Институт гуманитарных наук

Самостоятельная работа
Содержание скрыть

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «СыктГУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая теория

Направление подготовки –
Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника –
бакалавр

Блок дисциплин – Б.1.В.1

Семестр – 1

Общая трудоемкость – 144 ч.,

в том числе: аудиторные занятия – ч.,

из них лекций – 18ч.,

практических занятий – ч.;

самостоятельная работа – ч.

Форма текущего контроля – контрольная работа.

Промежуточная аттестация – экзамен.

Сыктывкар

2011 Составитель

_____________________________________________________

Обсуждена на заседании ученого совета института

(решение от «___»_______2011 г. №____),

с изменениями и дополнениями

(решения от «___»_______2012 г. №____,

от «__»__________ 2013 г. № ___,

от «__»__________ 2014 г. № ___).

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Рабочая программа дисциплины:
  1. Цель освоения учебной дисциплины;
  2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата;
  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины;
  4. Структура и содержание дисциплины
  1. Образовательные технологии
  2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

3.1. Самостоятельная работа

3.2. Темы практических занятий и методические рекомендации

3.3. Вопросы для подготовки к контрольной работе

3.4. Балльно-рейтинговая система

15 стр., 7092 слов

Цели и задачи выполнения курсовой работы по учебной

... по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; ... Г.П.Скамницкой.- М.,2005 Основы экономических знаний. Уч. Пособие ... содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям ... обучение— инструмент освоения нового опыта.—М.,2000 ... Уварова М.Н. Проектирование учебного занятия //Методические рекомендации ... т. е. план работы и ее выполнения ...

3.5.Вопросы к экзамену

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  2. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  3. Карта обеспеченности литературой

1.1 Цель освоения учебной дисциплины. Целью освоения учебной дисциплины «Экономическая теория» — формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики связанных с производством, распределением, обменом и потреблением ограниченных экономических ресурсов, материальных благ.

Задача дисциплины

Теоретическое освоение студентами:

— предмета и методов экономической теории;

— современных экономических (микроэкономических и макроэкономических) концепций и моделей;

— приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции;

— приобретение практических навыков анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления в экономике, как в России, так и за рубежом;

— понимание содержания и сущности мероприятий в области бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и инвестиционной политики, политики в области занятости, доходов и т.п.;

— приобретение практических навыков решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок);

— ознакомление с текущими микро- и макроэкономическими проблемами России;

— изучение основных аспектов мировой экономики;

— основных этапов формирования и развития отечественной и зарубежной экономической науки.

1.2 Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата , 1.2 Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Дисциплина «Экономическая теория» относится к гуманитарному, социальному, экономическому циклу, раздел Б1 (базовая часть) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Международные отношения». Дисциплина «Экономическая теория» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования. Дисциплина является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра и предшествует изучению дисциплин профессионального цикла.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономическая теория».

Выпускник должен обладать следующими общекультурными и компетенциями:

навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);

15 стр., 7265 слов

По выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации»

... знаниями. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по дисциплине «Экономика организации», обучающийся должен: Уметь: • рассчитывать по принятой методологии основные технико экономические показатели деятельности организации. Знать: • организацию ...


В результате формирования данной компетенции обучающийся должен:

Знать:

— основные понятия и модели микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;

— закономерности функционирования современной экономики на микро — и макроуровнях, на уровне мировой экономики.

Уметь:

— анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами;

находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.

Владеть:

— навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

— навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручения.

Знать:

— основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

— основные микро- и макроэкономические показатели и принципы их расчета;

— основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Уметь:

— осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;

— прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровнях;

— представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

— анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о микро- и макроэкономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

Владеть:

— методологией экономического исследования;

— современными методами и сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

— навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

Знать:

— основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

— основные теоретические положения и ключевые концепции разделов дисциплины, направления развития экономической науки;

Уметь:

— выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

Владеть:

— навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручения.

1.4. Структура и содержание дисциплины “Экономическая теория” , 1.4. Структура и содержание дисциплины “Экономическая теория”

Для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения» квалификация: бакалавр, общая трудоёмкость дисциплины составляет 144 час.

Календарно – тематический план курса для студентов очной формы обучения

Раздел дисциплины

Количество часов по учебному плану

Формиров-ание компетенций

Максимальная нагрузка

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

КСР

Формы контроля за успеваемос-тью

Всего

в том числе

Лекции

Практическиесеминарские заня-тия

1. Предмет экономики как науки. Основные закономернос-ти экономической организации общества.

4

1

1

4

доклады, презентация итогов самостоятельной работы, тестирование, устный опрос

ОК-1

2. Рынок и механизм его функционирования.

4

1

1

4

контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос

ОК-1

3. Монополизм в экономике и антимонопольная политика государства.

5

1

1

4

Контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос

ОК-1

4. Рынки факторов производства и факторные доходы.

3

1

1

4

презентация итогов самостоятельной работы, тестирование, устный опрос

ОК-1,14

5. Национальная экономика, основные макроэкономические показатели

5

1

1

4

тестирование, устный опрос

ОК-1,14

6. Государство в рыночной экономике.

3

2

2

4

тестирование, устный опрос

ОК- 1,14,19

7.Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики и экономический рост.

4

1

2

4

1

контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос

ОК-1,14

8. Деньги и инфляция. Антиинфляционная политика государства.

4

1

2

4

тестирование, устный опрос

ОК-1,14,19

9. Финансы и бюджетно-налоговая политика государства.

4

1

2

4

тестирование, устный опрос

ОК-1,14,19

10. Кредит и кредитная система государства.

4

1

2

4

тестирование, устный опрос

ОК-1,14,19

11.Мировая экономика и международ-ные экономические отношения.

4

1

2

4

1

тестирование, устный опрос

ОК-1,14,19

12. Глобализация экономики.

4

1

1

4

устный опрос

ОК-1,14,19

Итого:

144

Экзамен

Содержание разделов (тем) дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Предмет экономики как науки. Основные закономерности экономической организации общества.

Предмет и задачи дисциплины, место в системе подготовки кадров по направлению «Информационная безопасность». Общественное производство, факторы производства и экономические отношения. Экономические категории, законы и закономерности. Микро и макроэкономика. Значение экономических знаний для определения основных направлений решения проблем экономической безопасности. Основные формы хозяйствования. Сущность, элементы и типы экономических систем. Отношения собственности и их роль в экономической организации общества. Сущность, основные черты и противоречия переходной экономики. Реформирование экономики в России и проблема экономической безопасности страны.

