Сегодня наблюдается тенденция к неуклонному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в управлении рыночной экономикой.
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы воздействия на рыночную экономику. Среди методов государственного регулирования рыночной экономики практически нет абсолютно непригодных для использования или абсолютно эффективных. Нам нужно все, и вопрос только в том, чтобы определить для каждого метода, экономических зон и ситуаций те ниши, в которых его применение наиболее целесообразно.
Поиск наиболее благоприятных форм и методов регулирования рыночной экономики — главная задача государства. Ведь от этих форм и методов государственного регулирования рыночной экономики зависит экономическое развитие любой страны.
В настоящее время глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в России, подняли ряд теоретических и практических вопросов о государственном регулировании рыночной экономики.
Политические и экономические изменения в российском обществе последних лет привели к необходимости определения нового подхода к оценке роли государства и его функций. Правильное использование методов регулирования рыночной экономики в ближайшем будущем поможет создать в нашей стране современную экономическую систему, обеспечивающую динамичное и эффективное развитие и рост благосостояния людей.
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы
Государство — это четко очерченная форма политической самоорганизации людей на данной территории. Особенность государства, в отличие от других общественных организаций, заключается в том, что оно воплощает универсальную волю всех его граждан и, с этой точки зрения, призвано выражать, защищать и реализовывать интересы всего общества.
Как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решающую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентном повышении жизненных стандартов, противодействии произволу корпораций и т.д.
Между государством и экономической системой существует тесная связь. Состояние экономики напрямую влияет на эффективность и жизнеспособность государства, а степень эффективности деятельности государственных органов имеет большое положительное или отрицательное влияние на состояние экономики. Экономическая система — одна из основополагающих составляющих государства.
Рыночные методы оценки природных ресурсов
... (центра) Глава 1 1.1 Рыночные методы оценки природных ресурсов В рыночной экономике цена всегда используется как ... ресурса, ресурс дематериализуется. Это и определяет подходы к методам оценки природных ресурсов. Прямые потребительные стоимости могут оцениваться с помощью любых методов, включая методы рентной оценки. При этом наличие неучтенных компонентов общей экономической ценности ресурса ...
Государственное регулирование макроэкономических процессов преследует несколько фундаментальных целей.
К ним, прежде всего, относятся:
- обеспечение условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующее воздействие государства, где это не приводит к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникаций и т.д.);
- защита самой общественно-политической системы от социальных потрясений.
Государственное вмешательство рассматривается как неизбежный и необходимый инструмент для устранения негативных последствий рынка.
Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка экономики, однако, он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Бедные слои населения, такие как пожилые люди, многодетные семьи, матери-одиночки и инвалиды, нуждаются в поддержке, которую рынок не может обеспечить.
Государство в лице правительства организует благотворительные фонды для помощи нуждающимся, вкладывает средства в производство товаров для бедных. Рынок не может гарантировать право на работу тем, кто может и хочет работать. Рынок не несет ответственности за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.).
Государство призвано:
1. Провести предварительную экспертизу планов строительства новых предприятий по экологической безопасности.
2. Запретить производственную деятельность, вредную для здоровья человека.
3. Принуждение предпринимателей к управлению капиталом для восстановления разрушенной природной среды.
4. Государство принимает меры по запрету монополии на активную поддержку малого и среднего бизнеса.
С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти и многие другие функции берет на себя государство, что свидетельствует о необходимости его вмешательства в макроэкономические процессы.
2. Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик
Государство призвано играть активную роль в регулировании экономических процессов и в принятии мер социальной защиты населения. Государство концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как:
- разработка экономической политики;
- развитие системы образования и здравоохранения;
- строительство и содержание транспортной сети;
- поддержание закона и порядка;
- обеспечение защиты окружающей среды и т.д.
Преследуя эти фундаментальные цели, государство в области регулирования рыночной экономики действует в нескольких направлениях.
Социально-экономическое движение населения и рабочей силы
... организации — организованные (государственными органами трудоустройства, федеральными миграционными органами, частными фирмами и т. д.) и неорганизованные (стихийные). Тенденции территориального движения основных возрастных групп населения РФ. Говоря о возрастной структуре населения регионов, можно ...
