Экономика. 10 социально-гуманитарный класс

Пояснительная записка

введение, Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Безграничность потребностей человека. Удовлетворение потребностей людей — условие существования и развития общества.

Экономические блага и ограниченность ресурсов. Свободные блага и экономические блага. Трудовые ресурсы, капитал и природные ресурсы как необходимые условия производства благ. Ресурсы и факторы производства, их единство и различия. Факторы производства и создаваемые ими доходы. Значение эффективности использования ресурсов для развития экономики.

Рациональность поведения людей в процессе производства экономических благ. Максимизация результата производства благ при данных затратах факторов производства и минимизация затрат для достижения данного результата производства. Рациональность использования ресурсов в процессе производства. Постановка цели и критерий выбора при постановке цели. Цена выбора и альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Оптимальное сочетание производства средств производства и потребительских товаров.

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки. Ограниченность факторов производства и три фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? и для кого производить? Решение фундаментальных проблем как основная задача экономической науки. Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика как составные части экономической теории. Институциональная экономика. Позитивный и нормативный подходы при изучении экономики.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Метод экономической науки. Моделирование экономики. Понятие экономической модели. Экономические переменные и их взаимозависимость. Экономические данные. Размерность экономических величин. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Индексы.

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

Два способа решения фундаментальных проблем функционирования и развития экономики и две экономические системы. Административно-плановая система и рыночная система.

1 стр., 486 слов

Модели жизненного цикла аэис (автоматизированных экономических ...

... – разработчики обучают пользователей работе в среде новой информационной системы Спиральная модель жизненного цикла ИС является наиболее эффективной. Специалисты, занимающиеся проектированием и ... В основе спиральной модели жизненного цикла ИС лежит применение прототипной технологии или, Жизненный цикл при использовании анализ и планирование информационной стратегии . Пользователь вместе ...

Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на экономические ресурсы. Централизованное распределение материальных и трудовых ресурсов. Планирование экономики. Внутренняя противоречивость системы планового управления экономикой. Соревнование административно-плановой экономики и рыночной экономики. Кризис и крушение административно-плановой системы.

Рыночная экономика. Зарождение и развитие рыночной системы. Возникновение и развитие разделения труда как условие возникновения рыночной экономики. Возможность и необходимость обмена продуктами труда между их производителями. Частная собственность на производственные и природные ресурсы как причина возникновения рыночной системы. Функции рынка. Цены и их роль в функционировании рынка: выполнение информационной функции, регулирование производства товаров и услуг, стимулирование технического прогресса. Конкуренция и ее роль в рыночной системе. Виды рынков.

Домашние хозяйства и фирмы как субъекты рыночной экономики. Кругооборот доходов и расходов в экономике, состоящей из домашних

хозяйств и фирм.

Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Положительные и отрицательные внешние эффекты как следствие функционирования рынка (выгоды и издержки «третьих лиц»).

Общественные блага и необходимость их производства, неравенство в распределении доходов, образование монополий в производстве экономических благ, инфляция, нестабильность роста производства, безработица и другие негативные явления, присущие рыночной системе. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Смешанная экономика как экономика свободного предпринимательства, регулируемая государством. Модель кругооборота доходов и расходов домашних хозяйств и фирм с участием государства. Пределы вмешательства государства в экономику.

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Спрос. Определение спроса. Величина спроса. Зависимость величины спроса от цены товара (услуги).

Закон спроса. Обоснование достоверности закона спроса: ценовой барьер, эффект дохода, эффект замещения. Факторы, влияющие на спрос: величина денежных доходов, численность населения, вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары и т. п.

Предложение товара. Величина предложения. Зависимость величины предложения от цены. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения: цены на ресурсы, изменения в технологии производства товаров и

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

услуг, потоварные налоги и дотации, ценовые ожидания в условиях инфляции и т. п.

Рыночное равновесие. Условия совершенной конкуренции. Взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Равновесная цена. Равновесный объем рынка. Уравновешивающая функция цены. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. «Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Государственная политика цен и рыночное равновесие.

Раздел II. Микроэкономика, Тема 4. Эластичность спроса и предложения

Ценовая эластичность спроса. Понятия эластичного и неэластичного спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в долгосрочном периоде.

5 стр., 2114 слов

«Микроэкономика» «Взаимосвязь предложения и эластичности продукта на рынке»

... товара, снижаются цены на ресурсы или улучшается технология. Чтобы перейти от качественного к количественному анализу предложения, мы воспользуемся концепцией эластичности. Эластичность предложения по цене и определяющие ее факторы Закон предложения утверждает, что ...

Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент.

Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. Фактор времени: эластичность предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние на ценовую эластичность предложения в долгосрочном периоде наличия или отсутствия резервов производства, характера производимого товара или услуги, возможности длительного хранения запасов готовой продукции.

Практическое значение теории эластичности. Осуществление ценовой стратегии фирм с целью получения высокого дохода. Теория эластичности и налоговая политика государства. Определение ставок по-товарных налогов в зависимости от ценовой эластичности спроса. Распределение налогов при эластичном и неэластичном спросе.