2.

Рынок и механизм его функционирования.

Сущность, условия возникновения и функции рынка. Структура и инфраструктура рынка. Типы рыночных структур. Механизм рынка совершенной конкуренции. Закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие и функционирование механизма рыночного саморегулирования.

3.

Монополизм в экономике и антимонопольная политика государства.

Монополизация экономики и конкуренция. Классификация монополий. Олигополия. Механизм рынка несовершенной конкуренции и особенности его функционирования. Особенности монополизма в России. Антимонопольная политика государства. Демонополизация экономики и регулирование деятельности монополий.

4.

Рынки факторов производства и факторные доходы.

Понятие основных факторов производства и факторных доходов. Труд. Спрос и предложение труда. Заработная плата. Виды и формы заработной платы. Безработица. Государственная политика занятости. Инфраструктура рынка труда в России. Капитал. Оборот промышленного капитала и прибыль. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основных производственных фондов. Амортизация и амортизационный фонд. Норма амортизации. Финансирование предприятия. Земля как фактор производства. Особенности рентных отношений в аграрном секторе экономики. Земельная рента. Арендная плата. Основные виды земельной ренты. Аграрные отношения в России и продовольственная безопасность страны.

5.

Национальная экономика и основные макроэкономические показатели.

Сущность и цели национальной экономики. Домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство как элементы национальной экономики. Кругооборот доходов и расходов, товаров и денег в национальном хозяйстве. Понятие системы национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его измерения. Валовой национальный доход (ВНД).

Использование макроэкономических показателей для анализа экономической безопасности государства.

6.

Государство в рыночной экономике.

«Провалы» рынка и экономические цели государства. Экономические функции государства в рыночной экономике. Механизм государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования. Государственное регулирование экономики и безопасность страны.

7.

Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики и экономический рост.

Понятие макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и совокупное предложение. Циклическое развитие экономики и его причины. Экономический цикл и его фазы. Цикличность развития экономики и национальная безопасность. Антициклическое регулирование экономики. Экономический рост. Факторы и типы экономического роста. Государственное стимулирование экономического роста.

8.

Деньги, инфляция и антиинфляционная политика государства.

Сущность и роль денег в рыночной экономике. Эволюционная и рационалистическая теория денег. Закон денежного обращения. Равновесие на денежном рынке. Инфляция и ее виды. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства: стратегия и тактика. Борьба с инфляцией в России.

9.

Финансы и бюджетно-налоговая политика государства.

Сущность и функции финансов. Финансовая система государства. Структура государственного бюджета. Бюджетный дефицит: причины образования и источники покрытия. Государственный долг. Эффективность использования бюджетных средств. Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения. Классификация налогов. Современная налоговая система России.

10.

Кредит и кредитная система государства.

Сущность, функции и принципы кредита. Кредитная система государства. Центральный банк, его функции и инструменты денежно-кредитной политики. Коммерческие банки, их виды и операции.

11.

Мировая экономика и международные экономические отношения.

Мировое хозяйство и мировой рынок. Международное разделение труда и факторы, его определяющие. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. Торговый баланс. Государственное регулирование внешней торговли. Международные валютные отношения. Международная валютная система и основные этапы ее развития. Платежный баланс. Валютный курс. Конвертируемость валют. Развитие валютного рынка в России.

12.

Глобализация экономики.

Сущность глобализации хозяйственной жизни, ее причины и противоречия. Основные направления глобализации и ее показатели. Деятельность транснациональных корпораций как основа глобализации. Международные экономические организации-генераторы глобализации. Усиление конкуренции в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

2.Образовательные технологии , 2.Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения»» реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Доля занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины и составляет часов. Аудиторные занятия проводятся на основе широкого использования активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, обсуждения результатов исследовательской работы студентов.

Использование активных и интерактивных форм проведения занятий

Тема

Вид занятия

Образовательные технологии

Компетенции

Традиционная

Активные и интерактивные

1. Предмет экономики как науки. Основные закономерности экономической организации общества.

Лекция

Вводная (2 ч.)

ОК – 1

Практическое занятие

Контрольно-обучающий семинар (2ч.)

ОК – 1

2. Рынок и механизм его функционирования.

Лекция

Проблемная лекция (2ч.)

ОК-1

Практическое занятие

Разбор конкрентной ситуации (2ч.)

ОК – 1

3. Монополизм в экономике и антимонопольная политика государства.

Лекция

Проблемная лекция (2ч.)

ОК-1,14

Практическое занятие

Самостоят. выступл. Студентов расширяющее и доп. лекц. материал (2ч.)

ОК-1,14

4. Рынки факторов производства и факторные доходы.

Лекция

Вводная (2ч.)

ОК-1,14

Практические занятия

Кейс-метод. (2ч.)

ОК-1,14

5. Национальная экономика, основные макроэкономические показатели

Лекция

Вводная (2ч.)

ОК-1,14,19

Практические занятия

Кейс-метод (2ч.)

ОК-1,14,19

6. Государство в рыночной экономике.

Лекция

Вводная (2 ч.)

ОК-1,14,19

Практические занятия

Кейс-метод (2ч)

ОК-1,14,19

7.Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики и экономический рост.

Лекция

Вводная (1ч.)

ОК –1,14,19

Практические занятия

Письменная контрольная работа (1ч.)

ОК –1,14,19

8. Деньги и инфляция. Антиинфляционная политика государства.

Лекция

Вводная (1ч.)

ОК-1,14,19

Практические занятия

Выполнение тренировочных заданий, текущее тестирование (1ч.)

ОК –1,14,19

9. Финансы и бюджетно-налоговая политика государства.

Лекция

Вводная (1ч.)

ОК-1,14,19

Практические занятия

Выполнение тренировочных заданий. Контрольное тестирование (1ч.)

ОК-1,14,19

10. Кредит и кредитная система государства.

Лекция

Вводная (1ч.)

ОК-1,14,19

Практические занятия

Презентация итогов самостоятельной работы (1ч.)

ОК-1,14,19

11.Мировая экономика и международные экономические отношения.

Лекция

Проблемная лекция (1ч.)

ОК-1,14,19

Практические занятия

Устный опрос(1ч.)

