Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «СыктГУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Экономическая теория
Направление подготовки –
Международные отношения
Квалификация (степень) выпускника –
бакалавр
Блок дисциплин – Б.1.В.1
Семестр – 1
Общая трудоемкость – 144 ч.,
в том числе: аудиторные занятия – ч.,
из них лекций – 18ч.,
практических занятий – ч.;
самостоятельная работа – ч.
Форма текущего контроля – контрольная работа.
Промежуточная аттестация – экзамен.
Сыктывкар
2011 Составитель
_____________________________________________________
Обсуждена на заседании ученого совета института
(решение от «___»_______2011 г. №____),
с изменениями и дополнениями
(решения от «___»_______2012 г. №____,
от «__»__________ 2013 г. № ___,
от «__»__________ 2014 г. № ___).
СОДЕРЖАНИЕ
- Рабочая программа дисциплины:
- Цель освоения учебной дисциплины;
- Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата;
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины;
- Структура и содержание дисциплины
- Образовательные технологии
- Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
3.1. Самостоятельная работа
3.2. Темы практических занятий и методические рекомендации
3.3. Вопросы для подготовки к контрольной работе
3.4. Балльно-рейтинговая система
Цели и задачи выполнения курсовой работы по учебной
... по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; ... Г.П.Скамницкой.- М.,2005 Основы экономических знаний. Уч. Пособие ... содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям ... обучение— инструмент освоения нового опыта.—М.,2000 ... Уварова М.Н. Проектирование учебного занятия //Методические рекомендации ... т. е. план работы и ее выполнения ...
3.5.Вопросы к экзамену
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Карта обеспеченности литературой
1.1 Цель освоения учебной дисциплины. Целью освоения учебной дисциплины «Экономическая теория» — формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики связанных с производством, распределением, обменом и потреблением ограниченных экономических ресурсов, материальных благ.
Задача дисциплины
Теоретическое освоение студентами:
— предмета и методов экономической теории;
— современных экономических (микроэкономических и макроэкономических) концепций и моделей;
— приобретение практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции;
— приобретение практических навыков анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления в экономике, как в России, так и за рубежом;
— понимание содержания и сущности мероприятий в области бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и инвестиционной политики, политики в области занятости, доходов и т.п.;
— приобретение практических навыков решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок);
— ознакомление с текущими микро- и макроэкономическими проблемами России;
— изучение основных аспектов мировой экономики;
— основных этапов формирования и развития отечественной и зарубежной экономической науки.
1.2 Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата , 1.2 Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
Дисциплина «Экономическая теория» относится к гуманитарному, социальному, экономическому циклу, раздел Б1 (базовая часть) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Международные отношения». Дисциплина «Экономическая теория» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования. Дисциплина является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра и предшествует изучению дисциплин профессионального цикла.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экономическая теория».
Выпускник должен обладать следующими общекультурными и компетенциями:
навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);
По выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации»
... знаниями. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по дисциплине «Экономика организации», обучающийся должен: Уметь: • рассчитывать по принятой методологии основные технико экономические показатели деятельности организации. Знать: • организацию ...
В результате формирования данной компетенции обучающийся должен:
Знать:
— основные понятия и модели микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;
— закономерности функционирования современной экономики на микро — и макроуровнях, на уровне мировой экономики.
Уметь:
— анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами;
находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.
Владеть:
— навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
— навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручения.
Знать:
— основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
— основные микро- и макроэкономические показатели и принципы их расчета;
— основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Уметь:
— осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;
— прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровнях;
— представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
— анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о микро- и макроэкономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
Владеть:
— методологией экономического исследования;
— современными методами и сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
— навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
Знать:
— основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
— основные теоретические положения и ключевые концепции разделов дисциплины, направления развития экономической науки;
Уметь:
— выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
Владеть:
— навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручения.
1.4. Структура и содержание дисциплины “Экономическая теория” , 1.4. Структура и содержание дисциплины “Экономическая теория”
Для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения» квалификация: бакалавр, общая трудоёмкость дисциплины составляет 144 час.
Календарно – тематический план курса для студентов очной формы обучения
Раздел дисциплины |
Количество часов по учебному плану |
Формиров-ание компетенций |
|||||||||||
Максимальная нагрузка |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятельная работа |
КСР |
Формы контроля за успеваемос-тью |
|||||||||
Всего |
в том числе |
||||||||||||
Лекции |
Практическиесеминарские заня-тия |
||||||||||||
1. Предмет экономики как науки. Основные закономернос-ти экономической организации общества. |
4 |
1 |
1 |
4 |
доклады, презентация итогов самостоятельной работы, тестирование, устный опрос |
ОК-1 |
|||||||
2. Рынок и механизм его функционирования. |
4 |
1 |
1 |
4 |
контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос |
ОК-1 |
|||||||
3. Монополизм в экономике и антимонопольная политика государства. |
5 |
1 |
1 |
4 |
Контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос |
ОК-1 |
|||||||
4. Рынки факторов производства и факторные доходы. |
3 |
1 |
1 |
4 |
презентация итогов самостоятельной работы, тестирование, устный опрос |
ОК-1,14 |
|||||||
5. Национальная экономика, основные макроэкономические показатели |
5 |
1 |
1 |
4 |
тестирование, устный опрос |
ОК-1,14 |
|||||||
6. Государство в рыночной экономике. |
3 |
2 |
2 |
4 |
тестирование, устный опрос |
ОК- 1,14,19 |
|||||||
7.Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики и экономический рост. |
4 |
1 |
2 |
4 |
1 |
контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос |
ОК-1,14 |
||||||
8. Деньги и инфляция. Антиинфляционная политика государства. |
4 |
1 |
2 |
4 |
тестирование, устный опрос |
ОК-1,14,19 |
|||||||
9. Финансы и бюджетно-налоговая политика государства. |
4 |
1 |
2 |
4 |
тестирование, устный опрос |
ОК-1,14,19 |
|||||||
10. Кредит и кредитная система государства. |
4 |
1 |
2 |
4 |
тестирование, устный опрос |
ОК-1,14,19 |
|||||||
11.Мировая экономика и международ-ные экономические отношения. |
4 |
1 |
2 |
4 |
1 |
тестирование, устный опрос |
ОК-1,14,19 |
||||||
12. Глобализация экономики. |
4 |
1 |
1 |
4 |
устный опрос |
ОК-1,14,19 |
|||||||
Итого: |
144 |
Экзамен |
Содержание разделов (тем) дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1. |
Предмет экономики как науки. Основные закономерности экономической организации общества. |
