Рекомендации по написанию курсовой работы по микроэкономике

Курсовая работа

4. Введение должно отражать актуальность и новизну темы, степень ее освещения в научной и специальной литературе. Цель и задачи курсовой работы должны быть сформулированы под углом зрения решения определенной экономической проблемы. Кроме того, необходимо указать используемые приемы и способы анали­тических исследований, дать краткую характеристику объекта и предмета исследования, описать структуру работы.

Принадлежность какого-либо сочинения или изложения к нау­ке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии. Можно выделить 10 характеристик, позволяющих оценить качест­во исследования: проблема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новиз­на, значение для науки, значение для практики.

Постановка проблемы предполагает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Необходимо отличать научную проблему от практической задачи. В проблеме находит отражение пробел в научном знании. Нужно так обозначить про­блему, чтобы в ней нашло отражение движение от старого к ново-

му, т.е., с одной стороны, было понятно, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой — какой но­вый познавательный и практический материал предполагается освоить.

Обосновать актуальность исследования — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Сле­дует различать практическую и научную актуальность. Начинать исследование имеет смысл лишь при наличии и той, и другой. Мо­жет наблюдаться ситуация, когда в науке данный вопрос решен, но по тем или иным причинам полученные наукой знания не дошли до практики. В таком случае необходимо сосредоточить усилия не на исследовании того же самого, а на доведении уже состоявшегося научного решения проблемы до практического применения.

Определить объект исследования — значит выяснить, что имен­но рассматривается в исследовании.

Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначать, как рассматри­вается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает. Предмет — это собственное видение исследовате­лем изучаемого объекта. Он целенаправленно конструирует пред­мет, выделяет в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое научное знание. Определение предмета одновременно от­крывает возможность прийти к конечному (для данного этапа) ре­зультату. Формулирование предмета исследования — результат уче­та задач, реальных возможностей и имеющихся в науке описаний объекта, а также других характеристик исследования.

3 стр., 1031 слов

Объект и предмет исследования. Введение дипломной работы

... которых проходит . Предмет исследования Предмет – это более узкая, конкретная область объекта исследования, рассматривающаяся студентом в процессе написания диплома. Другими словами, изучая предмет, вы изучаете часть цельного объекта. Именно предмет исследования зачастую свидетельствует об актуальности дипломного проекта, а ...

Ставя перед собой цель, исследователь определяет, какой ре­зультат он намерен получить в ходе работы, а задачи дают пред­ставление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза и защищаемые положения раскрывают представления исследователя о том, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие. Гипотеза — предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное; такое высказывание, истинность или

ложность которого не установлена. Процесс установления истин­ности или ложности гипотезы и есть процесс познания. Типичная ошибка — тривиальность гипотезы, самоочевидность того, что вы­двигается как научное предположение.

Подводя итоги своей работы, исследователь имеет возмож­ность сказать о новизне полученных результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые. На этом этапе устанавливается также значение исследо­вания для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вно­сятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание. Важно иметь в виду, что между новизной результа­тов исследования и их значением для науки имеется существенное различие. Характеризуя новизну результатов, исследователь оста­ется в рамках поставленных задач и показывает, какое знание он получил, решая их. Значение полученного нового знания выявляет­ся по отношению к другим сферам познания, к научной работе, ко­торая только еще предстоит в будущем. Определение научной зна­чимости исследования имеет решающее значение для его оценки.

Размышляя о значении проведенной научной работы для прак­тики, следует ответить на вопрос: Какие конкретные недостатки практической деятельности можно исправить с помощью получен­ных в исследовании результатов?

Необходимо отметить, что все методологические характери­стики взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Про­блема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвинутые проблемы и сформулированная тема предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет — это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласо­ванности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступит обоб­щенным показателем ее качества.

12 стр., 5518 слов

Социальная политика и социальная работа в (область или город ...

... национальной шкале на уровне (rus). Высокий кредитный рейтинг Новосибирской области обеспечен значительной диверсификацией экономики, устойчивым экономическим ростом, растущим качеством управления. Динамика основных ... мяса у населения. Развивается строительный комплекс области. За два года общий объем строительно-монтажных работ в Новосибирской области вырос на 20% и составил около ...

Поскольку курсовая работа по микроэкономике предполагает лишь первоначальное приобщение студентов к исследованию, то, видимо, нет необходимости представлять в ней абсолютно все ха­рактеристики. Некоторые их них могут быть определены в зависи­мости от выбранной темы (например, гипотеза).

Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавате­ля-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Рекомендуемый объем введения: 2-3 страницы.

Основная часть

Нумерация названных составляющих основной части произво­дится по числовой иерархической системе, причем после последней цифры, а также после заголовка, точка не ставится.