ОК-1,14,19

12. Глобализация экономики.

Лекция

Вводная (1ч.)

ОК-1,14,19

Практические занятия

Деловая игра (1ч.)

ОК-1,14,19

Итого (%)

ч. (50%)

18ч. (50%)

3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

3.1. Самостоятельная работа

Предмет «Экономическая теория» относится к дисциплинам, основным методом усвоения которых предполагается самостоятельная работа слушателей. Она является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, поиск и приобретение новых знаний. Самостоятельная работа включает изучение основной и дополнительной литературы, нормативных правовых актов по экономическим вопросам, статистических материалов, справочных изданий, а также подготовку докладов, рефератов, выполнение контрольных работ, тренировочных заданий по рекомендации преподавателя.

  • Контрольные задания для самостоятельной работы студентов (необходимо дать развернутый письменный ответ на теоретический вопрос в форме реферата)

1. Современная рыночная экономика и ее характеристика.

2. Методы экономических исследований.

3. Экономическая политика и ее цели.

4. Позитивная и нормативная экономическая теория.

5. Экономические потребности, блага и ресурсы.

6. Модель Кобба-Дугласа.

7.Кривая производственных возможностей.

8. Закон убывающей отдачи.

9. Экономическая эффективность производства и потребления материальных благ.

10.Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов.

11. Мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.

12. Производственные возможности. Предельные величины.

13.Разделение труда и специализация.

14. Блага: сущность, виды, особенности воспроизводства и потребления.

15. Сущность формы собственности как экономической категории.

16. Особенности трансформации форм собственности в России.

17.Особенности формирования форм собственности и организационных форм хозяйствования в экономике страны.

18. Предприятие – основной хозяйствующий субъект в рыночной экономике.

19. Экономическое положение домашних хозяйств в современных условиях.

20. Формы собственности в РФ.

21. Разновидности частной собственности.

22. Кооперация и интеграция труда в современных условиях.

23. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий.

24. Реальный капитал рыночных форм хозяйствования.

25. Эффективность использования основного и оборотного капитала.

26.Износ и воспроизводство основных фондов в условиях рыночной экономики.

27. Влияние рыночных отношений на разделение и кооперацию труда.

28. Определение рыночной стоимости капитала с использованием доходного, рыночного и затратного подходов.

29. Основные параметры средних, малых и микропредприятий в РФ.

30. Дифференциация хозяйственно-предпринимательских структур в развитых странах.

31. Концентрация и монополизация хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.

32. Объем производства и продаж фирмы в различных типах рыночных структур.

33. Малые формы предпринимательства в России.

34. Роль средних и крупных предприятий в экономике региона.

35. Естественные монополии в условиях рыночной экономики.

36. Особенности ценовой дискриминации.

37. Особенности распределения доходов на уровне фирм.

38. Эволюция системы распределительных отношений в экономике.

39. Дифференциация оплаты труда на предприятии.

40. Номинальная и реальная заработная плата.

41. Экономическая эффективность и социальная справедливость.

42. Спрос и предложение. Эластичность.

43. Формирование рыночного спроса на товар.

44. Мотивация поведения фирмы. Издержки производства и их оценка.

45. Значение факторных рынков для экономических агентов.

46. Динамические и равновесные различия в ценах ресурсов.

47. Особенности монополизации рынка труда.

48. Проблемы модернизации структуры российской экономики.

49. Проблемы взаимодействия государства и рынка.

50. Труд как фактор производства. Рынок труда в РФ.

51. Сущность и формы заработной платы, уровень и динамика зарплат в РФ.

52.Прибыль: сущность, виды, значение в рыночной экономике.

53. Современные теории фирмы.

54.Развитие экономической инфраструктуры в РФ.

55. Причины неравномерного распределения доходов в развитых странах и в России.

56. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

57.Современные научные школы и направления в экономической теории.

58. Характеристика экономических субъектов рыночной экономики.

— На основе полученных теоретических материалов, необходимо дать обоснованные ответы на вопросы и решить задачи

  • Задание 1

1. Возможно ли в условиях ограниченных ресурсов так организовать производство товара Х, чтобы это производство не потребовало бы отвлечения ресурсов, которые можно использовать для выпуска других товаров?

2. Пусть две страны «Юг» и «Север» выпускают товары Х и У. Величины выпуска товара У расположены на оси абсцисс. Кривые производственных возможностей имеют различные наклоны. У страны «Юг» наклон кривой более крутой. Можно ли на основании этих данных сделать вывод об издержках упущенной возможности производства товара У в этих странах?

3. Как изменится вид кривой производственных возможностей , если в производстве товара Х и товара У произойдут серьезные технологические сдвиги?

4. Экономика функционирует с максимально возможной эффективностью ресурсов. Можно ли при этом переместится из точки С в точку Д (Рис.1 Кривая производственных возможностей) за счет простого перераспределения ресурсов между производством товаров Х и У?

5. Состояние выпуска товаров описывает точка Д (рис.1).

Если трудовые ресурсы будут использоваться не в полной мере, то есть возникнет безработица, то этому случаю станет соответствовать точка: ________________________

6. Если процесс изготовления товара Х не требует отвлечения ресурсов, которые могут использоваться в производстве иных товаров, то можно сделать вывод, что: ________________

-Задание №2

1. Пусть эластичность спроса по цене Еd = 2. На сколько процентов изменится товара при снижении его цены с до руб.?

2. Если эластичность спроса (Еd) на картофель равна 0,4, а спрос на картофель претерпевает изменения , то как изменится цена на картофель при увеличении продаж на 12%?

3. Суммарная выручка фирмы за отчетный период составляет 5мл. руб., прямые явные издержки -3.5 млн. руб., неявные издержки – 0,5 млн. руб., косвенные явные издержки – 0,7 млн.руб.

Определите экономическую прибыль фирмы.

4. Ниже дана производственная функция фирмы «Юпитер» в краткосрочном периоде (допускаем, что все факторы, кроме труда, фиксированы) :

Количество единиц труда (L)

Выпуск продукции (Q)

1

2

3

4

5

6

7

8

Отдача переменного ресурса начинает снижаться с:

а) четвертого рабочего; !

б) пятого рабочего;

в) шестого рабочего;

г) второго рабочего.

Предельный продукт повышается по мере найма:

а) двух рабочих;

б) трех рабочих; !

в) четырех рабочих;

г) пяти рабочих.

