— Каковы функции рынка? (информационная, посредническая, регулирующая, санирующая, ценообразующая)
— Что такое экономика?
— Какие три вопроса решает экономика?
“Мозговой штурм”- определите положительные и негативные стороны рыночной экономики, положительные и негативные стороны командной экономики (класс делится на 2 группы и обобщают ответы в таблицу).
Положительные стороны |
Негативные стороны |
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА |
|
Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Способно повышать качество товаров и услуг. |
Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами. Несёт в себе опасность безработицы. Может усилить имущественную дифференциацию |
КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА |
|
Устойчивое развитие без экономических кризисов. Низкие цены. Отсутствие безработицы. Гарантированная зарплата |
Отсутствие экономических стимулов к трудовой деятельности. Постоянный дефицит товаров. Низкое качество продукции Расточительное отношение к ресурсам. Формирование социального иждивенчества. |
Законы рынка (лекция)
Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.
СПРОС — это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.
Величина спроса зависит от цены товара (услуги).
Эту зависимость можно представить в виде графика
Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:
какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
как изменится величина спроса при изменении цены.
Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.
В экономической науке также различают предложение и величину предложения.
Предложение — выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).
Величина предложения — это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу).
Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.
Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:
Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена — это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то спрос и предложение – Решение задач по спросу и предложение — Мегаобучалка">предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
Третий закон — закон стоимости выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Величина стоимости определяется вложенными затратами, денежным выражением стоимости является цена. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар).
Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Рыночные структуры.
Структуру рынка рассматривают учащиеся совместно с учителем. Учитель более подробно дает характеристику фондового рынка. Понятие «ценные бумаги» раскрывают при помощи словаря.
Самостоятельная работа учащихся с текстом работы учебника по вопросу конкуренции и монополии.
Для осмысления текста помогут вопросы:
— в чем состоит сущность конкуренции?
— как конкуренция влияет на поведение производителей?
— в чем заключается сущность монополии?
— в чем состоит негативное воздействие монополии на рынок?
Обсуждение заданий 3,5,6.
Современный рынок.
Изложение материала учителем. Нужно подвести учащихся к понятию «смешанная экономика».
Становление рыночной экономики в России.
Изучение материала можно организовать в следующих вариантах.
- Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, а учитель делает необходимые дополнения.
Подготовка вопросов:
- Какие изменения в экономике России произошли в итоге реформ?
- Какие негативные процессы сопровождали эти реформы?
- В чем состояла сущность споров о способах выхода из кризисного состояния экономики?
- Какие позитивные тенденции в развитии экономики проявились за последние годы?
Работа с документом.
Прочтите документ на стр. 40 – 41, проанализируйте его и ответьте на вопрос 7 на стр. 41 учебника.
Закрепление изученного
Какие экономические системы (модели) существуют в современном мире?
От чего зависит выбор той или иной экономической системы?
Что дает понимание рыночного механизма производителю? А покупателю?
К каким ошибкам в жизни человека может привести незнание экономических законов?
При каких условиях можно обеспечить собственную конкурентоспособность?
Каким образом знания о рыночной экономике могут повлиять на поведение избирателя?
Д/З параграф 3, задания 1, 2, 4, стр.42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Экономический рост и развитие
- Укажите, что можно считать показателем экономического роста:
- Только реальный ВВП
- ВВП в абсолютном значении и на душу населения
- Только долгосрочное увеличение ВВП
- Все перечисленное
- К экстенсивным факторам развития относится:
- НТП
- Повышение квалификации работников
- Расширение масштабов использования ресурсов
- Рациональное использование ресурсов и экономия на масштабе
- Укажите, что из перечисленного относится к экзогенным (внешним) причинам циклического развития экономики:
- Монетарная политика государства
- Войны
- Сокращение производства
- Все перечисленное
4. Экономический рост — это длительное увеличение:
- Номинального ВНП в абсолютных значениях
- Реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения
- Номинального ВНП в абсолютных значениях и на душу населения
- Реального ВНП на душу населения
- К какому типу экономического роста относится вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель?
- К экстенсивному
- К интенсивному
- К прогрессивному
- К традиционному
6. Производительность труда на заводе увеличилась в 2 раза за счет нового оборудования. Какой фактор интенсивного роста демонстрирует этот пример?
- повышение квалификации работников
- Научно-технический прогресс
- Рациональное распределение ресурсов
- Экономия на зарплате работников
7. Верны ли следующие суждения?
А . Экономическим развитием называют важные изменения в хозяйственной деятельности страны , ее экономике.
Б . Экономическое развитие характерно для развивающихся стран, развитым государствам присущ экономический рост.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Установите порядок фаз экономического цикла, начиная с экономического подъема.
- Экономический спад
- Депрессия
- Оживление
- Экономический подъем
9. Установите соответствие:
Причины экономических циклов:
А) войны 1) внешние
Б) сокращение производства 2) внутренние
из-за низкого спроса на товары
В) изменение соотношения совокупного
спроса и предложения
Г) денежная политика
Д) крупные нововведения
Е) природные причины (землетрясения и т.д.)
10. Какой термин в ряду лишний?
Земля, труд, капитал, ВВП
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Типы экономических систем
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ |
формы (типы) организации хозяйственной жизни, различающиеся: во-первых, по типу собственности; во-вторых, по способу решения главных вопросов экономики; в-третьих, по способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства |
ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем пользовании и владении (общины, племени), а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями |
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков |
КОМАНДНАЯ (плановая) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в собственности государства; распределение ограниченных ресурсов осуществляется также государством |
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА |
это такой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками так и государством |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рынок, условия возникновения, виды и функции
Условия возникновения рынка |
|||
Общественное разделение труда |
Экономическая обособленность производителей |
Самостоятельность производителя |
|
Рынок- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг |
|||
Признаки рынка |
|||
Нерегулируемое предложение |
Нерегулируемый спрос |
Нерегулируемая цена |
|
Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить |
Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать |
Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения |
|
Виды |
— Легальный (законный) — Нелегальный (теневой) |
Функции |
|
С точки зрения действующего законодательства |
Информационная |
||
-Потребительских товаров и услуг — Средств производства — Рабочей силы — Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений — Иностранных валют — Ценных бумаг — Научно-технических разработок и инноваций — Информации |
Посредническая |
||
По товарам и услугам |
Регулирующая |
||
-Мировой — Региональный -Национальный — Местный |
Санирующая |
||
По пространственному признаку |
Ценообразующая |
*Баранов П. А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы, М. : «Астрель», 2010, с. 141-142