» Методика экономического образования»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Ещё с середины 90-х годов в Российской Федерации появился новый школьный предмет «Экономика». За этот недолгий срок преподавание экономики в школе стало стремительно развиваться практически во всех государственных и частных образовательных учреждениях, а заинтересованность преподавателей, учеников и их родителей растет с каждым днем.

Основной задачей современной России является развитие экономического воспитания и формирование экономической грамотности и культуры у молодежи. Дальнейшее развитие и совершенствование экономики в стране возможно только поколением, обладающим современным экономическим мышлением и способным принимать экономически важные решения.

Особое внимание при этом должно уделяться развитию молодого, способного к конкуренции ,бизнеса , способного вытащить страну из экономического кризиса. Проблема улучшения экономического воспитания молодежи существует уже много лет, поэтому накоплен богатый опыт его совершенствования и дальнейшего развития. Экономическое воспитание, тесным образом связано с трудовым и нравственным, поэтому в его основе лежит, современное профессиональное ориентирование, позитивная трудовая мотивация и общая гуманизация экономических отношений.

На данный момент наиболее важной социальной задачей для молодого поколения является успешное овладение экономическими знаниями, так как умение ориентироваться в происходящих экономических процессах, находится в основе многих современных социально-экономических проблем молодежи.

актуальность

Цель курсовой работы, Объект исследования, Предмет исследования

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить литературу по данной проблеме;

2) Выявить место и роль преподавания экономики для современного общества;

3) Рассмотреть возможность организации преподавания экономики на различных ступенях школьного образования;

4) Разработать методику изучения фундаментальных экономических концепций в общеобразовательных учреждениях.

В полной мере в экономических системах, процессах и объектах действуют основные факторы и движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность и борьба за существование. Современная фундаментальная экономическая наука в ходе эволюции свой инструментарий не в полной мере сверяет с классическим и новым общеметодологическим, естественно-научным инструментарием; тем самым снижается качество экономического инструментария.

3 стр., 1429 слов

Евразийская экономическая комиссия: Задачи и Функции

... комиссии раскрыть основные функции и задачи комиссии рассмотреть все НПА регулирующие деятельность данной организации проанализировать результаты, которые были достигнуты за время функционирования данного органа. 1. Евразийская Экономическая Комиссия О структуре Евразийской экономической комиссии ...

Отсутствие должной системности(структурированности) и излишняя обособленность фундаментальной экономической науки от естесственно-научных , социально-культурных и гуманитарных процессов не только обедняет арсенал инструментария самой экономической науки, но и снижает возможности общего роста с этими науками. Подтверждением этому может служить факт неспособности национальной экономической науки обеспечить гармоническую эволюцию плановой экономики России в рыночную.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности организации занятий по экономике в общеобразовательных учреждениях

    1. Современные методы обучения, используемые в преподавании экономики в школе

Метод обучения — это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания. Правильный выбор методов обучения зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета конкретно от:

— Уровня знаний и умений учителя.

Учителю необходимо знать ,а главное ,понимать сущность метода, классификацию методов обучения, основания того или иного вида классификации, уметь применять их в различных учебных ситуациях и комбинациях. Используя ту или иную систему методов, разноплановых или дополняющих друг друга, направленных на достижение единой цели, учитель устанавливает обратную связь со своими учениками, выявляет уровень усвоения знаний и умений, определяет эффективность применения методов и осуществляет работу над ошибками, если таковые присутствуют, либо просто корректировку , тем самым повышая свой уровень профессиональной компетенции.

— Общей цели и задач обучения, особенностей данного предмета, его темы, запланированных целей и задач конкретного урока.

— Отобранного учителем содержания учебного материала.

— Уровня развития учеников, их умения и желания учиться, возможностей и возрастных особенностей учеников.

— Роли метода или сочетания методов обучения в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и творчества.

— Времени.

Целостная теория методов обучения начала активно развиваться с 30-ых годов 20 века. Методы, применяемые на уроках экономики, можно разделить на следующие группы:

I

II

30 стр., 14904 слов

Ивное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект ...

... Краткое описание. Урок экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован на получение ... уроке материалу. Ожидаемые результаты. По итогам урока учащиеся должны: Название этапа урока Задача этапа урока деятельности учителя деятельности ученика Примечание I. Организационный Нацелить на работу Приветствует учащихся, определяет отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку, ...