Тема 5. Поведение потребителя

Предпосылки теории поведения потребителя: его суверенитет, рациональность поведения, ограниченность доходов при заданных ценах.

Рассмотрение потребительского поведения с позиций количественного (кардиналистского) подхода и с позиций порядкового (ординалистского) подхода.

Теория предельной полезности как основа изучения поведения потребителей. Общая и предельная полезность благ. Закон убывающей предельной полезности как основа закона спроса.

Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя. Равенство отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров и отношениями между их ценами. Состояние равновесия потребителя.

Кривые безразличия. Карта безразличия. Типы кривых безразличия. Кривые безразличия абсолютно взаимозаменяемых и абсолютно взаимодополняемых товаров. Бюджетное ограничение и положение потребительского равновесия.

Индивидуальный и рыночный спрос.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Тема 6. Фирма. Производство и издержки

Фирма — коммерческая организация. Причины возникновения фирм. Фирма как юридическое лицо: обособление имущества; ответственность фирмы по ее обязательствам; право фирмы приобретать имущество, осуществлять имущественные права и нести обязанности; самостоятельный баланс фирмы и ее расчетный счет; право фирмы быть истцом и ответчиком в суде.

Общий продукт фирмы. Средний продукт фактора производства (производительность труда, капиталоотдача).

Предельный продукт. Закон убывающей эффективности.

Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Явные и неявные издержки.

Общие издержки фирмы. Постоянные и переменные издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Динамика общих, средних и переменных издержек.

Оптимальный размер фирмы. Эффект масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества и недостатки крупных фирм. Роль малого бизнеса в экономике.

4 стр., 1970 слов

Практическая работа №4 Производство и издержки

... на 20%, то возникает положительный эффект масштаба производства. 2. Средние постоянные издержки сокращаются по мере роста объема производства. 3. Экономическая прибыль обычно превышает бухгалтерскую прибыль. 4. ... производимого продукта. 7. Какой ОДИН из нижеприводимых факторов вызывает увеличение переменных издержек фирмы? А) Увеличение процентной ставки за банковские кредиты. Б) Увеличение местных ...

Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры

Конкуренция как свойство рыночной экономики.

Типы рыночных структур. Критерии определения типа рыночных структур: количество фирм на рынке данного товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической информации.

Совершенная конкуренция. Общий, средний и предельный доход (выручка) фирмы. Цена и предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции. Оптимальный выпуск продукции и состояние равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Соотношение цены и средних издержек. Экономические границы целесообразности выпуска продукции конкурентной фирмой. Равновесное положение фирмы в долгосрочном периоде.

Монополия. Естественная монополия. Барьеры, ограничивающие возможности проникновения на монополистический рынок фирм-конкурентов. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли. Ценовая дискриминация. Экономические и социальные последствия монополизации и государственная антимонопольная политика.

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение фирм в условиях олигополии. Картель, лидерство в ценах и неценовая конкуренция. Олигополистическая структура рынка как основа несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция. Производство взаимозаменяемых товаров и услуг большим числом фирм, действующих в отрасли. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирм в условиях монополистической конкуренции. Социально-экономические последствия монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и удовлетворение многообразных потребностей людей.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов

Особенности рынков факторов производства. Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства: заработная плата как цена услуг труда; прибыль как цена услуг предпринимательской деятельности; рента как цена за пользование землей; процент как цена за пользование капиталом. Спрос на факторы производства как производный спрос.

Рынок труда и заработная плата. Основные черты рынка. Денежное выражение предельного продукта труда. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Определение размеров спроса на труд со стороны фирмы. Дифференциация величины ставок заработной платы.

Рынок землепользования и земельная рента. Экономическая рента и земельная рента.

Капитал и процент. Реальный капитал и его структура. Основной и оборотный капитал. Человеческий капитал. Денежный капитал.

Процент. Ставка процента. Номинальная и реальная ставки процента. Дисконтирование. Текущая дисконтированная стоимость и коэффициент дисконтирования. Условие целесообразности инвестирования денежного капитала в данный фактор производства. Земля как вид капитала (капитального блага).

Цена земли и процентная ставка, влияние процентной ставки на цену земли.

Тема 9. Предпринимательство

Понятие предпринимательства. Предпринимательство и бизнес. Производство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства. Предпринимательский риск.

7 стр., 3015 слов

Элективный курс 11 класса «Решение экономических задач»

... обучения в рамках курса «Решение экономических задач» используются две взаимосвязанные ... проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования. ... деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ... и экономике; При реализации программы используются элементы технологий: - ...

Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Облигации. Производственный кооператив (артель).

Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети.

Менеджмент и его функции. Основные требования к личности менеджера. Организация как процесс создания структуры предприятия и ее задачи. Организационные структуры управления предприятием. Планирование, мотивация и контроль как функции менеджмента.

