1.История финансов и финансовых отношенийТермин «финансы» возник в XIII – вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.Под финансами понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических отношений м/у продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.Предпосылки возникновения финансов:1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и распределению и последующему перераспределению национального богатства, причем перераспределение необходимо именно для осуществления функций государства. С широким развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями монарха, короля или шаха. Развиваются и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной формой налогообложения — денежной.Совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником экономических интересов крупных торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции «Нет налогообложения без представителя», который связан с желанием жителей США — тогда поданных Великобритании — участвовать в определении направлений и объемов расходования налоговых поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций — вопросов, задаваемых представителю исполнительной власти в парламенте.Дальнейшее развитие финансовых отношений связано с демократизацией общества. В большинстве государств укрепляется парламентская (представительная) власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальный гарантий в виде пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.). |
2. Сущность и функция финансов Финансы — это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями: — денежные отношения; — распределительные отношения; — связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений. Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой. На микроуровне — это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д. Финансы — это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д. Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д. |
3. Финансовый контроль. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. По определению, финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.). Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. В России выполнение задач организации, осуществления и контроля за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено на казначейство.Управление финансами. Согласно определению, управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.). Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п. |
5. Под финансовыми рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения прибыли, доходов, потери капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности организации. Финансовые риски подразделяются на три вида: 1 риски, связанные с покупательной способностью денег;. К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности. Инфляционный риск характеризуется возможностью обесценения реальной стоимости каптала (в форме денежных активов), а также ожидаемых доходов и прибыли организации в связи с ростом инфляции. действуют в двух направлениях: сырье и комплектующие, используемые в производстве дорожают быстрее, чем готовая продукция -готовая продукция предприятия дорожает быстрее, чем цены конкурентов на эту продукциюДефляционный риск — это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижения доходов. Валютные риски — опасность валютных потерь в результате изменения курса валютной цены по отношению к валюте платежа в период между подписанием внешнеторгового, внешнеэкономического или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период. 2.риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски); : риск Инвестиционный риск выражает возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия. реального инвестирования; риск финансового инвестирования (портфельный риск); риск инновационного инвестирования Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск снижения финансовой устойчивости, риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь. Риск снижения финансовой устойчивости. Этот риск генерируется несовершенной структурой капитала (чрезмерной долей используемых заемных средств), т.е. слишком высоким коэффициентом финансового рычага. В составе финансовых рисков по степени опасности этот вид риска играет ведущую роль. Риск снижения доходности включает следующие разновидности К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга. 3. риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности организации. Авансовые риски возникают при заключении любого контракта, если по нему предусматривается поставка готовых изделий против денег покупателя. Суть риска — компания – продавец (носитель риска) произвела при производстве (или закупки) товара определенные затраты, которые на момент производства ( или закупки ) нечем не закрыты, т.е. с позиции баланса рискодержателя могут закрываться только прибылью предыдущих периодов. Если компания не имеет эффективно налаженного оборота, то несет авансовые риски, которые выражаются в формировании складских запасов нереализованного товара. Оборотный риск — предполагает наступление дефицита финансовых ресурсов в течение срока регулярного оборота: при постоянной скорости реализации продукции у предприятия могут возникать разные по скорости обороты финансовых ресурсов. Портфельный риск- заключается в вероятности потери по отдельным типам рынка ценных бумаг Российской Федерации">ценных бумаг, а также по всей категории ссуд. Портфельные риски подразделяются на финансовые, риски ликвидности, системные и несистемные. Риск ликвидности – это способность финансовых активов оперативно обращаться в наличность. Системный риск- связан с изменением цен на акции, их доходностью, текущим и ожидаемым процентом по облигациям, ожидаемыми размерами дивиденда и дополнительной прибылью, вызванными общерыночными колебаниями. Несистемный риск- не зависит от состояния рынка и является спецификой конкретного предприятия, банка. Он может быть отраслевым и финансовым. |