III

IV

V

При подготовке занятий по экономике в школе важно использовать активные методы обучения, т.к. они позволяют учащимся понять практическую значимость экономики, применить теоретические знания по данной дисциплине на практике, разобраться в структуре и механизме функционирования некоторых предприятий с другими и т.д.

По степени активизации учащихся и характеру их учебно-познавательной деятельности различаются: имитационные методы, основанные на педагогических приемах и специальных формах проведения занятий, в которых учебно-познавательная и исследовательская деятельность построена на представлении будущей профессионально-практической деятельности и неимитационные методы, которые построены на реальных профессионально-практических ситуациях.

В рамках общеобразовательного школьного курса по экономике целесообразно использовать такой вид активного обучения как деловые игры. Они способствуют формированию не только профессиональных, но и должностных знаний, умений и навыков. Деловая игра является модельным замещением двух реальностей — производственных процессов и процессов деятельности в нем людей.

Методическое обеспечение деловой игры должно включать в себя:

1)исходную информацию о деловой игре;

2)методику подготовки и проведения деловой игры;

3)набор различных бланков и другой документации.

1.2 Организация преподавания экономики в школе на различных ступенях образования

Говорить о сложности выбора подхода к преподаванию экономики в школе чаще всего и не приходится ,поэтому в данном пункте моей работы речь пойдет о том, как правильно составить программу непрерывного экономического образования у школьника, чтобы мотивировать его изучать данную науку.

В настоящее время предметом споров до сих пор остается вопрос о том, какие возрастные группы должны входить в систему непрерывного экономического образования, как правильно распределить нагрузку на учащихся.

Первоначальные основные экономические умения, а также первое представление о потребностях человека, возможностях их удовлетворения начинают складываться у детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание должно начинаться в семье, жизненный уклад родителей дает ребенку первое представление ребенку о деньгах, их рациональной трате , покупках и т.д. Многие психологи считают, что именно в семье закладывается деление людей на предпринимателей и будущих наемных работников. В дошкольном возрасте родителям необходимо объяснять ребенку простейшие экономические понятия, прививать интерес к данной науке.

11 стр., 5480 слов

Разработка инструментария оценки эффективности управления социально-экономическим ...

... и реализации стратегии и программ социально-экономического развития муниципальных образований. Основные положения диссертации, выносимые на защиту: Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей ...

Социальный педагог Беспалова Анастасия Евгеньевна предлагает программу по изучению экономики для детей дошкольного возраста (5-7 лет), основанную на авторской программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». Эта программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из трех блоков: «Труд — продукт — товар», «Реклама», «Деньги». Программа состоит из различных заданий, которые позволяют ученику разобраться в основных экономических понятиях, суждениях. Эта программа должна реализовываться педагогами в дошкольных учебных заведениях, также она может быть реализована родителями ребенка. А значит, приходя в школу, ребенок уже знает базовые понятия из области экономики.

Для детей начальной школы акцент делается на элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.

Если школьная программа не предусматривает возможность выделения отдельных часов для проведения факультативных занятий по экономике для школьников, то возможно введение экономических терминов и понятий в другие учебные дисциплины — математику, чтение, природоведение.

Познание основ экономических знаний на уровне начальной школы возможно через рисунок, ребус, игру, экономические загадки, простейшие задачи. На данном этапе очень важно наличие достаточного количества раздаточного материала, учитель должен стараться составлять программу урока так, чтобы материал был понятен ученикам.

Дети младшего возраста могут усвоить следующие категории: измерение затрат, рабочее время, организация рабочего места, рациональные приемы организации труда, производительность труда, разделение труда, значение природных богатств для человека, благосостояние и его зависимость от качества труда , элементарные представления о видах собственности, семейные доходы и расходы, способы заработка денег, производство, торговля, рынок, цена, деньги, банк и т.д.

Таким образом, на начальной ступени образования у учащихся начнут формироваться начальные знания об экономике, ее терминах и понятиях.

Во многом благодаря игровой форме проведения занятий изученный материал будет надолго задерживаться в памяти ребенка, а также будет заинтересованность в предмете.

В средней школе изучение экономики должно быть направлено на формирование у школьника общего научного представления об экономической науке. В России существуют различные адаптированные программы для учащихся средней школы, включающие в себя интегрированные уроки, показывающие важность и взаимосвязь экономики с другими областями знаний.

