Данная тема становится еще более актуальной в связи с формированием новых экономических отношений в Казахстане, в первую очередь с вступлением в таможенный союз с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а так же установление тесных торговых связей со многими государствами мира. Современная внешнеэкономическая деятельность РК потребовала изменений в организации и методологии статистического учета внешнеэкономической деятельности, перехода на международные стандарты, разработанные и рекомендованные статистическими органами ООН. Одной из особенностей современной статистики внешнеэкономических связей является использование данных таможенного учета, то есть развитие так называемой таможенной статистики, что соответствует международной практике.
Для эффективного управления международными экономическими отношениями, принятия решений в сфере внешней торговли необходимы данные, комплексно отражающие развитие внешнеэкономических связей как в целом по стране, так и по регионам, а также по видам экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. Качество и потребительская ценность такой информации зависят от существующей в стране системы организации и методологии статистики внешнеэкономических связей, именно она осуществляет сбор, обработку и представление таких данных органам управления, а также всем заинтересованным субъектам экономики. Кроме того, в задачи статистики входит разработка методов расчета и взаимной увязки показателей, характеризующих динамику и структуру внешнеэкономических связей, анализ факторов, обуславливающих основные тенденции их развития, а также сравнительный анализ показателей внешнеэкономической деятельности различных стран, международных экономических связей.
Статистика внешнеэкономических связей является составной частью экономической статистики. В ней изучается ведение учета экспорта и импорта товаров, экспорта и импорта услуг, международных финансовых операций и производственной деятельности за рубежом по контрактам. Статистика ВЭС характеризует все этапы продвижения товаров или услуг от производителя к потребителю, дает количественную оценку развитию внешнеэкономических связей в конкретных условиях места и времени, выявляет присущие им закономерности.
Целью данной работы является анализ статистических данных внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан за последние годы, исследование динамики экспорта-импорта. А также детальное рассмотрение изменений внешнеторговых операций со странами входящими в таможенный союз, и сравнение этих данных с аналогичными за предыдущий период, до вступления в таможенный союз.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия
... и проблем организации и управления внешнеэкономической деятельностью ООО «ОПТПРАЙС», определение результативности внешнеэкономической деятельности предприятия и разработка мер по повышению ... “Внешнеэкономические связи относятся к уровню как бы макроэкономического (межгосударственного) регулирования, а внешнеэкономическая деятельность - к микроуровню (уровню отдельных фирм и предприятий”. ...
Глава I. Методологические основы статистики внешнеэкономических связей.
1.1. Учет внешнеторгового оборота
В мировой практике учет товаров, пересекающих границу, принято производить на таможне, основой учета является Грузовая таможенная декларация (ГТД), а также товарно-сопроводительные документы, счета, паспорт сделки и другие документы. В России обязательное декларирование товаров, перемещаемых через границу, введено с 1 января 1989 г., что послужило основой для перехода на международные стандарты применения международной методологии учета.
Под методологией учета следует понимать систему принципов, форм и методов учета.
Методология статистики внешней торговли включает в себя систему статистических показателей, приемов их исчисления и методов исследования, применительно к внешней торговле.
В настоящее время в мировой статистической практике используются разные принципы, приемы и способы учета внешнеторговых операций, а следовательно, применяется различная методология статистики экономических связей, что затрудняет сопоставление данных о внешнеэкономической деятельности. Расхождение в методологии учета связано с различием системы организации учетных работ, которое во многом определяется национальными традициями, сложившимися в практике статистического учета той или иной страны, а также степенью воздействия на нее рекомендаций по учету внешнеторгового оборота международных статистических органов. В то же время большинство стран мира стремятся к созданию единой методологии учета, поэтому при построении национальных систем статистического учета внешнеторговых операций используют рекомендации статистической комиссии ООН, которые составляют основу методологических положений по внешнеторговой статистике.
Статистическая комиссия ООН на своей 29 сессии (март 1997 г.) одобрила вторую редакцию рекомендаций по вопросам методологии статистики международной торговли товарами (СМТТ-2).
Рекомендации сформулированы таким образом, чтобы обеспечить применимость статистики международной торговли для решения разнообразных статистических задач. К числу таких задач относятся:
- составление товарных балансов;
- планирование инфраструктуры;
- подготовка и ведение торговых переговоров;
- наблюдение за выполнением торговых соглашений и урегулирование торговых споров;
- анализ рыночной конъюнктуры импортерами и экспортерами и многое другое.
Разработанные рекомендации по вопросам, относящимся к сбору статистических данных, были согласованы с рекомендациями Всемирной Торговой Организации (ВТО) и Всемирной Таможенной Организации (ВТМО).
После этого Статистическое управление ООН отправило обновленные рекомендации во все страны мира и предложило им внести необходимые поправки в национальную методологию внешней торговли к 1января 1999 г.
Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических ...
... на данной территории; технико-экономическому обоснованию схемы противооползневой защиты в целом и проектных решений по каждому мероприятию. 2.2.5.6. Обоснованность решений по сооружению береговых ... строительства; рекомендаций по технической эксплуатации проектируемых сооружений инженерной защиты, необходимости проведения научных наблюдений за ними. 2.2.5. При рассмотрении основных проектных решений ...