Предмет и задачи дисциплины, место в системе подготовки кадров по направлению «Информационная безопасность». Общественное производство, факторы производства и экономические отношения. Экономические категории, законы и закономерности. Микро и макроэкономика. Значение экономических знаний для определения основных направлений решения проблем экономической безопасности. Основные формы хозяйствования. Сущность, элементы и типы экономических систем. Отношения собственности и их роль в экономической организации общества. Сущность, основные черты и противоречия переходной экономики. Реформирование экономики в России и проблема экономической безопасности страны. |
2. |
Рынок и механизм его функционирования. |
Сущность, условия возникновения и функции рынка. Структура и инфраструктура рынка. Типы рыночных структур. Механизм рынка совершенной конкуренции. Закон спроса и закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие и функционирование механизма рыночного саморегулирования. |
3. |
Монополизм в экономике и антимонопольная политика государства. |
Монополизация экономики и конкуренция. Классификация монополий. Олигополия. Механизм рынка несовершенной конкуренции и особенности его функционирования. Особенности монополизма в России. Антимонопольная политика государства. Демонополизация экономики и регулирование деятельности монополий. |
4. |
Рынки факторов производства и факторные доходы. |
Понятие основных факторов производства и факторных доходов. Труд. Спрос и предложение труда. Заработная плата. Виды и формы заработной платы. Безработица. Государственная политика занятости. Инфраструктура рынка труда в России. Капитал. Оборот промышленного капитала и прибыль. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основных производственных фондов. Амортизация и амортизационный фонд. Норма амортизации. Финансирование предприятия. Земля как фактор производства. Особенности рентных отношений в аграрном секторе экономики. Земельная рента. Арендная плата. Основные виды земельной ренты. Аграрные отношения в России и продовольственная безопасность страны. |
5. |
Национальная экономика и основные макроэкономические показатели. |
Сущность и цели национальной экономики. Домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство как элементы национальной экономики. Кругооборот доходов и расходов, товаров и денег в национальном хозяйстве. Понятие системы национальных счетов. Основные макроэкономические показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его измерения. Валовой национальный доход (ВНД). Использование макроэкономических показателей для анализа экономической безопасности государства. |
6. |
Государство в рыночной экономике. |
«Провалы» рынка и экономические цели государства. Экономические функции государства в рыночной экономике. Механизм государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования. Государственное регулирование экономики и безопасность страны. |
7. |
Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики и экономический рост. |
Понятие макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и совокупное предложение. Циклическое развитие экономики и его причины. Экономический цикл и его фазы. Цикличность развития экономики и национальная безопасность. Антициклическое регулирование экономики. Экономический рост. Факторы и типы экономического роста. Государственное стимулирование экономического роста. |
8. |
Деньги, инфляция и антиинфляционная политика государства. |
Сущность и роль денег в рыночной экономике. Эволюционная и рационалистическая теория денег. Закон денежного обращения. Равновесие на денежном рынке. Инфляция и ее виды. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства: стратегия и тактика. Борьба с инфляцией в России. |
9. |
Финансы и бюджетно-налоговая политика государства. |
Сущность и функции финансов. Финансовая система государства. Структура государственного бюджета. Бюджетный дефицит: причины образования и источники покрытия. Государственный долг. Эффективность использования бюджетных средств. Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения. Классификация налогов. Современная налоговая система России. |
10. |
Кредит и кредитная система государства. |
Сущность, функции и принципы кредита. Кредитная система государства. Центральный банк, его функции и инструменты денежно-кредитной политики. Коммерческие банки, их виды и операции. |
11. |
Мировая экономика и международные экономические отношения. |
Мировое хозяйство и мировой рынок. Международное разделение труда и факторы, его определяющие. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. Торговый баланс. Государственное регулирование внешней торговли. Международные валютные отношения. Международная валютная система и основные этапы ее развития. Платежный баланс. Валютный курс. Конвертируемость валют. Развитие валютного рынка в России. |
12. |
Глобализация экономики. |
Сущность глобализации хозяйственной жизни, ее причины и противоречия. Основные направления глобализации и ее показатели. Деятельность транснациональных корпораций как основа глобализации. Международные экономические организации-генераторы глобализации. Усиление конкуренции в условиях глобализации мирохозяйственных связей. |
2.Образовательные технологии , 2.Образовательные технологии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения»» реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Доля занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины и составляет часов. Аудиторные занятия проводятся на основе широкого использования активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, обсуждения результатов исследовательской работы студентов.
Использование активных и интерактивных форм проведения занятий
Тема |
Вид занятия |
Образовательные технологии |
Компетенции |
|
Традиционная |
Активные и интерактивные |
|||
1. Предмет экономики как науки. Основные закономерности экономической организации общества. |
Лекция |
Вводная (2 ч.) |
ОК – 1 |
|
Практическое занятие |
Контрольно-обучающий семинар (2ч.) |
ОК – 1 |
||
2. Рынок и механизм его функционирования. |
Лекция |
Проблемная лекция (2ч.) |
ОК-1 |
|
Практическое занятие |
Разбор конкрентной ситуации (2ч.) |
ОК – 1 |
||
3. Монополизм в экономике и антимонопольная политика государства. |
Лекция |
Проблемная лекция (2ч.) |
ОК-1,14 |
|
Практическое занятие |
Самостоят. выступл. Студентов расширяющее и доп. лекц. материал (2ч.) |
ОК-1,14 |
||
4. Рынки факторов производства и факторные доходы. |
Лекция |
Вводная (2ч.) |
ОК-1,14 |
|
Практические занятия |
Кейс-метод. (2ч.) |
ОК-1,14 |
||
5. Национальная экономика, основные макроэкономические показатели |
Лекция |
Вводная (2ч.) |
ОК-1,14,19 |
|
Практические занятия |
Кейс-метод (2ч.) |
ОК-1,14,19 |
||
6. Государство в рыночной экономике. |
Лекция |
Вводная (2 ч.) |
ОК-1,14,19 |
|
Практические занятия |
Кейс-метод (2ч) |
ОК-1,14,19 |
||
7.Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики и экономический рост. |
Лекция |
Вводная (1ч.) |
ОК –1,14,19 |
|
Практические занятия |
Письменная контрольная работа (1ч.) |
ОК –1,14,19 |
||
8. Деньги и инфляция. Антиинфляционная политика государства. |
Лекция |
Вводная (1ч.) |
ОК-1,14,19 |
|
Практические занятия |
Выполнение тренировочных заданий, текущее тестирование (1ч.) |
ОК –1,14,19 |
||
9. Финансы и бюджетно-налоговая политика государства. |
Лекция |
Вводная (1ч.) |
ОК-1,14,19 |
|
Практические занятия |
Выполнение тренировочных заданий. Контрольное тестирование (1ч.) |
ОК-1,14,19 |
||
10. Кредит и кредитная система государства. |
Лекция |
Вводная (1ч.) |
ОК-1,14,19 |
|
Практические занятия |
Презентация итогов самостоятельной работы (1ч.) |
ОК-1,14,19 |
||
11.Мировая экономика и международные экономические отношения. |
Лекция |
Проблемная лекция (1ч.) |
ОК-1,14,19 |
|
Практические занятия |
Устный опрос(1ч.) |
ОК-1,14,19 |
||
12. Глобализация экономики. |
Лекция |
Вводная (1ч.) |
ОК-1,14,19 |
|
Практические занятия |
Деловая игра (1ч.) |
ОК-1,14,19 |
||
Итого (%) |
ч. (50%) |
18ч. (50%) |
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
3.1. Самостоятельная работа
Предмет «Экономическая теория» относится к дисциплинам, основным методом усвоения которых предполагается самостоятельная работа слушателей. Она является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, поиск и приобретение новых знаний. Самостоятельная работа включает изучение основной и дополнительной литературы, нормативных правовых актов по экономическим вопросам, статистических материалов, справочных изданий, а также подготовку докладов, рефератов, выполнение контрольных работ, тренировочных заданий по рекомендации преподавателя.