В средней школе учащийся должен изучить такие понятия , как предпринимательская деятельность, финансы государства, налоги и налоговая система страны, спрос и предложение, банки и банковская деятельность, основы маркетинга.

8 стр., 3585 слов

«Развитие системы отечественного образования в современных ...

... реально входят в нашу практику. Проблемы системы образования Вместе с тем разразившийся в стране в последнее десятилетие социально-экономический кризис поставил перед системой образования России ... Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности. Складывающаяся ...

Необходимо сочетание лекционных и практических занятий, важна творческая составляющая урока. Преподаватель должен разработать план уроков так, чтобы новый материал заставлял учащегося обращаться к уже пройденному материалу, т.е. чтобы происходил постоянный процесс повторения, а, следовательно, и более лучшего усвоения материала.

В старшем звене (9-11) процесс обучения экономике позволяет перейти от начальных знаний к формированию активной мыслительной деятельности, обучению анализу и критической оценке ситуаций, фактических данных, экономических решений, т.е. активных форм применения полученных на уроках знаний.

Получаем, что ученик, окончив школу, будет иметь представление об основах экономики, важнейших терминах и понятиях, ученых, повлиявших на современное состояние экономики. Также школьник должен понимать взаимосвязь экономики с другими отраслями знаний, понимать ее важность и значение.

Каждый человек в своей жизни участвует в различных экономических отношениях, поэтому изучение экономики, как и любой другой дисциплины, крайне необходимо. В настоящее время в России появляется большое количество различных профессий, которые требуют от специалистов различных экономических навыков и знаний. Банковский сотрудник, специалист по логистике, страховой агент, аналитик фондового рынка — все эти специальности основываются на экономических дисциплинах. Уже в 8-9 классах ученик начинает задумываться о выборе своей будущей профессии, поэтому наряду с такими науками как история, математика, физика, биология, должна вводиться и экономика как преподаваемая дисциплина.

В России изучение экономики на данный момент производится, в основном, только на последнем этапе обучения — на уровне высшего профессионального образования во многих ВУЗах страны. При этом во многих школах экономика введена только как часть предмета «Обществоведение», то есть в школьной программе данной дисциплине уделяется относительно небольшое количество часов.

Основная цель внедрения курса «Основы экономики» заключается в формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в нескольких аспектах:

·Теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;

·Практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;

·Этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.

В современных условиях формирование экономической культуры на всех уровнях образования имеет методологическое значение, поскольку ставит задачу целевого воздействия на поколение людей, находящихся сегодня за школьной партой.

Главной воспитательной задачей школьного курса должно стать не только формирование активной экономически развитой личности, но и ответственного отношения к делу, творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности, подготовленной и способной работать в условиях рыночной экономики, личности со знанием требований и норм рыночных отношений, даже если они пока не развиты за пределами учебной аудитории и носят декларативный характер. Ученик должен не только приобретать знания, понятия и представления об экономических явлениях, но и усваивать поведенческие стереотипы, нормы.

3 стр., 1088 слов

Тема 11. Муниципальное образование как социально-экономическая ...

... и населением, уточняются приоритеты социально-экономического развития муниципального образования. В настоящее время в России постепенно меняются роль и функции муниципальных образований, в особенности городских поселений, как сложных социально-экономических систем, что обусловлено несколькими обстоятельствами: ...

1.3 Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции

Основной составляющей модернизации российской системы

Но за последние годы система школьного экономического образования, имеющая положительную динамику своего развития с начала 90-ых годов ХХ века, приобрела отрицательный вектор развития. В настоящее время хорошо и легко прослеживается тенденция сокращения числа непрофильных школ, где осуществляется преподавание экономики как отдельного предмета. Предмет «Экономика» не является обязательным, поэтому в школах он в основном изучается в различных формах интеграции.

Изучение экономики только на основе интеграции и межпредметных связей непродуктивно, так как в этом случае:

отсутствуют соответствующие программы;

  • количество часов экономического блока в курсе «Обществознание» по сравнению с объемом отдельной дисциплины «Экономика» незначительно;

профессиональный уровень учителей-обществоведов в экономической сфере недостаточно высок;

  • учителя-предметники (математики, технологи, филологи, географы и т.д.) не имеют соответствующей экономической подготовки.

