Человеческий капитал: понятие, роль и проблемы его накопления в современной экономике

Курсовая работа

В последнее время понятие «капитал» всё больше начинает играть главенствующую роль не только в сфере экономики, но и в других сферах жизни общества. Однако по большей части говорят о так называемом «человеческом капитале». Наблюдается резко возросший интерес к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. Большинство компаний все больше значения начинают придавать накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала.

В условиях современной экономики, во время экономического кризиса тема человеческого капитала является особенно важной и актуальной, поскольку человеческий фактор превращается в ведущую производительную силу общественного развития: именно он способствует совершенствованию и оптимальному использованию всех других факторов производства, без него остальные компоненты хозяйственной системы функционировать не в состоянии. Одновременно происходят существенные изменения и в самом человеческом факторе. Общество становится не только все более заинтересованным, но и зависимым от уровня развития человеческого потенциала, без которого немыслимо дальнейшее эффективное функционирование передовых отраслей. Именно интеллектуальные способности человека, его образованность, возможность генерировать новые знания, творчество и инициатива в наибольшей степени востребуются обществом.

Всё это придает особое значение проблемам сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала, выступающего в качестве ключевого и решающего стратегического ресурса развития экономики и общества в целом.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть человеческий капитал, его понятие, роль и проблемы его накопления в современной экономике.

В соответствии с поставленной целью целесообразно решить следующие задачи:

рассмотреть понятие человеческого капитала, его виды; рассмотреть особенности развития человеческого капитала; изучить роль человеческого фактора в жизни экономики; выявить факторы и проблемы его накопления; обнаружить проблемы и перспективы развития человеческого капитала.

30 стр., 14948 слов

Курсовая работа: Человеческий капитал в экономике России

... проблемы развития человеческого капитала, накопленного при плановой экономике, в России Заключение Список использованной литературы Введение Человеческий капитал играет очень важную роль в экономике страны. Переход на инновационный путь развития невозможен без задействования человеческого капитала. За счет развития человеческого капитала ... формирования и накопления человеческого капитала: «По ...

Объектом работы является человеческий капитал и особенности его развития.

Предмет исследования — экономические отношения по поводу формирования, накопления и улучшения качества человеческого капитала.

Степень научной разработанности проблемы. Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.

Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные – историко-логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез; и частные – статистический метод, наблюдений и сбора фактов.

1 Сущность человеческого капитала

1.1 Понятие и виды

Человек, его силы, творческие качества и способности традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках. С помощью своих умений он преобразует себя и окружающий мир. Вместе с тем ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста. Как следствие этого, долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства. Задача состояла лишь в том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал.

Эволюционное развитие общества сопровождается эволюцией статуса человека в экономической системе общества. На данный момент человеческие ресурсы наиболее существенная часть жизнедеятельности человека.

В связи с этим считаю необходимым рассмотреть взгляды на эту проблему наиболее авторитетных экономистов.

Элементы теории человеческого капитала существовали с тех давних пор, когда формировались первые знания и система образования. Понятие человеческий капитал появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера. Их заслуженно считают авторами основ теории человеческого капитала. Также им были присуждены Нобелевские премии по экономике – Т.Шульцу в 1979 г., Г.Беккеру в 1992 г.

14 стр., 6630 слов

Курсовая работа: Экономический человек и рациональное экономическое поведение

... рассмотреть и проанализировать понятие экономический человек и рациональное экономическое поведение. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач: 1. Рассмотреть понятия и сущность экономического человека. 2. Проанализировать понятие экономической рациональности, экономического поведения. 3. Раскрыть проблему рациональности поведения человека. Человеческий фактор ...

Шульц предложил следующее определение человеческого капитала: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [13].

По мнению учёного, сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит прибыли, только после соответствующей «обработки» она приобретает качества капитала, т.е. с ростом расходов на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первоначальный фактор постепенно превращается в человеческий капитал. [9]

Не маловажный вклад в теорию человеческого капитала сделал Г. С. Беккер — профессор экономики и социологии Чикагского университета. Г. Беккер определил, что «человеческий капитал формируется за счёт инвестиций в человека». [7] Индивиды выбирают образование, профессиональную подготовку, медицинскую помощь и другие способы улучшения своих знаний и здоровья, сопоставляя их выгоды и издержки. Следовательно, основную часть дохода работнику приносит именно человеческий капитал.

А. Смит писал, что повышение производительности труда зависит в первую очередь от повышения ловкости и умения рабочего, что приобретенные и полезные способности человека становятся частью богатства общества. По мнению Дж. Милля, в категорию «богатство страны» можно включить мастерство, энергию и настойчивость рабочих. Более квалифицированный труд, считал К. Маркс, овеществляется за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях. [2]

Единого определения и понимания человеческого капитала нет и в отечественной литературе. Б.М. Генкин и Б.Г. Юдин считают, что человеческий капитал характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность.[2]

5 стр., 2106 слов

Реферат: «Социально-экономические и экологические факторы формирования ...

... др. Социально-экономические и экологические факторы, влияющие на здоровье человека Главными из ограничивающих факторов были гипердинамия и недоедание. Среди причин смертности на первом месте стояли патогенные ... экономические факторы (материальное стимулирование, система льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях). Технические и организационные факторы оказывают воздействие на ...

В.С. Ефимов рассматривает человеческий капитал как универсальную, самостоятельную составляющую «производственного процесса», обеспечивающую дополнительную стоимость продукта.[2]

Длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось. Так, например, Капелюшников Р.И. в своих публикациях отмечает, что «в эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил, фактором экономического роста становится непосредственно сам работник. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов». Автор совершенно точно определил, что «человеческий капитал – наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности».[9]

Обобщая вышеперечисленные определения человеческого капитала, можно выделить несколько основных подходов: большинство ученых под человеческим капиталом понимают набор навыков, умений и способностей человека, другие – только те, которые были получены через формальное обучение, третьи определяют его через инвестиции и вложения в человека, которые обеспечивают накопления определенных способностей и качеств. Некоторые исследователи включают в него также социальные, психологические, мировоззренческие, культурные характеристики людей.