Во-первых, он создает инфраструктуру и среду для экономической деятельности.
Во-вторых, он формирует институциональную структуру, которая обеспечивает основные нормы и правила экономической деятельности.
В-третьих, создает благоприятную социальную среду, где осуществляется производство и воспроизводство субъектов и контрагентов экономической деятельности со всеми их ценностями, нормами, установками и т.д.
В-четвертых, он разрабатывает и реализует определенную экономическую политику, предназначенную, например, для определения приоритетных направлений экономического развития.
В-пятых, он осуществляет свою хозяйственную деятельность как активный субъект хозяйственной деятельности.
В-шестых, он устанавливает государственный заказ и осуществляет государственные закупки.
Государство является одним из крупнейших, а в некоторых секторах почти единственным покупателем и потребителем. Например, предприятия и корпорации оборонно-промышленного комплекса полностью загружены госзаказом. Продукция военного назначения занимает огромную долю государственного бюджета. Без государственной поддержки невозможно представить существование авиакосмической промышленности и освоения космоса.
Закупки из государственного бюджета создают для компаний стабильный и высокодоходный рынок сбыта. Для отдельных корпораций государство является основным покупателем.
Государственные расходы способствуют формированию общего климата в экономике и более или менее стабильного рынка для производителей. Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики.
Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертов. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).
Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Следует отметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и напрямую используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного потребления к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансферы имеют другое значение: они меняют структуру производства товаров для индивидуального потребления. Суммы, взимаемые в виде налогов одними слоями населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначены переводы, тратят эти деньги на другие товары, что приводит к изменению структуры потребления.
Налогообложение — еще один важный метод регулирования рыночной экономики. Налоги — основной источник бюджетных средств. В странах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов.
Некоторые из них очевидны, например, подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку они накладываются на производителей сырья и косвенно влияют на домохозяйства в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы. Одна из главных проблем — справедливость распределения налоговой нагрузки.
Проверочная работа «География основных типов экономики на территории России»
... с/х в промышленность 19. Экономика России на индустриальном этапе развития Просмотр содержимого документа «Проверочная работа по теме «География основных типов экономики на территории России»» Проверочная работа по теме «География основных типов экономики на территории России» 1.Дайте определения: хозяйство, ...
Задача государства — собирать налоги таким образом, чтобы удовлетворять потребности бюджета и при этом не вызывать недовольства у налогоплательщиков. Если налоговые ставки слишком высоки, начинается массовое уклонение от уплаты налогов.
Формы налогового и кредитного регулирования включают использование налогов и кредитов для воздействия на национальное производство. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство влияет на сокращение или расширение производства. При изменении условий кредита государство влияет на уменьшение или увеличение объемов производства.
3. Главные отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик
С начала «демократических» реформ российская экономика переживает глубокую рецессию, сопровождающуюся социально-политическим кризисом в стране.
Содержание кризиса вполне традиционное: в первую очередь падение производства и ухудшение уровня жизни населения.
Спад производства в России начался уже в 1991 г. Кризис в полном смысле этого слова начался в 1992 г., когда появились трудности со сбытом продукции и неплатежи. Уже весной 1992 г. размер неплатежей оказался столь значительным, что создалась угроза полной остановки производства. Правительство было вынуждено прибегнуть к клирингу на основе централизованных займов. С 1992 г. состояние российской экономики отвечает всем критериям экономического кризиса: усиливаются трудности с реализацией продукции, растут неплатежи, снижается рентабельность продукции, растет число убыточных предприятий, повышается уровень безработицы и т.д.
Основной причиной экономического кризиса стала проведенная рыночная реформа. Доходы рабочих формируют платежеспособный спрос на товары массового повседневного спроса. В результате реформы он резко снизился и продолжает снижаться, так как доля работающих в общих доходах населения неуклонно снижается. Так, если в 1992 г. доля заработной платы в сумме доходов населения составляла 70%, а предпринимательского дохода и дохода от собственности — 16%; то в 1996 г. эти величины соответственно составили 34% и 52%.
Фактором углубления кризиса являлся высокий уровень монополизма в российской экономике и отсутствие эффективного государственного регулирования цен. Это привело к хронической инфляции, которая привела к обесцениванию производственных фондов фирм и вызвала сокращение производства.