- Контрольные задания для самостоятельной работы студентов (необходимо дать развернутый письменный ответ на теоретический вопрос в форме реферата)
1. Современная рыночная экономика и ее характеристика.
2. Методы экономических исследований.
3. Экономическая политика и ее цели.
4. Позитивная и нормативная экономическая теория.
5. Экономические потребности, блага и ресурсы.
6. Модель Кобба-Дугласа.
7.Кривая производственных возможностей.
8. Закон убывающей отдачи.
9. Экономическая эффективность производства и потребления материальных благ.
10.Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов.
11. Мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов.
12. Производственные возможности. Предельные величины.
13.Разделение труда и специализация.
14. Блага: сущность, виды, особенности воспроизводства и потребления.
15. Сущность формы собственности как экономической категории.
16. Особенности трансформации форм собственности в России.
17.Особенности формирования форм собственности и организационных форм хозяйствования в экономике страны.
18. Предприятие – основной хозяйствующий субъект в рыночной экономике.
19. Экономическое положение домашних хозяйств в современных условиях.
20. Формы собственности в РФ.
21. Разновидности частной собственности.
22. Кооперация и интеграция труда в современных условиях.
23. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий.
24. Реальный капитал рыночных форм хозяйствования.
25. Эффективность использования основного и оборотного капитала.
26.Износ и воспроизводство основных фондов в условиях рыночной экономики.
27. Влияние рыночных отношений на разделение и кооперацию труда.
28. Определение рыночной стоимости капитала с использованием доходного, рыночного и затратного подходов.
29. Основные параметры средних, малых и микропредприятий в РФ.
30. Дифференциация хозяйственно-предпринимательских структур в развитых странах.
31. Концентрация и монополизация хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.
32. Объем производства и продаж фирмы в различных типах рыночных структур.
33. Малые формы предпринимательства в России.
34. Роль средних и крупных предприятий в экономике региона.
35. Естественные монополии в условиях рыночной экономики.
36. Особенности ценовой дискриминации.
37. Особенности распределения доходов на уровне фирм.
38. Эволюция системы распределительных отношений в экономике.
39. Дифференциация оплаты труда на предприятии.
40. Номинальная и реальная заработная плата.
41. Экономическая эффективность и социальная справедливость.
42. Спрос и предложение. Эластичность.
43. Формирование рыночного спроса на товар.
44. Мотивация поведения фирмы. Издержки производства и их оценка.
45. Значение факторных рынков для экономических агентов.
46. Динамические и равновесные различия в ценах ресурсов.
47. Особенности монополизации рынка труда.
48. Проблемы модернизации структуры российской экономики.
49. Проблемы взаимодействия государства и рынка.
50. Труд как фактор производства. Рынок труда в РФ.
51. Сущность и формы заработной платы, уровень и динамика зарплат в РФ.
52.Прибыль: сущность, виды, значение в рыночной экономике.
53. Современные теории фирмы.
54.Развитие экономической инфраструктуры в РФ.
55. Причины неравномерного распределения доходов в развитых странах и в России.
56. Преимущества и недостатки рыночной экономики.
57.Современные научные школы и направления в экономической теории.
58. Характеристика экономических субъектов рыночной экономики.
— На основе полученных теоретических материалов, необходимо дать обоснованные ответы на вопросы и решить задачи
- Задание 1
1. Возможно ли в условиях ограниченных ресурсов так организовать производство товара Х, чтобы это производство не потребовало бы отвлечения ресурсов, которые можно использовать для выпуска других товаров?
2. Пусть две страны «Юг» и «Север» выпускают товары Х и У. Величины выпуска товара У расположены на оси абсцисс. Кривые производственных возможностей имеют различные наклоны. У страны «Юг» наклон кривой более крутой. Можно ли на основании этих данных сделать вывод об издержках упущенной возможности производства товара У в этих странах?
3. Как изменится вид кривой производственных возможностей , если в производстве товара Х и товара У произойдут серьезные технологические сдвиги?
4. Экономика функционирует с максимально возможной эффективностью ресурсов. Можно ли при этом переместится из точки С в точку Д (Рис.1 Кривая производственных возможностей) за счет простого перераспределения ресурсов между производством товаров Х и У?
5. Состояние выпуска товаров описывает точка Д (рис.1).
Если трудовые ресурсы будут использоваться не в полной мере, то есть возникнет безработица, то этому случаю станет соответствовать точка: ________________________
6. Если процесс изготовления товара Х не требует отвлечения ресурсов, которые могут использоваться в производстве иных товаров, то можно сделать вывод, что: ________________
-Задание №2
1. Пусть эластичность спроса по цене Еd = 2. На сколько процентов изменится товара при снижении его цены с до руб.?
2. Если эластичность спроса (Еd) на картофель равна 0,4, а спрос на картофель претерпевает изменения , то как изменится цена на картофель при увеличении продаж на 12%?