  • Задание №3

1. Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, имеет в краткосрочном периоде:

МС=МR, когда цена товара Рх=60 тыс.руб. и Qх=100единиц;

МС=АVC, когда Рх=40 тыс. руб. и Qх = единиц;

МС=АТС, когда Рх=50 тыс. и Qх=80 единиц;

Зависимость АТС от объема производства носит следующий характер:

Q х

100

110

120

АТС тыс.руб.

Чему равна прибыль фирмы?

2. Возможно ли, что в условиях совершенной конкуренции цена товара превосходила величину предельной выручки?

3. Может ли фирма-монополист получать прибыль в долгосрочном периоде?

4. При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как ……………………………………………………………………………………….

  • Контрольные задания для самостоятельной работы студентов по вопросам макроэкономики
  • Каждое задание состоит из двух частей:

    — «теоретической», в виде вопросов, требующих развернутых письменных ответов;

    — «практической» части, состоящей из задачи, которую следует решить и кратко обосновать ответы.

    Вариант 1.

    1. Основные макроэкономические показатели, используемые для измерения и оценки экономических процессов.

    2. Цены двух товаров, составляющих условный ВНП, в отчетном и базисном годах Р
    /sub> = 1020 руб. и Р =2400 руб., Р =800 руб. и Р =1380 руб. Их стандартные наборы в «корзине» товаров Q0
    =100 единиц и Q1
    =240 единиц. В этом случае дефлятор равен:



    а) 3,84; б) 194,3; в) 48,5; г) 1,12.

    Вариант 2.

    1. Инфляция и ее последствия.

    2. Допустим, что федеральные статистические органы страны установили стандартный набор потребительской «корзины», состоящий из пяти товаров, и обобщили данные о движении цен на них за отчетный период. Все данные представлены в таблице:

    Товар

    Количество единиц

    Цена базы в дол. за единицу

    Цена отчета в дол. за единицу

    8

    3

    6

    2

    9

    5

    4

    3

    Чему равен индекс потребительских цен?

    Если номинальная заработная плата за отчетный период увеличилась на 15%, то как это отразилось на уровне жизни населения?

    Вариант 3.

    1. Кредитно-денежная политика и ее инструментарий.

    2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн.дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.

    Определите величину располагаемого дохода. Чему равны величины общих, частных и государственных сбережений?

    Вариант 4.

    1. Национальный объем производства и его показатели.

    2. Допустим, что денежная масса в экономике страны на 1 января 2007 г. характеризуется следующими данными ( в млрд. руб.):

    наличные деньги — 1716,0

    обязательные резервы коммерческих банков в ЦБ — 472,4

    средства коммерческих банков на корсчетах в ЦБ — 2020,5

    расчетные, текущие и прочие счета — 4418,3

    вклады в коммерческих банках -385,3

    депозиты до востребования в Сбербанке — 218,0

    депозитные сертификаты — 1,9

    облигации государственного займа — 11,3

    наличные деньги в кассах банков — 75,6

    Определите денежную массу М
    0,

    М1,
    М2
    и М3.
    Чему равна денежная база?

    Вариант 5.

    1. Макроэкономическое равновесие.

    2. Государство решило увеличить денежную массу в предстоящем периоде на 4%. Скорость обращения денег при этом увеличится на 2%. Спад объема производства составит 17%. Определите предполагаемый уровень инфляции.

    Вариант 6.

    1. Государство и его экономические функции.

    2. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):

    Домохозяйства

    заработная плата — 1600;

    трансфертные платежи — 300;

    прямые налоги — 200;

    расходы на потребление — 1200

    Фирмы

    Амортизация — 400;

    Нераспределенная прибыль — 100;

    Прямые налоги — 200;

    Государство

    Государственные расходы — 600.

    Определите:

    а) сбережения населения;

    б) национальный доход страны.

    Вариант 7.

    1. Зависимость между безработицей и инфляцией. Кривая Филлипса.

    2. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):

    Домохозяйства

    заработная плата — 1600;

    трансфертные платежи — 300;

    прямые налоги — 200;

    расходы на потребление — 1200

    Фирмы

    Амортизация — 400;

    Нераспределенная прибыль — 100;

    Прямые налоги — 200;

    Государство

    Государственные расходы — 600.

    Определите:

    а) Объем чистых инвестиций фирм;

    б) валовой национальный продукт.

    Вариант 8.

    1. Деньги и денежное обращение.

    2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн. дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.

    Какова величина инвестиций, требуемая для установления макроэкономического равновесия?

    Вариант 9.

    1. Макроэкономические цели.

    2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн. дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.

    Определите норму инвестирования в национальном доходе (в процентах).

    Вариант 10.

    1. Бюджетно-налоговая/фискальная политика государства.

    2. Предположим, что предприниматели имеют возможность осуществить три инвестиционных проекта. Для осуществления проекта «А» необходимо инвестировать 100 млн. руб. при предельной эффективности капиталовложений 10% годовых. Проект «Б» предполагает объем инвестирования млн. руб. и предельную эффективность 12% годовых. Для проекта «В» эти показатели составляют соответственно млн. руб. и 6% годовых. Номинальная ставка процента равна 11% годовых.

    Определите объем инвестиционного спроса предпринимателей, если известно, что ожидаемый темп инфляции составляет 4% годовых.

    3.2. Темы практических занятий и методические рекомендации , 3.2. Темы практических занятий и методические рекомендации

    Практические занятия (семинары)

    п/п

    № раздела (темы)

    дисциплины

    Тематика практических занятий (семинаров)

    Трудоемкость (час.)

    1.

    1

    Предмет, функции экономики как науки и основные формы организации общественного хозяйства

    1

    2.

    2

    Основы рыночного хозяйства и особенности формирования рыночных отношений в России

    1

    3.

    3

    Монополизация экономики и антимонопольная политика государства в России

    1

    4.

    4

    Труд, капитал и земля как факторы производства. Основные формы факторных доходов

    1

    5.

    5

    Основные макроэкономические показатели и их использование для оценки состояния экономической безопасности в России

    1

    6.

    6

    Государственное регулирование экономики и безопасность страны

    2

    7.

    7

    Проблемы обеспечения макроэкономической устойчивости и экономического роста в России

    2

    8.

    8

    Инфляция и антиинфляционная политика государства в России

    2

    9.

    9

    Финансы и финансовая система России

    2

    10.

    9

    Кредит и денежно-кредитная политика государства

    2

    11.

