Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в рамках инновационного развития профессионального образования Российской Федерации одним из ключевых обновлений является оценка качества образовательных услуг. До недавнего времени качество подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования оценивалось самими учебными заведениями, поскольку отсутствовала система внешней оценки качества образования. В настоящее время на всех уровнях системы профессионального образования осознана необходимость создания прозрачной и объективной системы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей.
Основным аспектом качества среднего профессионального образования является адекватность результата образования существующим и перспективным потребностям непосредственных потребителей и основных заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны и потребители образовательных услуг это: обучающиеся, которые рассчитывают по завершению образования успешно трудоустроиться или продолжить образование на более высоком уровне; работодатели, профессиональные ассоциации, бизнес-сообщество; родители и их организации; общественные организации, занимающиеся проблемами молодёжи, органы местного самоуправления; государственные органы, регулирующие отдельные аспекты деятельности различных отраслей.
Особенности развития образовательных учреждений системы среднего профессионального образования определяются перспективами социально-экономического развития территорий и сложившейся структурой занятости населения в основных отраслях хозяйства, что во многом предопределяет требования заинтересованных сторон к качеству подготовки. Однако применяемые оценочные процедуры не позволяют объективно оценить соответствие и качество предоставляемых образовательных услуг наличным и перспективным потребностям регионального рынка труда.
Объектом исследования образовательная деятельность учреждений среднего профессионального образования.
Предметом исследования в курсовой работе оценка качества образовательных услуг как основа развития учреждений среднего профессионального образования.
Цель курсовой работы — рассмотреть систему оценки эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Бизнес-план финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
... рассчитать стоимость образовательной услуги учреждения 6) оценить возможные риски 7) составить финансовый план 8) сформировать предложения по совершенствованию организации финансов и их учета в МОУ «КСОШ №6» Бизнес-план включает разработку ...
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть современные требования к качеству среднего профессионального образования;, — охарактеризовать особенности образовательных услуг;
- осуществить анализ реформы системы образования и ее результаты
- провести мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений;
- рассмотреть группу показателей оценки эффективности образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений;
- рассмотреть методику оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения;
- охарактеризовать опыт осуществления оценки качества с участием потребителей и трудности субъектов оценки;
Методы исследования: анализ научной литературы, вторичный анализ нормативных правовых актов, методы интерпретации.
образование профессиональный учебный
1. Основные подходы к оценке эффективности деятельности государственного бюджетного учреждения
1.1 Современные требования к качеству среднего профессионального образования
В настоящее время принципиально изменяются требования к качеству среднего профессионального образования в целом и качеству подготовки специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики России. Условия высокотехнологичных и инновационных производств требуют от работников широты общего и профессионального кругозора, способности осваивать все новые и новые виды профессиональной деятельности, быстро ориентироваться в ситуации новых экономических, технологических и организационных изменений, осваивать новое содержание, формы и способы труда. Сегодня востребованы такие умения, как: принимать решения, работать в команде, использовать информационно-коммуникационные технологии, постоянно повышать профессиональную квалификацию Барановская Н. Рента для студента Известия. 2011. 3 сент. С. 54..
Развитие образовательных учреждений системы среднего профессионального образования обусловлено перспективами развития социально-экономической сферы региона, сложившейся структурой занятости населения в основных отраслях хозяйства, тенденциями рынка труда, демографической ситуацией. Изменяется структура управления образовательными учреждениями — появляются общественно-государственные формы управления (Попечительские, Наблюдательные, Управляющие советы).
Введение новых стандартов на компетентностной основе требует пересмотра и перепроектирования всего процесса обучения и учебной среды образовательных учреждений. Новые механизмы финансирования и внедрение новых форм хозяйствования на принципах автономии способствуют расширению спектра образовательных услуг и повышению их качества в соответствии с наличными и перспективными потребностями регионального рынка труда.
Однако реализуемые сегодня модели оценки качества образовательных услуг не являются инструментом управления и развития образовательной деятельности, направленной на опережающее развитие кадрового потенциала экономики региона.
Большая часть исследований посвящена изучению вопросов оценки качества с точки зрения государственных органов управления образования и самооценки образовательных учреждений общего и высшего профессионального образования. Исследования в основном касаются различных аспектов, систем, моделей оценки качества федерального, регионального и муниципального уровней общего образования, и в значительно меньшей степени — учреждений среднего профессионального образования Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2008. С. 54..
Экономическая оценка бренда образовательного учреждения тема ...
... паспорта специальности ВАК РФ. Объектом исследования является экономическая оценка бренда образовательного учреждения на рынке высшего профессионального образования города Набережные Челны Республики Татарстан. Предметом исследования ... адресу: 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145, ауд. 703. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики ...
Анализ подходов позволил выделить ряд продуктивных идей, связанных с оценкой качества:
- ориентация в оценке качества на самооценку обучающихся (А.М. Новиков, Н.Ю. Посталюк);
- привлечение к проведению процедур оценки качества институтов гражданского общества (О.Ф.