В соответствии с рекомендациями статистической комиссии ООН в статистике международной торговли в качестве общего определения “охвата” статистических данных должны учитываться все товары, добавляемые к запасам материальных ресурсов страны в результате их ввоза на ее экономическую территорию или вычитаемые из этих запасов в результате их вывоза из этой территории, т.е. все товары и ценности, ввоз и вывоз которых изменяет материальные ресурсы страны.
Таким образом, согласно методологии ООН, понятие объекта статистического учета охватывает все поставки через границу, которые отвечают критерию изменения запасов материальных ресурсов страны, в том числе и товары, поставляемые в форме дара или безвозмездной помощи, и не ограничивается только товарами, являющимися предметами коммерческих сделок.
Исходя из этого, под экспортом товаров понимается вывоз из стран произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. В результате экспорта товаров уменьшаются национальные запасы материальных ценностей.
Под импортом понимается ввоз товаров в страну, в него включают ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны, реэкспорта, и товары закупаемые для отечественных организаций за границей. В результате импорта товаров увеличиваются национальные запасы материальных ценностей.
Рекомендации ООН содержат дополнительные рекомендации, которые объединяют товары в три перечня.
В первом перечне указаны товары, подлежащие учету в детальной статистике внешней торговли (т.е. в статистике, указывающей классификационный код товара, его стоимость, количество, страну-партнера).
К ним относятся товары, ввозимые всеми категориями приезжающих для коммерческих целей; продовольственные и другие виды гуманитарной помощи; товары на консигнации; товары в бартерных сделках; товары, используемые как носители информации и компьютерных программ общего (коммерческого) назначения (например, комплекты, состоящие из записанных на компактных дисках компьютерных программ и руководств по их применению); товары для переработки (давальческое сырье); товары в сделках между головной корпорацией и ее зарубежными филиалами; возвращаемые товары; имущество иммигрантов (эмигрантов); товары, направляемые “буферным организациям” или получаемые ими; промышленные отходы, включая продукты, опасные с точки зрения загрязнения окружающей среды, имеющие коммерческую ценность (если названные отходы коммерческой ценности не имеют, то они должны учитываться отдельно в соответствующих количественных единицах);
- Второй перечень содержит товары, исключаемые из детальной статистики внешней торговли. Здесь впервые выделены нефинансовые активы, переданные в собственность нерезидентам, но не пересекающие границу;
- товары, включаемые в статистику торговли услугами;
- товары, утерянные или уничтоженные вне экономической территории импортирующей страны.
В третьем перечне названы товары, не включенные в детальную статистику внешней торговли, но которые рекомендуется учитывать отдельно для последующего расчета обобщенных показателей импорта и экспорта, используемых в статистике платежного баланса и в системе национальных счетов. Третий перечень составлен впервые. Сюда вошли: мобильное оборудование, право собственности на которое переходит другому лицу во время нахождения этого оборудования вне экономической территории страны первоначального собственника; рыба, минералы, утиль, сгружаемые в иностранных портах или продаваемые иностранным судам в открытом океане; бункеры, балласт, подстилочный и сепарационный материал, получаемые с иностранных судов за пределами экономической территории страны или сгружаемые с национальных судов в иностранных портах или поставляемые с национальных судов на иностранные суда вне экономической территории страны; товары, направляемые за границу для ремонта или получаемые из-за рубежа после ремонта (учитывается по стоимости ремонта); товары, пересекающие границу нелегально; утерянные или уничтоженные до поступления на экономическую территорию импортирующей страны, но после перехода права собственности импортеру.
Организация и ведение бухгалтерского учета на предприятиях общественного ...
... товаров; h по учету кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами; h по учету расчетов с рабочими и служащими; h по учету остальных операций и составлению отчетности. На предприятиях общественного питания можно ввести структурные единицы по учету ...
1.2. Стоимостный и количественный учет товаров во внешней торговле
Статистика внешнеэкономической деятельности учитывает ввозимые и вывозимые товары по количеству и по стоимости. Данные количественного и стоимостного учета регулярно публикуются в статистических ежегодниках и других статистических справочниках и тем самым всесторонне характеризуют внешнеторговый оборот, экспорт и импорт отдельных стран, групп стран и регионов как в территориальном, так и товарном аспектах.
Количественный учет является надежным показателем объема
внешнеторгового товарооборота, поскольку он в отличие от показателей стоимостного учета не зависит от различий в методике учета, используемой экспортирующей и импортирующей странами. Данные количественного учета необходимы также для планирования транспортных средств, обслуживающих перевозки внешнеторговых грузов.
Большая часть товаров мировой торговли измеряется в весовых единицах: в тоннах, центнерах, килограммах, английских фунтах и т.д.
При этом товары учитываются весом БРУТТО или весом НЕТТО.
Под весом БРУТТО принято понимать общий вес товара вместе с внутренней и внешней тарой. Данный показатель очень важен при анализе общего объема перевозок, поэтому его используют во многих странах мира для регистрации товаров при отгрузке.