Маркетинг и его основные элементы. Две функции маркетинга: изучение, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта продукции. Сервисное обслуживание.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие . 10 социально-экономический класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Данная рабочая программа по элективному курсу «Социальноэкономические проблемы: исследование, решение, действие» для X класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы «Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие» автора Е.Ю. Долгодворовой и УМК курса под ред. Е. Ю. Долгодворовой, Е.Г. Пригодича, Е.А. Ходос «Социальноэкономические проблемы: исследование, решение, действие», издательство «БИНОМ», 2008.

Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова – на- Дону лицей №1 «Классический» (приказ № 318 от 13.10.2011 года).

Общая характеристика учебного предмета.

Необходимость и актуальность изменения содержания и методики школьных курсов обществознания напрямую связаны с процессами, происходящими в современной России. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Он вызван тем, что весь мир стоит на пороге «нового» времени, на пороге информационного века, на пороге постиндустриального общества. Изменения в новом времени касаются не только производственных технологий, но и самих способов нашей жизни и работы, коренного изменения устройства общества.

Современный взгляд на общество предполагает прежде всего взгляд на общественное устройство как изменяющееся, новая ситуация требует нового поведения. Важнейшими составляющими этого нового поведения является овладение способностями к эффективной коммуникации, к принятию решений, способности постоянно осваивать новые виды деятельности, способности к исследованию. Другими словами, школьники должны не только знать, но и уметь пользоваться своими знаниями, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов.

Именно на выполнение новых задач, которые стоят перед школой и современным образованием, направлен модульный курс «Социальноэкономические проблемы: исследование, решение, действие», разработанный в рамках проблемно-рефлексивного подхода. Главной задачей педагога в данном курсе является организация учения, т.е. создания таких условий, при которых могут сформироваться все вышеназванные способности и умения. Какие условия обеспечивают выполнение этих задач?

6 стр., 2551 слов

Проблемы социально-экономического развития Липецкой области

... темы контрольной работы «Проблемы социально-экономического развития Липецкой области» вытекает из необходимости решения таких важнейших экономических, ... Липецке создана полноценная конкурентоспособная среда, способствующая увеличению объема розничной торговли. Благоприятное развитие реального сектора экономики ... – на 30% (более 3 млрд. руб.). В настоящее время Липецк остается в числе немногих городов ...

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Во-первых, содержание курса. Принципиальная новизна состоит в том, что содержанием данного курса являются не понятия и представления социальных наук, а сложное единство знаний и умений, осваиваемых школьниками в контексте их собственного социального опыта. Главная задача курса — приобретение школьниками умений выявлять различные социальные процессы и события, прогнозировать результаты их разворачивания, выяснять условия для реализации наиболее благоприятных прогнозов (с точки зрения перспектив современного мира и их собственных) на основе исследования конкретного случая, который служит наиболее ярким, характерным примером социальной проблемы.

Во-вторых, интегративный характер курса. Интеграция здесь понимается не как сумма отдельных знаний из различных предметных областей, а как освоение инструментов, и прежде всего интеллектуальных, которые свойственны различным социальным дисциплинам. Интеграция достигается за счет того, что в ходе разворачивания содержания модуля учащиеся рассматривают социальную проблему с точки зрения различных дисциплин (социология, история, юриспруденция, экономика, геополитика), а также осваивают действия социологов, политиков, экономистов, юристов, занимая определенные роли в процессе работы над темой, вопросом.

Методологической основой курса является проблемно-рефлексивный подход, что предполагает проблемную структуру организации учебного материала, основную форму учения – получения опыта лицеистами, проведение рефлексии как важного и необходимого этапа организации учения.

Данный курс — интегративный. С одной стороны он углубляет содержание тем «Социальная сфера», «Экономическая сфера», с другой – особенности подхода, в рамках которого он построен, предполагают рассмотрение социально экономических проблем с точки зрения различных социальных позиций и описание этих проблем языком различных социальных дисциплин.

Такая возможность исходит из представления об определенной модели общественного устройства. В процессе взаимодействия граждан, находящихся в той или иной социальной или профессиональной позиции, возникают социальные проблемы, которые рассматриваются и решаются в процессе взаимодействия различных субъектов социума.

Для адекватного описания проблем общественной жизни и выявления наилучших способов их решения необходимо рассмотрение и обсуждение проблем с нескольких общественно значимых позиций. Рассмотрение и обсуждение требуют также и описания проблемы средствами различных социальных дисциплин.

Другими словами, обучающийся как будущий гражданин должен научиться выделять проблему из конкретных случаев ее проявления.

Исследуя проблему, он должен определить основных участников взаимодействия, описать проблему с точки зрения различных «предметных позиций», найти способы ее решения.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

3 стр., 1443 слов

Экономические проблемы образования, и пути и решения

... нарастание экономических и социально-политических проблем в стране создали сложную ситуацию во взаимоотношениях между гражданами, государством и сферой образования. Кардинальные изменения происходят ... страдают гносеологический и социологический аспекты исследований. Гносеологическая проблема заключается в том, что образование исследуется по отдельным психолого- педагогическим составляющим, при ...