6. Понятие рынка ценных бумаг и его виды. В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Классификации рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг. Так различают: — международные и национальные рынки ценных бумаг; — региональные рынки ценных бумаг; — рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.); — рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг; — рынки первичных и производных ценных бумаг. [4] Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами. Рынок ценных бумаг – это часть финансового рынка. Другой его частью является рынок банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам РЦБ ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам крупные блоки ценных бумаг для перепродажи. [1] Важной частью рынка ценных бумаг является денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя (билеты). Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства. Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистым кредитором является население, у которого доход по разным причинам превышает расходы на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (например, в недвижимость). |
7. Функции рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. [4] К общерыночным функциям относятся: — коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке; — ценовая функция, т.е. обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д. — информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках; — регулирующая функция, т.е. создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д. К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие: — перераспределительную функцию; — функцию страхования ценовых и финансовых рисков. Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции: — перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности; — перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму; — финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств. Функция страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов. |
8.Классификация ценных бумаг. Ценные бумаги подразделяются на предъявительские, ордерные и именные. Предъявительская ценная бумага передается другому лицу путем вручения, ордерная бумага – путем совершения надписи, удостоверяющей передачу. Именная ценная бумага передается в порядке, установленном для уступки требований, если законодательством не предусмотрено иное. Предъявительские ценные бумаги могут быть классифицированы следующим образом. 1.Бумаги, содержащие обязательство платежа определенной денежной суммы: -обязательные денежные суррогаты; -облигации; -сберегательные и депозитные сертификаты; -казначейские обязательства государства. 2.Банковские билеты (банкноты). 3.Вкладные документы кредитных учреждений: -сберегательные книжки на предъявителя; -выигрышные билеты денежно-вещевой лотереи. 4.Акции. 5.Приватизационные чеки. 6.Коносаменты. 7.Бумаги транспортного оборота (билеты). 8.Векселя. 9.Чеки. 10.Банковские квитанции по операциям срочных ссуд под залог ценных бумаг. Существуют, но не имеют законодательного закрепления следующие предъявительские ценные бумаги: 11.Счета на отправленный товар по экспортно-импортным операциям (счет-фактура, или фактура, «коносамент на суше»). 12.Варранты (залоговые свидетельства). 13.Свидетельства о собственности. 14.Суррогаты денег в виде платежных ордеров, товарных и денежных квитанций и т.д. 15.Легитимационные знаки. Ордерные ценные бумаги: 1.Аккредитивы. 2.Векселя переводные и простые. 3.Коносаменты с одной из следующих оговорок: -«приказу отправителя»; -«приказу получателя»; -на имя получателя. 4.Чеки. 5.Составные части двойного свидетельства товарного склада: -складочное свидетельство (свидетельство о собственности); -залоговое свидетельство (варрант). Законодательством предусмотрены следующие виды именных ценных бумаг: 1.Акции. 2.Облигации. 3.Чеки. 4.Талоны акций и временные свидетельства, заменяющие акции (сертификаты акций). 5.Квитанции о приеме товаров на хранение товарными складами и ломбардные свидетельства. 6.Сберегательные сертификаты. 7.Коносаменты. 8.Вкладные документы кредитных учреждений. 9.Бумаги транспортного оборота (билеты, багажные квитанции). Большинство ценных бумаг могут быть как предъявительскими, так и ордерными. Термин «ценная бумага» определяется двумя лексическими составляющими – «ценная» и «бумага». Под бумагой принято понимать либо сам материал для письма, графики, рисования, либо выполненные на таком материале записи личного, творческого, служебного или официального характера. Именно в последнем значении понимается «бумага» в данном сочетании: бумага – официальная запись или документ. Документ должен составляться по строго определенной форме специально уполномоченным лицом. Эти же признаки могут быть отнесены к обозначенному толкованию слова «бумага». [3] Определение бумаги как ценной означает ее способность прямо или опосредованно соответствовать интересам людей и их объединений и удовлетворять их потребности, т.е. способность такой бумаги быть носителем потребительной стоимости. Поскольку бумага должна быть потенциально способной удовлетворить потребность не одного, а нескольких субъектов, подобная бумага потенциально способна быть предметом обмена, т.е. она является носителем меновой стоимости. Способность бумаги, как и любого иного объекта отношений, быть носителем потребительной и меновой стоимости называется ценностью бумаги. |
9.Регулирование рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование может быть внешним и внутренним. Различают следующие виды регулирования рынка ценных бумаг: -государственное регулирование; -регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулирование; -общественное регулирование или регулирование через общественное мнение. Регулирование рынка ценных бумаг имеет следующие цели: -поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий работы для всех его участников; -защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц и организаций; -обеспечение свободного и открытого ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; -создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается; -в определенных случаях – создание новых рынков, поддержка рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений; -воздействие на рынок с целью достижения общественных целей (увеличения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.). Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: -создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на единую основу; -отбор профессиональных участников рынка; -контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; -систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке (предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка). Процесс становления рынка ценных бумаг в России. В Российской империи первая биржа была создана в Санкт-Петербурге в 1703 г. по инициативе Петра Первого, знавшего о подобных учреждениях из личного опыта, приобретенного во время посещения Голландии. Санкт-Петербургская биржа являлась после голландских, Лондонской и Гамбургской бирж, которые возникли в XVI – XVII вв., одной из старейших в Европе. В XVII веке первая биржа играла скромную роль в экономике страны, что объяснялось отсутствием единого всероссийского рынка, государственного долга в облигационной форме, акционерных обществ. Биржа служила местом встречи иностранных и отечественных купцов, а маклеры биржи выполняли функцию обычных переводчиков. До первой четверти XIX века Санкт-Петербургская биржа была биржей товарной. На ней совершались операции по купле-продаже товаров и фрахтованию судов. В связи с товарными сделками производились операции по покупке и продаже иностранной валюты в форме векселей и монеты. История рынка ценных бумаг в Российской империи тесно связана с развитием кредитной системы, в частности – коммерческих банков. Факт появления каждого коммерческого банка связан с его основополагающей операцией – эмиссией и размещением собственных акций на рынке ценных бумаг. Как правило, банковские акции пользовались устойчивым спросом со стороны владельцев свободных капиталов и быстро находили покупателей. Благодаря размещению своих акций коммерческие банки сформировали акционерные капиталы, которые дали им возможность приступить к разнообразным активным, пассивным и сбалансовым операциям. |
10.Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР. В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству. В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании. С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО). В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам. В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования. |
11. Статьей Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России. Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость |
12.Банк России выполняет следующие функции: — во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику; — монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; — является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; — устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; — устанавливает правила проведения банковских операций; — осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; — осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; — принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; — осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; — регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; — осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; — организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; — определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; — устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; — устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; — принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; — устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»); — проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; — осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. |
17.\1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации — означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней — означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. 3. Принцип самостоятельности бюджетов — означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств 4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований -означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом. 5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов — означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. 6. Принцип сбалансированности бюджета — означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. 7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов — означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. 9. Принцип гласности — означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. 10. Принцип достоверности бюджета — означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 11. Принцп адресности и целевого характера бюджетных средств — означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением |
18.Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Состав бюджетной классификации Российской Федерации: классификация доходов бюджетов Российской Федерации; функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации; классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; ведомственная классификация расходов федерального бюджета. 1. Классификация доходов бюджетов РФ — группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющая источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Группа 1 – доходы, группа 2 — безвозмездные поступления; группа 3 — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В группу 1 включаются следующие подгруппы: — налоги на прибыль, доходы; — налоги и взносы на социальные нужды; — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; — налоги на совокупный доход; — налоги на имущество; и т.п. 2. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Данная классификация 4-уровневая: первый уровень разделы — определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства; второй уровень подразделы, конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов; третий уровень целевые статьи, отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов; четвертый уровень виды расходов, детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Например, раздел — образование; подраздел – дошкольное образование; подраздел – общее образование; целевая статья 420 – детские дошкольные учреждения; вид расходов 447 – проведение мероприятий для детей и молодежи. 3. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. Выделяют группы, статьи, подстатьи расходов. Произошло укрупнение групп, подгрупп, статей, подстатей, элементов расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, преобразование их в перечень расходов бюджетов по экономическому содержанию операций, приближенных к основным экономическим функциям государственного управления, состоящий из статей Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации сейчас состоит из следующих групп: 200 — Расходы 300 — Поступление нефинансовых активов 500 — Поступление финансовых активов 600 — Выбытие финансовых активов. 4. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (администраторам поступлений). Например: 182 – федеральная налоговая служба; 021 – министерство промышленности и энергетики РФ; 108 — федеральное дорожное агентство. 5. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. 6. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов. 7. Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (в валюте РФ). 8. Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов РФ, государственных внешних активов Российской Федерации представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов РФ, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммер |
19.Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Виды доходов бюджетов – налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные и безвозвратные перечисления. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (включают следующие доходы: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности); доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от ряда федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: например, НДС — по нормативу 100%; акцизы на табачную продукцию — по нормативу 100%; акцизы на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%; водный налог — по нормативу 100% и др. Неналоговые доходы федерального бюджета дополнительно к общему списку включают: Таможенные пошлины и таможенные сборы — по нормативу 100 %; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100 %; плату за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу %; консульские сборы — по нормативу 100 % и др. В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Банка России (после уплаты |
20.Стабилизационный фонд РФ — часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 долларам США за одну тонну (27 долларов США за один баррель). Порядок формирования Стабилизационного фонда дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда. Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма: фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной по-шлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую; фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть). Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд данных средств производятся в порядке, определяемом Правительством РФ. В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором РФ установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов РФ для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга РФ, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии. Правительство РФ по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Использование средств Стабилизационного фонда Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ. Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством РФ. Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в Стабилизационный фонд и (или) использовании средств Стабилизационного фонда в отчетном месяце. |
21.Межбюджетные отношения — взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; Совокупность межбюджетных отношений в РФ основывается на бюджетном федерализме, который понимается как способ управления, при котором сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию. Бюджетный федерализм является эффективным, если соблюдаются условия: -разграничение расходных полномочий между уровнями власти; -наделение уровней власти фискальными ресурсами для выполнения полномочий; -сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью бюджетных трансфертов Вертикальное выравнивание – процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней по вертикали: федеральный бюджет – региональные бюджеты – местные бюджеты. Если потенциальная возможность доходной части нижестоящего уровня бюджетной системы недостаточны для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий орган должен теоретически передать недостающие ресурсы (например, в виде отчислений от налогов) Горизонтальное выравнивание – процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня (по горизонтали), вызванного объективными причинами. Если собственных доходов бюджета недостаточно, выравнивание производится межбюджетными трансфертами и финансовой помощью из бюджета вышестоящего уровня. Межбюджетные трансферты — средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме: финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и иных дотаций и субсидий; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций и иных субвенций; финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации Аналогично предоставляются трансферты из регионального бюджета местным бюджетам. Формы оказания финансовой помощи: предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; предоставление бюджетных кредитов; дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах; субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В настоящее время межбюджетные трансферты из федерального бюджета оказываются из следующих фондов: -Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности) -Фонд Компенсаций (субвенции на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов РФ/ муниципальных образований) -Фонд софинансирования социальных расходов (субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации) -Фонд регионального развития (субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального и местного значения) -Фонд реформирования региональных финансов (субсидия/субвенция на осуществление отдельных расходов по поддержке и стимулированию бюджетных реформ и оздоровление финансов) — источник средства займа МБРР. Средства Фонда финансовой поддержки субъектов |