Батрова, В.Г. Бацын);
- делегирование функции оценки качества управляющим советам (А.М. Моисеев, А.А. Седельников, И.В. Клемешова, О.Г. Кондратьева, С.Г. Косарецкий);
- специально организованное обучение общественных управляющих (А.Б.
Бакурадзе, А.А. Седельников, Н.В. Акинфиева, А.П. Владимирова);
- активные формы организации экспертизы качества образования (А.Н. Тубельский, А.Г. Каспржак, Н.Б. Крылова, Н.Ю. Конасонова, О.Е. Лебедев, Т.Г. Новикова) и общественной аккредитации (Е.Я. Коган, В.А. Прудникова, Ю.А. Ферапонтова).
Анализ показал, что разработаны различные аспекты оценки качества образовательных услуг, но отсутствует целостный взгляд на оценку качества с точки зрения потребителя образовательных услуг. Проблема теоретического обоснования модели оценки качества как основы развития учреждений среднего профессионального образования в ответ на изменяющиеся потребности заинтересованных в профессиональном образовании сторон является актуальной.
1.2 Особенности образовательных услуг
Процесс реформирования образовательной сферы происходит сразу по нескольким направлениям, в т.ч.:
- реформа общеобразовательной школы, включающая введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА), а также перевод школ на нормативно-подушевое финансирование и, как следствие, процесс объединения малокомплектных и сельских школ;
- реформа высшей школы, направленная на изменение принципов финансирования средних профессиональных учебных заведений — нормативное финансирование каждого бюджетного места, кроме того, происходящий процесс слияний и объединений университетов с целью повышения эффективности образовательного процесса, проводимый на основе ежегодного мониторинга эффективности деятельности средних профессиональных учебных заведений и их филиалов;
- реформа научной сферы, связанная с принятием Закона о Российской академии наук, в котором меняется статус академии и происходит перераспределение полномочий по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления у академии.
Образование в обществе является одним из основных источников экономического роста, социальной стабильности, необходимым условием модернизации экономики. Реализация системой образования своих функций элемента механизма трансформации экономики, инструмента роста и реализации интеллектуального и профессионального потенциала населения требует всесторонней оценки его эффективности Петров С.М., Грудцына Л.Ю. Перспективы формирования системы среднего профессионального образования в России Административное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 43..
Образование за рубежом
... со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями. - стимулирование значительной дифференциации среднего образования. - широкие возможности для последипломного образования. - ... на приоритетах образования, осознается его особая динамизирующая социально-экономическая и цивилизационная ... «Наша система образования, внешне столь впечатляющая из-за количества обучающихся в ...
Проблема оценки эффективности образовательных услуг имеет существенную практическую значимость применительно к услугам среднего профессионального образования. Эффективность образования принято рассматривать как производную от двух взаимосвязанных принципиальных частей.
Первая состоит из оценки внутреннего состояния услуги, что включает в себя педагогический персонал, программы, учащихся, инфраструктуру, внутреннюю и внешнюю среды, определяющие жизнь учебного заведения.
Вторая связана с уровнем интенсивности и характером спроса на образовательные услуги (оценка качества образовательной услуги способностью выпускников внедриться на рынок занятости и показателем «польза для общества») внутри отдельного региона.
Для определения понятия эффективности образовательных услуг приведём определение услуги и выделим её основные особенности.
Услуги — объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей. Услуга представляет собой неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Основное предназначение услуг — удовлетворять изменяющиеся потребности населения. Именно в силу быстрого роста количества новых потребностей, сфера услуг в последние десятилетия претерпевает значительное развитие.
Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности.
Выделяют ряд особенностей услуг как таковых. Услуги, в том числе и образовательные, обладают пятью основными характеристиками: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества, недолговечность (несохраняемость) и отсутствие владения.
Неосязаемость услуги означает, что её нельзя продемонстрировать, до приобретения услугу невозможно оценить ее характеристики как потребленного продукта. Для обоснования принятия решения о приобретении услуги покупатели ищут «сигналы» качества услуги. В образовании это: образовательные программы, стандарты, субъективные оценки участников образовательного процесса и потребителей услуги. Неотделимость услуги означает, что её нельзя отделить от источника. Во-первых, преподаватель не может предоставить услугу, если в аудитории нет студентов. Вследствие того. Во-вторых, услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их в том смысле, что любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а. следовательно, изменить и спрос. Особенность образовательных услуг в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Третьей характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и участие в процессе их предоставления других потребителей. Непостоянство качества услуги означает, что её качество может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как её предоставляет. Непостоянство образовательной услуги имеет ещё одну причину — изменчивость «исходного материала», то есть обучающегося. Недолговечность услуги означает, что её нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Например, образовательное учреждение взимает плату со студента независимо от количества посещённых и пропущенных занятий Харькова Е.В. Участие работодателей в образовательном процессе Профессиональное образование. Столица. 2011. №10. .
Государственная поддержка создания и развития инновационных образовательных ...
... образовании" развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. Становление автономии образовательных учреждений сопровождается ...