Опыт большого количества школ страны доказал возможность эффективного базового школьного экономического образования, а также необходимость формирования адекватной современным запросам общества системы экономического практико-ориентированного образования – потребительского, финансового и предпринимательского. И происходить это должно на основе межпредментных связей ,а так же отдельного обязательного курса «Экономика», интеграции экономики с другими дисциплинами при наличии соответствующих педагогических и учебно-методических ресурсов. При этом актуальность внедрения практико-ориентированного экономического образования в школе определяется, с одной стороны, низким уровнем потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности выпускников, сложностью финансовых продуктов и неадекватной оценкой ими финансовых рисков, а с другой – необходимостью формирования у школьников экономических компетенций и воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной и экономической активности, развития креативности и новаторства у подрастающего поколения. Построение продуктивной системы практико-ориентированного базового экономического образования в рамках каждого образовательного учреждения, в масштабе региона и страны требует многочисленных изменений как в содержании учебных предметов, так и в технологиях обучения, в том числе через активное привлечение дополнительных образовательных ресурсов на основе аутсорсинговых технологий. Образовательный аутсорсинг – это инновационная технология привлечения внешних для школьного экономического образования недостающих ресурсов, которая работает в новой экономической практико-ориентированной образовательной среде (ЭПОС).

4 стр., 1625 слов

Лекция 1-2 Основными функциями маркетинга образовательных услуг являются

... рынка образовательных услуг Главная особенность рынка образовательных услуг - заключается в значительной роли государства и его органов управления: Создание, поддержка, укрепление благоприятного общественного мнения сферы образования. Гарантирование гуманистичности образования, ... по мимо обучающихся потребителями рынка образовательных услуг предприятия и организации информирующие образовательные ...

Новая образовательная среда и аутсорсинговые технологии выстраивает правильное взаимодействие социальных партнеров, способствуют повышению уровня профессиональной адаптации образовательного учреждения, учебного округа и т.д. за счет более качественных базовых образовательных услуг, а также за счет развития инфраструктурных и специализированных услуг. Недоразвитость инфраструктурных и информационных посредников на рынке образовательных услуг в сфере экономики делает востребованным внедрение аутсорсинго вой формы сотрудничества образовательного учреждения и других образовательных субъектов с различными предпринимательскими и финансовыми структурами. Успех работы по формированию системы практико-ориентированного базового школьного экономического, финансового и предпринимательского образования зависит от правильного понимания поднятых проблем, от соответствия дидактических и организационных рамок обучения общественным запросам и современным потребностям развития личности, а также от эффективности взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса, регулирующих органов в сфере образования и социальной инфраструктуры, предпринимательского и финансового сообщества. При этом следует отметить, что использование образовательного аутсорсинга для привлечения дополнительных ресурсов в школьное экономическое образование освобождает часть внутренних ресурсов школы для концентрации на ключевых аспектах основной образовательной деятельности и направлено на оптимизацию образовательного процесса.

Кроме того, оно снижает затраты и уменьшает инвестиции в образовательную инфраструктуру, повышает способность быстро реагировать на внешние изменения и улучшает качество образовательных услуг в целом. Современные интернет-технологии открывают новые возможности для использования аутсорсинговых образовательных ресурсов.

Так, в школьном экономическом образовании виртуальная платформа «Информационное кольцо сайтов «Экономика в школе»1 , объединяя профессионалов, экспертное сообщество и регулирующие органы позволила расширить экономическое практико-ориентированное образовательное пространство и придать взаимодействию ЭПОС- партнеров более системный и целенаправленный характер. Электронный ресурс «Информационное кольцо сайтов «Экономика в школе» – это прежде всего единое информационное поле в виде ссылок, логотипов и/или баннеров партнеров Такая форма концентрации информации по практико-ориентированному экономическому образованию помогает как преподавателям, так и обучающимся оперативно получать доступ к ресурсам всех партнеров Кольца сайтов. «Информационное кольцо сайтов «Экономика в школе» – это и интерактивная технология, важной составной частью которой являются регулярные интернет-рассылки в виде «Информационного вестника «Экономика в школе», включающие информацию, предоставленную партнерами Кольца сайтов. Данный вестник рассылается еженедельно подписчикам Кольца сайтов и другим целевым аудиториям. Таким образом, оперативная информация доводится до всех, кто получает рассылки или заходит на портал «Информационного кольца «Экономика в школе».

10 стр., 4969 слов

Бюджет и его социально-экономическая роль

... бюджетной политики. Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Бюджетные затраты на социально-экономические потребности ...