3. Суммарная выручка фирмы за отчетный период составляет 5мл. руб., прямые явные издержки -3.5 млн. руб., неявные издержки – 0,5 млн. руб., косвенные явные издержки – 0,7 млн.руб.
Определите экономическую прибыль фирмы.
4. Ниже дана производственная функция фирмы «Юпитер» в краткосрочном периоде (допускаем, что все факторы, кроме труда, фиксированы) :
Количество единиц труда (L) |
Выпуск продукции (Q) |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Отдача переменного ресурса начинает снижаться с:
а) четвертого рабочего; !
б) пятого рабочего;
в) шестого рабочего;
г) второго рабочего.
Предельный продукт повышается по мере найма:
а) двух рабочих;
б) трех рабочих; !
в) четырех рабочих;
г) пяти рабочих.
- Задание №3
1. Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, имеет в краткосрочном периоде:
МС=МR, когда цена товара Рх=60 тыс.руб. и Qх=100единиц;
МС=АVC, когда Рх=40 тыс. руб. и Qх = единиц;
МС=АТС, когда Рх=50 тыс. и Qх=80 единиц;
Зависимость АТС от объема производства носит следующий характер:
Q х |
100 |
110 |
120 |
АТС тыс.руб. |
Чему равна прибыль фирмы?
2. Возможно ли, что в условиях совершенной конкуренции цена товара превосходила величину предельной выручки?
3. Может ли фирма-монополист получать прибыль в долгосрочном периоде?
4. При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как ……………………………………………………………………………………….
- Контрольные задания для самостоятельной работы студентов по вопросам макроэкономики
Каждое задание состоит из двух частей:
— «теоретической», в виде вопросов, требующих развернутых письменных ответов;
— «практической» части, состоящей из задачи, которую следует решить и кратко обосновать ответы.
Вариант 1.
1. Основные макроэкономические показатели, используемые для измерения и оценки экономических процессов.
2. Цены двух товаров, составляющих условный ВНП, в отчетном и базисном годах Р
/sub> = 1020 руб. и Р =2400 руб., Р =800 руб. и Р =1380 руб. Их стандартные наборы в «корзине» товаров Q0
=100 единиц и Q1
=240 единиц. В этом случае дефлятор равен:
а) 3,84; б) 194,3; в) 48,5; г) 1,12.
Вариант 2.
1. Инфляция и ее последствия.
2. Допустим, что федеральные статистические органы страны установили стандартный набор потребительской «корзины», состоящий из пяти товаров, и обобщили данные о движении цен на них за отчетный период. Все данные представлены в таблице:
Товар |
Количество единиц |
Цена базы в дол. за единицу |
Цена отчета в дол. за единицу |
8 3 6 |
2 9 5 |
4 3 |
Чему равен индекс потребительских цен?
Если номинальная заработная плата за отчетный период увеличилась на 15%, то как это отразилось на уровне жизни населения?
Вариант 3.
1. Кредитно-денежная политика и ее инструментарий.
2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн.дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.
Определите величину располагаемого дохода. Чему равны величины общих, частных и государственных сбережений?
Вариант 4.
1. Национальный объем производства и его показатели.
2. Допустим, что денежная масса в экономике страны на 1 января 2007 г. характеризуется следующими данными ( в млрд. руб.):
наличные деньги — 1716,0
обязательные резервы коммерческих банков в ЦБ — 472,4
средства коммерческих банков на корсчетах в ЦБ — 2020,5
расчетные, текущие и прочие счета — 4418,3
вклады в коммерческих банках -385,3
депозиты до востребования в Сбербанке — 218,0
депозитные сертификаты — 1,9
облигации государственного займа — 11,3
наличные деньги в кассах банков — 75,6
Определите денежную массу М
0,
М1,
М2
и М3.
Чему равна денежная база?
Вариант 5.
1. Макроэкономическое равновесие.
2. Государство решило увеличить денежную массу в предстоящем периоде на 4%. Скорость обращения денег при этом увеличится на 2%. Спад объема производства составит 17%. Определите предполагаемый уровень инфляции.
Вариант 6.
1. Государство и его экономические функции.
2. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):
Домохозяйства
заработная плата — 1600;
трансфертные платежи — 300;
прямые налоги — 200;
расходы на потребление — 1200
Фирмы
Амортизация — 400;
Нераспределенная прибыль — 100;
Прямые налоги — 200;
Государство
Государственные расходы — 600.
Определите:
а) сбережения населения;
б) национальный доход страны.
Вариант 7.
1. Зависимость между безработицей и инфляцией. Кривая Филлипса.
2. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):
Домохозяйства
заработная плата — 1600;
трансфертные платежи — 300;
прямые налоги — 200;
расходы на потребление — 1200
Фирмы
Амортизация — 400;
Нераспределенная прибыль — 100;
Прямые налоги — 200;
Государство
Государственные расходы — 600.
Определите:
а) Объем чистых инвестиций фирм;
б) валовой национальный продукт.
Вариант 8.
1. Деньги и денежное обращение.
2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн. дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.
Какова величина инвестиций, требуемая для установления макроэкономического равновесия?
Вариант 9.
1. Макроэкономические цели.
2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн. дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.
Определите норму инвестирования в национальном доходе (в процентах).
Вариант 10.
1. Бюджетно-налоговая/фискальная политика государства.
2. Предположим, что предприниматели имеют возможность осуществить три инвестиционных проекта. Для осуществления проекта «А» необходимо инвестировать 100 млн. руб. при предельной эффективности капиталовложений 10% годовых. Проект «Б» предполагает объем инвестирования млн. руб. и предельную эффективность 12% годовых. Для проекта «В» эти показатели составляют соответственно млн. руб. и 6% годовых. Номинальная ставка процента равна 11% годовых.
Определите объем инвестиционного спроса предпринимателей, если известно, что ожидаемый темп инфляции составляет 4% годовых.