    Актуальные проблемы международных экономических отношений

    2

    12.

    Интеграция России в мировое хозяйство

    1

    3.3. Варианты вопросов и задач для выполнения контрольной работы студентами.

    Следует выполнять задание, соответствующее начальной букве фамилии.

    Начальная буква фамилии

    Номер задания

    А, В,

    Б, Г,

    Ж,

    З,К,

    Н,П,

    О,

    Т,У,

    Ф,

    Ч,Щ

    Э,Ю,

    Д

    Е

    Л

    М

    С

    Р

    Щ

    Х

    И

    Я

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Вариант 1

  1. Возможно, ли в условиях ограниченных ресурсов так организовать производство товара Х, чтобы это производство не потребовало бы отвлечения ресурсов, которые можно использовать для выпуска других товаров?
  2. Предположим, что экономика страны производит только два товара Х и У. Возможные варианты выпуска этих товаров:

Вариант

А

Б

В

Г

Д

Е

Товар Х

0

1

2

3

4

5

Товар У

2

0

Пусть производство соответствует варианту Г, тогда издержки упущенной возможности выпуска 19-й единицы товара У составят ………………

  1. На рынке товара Х установилось равновесие. Это означает, что…………………..
  2. До того как начать собственное дело предприниматель работал экономистом и получал 1,5 млн. руб. в год. Должен ли он включить эту сумму в издержки упущенной возможности?
  3. Фирма-монополист максимизировала прибыль, выпуская 5 единиц товара. Если характер спроса на товар и цены ресурсов не меняются, то может ли фирма повысить прибыль, увеличив выпуск на 6 единиц?

Вариант 2

1. Пусть эластичность спроса по цене еd = 2. Как изменится товара при снижении его цены с до тыс. руб.?

2. Фирма производит в течение месяца 100 изделий и продает каждое из них по 500 тыс.руб. Суммарные издержки ТС фирмы при этом составляют млн. руб, суммарные постоянные издержки равняются млн.руб., а предельные издержки МС – 500 тыс. руб. Что должна предпринять фирма?

3. Перемещение по кривой предложения товара Х будет происходить, если изменятся…………………..

4. Принципиальное отличие краткосрочного периода от долгосрочного состоит в том, что …………………………….

5. Фирме-монополисту присущи следующие условия производства …………………..

Вариант 3

1. Если эластичность спроса (еd) на картофель равна 0,5, а спрос на картофель претерпевает изменения , то как изменится цена на картофель при увеличении продаж на 13%?

2. Предположим, что издержки выпуска товара следующие:

ТР

суммарный продукт

ТС

суммарные издержки

0

1

140

2

190

3

233

4

280

5

340

6

420

Какому объему производства соответствует точка безубыточности?

3. Величина суммарной выручки ТR превосходит суммарные издержки ТС в случае, когда …………………………………..

4. Эластичность кривой спроса отдельной фирмы в условиях монополистической конкуренции может понизиться, если ………………………………………..

5. Принципиальное отличие явных издержек от неявных издержек состоит в том, что …………………………………

Вариант 4

1. В современной экономической науке рассматриваются следующие подходы к изучению индивидуального спроса потребителей: …………………………………

2. В зависимости от реакции покупателей на увеличение реального дохода все товары можно подразделить на категории ……………………………………………………..

3. Фирма, действует в условиях монополистической конкуренции. По оценкам менеджеров, при цене 240 тыс. руб. фирма не может реализовать ни одной единицы товара, а по цене товара тыс. руб. будет предъявлен спрос на 100 единиц товара.

Производство единиц товара обходится фирме в 100 тыс. руб., каждая последующая единица товара в объеме до 150 единиц требует увеличения издержек на тыс.руб. Если полагать, что спрос на производимый товар имеет линейный характер, то какое количество товара будет продавать фирма и по какой цене?

4. К свойствам, присущим совершенно конкурентному рынку, относятся ……………….

5. Ограниченность рыночного механизма проявляется в том, что он ………………………

Вариант 5

1. Основными экономическими субъектами являются …………………………………..

2. Как изменится вид кривой производственных возможностей (РРС), если в производстве товара Х и товара У произойдут серьезные технологические сдвиги?

3. Какие из перечисленных факторов относятся к краткосрочному периоду:

а) фирма «Маяк» установила два дополнительных станка;

б) фирма « Орбита» наняла еще рабочих;

в) фирма « Прогресс» построила новый завод;

г) в отрасль, где заняты фирмы, вошла еще одна фирма.

4.Предположим, что товары Х и У продаются по цене 5 тыс.руб. и 8 тыс.руб. соответственно; покупатель тратит весь свой доход на покупку только этих товаров, приобретая 5 ед. товара Х и 8 ед. товара У. Предельные полезности 5-й ед. товара Х и 8-й ед. товара У равны. Потребление какого товара должен увеличить покупатель, а какого -уменьшить ?

5. Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, должна прекратить

производство, если ………………………………………………………..

Вариант 6

1. Определите причину, вызвавшую увеличение объема спроса (QD) товара Х при снижении его цены:

а) со снижением цены увеличился спрос на товар Х;

б) снижение цены привело к смещению кривой спроса (S) влево;

в) снижение цены на товар Х увеличило реальный доход покупателей, что позволило им покупать больше товара Х;

г) более низкая цена товара приводит к смещению кривой D вправо.

2. На рынке товара Х установились следующие равновесные величины: Ре=60 руб., Qе = 120руб. Под воздействием рыночного механизма через некоторое время равновесные величины стали равными Ре’=65 руб., Qе’=120 руб. Подобные изменения обусловлены:

а) увеличением спроса на товар Х;

б) падением предложения товара Х;

в) снижением спроса на товар Х;

г) ростом предложения товара Х;

д) ни спрос, ни предложение не изменились, а произошло перемещение по кривой спроса.

3. В долгосрочном периоде закон уменьшающейся отдачи ресурса:

а) не применим, поскольку все ресурсы переменны;

б) применим в случае прекращения действия эффекта масштаба;

в) применим только в отношении капитальных ресурсов;

г) используется для оценки объема выпуска, при которых достигается максимальная прибыль.

4. Возможно ли, что в условиях совершенной конкуренции цена товара превосходила величину предельной выручки?

5. Принцип максимизации общей выгоды означает………………………………………

Вариант 7

1. Ограниченность рыночного механизма проявляется в том, что он: ……………………..