Курс «Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие» имеет модульную структуру и состоит из четырех модулей:

 «Новые профессии».

 «Малый бизнес».

 «Средний класс».

 «Приватизация».

Каждый тематический модуль освещает не просто набор представлений, а реальный случай как проявление важной социальной тенденции, с которой сталкиваются и современное общество в целом и конкретные ученики. Соответствующие представления обсуждаются в ходе анализа причин возникновения и способов решения проблемы.

Изучение идет последовательно, каждая тема логически связана с предыдущей, дополняет ее, иногда просто вытекает одна из другой, в то же время изучение многих процессов постоянно возвращает лицеистов к базовой тематике, что позволяет удерживать общую рамку курса.

Лицеисты через изучение конкретных процессов должны представлять, как функционируют экономика, общество и государство, как регулируются общественные отношения и какую роль в этом играют право и традиции.

В тематических модулях обсуждаются социально-экономические проблемы современного мира и России при переходе к «новому», информационному обществу.

Каждый тематический модуль освещает не просто набор представлений, а реальный случай как проявление важной социальной тенденции, с которой сталкиваются и современное общество в целом, и конкретные ученики. Соответствующие представления обсуждаются в ходе анализа причин возникновения и способов решения проблемы.

Общие цели изучения курса.

Ценностные ориентиры содержания курса «Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие» посвящены анализу и решению социальных проблем, построению «моделей потребного будущего». Изучая этот курс, а точнее, работая на материале этого курса, лицеист становится в позицию социального деятеля.

Участвуя в разрешение проблем, он начинает видеть их во всей полноте и сложности, учится не бездумно рассуждать о российской действительности, а принимать ответственные решения по поводу реальных проблем. В центре внимания курса — социально-экономические проблемы, а цель — формирование комплексных способов гражданского действия в разных социальных позициях.

Тот факт, что рассматриваются, с одной стороны, разные проблемы, а с другой — разные позиции действия, превращает курс в многомерный: разные проблемы анализируются с одной точки зрения и разные точки зрения высвечивают одну проблему. Множественность точек зрения и проблем для анализа формирует у лицеиста способность так называемого «позиционного видения» — способность сознательно выбирать позицию и действовать в

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

соответствии с ней. А это, в свою очередь, путь к рефлексивному, осмысленному отношению к себе как личности.

Данный элективный курс входит в образовательную область «Обществознание». Он имеет модульную структуру и способен выполнять несколько функций. С одной стороны, он может поддерживать изучение основных профильных курсов, таких, как «Экономика», «Социология». С другой стороны, данный курс может служить для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.

24 стр., 11830 слов

Экономика образования

... и экономические отношения в отрасли образования. Образование как вид деятельности и его компоненты: труд, предмет труда, орудия труда. Специфика компонентов деятельности в сфере образования.Предмет экономики образования, его взаимосвязь с предметом экономической теории. Экономические ...

Цель курса: становление базовых социальных компетенций для самостоятельного и группового решения проблем стабильного развития общества:

 Исследование социальной ситуации.

 Организацию индивидуального и группового социального действия.

 Коммуникации

 Ответственное принятие решений.

 Учение как освоение новых способов деятельности.

Задачи курса:

 предоставление учащемуся возможности получения опыта коллективного решения реальных социальных проблем;

 формирование системы теоретических и практических знаний, необходимых социальному деятелю;

 формирование не отдельных умений и навыков, но комплексных способов гражданского действия в позициях: социального исследователя, организатора и участника коммуникации, субъекта принятия решений, организатора социального действия, учащегося;

 создание условий для формирования ценностей демократии, самостоятельности, мышления и коммуникации, интереса к общественной жизни;

 освоение представлений и понятий социальных наук в объеме, требуемом обязательным минимумом содержания.

Общеучебные компетенции

Компетенции Общеучебные  развитие личности в период ранней юности, ее духовно нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа

мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и

правопорядка, способности к личному самоопределению и

самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных

дисциплин;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской

ответственности, правового самосознания, толерантности,

приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,

закрепленным в Конституции Российской Федерации; предметно-  освоение системы знаний об экономической и иных видах ориентированные деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

общественных отношений, необходимых для взаимодействия с

социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и

гражданина, для последующего изучения социально-экономических и

гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего

профессионального образования или для самообразования;

 овладение умениями получать и критически осмысливать

социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию,

анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов

познавательной, коммуникативной, практической деятельности,

необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для

решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской

и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений

между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в

семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий

других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия

правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

 овладение умением работать с источниками социально экономической информации с использованием современных средств

коммуникации (включая ресурсы Интернета), критическое осмысление

26 стр., 12600 слов

По экономике (экономической теории) для студентов неэкономических специальностей

... Пример: деньги как отношение. Предметом экономики являются экономические отношения. Экономические отношения многоуровневы. Наиболее глубинные уровни экономических отношений выступают как не зависящие ... на изменение потребностей. Потребности безграничны. Общей закономерностью развития экономических потребностей по мере социально-экономического прогресса является возвышение потребностей. Вопрос ...

