколько наиболее явных угроз стабильности экономической системы государства, на которые в авторы данной работы в первую очередь призывают обращать внимание интересующихся проблемой экономической безопасности национальной экономики.

Первое – когда степень зависимости страны от доминирующей экономики (или доминирующей в экономическом, военном или политическом отношении группы стран), а также степень обострения внутриполитической социально-экономической и экологической ситуации превышают предел, грозящий утратой национального суверенитета, существенным ослаблением экономической мощи, значительным снижением уровня и качества жизни нации, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Второе – большую опасность для экономики представляет ситуация, когда более половины экспорта приходится на два-три товара (табл. 1.1.5).

Из опыта многих развивающихся стран известно, что такая структура экспорта при серьезном ухудшении конъюнктуры, связанной со спросом на данные товары на мировом рынке, или политической ситуации ставит экономику на грань катастрофы. Необходимо наряду с экспортом традиционных товаров создавать более прогрессивную экспортную структуру путем радикальной диверсификации экспорта, что должно вести к укреплению внешнеэкономической безопасности страны.

Третье – переход к открытой экономике предполагает отказ от крайнего протекционизма. Однако защита отраслей и производств, перспективных с точки зрения формирования новой модели включения стран в мировое хозяйство, то есть селективный протекционизм, необходим. С точки зрения экономической безопасности надо стремиться к диверсификации рынков сбыта для отечественных товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

Учитывая глобальный характер интеграционных процессов в мире, внешнеэкономическая политика призвана искать пути к сотрудничеству не только с Европейским союзом, но и с другими интеграционными группировками, особенно в АзиатскоТихоокеанском регионе.

Четвертое – механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать реальному вложению иностранцами финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок части национального богатства. Или же условия для привлечения краткосрочных инвестиций, не способных действительно оказать благотворное влияние для всей экономики. Таким образом, принимая меры к широкому привлечению иностранных инвестиций в экономику, необходимо регулировать этот процесс так, чтобы соблюдались национальные интересы и иностранные компании, вкладывая минимальные средства, не могли устанавливать контроль над целыми отраслями отечественного производства. С этой точки зрения в России установлен достаточно жесткий контроль, на который иностранные транснациональные компании выражают явное недовольство в связи с «закрытостью» нашей экономики. Привлечение зарубежных партнеров к крупным, в основном, нефтегазовым проектам строится по максимально благоприятной для страны политике. Следующим этапом, как представляется автору, должна стать разработка и реализация сложных в техническом и финансовом планах проектов с минимальным участием иностранного капитала, или же вовсе без его привлечения.

21 стр., 10318 слов

Экономическая безопасность экономики Российской Федерации

... Безопасности по экономической безопасности, в результате деятельности которой была разработана Государственная Стратегия Экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), одобренная Указом президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608. Цель Государственной стратегии – обеспечение такого развития экономики, ...

Пятое – состояние национальной валюты во всем мире считается индикатором экономического положения страны. Утечка финансовых средств из страны в огромных масштабах («бегство капитала») – одна из самых серьезных угроз национальной экономической безопасности. Легальной формой утечки средств является, например, перевод огромных сумм коммерческими банками на счета в зарубежных банках. К нелегальным каналам относятся занижение цен при экспорте и завышение цен при импорте (разница между фиктивной и настоящей ценой переводится иностранными партнерами на счета отечественных бизнесменов в западных банках), перевод «авансом» под импорт, за которым никакого импорта не следует, и т. д. Настоящий масштаб утечки капитала трудно определить.

По данным ООН, каждый год в мире «отмывается» 300 млрд. долл., полученных от нелегальной торговли наркотиками, оружием, подпольного игрового бизнеса, проституции и т.д.. В 1990 г. Совет Европы принял Конвенцию об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, однако ратифицировали ее пока 48 государств (на 29.11.2006).5 Россия присоединилась к ней 7 мая 1999 г., а вступление в силу Конвенции было определено на 1 декабря 2001 г.

Шестое – одним из наиболее сложных внешнеэкономических факторов, порождающих серьезные угрозы не только экономическому, но и политическому положению страны, является проблема внешнего долга. Сам по себе высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику с полным учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для покрытия внешнего долга надо использовать задолженность зарубежных государств, которая зачастую превышает внешнюю задолженность самого государства. Что касается новых кредитов и займов, то их можно использовать только для финансирования производственных проектов, гарантирующих оплату кредитов в оговоренные сроки за счет расширения экспорта продукции, производимой на создаваемых объектах.