2. Если процесс изготовления товара Х не требует отвлечения ресурсов, которые могут использоваться в производстве иных товаров, то можно сделать вывод, что ……………..

3. Кривая предложения показывает зависимость между:

а) величиной издержек производства и ценой товара;

б) ростом населения и величиной предложения (QS);

в) изменением дохода населения и QS;

г) ценой товара и QS;

д) изменением субсидий производителям и QS.

4. Если суммарный продукт достигает максимального значения, то в этом случае:

а) средний продукт равен предельному продукту МР=АР;

б) предельный продукт МР=0;

в) средний продукт АР=0;

г) постоянные издержки минимальны;

д) все утверждения неверны.

5. Под мобильностью экономических ресурсов понимают ………………………………..

Вариант 8

1. Пусть фирма «Восток», приобретая ресурсы А и В на совершенно конкурентном ресурсном рынке, производит товар Х и реализует его также на совершенно конкурентном рынке. Если МРа= 36, а МРв = 12и Ра=180 тыс руб., а Рв=60 тыс.руб., то чему должна равняться цена товара Х в случае максимизации фирмой прибыли?

2. Олигополию от монополистической конкуренции в наибольшей степени отличает …….

3. Рыночная инфраструктура включает в себя три основных элемента: ………………

4. Вследствие расширения спроса цена товара Х возрастает на 20%. Как изменится относительная цена Х, если в стране наблюдается 10% инфляция?

а) увеличится на 32%;

б) увеличится на 30%;

в) увеличится на 22%;

г) снизится на 10%;

д) увеличится на 10%.

5. Может ли фирма-монополист получать прибыль в долгосрочном периоде?

Вариант 9

1.Станкостроительная фирма «Заря», действующая в условиях совершенной конкуренции, решила выпустить еще один станок. Суммарные издержки производства станка составляют 15млн.рублей, из которых млн. рублей составляют постоянные издержки. Фирма ожидает выручку от продажи этого станка в сумме 6 млн. рублей. Должна ли фирма производить этот станок?

а) не должна, поскольку получаемая от его продажи 6 млн. рублей не покрывает издержки на его производство в млн. рублей;

б) не должна, так как выручка от продажи не превосходит суммарные постоянные издержки;

в) должна, поскольку предельная выручка превосходит предельные издержки;

г) не должна, ибо произведя этот станок, фирма снижает свою прибыль.

2. Для монополистической конкуренции характерны следующие признаки: ………..

3. Может ли фирма при монополистической конкуренции иметь убытки в краткосрочном периоде?

4. Перечислите факторы, которые воздействуют на спрос на экономические ресурсы: ……

5. Может ли кривая производственных возможностей (РРС) представлять прямую линию?

а) может;

б) не может;

в) может в случае абсолютной заменяемости ресурсов;

г) нет однозначного ответа.

Вариант

1. Сдвиг кривой предложения могут вызвать:

а) повышение налогов на производителей;

б) увеличение затрат на вводимые ресурсы;

в) увеличение дохода потребителей;

г) использование более производительной техники;

д) все ответы верны.

2. Величина эластичности спроса по цене Еd характеризует:

а) чувствительность спроса на изменение вкусов потребителей;

б) степень сдвига кривой D при изменении цены ;

в) зависимость рынка от уровня заработной платы;

г) как меняется предложение товара с изменением цены;

е) все ответы неверны.

3.Предельный продукт в денежном выражении определяется следующим образом………..

4. Фирма « Орион» использует единиц ресурса А и производит 150 единиц товара Х, а когда применяет 11-ю единицу ресурса, объем производства увеличивается до 160 единиц. Цена единицы ресурса равна 100 тыс. руб. Чему равен предельный продукт в денежном выражении (МRP) 11-й единицы ресурса А, если единица товара реализуется на совершенно конкурентном рынке по 8 тыс.руб.?

5. Перечислите основные черты монополистической конкуренции: …………………………

Вариант 11.

1. Основные макроэкономические показатели, используемые для измерения и оценки экономических процессов.

2. Цены двух товаров, составляющих условный ВНП, в отчетном и базисном годах Р
/sub> = 1020 руб. и Р =2400 руб., Р =800 руб. и Р =1380 руб. Их стандартные наборы в «корзине» товаров Q0
=100 единиц и Q1
=240 единиц. В этом случае дефлятор равен:



а) 3,84; б) 194,3; в) 48,5; г) 1,12.

Вариант 12.

1. Инфляция и ее последствия.

2. Допустим, что федеральные статистические органы страны установили стандартный набор потребительской «корзины», состоящий из пяти товаров, и обобщили данные о движении цен на них за отчетный период. Все данные представлены в таблице:

Товар

Количество единиц

Цена базы в дол. за единицу

Цена отчета в дол. за единицу

8

3

6

2

9

5

4

3

Чему равен индекс потребительских цен?

Если номинальная заработная плата за отчетный период увеличилась на 15%, то как это отразилось на уровне жизни населения?

Вариант 13.

1. Кредитно-денежная политика и ее инструментарий.

2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн.дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.

Определите величину располагаемого дохода. Чему равны величины общих, частных и государственных сбережений?

Вариант 14.

1. Национальный объем производства и его показатели.

2. Допустим, что денежная масса в экономике страны на 1 января 2007 г. характеризуется следующими данными ( в млрд. руб.):

наличные деньги — 1716,0

обязательные резервы коммерческих банков в ЦБ — 472,4

средства коммерческих банков на корсчетах в ЦБ — 2020,5

расчетные, текущие и прочие счета — 4418,3

вклады в коммерческих банках -385,3

депозиты до востребования в Сбербанке — 218,0

депозитные сертификаты — 1,9

облигации государственного займа — 11,3

наличные деньги в кассах банков — 75,6

Определите денежную массу М
0,

М1,
М2
и М3.
Чему равна денежная база?

Вариант15.

1. Макроэкономическое равновесие.

2. Государство решило увеличить денежную массу в предстоящем периоде на 4%. Скорость обращения денег при этом увеличится на 2%. Спад объема производства составит 17%. Определите предполагаемый уровень инфляции.

Вариант 16.

1. Государство и его экономические функции.

2. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):

Домохозяйства

заработная плата — 1600;

трансфертные платежи — 300;

прямые налоги — 200;

расходы на потребление — 1200

Фирмы

Амортизация — 400;

Нераспределенная прибыль — 100;

Прямые налоги — 200;

Государство

Государственные расходы — 600.