3.2. Темы практических занятий и методические рекомендации , 3.2. Темы практических занятий и методические рекомендации
Практические занятия (семинары)
№ п/п |
№ раздела (темы) дисциплины |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудоемкость (час.) |
1. |
1 |
Предмет, функции экономики как науки и основные формы организации общественного хозяйства |
1 |
2. |
2 |
Основы рыночного хозяйства и особенности формирования рыночных отношений в России |
1 |
3. |
3 |
Монополизация экономики и антимонопольная политика государства в России |
1 |
4. |
4 |
Труд, капитал и земля как факторы производства. Основные формы факторных доходов |
1 |
5. |
5 |
Основные макроэкономические показатели и их использование для оценки состояния экономической безопасности в России |
1 |
6. |
6 |
Государственное регулирование экономики и безопасность страны |
2 |
7. |
7 |
Проблемы обеспечения макроэкономической устойчивости и экономического роста в России |
2 |
8. |
8 |
Инфляция и антиинфляционная политика государства в России |
2 |
9. |
9 |
Финансы и финансовая система России |
2 |
10. |
9 |
Кредит и денежно-кредитная политика государства |
2 |
11. |
Актуальные проблемы международных экономических отношений |
2 |
|
12. |
Интеграция России в мировое хозяйство |
1 |
3.3. Варианты вопросов и задач для выполнения контрольной работы студентами.
Следует выполнять задание, соответствующее начальной букве фамилии.
Начальная буква фамилии |
Номер задания |
А, В, Б, Г, Ж, З,К, Н,П, О, Т,У, Ф, Ч,Щ Э,Ю, Д Е Л М С Р Щ Х И Я |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Вариант 1
- Возможно, ли в условиях ограниченных ресурсов так организовать производство товара Х, чтобы это производство не потребовало бы отвлечения ресурсов, которые можно использовать для выпуска других товаров?
- Предположим, что экономика страны производит только два товара Х и У. Возможные варианты выпуска этих товаров:
Вариант |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Товар Х |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товар У |
2 |
0 |
Пусть производство соответствует варианту Г, тогда издержки упущенной возможности выпуска 19-й единицы товара У составят ………………
- На рынке товара Х установилось равновесие. Это означает, что…………………..
- До того как начать собственное дело предприниматель работал экономистом и получал 1,5 млн. руб. в год. Должен ли он включить эту сумму в издержки упущенной возможности?
- Фирма-монополист максимизировала прибыль, выпуская 5 единиц товара. Если характер спроса на товар и цены ресурсов не меняются, то может ли фирма повысить прибыль, увеличив выпуск на 6 единиц?
Вариант 2
1. Пусть эластичность спроса по цене еd = 2. Как изменится товара при снижении его цены с до тыс. руб.?
2. Фирма производит в течение месяца 100 изделий и продает каждое из них по 500 тыс.руб. Суммарные издержки ТС фирмы при этом составляют млн. руб, суммарные постоянные издержки равняются млн.руб., а предельные издержки МС – 500 тыс. руб. Что должна предпринять фирма?
3. Перемещение по кривой предложения товара Х будет происходить, если изменятся…………………..
4. Принципиальное отличие краткосрочного периода от долгосрочного состоит в том, что …………………………….
5. Фирме-монополисту присущи следующие условия производства …………………..
Вариант 3
1. Если эластичность спроса (еd) на картофель равна 0,5, а спрос на картофель претерпевает изменения , то как изменится цена на картофель при увеличении продаж на 13%?
2. Предположим, что издержки выпуска товара следующие:
ТР суммарный продукт |
ТС суммарные издержки |
0 |
|
1 |
140 |
2 |
190 |
3 |
233 |
4 |
280 |
5 |
340 |
6 |
420 |
Какому объему производства соответствует точка безубыточности?
3. Величина суммарной выручки ТR превосходит суммарные издержки ТС в случае, когда …………………………………..
4. Эластичность кривой спроса отдельной фирмы в условиях монополистической конкуренции может понизиться, если ………………………………………..
5. Принципиальное отличие явных издержек от неявных издержек состоит в том, что …………………………………
Вариант 4
1. В современной экономической науке рассматриваются следующие подходы к изучению индивидуального спроса потребителей: …………………………………
2. В зависимости от реакции покупателей на увеличение реального дохода все товары можно подразделить на категории ……………………………………………………..
3. Фирма, действует в условиях монополистической конкуренции. По оценкам менеджеров, при цене 240 тыс. руб. фирма не может реализовать ни одной единицы товара, а по цене товара тыс. руб. будет предъявлен спрос на 100 единиц товара.
Производство единиц товара обходится фирме в 100 тыс. руб., каждая последующая единица товара в объеме до 150 единиц требует увеличения издержек на тыс.руб. Если полагать, что спрос на производимый товар имеет линейный характер, то какое количество товара будет продавать фирма и по какой цене?
4. К свойствам, присущим совершенно конкурентному рынку, относятся ……………….
5. Ограниченность рыночного механизма проявляется в том, что он ………………………
Вариант 5
1. Основными экономическими субъектами являются …………………………………..
2. Как изменится вид кривой производственных возможностей (РРС), если в производстве товара Х и товара У произойдут серьезные технологические сдвиги?
3. Какие из перечисленных факторов относятся к краткосрочному периоду:
а) фирма «Маяк» установила два дополнительных станка;
б) фирма « Орбита» наняла еще рабочих;
в) фирма « Прогресс» построила новый завод;
г) в отрасль, где заняты фирмы, вошла еще одна фирма.
4.Предположим, что товары Х и У продаются по цене 5 тыс.руб. и 8 тыс.руб. соответственно; покупатель тратит весь свой доход на покупку только этих товаров, приобретая 5 ед. товара Х и 8 ед. товара У. Предельные полезности 5-й ед. товара Х и 8-й ед. товара У равны. Потребление какого товара должен увеличить покупатель, а какого -уменьшить ?
5. Фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, должна прекратить
производство, если ………………………………………………………..
Вариант 6
1. Определите причину, вызвавшую увеличение объема спроса (QD) товара Х при снижении его цены:
а) со снижением цены увеличился спрос на товар Х;
б) снижение цены привело к смещению кривой спроса (S) влево;
в) снижение цены на товар Х увеличило реальный доход покупателей, что позволило им покупать больше товара Х;
г) более низкая цена товара приводит к смещению кривой D вправо.
2. На рынке товара Х установились следующие равновесные величины: Ре=60 руб., Qе = 120руб. Под воздействием рыночного механизма через некоторое время равновесные величины стали равными Ре’=65 руб., Qе’=120 руб. Подобные изменения обусловлены:
а) увеличением спроса на товар Х;
б) падением предложения товара Х;
в) снижением спроса на товар Х;
г) ростом предложения товара Х;
д) ни спрос, ни предложение не изменились, а произошло перемещение по кривой спроса.
3. В долгосрочном периоде закон уменьшающейся отдачи ресурса:
а) не применим, поскольку все ресурсы переменны;
б) применим в случае прекращения действия эффекта масштаба;
в) применим только в отношении капитальных ресурсов;
г) используется для оценки объема выпуска, при которых достигается максимальная прибыль.