На основе различных мнение, можно дать следующее понятие человеческому капитала в общем смысле — это совокупность личностно-психологических и социокультурных качеств сотрудников: навыков, знаний и способностей к осознанным действиям, развитию и совершенствованию.

Несомненно, человеческий капитал имеет свои виды, которые экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в человеческий капитал. И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:

ЧК = Кз + Кк + Ко,(1)

где ЧК – человеческий капитал; Ко – капитал образования; Кз – капитал здоровья; Кк – капитал культуры. [9]

4 стр., 1550 слов

Реферат: Экономические потребности общества

... всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их ... потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности . Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования ...

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Его обычно разделяют на две основные части: биологический (природный) наследуемый капитал и капитал здоровья, приобретаемый в течение жизни. Капитал здоровья является фундаментом для человека и его деятельности, ведь здоровье, сила, выносливость, работоспособность — необходимые качества личности для выполнения любой работы.

Капитал культуры представляет собой совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью.

Последней и, наверное, самой главной составляющей понятия «человеческий капитал» является капитал образования. Образование включает в себя все те знания, которые человек получает на протяжении своей жизни, то есть общеобразовательные (школьное образование и общеобразовательные дисциплины в высших учебных заведениях) и специальные знания (спецпредметы, нацеленные на получение знаний в конкретной области). Данный вид капитала связан с процессом создания, передачи, сохранения и репродуцирования профессиональных знаний и навыков.

1.2. Роль человеческого капитала в жизни экономики

Каждый человек и его деятельность так или иначе связаны с экономикой. Они являются главной составляющей экономических процессов. Почему? «Во-первых, человек – непосредственный участник экономической деятельности по созданию и присвоению продуктов и других её результатов. Во-вторых, члены общества одновременно являются собственниками как факторов, так и результатов деятельности, что предопределяет их интересы как собственников в присвоении благ. В-третьих, все члены общества становятся потребителями благ, полученных в результате распределения и перераспределения. При этом возможности людей ограничены доходами. И, наконец, результаты экономической деятельности члены общества ощущают и за пределами экономики: развитие социальной сферы, размер пенсий и пособий напрямую зависят от экономических результатов».[3]

В середине 70-х годов XX века развитые страны мира стали переходить к новому типу общественно-экономического развития, «предполагающему широкую демократизацию социально-экономической жизни, расширение нетоварного производства и нетоварных отношений (наука, образование, сфера социальных услуг), сужение сферы действия традиционной рыночной экономики, то есть к этапу постиндустриального общества».[22]

10 стр., 4623 слов

Научный труд: Вкр. Безносов. Оглавление Введение Глава Теоретические основы ...

... с.61]. Гуманизация труда - это учет человеческого фактора при организации труда. Под гуманизацией понимается создание таких условий на предприятии, когда в наибольшей степени учитываются ... знаниями и практическими навыками в области организации труда персонала своего предприятия. Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, ...

Постиндустриальное общество

— это стадия развития общества, начавшаяся в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей.

В постиндустриальной экономике существенно изменились приоритеты в определении ценностей. Если смотреть по пирамиде Маслоу, то можно сказать, что общество заинтересовалось в удовлетворении наивысших потребностей: росту духовности, творческого развития, человеческого общения, самовыражения и самообогащения личности.

Рисунок 1 – Пирамида Маслоу [3]

В новом типе общества человек выведен из непосредственного производства, становится рядом с ним, контролирует и регулирует его, используя то, что дано только человеку – разум. Вследствие этого, интеллектуальный труд работника доминирует над средствами производства. Таким образом, сфера услуг стала доминировать среди всех других отраслей и сфер хозяйственной жизни, поэтому уровень образования, профессионализм и обучаемость работников стали являться наиболее ценными качествами. «Только опытная квлифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологичным процессом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования».[12]

По мнению американских специалистов, качественный уровень накопленного человеческого капитала был главным условием экономического роста и увеличения производительности труда на протяжении всего XX века.

Осознание качественного состояния трудовых ресурсов как основного потенциала развития общества, как равноправного и самостоятельного производственного фактора обуславливает необходимость анализа эффективности накопления и использования человеческого капитала на макроэкономическом уровне и оценки его вклада в экономический прогресс.

На данный момент, экономисты-теоретики доказывают «несомненную выгоду в деле вложений в человеческий капитал» своих рабочих для организации. Фирма «должна стать источником развития человеческого капитала и настойчиво развивать его» [20], так как все решения, принимаемые по поводу инвестиций в человеческий капитал рабочих, сформируют будущее компании на последующие годы. Основная проблема в вопросах производства человеческого капитала – возврат вложенных инвесторами в развитие качеств человека финансовых средств. Следовательно, инвестиции по своему содержанию должны быть денежными.

Как уже говорилось ранее, человеческий капитал бывает трёх видов, капитал здоровья, образования и культуры. Все три выступают в качестве главных объектов инвестирования с целью дальнейшего роста экономики. Но в чем же заключаются воздействие и экономические выгоды общества от роста человеческого потенциала?

Во-первых, в росте ВВП и производительности труда. Зарубежные исследователи подсчитали, что рост продолжительности образования в стране на один год ведет к росту ВВП на 5 – 15%. В развивающихся странах этот показатель еще выше; для стран с низкими доходами он составляет 23%.

Во-вторых, с состоянием человеческого капитала общества, который определяется в первую очередь именно образовательным уровнем населения, очень тесно связана конкурентоспособность национальной экономики, определяющая перспективы развития страны. Сами знания быстро устаревают; но более образованные и квалифицированные люди способны быстрее переучиваться, осваивать принципиально новые технологии — и это обстоятельство становится решающим.

В-третьих, рост образовательного уровня способствует снижению безработицы. Дело в том, что образование в большей степени влияет на совокупный заработок работника, чем на часовую ставку его оплаты. Это значит, что с ростом образования человек больше времени проводит на рынке труда, больше работает, и, таким образом, рост образования снижает уровень безработицы.

  • Накопления человеческого напитала и его проблемы

Во второй половине 20 века в процессе экономического развития наблюдается замещение накопления физического капитала на накопления человеческого капитала. Такое внимание к человеческому капиталу обусловлено явной прибыльностью средств, вложенных в его формирование (например, в образование, профессиональную подготовку).

В современных условиях устойчивость накопления и эффективность рационального потребления человеческого капитала обеспечивают благосостояние и экономический рост страны.

Целесообразно провести разграничение понятий «формирование» и «накопление» человеческого капитала.

Формирование человеческого капитала происходит за счет инвестиций в способности человека, причем характер таких инвестиций не всегда приобретает денежную форму. Это могут быть затраты времени, труда общества его обучающего. Процессы формирования человеческого капитала происходят еще до начала трудовой деятельности человека.

Накопление же человеческого капитала может наблюдаться только в производстве в отношении уже сформированного человеческого капитала, здесь происходит постоянный процесс приращения его стоимости, развитие навыков и способностей, повышение профессионального уровня. Следует отметить, что не всякое вложение в человеческий капитал является накоплением, поскольку не всегда соблюдается критерий экономической целесообразности, отражающий возможность дальнейшего возврата вложенных средств и времени.[25]

Накопление человеческого капитала зависит от различных факторов, которые предопределяют темпы, масштабы и характер этого процесса. Выделяют две группы факторов рыночного влияния на процессы накопления человеческого капитала.

Первая оказывает положительное влияние. Она способствует накопительным процессам, определяет их темпы и интенсивность:

− фактор рыночной конкуренции. Более конкурентноспособную продукцию способен произвести только более опытный, образованный и здоровый сотрудник;

− повышение мобильности человеческого капитала при помощи рынка труда. Специалист сам определяет сектор и сферу , наиболее приемлемую для него с позиций условий труда, условий жизнедеятельности и возможностей воспроизводства;

− влияние рыночных отношений на процессы накопления человеческого капитала сказывается и через своеобразное санирование инвестиций в человеческий капитал. Не востребованный с точки зрения профессии, специальности и качества отторгаются как неэффективные.

Вторая группа оказывает отрицательное влияние на процессы накопления человеческого капитала:

− появление возможности «утечки умов» из страны и снижение качества человеческого капитала;

− противоречие между потребностью в воспроизводстве населения и накоплением опыта. На первый план выводится карьерный рост.

− коммерциализация получения образовательного капитала. Поведение индивидуумов при получении образования определяется перспективами получения высокого дохода, а не потребностью общества в конкретных специалистах. [26]

Таким образом, накопление человеческого капитала – постоянный процесс приращения стоимости человеческого капитала в процессе производственной деятельности, развитие качеств, навыков и способностей, повышение профессионального уровня при соблюдении критерия экономической целесообразности, отражающего возможность дальнейшего возврата вложенных средств.[25]

Другое дело формирование человеческого капитала, который представляет собой процесс расширения знаний, навыков и возможностей людей страны.

Процесс формирования человеческого капитала требует времени (15 – 25 лет), это часто приводит к большему уровню жизни людей в пределах страны в течение нескольких поколений. Формирование человеческого капитала может быть достигнуто путем использования политики государства в области здравоохранения, образования, культуры и профессиональной подготовки.[19]

Основные качественные характеристики человеческого капитала закладываются на нано уровне – в семье. Именно семья вкладывает большие средства на рождение и воспитание детей, образование и квалификацию, здоровье и культуру. В структуру человеческого капитала включаются такие элементы, как врожденные способности и таланты, знания и учения, навыки, приобретенные в процессе воспитания. Семья является фундаментом формирования человеческого капитала.

Следующий уровень формирования человеческого капитала это микроуровень – на уровне предприятий и муниципального образования. Образование людей — принципиально важный источник формирования человеческого капитала. Вклад высшего образования в индивидуальный экономический рост связан, прежде всего, с улучшением качества труда работников с высоким образовательно-квалификационным уровнем. Но носители человеческого капитала могут быть не только с высшим образованием, но и с начальным и средним профессиональным образованием. Но, независимо от образования, носителям ЧК свойственно умение работать в команде над решением нестандартных задач, аналитические и творческие способности, коммуникабельность, самоорганизованность, лидерские качества, а также готовность к нововведениям, обусловленная постоянными изменениями внешней среды, требующей инновационных решений практически в каждой компании.

Немаловажную роль в модели формирования человеческого капитала играет мезо уровень – формирование на уровне региона. В рейтинге регионов по динамике инвестиций в человеческий капитал Краснодарский край входит в число лидеров. Экономический потенциал Краснодарского края имеет огромные возможности, а инвестиции в человеческий капитал способствуют улучшению качества жизни населения, что, в конечном итоге, не сможет не отразиться на социально- экономическом развитии региона. Основу производительных сил Краснодарского края составляют агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы.

Следующий уровень формирования человеческого капитала это макроуровень – на уровне страны. Эти инвестиции представляют собой не что иное, как финансирование образования, здравоохранения, культуры и спорта. [6]

Таким образом, мы видим, что в настоящее время требования к знаниям и навыкам работника, повышению их интеллектуального и культурного уровня растут, поскольку эффективность труда зависит от накопленных знаний.