Определите:

а) сбережения населения;

б) национальный доход страны.

Вариант 17.

1. Зависимость между безработицей и инфляцией. Кривая Филлипса.

2. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):

Домохозяйства

заработная плата — 1600;

трансфертные платежи — 300;

прямые налоги — 200;

расходы на потребление — 1200

Фирмы

Амортизация — 400;

Нераспределенная прибыль — 100;

Прямые налоги — 200;

Государство

Государственные расходы — 600.

Определите:

а) Объем чистых инвестиций фирм;

б) валовой национальный продукт.

Вариант 18.

1. Деньги и денежное обращение.

2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн. дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.

Какова величина инвестиций, требуемая для установления макроэкономического равновесия?

Вариант 19.

1. Макроэкономические цели.

2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн. дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.

Определите норму инвестирования в национальном доходе (в процентах).

Вариант 20.

1. Бюджетно-налоговая/фискальная политика государства.

2. Предположим, что предприниматели имеют возможность осуществить три инвестиционных проекта. Для осуществления проекта «А» необходимо инвестировать 100 млн. руб. при предельной эффективности капиталовложений 10% годовых. Проект «Б» предполагает объем инвестирования млн. руб. и предельную эффективность 12% годовых. Для проекта «В» эти показатели составляют соответственно млн. руб. и 6% годовых. Номинальная ставка процента равна 11% годовых.

Определите объем инвестиционного спроса предпринимателей, если известно, что ожидаемый темп инфляции составляет 4% годовых.

3.4. Балльно-рейтинговая система , 3.4. Балльно-рейтинговая система

В целях обеспечения развития творческих способностей студентов, самостоятельности в работе, ответственного отношения к учебным обязанностям и проверке формируемых в результате изучения дисциплины компетенций проводится текущий контроль успеваемости. В текущем контроле учитываются: активность работы студентов на лекционных, семинарских занятиях, при проведении коллоквиумов; результаты устных опросов и проводимых контрольных работ; результаты выполнения различных видов самостоятельной работы, эссе, рефератов, тестирования.

Вопросы к экзамену носят обобщенный, проблемный характер. Сформулированы таким образом, чтобы ответы на них позволили выявить и оценить уровень, как теоретической подготовки, так и знания конкретных особенностей и проблем функционирования экономики.

Структура итоговой оценки студента

Виды работ

оценка в баллах

Оценка в к.е.

1.

Посещаемость

0,4

2.

Работа на практических занятиях

О,6

3.

Текущий контроль

1,0

Итого

100

2

1. Шкала оценки посещаемости

Посещаемость в %

100

0

Традиционная оценка

5

4

3

2

зачтено

незачтено

В баллах

8

6

0

0

0

В к.е.

0,4

0.36

0,32

0,28

0,24

0,20

0,16

0,12

0

0

0

2. Шкала оценки работы на практических занятиях

традиционная оценка

5

4

3

2

зачтено

незачтено

в баллах

0

в к.е.

0,6

0,48

0,36

0

Общая оценка на практических занятиях высчитывается как средне — арифметическая.

3. Шкала оценок при текущем контроле в баллах

традиционная оценка

5

4

3

2

зачтено

незачтено

в баллах

0

в к.е.

1,0

0,8

0.52

0

Текущий контроль осуществляется в виде контрольной работы, коллоквиума, защиты реферата, выполнения другого конкретного задания (теста).

Пересдача текущего контроля не допускается.

В итоговую ведомость вносится традиционная оценка.

3.5. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Общество и экономика. Уровни экономики.
  2. Предмет и функции экономической теории.
  3. Методы экономической теории.
  4. Основные этапы развития экономической теории.
  5. Потребности и блага. Потребление и производство.
  6. Основные проблемы экономического выбора. Кривая производственных возможностей.
  7. Виды и редкость ресурсов. Эффективность потребления ресурсов.
  8. Альтернативная стоимость. Закон возрастающих затрат.
  9. Факторы производства. Воспроизводство. Общественное богатство.
  10. Потребление и накопление. Экономический рост.
  11. Структура экономических отношений.
  12. Субъекты и объекты, формы собственности.
  13. Основные модели экономических систем.
  14. Условия, сущность, функции, структура, инфраструктура рынка.
  15. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция.
  16. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
  17. Потребительские предпочтения и предельная полезность.
  18. Эффект дохода и эффект замещения.
  19. Предложение и его факторы.
  20. Эластичность спроса и предложения.
  21. Необходимость и цели фирмы.
  22. Организационно-правовые формы предприятий (фирм).
  23. Трансакционные издержки. Оптимальная величина фирм.
  24. Природа и классификация издержек производства.
  25. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.
  26. Закон убывающей предельной производительности.
  27. Эффект масштаба производства.
  28. Предложение в условиях совершенной конкуренции.
  29. Эффективность конкурентных рынков.
  30. Рыночная власть.
  31. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
  32. Антимонопольное регулирование.
  33. Особенности спроса на факторы производства.
  34. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
  35. Заработная плата и занятость.
  36. Рынок капитала.
  37. Процентная ставка и инвестиции.
  38. Формы собственности на землю.
  39. Рынок земли и рента.
  40. Общее равновесие и благосостояние.
  41. Распределение доходов. Неравенство.
  42. Внешние эффекты и общественные блага.
  43. Экономическая и социальная роль государства.
  44. Национальная экономика как целое.
  45. Кругооборот доходов и продуктов.
  46. ВВП и способы его измерения.
  47. Национальный доход. Располагаемый личный доход.
  48. Индексы цен. Номинальные и реальные макроэкономические показатели.
  49. Безработица и ее формы.
  50. Инфляция и ее виды.
  51. Экономические циклы.
  52. Макроэкономическое равновесие.
  53. Совокупный спрос и совокупное предложение.
  54. Стабилизационная политика.
  55. Равновесие на товарном рынке.
  56. Потребление и сбережение. Инвестиции.
  57. Государственные расходы и налоги.
  58. Эффект мультипликатора.
  59. Бюджетно-налоговая политика.
  60. Деньги и их функции.
  61. Равновесие на денежном рынке.
  62. Денежный мультипликатор.
  63. Банковская система.
  64. Денежно-кредитная политика.
  65. Платежный баланс.
  66. Валютный курс.
  67. Необходимость, методы, этапы, последствия приватизации в российской экономике.
  68. Особенности предпринимательства в РФ.
  69. Причины и формы теневой экономики.
  70. Особенности рынка труда в российской экономике.
  71. Распределение и доходы в российской экономике.
  72. Основные направления преобразований в социальной сфере.
  73. Реформа пенсионной системы, ее значение для развития экономики.
  74. Структурные сдвиги в российской экономике.
  75. Формирование открытой экономики.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список используемой литературы и средства обучения Основная литература

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список используемой литературы и средства обучения Основная литература


Учебник:

1. Экономика: учебник для бакалавров. Рек. МО РФ /П.Д.Шимко. 3-е изд.,перераб. и доп. – М.:Юрайт, 2013.- 606с.