социально-экономической информации, поступающей из разных

источников, формулирование на этой основе собственных заключений и

оценочных суждений, экономический анализ общественных явлений и

событий,

 овладение умением решать задачи, раскрывающие типичные

социально-экономические ситуации (вычисления на условных примерах),

 освоение типичных социально-экономических ролей через участие в

обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни

Нормативные акты, обеспечивающие реализацию программы,

учебно-методические документы.

Нормативные документы 1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года 2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования,

утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №

1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных

учреждений РФ, реализующих программы общего образования. Приказ Министерства

образования Российской Федерации № 1312 от 09. 03. 2004 г. 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении

федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 5. Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей), приказ Минобразования Ростовской области 14.07.2011 №610 6. Положение о рабочей программе учителя МАОУ лицей №1 «Классический» г. Ростова –на Дону 7. Учебный план МАОУ лицей №1 «Классический» на 2013-2014 учебный год 8. Годовой календарный график МАОУ лицей №1 «Классический» на 2013-2014 учебный год

Учебно-методические документы 7. Долгодворова Е.Ю. «Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие».

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Элективный курс: учебная программа. Изд. «БИНОМ», 2008 8. Долгодворова Е.Ю. «Социально- экономические проблемы: исследование, решение, действие».

Элективный курс: Методическое пособие / Е. Ю. Долгодворова, Е. А. Ходос, Е. Г. Пригодич.

Изд. «Бином», 2008 9. Долгодворова Е.Ю. «Социально- экономические проблемы: исследование, решение, действие».

Элективный курс: Методическое пособие / Е. Ю. Долгодворова, Е. А. Ходос, Е. Г. Пригодич.

Изд. «Бином», 2008

Место и роль учебного предмета.

Структура и объем часов рабочей программы по элективному курсу

«Социально-экономические проблемы: исследование, решение, действие» в 10

классе в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Министерством

общего и профессионального образования. Курс рассчитан на 35 учебных часов в

год из расчета 1 час в неделю.

В соответствии с Учебным планом МАОУ лицей №1 «Классический» на

2013-2014 учебный год на изучение предмета «Обществознание» в X классе

отводится 1 час в неделю, на основании годового календарного графика МАОУ

лицей №1 «Классический» и расписания уроков общее количество часов

составляет 35 часов.

Структура элективного курса «Социально- экономические проблемы:

исследование, решение, действие»

Модуль (глава) количество часов

1 Введение. Характеристика и особенности курса. 1

2 Новые профессии 10

3 Малый бизнес 9

4 Средний класс 5

5 Приватизация 11

итого 35, Содержание учебного предмета «Социально-экономические проблемы:

исследование, решение, действие» в 10 классе

Курс «Социально-экономические проблемы: исследование, решение,

действие» имеет модульную структуру и состоит из четырех модулей:

 «Новые профессии».

 «Малый бизнес».

 «Средний класс».

 «Приватизация».

В модуле «Новые профессии» главной проблемой становится вопрос об

изменении структуры экономики в сторону увеличения сферы услуг,

обсуждаются вопросы рынка труда, изменения качества современных профессий.

Главным вопросом для школьников является вопрос будущего

профессионального самоопределения.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

В модуле «Малый бизнес» обсуждаются вопросы становления малого предпринимательства, экономической политики государства, государственной налоговой системы, взаимоотношений представителей среднего и малого бизнеса с государственными структурами. Главными выводами данного модуля становятся утверждение о необходимости развития среднего и малого предпринимательства, основанного на экономическом интересе, представление о том, что средний и малый бизнес и есть база экономического роста, а в конечном счете, и социальных изменений и укрепления правовых и политических гарантий личности в новом обществе.

Модуль «Средний класс» напрямую связан с предыдущими модулями и продолжает темы социально-экономических преобразований в современной России. На первый план выходят вопросы социальной структуры современных обществ, социальной дифференциации и мобильности; учащиеся получают представление о динамике, масштабах, глубине, особенностях социальных изменений в России; определяют необходимые условия для теоретически обоснованной и практически фундированной социальной реконструкции России. Главным вопросом для учащихся становится вопрос самоидентификации, определение условий для достижения успеха в будущей жизни.

Модуль «Приватизация» завершает изучение процессов, происходящих в экономике и социальной жизни современной России. Содержательными задачами являются определение процесса перераспределения собственности как объективного, постоянного процесса экономического развития общества, выявление трансформаций форм собственности в процессе формирования постиндустриального общества. Для учащихся главным итогом изучения данной темы становится понимание необходимости приватизации собственности при условии социальных гарантий и прозрачности этого процесса для общего блага.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Экономика. 11 социально-гуманитарный класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по «Экономике» для 11 класса базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, «Примерной программы по экономике (базовый уровень), опубликованной в «Сборнике нормативных документов. Экономика» составители: Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Москва, «Дрофа», 2007г., УМК автора Липсиц И.В. «Экономика 10-11 класс (базовый уровень)» М.: Витапресс, 2010 год

Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова – на- Дону лицей №1 «Классический» (приказ № 318 от 13.10.2011 года).