Органичной частью портала являются тематические форумы, где в кругу профессионалов и заинтересованных лиц можно обсудить проблемы и перспективы развития школьного практико-ориентированного экономического образования. Это реальная возможность быть в курсе последних научных, методических, организационных вопросов экономического образования. Создаваемое с помощью данного портала «Виртуальное экспертное сообщество» объединяет профессионалов в области школьного экономического образования, так как, во-первых, это практическая помощь в профессиональном росте педагогов, преподающих экономику в общеобразовательных учреждениях России, а во-вторых, это выявление и продвижение успешных образовательных программ и методических разработок в школьном экономическом образовании. На наш взгляд, дальнейшее развитие экономической практико-ориентированной образовательной среды с использованием интернет- пространства является наиболее перспективной формой социального партнерства. Нельзя забывать, что в связи с опережающим ростом запросов общего образования (по сравнению с его целевым ресурсообеспечением) вопрос расширения источников поступления образовательных ресурсов, в том числе и аутсорсинговых, на основе интернет-технологий остается актуальным.

Данный процесс способствует формированию точек роста образовательных систем, их дальнейшему саморазвитию, повышению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, а в целом – росту эффективности школьного экономического образования.

Глава 2. Методика проведения занятия по изучению фундаментальных экономических концепций в средней школе

Календарно –тематический план

Для рассмотрения данного вопроса и разработки методического обеспечения урока необходимо проанализировать календарно-тематический план занятий по экономике в общеобразовательных учреждениях.

Пояснительная записка

Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и возрастанием значения экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.

Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учащихся 10-х классов общеобразовательных школ с тем, чтобы выпускники школ смогли адаптироваться к реалиям общественной жизни, осознавая при этом важную роль человека не только как рационального потребителя, но и рационального участника общественного производства.

Предоставленная программа предусматривает ознакомление с основами микро-, макро- и мировой экономики. Данная программа позволяет школьникам разобраться в природе важнейших законов и принципах экономики, а также проблемах, возникающих в процессе функционирования и развития рыночной системы.

8 стр., 3731 слов

Информационные технологии в экономике

... Для каждой логически обособленной информационной единицы в таблице следует создать поле. поместим указатель в первое пустое поле в столбце Имя поля ... Создать . Access создаст связь и вернет нас к работе в окне схемы данных. 7. программа отобразит между именами полей ... линией связи отображена информация о типе отношения между таблицами (в этой работе - «один-ко-многим»). Вывод: 1. Научилась создавать ...

Цель программы, Познавательная:

  • сформировать базовый уровень экономической грамотности, необходимый для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского и мирового общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;
  • дать описание основных особенностей рыночной экономической системы, подчеркнув роль частной собственности, системы ценообразования и конкуренции;
  • показать, как действуют в различных экономических системах основополагающие экономические понятия, такие, как «рынок», «альтернативная стоимость», « конкуренция»;
  • способствовать пониманию экономических принципов, которые влияют на принятие деловых решений;
  • показать, каковы роль и место государства в экономике, причины его участия в экономической жизни и пределы эффективности этого участия;
  • сформировать культуру экономического мышления, выработав адекватное представление о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умение выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам;

выработать практические навыки принятия экономических решений.

Развивающая:

развитие речи:

развитие мышления:

развитие сенсорной сферы:

развитие двигательной функции:

Воспитывающая:

продолжать воспитание у учащихся чувства коллективизма при работе в группах, «Я – позиция» при обсуждении материала, чувства патриотизма при обсуждении закономерностей развития экономики России, её места и роли в мировой экономике, доброжелательного отношения к людям в ходе обсуждения и дискуссий, чувства трудолюбия при работе с материалом курса.

Предложенная программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий и законов. Такая ориентация программы соответствует концепции современной школы, целям и задачам экономического образования.

Одна из сложных задач, которые необходимо решать преподавателю экономики, состоит именно в том, чтобы найти и поставить такие вопросы, на которые нет очевидного ответа. В частности, при изучении экономической теории на уроках в некоторых случаях небесполезно сопоставить устаревшие понятия, вошедшие в литературу прошлых лет, с понятиями, которыми оперирует современная экономическая наука. Это может быть отнесено к теме, посвящённой теории денег, к понятиям национального дохода и валового внутреннего продукта, к фактам экономического роста и др.