Следует отметить, что формирование человеческого капитала необходимо рассматривать как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества. Для реализации человеческого капитала недостаточно индивидуальной мотивации, необходима мотивация общества в целом, предъявляющего спрос на имеющиеся у человека знания и умения. Отсюда следует, что экономики, которые не способны осуществлять инвестиции в человеческий капитал, не могут рассчитывать на достижение таких темпов роста, которые наблюдаются у других, даже если они имеют доступ к той же технологии, поскольку у них отсутствуют знания для того, чтобы эффективно использовать такую технологию.

Увеличение продуктивных качеств трудовых ресурсов может быть увеличено путем предоставления более высокого уровня образования и навыков.

Формирование человеческого капитала повышает доход, уровень и качество жизни людей, а также является важным фактором повышения эффективности труда.

Современное состояние развития человеческого капитала

2.1 Анализ развития человеческого капитала

В современном мире основной целью практически каждого государства является создание такой среды, в которой люди полностью смогут реализовать свой потенциал и вести продуктивную творческую жизнь в связи со своими интересами и потребностями.

Качество жизни населения – степень удовлетворения некоторого базового набора материальных и духовных потребностей индивида, характеризуемая, с одной стороны, определенным уровнем благосостояния, с другой – наличием необходимой инфра- структуры и прочих условий для удовлетворения этих потребностей [14].

При анализе качества жизни населения используются обобщающие показатели, которые позволяют более корректно сопоставлять территории по уровню социально-экономического развития. Одним из таких показателей является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП измеряет достижения стран и регионов с точки зрения продолжительности жизни, получения образования и фактического дохода по трем основным направлениям [14]:

− здоровье и долголетие;

− доступ к образованию;

− достойный уровень жизни.

Итак, основная сфера, способствующая развития человеческого капитала – это сфера здравоохранения.

В научной литературе состояние здоровья населения в обществе анализируется и оценивается через характеристику целого ряда индикаторов, в числе которых наиболее весомыми являются: средняя продолжительность жизни; показатели рождаемости и смертности населения, их соотношение; уровень заболеваемости населения, уровень и качество медицинских услуг, оказываемых населению; состояние санитарно-эпидемиологического положения в обществе; степень развитости сети лечебно-профилактических учреждений; уровень квалификации и профессионального мастерства медицинских кадров; доля и структура государственных расходов на развитие здравоохранения. [15]

Рисунок 2 Численность населения России 1990-2013 гг., млн. ч.[5]

В 2013 году по данным Росстата Россия впервые преодолела естественную убыль населения. Однако динамика изменения естественного прироста демонстрирует превышение рождаемости над смертностью только в нескольких федеральных округах России.

По данным департамента по экономическим и социальным вопросам, на конец 2015 года, население России составляло 146 330 004 человека. За 2015 год население России увеличилось приблизительно на 59 971 человек. Современное состояние естественного прироста населения характеризуется устойчивым ростом рождаемости и более медленным снижением смертности.

За годы рыночных преобразований заметные изменения претерпела и структура населения России. Под воздействием снижения уровня рождаемости в течение длительного периода времени в России изменился возрастной состав населения. Ныне в стране сложился следующий возрастной состав населения (табл. 1).

Данные табл. 4. и последующий более глубокий анализ возрастного состава населения России в разрезе субъектов РФ показали:

− тенденцию заметного снижения доли населения моложе трудоспособного возраста;

− наличие четко выраженной тенденции увеличения в общей численности населения России доли населения старше трудоспособного возраста;

− негативную динамику и низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни населения.

Таблица 1 Возрастной состав населения России (в % ко всему населению) [15]

Население

1990

2000

2002

2006

2010

Моложе трудоспособного возраста

В трудоспособном возрасте

Старше трудоспособного возраста

22,4

56,9

18,7

20

59,3

20,7

18,1

61,3

20,5

16,3

63,3

20,4

16,2

61,6

22,2

В России интенсивно стареет трудоспособное население. По сравнению с 1990 г. доля населения в трудоспособном возрасте в 2010 г. увеличилась с 56,9 до 61,6 %. Причем в общей численности трудоспособного населения увеличивается доля лиц в возрасте старше 40 лет. Процесс старения населения в России сопровождается увеличением удельного веса лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения. За последние 50 лет в общей численности населения доля лиц старше трудоспособного возраста в России увеличилась более чем в 2,5 раза – с 9 % в 1959 г. до 22,2 % в 2010 г. Данные Росстата показывают, что процесс демографического старения в России в большей степени характерен для женщин, чем для мужчин: в 2009 г. доля лиц в возрасте 60 лет и старше среди мужчин составляла 12,7 %, среди женщин – 21,4 %, тогда как в 2002 г. этот показатель составлял соответственно 13,7 и 22,5 %.[15]

Что касается системы здравоохранения, то в России она является неотъемлемой частью социально-экономической политики. Капитал здоровья является основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрану, способствующие сокращению заболеваний и смертности, снижению износа человеческого организма, продлевают трудоспособную жизнь человека и, следовательно, время функционирования человеческого капитала.

Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь является бесплатной для населения. В этой связи становится актуальной проблема определения источников и размеров финансирования расходов системы здравоохранения. Их должно быть достаточно не только для поддержания текущего функционирования сферы здравоохранения, но и ее развития. Дефицит средств бюджетов публично- правовых образований, системы обязательного медицинского страхования приводит к росту частных расходов на здравоохранение, а в неблагоприятных экономических условиях стимулирует рост теневой экономики в этом секторе. [18] Российское здравоохранение базируется на трех источниках финансирования. Это средства федерального и регионального бюджетов и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В структуре расходов федерального бюджета на 2014 г. и прогнозные 2015–2016 гг. доля затрат (в среднем 3,1 %) приходится на сферу здравоохранения. Причем величину этих расходов в сравнении с аналогичными показателями 2011–2013 гг. планируется сократить. Таким образом, величина расходов на здравоохранение в ВВП соответственно снизится (табл. 5).