Седьмое – во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся: унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики; низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью; высокий уровень монополизации экономики и уровня инфляции; недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры.

Также к угрозам можно отнести: слабую степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потерю ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате «утечки мозгов» за Конвенция «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Страсбург, 8 ноября 1990 года. рубеж и в другие сферы деятельности; вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными товарными брендами; высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений; низкую внутреннюю инвестиционную активность; предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным и т.д.

17 стр., 8341 слов

Комплексный план социально-экономического развития предприятия

... основным производственным подразделениям. Показатели и мероприятия перспективных планов социального развития предприятия используются как исходная база для составления среднесрочных и краткосрочных планов. После составления указанных планов основные показатели социально-экономического развития предприятия доводят до всех его ...

В целом, за последние полтора столетия сформировались тир основных подхода экономистов-теоретиков к тому, что следует считать главной угрозой национальной экономике и как с ней бороться: 1) камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности (с середины XIX века), позже возрожденная леворадикальными экономистами (с последней трети XX века); 2) кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз (со второй трети XX века); 3) институциональная концепция защиты от административных барьеров (с конца XX века).6

В рамках камералистского подхода основными угрозами являлись внешние конкуренты. Кейнсианская концепция рассматривала национальную экономическую безопасность, прежде всего как защиту от «провалов рынка» – безработицы и экономической депрессии. У неоклассиков первостепенными угрозами стали считаться инфляция и низкая конкурентоспособность национального бизнеса в мировом масштабе. Наконец, институционалисты во главе угла ставят административные барьеры – «плохие» законы и/или плохое выполнение «хороших» законов. «Предприниматель, который лучше манипулирует связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством».7 Концепции взаимодополняют друг друга, ведь любая страна определяет главные угрозы в режиме реального времени.

Как видно, перечень угроз развития национальной экономики и факторов, их отражающих, очень широк и для более глубокого анализа авторы во второй главе рассматривают основные индикаторы, отражающие текущее состояние экономики и позволяющие определить, не находится ли сегодня экономика в преддверии экономического кризиса или каких-либо социально-экономических потрясений.

1.3. Региональная составляющая экономической безопасности России

В действующем законодательстве до настоящего времени не представлены нормативные акты, в общем и целом регулирующие региональные вопросы (понятия «регион» и «субъект федерации» не тождественны), следовательно, нет определенности по поводу соответствующих терминов и понятий. Однако на стадии подготовки находятся два проекта федеральных законов, непосредственно касающихся регионов. Речь идет о проектах федеральных законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» и «О федеральных целевых программах регионального развития».

При этом нельзя не согласиться с толкованием понятия «регион» авторами проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ». В статье 2 проекта отмечается, что «регион – часть территории РФ, характеризующаяся природными, социально-экономическими, национально-культурными и иными особенностями. Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. Р.М. Нуреева. – М: ИНФРА-М,2011. – С.340. Сото Э.де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy,1995. – C.189. Территория региона может совпадать с административными границами территории субъекта Российской Федерации либо включать в себя территории нескольких субъектов Российской Федерации».

В целях использования указанного понятия в контексте исследования экономической безопасности регионов необходимо уточнить его и определить региональный аспект рассмотрения тех или иных нормативных проблем. С нашей точки зрения, региональный аспект изучения нормативной проблемы есть теоретическое и/или практическое рассмотрение нормативных вопросов части территории страны, характеризующейся одинаковыми либо сходными природными, социально-экономическими, национально-культурными и другими особенностями. Регион может совпадать с административными границами территории субъекта Российской Федерации, включать в себя территории нескольких субъектов, одного или даже нескольких федеральных округов, включая в себя одновременно территории всех муниципальных образований на указанных выше территориях, в зависимости от того, какие сходные особенности выбраны для определения отдельного региона.

Соответственно, основной целью государственного регулирования регионального развития является внешнее (федеральное) или внутреннее воздействие на экономическую, финансовую, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую и другие виды деятельности в регионах в целях устойчивого и сбалансированного функционирования регионов, повышения уровня жизни проживающего на их территориях населения. На основе различных видов регионального мониторинга, по поводу которых еще не достигнуто определенности у законодателя и которым должна выступать постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемая для установления приоритетов и задач регионального развития, выявления конфликтов и сдерживающих факторов осуществления государственной региональной политики, в целях государственного регулирования регионального развития, в свою очередь, должны составляться прогнозы развития регионов – научно обоснованные обобщения анализа места данных регионов в общем социальном, национальном, инфраструктурном, культурно-историческом и экономическом пространстве Российской Федерации.