Календарно-тематический план для 10-х классов

п\п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

РАЗДЕЛ 1. Главные вопросы экономики.

2

1

Что такое экономика

1

2

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества

1

РАЗДЕЛ 2. Типы экономических систем и различия между ними.

2

3

Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система.

1

4

Рыночная система. Командная экономическая система.

1

РАЗДЕЛ 3. Силы, которые управляют рынком.

2

5

Что такое спрос.

1

6

От чего зависит предложение товаров.

1

РАЗДЕЛ 4. Как работает рынок.

2

7

Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие.

1

8

Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.

1

РАЗДЕЛ 5. Мир денег.

2

9

Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена.

1

10

Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения.

1

РАЗДЕЛ 6. Банковская система.

3

11

Причины появления и виды банков.

1

12

Принципы кредитования.

1

13

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

1

РАЗДЕЛ 7. Человек на рынке труда.

5

14

Экономическая природа рынка труда.

1

15

Причины устойчивых различий в условиях оплаты труда.

1

16

Социальные проблемы рынка труда.

1

17

Что такое безработица. Виды безработицы

1

18

Как можно сократить безработицу.

1

РАЗДЕЛ 8. Что такое фирма и как она действует.

3

19

Зачем создаются фирмы.

1

20

Виды затрат и их экономическое значение

1

21

Предпринимательство и создание успешного бизнеса.

1

РАЗДЕЛ 9. Как семьи получают и тратят деньги.

3

22

Источники семейных доходов и расходов.

1

23

Инфляция и семейная экономика.

1

24

Что порождает неравенство в благосостоянии.

1

РАЗДЕЛ 10. Экономические задачи государства.

4

25

Экономические свободы и роль государства в их защите.

1

26

Причины вмешательства государства в экономику. Формы вмешательства государства в работу рыночной системы.

1

27

Принципы налогообложения. Методы налогообложения.

1

28

Понятие о государственном бюджете.

1

РАЗДЕЛ 11. Экономический рост.

2

29

Понятие экономического роста.

1

30

Факторы ускорения экономического роста.

1

РАЗДЕЛ 12. Организация международной торговли.

2

31

Причины возникновения международной торговли.

1

32

Регулирование внешней торговли.

1

РАЗДЕЛ 13. Экономическое устройство России на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

1

33

К какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в РФ.

1

34

Итоговое обобщение.

1

Итого

34

Курс рассчитан на 34 часа в 10 классе .

Программа состоит из нескольких разделов (блоков), это позволяет модифицировать курс в зависимости от задач обучения, что отвечает современным требованиям к разработке программ. Формы проведения занятий выбираются исходя из дидактических целей и содержания учебного материала. Структура программы такова, что наряду с традиционными формами учитель может широко применять активные формы проведения занятий: лекции-беседы, метод конкретных ситуаций, работа в малых группах, ролевые и деловые игры, дискуссии, аналитические работы с привлечением сети Интернет, лабораторные занятия, что позволяет более глубоко усвоить теоретический материал, получить непосредственный опыт применения экономических знаний на практике.

Применение различных методов обучения, комбинирование их дает возможность достижения наилучшего результата в обучении экономики школьников, получении ими разносторонних знаний по предмету, а также формирование межпредметных связей, развитии творческого мышления, умению ставить перед собой задачи и решать их.

2.2. Методика проведения уроков по экономике в школе

(план-конспект занятия)

Классные занятия в школе при преподавании экономики играют главную роль, так как самостоятельное изучение данной науки достаточно сложно для школьников. Главным видом аудиторного занятия является урок.

Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

План-конспект урока

Тема: «Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов»

Цели урока:

  1. Обучающая – сформировать представление учащихся об экономике; изучить главные вопросы экономики, потребности, выбор и альтернативная стоимость, ограниченные ресурсы.

  2. Развивающая – умения учащихся анализировать полученную информацию и выделять главное, развитие памяти, внимания, расширение экономического кругозора.

  3. Воспитывающая — формирование правильного отношения к труду и ответственности к выбору будущей профессии, воспитание дисциплинированности и экономической грамотности.

Форма обучения, Форма организации обучения

Тип урока : сообщение новых знаний с применением информационных технологий

Методы обучения:

— по способу передачи и восприятия – лекция с элементами беседы

— по способу познавательной деятельности учащихся – восприятие и осмысление новых знаний

Средства обучения:

Ход урока

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка внешнего состояния кабинета. Проверка готовности к уроку: наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей. Проверка посещаемости по журналу. Проверка рабочей позы и внешнего вида учеников.