Для образовательных услуг характерно, что учебная информация может быть подготовлена и сохранена в раздаточных материалах, книгах, на кассетах, электронных дисках. Однако следует подчеркнуть, что знания быстро устаревают в силу стремительного движения научно-технического прогресса.
Для образовательных услуг недолговечность имеет ещё два аспекта. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объёме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Всё это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение образовательных услуг уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задаёт требование непрерывности образования.
Отсутствие владения означает, что в отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. Из-за отсутствия владения учреждения, предлагающие образовательные услуги, должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки.
Рассмотренные особенности образовательных услуг в существенной степени усложняют проблему оценки эффективности данных услуг.
1.3 Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений
На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года.
Причем необходимость проведения реформы российской системы образования практически ни у кого не вызывает сомнений, однако механизмы реформирования настолько дискуссионные и неоднозначные, что делают Министерство образования и науки РФ одним из основных ньюсмейкеров, особенно в преддверии нового учебного года.
В августе — сентябре 2013 г. Минобрнауки провел второй полномасштабный мониторинг эффективности деятельности средних профессиональных учебных заведений, в т.ч. и их филиалов. Основными показателями оценки эффективности средних профессиональных учебных заведений являются:
- образовательная деятельность, а именно средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки специалистов как за счет бюджетных средств, так и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами. Пороговое значение для средних профессиональных учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга составляет балла, для региональных средних профессиональных учебных заведений — 60;
- научно-исследовательская деятельность — объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника.
Норматив для Москвы — 000 руб. в год, для Питера — 000 руб. и для региональных средних профессиональных учебных заведений — 000 руб. в год научных денег на одного преподавателя;
- международная деятельность — удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по основным общеобразовательным программам высшего профессионального образования, в общем числе студентов вуза (приведенном контингенте).
3 стр., 1443 слов
Формирование современного преподавателя через механизмы и формы ...
... компетентностью. Повышение квалификации педагогов - это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков, который должен стать частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы. Вопросы повышения квалификации преподавателей в системе профессионального и технического образования ...
Норма для Москвы и Санкт-Петербурга — 3%, для регионов — 1%;
- финансово-экономическая деятельность — доходы вуза из всех источников (бюджетные и внебюджетные поступления) в расчете на одного научно-педагогического работника.
Для Москвы и Питера норматив — 1 500 000 руб. в год, для региональных средних профессиональных учебных заведений — 1 100 000 руб. в год;
- инфраструктура — общая площадь учебно-научных помещений в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления;
- трудоустройство — новый показатель оценки средних профессиональных учебных заведений в 2013 г., включающий удельный вес численности выпускников вуза, обучавшихся на очной форме обучения, не обращавшихся в службы занятости для содействия в трудоустройстве в течение первого года после окончания обучения в вузе, в общем числе выпускников.
Пороговое значение определяется как медиана выборки группы средних профессиональных учебных заведений соответственно Москвы, Санкт-Петербурга, а также группы средних профессиональных учебных заведений, распределенных по федеральным округам.
По результатам мониторинга среднее профессиональное учебное заведение будет отнесено к группе эффективных при условии достижения пороговых значений для любых трех из шести показателей. В противном случае вуз относится к группе средних профессиональных учебных заведений, имеющих признаки неэффективности.
2. Методические подходы к оценке эффективности образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений, 2.1 Подходы к оценке эффективности образовательных услуг средних профессиональных учебных заведений
Существующие подходы к оценке эффективности образовательных программ могут быть сгруппированы различным образом: показатели эффективности и показатели результативности. Обе группы показателей содержат как частные, так и общие показатели.
Сам термин «эффективность», который в общем виде рассматривается как результативность — соответствие результата задачам, — в большей степени используется для процессов в экономических системах, с точки зрения соотношения затрат и результатов их функционирования.
Результативность в сфере среднего профессионального образования исследуется чаще всего в рамках концепции человеческого капитала, разработанной в экономической неоклассической теории (Т. Шульц. Г. Беккер и др.) и предполагающей, что знания и умения в современных условиях становятся капиталом, приносящим доход, напрямую зависящий от инвестиций в них. Обучение и его результаты могут рассматриваться в связи с экономическими показателями развития государства, региона, отдельной организации Образовательная политика России на современном этапе. Доклад в Государственном Совете РФ. М., 2011. С. 19..
Проблематика инвестирования в умения и знания, в инфраструктуру обучения людей разных возрастов исследуется на микро- и макроуровнях: для индивидуумов, компаний и экономики в целом. Например, в зависимости от уровня (макро- или микро-), на котором анализируется отдача от инвестиций в продолжающееся образование, может рассматриваться влияние более образованной рабочей силы на экономический рост (внешняя отдача), или формирование более благополучного положения обучающегося (более высокой заработной платы, интересной работы, возможностей адаптации к изменениям).
Контрольная работа: Экономическая оценка инвестиций
... спрогнозировать спрос на новую продукцию. Необходимо рассчитать экономические показатели инвестиционного проекта при условиях, содержащихся в табл.9.1 - 9.5 Режим работы организации - 2 смены по 8 часов. В ... Необходимо 100 м 2 дополнительных площадей, стоимость аренды - 50 руб/м2 в год. Инвестиции - свои и заемные средства (10% от дополнительных капитальных вложений в основные фонды ...