Это объясняется сложной экономической ситуацией в стране, сложившейся в результате входа в состав России новых территорий Крыма. Процедура присоединения потребует дополнительных расходов, неучтенных в проекте бюджета. Тем не менее здравоохранение все же остается в числе приоритетных для государства. Это обусловлено тем, что развитие любой страны тесно связано с уровнем и качеством предоставляемых медицинских услуг.

Таблица 2 Динамика доли расходов бюджета на здравоохранение в ВВП в России, %.[18]

Год

Величина расходов на здравоохранение в ВВП (%)

2011

3,7

2012

3,5

2013

3,3

Стоит отметить, что в сравнении с другими государствами расходы на здравоохранение в РФ катастрофически малы. Россия тратит на финансирование данной сферы вдвое меньше стран «большой семерки»: США, Франция, Великобритания, Канада, Япония – 7,1–7,9 % ВВП. Она отстает даже от развивающихся стран: в Венгрии, Польше, Болгарии и Эстонии власти расходуют 4,2–4,9 % ВВП.

Следующая сфера — сфера профессионального образования.

Многие ученые России неоднократно заявляли, что основным системообразующим вопросом в условиях построения экономики знаний является вопрос качественного обновления и устойчивого развития кадрового потенциала современного общества, в процессе которого участвуют наука, образование и экономика. Как отмечается в работах академиков РАН Д.С. Львова и Н.П. Федоренко, для новой жизни необходимо создавать качественно нового человека, а для новой экономики нужно повышать качество рабочей силы.

С середины 1990-х годов в мире в целом, не исключая и Россию, отмечается стремительный рост потребности людей в высшем образовании и взрывной рост численности студентов и лиц, имеющих высшее образование. По прогнозам ученых, в обществе, основанном на знаниях, потребность в работниках с высшим образованием постепенно достигнет примерно 60% с тенденцией доведения до 100%. Это означает, что даже сегодня так называемые малоквалифицированные, а тем более квалифицированные рабочие должности тоже потребуют высшего образования. Сейчас это явление наблюдается, например, в Японии, США и других промышленно развитых странах.[23].

Государство большую часть своих сбережений вкладывает в образование человека с целью получения большей прибыли. В обеспечении молодых специалистов хорошей работой должно быть заинтересовано не только государство, но и сам нуждающийся. Это его нравственно-этическая сторона воспитания. Ведь от его желания учиться и получать знания будет зависеть его будущая карьера.

Таблица 3 Распределение численности занятых в экономике по уровню образования (в %)[23]

*В 1995 г. лица, имеющие начальное профессиональное образование, учитывались по уровню среднего (полного) общего или основного общего образования.

Как следует из представленных данных, структура занятых претерпевает изменения со временем. Так, если в 1995 г. специалисты с высшим и неоконченным высшим профессиональным образованием составляли 19,9%, специалисты со средним профессиональным образованием – 33,2%, то к 2008 г. ситуация стала иной. Доля занятых с высшим и неоконченным высшим образованием возросла на 9,6%, доля занятых со средним профессиональным образованием уменьшилась на 13,3%. Одновременно доля занятых с начальным профессиональным образованием возросла с 11,0 в 2000 г. до 19,3% в 2008 г., т.е. на 8,3%.[23]

Сфера достойного уровня жизни.

Право на достойный уровень закрепляют конституции и уставы субъектов Российской Федерации. При этом большинство из них дублируют положения ст. 39 Конституции Российской Федерации.

На сегодняшний день в социальной защите нуждается большая часть населения страны. Этот вывод следует из тех задач, которые наметил Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. В частности, борьба с бедностью — это одна из основных задач, которая поставлена Президентом России перед обновленным Правительством. Обеспечение достойной жизни всех россиян — задача, стоящая не только перед самими гражданами, но и перед государством, которому в ее решении отводится не последняя роль.

Вместе с тем следует отметить, что условия для «достойной жизни» и «свободного развития» гражданам России обеспечить государству не так уж просто. Это обусловлено рядом причин экономического, политического, социального и иного характера. В настоящее время почти четвертая часть граждан — это граждане, имеющие низкие доходы, причем большинство из них имеют постоянную работу. Кроме того, свободное развитие личности также ставится в зависимость от социальной среды проживания, уровня доходов семьи, места проживания (город или сельская местность) и других причин, которые зачастую влияют на формирование личности каждого гражданина и возможность ее самореализации в жизни.

Сегодня, по статистике ООН, по уровню жизни наша страна находится на 60-м месте. Конституционные основы уточняются и детализируются в законодательстве. Правовую основу социальной защиты граждан составляет целый комплекс нормативных правовых актов.

2.2 Проблемы и перспективы развития человеческого капитала

В настоящее время возможности развития государственной экономики и повышения благосостояния населения во многом предопределяются размером человеческого капитала, который, прежде всего, зависит от наличия ряда условий формирования человеческого капитала, который предоставлен в нужный момент времени и на соответствующем уровне качества. Повышение интеллектуальных преимуществ – это залог достижения успеха.

Наряду со структурными сдвигами в развитии экономических отношений, возрастанием роли нематериального производства происходит системная эволюция человеческого потенциала. Накопление интеллектуальных ресурсов становится базисом устойчивого экономического развития. В свою очередь устойчивый экономический рост требует формирования оптимальных условий для инвестиций в процесс воспроизводства человеческого капитала. Эффективность и объем вложений в человеческий капитал (и, соответственно, во все его составляющие), так или иначе, оценивает рынок. Одним из важнейших инструментов этой оценки является уровень национальной заработной платы по отношению к производительности труда.