2.Экономическая теория: учебник для студентов вузов. Рек. МО РФ /Е.Ф.Борисов.-2-е изд., перераб.и доп.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2010.-544с.

3. Экономическая теория: учебник. Рек. МО РФ / С. С. Носова .— 3-е изд., стереотип. — М. : Кнорус, 2010 .— 798 с. 4. Экономическая теория: учебник. Доп. УМО / Л. Г. Симкина .— 2-е изд. — СПб : Питер, 2010.— 384 с.


Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика /под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова – М.:КНОРУС, 2010.

2. Микроэкономика: учебник. /Л.С.Тарасевич –7–е. изд., перераб. и доп. М.:ЮРАЙТ, 2012.

3. Микроэкономика: теоретические аспекты развития организационных форм собственности и хозяйствования в условиях рынка: учебное пособие/ под ред. А.И.Палева – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ,2014.

4. Проничев И.К. Мировая экономика: Учеб. пособие / И.К. Проничев; МО РФ; СыктГУ. – Сыктывкар, Изд-во СыктГУ, 2012.

5. Экономическая теория: экспресс-курс. Рек. УМО / под ред. А. Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова .— 5-е изд., стер. — М.: КноРус, 2010.


Монографии:

  1. Аристотель. Собр. соч. в 4-х томах. М., 1983.
  2. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: пер. с нем. / Предисл. и коммент., сост. В.С. Автономов. М.:, Прогресс, 1993.
  3. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
  4. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Междунар. отношения, 1998. — 256 с.
  5. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  6. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
  7. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СП., 1992.
  8. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  9. Кларк Дж.Б. Распределение богатства: Пер. с англ. / Науч. Ред.: А.А. Белых, А.В. Полетаев. М.: Экономика, 1992.
  10. Классики кейнсинанства: В 2 т. Т.1. К теории экономической динамики / Р. Харрод. Экономические циклы и национальный доход. Ч. I-II / Э. Хансен. предисл., сост.: А.Г. Худокормов. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997.
  11. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М., 1991.
  12. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
  13. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, М.: Политиздат, 1966.
  14. Маркс К. Капитал: В 3 т. М.: Политиздат, 1988.
  15. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  16. Милль Дж. С. Основы политической экономии: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.
  17. Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. / Общ. ред.: Л.И. Цедилин, К. Херманн-Пиллат. М.: Прогресс, 1995.
  18. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. М., 1976.
  19. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.
  20. Платон. Государство Соч. Т. 3 Ч. 1. М., 1972.
  21. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2 т.: Пер. с англ. / Под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
  22. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М., 1955.
  23. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.
  24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935.
  25. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1992.
  26. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
  27. Харрис Л. Денежная теория. М., 1990.
  28. Хайек Ф.А. Дорога к рабству: Пер. с англ./ Общ. ред. Р.М. Эктов. М.: Прогресс, 1992.
  29. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992.
  30. Харрис Л. Денежная теория. М., 1990.
  31. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
  32. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. Р.М. Эктов. М.: Прогресс, 1992.
  33. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1959.
  34. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  35. Эклунд. Эффективная экономика. Шведская модель. М., 1991.


Журналы:

  1. Акционерный Вестник.
  2. Акционерное общество
  3. Вестник «Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера» Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета / http://koet.syktsu.ru/vestnik/otredakcii.htm
  4. Вопросы экономики
  5. Государственная власть и местное самоуправление
  6. Журнал для акционеров
  7. Законность
  8. Инновации
  9. Инвестиции в России
  10. Мировая экономика и международные отношения

11.Российское предпринимательство

  1. Рынок ценных бумаг
  2. Управление персоналом
  3. Хозяйство и право
  4. Эксперт
  5. Экономист

Интернет-ресурсы:

http://microeconomica.economicus.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Микроэкономика

http://econteor.ru/mikroekonomika/

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины , 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение включает в себя специально-оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.

Использование электронных учебников и дисков тренажеров в процессе обучения обеспечивается наличием во время самостоятельной подготовки рабочего места для каждого обучающегося в компьютерном классе имеющего выход в Интернет, в соответствии с объемом изучаемой дисциплины.

6. Карта обеспеченности литературой

Дисциплины Экономическая теория

По направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения»

Институт гуманитарных наук

Форма обучения: очная

Блок дисциплин: Гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин.

Число студентов

Список литературы

Кол-во экз.

Кол. экз. на 1 студ.

Основная:

Экономическая теория: учебник для студентов вузов. Рек.МОРФ/Е.Ф.Борисов.-2-е изд., перераб.и доп.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.-544с.

Дополнительная:

Проничев И.К. Мировая экономика: Учебное пособие, СыктГУ, 2012 – экз.

Экономическая теория: экспресс-курс. Рек.УМО /Под ред. А.Г. Грязановой, Н.Н. Думной , А.Ю.Юданова.-5-е изд., стер.-М.:КноРус, 2010 .606с.

Мировая экономика: учебник для бакалавров /Р.И.Хасбулатов.-М.: Издательство Юрайт, 2012.-844с.

Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. — изд. с обновлениями /под ред. А.С.Булатова, Н.И. Ливенцева.- М.: Магистр: ИНФРА–М.,2013.- 654с.

Микроэкономика: теоретические аспекты развития организационных форм собственности и хозяйствования в условиях рынка: учебное пособие / под ред. А.И.Палева – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ,2014. 72с.

5

5

5

5

5

Электронное

уч.пос-обие

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

Составитель, преподаватель ______________ А.И.Палев

Зав.кафедрой __________________И.А.Гончаров

Дата составления карты «___»_______________2014 г.

СОГЛАСОВАНО:

Библиотекарь 1 категории отдела комплектования

научной библиотеки СыктГУ _________________________

«___»___________________2014г