Общая характеристика учебного предмета.

Актуальность курса «Экономика» объясняется тем, что обучение школьников экономике является неотъемлемой и важной частью среднего (полного) общего образования. Жизнь в условиях рыночной экономики требует от них усвоения экономических понятий (на базовом уровне) и формирования навыков рационального экономического поведения. Требования курса направлены на реализацию обучающимися деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

 ВВП, его структура и динамика;

 рынок труда и безработица;

 деньги, банки, инфляция;

 элементы международной экономики;

 основные проблемы экономики России.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего,

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Общие цели изучения курса

Базовое экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере. Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:  развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;  воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;  освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;  овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

В целях формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с приказом Управления образования г. Ростова –на- Дону от 09.07.2013 г. №750 «О плане мероприятий по антикоррупционному просвещению» и приказом МАОУ лицей №1 «Классический» от 31.08.2013 № 378 «О внесении в 2013-2014 учебном году в рабочие программы по праву и экономике уроков по антикоррупционной тематике» рабочая программа предусматривает также целью воспитание ценностных установок и развитие способности, необходимой для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Общеучебные компетенции

Компетенции

освоение системы знаний об экономической деятельности Предметно- человека, организации/фирмы и государства, об экономике ориентированные России, необходимых для дальнейшего изучения экономических

дисциплин в системе среднего и высшего профессионального

образования или самообразования

овладение умениями находить и самостоятельно применять

информацию, содержащуюся в средствах массовой информации

и статистических публикациях, выносить аргументированные

суждения по экономическим вопросам с привлечением

элементов научного анализа

развитие экономического мышления, способности критически

осмысливать информацию об экономике, государственной

экономической политике и вырабатывать собственное

аргументированное мнение; способности применять полученные

знания для определения экономически рационального поведения

в конкретных ситуациях

воспитание ответственности за экономические решения;

уважения к труду и предпринимательской деятельности

формирование готовности использовать полученные знания и

умения для решения типичных экономических задач

работа с источниками экономической информации с Общеучебные использованием современных средств коммуникации (включая

ресурсы Интернета)

критическое осмысление экономической информации,

поступающей из разных источников, формулирование на этой

основе собственных заключений и оценочных суждений

экономический анализ общественных явлений и событий

решение задач, раскрывающих типичные экономические

ситуации (вычисления на условных примерах)

освоение типичных экономических ролей через участие в

обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации

реальной жизни

написание творческих работ

Нормативные акты, обеспечивающие реализацию программы,

учебно-методические документы.

Нормативные документы 1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года 2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации

от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования». 3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для

общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09. 03. 2004 г. 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О

введении федерального государственного образовательного стандарта общего

образования» 5. Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей), приказ Минобразования Ростовской области 14.07.2011 №610 6. Положение о рабочей программе учителя МАОУ лицей №1 «Классический» г. Ростова –

на- Дону 7. Учебный план МАОУ лицей №1 «Классический» на 2013-2014 учебный год 8. Годовой календарный график МАОУ лицей №1 «Классический» на 2013-2014 учебный

год 9. Приказ Управления образования г. Ростова –на- Дону от 09.07.2013 г. №750 «О плане

мероприятий по антикоррупционному просвещению»

Учебно-методические документы 10. Примерная программа по экономике (базовый уровень).

Сборник нормативных

документов. Экономика. Составители: Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Москва, «Дрофа»,

2007г. 11. «Экономика. Программа для 10,11 классов общеобразовательных школ (базовый

уровень)» И.В. Липсиц М. Вита –Пресс, 2008 12. Липсиц И.В. «Экономика 10-11 класс (базовый уровень)» М.: Вита-пресс, 2010 год

Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования. Примерная программа курса «Экономика» рассчитана на 35 учебных часов. За счет лицейского компонента на изучение предмета «Экономика» в 10-11 классах добавлен один час. Поэтому, курс «Экономика» изучается по 1 часу в неделю в 10 классе и 11 классе. Половина тем по программе «Экономика» была изучена в 10 классе, изучение другой половины продолжено в 11 классе. В соответствии с Учебным планом МАОУ лицей №1 «Классический» на 2013-2014 учебный год на изучение предмета «Экономика» в XI классе на базовом уровне отводится 1 час в неделю, на основании годового календарного графика МАОУ лицей №1 «Классический» и расписания уроков общее количество часов составляет 34 часа.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Структура курса экономики для 11 класса (базовый уровень)

№ Модуль (глава) Количество

часов 1. ВВП, его структура и динамика 4 2. Рынок труда и безработица 3 3. Деньги, банки, инфляция 10 4. Элементы международной экономика 4 5. Основные проблемы экономики России 10 6. Повторение 3

ИТОГО: 34

Содержание учебного предмета «Экономика» 11 класс (базовый уровень)

Тема 1. ВВП, его структура и динамика

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Тема 2. Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

Тема 3. Деньги, банки, инфляция

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Тема 4. Элементы международной экономики

Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

Тема 5. Основные проблемы экономики России

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.