К внешним эффектам обучения можно также отнести улучшение показателей работы и конкурентоспособности предприятий и организаций, пользу для их клиентов.
Эффективность образовательной деятельности возможно оценивать с позиций образовательного учреждения, потребителей образовательной услуги, работодателей и государственных органов управления, как на федеральном, так и на региональном уровне.
С позиции интересов государства реализация образовательных программ имеет прямые и косвенные эффекты. Прямые эффекты выражаются в росте ВВП в результате осуществления образовательной деятельности. Доля фактора образования в приросте национального дохода весьма велика. По оценкам экспертов участие отрасли образования собственно в формировании ВВП в развитых странах с рыночной экономикой составляет 6,1%, в России этот показатель согласно статистическим данным не достигает 3%.
Косвенные эффекты отражают воздействие образования на иные хозяйственные и социальные процессы. Уровень образованности в стране оказывает влияние на инновационность экономики, на социальное поведение.
В качестве основных критериев образовательной программы возможны два вида критериев:
- критерии экономической эффективности, характеризующие оценку вклада программы в экономическое развитие Российской Федерации в целом, включая как прямые, так и косвенные (возникающие в сопряженных отраслях) эффекты;
- критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Общая формула эффективности — отношение целевого результата (проектного или реального) в натуральном или стоимостном выражении к затратам на программу, исчисляемым чаще всего в стоимостном выражении. Трудности для использования формулы обусловлены такими факторами, как: много — компонентность и многомерность результатов программы; разнородность затрат на разработку и реализацию программы — наличие неявных и сопряженных затрат; наличие не только количественных, но и качественных эффектов; сложность идентификации эффектов, обусловленных реализацией образовательной программы, отделения их от эффектов, вызванных иными факторами.
Несмотря на трудности, применение формулы представляется возможным в разных вариантах сочетания расчетных и экспертных оценок.
Оценка эффективности образовательных программ с позиции интересов региона имеет много общего с соответствующей оценкой с позиций государства в целом. В то же время региональный фактор накладывает некоторые особенности, поскольку региональная экономика является относительно более открытой системой в сравнении с национальной экономикой: движение рабочей силы, капитала и иных ресурсов и результатов хозяйственной деятельности сдерживается в меньшей степени, если рассматривать межрегиональные потоки в сравнении с межстрановыми Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг Юрист. 2013. № 6. С. 16..
Оценка изменения этих характеристик как результата образовательной деятельности или отдельных образовательных программ является весьма проблематичной. Возможны лишь приблизительные оценки, реализуемые с помощью экспертных методов, с применением качественных или рейтинговых оценок. Так, Е.Н. Синдяшкина предлагает следующую методику оценки. Каждый вид эффекта оценивается по трем критериям: направление действия (положительный — отрицательный), степень выраженности эффекта (слабый, умеренный, значительный) и масштабы охвата населения; вводится балльная шкала оценки, например, слабый эффект, охватывающий незначительную часть населения, оценивается в 1 балл, значительный эффект, охватывающий большинство населения — в 5 баллов (с соответствующим знаком); суммируются оценки по разным видам эффекта и выводится интегральная оценка социального эффекта.
В ситуациях, когда формализованные методы не могут быть применены, для сопоставления различных видов эффекта следует использовать качественные оценки. Инструментами измерения качественных эффектов могут выступать анкетирование, опросы, интервью.
Оценка эффективности образовательных программ с позиции интересов образовательного учреждения должна отражать тот факт, что образовательные учреждения, преследуя свои интересы, являются как правило, субъектами, созданными государством для удовлетворения общественных потребностей.
Образовательные учреждения в первую очередь должны проводить оценку качества своих образовательных услуг в соответствии с требованиями, установленными государственными органами контроля. Основной процедурой системы оценки качества образовательных услуг, сложившейся сегодня в России, является государственная аккредитация образовательных учреждений.
Повышение эффективности образовательной деятельности требует применения более результативных педагогических технологий. В рамках дополнительного профессионального образования особое место среди инновационных педагогических технологий занимает модульное обучение, как наиболее мобильная, гибкая, динамичная технология, учитывающая индивидуальные возможности обучающегося, и особенно актуальная в условиях быстро меняющихся потребностей рынка труда.
Модульная система обучения предполагает изменение методики и технологии обучения, изменение организации учебного процесса. Введение модульной системы предполагает, что каждая дисциплина или модуль имеют фиксированную нагрузку. Нагрузка определяется исходя из: задач, результатов, которые должны быть получены; времени, которое необходимо затратить среднему студенту для их достижения.
В силу своей гибкости, высокой технологичности модульное обучение позволяет наиболее рационально использовать резервы самого образовательного процесса и участвующих в нем людей.
Наиболее перспективным направлением развития модульного обучения являются его сочетание с компьютерным и дистанционным обучением, в обучающем консультировании Онокой Л.С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования СоцИс. 2004. № 2. С. 54..