Возникновение и рост инфляции сопровождались процессами в области товарного и денежного обращения: стремительный рост цен (в 1992-1994 гг. они увеличились почти в 1000 раз); резкое падение объема предлагаемых товаров и услуг в реальном выражении (более чем на 50%); снижение ВВП (1992 г. – на 19%, 1993 – на 12%, 1994 – на 15%); падение инвестиций (1992 г. – на 40%, 1993 – на 12%, 1994 – на 26%).
Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход. Снижение темпов роста цен не означало достижения истинной финансовой стабилизации, поскольку бюджетный кризис, кризис неплатежей, нестабильность банковской системы и, прежде всего, стагнация экономики и инвестиций не сделали этого были преодолены.
Новая экономическая политика (1921-1928)
... и нэп. Новый экономический курс потребовал ... России: между нормой и аномалией. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 396 с. А.А. Плеханова, А.М. Плеханов. Московские чекисты в тайной войне. 1921-1928 ... мелкого и кустарного производства; вводился хозрасчет, создавались ... отступление в сфере экономики (углубление нэпа), ... мерой финансовой политики советской власти того ... в банке рефератов, и разрешения ...
Основной причиной возможного провала «гражданского» бюджетного дефицита было несоответствие и даже противоречие между двумя направлениями финансовой политики: денежно-кредитной и бюджетной. Денежно-кредитная политика привела к снижению объемов производства и доходов, в то время как налогово-бюджетная политика началась с предполагаемого увеличения, по крайней мере, номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 — 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция — сжатие спроса — в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Таким образом, государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения.
За рубежом дефляционная политика обычно проводится только в условиях «перегрева» экономической среды и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, что в конечном итоге обострило инфляционный процесс.
В годы реформ мы наблюдаем стихийную перестройку экономики, переориентацию с развития тяжелой промышленности как самоцели на рыночный спрос и с особым вниманием к конечному потреблению населения. Действительно, рухнула сама материально-техническая база производства страны и ее внешнеэкономический потенциал. Отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплексов из-за спроса на их продукцию на экспорт понесли меньший спад.
Трансформация российской экономики привела к приобретению характеристик экономики колониального типа, характеризующейся вывозом из страны сырья и импортом готовой продукции. В то же время в Россию в основном импортировались товары народного потребления, при этом резко сократился импорт производственного оборудования.
Наблюдался процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в трансформации структуры в сторону первичных, неквалифицированных, менее сложных в технологическом отношении производств, что могло привести к полной деградации научно-технического потенциала страны и усиления зависимости национальной экономики от мирового рынка.
Одним из факторов обострения экономического кризиса стала реформа организации внешнеэкономических связей. Отметим, что реорганизация внешнеэкономических отношений привела к обвальному спаду производства в ряде ключевых отраслей отечественного производства (сельское хозяйство, легкая промышленность, машиностроение), утрате продовольственной самостоятельности страны, превращению ее в топливно-сырьевой придаток развитых стран, экономически зависимое государство.
В августе 1998 г. разразился кризис неплатежей российского правительства и коммерческих банков. При этом наиболее значительно выросли цены в августе 1998 г. – 31,7%, в остальные месяцы темпы инфляции 2,2-9,7%. После отказа правительства России выплачивать внешние и внутренние долги в течение трех месяцев и удерживать курс рубля по отношению к доллару США в установленном коридоре обменного курса рубль резко упал.
Период с 1999 г. по 2003 г. можно охарактеризовать как восстановительный рост. Когда экономика начинает падать, со временем возникает реакция против этого спада. В 1999-2000 гг. особенно выросли экспорт и импортозамещающие отрасли.
Экономическая политика красных и белых
... с учебником. Стр. 58-59., Вопрос: Какие цели в политике были у белых?, Ответы: Непредрешение будущего России. Возвращение к старым порядкам. Слайд №8. Вопрос: Как решали аграрный ... тебя - привяжи к зубам!.. За агитацию...- Не договорив, хлопнул ладонью по желтой кобуре, перекосившей пояс, и уже мягче сказал: - Сегодня же свези на ссыппункт! Не то ...
С 2003 г. очевидно усиление централизованного начала в экономике, повышение экономической роли государства в развитии отечественного производства.