В основной части раскрывается содержание темы, дается ее теоретическое обоснование с широким привлечением специальной литературы и статистического материала. Изложение темы должно быть связано с современными экономическими проблемами в Рос­сии.

Основная часть курсовой работы по микроэкономике состоит, как правило, из двух глав:

  • первая глава должна содержать всестороннее рассмотрение теоретических основ выбранной темы исследования, изложение различных точек зрения и подходов к данной проблеме. Студент должен продемонстрировать владение основным понятийным ап­паратом по выбранной теме, отразить свою точку зрения по данно­му вопросу;
  • во второй главе автор должен продемонстрировать умение применить изложенные им в первой главе теоретические положения к решению конкретной микроэкономической проблемы, показать владение экономическими методами осмысления конкретных си-

туаций, способность анализировать фактические данные, относя­щиеся к исследуемой теме. Приводимые в работе рисунки, таблицы, графики, диаграммы должны быть пронумерованы, озаглавлены и иметь ссылку на источник. При анализе фактических данных из раз­ных источников следует обратить внимание на их сопоставимость.

По согласованию с научным руководителем возможно измене­ние структуры курсовой работы в том случае, если это способству­ет более правильному и полному раскрытию темы.

заключении

анализа, формулируются самостоятельные выводы по результатам

выполненной работы в целом. В нем отмечается их практическая

значимость, возможность внедрения результатов работы и даль­

нейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к

заключению — его краткость и обстоятельность. Не следует повто­

рять содержание введения и основной части работы. В целом за­

ключение должно давать ответы на следующие вопросы:

  • С какой целью предпринято студентом данное исследование?
  • Что сделано?
  • К каким выводам пришел автор? Рекомендуемый объем заключения: 1 — 2 страницы.

Список использованной литературы

ным компонентом курсовой работы и должен оформляться строго в

соответствии с установленными правилами. Основой для составле­

10 стр., 4924 слов

МАРКС И РОДБЕРТУС Предисловие к первому немецкому изданию работы ...

... и экономической литературе. Ни эти обвинения, ни упомянутое произведение Родбертуса никогда не попадались Марксу на глаза; из сочинений Родбертуса он ... т. д., заполнив еще четыре страницы названиями таких работ. Мы ограничимся тем, что предоставим слово одному ... политической экономии. По законам буржуазной политической экономии наибольшая часть продукта не принадлежит рабочим, которые его произвели. ...

ния библиографических записей использованных источников явля­

ется ГОСТ 7.1-2003.

Библиографическая запись состоит из заголовка и библиогра­фического описания. Заголовок может включать в себя имя лица, наименование организации, унифицированное заглавие, обозначе­ние документа, и т.д. При указании имени лица фамилия от имени и отчества (или инициалов) отделяется запятой. При этом в заголов­ке приводят фамилию (наименование) только одного автора, если авторов не более трех. Если число авторов более трех, библио­графическая запись приводится без заголовка.

При составлении библиографического описания для курсовой работы в него включаются обязательные и некоторые факультатив­ные элементы, а именно:

  • область заглавия и сведений об ответственности;
  • область издания;
  • область выходных данных;
  • область физической характеристики.

Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак «точка и тире» (. — ).

Заглавие источника, следующее за заголовком, переносится с титульного листа источника и может состоять из нескольких пред­ложений, разделяемых точкой. Основное заглавие может допол­няться и уточняться указанием на характер издания (например, «учебное пособие»), его назначение, жанр и т.п. Отделяются эти сведения от основного заглавия двоеточием (:) и пишутся со строч­ной буквы. Если таких сведений несколько, двоеточие ставится перед каждым из них.

Сведения об ответственности включают сведения о лицах (ав­торах, редакторах, составителях, переводчиках) и/или организациях (институтах, учреждениях, министерствах), несущих ответствен­ность за содержание книги. Перед первыми сведениями об ответст­венности ставится косая черта (/).

Если сведений об ответственности несколько, они разделяются точкой с запятой.

Особенности документа, отличающие данное издание от других его изданий, указываются в области издания. Повторность издания всегда обозначают арабскими цифрами. Эти сведения могут сопро­вождаться пояснениями, например: 2-е изд., испр. и доп.

К выходным данным относятся: место издания (изготовления), издательство и дата издания.

Под местом издания понимается город, название которого при­водят в полной форме. Исключение составляют Москва (М.), Ле­нинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.).

При наличии двух и более мест издания их разделяют точкой с запятой (;

  • , например: М.; СПб.

Название издательства приводится преимущественно в со­кращенной форме; собственное название приводят без кавычек, на­именования формы собственности (ООО, ЗАО и т.д.), а также слова «издательство», если оно не связано грамматически с названием

издающей организации (например: Изд-во МГУ).

Перед названием издательства ставится двоеточие.