Оценку эффективности реализации модульной технологии обучения с позиции образовательного учреждения можно осуществить по следующим показателям: экономическим, психологическим, социальным и педагогическим.
Педагогические показатели эффективности модульной технологии обучения могут быть получены в процессе мониторинга качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. С этой целью анализируются: посещаемость, этапная и итоговая (экзаменационная) успеваемость, уровень владения знаниями и опытом.
Экономическая эффективность образования для личности определяется успехом личности, ее благосостояния и карьеры.
Одним из методов оценки результатов образовательной программы может быть Модель Д. Кирпатрика, включающая четырех-уровневую оценку образовательной программы: уровень 1 — реакция обучаемого на само обучение; уровень 2 — усвоенное содержания обучения; уровень 3 -изменение поведения обучаемого после прохождения обучения; уровень 4 -изменение эффективность компании как следствие прохождения обучения.
Реализация представленного подхода к оценке эффективности образовательных услуг с позиций интересов различных участников позволяет сформировать такие образовательные программы, которые в наибольшей степени соответствуют целевым установкам заказчиков и «потребителей» образовательных услуг.
2.2 Методика оценки эффективности деятельности среднего профессионального учебного заведения
При анализе показателей, на основе которых определяется эффективность деятельности средних профессиональных учебных заведений, наиболее дискуссионными являются финансово-экономический и инфраструктурный, т.е. количество разработанных образовательным учреждением денег и общее количество имеющихся в его распоряжении учебных и научных площадей. На первый взгляд данные показатели не имеют ничего общего с главной целью функционирования средних профессиональных учебных заведений — подготовкой высококачественных и конкурентоспособных специалистов для рынка труда. Однако если проводить более глубокий анализ, то в выделении Минобрнауки вышеуказанных критериев оценки эффективности средних профессиональных учебных заведений есть логика.
Так в условиях открытости получения высшего профессионального образования и свободной рыночной конкуренции у средних профессиональных учебных заведений появилась возможность не только обучать студентов за счет бюджетных ассигнований, т.е. получая государственное задание на подготовку кадров соответствующей квалификации, но и привлекать студентов, готовых самостоятельно оплачивать свое обучение. В результате общий бюджет образовательного учреждения складывается из двух основных частей — субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные средства) и средств от платной образовательной деятельности (внебюджетные средства).
Кроме того, образовательные учреждения могут и должны зарабатывать деньги за счет науки, получая различные гранты РФФИ, РГНФ, ФЦП, а также заключать договоры с коммерческими структурами на научные разработки.
Суммированно доходы от образовательной и научной деятельности, как бюджетные, так и внебюджетные, у большинства государственных федеральных средних профессиональных учебных заведений составляют — 90% всех средств учреждения. Оставшиеся — 20% бюджета учебные заведения зарабатывают за счет оказания различных услуг коммерческого характера, в т.ч. оплаты проживания в общежитиях, доходов от студенческих столовых и буфетного обслуживания, реализации книгоиздательской продукции, услуг типографий, оргвзносов на проведение различных мероприятий (конференций, круглых столов, форумов) и т.д. У средних профессиональных учебных заведений с высоким качеством образования и развитой научной деятельностью объемы бюджетных и внебюджетных источников финансирования сопоставимы, что характеризует как наличие бюджетных мест и получение государственного задания, так и высокую конкурентоспособность образовательного вуза на рынке коммерческого образования, т.е. значительное количество студентов, самостоятельно оплачивающих свое образование Березин И. Интеллектуальный капитал Эксперт. 2012. № 25. С. 69-70. .
В результате, анализируя доходы среднего профессионального учебного заведения в расчете на одного научно-педагогического работника, можно сделать вывод, насколько востребованы услуги, предоставляемые учебным учреждением. Также нужно понимать, что государство не в состоянии полностью финансировать сферу среднего профессионального образования, оно должно направлять бюджетные ассигнования в первую очередь на подготовку специалистов по приоритетным для национальной экономики направлениям, специальностям и профилям. Поэтому образовательные учреждения должны активно бороться не только за бюджетные средства, но и за привлечение коммерческих студентов, при этом качество образования, как для бюджетных, так и для платных студентов должно оставаться одинаково высоким. В противном случае объем коммерческого набора будет снижаться из-за невостребованности специалистов, выпускаемых образовательным учреждением, и, как следствие, финансовая ситуация в учебном заведении также будет ухудшаться. Из приведенных обоснований становится понятно, что наличие в мониторинге эффективности средних профессиональных учебных заведений показателя по объему финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, безусловно, необходимо и целесообразно.
Еще более спорным показателем в мониторинге, проводимом Минобрнауки, является площадной показатель — количество квадратных метров учебных и научных помещений в образовательном учреждении в расчете на одного студента. Конечно, для ряда гуманитарных и творческих специальностей показатели количества и качества аудиторного учебного фонда не столь принципиальны. Хорошего историка, филолога или даже актера можно подготовить и в небольших помещениях, не оборудованных компьютерной техникой и различными приборами. Однако надо понимать, что в современных условиях образовательное учреждение — это крупный образовательный центр, в рамках которого производится подготовка студентов по десяткам направлений, специальностей и профилей, в т.ч. и по высокотехнологичным. В этих условиях меняется и подход к оснащенности учебных помещений, общему их объему и качеству научных лабораторий. Ведь хорошего физика, медика, спортсмена или инженера без соответствующих профессионально оборудованных учебных помещений и научных лабораторий сегодня подготовить невозможно.