4. Возможно ли, что в условиях совершенной конкуренции цена товара превосходила величину предельной выручки?
5. Принцип максимизации общей выгоды означает………………………………………
Вариант 7
1. Ограниченность рыночного механизма проявляется в том, что он: ……………………..
2. Если процесс изготовления товара Х не требует отвлечения ресурсов, которые могут использоваться в производстве иных товаров, то можно сделать вывод, что ……………..
3. Кривая предложения показывает зависимость между:
а) величиной издержек производства и ценой товара;
б) ростом населения и величиной предложения (QS);
в) изменением дохода населения и QS;
г) ценой товара и QS;
д) изменением субсидий производителям и QS.
4. Если суммарный продукт достигает максимального значения, то в этом случае:
а) средний продукт равен предельному продукту МР=АР;
б) предельный продукт МР=0;
в) средний продукт АР=0;
г) постоянные издержки минимальны;
д) все утверждения неверны.
5. Под мобильностью экономических ресурсов понимают ………………………………..
Вариант 8
1. Пусть фирма «Восток», приобретая ресурсы А и В на совершенно конкурентном ресурсном рынке, производит товар Х и реализует его также на совершенно конкурентном рынке. Если МРа= 36, а МРв = 12и Ра=180 тыс руб., а Рв=60 тыс.руб., то чему должна равняться цена товара Х в случае максимизации фирмой прибыли?
2. Олигополию от монополистической конкуренции в наибольшей степени отличает …….
3. Рыночная инфраструктура включает в себя три основных элемента: ………………
4. Вследствие расширения спроса цена товара Х возрастает на 20%. Как изменится относительная цена Х, если в стране наблюдается 10% инфляция?
а) увеличится на 32%;
б) увеличится на 30%;
в) увеличится на 22%;
г) снизится на 10%;
д) увеличится на 10%.
5. Может ли фирма-монополист получать прибыль в долгосрочном периоде?
Вариант 9
1.Станкостроительная фирма «Заря», действующая в условиях совершенной конкуренции, решила выпустить еще один станок. Суммарные издержки производства станка составляют 15млн.рублей, из которых млн. рублей составляют постоянные издержки. Фирма ожидает выручку от продажи этого станка в сумме 6 млн. рублей. Должна ли фирма производить этот станок?
а) не должна, поскольку получаемая от его продажи 6 млн. рублей не покрывает издержки на его производство в млн. рублей;
б) не должна, так как выручка от продажи не превосходит суммарные постоянные издержки;
в) должна, поскольку предельная выручка превосходит предельные издержки;
г) не должна, ибо произведя этот станок, фирма снижает свою прибыль.
2. Для монополистической конкуренции характерны следующие признаки: ………..
3. Может ли фирма при монополистической конкуренции иметь убытки в краткосрочном периоде?
4. Перечислите факторы, которые воздействуют на спрос на экономические ресурсы: ……
5. Может ли кривая производственных возможностей (РРС) представлять прямую линию?
а) может;
б) не может;
в) может в случае абсолютной заменяемости ресурсов;
г) нет однозначного ответа.
Вариант
1. Сдвиг кривой предложения могут вызвать:
а) повышение налогов на производителей;
б) увеличение затрат на вводимые ресурсы;
в) увеличение дохода потребителей;
г) использование более производительной техники;
д) все ответы верны.
2. Величина эластичности спроса по цене Еd характеризует:
а) чувствительность спроса на изменение вкусов потребителей;
б) степень сдвига кривой D при изменении цены ;
в) зависимость рынка от уровня заработной платы;
г) как меняется предложение товара с изменением цены;
е) все ответы неверны.
3.Предельный продукт в денежном выражении определяется следующим образом………..
4. Фирма « Орион» использует единиц ресурса А и производит 150 единиц товара Х, а когда применяет 11-ю единицу ресурса, объем производства увеличивается до 160 единиц. Цена единицы ресурса равна 100 тыс. руб. Чему равен предельный продукт в денежном выражении (МRP) 11-й единицы ресурса А, если единица товара реализуется на совершенно конкурентном рынке по 8 тыс.руб.?
5. Перечислите основные черты монополистической конкуренции: …………………………
Вариант 11.
1. Основные макроэкономические показатели, используемые для измерения и оценки экономических процессов.
2. Цены двух товаров, составляющих условный ВНП, в отчетном и базисном годах Р
/sub> = 1020 руб. и Р =2400 руб., Р =800 руб. и Р =1380 руб. Их стандартные наборы в «корзине» товаров Q0
=100 единиц и Q1
=240 единиц. В этом случае дефлятор равен:
а) 3,84; б) 194,3; в) 48,5; г) 1,12.
Вариант 12.
1. Инфляция и ее последствия.
2. Допустим, что федеральные статистические органы страны установили стандартный набор потребительской «корзины», состоящий из пяти товаров, и обобщили данные о движении цен на них за отчетный период. Все данные представлены в таблице:
Товар |
Количество единиц |
Цена базы в дол. за единицу |
Цена отчета в дол. за единицу |
8 3 6 |
2 9 5 |
4 3 |
Чему равен индекс потребительских цен?
Если номинальная заработная плата за отчетный период увеличилась на 15%, то как это отразилось на уровне жизни населения?
Вариант 13.
1. Кредитно-денежная политика и ее инструментарий.
2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн.дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.
Определите величину располагаемого дохода. Чему равны величины общих, частных и государственных сбережений?
Вариант 14.
1. Национальный объем производства и его показатели.
2. Допустим, что денежная масса в экономике страны на 1 января 2007 г. характеризуется следующими данными ( в млрд. руб.):
наличные деньги — 1716,0
обязательные резервы коммерческих банков в ЦБ — 472,4
средства коммерческих банков на корсчетах в ЦБ — 2020,5
расчетные, текущие и прочие счета — 4418,3
вклады в коммерческих банках -385,3
депозиты до востребования в Сбербанке — 218,0
депозитные сертификаты — 1,9
облигации государственного займа — 11,3
наличные деньги в кассах банков — 75,6
Определите денежную массу М
0,
М1,
М2
и М3.
Чему равна денежная база?
Вариант15.
1. Макроэкономическое равновесие.
2. Государство решило увеличить денежную массу в предстоящем периоде на 4%. Скорость обращения денег при этом увеличится на 2%. Спад объема производства составит 17%. Определите предполагаемый уровень инфляции.
Вариант 16.
1. Государство и его экономические функции.
2. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):
Домохозяйства
заработная плата — 1600;
трансфертные платежи — 300;
прямые налоги — 200;
расходы на потребление — 1200
Фирмы
Амортизация — 400;
Нераспределенная прибыль — 100;
Прямые налоги — 200;
Государство
Государственные расходы — 600.
Определите:
а) сбережения населения;
б) национальный доход страны.
Вариант 17.
1. Зависимость между безработицей и инфляцией. Кривая Филлипса.
2. Известны следующие данные о поступлениях денежных средств в бюджеты различных субъектов национальной экономики и их расходах (млрд. руб.):
Домохозяйства
заработная плата — 1600;
трансфертные платежи — 300;
прямые налоги — 200;
расходы на потребление — 1200
Фирмы
Амортизация — 400;
Нераспределенная прибыль — 100;
Прямые налоги — 200;
Государство
Государственные расходы — 600.
Определите:
а) Объем чистых инвестиций фирм;
б) валовой национальный продукт.
Вариант 18.
1. Деньги и денежное обращение.
2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн. дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.
Какова величина инвестиций, требуемая для установления макроэкономического равновесия?
Вариант 19.
1. Макроэкономические цели.
2. В макроэкономике сложились следующие показатели (в млн. дол.): 1. Национальный доход – 1187; 2 Налоги -324; Государственные расходы -289; 4.Текущее потребление – 645.
Определите норму инвестирования в национальном доходе (в процентах).
Вариант 20.
1. Бюджетно-налоговая/фискальная политика государства.
2. Предположим, что предприниматели имеют возможность осуществить три инвестиционных проекта. Для осуществления проекта «А» необходимо инвестировать 100 млн. руб. при предельной эффективности капиталовложений 10% годовых. Проект «Б» предполагает объем инвестирования млн. руб. и предельную эффективность 12% годовых. Для проекта «В» эти показатели составляют соответственно млн. руб. и 6% годовых. Номинальная ставка процента равна 11% годовых.
Определите объем инвестиционного спроса предпринимателей, если известно, что ожидаемый темп инфляции составляет 4% годовых.
3.4. Балльно-рейтинговая система , 3.4. Балльно-рейтинговая система
В целях обеспечения развития творческих способностей студентов, самостоятельности в работе, ответственного отношения к учебным обязанностям и проверке формируемых в результате изучения дисциплины компетенций проводится текущий контроль успеваемости. В текущем контроле учитываются: активность работы студентов на лекционных, семинарских занятиях, при проведении коллоквиумов; результаты устных опросов и проводимых контрольных работ; результаты выполнения различных видов самостоятельной работы, эссе, рефератов, тестирования.
Вопросы к экзамену носят обобщенный, проблемный характер. Сформулированы таким образом, чтобы ответы на них позволили выявить и оценить уровень, как теоретической подготовки, так и знания конкретных особенностей и проблем функционирования экономики.
Структура итоговой оценки студента
№ |
Виды работ |
оценка в баллах |
Оценка в к.е. |
1. |
Посещаемость |
0,4 |
|
2. |
Работа на практических занятиях |
О,6 |
|
3. |
Текущий контроль |
1,0 |
|
Итого |
100 |
2 |
1. Шкала оценки посещаемости
Посещаемость в % |
100 |
0 |
||||||||||
Традиционная оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
||||||||
зачтено |
незачтено |
|||||||||||
В баллах |
8 |
6 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
В к.е. |
0,4 |
0.36 |
0,32 |
0,28 |
0,24 |
0,20 |
0,16 |
0,12 |
0 |
0 |
0 |
2. Шкала оценки работы на практических занятиях
традиционная оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
зачтено |
незачтено |
|||
в баллах |
0 |
|||
в к.е. |
0,6 |
0,48 |
0,36 |
0 |
Общая оценка на практических занятиях высчитывается как средне — арифметическая.
3. Шкала оценок при текущем контроле в баллах
традиционная оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
|
зачтено |
незачтено |
||||
в баллах |
0 |
||||
в к.е. |
1,0 |
0,8 |
0.52 |
0 |
Текущий контроль осуществляется в виде контрольной работы, коллоквиума, защиты реферата, выполнения другого конкретного задания (теста).
Пересдача текущего контроля не допускается.
В итоговую ведомость вносится традиционная оценка.
3.5. Вопросы для подготовки к экзамену
- Общество и экономика. Уровни экономики.
- Предмет и функции экономической теории.
- Методы экономической теории.
- Основные этапы развития экономической теории.
- Потребности и блага. Потребление и производство.
- Основные проблемы экономического выбора. Кривая производственных возможностей.
- Виды и редкость ресурсов. Эффективность потребления ресурсов.
- Альтернативная стоимость. Закон возрастающих затрат.
- Факторы производства. Воспроизводство. Общественное богатство.
- Потребление и накопление. Экономический рост.
- Структура экономических отношений.
- Субъекты и объекты, формы собственности.
- Основные модели экономических систем.
- Условия, сущность, функции, структура, инфраструктура рынка.
- Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция.
- Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
- Потребительские предпочтения и предельная полезность.
- Эффект дохода и эффект замещения.
- Предложение и его факторы.
- Эластичность спроса и предложения.
- Необходимость и цели фирмы.
- Организационно-правовые формы предприятий (фирм).
- Трансакционные издержки. Оптимальная величина фирм.
- Природа и классификация издержек производства.
- Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.
- Закон убывающей предельной производительности.
- Эффект масштаба производства.
- Предложение в условиях совершенной конкуренции.
- Эффективность конкурентных рынков.
- Рыночная власть.
- Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
- Антимонопольное регулирование.
- Особенности спроса на факторы производства.
- Рынок труда. Спрос и предложение труда.
- Заработная плата и занятость.
- Рынок капитала.
- Процентная ставка и инвестиции.
- Формы собственности на землю.
- Рынок земли и рента.
- Общее равновесие и благосостояние.
- Распределение доходов. Неравенство.
- Внешние эффекты и общественные блага.
- Экономическая и социальная роль государства.
- Национальная экономика как целое.
- Кругооборот доходов и продуктов.
- ВВП и способы его измерения.
- Национальный доход. Располагаемый личный доход.
- Индексы цен. Номинальные и реальные макроэкономические показатели.
- Безработица и ее формы.
- Инфляция и ее виды.
- Экономические циклы.
- Макроэкономическое равновесие.
- Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Стабилизационная политика.
- Равновесие на товарном рынке.
- Потребление и сбережение. Инвестиции.
- Государственные расходы и налоги.
- Эффект мультипликатора.
- Бюджетно-налоговая политика.
- Деньги и их функции.