Исходя из данных прогнозов развития регионов, необходимо рассмотреть нормы и нормативы, обусловливающие приоритеты государственного регулирования регионального развития, которые представляют собой наиболее значимые и определяемые стратегические цели внутренней и внешней политики государства в направлении деятельности органов государственной власти и ее субъектов по совершенствованию отношений в сфере экономической, финансовой, социальной, инвестиционной и внешнеэкономической политики в исследуемый период. Инструментами государственной региональной политики могут являться федеральные и местные целевые программы и федеральные фонды регионального развития, а также инструменты финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной, других направлений государственной политики, применяемые в региональном аспекте.

Под целевой программой регионального развития можно понимать правовые, организационные, экономические, финансовые, социальные и иные мероприятия, направленные на развитие инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона России, обеспеченные финансовыми и прочими материальными средствами.

Указанный выше законопроект предусматривает, что основными задачами государственного регулирования регионального развития выступают: обеспечение условий для повышения уровня жизни населения и сокращения различий социально-экономического развития в регионах; формирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учетом интересов территориального и регионального развития; создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов; содействие развитию условий формирования территориальной структуры отечественной экономики на основе использования ресурсов регионов; создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении федеральных и региональных проблем социально-экономического развития страны.

Выполнение основных задач развития регионов неотделимо от принципов государственного регулирования регионального развития, которыми являются: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; равноправие между субъектами РФ; согласованность интересов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов; самостоятельность осуществления полномочий органами государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации.

При разработке и реализации механизмов регулирования регионального развития должны учитываться интересы органов местного самоуправления и обеспечиваться их участие в данном процессе.

С нашей точки зрения, вопрос о системе экономической безопасности регионов не может получить законодательного оформления до тех пор, пока понятийно и терминологически, с одной стороны, и нормативно-практически – с другой, не будет достигнута полная определенность в отношении региональной проблематики. Поэтому в целях формирования системы экономической безопасности регионов главным на сегодняшний день является скорейшее принятие в качестве полноправных федеральных законов законопроектов «Об основах государственного регулирования регионального развития в РФ» и «О федеральных целевых программах регионального развития» с соответствующими уточнениями, в том числе и введением в один из законов новой статьи, нормативно формулирующей понятие региональной экономической безопасности и в общем виде определяющей систему мер по обеспечению экономической безопасности региона. При подготовке этой части закона можно использовать и теоретические разработки, представленные в настоящем исследовании.

Региональная экономическая безопасность может толковаться как адекватная система мер, обеспечивающих защищенность того или иного региона в экономической сфере, предохраняющая его от несанкционированного деструктивного воздействия (действия угроз) и позволяющая осуществлять внутреннее и внешнее воспроизводство экономики данного региона.

Серьезный теоретический и методологический анализ приводит к однозначному выводу о том, что сущностным определением региональной экономической безопасности по отношению к федеральному правовому понятию экономической безопасности становится явно выраженная социально-правовая конгруэнтность данных социальных правоотношений. Последняя означает, что на региональном уровне, в качестве главной составляющей которого может выступать субъект РФ, все основные характеристики экономической безопасности – сущность, система, механизм, модель, направления, элементы, сферы, области – и все существенные ее определения, такие как: деструктивные факторы (угрозы), границы, структура, формы, схемы деятельности, формы деятельности, факторы, сложность обеспечения, уровень и степень обеспечения; понятия защиты и обеспечения, оперативного управления, источника угрозы, формы обеспечения и т.д., – объективно представлены и являются аналогичными, но каждый раз в различных объемах, задающих конгруэнтного плана региональную фрагментарность экономической безопасности.

Региональная конгруэнтная фрагментарность задает каждый раз в самых широких рамках различающийся объем представленности той или иной внутренней составляющей категории экономической безопасности исходя из его географического, экономического, социального, политического положения и других особенностей.

Действительно, в зависимости от особенностей региона та или иная составляющая экономической безопасности может быть как стремящейся к бесконечно малым величинам, так и достаточно широко представленной в деятельности региона, однако каждый раз объем представленности этой составляющей будет значительно меньше объема той же составляющей на федеральном уровне.