Анализируя площадь учебных и научных помещений, можно сделать вывод о том, действительно ли вуз располагает возможностью профессиональной подготовки студентов по разным специальностям. И имеет ли возможность для каждого направления подготовки предоставить отдельные оснащенные учебные аудитории или в одних и тех же кабинетах готовятся и физики, и филологи, и будущие врачи — чего в принципе не должно быть. Таким образом, для крупных и разноплановых средних профессиональных учебных заведений критерий инфраструктурной обеспеченности вполне логичен и целесообразен.
В целом анализ деятельности учреждений среднего профессиональной образования по открытым и понятным критериям производить нужно. Выделить один критерий, характеризующий качество образовательной услуги, наверное, просто невозможно. Поэтому предложенные министерством шесть оцениваемых показателей эффективности деятельности средних профессиональных учебных заведений все-таки логичны и во многом объективны. Причем для вхождения в состав перечня эффективных средних профессиональных учебных заведений достаточно выполнить нормативные значения по любым трем показателям, что вполне гуманно.
2.3 Опыт осуществления оценки качества с участием потребителей и трудности субъектов оценки
Теоретические основы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей» посвящена разработке и теоретическому обоснованию модели оценки качества образовательных услуг.
Оценка в данном исследовании рассматривается как деятельность, которой присущи все атрибутивные характеристики деятельности (субъект, цель, метод, средства, результат).
Основное предназначение оценки качества состоит в обеспечении:
- диагностики наличного уровня развития образовательного учреждения и зоны его ближайшего развития, соответствующей целям качественного и доступного профессионального образования;
- целостности образовательного учреждения, сохранении баланса между процессами функционирования и развития;
- стабильности процессов развития в учреждениях СПО за счет обеспечения обратной связи и получения информации об изменяющейся внешней и внутренней ситуации;
- открытости образовательного пространства учреждений СПО;
- усиления взаимодействия учреждений СПО с работодателями и представителями социума посредством создания социально-профессиональной среды;
- запуска инновационных процессов развития образовательных учреждений посредством актуализации проблемных точек и разрывов в деятельности;
- условий для достижения трех целей: развития потенциальных способностей к реализации экспертно-оценочной деятельности и постоянный рост самостоятельности (субъектности) участников оценочных процедур; повышение эффективности работы образовательного учреждения; повышение качества образования Беспалов М.
Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2013. № 8. С. 45..
Сформулированы основные принципы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей:
- прогностичности, в соответствии с которым оценка качества ориентируется на зону ближайшего развития образовательного учреждения;
- коллегиальности и согласованности, согласно которому организуется диалог, выявление, учет и согласование интересов, критериев и норм деятельности всех привлеченных к оценке качества различных представителей граждан, профессиональных ассоциаций, объединений работодателей, обучающихся и их родителей, общественных организаций;
- адекватности, предусматривающий, что сформулированные с участием потребителей критерии оценки соответствуют исследуемым объектам;
- комплексности, вариативности и гибкости организационных форм, обеспечивающий использование разнообразных групповых и индивидуальных форм оценки для максимального обеспечения охвата и включенности субъектов в оценочные процедуры;
- систематичности и цикличности, предполагающий осуществление оценочных процедур на различных этапах цикла образовательных услуг (от проектирования до реализации конкретного занятия — модуля — учебного курса — целостного процесса обучения) и по различным объектам (условия, результат, процесс);
- открытости и гласности, предусматривающий открытые каналы коммуникации получения информации об изменяющейся внешней и внутренней ситуации, пригодной для принятия управленческих решений по повышению качества образовательных услуг.
В соответствии с этими подходами и принципами строится структурно-функциональная модель оценки качества образовательных услуг с участием потребителей (Приложение 1).
Данная модель имеет самостоятельную ценность как инструмент организационного управления при реализации стратегических планов развития образовательных учреждений или ситуативной реорганизации деятельности. Понимая качество образования как степень соответствия результата образования ожиданиям различных субъектов образования (обучающихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательным целям и задачам, ключевое предназначение оценки качества заключается в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп потребителей.
Модель оценки качества образовательных услуг потребителями представлена через описание следующих элементов: функции, цели, содержание, методы и формы оценки качества образовательных услуг.
Функции оценки: диагностическая (получение информации для улучшения качества образовательных услуг), рефлексивная (анализ, критика и нормирование деятельности), прогностическая (опережающий характер оценки, позволяющий выявить направления развития), формирующая (развитие потенциальных способностей субъектов в процессе оценки, формирование новых типов взаимодействий), контролирующая (получение информации о сбоях и разрывов в образовательной деятельности), информационно-аналитическая (сбор и анализ информации).
