Экономика и её основные участники план-конспект по обществознанию (7 класс)

Конспект

ЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её необходимости.

Задачи:

— сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;

— раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

— выявить специфику и взаимосвязь основных сфер эк о номической жизни, характера деятельности ее участников;

— помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока « Экономика и её основные участники». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

3. Основные участники экономики.

Сформулируйте цель урока.

Давайте с вами вспомним:

Что побуждает человека к деятельности? Каковы гла в ные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?

1. Что такое экономика

Вопрос классу: Что такое экономика?

С проявлениями экономики ты встречаешься ежедне в но: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на тов а ры, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в г а зете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдел ь ные проявления можно объединить общим понятием «эк о номика».

Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально сл о во «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, напр и мер, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) утверждал: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сд е лали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь уб е диться, что это понятие рассматривается в двух значениях:

4 стр., 1672 слов

Конспект: План-конспект . Тема: Экономика и её основные участники

... ? Какова тема нашего урока. Ответы учащихся. Слайд 1. Тема нашего урока «Экономика и ее основные участники». Запишите тему в тетрадях. На занятии мы будем объяснять понятия «экономика», «производитель», «потребитель», «производительность труда» и попробуем выяснить – зачем ...

экономика как хозяйство и как область знаний. Ты м о жешь сам предложить свои варианты, как дополнить сл е дующие определения: «Экономика — это знания о…», «Экономика — это умения…».

Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, н а пример, следующие определения экономики: экономика — это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежн ы ми сделками между людьми; 2) повседневная деловая жи з ненная деятельность людей, извлечение ими средств к сущ е ствованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство.  (Слайд 4)

Возможно обсуждение следующих вопросов: почему а в тор предлагает различные определения? Как в этих опред е лениях проявляются различные стороны экономической жи з ни общества? Какое из определений, с которыми вы позн а комились на уроке, можно считать наиболее полным?

Мы начали разговор с частных проявлений экономич е ской жизни человека, но за ними можно увидеть и наиб о лее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: прои з водство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е.    производит, хлеб.    (Производство.)    Хлебозавод  поставляет одну часть продукции в детские сады, школы,   а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец   магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покуп а телям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного з а втрака свежий хлеб. (Потребление.)

Выполним задание (Слайд 5)

Производство

Распределение

Обмен

Потребление

Впиши перечисленные виды экономической деятельн о сти в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение пари к махерской, выплата пособия семьям на детей, испол ь зование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же п о пробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.                                           Физкультминутка.

2. Зачем нужна экономика

Вспомни, как разнообразны потребности человека в п и ще, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Поч е му необходимо удовлетворять эти запросы и потребности?  Совершенно очевидно — для обеспечения его жизни и де я тельности. Экономика принимает активное участие в удо в летворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разн о образные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как нат у ральное и товарное.

Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство — это способ организации жи з ни людей, при котором все необходимое для жизнедеятел ь ности производится ими самими и только для собственн о го потребления. (Слайд 6).

 Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий прои з водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

Главный недостаток этой формы хозяйствования — ни з кая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской д е ревни.

Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?

Товарное хозяйство — способ организации эконом и ческой жизни общества, при котором люди, специализ и руясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.  (Слайд 6).

Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?

Эта форма ведения хозяйства в большей степени о т вечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты стан о вятся товаром, предназначенным для обмена. Произв о дители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как пр а вило, является тормозом социально-экономического развития   общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жи з ни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.

3. Основные участники экономики.

  Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.

Для закрепления выполняем задания:  (Слайд 7).

1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обсл у живания (например, в «Макдоналдсе»).

Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усв о ить его поможет обсуждение следующих вопросов: как п о требление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Домашнее задание: § 8,

на «4» и «5»  вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)

При наличии свободного времени:

Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались,  почему вы совершаете ту или иную покупку?

Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).

Задание:   Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потр е бительские мотивы повлияли на выбор того или иного т о вара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей страт е гии покупателя. Если да, то что?

Название товара

Потребительские мотивы

Выводы

эмоциональные

рациональные

Спасибо за урок!  До свидания. (Слайд 10)