Сделав вывод о социально-правовой конгруэнтности понятия экономической безопасности в регионах, следует обратиться к характеристикам институционального аспекта экономической безопасности на региональном уровне. Любой региональный общественный институт, в том числе и обеспечивающий экономическую безопасность, можно рассматривать как отличающуюся целостной замкнутостью, «капсюлированную» социальную форму, обеспечивающую выполнение отдельной общественно полезной функции или ряда таких функций, комплексно выполняющую конкретно определенные социальные цели и задачи в какой-либо области общественной жизни.

Введенное нами понятие социально-правовой конгруэнтности характеризует и институциональные формы, обеспечивающие экономическую безопасность на региональном уровне. Эти формы подобны выделенным нами ранее федеральным формам, но представлены в меньшем объеме. Таким образом, современная институциональная система обеспечения экономической безопасности регионов связана прежде всего с представительством различных структур на уровне округов и отдельных субъектов Федерации со стороны федеральных органов власти, а также структурами органов власти данных субъектов, выполняющими различные, аналогичные федеральным, функции либо уполномоченными от имени федеральных органов на выполнение функций по обеспечению экономической безопасности.

Что касается федерального представительства, то региональными структурами на уровне округов субъектов Федерации обладают: Президент – институт полномочных представителей Президента РФ в округах [7], Государственная Дума Федерального Собрания – представительные органы власти субъектов Федерации, Правительство – исполнительные органы власти субъектов РФ. Представительство в субъектах Федерации в виде различных структур имеют: судебная система, Арбитражный суд, Вооруженные силы, ФСБ, органы государственной охраны, органы ведомственной охраны, таможенные органы, налоговые органы, органы милиции, внутренние войска МВД, органы по гражданской обороне и ЧС в РФ, антимонопольный орган, Торгово-промышленная палата, Международный коммерческий арбитраж, органы государственного технического надзора. На региональном уровне широко представлены вневедомственная и другие виды частной охраны.

Несмотря на то, что некоторые субъекты Федерации, например город Москва, уже располагают собственными структурами, непосредственно направленными на обеспечение экономической безопасности, институциональное формирование таких структур на региональном уровне находится в зачаточном состоянии. С нашей точки зрения, на первом этапе институционализации структур, осуществляющих экономическую безопасность в регионах, целесообразно на уровне округов введение соответствующих отделов по вопросам региональной экономической безопасности в рамках структуры под управлением полномочных представителей Президента РФ в округах, а на уровне субъектов Федерации – отделов по обеспечению региональной экономической безопасности в рамках структур под непосредственным управлением глав субъектов Федерации. Создание данных структур необходимо, в первую очередь, в целях координации усилий федеральных и местных органов власти в области обеспечения экономической безопасности (которая на сегодняшний день отсутствует), сбора и обобщения соответствующей региональной информации, общего мониторинга и мониторинга угроз для нужд регионального руководства, а также для комитетов Совета Безопасности РФ. Более того, на уровне округов данные структуры должны способствовать разрешению различных противоречий, возникающих вследствие конкурирующих экономических интересов субъектов Российской Федерации того или иного округа, а на данном уровне – конкурирующих экономических интересов крупных хозяйствующих субъектов и, возможно, муниципальных образований отдельного субъекта.

1.4. Экономическая безопасность и устойчивость развития регионов

Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие — один из компонентов

экономической безопасности. Но не всякое развитие отвечает требованиям безопасности. Не отвечает им, например, такое развитие, которое сопровождается

нарушением экологических требований или оно социально не ориентировано, высокие темпы роста достигаются из-за производства ради производства, без обеспечения значимых для населения ориентиров благосостояния.

Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможность выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, каждая из них по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных

и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки, «восстанавливать установившееся нормальное состояние после внезапного его нарушения каким-либо внешним или внутренним фактором».

С позиции естественных наук устойчивое развитие общества – целостный исторический процесс сохранения развития. Ключевое слово в этом определении

— «сохранение». И это правильно: если общество не заботится о сохранении своего развития, то оно обречено на упадок. Сохранение развития трактуется как «сохранение неубывающего темпа роста эффективности использования полной мощности во все времена или неубывающий темп роста полезной мощности не только в настоящее время, но и в будущем».

Эффективность использования полной мощности характеризуется ростом

энергопотребления на душу населения, а рост полезной мощности — постоянным

увеличением производительности труда.