22.Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий: 1)Составление проекта бюджета, начинается не позднее, чем за месяцев до начала очередного финансового года, на основе ряда документов и материалов, которые имеют важное значение с точки зрения планирования: Бюджетное послание Президента РФ/ основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогноз социально-экономического развития территории на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса по территории на очередной финансовый год; 2)Рассмотрение и утверждение бюджета: Правительство РФ вносит проект бюджета в Государственную Думу (не позднее часов августа), которая рассматривает проект в 4 чтениях, одновременно предоставляет Президенту. Рассмотрение в первом чтении дней, предмет рассмотрения – основные характеристики бюджета; во втором чтении дней, предмет рассмотрения – объем ФФПР и расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации; в третьем чтении дней, предмет рассмотрения – детализация расходов, целевые программы, программы гос. заимствований и гарантий; в четвертом чтении дней, законопроект голосуется в целом. Затем в течение 5 дней передается в Совет Федерации – (рассмотрение дней, предмет — одобрение в целом), затем направляется Президенту РФ, на одобрение, подписание и обнародование. 3)Исполнение бюджета (осуществляется по доходам и расходам). В настоящее время установлено казначейское исполнение бюджетов. Начинается 1 января, завершается декабря. 4)Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.Участники бюджетного процесса Президент РФ: полномочия — внесение Бюджетного послания в ГосДуму Органы законодательной власти 1)полномочия — рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, последующий контроль за исполнением бюджета + формирование органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего бюджета; Органы исполнительной власти, местного самоуправ Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России) Органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная Палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления; контрольные органы исполнительной власти) 2)Государственные внебюджетные фонды (составление проектов бюджетов ГВБФ, внесение проектов бюджетов ГВБФ, исполнение бюджетов, представление отчетов об исполнении бюджетов ГВБФ) 3)Главные распорядители и распорядители бюджетных средств 4)Получатели бюджетных средств: бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные получатели бюджетных средств Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета ГВБФ на основе сметы доходов и расходов. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов 5)Иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. |
23. Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита, соответствующим законом (решением) может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. Ограничения: — размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. — размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджет на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать ограничение указанное выше, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. — размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета внутренние — кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ — бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ — поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности — суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам — изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета внешние — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ — кредиты Правительств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (только внутренние). — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ — бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ — кредиты, полученные от кредитных организаций — поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ — изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (только внутренние). — муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования — бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ — кредиты, полученные от кредитных организаций — поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности — изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета |
24.Бюджетный контроль — совокупность мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшения бюджетной дисциплины; обеспечивает мобилизацию доходов всех уровней, проверку целесообразности и законности расходования средств бюджета. Формы проведения бюджетного контроля 1. предварительный контроль – осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения средств из бюджета (субсидий и т.п.). Носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неэффективного использования бюджетных средств, позволяет выбрать самые экономичные решения при планировании направлений использования бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ, дающих наибольший объем доходов в государственную казну. 2. текущий контроль – проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов. Параллельно осуществляется текущий анализ – уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целевое финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бюджетного дефицита и источников его покрытия, оценка ошибок и недоработок действующего бюджетного законодательства. 3. последующий контроль – проводится по истечении финансового года, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию гос. денежных средств, исполнению смет бюджетных учреждений. Выявляются причины отклонения данных, полнота и своевременность поступления предусмотренных средств, правильность и целесообразность произведенных расходов.Методы проведения бюджетного контроля — проверка ;
;
— обследование личное ознакомление контролирующего органа на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций). Не обязательна проверка первичных бухгалтерских документов, могут производиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов налогообложения путем анкетирования, опроса, инспекции на месте, наблюдения и т.п. — экономический анализ анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений, методика анализа выбирается в зависимости от поставленных задач. Этапы анализа – проверка достоверности, свод, группировка необходимых данных; аналитическая обработка (сравнение, определение причин отклонений, раскрытие взаимосвязей между показателями); подведение итогов анализа; разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа. — ревизия (ведущая форма бюджетного контроля) комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, сохранения гос. собственности, достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта. |
Финансы и кредит
Шпаргалка
Содержание
скрыть