Состояние экономики России с 2004 года характеризуется стабильной и положительной тенденцией роста.
Структура производства ВВП увеличивается в сторону производства товаров (в 2003 году это показатель составлял 36,2%, в 2004 году — 35,9%, в 2005 — 37,8%, в 2006 – 39,1%) и в сторону обрабатывающих отраслей (в 2003 году это показатель составлял 50,2%, в 2004 году — 50,6%, в 2005 — 51,2%, в 2006 – 51,4%).
За девять месяцев 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное производство по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Наиболее быстрыми темпами росло производство в обрабатывающих отраслях. Предложение некоторых видов услуг, в частности связи и розничной торговли, растет быстрыми темпами.
Сегодня в России необходимо использовать следующие меры государственного регулирования.
Во-первых, активизация инновационной деятельности в национальной экономике. Основой национальной инновационной политики должна стать поддержка отечественной науки и промышленности.
Во–вторых, структурные трансформации.
Структурные сдвиги должны быть направлены как в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения структурных сдвигов требует принятия мер уже в настоящее время, т.к. не может быть решена в короткие сроки и является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В-третьих, стимулирование инвестиций.
Скачкообразное наращивание объемов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства – залог быстрого и качественного экономического роста. Для ускоренного экономического роста требуется порядково больший, нежели нынешний объем инвестиций.
Заключение
Таким образом, в данной работе рассмотрено государственное регулирование рыночной экономики.
Изложенный материал позволяет сделать следующие главные выводы.
Между государством и экономической системой существует тесная связь. Состояние экономики напрямую влияет на эффективность и жизнеспособность государства, а степень эффективности деятельности государственных органов имеет большое положительное или отрицательное влияние на состояние экономики.
Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка экономики, однако, он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.
Государство концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как разработка экономической политики, развитие системы образования и здравоохранения, строительство и содержание транспортной сети, поддержание закона и порядка, обеспечение защиты окружающей среды и т.д.
Государственные расходы способствуют формированию общего климата в экономике и более или менее стабильного рынка для производителей. Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики.
Налогообложение — еще один важный метод регулирования рыночной экономики. Налоги — основной источник бюджетных средств. В странах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов.
Роль и место внешнеэкономической деятельности в развитии экономики России
... «НЛМК», обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона. Объектом исследования выступает внешнеэкономическая деятельность ОАО «НЛМК». Предметом является роль и место внешнеэкономической деятельности в развитии экономики России. Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения, ...
Ответы на КТЗ
КТЗ-1
Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?
а) развитие системы образования;
- б) осуществление перераспределения доходов;
- в) поддержка предпринимательства;
- г) создание системы обороны государства.
Правильный ответ: б), в) Первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.
КТЗ-2
Меры (методы) экономической политики включают:
а) запрет;
- б) разработку и реализацию комплексных программ;
- в) принуждение;
- г) стимулирование.
Правильный ответ: а), в), г) это меры по разрешению, запрету или ограничению деятельности экономических субъектов, например, монополий.
Список использованной литературы
- Бабинцева Н.С. Некоторые новые подходы в экономической теории. — М.: Норма, 2006 г.
- Кочетков А.А. Основы экономической теории. — М.: Велби, 2006 г.
- Куликов Л.М. Основы экономической теории. — М.: Банки и биржи, 2007 г.
- Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. — М.: Инфра-М, 2006 г.
- Лобкович Э.И., Плотницкий М.И. Основы экономической теории. — СПб.: Бизнес-центр, 2006 г.
- Николаева И.П. Экономическая теория. — М.: КноРус, 2006 г.
- Романова Е.В. Экономическая теория. — М.: Экзамен, 2005 г.
- Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию. — М.: Инфра-М, 2006 г.
- Бессонов В.К., Изряднова О.А. Структурные сдвиги в российской экономике // Вопросы экономики. 2006. №8.
- Иларионов А.Н. Основные тенденции и итоги социально-экономического развития России // Российская газета. 2007. №6.
- Кузнецов В.П. Особенности функционирования рыночной экономики в России // Экономист. 2006 г. № 11.
- Рогов В.А. Современное состояние экономики России // Эксперт, 2007 г. № 9.
не сложно
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.