- Равновесие на денежном рынке.
- Денежный мультипликатор.
- Банковская система.
- Денежно-кредитная политика.
- Платежный баланс.
- Валютный курс.
- Необходимость, методы, этапы, последствия приватизации в российской экономике.
- Особенности предпринимательства в РФ.
- Причины и формы теневой экономики.
- Особенности рынка труда в российской экономике.
- Распределение и доходы в российской экономике.
- Основные направления преобразований в социальной сфере.
- Реформа пенсионной системы, ее значение для развития экономики.
- Структурные сдвиги в российской экономике.
- Формирование открытой экономики.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список используемой литературы и средства обучения Основная литература
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Список используемой литературы и средства обучения Основная литература
Учебник:
1. Экономика: учебник для бакалавров. Рек. МО РФ /П.Д.Шимко. 3-е изд.,перераб. и доп. – М.:Юрайт, 2013.- 606с.
2.Экономическая теория: учебник для студентов вузов. Рек. МО РФ /Е.Ф.Борисов.-2-е изд., перераб.и доп.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2010.-544с.
3. Экономическая теория: учебник. Рек. МО РФ / С. С. Носова .— 3-е изд., стереотип. — М. : Кнорус, 2010 .— 798 с. 4. Экономическая теория: учебник. Доп. УМО / Л. Г. Симкина .— 2-е изд. — СПб : Питер, 2010.— 384 с.
Дополнительная литература:
1. Микроэкономика: теория и российская практика /под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова – М.:КНОРУС, 2010.
2. Микроэкономика: учебник. /Л.С.Тарасевич –7–е. изд., перераб. и доп. М.:ЮРАЙТ, 2012.
3. Микроэкономика: теоретические аспекты развития организационных форм собственности и хозяйствования в условиях рынка: учебное пособие/ под ред. А.И.Палева – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ,2014.
4. Проничев И.К. Мировая экономика: Учеб. пособие / И.К. Проничев; МО РФ; СыктГУ. – Сыктывкар, Изд-во СыктГУ, 2012.
5. Экономическая теория: экспресс-курс. Рек. УМО / под ред. А. Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова .— 5-е изд., стер. — М.: КноРус, 2010.
Монографии:
- Аристотель. Собр. соч. в 4-х томах. М., 1983.
- Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: пер. с нем. / Предисл. и коммент., сост. В.С. Автономов. М.:, Прогресс, 1993.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
- Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Междунар. отношения, 1998. — 256 с.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
- Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
- Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СП., 1992.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
- Кларк Дж.Б. Распределение богатства: Пер. с англ. / Науч. Ред.: А.А. Белых, А.В. Полетаев. М.: Экономика, 1992.
- Классики кейнсинанства: В 2 т. Т.1. К теории экономической динамики / Р. Харрод. Экономические циклы и национальный доход. Ч. I-II / Э. Хансен. предисл., сост.: А.Г. Худокормов. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997.
- Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М., 1991.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, М.: Политиздат, 1966.
- Маркс К. Капитал: В 3 т. М.: Политиздат, 1988.
- Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
- Милль Дж. С. Основы политической экономии: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.
- Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. / Общ. ред.: Л.И. Цедилин, К. Херманн-Пиллат. М.: Прогресс, 1995.
- Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. М., 1976.
- Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.
- Платон. Государство Соч. Т. 3 Ч. 1. М., 1972.
- Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2 т.: Пер. с англ. / Под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
- Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М., 1955.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935.
- Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М., 1992.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
- Харрис Л. Денежная теория. М., 1990.
- Хайек Ф.А. Дорога к рабству: Пер. с англ./ Общ. ред. Р.М. Эктов. М.: Прогресс, 1992.
- Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992.
- Харрис Л. Денежная теория. М., 1990.
- Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.
- Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. Р.М. Эктов. М.: Прогресс, 1992.
- Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1959.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
- Эклунд. Эффективная экономика. Шведская модель. М., 1991.
Журналы:
- Акционерный Вестник.
- Акционерное общество
- Вестник «Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера» Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета / http://koet.syktsu.ru/vestnik/otredakcii.htm
- Вопросы экономики
- Государственная власть и местное самоуправление
- Журнал для акционеров
- Законность
- Инновации
- Инвестиции в России
- Мировая экономика и международные отношения
11.Российское предпринимательство
- Рынок ценных бумаг
- Управление персоналом
- Хозяйство и право
- Эксперт
- Экономист
Интернет-ресурсы:
http://microeconomica.economicus.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Микроэкономика
http://econteor.ru/mikroekonomika/
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины , 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение включает в себя специально-оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.
Использование электронных учебников и дисков тренажеров в процессе обучения обеспечивается наличием во время самостоятельной подготовки рабочего места для каждого обучающегося в компьютерном классе имеющего выход в Интернет, в соответствии с объемом изучаемой дисциплины.
6. Карта обеспеченности литературой
Дисциплины Экономическая теория
По направлению подготовки 031900.62 «Международные отношения»
Институт гуманитарных наук
Форма обучения: очная
Блок дисциплин: Гуманитарный, социальный и экономический цикл дисциплин.
Число студентов |
Список литературы |
Кол-во экз. |
Кол. экз. на 1 студ. |
Основная: Экономическая теория: учебник для студентов вузов. Рек.МОРФ/Е.Ф.Борисов.-2-е изд., перераб.и доп.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.-544с. Дополнительная: Проничев И.К. Мировая экономика: Учебное пособие, СыктГУ, 2012 – экз. Экономическая теория: экспресс-курс. Рек.УМО /Под ред. А.Г. Грязановой, Н.Н. Думной , А.Ю.Юданова.-5-е изд., стер.-М.:КноРус, 2010 .606с. Мировая экономика: учебник для бакалавров /Р.И.Хасбулатов.-М.: Издательство Юрайт, 2012.-844с. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. — изд. с обновлениями /под ред. А.С.Булатова, Н.И. Ливенцева.- М.: Магистр: ИНФРА–М.,2013.- 654с. Микроэкономика: теоретические аспекты развития организационных форм собственности и хозяйствования в условиях рынка: учебное пособие / под ред. А.И.Палева – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ,2014. 72с. |
5 5 5 5 5 Электронное уч.пос-обие |
0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 |
Составитель, преподаватель ______________ А.И.Палев
Зав.кафедрой __________________И.А.Гончаров
Дата составления карты «___»_______________2014 г.
СОГЛАСОВАНО:
Библиотекарь 1 категории отдела комплектования
научной библиотеки СыктГУ _________________________
«___»___________________2014г