Повторение– 3 часа

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Экономика. 11 социально-экономический класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа

Рабочая программа по «Экономике» для 11 класса профильного уровня (профиль класса социально-экономический) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), Примерной программы по экономике (профильный уровень), опубликованной в «Сборнике нормативных документов. Экономика» составители: Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Москва, «Дрофа», 2007г. Основывается на УМК «Экономика. Основы экономической теории», профильный уровень, 10-11 класс Учебник: под редакцией Иванова С.И., Москва, «Вита-Пресс», 2010г.

Рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова – на- Дону лицей №1 «Классический» (приказ № 318 от 13.10.2011 года).

Общая характеристика учебного предмета.

Актуальность курса «Экономика» на профильном уровне объясняется тем, что содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту. Представленная программа предусматривает ознакомление учащихся с основами микро-, макро- и мировой экономики. При этом учащиеся должны разобраться не только в природе важнейших законов и принципов экономики, не только в содержании тех или иных понятий, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночной системы. Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии курса:  основные концепции экономики;  микроэкономика;  макроэкономика и международная экономика;  прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего,

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Общие цели изучения курса. Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:  развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;  воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;  освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;  овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.  В целях формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с приказом Управления образования г. Ростова –на- Дону от 09.07.2013 г. №750 «О плане мероприятий по антикоррупционному просвещению» и приказом МАОУ лицей №1 «Классический» от 31.08.2013 № 378 «О внесении в 2013-2014 учебном году в рабочие программы по праву и экономике уроков по антикоррупционной тематике» рабочая программа предусматривает также целью воспитание ценностных установок и развитие способности, необходимой для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Общеучебные компетенции

Компетенции

освоение системы знаний об экономической деятельности Предметно- человека, организации/фирмы и государства, об экономике ориентированные России, необходимых для дальнейшего изучения экономических

дисциплин в системе среднего и высшего профессионального

образования или самообразования

овладение умениями находить и самостоятельно применять

информацию, содержащуюся в средствах массовой информации

и статистических публикациях, выносить аргументированные

суждения по экономическим вопросам с привлечением

элементов научного анализа

развитие экономического мышления, способности критически

осмысливать информацию об экономике, государственной

экономической политике и вырабатывать собственное

аргументированное мнение; способности применять полученные

знания для определения экономически рационального поведения

в конкретных ситуациях

воспитание ответственности за экономические решения;

уважения к труду и предпринимательской деятельности

формирование готовности использовать полученные знания и

умения для решения типичных экономических задач

работа с источниками экономической информации с Общеучебные использованием современных средств коммуникации (включая

ресурсы Интернета)

критическое осмысление экономической информации,

поступающей из разных источников, формулирование на этой

основе собственных заключений и оценочных суждений

экономический анализ общественных явлений и событий

решение задач, раскрывающих типичные экономические

ситуации (вычисления на условных примерах)

освоение типичных экономических ролей через участие в

обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации

реальной жизни

написание творческих работ

Нормативные акты, обеспечивающие реализацию программы,

учебно-методические документы.

Нормативные документы 1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года 2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего

образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации

от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственн ых

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования». 3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для

общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09. 03. 2004 г. 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О

введении федерального государственного образовательного стандарта общего

образования» 5. Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей), приказ Минобразования Ростовской области 14.07.2011 №610 6. Положение о рабочей программе учителя МАОУ лицей №1 «Классический» г. Ростова –

на- Дону 7. Учебный план МАОУ лицей №1 «Классический» на 2013-2014 учебный год 8. Годовой календарный график МАОУ лицей №1 «Классический» на 2013-2014 учебный

год 9. Приказ Управления образования г. Ростова –на- Дону от 09.07.2013 г. №750 «О плане

мероприятий по антикоррупционному просвещению»

Учебно-методические документы 10. Примерная программа по экономике (профильный уровень).

Сборник нормативных

документов. Экономика. Составители: Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Москва, «Дрофа»,

2007г. 111. Программа для 10-11 классов ОУ (профильный уровень)» авторов С.И. Иванов, М.А.

Скляр («Сборник программно-методических материалов по экономике для

общеобразовательных учреждений». Составители: Б.И. Мишин, Л.Н. Поташева, Москва,

«Вита-Пресс», 2006г. ) 12. «Экономика. Основы экономической теории», профильный уровень, 10-11 класс

Учебник: под редакцией Иванова С.И., Москва, «Вита-Пресс», 2010г.

Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования. Рекомендуется изучать экономику в X и XI классах из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. В соответствии с Учебным планом МАОУ лицей №1 «Классический» на 20132014 учебный год на изучение предмета «Экономика» в XI классе на профильном уровне отводится 2 часа в неделю, на основании годового календарного учебного графика МАОУ лицей №1 «Классический» и расписания уроков общее количество часов составляет 68 часов.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Структура курса

№ Модуль (глава) Количество

часов

Часть 3. Макроэкономика и международная 39

экономика Раздел I. Инструменты макроэкономики

Раздел 1. Инструменты макроэкономики 11 1. Предмет и особенности макроэкономического анализа. 1 2. ВВП 4 3. Совокупный спрос и совокупное предложение 3 4. Деньги и банки 3

Раздел II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ 11

ПРОБЛЕМЫ 5. Инфляция 3 6. Безработица 3 7. Экономический рост и развитие 3 8. Экономические циклы 2

Раздел III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПОЛИТИКА 9. Денежная политика 4 10. Фискальная политика 4

Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (10 час) 11. Международная торговля 4 12. Международные финансы 4 13. Глобальные экономические проблемы 2

Часть 4. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА 38

Раздел I. Бизнес 16 14. Предприниматель и предпринимательство 2 15. Предприятия и их организационно-правовые формы 4 16. Менеджмент 4 17. Маркетинг 4 18. Бизнес – план 2

Раздел II. ФИНАНСЫ 7 19. Финансирование бизнеса. Ценные бумаги 5 20. Страхование 1 21. Учет 1

Раздел III. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА 5 22. Становление рыночной экономики в современной 3

России 23. Современная российская экономика 2 24 Итого 68

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Содержание учебного предмета «Экономика» 11 класс (профильный

уровень)

Часть. Макроэкономика и международная экономика Раздел I. Инструменты макроэкономики Тема 1. Предмет и особенности макроэкономического анализа Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Агрегирование. Макроэкономические агенты и макроэкономические рынки. Кругооборот расходов и доходов. Тема 2. Валовой Внутренний продукт Понятие системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Конечная и промежуточная продукция. Добавленная стоимость. ВВП на душу населения. Методы измерения ВВП по расходам и по доходам. Проблемы расчета ВВП (ВНП).

Нерыночное производство. Проблема учета качества окружающей среды. Теневая экономика. Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП. Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение Совокупный спрос. Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Причины положительного наклона кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Классическая модель. Закон Сэя. Кейнсианская макроэкономическая модель. Макроэкономическое равновесие. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Тема 4. Деньги и банки Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Денежные агрегаты. Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки. Банковская система. Центральный банк и его функции.

Раздел II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Тема 5. Инфляция Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Последствия и издержки инфляции. Тема 6. Безработица Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости. Тема 7. Экономический рост и развитие Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое и общественное развитие. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Тема8. Экономические циклы Экономические циклы. Типы экономических циклов. Классические среднесрочные циклы деловой активности. Причины экономических циклов. Фазы цикла.

Раздел III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Тема 9.Денежная политика Что такое макроэкономическая политика. Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности. Тема 10. Фискальная политика Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.

Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА Тема 11. Международная торговля Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии. Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО).

Россия и ВТО. Региональная интеграция. Тема 12. Международные финансы Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы. Тема 13. Глобальные экономические проблемы Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. Развитые и развивающиеся страны. Наиболее актуальные для России глобальные проблемы. Устойчивое развитие.

Часть 4. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА Раздел I. БИЗНЕС Тема 14. Предпринимательство и предприниматель Коммерция и бизнес. Понятия предпринимательства и предпринимателя. Виды предпринимательства. Эволюция взглядов на предпринимательство. Роль предпринимательства в экономике. Характеристика предпринимателя. Склонность к риску. Мотивы предпринимателя. Предприниматель и фирма. Внутрифирменное предпринимательство.

МАОУ лицей №1 «Классический». Аннотации к рабочим программам по экономике

Тема 15. Предприятия и их организационно-правовые формы Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Формы предприятий в России. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственные кооперативы. Объединения предприятий. Малый бизнес. Тема 16. Менеджмент Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль. Тема 17. Маркетинг Понятие маркетинга. История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта. Тема 18. Бизнес-план Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования.

Раздел II. ФИНАНСЫ Тема 19. Финансирование бизнеса. Ценные бумаги Финансы и финансовые институты. Основной и оборотный капитал. Источники финансирования: внутренние и внешние. Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок. Стоимость фирмы. Защита интересов вкладчиков. Паевые (взаимные) фонды. Тема 20. Страхование Сущность страхования. Формы и виды страхования. Страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в России. Тема 21. Учет Учет: структура и основные понятия. Принципы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность. Бюджет (смета).

Раздел III. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА Тема 22. Становление рыночной экономики в современной России Краткая экономическая история России до 1917 года. Административнокомандная экономика Советского Союза. Попытки реформирования советской экономики. Старт рыночной экономики. Макроэкономическая стабилизация и институциональные преобразования. Первые результаты и социальная цена реформ. Тема 23. Современная российская экономика Ресурсы российской экономики. Итоги первого десятилетия реформ. Экономическая политика. Стратегия роста.