Таблица 4 Производительность труда[1]

Страна

2011

2012

США

0,8%

0,2%

Зона Евро

1,2%

0,6%

Китай

8,8%

7,4%

Россия

3,8%

3,4%

Из анализа данных таблицы 4 видно, что не только Россия, но и многие другие страны столкнулись с проблемой замедления темпов роста производительности труда. Становится ясно, что задача повышения производительности — уже не желательное, а необходимое условие восстановления и сохранения экономического роста. Сегодня Правительством ставятся амбициозные цели по увеличению производительности труда в 2, а в некоторых отраслях в 3-4 раза. Планируется увеличение количества высокотехнологичных рабочих мест на 25 млн. Для повышения уровня производительности государству необходимо решать связанные с ней проблемы, как, например, развитие финансовой системы, модернизация системы профессионального образования и переподготовки.

На рост производительности труда отдельного работника, наряду с другими факторами, влияет оплата труда, как стимул для повышения квалификации работников, улучшения качества выполненной работы. А значит, следует уделять особое внимание влиянию заработной платы на производительность труда.

Таблица 5 Сравнительная характеристика средней зарплаты в странах СНГ и других странах мира на 2014 год [1]

Страны мира

Среднемесячная зарплата, долл. США

Норвегия

5600

США

4400

Германия

4200

Япония

4000

Греция

2400

Южная Корея

2400

Продолжение таблицы 5

Эстония

1200

Чили

1200

Чехия

1300

Болгария

1000

Россия

950

Казахстан

700

Азербайджан

540

Грузия

490

Украина

400

Беларусь

330

Киргизстан

240

Таджикистан

120

На основе таблицы 5 можно сделать вывод о том, что Россия является страной с низким уровнем инвестиций в человеческий капитал, но с другой стороны, низкая заработная плата может выступать в качестве финансового стимула увеличения производительности труда. В свою очередь, производительность труда может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и динамику заработной платы.

Для развития человеческого капитала необходимо решить две группы проблем: с одной стороны, найти возможность выделить дополнительные бюджетные ресурсы на поддержку работников соответствующих отраслей и групп населения; с другой — осуществить структурные реформы в этих секторах. Две названные группы действий неотделимы друг от друга. Было бы политически опасно и экономически неэффективно решать одну задачу, игнорируя другую. Однако при этом возникают существенные риски.

Повышение зарплат врачей и учителей, инвестиции в оборудование и другие подобные финансовые меры выступают важной предпосылкой решения ряда назревших проблем, но этого недостаточно. Качество образовательных и медицинских услуг связано не столько с уровнем оплаты труда работников этих секторов, сколько с повышением эффективности функционирования соответствующих систем. Поэтому не желательно, чтобы реформа социального сектора завершилась повышением бюджетных расходов, то есть если первый шаг окажется единственным.

Рост финансирования без структурных реформ может дать даже отрицательные результаты. Повышение зарплаты приведет не к обновлению персонала, а к консервации кадров, сохранению тех врачей и учителей, которые давно потеряли квалификацию и не станут лучше лечить и учить, даже если им поднять зарплату в-100 раз. Увеличение расходов на оборудование часто приводит лишь к тому, что его закупают по завышенным ценам и не то, которое действительно необходимо для больниц и лабораторий. (Аналогично, увеличение финансирования жилищного строительства при нынешнем уровне монополизации рынка строительных услуг ведет к росту цен и обогащению локальных монополистов.)[17]

Однако недостаточно указать на приоритетность институциональных аспектов развития человеческого капитала по отношению к финансовым. Необходимо охарактеризовать особенности функционирования этих отраслей, присущие современному постиндустриальному обществу. Иными словами, не существует универсальных решений не только в экономической, но и в социальной сферах. Конкретные решения зависят как от уровня развития общества.

Одним из стратегических условий роста производительности труда является развитие сферы НИОКР (Сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

В настоящее время сфера НИОКР находится в стагнации, и от полного ее разрушения спасает огромный уровень исторического наследия – научных школ, научных кадров, сформированных научных заделов для исследований и т.д. Должного же развития – приращения научных заделов – сфера НИОКР в современной России не получила. В период с 1992 по 2009 г. число исследователей сократилось практически в 2,5 раза (на 434,8 тыс. чел.), количество техников – в 3 раза, вспомогательного персонала – на 195,2тыс. чел., прочего персонала – на 39,5тыс. чел. Все это говорит о том, что процесс коммерциализации науки сопровождается так называемой «оптимизацией» числа научных сотрудников. Несмотря на то, что Россия занимает 3-е место в мире по числу занятых в сфере НИОКР, внутренние расходы на исследования и разработки находятся на критически низком уровне. В пересчете расходов на исследования и разработки на одного занятого в сфере НИОКР они значительно ниже, чем у высокоразвитых стран. (рис.3) [4]

Рисунок 3 Расходы на исследования и разработки в расчёте на одного занятого в сфере НИОКР, ты. долл.[4]

Что касается образования. Трагедией современной России следует считать, что большинство выпускников работает не по той специальности, по которой имеет диплом о высшем образовании. Молодые люди учатся не ради профессии, а ради диплома, т. е. «ради корочек». Как правило, большинство работает в сферах, очень далеких от своего образования. В чем же дело? С одной стороны, сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что молодые люди поступают в вузы в раннем возрасте, не имея практического опыта самостоятельной жизни, без осознанной мотивации и четкого понимания, что они хотят от жизни. Когда приходит время думать самостоятельно, оказывается, что вчерашний студент просто потерял пять лет, а учился совсем не тому, о чем мечтал. Решением данной проблемы может послужить введение в школах предпрофильной подготовки учащихся 9–11 классов.

Так же во многих вузах отсутствует связь с рынками труда. Вступая на рынок труда, молодежь сталкивается с достаточно сложными проблемами трудоустройства. Причем эти проблемы характерны не только для российской экономики, но и для рынков труда в развитых странах. Ситуация в России усугубляется практически отсутствующей государственной социальной поддержкой молодых специалистов. В такой ситуации приобретают особую важность уровень образования и профессиональные навыки и умения, полученные молодым человеком в период обучения. В развитых странах прослеживается достаточно четкая зависимость между полученным образованием и возможностями последующего трудоустройства и величиной будущих заработков. Однако для России эта связь не так очевидна. Именно поэтому с 2011 г. все учебные заведения переходят на обучение по «стандартам третьего поколения». С введением новых образовательных стандартов и принятием соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применением с учетом требований современного рынка труда.