Цель оценки качества образовательных услуг — получение информации о состоянии и направлениях повышения качества образовательных услуг для принятия управленческих решений, разработки планов и перспектив развития. В случае появления проблемных ситуаций (несовпадения с потребительскими требованиями) оценка призвана выявить причины появления проблем в ходе реализации образовательных услуг. Основной целью оценки является выявление ключевых точек, нуждающихся в улучшении, и прогноз путей улучшения. В зависимости от цели оценка может быть формирующей или итоговой, суммирующей.
Содержанием оценки является определение качества целей, условий, процесса, результатов образовательных услуг субъектами оценки (различными потребителями) в соответствии с выбором объекта оценки. В качестве субъектов оценки качества образовательных услуг выступают потребители услуг (представители местного сообщества и общественных организаций, работодатели, представители бизнеса и профессиональных сообществ, обучающиеся и их представители (родители) Березин И. Интеллектуальный капитал Эксперт. 2012. № 25. С. 69-70. .
Объектом оценки качества образовательных услуг может быть все, что входит в сферу этих услуг и, так или иначе, влияет на качество их осуществления. В качестве объектов оценки выступают: миссия, цели и стратегия образовательного учреждения; образовательные и воспитательные программы; образовательная среда и уклад; проекты и программы инновационной и экспериментальной деятельности; деятельность педагогических работников (в комплексе или индивидуально); результаты образовательных услуг.
Оценка может производиться на различных стадиях процесса проектирования и производства образовательных услуг (табл. 1).
Таблица 1 — Структура процесса оценки качества образовательных услуг с участием потребителей
Этапы |
Проектирования (образовательных услуг, образовательных программ, программ развития) |
Оказания образовательных услуг (реализации программ) |
Рефлексивный (итоговый) и «пост-обучения» |
Цели |
Установление потребительских требований к условиям и результатам услуг, определение показателей качества для фиксации в нормативных документах |
Определяются фактические значения показателей качества по результатам контроля, оценивается уровень качества и принимаются соответствующие решения по управлению качеством. |
Оценивается уровень качества результатов для принятия управляющих решений, направленные на развитие образовательных услуг |
Субъекты оценки |
Представители всех заинтересованных сторон: обучающиеся и их представители, работодатели, представители общественности и местного самоуправления, работники ОУ и др. |
Обучающиеся (максимально, на всех стадиях и этапах); работодатели, члены профессиональных ассоциаций, привлеченные для участия в педагогическом процессе, практике, аттестации |
Представители работодателей, профессиональных сообществ, участвующих в учебном процессе, практике, стажировке, итоговой аттестации. Молодые специалисты |
Критерии оценки |
Соответствие замыслов и проектов развития (новых услуг) социально-профессиональному контексту, потребностям заинтересованных сторон |
Соответствие ожиданиям потребителей. Изменения в уровне развития профессиональных и личностных компетенций |
Уровень развития профессиональных и личностных компетенций. Соответствие результатов социально-профессиональному контексту, потребностям заинтересованных сторон |
Ведущие методы и формы |
Различные формы и методы открытых обсуждений, общественная экспертиза, общественные слушания, ОДИ, опросы общественного мнения, фокус-группы, семинары, тематические группы, консультации |
Общественно-профессиональная аттестация, рефлексия, аутентичные способы оценивания. Ассесмент-центр, опросы, наблюдения, тестирование, метод проектов, устное собеседование, кейсы или проблемно-ориентированные задания |
Общественно-профессиональная экспертиза. Независимая сертификации профессиональных компетенций. Анкетирование, структурированные интервью или устные опросы |
Главный показатель качества объекта оценки — это соответствие объекта своему назначению, т.е. целесообразность. На основании структуры объекта оценки выделяются показатели, строится и ранжируется их иерархическая система. Уровень качества образовательных услуг можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив их с показателями, разработанными потребителями, в зависимости от цели оценки, можно сделать выводы:
- качество оцениваемых образовательных услуг выше или ниже, или на уровне базового значения;
- качество образовательных услуг соответствует или не соответствует установленным потребительским требованиям.
В качестве ведущих методов и форм выступают: общественная экспертиза, проектная деятельность, социальные практики, организационно-деятельностные игры, событийная деятельность, социальные инициативы конкурсы, рефлексия.
Модель оценки качества образовательных услуг ориентируется на диагностический характер, выявление слабых сторон процесса формирования профессиональных компетенций и определение путей его улучшения. Определены уровни участия потребителей в оценке качества: отсутствие участия (манипулирование), символическое участие (информирование, учет мнения), реальные полномочия (партнерство, общественно-государственное управление) Образовательная политика России на современном этапе. Доклад в Государственном Совете РФ. М., 2011. С. 84..
Условия привлечения экспертов для осуществления потребительской оценки: добровольность, ясность и привлекательность целей деятельности, альтернативность позиций, независимость экспертов, предоставление необходимой информации, демократический стиль организации экспертных процедур, получение значимых для развития результатов, гибкость и быстрота реагирования на выявленные проблемы.