Устойчивое развитие человечества — создание новых (более эффективных)

источников мощности, более совершенных машин и механизмов, более эффективных систем управления. В приведенных определениях полной и полезной мощности подчеркивается динамический аспект устойчивости. Он должен быть дополнен анализом структуры общества, его экономики. Эти динамические системы характеризуются определенными соотношениями в их структуре.

Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.

Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая структура), соотношения производственного и финансово-банковского капитала

и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к ее дестабилизации и является сигналом перехода

экономики от безопасного к опасному состоянию. Чем устойчивее развитие, тем меньше вероятность угроз. Вместе с тем устойчивость не есть стагнация или жизнь в бедности, устойчивость не может быть вне развития.

Любая развивающаяся система периодически переходит от одного устойчивого состояния к другому. Важно лишь, что развитие должно включать обязательное соблюдение суверенности природы, с тем чтобы экономика учитывала пределы хозяйственной емкости биосферы.

Концепция устойчивого развития, принятая Конференцией ООН по окру жающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., рассматривает принципы

устойчивости в системе взаимодействия природы, общества и человека.

В практической деятельности эта концепция сводится к охране окружающей

среды. Задача последней — важнейший путь обеспечения устойчивого развития.

Некоторые авторы, опираясь на ноосферный подход В.И. Вернадского и теорию биотической регуляции и стабилизации окружающей среды, обосновывают концепцию устойчивого развития как проектируемый и конструируемый социоприродный процесс. Они считают, что «эпоха естественно-исторического экономически детерминированного развития исчерпала себя и может наступить эпоха целенаправленного искусственно конструируемого (ноо сферного) развития общества, чтобы сделать его деятельность адекватной естественным (прежде всего биосферным) законам, признать их примат над общественными и создать возможность сбалансированного безопасного в глобальном измерении управления этим процессом2.

Кроме задач рачительного использования природных богатств, обеспечения

баланса интересов современного человека и интересов сохранения окружающей

среды для будущих поколений человечества существует задача обеспечения устойчивости развития общества как социума, что означает стабильное развитие экономики, сопряженность реального и финансового секторов экономики, социальное партнерство и т.д. Устойчивость экономики России — это главная гарантия демократического общества, а также основа сильного государства. Бьорн Стигсон, президент Всемирного совета по устойчивому развитию, считает, что устойчивое развитие — это не только постоянное наращивание объемов производства, но и прозрачность компании и достоверность ее отчетности, экологичность бизнеса, социальная ответственность, внедрение инноваций, переход к партнерству ради прогресса (умение наладить диалог с властью).

Принципы устойчивости, на наш взгляд, следует распространять на все высокоразвитые и развивающиеся страны. Устойчивость развития высокоразвитых стран не должна достигаться за счет развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Это относится, например, к размещению отходов,

влияющих на природу, и т.д. Это означает, что хозяйственная экономическая деятельность человека и государства должны учитывать современные экологические требования и пределы экологической безопасности.

Тема 2. Система экономической безопасности предприятия

2.1. Сущность экономической безопасности предприятия

2.2. Экономическая безопасность предприятия как система

2.1. Сущность экономической безопасности предприятия

Экономическая безопасность предприятия — это обеспечение наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и создания условий стабильного функционирования основных ее элементов. Экономическая безопасность предприятия — результат комплекса составляющих, ориентированных на преодоление финансово-экономических угроз компании. К источникам угроз экономической безопасности компании относятся негативные воздействия, связанные с состоянием финансовой конъюнктуры на рынках, научные открытия и технологические инновации, форс-мажорные обстоятельства и др.

Главная цель экономической безопасности предприятия — обеспечение ее устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящих условиях, создание высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем.

Эффективное использование корпоративных ресурсов, необходимых для данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность корпорации и обеспечения:

• финансовой устойчивости и независимости предприятия;

• высокой конкурентоспособности технологического потенциала предприятия;

• оптимальности и эффективности организационной структуры предприятия;

• правовой защищенности деятельности предприятия;

• защиты информационной среды корпорации, коммерческой тайны;

• безопасности персонала предприятия, ее капитала, имущества и коммерческих интересов.

Обеспечение экономической безопасности — это непрерывный, системо-обеспечивающий процесс, имеющий целью предотвращение возможных ущербов.

Важнейший этап обеспечения экономической безопасности – стратегическое планирование, направленное на определение качественных параметров использования корпоративных ресурсов, а также некоторых количественных ориентиров, составляющих экономическую безопасность корпорации.

Анализ стратегического уровня экономической безопасности предприятия

проводится на основе оценки эффективности мер по предотвращению ущербов

и расчета параметров (пороговых значений) экономической безопасности предприятия. Данная оценка осуществляется в рамках алгоритма функционального анализа уровня угроз экономической безопасности, включающего:

а) определение возможных сфер негативных воздействий на деятельность

предприятий;

б) разделение объективных и субъективных негативных воздействий;

в) определение перечня мер по предотвращению угроз экономической безопасности;

г) оценку эффективности планируемых мер с точки зрения нейтрализации

негативных воздействий;

д) оценку стоимости предлагаемых мер по устранению угроз экономической

безопасности.

2.2 Повышение устойчивости бизнеса крупного предприятия

На функционирование предприятия оказывают влияние многие факторы, в

том числе внешние, часто труднопрогнозируемые. При реализации, например,

стратегии активного расширения не исключено возникновение неожиданных

ограничителей роста, определяющих отклонения от стратегического плана. Это негативное, но не катастрофическое для корпорации явление.

Предприятие может перейти на режим удержания достигнутого уровня или даже временного его снижения с целью выжить и продолжать достаточно эффективно функционировать. Поэтому следует рассматривать двухуровневую

систему экономической безопасности предприятия:

а) как возможность осуществлять развитие в режиме принятой стратегии;

б) как возможность обеспечить функционирование.

В таком подходе по сути дела заложено взаимодействие понятий «безопасность» и «устойчивость». Устойчивость — это понятие, отражающее прочность и надежность функционирования корпорации в режиме принятой стратегии.

Потеря устойчивости, т.е. выход из режима принятой стратегии, уже сигнализирует о наличии пока только угрозы экономической безопасности предприятия.

Экономическая безопасность — это понятие, отражающее способность предприятия к выживанию и функционированию в режиме противостояния внешним и внутренним угрозам.

Исходя из этого экономически безопасным можно считать такое состояние

экономики предприятия, при котором обеспечивается надежная защита от внешних и внутренних факторов, угрожающих ее функционированию и существованию, а экономически устойчивым — возможность функционировать в режиме, принятом стратегическим планом.

Различие в понятиях «экономическая безопасность» и «устойчивость» не столько качественное, сколько количественное. Устойчивости и экономической

безопасности угрожают одни и те же факторы. До определенного количественного

предела негативные явления в функционировании корпорации представляют собой нарушение ее устойчивости, не вызывая угроз экономической безопасности. Однако эти нарушения, достигнув определенного количественного уровня, превращаются в нарушение экономической безопасности.

Важная характеристика экономической безопасности — способность предприятия противодействовать негативным внешним и внутренним угрозам. Угроза экономической безопасности — это совокупность внешних и внутренних

факторов, создающих опасность нормальному функционированию корпорации

и ее существованию. Такие угрозы обычно целенаправленно воздействуют

на различные объекты в составе предприятия, в частности:

• на отдельные ее структурные подразделения;

• на качественные характеристики ресурсов или имущества, например состояние основных и оборотных фондов;

• на отдельные виды деятельности предприятия;

• на состояние коллектива предприятия.

Под стратегией экономической безопасности следует понимать совокупность

наиболее значимых решений и мер, направленных на обеспечение приемлемого

уровня безопасности функционирования предприятия. Можно выделить следующие типы стратегий экономической безопасности предприятия:

• ориентированные на устранение существующих или предотвращение возникновения возможных угроз экономической безопасности;

• нацеленные на предотвращение ущерба от воздействия существующих

или возможных угроз экономической безопасности;

• направленные на компенсацию наносимого в результате действия угроз

экономической безопасности ущерба.

Первый тип стратегии экономической безопасности наиболее радикален и

дает наилучшие результаты. Однако осуществление его возможно только в тех

случаях, когда предприятия реально в состоянии устранить или предотвратить

угрозу. Это, в частности, возможно в основном по отношению к внутренним угрозам экономической безопасности, да и то далеко не всегда. Внешние угрозы

экономической безопасности, как правило, неподвластны предприятию, они возникают по внешним причинам.

Организация обеспечения экономической безопасности предприятия должна

включать следующие этапы:

• выявление состава и характера угроз экономической безопасности и направленности их действия;

• оценку ожидаемого ущерба от действия угроз экономической безопасности;

• ранжирование угроз экономической безопасности по важности, времени

наступления и т.д.;