В настоящее время в вузах существуют специальные службы, которые содействуют трудоустройству выпускников. Работа этих служб основана, прежде всего, на информационной поддержке. То есть публикуются и доводятся до сведений студентов те вакансии, которые эти службы собирают с предприятий, организаций, которые, соответственно, эти вакансии туда подают. Формируется база данных выпускников, организуются ярмарки вакансий, предлагается получение смежных профессий. Таким образом, это достаточно эффективная форма, которая позволяет будущему выпускнику найти свое место на рынке труда.[30]

Главной демографической проблемой России в 90-е годы ХХ века становится депопуляция, связанная со снижением рождаемости и ростом смертности населения. С 1992 г. в России число умерших стало превышать число родившихся. В 2010 г. был остановлен процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек.(рис.3)

Не менее серьезным пороком российской системы здравоохранения является неэффективность механизма распределения средств бюджетов публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов. Зачастую средства не доходят до своих получателей либо используются не по целевому назначению. Система здравоохранения наряду со сферой образования, по мнению экономических аналитиков, являются самыми коррумпированными. С целью преодоления названной проблемы Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было решено повысить уровень оплаты труда отдельных работников социальных учреждений.

Важной задачей, стоящей перед современной системой здравоохранения России и другими странами мира, является достижение равного доступа к полному спектру медицинских услуг для каждого индивида. Дорогостоящие виды медицинских услуг могут значительно повышать эффективность обследования и лечения по сравнению с традиционными методами, а в некоторых случаях – просто незаменимы. Однако возрастает ограниченность доступа к получению таких видов услуг для многих граждан, не располагающих достаточными собственными средствами. Данная проблема может быть частично решена путем применения программно-целевого финансирования расходов бюджета на здравоохранение, которое имеет дополняющий характер по отношению к проводимым в сфере здравоохранения структурным реформам. Они помогут открыть доступ к дорогим медицинским услугам для отдельных групп населения. Не менее важную роль играет расширение деятельности и поддержка со стороны государства благотворительных фондов. Аккумулируемые ими средства идут на оказание медицинской помощи (в отечественных и зарубежных клиниках) лицам, которые в силу недостатка собственных сбережений не могут приобрести эти услуги. В России действуют благотворительные фонды «Улыбка», «Милосердие», «Виктория» и др.[18]

Российские потребители в среднем недовольны качеством оказания медицинских услуг, и такое восприятие системы здравоохранения сказывается на качестве оказания медицинской помощи.

Несмотря на это, целесообразно считаться с социальными ожиданиями общественного сознания и стремиться к формированию таких отношений, в которых государство не будет пассивным созерцателем, индифферентным к положению граждан. Стремление государства освободиться от функции непосредственного «опекуна» своих граждан в социальной сфере сегодня воспринимается гражданами как невозможность или отказ от реализации социальных прав. В настоящее время важно найти ту «золотую середину», которая, с одной стороны, позволяет гражданам выражать свое индивидуальное «я», т.е. быть полностью свободным в рамках закона, а с другой — почувствовать на себе действенность мер социальной поддержки. Реализация отдельных социальных прав требует от государства активных положительных действий, направленных на их успешное воплощение, а не минимальную экономически обеспеченную констатацию.

В этой связи для преодоления критического положения развития человеческого капитала в России необходимо:

− увеличение государственного финансирования сферы НИОКР на уровне 5–7% от ВВП;

− принятие на законодательном уровне мер по повышению средней продолжительности жизни до уровня 72–75 лет;

− увеличение доли оплаты труда до уровня 12–15 долл./ч;

− принятие на законодательном уровне механизма системы оплаты труда в зависимости от уровня образования;

− увеличение (в перспективе) доли почасовой оплаты труда для повышения уровня производительности до уровня стран «группы семи»;

− необходимо разрабатывать отраслевые программы, направленные на оценку численности работников внутри отраслей, потребностей отраслей в работниках, осуществление мер по организации переподготовки высвобождаемых кадров и их трудоустройству;

− необходимо совершенствование инструментов и механизмов государственной политики в социальной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наконец, хотелось бы сделать общий вывод всему вышесказанному.

В настоящее время, общество находится на новой постиндустриальной стадии развития с социально ориентированной экономикой рыночного типа. Главная отличительная черта нового общество – удельный вес населения занятого в сфере услуг. На основе этого повышаются требования и интерес к специфическим человеческим свойствам, целенаправленное использование которых обеспечивает расширенное воспроизводство требуемых для развития жизненных благ. То есть повышается интерес к человеческому капиталу.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство. Но не только с помощью вложений человек должен получать знания. Его желание и самоотдача – вот залог успеха.

Как говорил известный историк Генри Бокль « Знание — не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать прежде, чем оно будет нашим; оно — результат большой работы и потому — большой жертвы », которую мы приносим ради нашего государства, ради нашей экономики. Ведь знания носят всепроникающий характер. Они вступают во взаимодействие с другими вещественными и невещественными капиталами. Без знаний другие виды капитала «молчат», они мертвы. Только знания делают капиталы динамичными, подвижными и изменчивыми. Экономике, основанной на знаниях, присуще ускоренное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, и становится очевидным, что знания и инновации становятся важнейшими факторами устойчивых и долгосрочных конкурентных преимуществ фирм, что невозможно без эффективного документирования знаний и развития интеллектуального человеческого капитала, и поэтому, важнейшим источником роста рыночной стоимости компаний становятся инвестиции в человеческий капитал.

С 2005 года в России разработаны и функционируют четыре национальных проекта: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Прошло 3 года, как Президент РФ провозгласил Программу инвестиций в человека. В его посланиях Федеральному Собранию отмечается решающая роль человеческого капитала в экономическом развитии России и говорится о том, что главный конкурентный капитал, главный источник развития страны – это её граждане.

При формировании региональной политики на уровне субъектов РФ крайне редко учитываются показатели развития человеческого капитала. При разработке стратегии устойчивого развития регионов России уделяется недостаточное внимание процессу формирования и использования человеческого капитала, что в итоге оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

Экономическое и социальное развитие России в будущем в значительной степени будет зависеть от отношения общества к процессам воспроизводства человеческого капитала. Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом. При этом крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.

Если не будут созданы экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы. События последних двух лет — яркое тому подтверждение. Кроме того, важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест. Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры приведет к «утечке умов» за рубеж.

С учётом вышесказанного можно сделать вывод, что стратегия экономического роста в России должна быть направлена социальное развитие, на обеспечение более высокого качества и уровня жизни населения. Ведь Формирование человеческого капитала повышает доход, уровень и качество жизни людей, а также является важным фактором повышения эффективности труда.

Только меняя требования к личностным качествам человека, государство и общество могут повысить качество человеческого потенциала, от которого в современных условиях в первую очередь зависит уровень социально-экономического развития страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Береза, В.М. Взаимосвязь заработной платы и производительности труда / В.М. Береза // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. — № 4 (56) / том 2 Брик, Л.В, Горельцев, А.Г. К вопросу о сущности понятия «человеческий капитал» / Л.В. Брик, А.Г. Горельцев // Вестник МГТУ, том 17 – 2014. — № 4. – С. 637-642 Всё о психологии, обществе и саморазвитии [Электронный ресурс], URL : http://awarejune.com Гречко, М.В. Проблемы и перспективы развития человеческого капитала в экономике России / М.В. Гречко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. -№9(150).

(исправить где написано 33 на 27) Демографическая ситуация в России, Кравченко Л.И., [Электронный ресурс], URL : http :// rusrand ru , (дата обращения 15,03.2016) Ермоленко, В.В., Ланская, Д.В., Стрелков, В.С. Документирование процесса накопления знаний и развитие интеллектуального человеческого капитала / В.В Ермоленко, Д.В. Ланская, В.С. Стрелков // Научный журнал КубГАУ. – 2015. — №110(06) Зайцева, А.Н, Рахимова, Л.Р. Формирование и развитие теории человеческого капитала в западной экономической мысли / А.Н. Зайцева, Л.Р. Рахимова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2010. — №4 Зиганшин А.И., Краснов, А.В., Проблемы оценки качества жизни сельского населения в Республике Татарстан / А.И. Зиганшин, А.В. Краснов // Вестник КГТУ. – 2011. — №20, — С. 229- 237. Касымова, А.М. Категория «человеческий капитал», его виды и особенности, значение для современного развития общества / А.М.Касымова // Астана медициналық журналы» — 2014. — №1. – С. 73-80 Кудрявцева, С.С. Интегральные оценки качества жизни населения / С.С. Кудрявцева // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. — № 9 / том 15 Кузнецова, В.А., Смирнова, А.М., Скрипко, Ю.О. Проблемы высшего образования в России / А.М. Смирнова, Ю.О. Скрипко, В.А. Кузнецова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. — № 6 / том 2 Курнавкина, Н.А. Филиппова, И.А. Необходимость инвестирования человеческого капитала как экономического ресурса постиндустриального общества / Н.А. Курнавкина, И.А. Филиппова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. — №7. – С. 11-17 Лавров, Л.А. «Экономический рост и человеческий капитал» / Л.А. Лавров // монография, Издательство: ОмГУ (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского), 2009 г., стр.196 Лисенкова, К.С. Роль управления человеческим капиталом в деятельности предприятия / К.С. Лисенкова // Актуальные проблемы экономики и права. – 2009. — №3 (11) Магомаев, М.М. «Демографический крест» и проблемы развития здравоохранения в России / М.М. Магомаев // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2012. — №5. – С.5-13 Максимова, В.Ф. Инвестирование в человеческий капитал: учебно-практическое пособие, Издатель: Евразийский открытый институт, 2010 г., стр. 54 Мау, В.А. Человеческий капитал: вызовы для России / В.А Мау. – Москва: Издательский дом «Дело», 2013.- 6-23 с. Михина, И.В., Товмач, Л.Н. Проблемы и перспективы развития и финансирования здравоохранения в Российской Федерации / И.В. Михина, Л.Н. Товмач, // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки – 2015. — № 4 / том 20. Носкова, К.А. Формирование, накопление и развитие человеческого капитала [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», URL : http://human.snauka.ru/2013/05/3033, (дата обращения15.03.2016) Поздняков, В.А. Сущность и содержание категории «Человеческий капитал» / В.А. Поздняков // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11–3. – С. 572-575 Савченко, В.В. Проблема неравенства ресурсов инвестирования семьи в развитие человеческого капитала в современной России / В.В, Савченко // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. — №21. – С. 40-46 Самородова, Е.М., Филонов, Г.А. Место и роль человеческого капитала в постиндустриальной экономике / Е.М. Самородова, Г.А. Филонов // Территория науки – 2013. — № 2 Семеко, Г.В. Профессиональное образование и рынок труда в России: проблемы взаимодействия / Г.В. Семеко // Экономические и социальные проблемы России. – 2011. — №2 Средняя заработная плата в России и других странах мира в 2014 году, [Электронный ресурс], URL : http://bs-life.ru Хафизова, Г.С. Взаимосвязь накопления и потребления человеческого капитала / Г.С. Хафизова // Современные исследования социальных проблем – 2011. — №3(том7) Хафизова, Г.С. Влияние рыночных отношений на накопление человеческого капитала / Г.С. Хафизова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд – 2011. — № 10-1