  1. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала

Учащиеся получают информацию об изучении новой темы. Записывается тема урока. Для усвоения материала необходимо знать, что такое экономика, главные вопросы экономики, потребности, выбор и альтернативная стоимость, ограниченность ресурсов.

  1. Усвоение новых знаний

Записывается план урока на доске и в тетрадях:

  1. Экономика как наука и хозяйство

  2. Потребности и ресурсы

  3. Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость

  4. Ограниченность ресурсов и производственные возможности

В тетрадях учащиеся записывают конспект по вопросам, обозначенным в лекции. Примерная информация, которая должна быть отражена в конспектах:

Вопрос 1. «Экономика как наука и хозяйство»

Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) — это наука о ведении домашнего хозяйства.

(учащиеся записывают определение в тетради)

Субъект экономики –, Объект экономики –, Экономика как система хозяйствования (общественного производства):, Экономическая деятельность

  • производство (процесс создания экономических благ и услуг);

  • распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве);

  • обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт);

  • потребление (стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта).

Производство

  • Материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание))

  • Нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.)

Экономика как наука: основные задачи

  • предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг);

В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэкономический и макроэкономически й.

  • Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

  • Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство

Экономика лежит в основе жизнедеятельности общества, каждого его члена и тесно связана с другими науками: социологией, культурологией, политологией, историей, правоведением.

Вопрос 2. «Потребности и ресурсы»

Итоговой целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивида. Воспроизводство благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, происходит в условиях ограниченности ресурсов, что приводит к появлению проблем выбора в экономике. Поэтому в экономической науке такие понятия, как экономические потребности, ресурсы, выбор являются базовыми экономическими понятиями.

Потребности –

Потребности подразделяются на первичные , (пища, одежда и др.), и вторичные , (потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.

Индивидуальное Д/З:

экономическими благами

Экономические блага делятся на:

  • долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.д.);

  • взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы).

    К субститутам относят многие потребительские товары и производственные ресурсы, услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино-театр-цирк);

  • настоящие и будущие;

  • прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Вопрос: «Если бы Старик Хоттабыч, например, исполнил все ваши желания в 12.30, были ли бы вы абсолютно счастливы в 13.00? Почему?» (выслушиваются ответы учащихся).

В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.

Основная проблема экономики

Вопрос 3. «Главные вопросы экономики, выбор и альтернативная стоимость»

экономического выбора

( Пример : вам необходимо уехать в Москву. Вы можете поехать поездом 8 часов за 200 рублей, либо самолетом 2 часа за 350 рублей. В зависимости от того сколько денежных средств у вас имеется и как быстро вам необходимо оказаться в Москве, вы выберете лучший для вас вариант).

Три основных вопроса экономики

1. Что должно производиться — т.е. какие товары и в каком количестве;

2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;

3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.

(учащиеся записывают основное в тетради)

В экономической теории предполагается, что хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня народного благосостояния.

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Производство одного продукта означает отказ от другого. Рациональный человек должен не только подсчитать будущие затраты, но и издержки неиспользованных производственных возможностей.

альтернативными издержками

Пример: выпускник школы выбрал учёбу в институте вместо работы. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет работа. Студент платит за обучение 45$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$ в месяц. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость – это величина зарплаты, которую не получит студент, т.е. 100$ в месяц; упущенная выгода равна 100 + 45 = 145$).

Вопрос 4. «Ограниченность ресурсов и производственные возможности»

неограниченном

Экономические ресурсы

Экономические ресурсы подразделяются на:

материальные ресурсы

природные ресурсы

инвестиционные ресурсы,

людские ресурсы

возможности

Производственные возможности

кривой производственных возможностей

Кривая производственных возможностей

Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.

Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А , т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА (20 млн.т.) , а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД (20 шт.) и зерна в нулевом объеме).

Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке.

Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.

В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен . А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.

  1. Проверка понимания учащимися усвоения нового материала и закрепление нового материала.

Проведение устного опроса:

  1. Что такое экономика, и на какие разделы она делится?

  2. Какие три основных вопроса существуют в экономике?

  3. Какая главная проблема экономики?

  4. Альтернативная стоимость.