Датой издания считается год издания документа. Перед датой издания ставится запятая.

Область физической характеристики содержит обозначение физической формы объекта описания вместе с указанием объема, и при необходимости — сведения об иллюстрациях, и др.

10 стр., 4585 слов

Методические рекомендации по написанию курсовой работы «Экономический ...

... соображения о путях решения проблемы и вносит свои предложения. Порядок выполнения курсовой работы Тема курсовой работы выбирается заблаговременно и согласовывается с научным руководителем. ... нормативного акта. Экономический анализ способствует пониманию механизма воздействия нормативных актов на национальную экономику. Одно из преимуществ постоянного экономического анализа нормативных актов ...

Сведения о нумерации (пагинации) приводят теми цифрами (арабскими или римскими), которые использованы в объекте описа­ния:

186 с. 1 зв. кассета

XII, 385 с. 2 электрон, опт. диска

Для описания части издания (статьи в журнале, главы в книге и т.д.) используется так называемая аналитическая библиографиче­ская запись, включающая сведения о составной части, сведения об основном документе и сведения о местоположении составной части в документе. Схема такой записи выглядит следующим обра­зом:

Сведения о составной части документа // Сведения об основ­ном документе. — Сведения о местоположении.

Как правило, в записи основного документа заголовок не при­меняют. Не приводятся также сведения об объеме основного изда­ния. Сведения об ответственности для составной части не приводят­ся, если они совпадают со сведениями заголовка. Для периодических журналов не приводится место издания.

Особого упоминания заслуживает использование в качестве источников веб-сайтов и их отдельных страниц. Их достовер­ность довольно часто вызывает сомнения. Кроме того, большинст­во Интернет-источников имеет короткое время жизни, что пре­пятствует их повторному использованию. С другой стороны, иногда эти источники являются наиболее, а порой и единственно доступными. Поэтому при использовании таких источников следу­ет придерживаться следующих правил:

  • использовать достаточно авторитетные источники, автор­ство которых (или другая форма ответственности) может быть хорошо установлено;
  • избегать ссылок на литературу и документы, размещенные на бесплатных веб-сайтах;
  • из множества различных сайтов с идентичным содержанием выбирать тот, на котором используемый материал «проживет» максимальное время (впрочем, как и сам сайт);
  • избегать ссылок на веб-страницы, если есть возможность сделать аналогичную ссылку на материал в форме «твердой ко­пии», имеющей необходимые издательские атрибуты (книгу, жур­нал, CD-ROM, видеокассету и т.д.);
  • при составлении ссылок на материалы веб-сайтов использо­вать те же принципы, что и для «бумажных» ссылок, обращая осо­бое внимание на название веб-страницы, ее полный и точный адрес (URL), сведения об ответственности и дату публикации.

В библиографический список курсовой работы по микроэко­номике необходимо включить в алфавитном порядке основные учебники по экономической теории, нормативные документы по данной проблематике, дополнительную научную литературу, ста­тьи и публикации из экономических и специальных журналов, ма­териалы газет, статистических сборников, и т.п. Вся литература имеет сплошную нумерацию. Источники INTERNET приводятся в конце перечня с соблюдением вышеперечисленных требований. Образец оформления списка использованной литературы приведен в Приложении 4.

Обязательным требованием написания курсовой работы явля­ется наличие ссылок на использованную литературу.

На все включенные в список источники должны иметься ссыл­ки по тексту курсовой работы. При ссылке на произведение, описа­ние которого включено в библиографический список, в тексте кур­совой работы после упоминания о нем (после цитаты из него) ука­зывают в квадратных или в круглых скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке, и соответствующие но­мера страниц, например: [2, с. 35 — 36].

10 стр., 4651 слов

Рекомендуемая структура доклада при защите выпускной квалификационной ...

... деканом факультета. Содержание. В нем последовательно располагаются наименования частей работы: введение; названия глав и входящих в них параграфов; заключение, список использованных источников, приложения с указанием номера страницы, с которой начинается ...

Приложения

ки из нормативных документов, графический и иной иллюстратив­ный материал. Во всех случаях необходима ссылка на источник.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с ука­занием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».

При необходимости приложение может иметь заголовок.

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки. При наличии в курсовой работе нескольких приложений их располагают в порядке появления ссылок в тексте и нумеруют арабскими цифрами, например ПРИЛОЖЕНИЕ 1, и т. д. Если при­ложение занимает несколько страниц, каждая страница, кроме пер­вой, должна сопровождаться надписью «Продолжение Приложе­ния …».

Нумерация страниц приложений должна входить в общую ну­мерацию страниц работы.

Иллюстрации, таблицы и формулы, помещенные в приложени­ях, нумеруются в пределах каждого приложения, например: Табл. П. 1.3. (третья таблица первого приложения).

Перечень принятых сокращений