Заключение
Оценка качества образовательных услуг с участием потребителей является системообразующим элементом процесса развития образовательного учреждения, наличие которого позволяет повысить качество образовательной деятельности, обеспечив проектирование и реализацию образовательных услуг с учетом запросов различных групп потребителей, с которыми налажены партнерские отношения в рамках социально-профессиональной среды.
В исследовании выявлены принципы оценки качества образовательных услуг с участием потребителей (прогностичности, коллегиальности и согласованности, адекватности критериев оценки, комплексности, вариативности и гибкости организационных форм, систематичности и цикличности осуществления, открытости и гласности процедур оценки качества).
Определено, что оценка качества образовательных услуг должна быть направлена на развитие социально-профессиональной среды как сообщества субъектов, заинтересованных в развитии конкретного образовательного учреждения.
В ходе исследования разработана структурно-функциональная модель оценки качества образовательных услуг с участием потребителей, представленная функциями, целями, содержанием, методами и формами. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило эффективность реализации модели оценки качества образовательных услуг с участием потребителей.
Данная модель может быть успешно использована для развития учреждений среднего профессионального образования, отличающихся как по уровню ресурсной обеспеченности, так и по специфическим региональным особенностям при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: наличие управленческих команд, открытых к внешней экспертизе собственных результатов деятельности и готовых к развитию, а также ориентированных на партнерские отношения с потребителями образовательных услуг; неформальная работа органов государственно-общественного управления и структур оценки качества; специальная подготовка организаторов экспертно-оценочной деятельности и экспертов; обеспечение участия в оценочных процедурах экспертов (привлекательность целей, альтернативность позиций, значимость результатов).
Перспективным является построение инвариантной модели оценки качества образовательных услуг потребителями для сферы среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) Российская газета. № 303. 31.12.2012.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. Электронный документ. Режим доступа: rpp.nashaucheba.ru/docs/index-12590.html
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 — 2015 годов (разработан Минэкономразвития России) Администратор образования. 2012. № 20.
4. Акулич, М.М. Образование в условиях глобализации / М.М. Акулич Университетское управление. 2010. № 5.
5. Беспалов, М. Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений / М. Беспалов Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2013. № 8.
6. Васина, Е.В. Организационно-экономические основы управления компетентностной идентификацией в системе профессионального образования / Е.В. Васина //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербург — 2011.
7. Итоговый документ международной научной конференции «Опыт международного сотрудничества российских университетов: Болонский процесс и Концепция модернизации образования». Екатеринбург, — марта 2013 г. Кадры образования. Электронный документ. Режим доступа: http:// www.teacher-edu.ru/wmc/bol/ 1075465573.
8. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и после средних профессиональных учебных заведений профессиональном образовании» (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2013.
9. Барановская, Н. Рента для студента / Н. Барановская Известия. 2011. 3 сент.
10. Березин, И. Интеллектуальный капитал / И. Березин Эксперт. 2012. № 25.
11. Егоров, Д. Экономика образования: пути выхода из кризиса. Эксперты пророчат сдачу позиций. Если реформа забуксует / Д. Егоров Университетское управление. 2012. № 3.
12. Новые финансовые инструменты в высшем образовании / Ю.А. Захаров, М.В. Курбатова, В.С. Долганов и др. Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 1(30).
13. Овсянникова, А.А., Иудин А.А. Оценка социальных рисков и последствий реализации проекта «Стратегия России — образование» / А.А.Овсянникова, А.А. Иудин Народонаселение. 2011. № 2.
14. Образовательная политика России на современном этапе. Доклад в Государственном Совете РФ. М., 2011.
15. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2008.
16. Тарасова, И. Переход к нормативному финансированию: нижегородская модель / И. Тарасова //Директор школы. 2013. n1.
17. Образовательная политика России на современном этапе. Доклад в Государственном Совете РФ. М., 2011.
18. Онокой, Л.С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования Л.С. Онокой СоцИс. 2004. № 2.
19. Ощепков, А.Ю. Что влияет на отдачу от образования: межрегиональный анализ / А.Ю. Ощепков / Экономический журнал ВШЭ, Т. (2011), № 1.
20. Петров, С.М. Перспективы формирования системы среднего профессионального образования в России / С.М. Петров, Л.Ю. Грудцына. Административное и муниципальное право. 2011. № 5..
21. Синдяшкина, Е.Н. Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов / Е.Н. Синдяшкина Электронный документ. Режим доступа : http://institutiones.com/investments/1718-investicionnye-proekty.html
22. Ситдикова, Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг / Л.Б. Ситдикова Юрист. 2013. № 6.
23. Харькова, Е.В. Общественно-государственная оценка качества образовательных услуг в довузовском профессиональном образовании / Е.В. Харькова Среднее профессиональное образование. 2012. №11.
24. Харькова, Е.В. Участие работодателей в образовательном процессе / Е.В. Харькова Профессиональное образование. Столица. 2011. №10.
25. Щербак, Е.Н. Актуальные вопросы международной стандартизации нормативных требований к оценке качества высшего образования в рыночных условиях / Е.Н. Щербак Юридическое образование и наука. 2011. № 4.
Приложение 1
Структурно-функциональная модель оценки качества образовательных услуг с участием потребителей