  1. Подведение итогов урока. Инструктаж о домашнем задании.

Таким образом, мы изучили тему «Экономика как наука и хозяйство», познакомились с главными вопросами экономики, узнали, какие бывают потребности и блага, как они влияют на выбор и альтернативную стоимость, рассмотрели понятие «ограниченность ресурсов» и выявили главную проблему экономики и способы ее решения.

Выставляются отметки за активное участие в классный журнал.

домашнее задание:

    1. Учить основные термины и понятия по теме.

    2. Найти классификацию потребностей и их представителей (классификаторов), привести примеры.

    3. Подготовиться к самостоятельной работе.

Главная особенность преподавания экономики в школе заключается в том, что преподавателю необходимо учитывать то, что в отличие от ВУЗа, в школе нет разделения уроков на лекции и семинары. Следовательно, при изучении данного учебного курса, необходимо учитывать данные особенности, по-разному организовывать различные типы уроков.

Заключение

В результате изучения данных вопросов можно сделать вывод, что преподавание экономических дисциплин в школе необходимо для современного общества, воспитания в подрастающем поколении экономических знаний, умений и навыков, умении ориентироваться в современных экономических реалиях. Образование должно быть направлено на изучение основных экономических концепций и терминов, формирование представлений о важнейших задачах и функциях экономики, ознакомление с основными экономическими законами, историей развития экономики и экономической мысли, а также исследовании жизненных ситуаций , непосредственно связанных с изучением данных вопросов.

На уровне органов государственной власти, Министерству образования РФ необходима разработка универсальной концепции цикличного экономического образования учащихся, включающей в себя взаимодействие школ и ВУЗов по изучению экономических дисциплин.

В результате таких нововведений , ученик, окончив общеобразовательную школу, будет иметь представление об основах экономики, важнейших терминах и понятиях, ученых, повлиявших на современное состояние экономики; сможет активно проецировать изученное в современных жизненных реалиях, анализировать и быстро принимать верные экономические решения .

Использование разнообразных методов преподавания позволяет сделать уроки по экономике интересными, доступными для понимания различными возрастными группами школьников. Активные методы обучения позволяют ученикам применить теоретические знания на практике, разобраться в реальных экономических ситуациях, проанализировав которые некоторые ученики смогут предложить свои пути решения сложившихся проблем. Эвристические методы обучения дают возможность ученикам проявлять свои творческие способности, искать нестандартные решения различных экономических проблем, создавать проекты и участвовать в конкурсных номинациях в области «Экономика».

Учителю необходимо уметь сочетать различные типы уроков — лекционные, семинарские и практические занятия — это позволит наиболее полно и глубоко ученикам познать основы экономической науки, а учителю контролировать процесс получения знаний учениками.

Таким образом, мы можем придти к единому мнению ,что в ходе данной работы была достигнута цель и решены все поставленные задачи, а именно, проведение занятий по экономике в школе позволит учащимся освоить экономическую теорию и соответствующие ей экономические понятия, привить им навыки грамотного экономического поведения, овладеть системой норм, характерных для различных экономических систем, а это в свою очередь подготовит их к любым экономическим проблемам, которые могут встретиться на жизненном пути.

Список использованной литературы

1)

2) Азимов, Л.Б. Уроки экономики в школе

3)

4) Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности [Текст]: учеб. пособие / М.А. Данилов — М.: Педагогика, 2006. -137с.

5) Дроздова, Н.П., Ефимова Е.Г., Колесникова М.Ф. Активные методы обучения

6) Иванов, С.И. Преподавание курса «Основы экономической теории»

7) Кайзер, Ф.Й. Методика преподавания экономических дисциплин

8) Канарская, О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика

9) Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий

10) Конаржевский ,Ю.А. Система. Урок. Анализ

11) Лернер, И.Я. Учебный предмет, тема, урок

12) Липсиц ,И.В. Введение в экономику и бизнес

13) Лихачев, Б.Т. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии [Текст]: учеб. пособие / / Под ред. Е.В. Бондаревской. — Ростов н/Д: Из-во РГПУ, 1995. — 257 с.

14) Смирнова, Е.Е. На пути к выбору профессии

15) Татарченкова, С.С. Урок как педагогический феномен

16)

17) Хвесеня, Н.П., Сакович М. В. Методика преподавания экономических дисциплин

18) Чуканова, М.М. Введение в экономику.

19) Яковлев, Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе.