МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА»
(магистерская диссертация)
Методические указания
по выполнению и защите
Для магистрантов направления подготовки
27.04.02 Управление качеством
Нальчик 2015 УДК.658.56(076) ББК 30.607я 7
Рецензент: доктор технических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, зав. кафедрой «Информационно-коммуникационные технологии» Московского института электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», председатель НМС по направлению «Управление качеством» УМО, Владимир Николаевич Азаров
Составители: Батыров У.Д., Атаев П.Л. Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация): Методические указания. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2015. – 33 с.
В издании рассмотрены основные положения ФГОС по направлению подготовки магистра 27.04.02 Управление качеством, порядок выполнения, структура и порядок защиты выпускных квалификационных работ. Приведены требования к оформлению, типовые формы заданий на дипломное проектирование и образцы их заполнения. Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 27.04.02 – Управление качеством
УДК.658.56(076)
ББК 30.607я 7
© Кабардино-Балкарский
государственный университет, 2015
Общие положения. Цель выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является комплексная оценка уровня подготовки магистранта и его соответствия требованиям ФГОС по направлению подготовки 27.04.02 — Управление качеством. Магистерская диссертация на соискание степени магистра по направлению 27.04.02 Управление качеством является научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных магистрантом исследований (аналитических, теоретических, теоретикоэкспериментальных и экспериментальных) получены новые научные результаты или решения проектных, технических , технологических, управленческих, экономических, социальных и иных задач, которые являются научно-обоснованными, и использование которых приведет к повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции или оказываемой услуги, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности деятельности организации или учреждения. В магистерской диссертации должна содержаться совокупность новых научных результатов, которые автор выносит на публичную защиту. Диссертация должна быть самостоятельно выполненной, имеющей законченный вид, научно-исследовательской работой, свидетельствующей о личном вкладе магистранта в науку.
Методические рекомендации по подготовке и защите магистерской ...
... выбора темы магистерской диссертации. В качестве источников ... финансовых организаций; овладение современными информационными технологиями; составление прогноза основных социально- экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом. Магистерская диссертация ... достаточность для подготовки магистерской диссертации. Магистерская диссертация должна представлять ...
Решения научной задачи, поставленной в диссертации, предлагаемые магистрантом, должны иметь обязательную аргументацию, строгую доказательную базу. Кроме того, автор должен представить возможные области практического использования полученных результатов. Магистерская диссертация должна показывать умение магистранта выявлять профессиональные задачи и аргументировать постановку научных исследований для их решения. При этом из диссертации должно вытекать умение автора выбирать необходимые методы исследовании под поставленную научную задачу, самостоятельно и целенаправленно решать профессиональные задачи на современном уровне, обоснованно и четко излагать свою точку зрения по решаемой задаче, разработанные практические рекомендации, умение системно анализировать научные и практические результаты по проведенным исследованиям, что очень важно – умение устанавливать однозначные связи между полученными теоретическими результатами и возможным их практическим применением. В работе магистрант должен показать высокий уровень владения теорией и практикой в области их проектирования, разработки, внедрения и сопровождения. Степень магистра – это академическая степень, которая характеризует достижение искомого уровня высшего образования, определенного законодательством Российской Федерации, федеральным образовательным стандартом соответствующего направления и образовательной программой, разработанной в КБГУ.
Выпускники магистратуры в дальнейшем могут поступать в аспирантуру и писать кандидатскую диссертацию. Материал в диссертации должен иметь вид логически связанных разделов. Он должен быть убедительно аргументирован, т.е. не должен требовать дополнительных пояснений. Формулировки, умозаключения, понятия и установленные закономерности в диссертации должны быть конкретными и точными и не должны допускать многовариантность и субъективизм в их толковании. Недопустимо приведение в диссертации без необходимости дословных формулировок, определений, понятий и текстов, заимствованных из доступных источников. При написании диссертации соискатель обязан делать ссылки на авторов и источники, откуда были заимствованы материалы или отдельные результаты. Если в диссертации автор использовал идеи или результаты, принадлежащих соавторам, совместно с которыми были проведены научные исследования и опубликованы их результаты, он обязан это отметить в написанном тексте диссертации.
Объем магистерской диссертации в среднем может составлять 60…80 страниц машинописного текста через 1,5 интервала. Автор, по своему усмотрению, исходя из принципа целесообразности, может вынести дополняющие основной материал выкладин, документы, таблицы и т.п., в приложения.
ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
(ВКР) Тема ВКР определяется в зависимости от:
- направления научных исследований в соответствии с направлением подготовки (27.04.02) и магистерской программой («Системы менеджмента качества»), реализуемой на выпускающей кафедре; на кафедре может реализовываться несколько магистерских программ;
- научного направления выпускающей кафедры и разрабатываемых тем научных исследований;
- предпочтений магистрантов, согласованных с выпускающей кафедрой;
- набора компетенций, приобретенных магистрантами за весь период обучения в бакалавриате и магистратуре; Тема работы должна быть направлена на выявление готовности выпускника решать научные и практические задачи в различных сферах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки, а именно:
исследование производственных процессов с целью выявления
Метод решения многомерной задачи оптимального управления динамикой ...
... использован для решения задач оптимального управления экономической системой на региональном ... решения задач оптимального управления в фазовых пространствах различной размерности. 3. Разработка многофакторной оптимизационной модели макроэкономической системы, ... экономических систем» (Уфа, 15 октября - 15 ноября 2007). Публикации По теме диссертации ... школе «Современные методы теории функций и смежные ...
производительных действий и потерь;
выявление необходимых усовершенствований и разработка новых,
более эффективных средств контроля качества;
формирование технологических основ формирования качества и
производительности труда; метрологическое обеспечение проектирования, производства, эксплуатации изделий и систем; разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов; организация информационных технологий в управлении качеством и защита информации; осуществление сертификации систем управления качеством; проведение метрологической поверки средств измерений технологических процессов производства; организация действий, необходимых при эффективной работе системы управления качеством; организация службы управления персоналом; содержание управленческого учета и практическое использование показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества продукции; определение необходимых инвестиции и методы оценки их экономической эффективности; управление материальными и информационными потоками при производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего управления качеством; организация контроля и проведения испытаний в процессе производства; организация мероприятий по улучшению качества продукции и оказания услуг; анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемноориентированных методов; разработка и исследование моделей систем управления качеством; анализ состояния и динамика показателей развития систем управления качеством продукции и услуг; анализ и разработка новых, более эффективных методов и средств контроля за технологическими процессами; разработка и анализ эффективных методов обеспечения качества; исследование и разработка моделей систем качества и обеспечение их эффективного функционирования; исследование, анализ и разработка статистических методов контроля качества; исследование методов планирования качества; исследование и разработка принципов обеспечения и управления качеством продукции и услуг; разработка современных методов проектирования систем управления качеством, формированию целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построению структуры их взаимосвязей, выявление
приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов
деятельности;
проектирование и совершенствование коммуникационных процессов и
процедур признания заслуг качественно выполненной работы;
Авто диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.08 ...
... по их решению и посвящено настоящее исследование. Степень разработанности проблемы. Отдельные проблемы социально-экономического развития города и его управленческие аспекты получили ... управление муниципальными образованиями. Учебное пособие. - М.: 1999; Кирпичников В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление // Финансы. - 1995. - № 6; Фослер P.C. и др. Местное экономическое развитие: ...
проектирование процессов с целью разработки стратегии никогда не
прекращающегося улучшения качества;
использование информационных технологий и систем
автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на
основе системного подхода;
проектирование моделей систем управления качеством с построением
обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов,
прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения
в условиях многокритериальности и неопределенности.
Примерная тематика ВКР представлена в «Приложении А».
В магистерских диссертациях, выполняемых на кафедре «Управление качеством» научные исследования носят, как правило, прикладной характер и решают практические задачи.
Прикладные научные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социальноэкономического развития современного мирового сообщества. Знания, полученные в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в различных областях деятельности (технологии, экономике, управлении, социальных вопросах и т.п.).
Первоочередная задача при выборе темы исследовательской работы – правильное определение направления исследования, объекта и предмета исследования.
Выбрав тему ВКР и согласовав ее с руководителем и консультантами, магистрант пишет заявление на имя заведующего выпускающей кафедры и подает на утверждение не позднее 1 октября текущего года. Форма бланка заявления приведена в «Приложении Б». Затем научный руководитель ВКР формирует задание на выполнение работы. Получив задание, после внимательного его изучения, магистрант совместно с научным руководителем формирует план-график подготовки выпускной квалификационной работы, согласованный по срокам с графиками контрольных просмотров хода выполнения работы, выступлений на научноисследовательском семинаре, подготовки к публикации результатов научных исследований, а так же предварительной защиты работы перед комиссией кафедры.
Уточненная тема ВКР, научный руководитель работы, рецензент (рецензенты) на каждую работу по представлению выпускающей кафедры и деканата инженерно-технического факультета утверждаются ректором Кабардино-Балкарского государственного университета не позднее, чем за шесть месяцев до предполагаемого срока защиты работы в Государственной аттестационной комиссии. На основании утвержденных тем ВКР научные руководители работ совместно с магистрантами формируют задание на выполнение ВКР в окончательном виде. Оно включает в себя:
- название темы выпускной квалификационной работы, дату ее утверждения и номер приказа ректора;
- перечень необходимых для выполнения исходных материалов и данных;
- перечень обязательных разделов работы и иллюстративных (графических) материалов;
- срок завершения работы.
Образец бланка задания на ВКР приведен в «Приложении В».
СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
(МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ)
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) включает в себя текстовую (расчетно-пояснительную) и графическую (иллюстративные материалы) части, в которых отражено решение научных и иных задач, установленных в задании на работу. В текстовой части (собственно диссертации) должны быть представлены:
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной ...
... ФИО на бакалаврскую работу (магистерскую диссертацию) студента ФИО на тему « Название работы»; анализ содержание и основных положений работы; вывод о соответствии работы отдельным критериям оценки ... Заключение должно содержать обзор результатов проведенного исследования в соответствии с поставленными целями и задачами исследования, оценку значимости полученных теоретических и практических ...
- титульный лист (Приложение Г);
- задание на ВКР, подписанное руководителем работы, консультантами
по отдельным разделам, магистрантом и утвержденное заведующим
выпускающей кафедрой;
- содержание с указанием номеров страниц каждого раздела и всех
подразделов;
- аннотация, которая должна кратко и полно отражать содержание и
объем ВКР (Приложение Д);
- отзыв руководителя работы с краткой оценкой магистерской
диссертации и работы над ней соискателя, с указанием научной
новизны и оригинальности полученных результатов, их практической
полезности;
- перечень сокращений, условных обозначений, символов, терминов (с расшифровкой);
- введение;
- основная содержательная часть диссертации;
- заключение;
- список использованной литературы и иных источников информации;
- приложения, если автор считает необходимым их включить.
Титульный лист является первой страницей диссертации и содержит наименования: Министерства образования и науки РФ, КабардиноБалкарского государственного университета, факультета и выпускающей кафедры, фамилию, имя и отчество магистранта, наименование темы ВКР, сведения о руководителе работы и консультантах. Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов включает принятые в диссертации малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины. Если они повторяются в диссертации менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте диссертации при первом упоминании. Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой в работе научной или научно-технической задачи, основание и исходные данные для разработки темы диссертации, обоснования необходимости проведения научных исследований, сведения о планируемом научном или научно-техническом уровне разработки, о патентных исследованиях и выводы у них. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь темы диссертации с другими научно-исследовательскими работами. Актуальность темы исследования – первейшее требование к любым исследованиям научного характера. Исследование, результаты которых не актуальны в данный момент времени, никакого интереса не представляют. Если тема исследования актуальна, то это означает, что поставленные в работе цель и задачи имеют существенное значение для отрасли науки в области управления качеством продукции (услуг) и их конкурентоспособности, а так же в практической деятельности и требуют своего решения. Обоснование актуальности выбранной темы требует четкой аргументации необходимости проведения научных исследований по выбранной тематике. Большее внимание нужно уделить нерешенным и малоизученным научным задачам. В каждом научном исследовании необходимо максимально четко определить объект и предмет исследования. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное исследователем для изучения. Предмет исследования – целостная составляющая объекта исследования, определенный аспект его рассмотрения, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя наиболее существенные свойства, признаки, отношения, характеризующие объект исследования. Предмет исследования включается в формулировку темы исследования. Объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Например, если объектом исследования является проект системы менеджмента качества, то предметом исследования могут быть ключевые элементы системы. Во многих случаях то, что в одних исследованиях выступает предметом исследования, в других случаях может выступать как объект исследования. Например, объектом исследования может быть организация или предприятие, а предметом исследования – система менеджмента качества. В других исследованиях объектом исследования может быть система менеджмента качества предприятия, а предметом исследования – руководство по качеству. Формулировки объекта и предмета исследования обычно начинаются словами: «Объектом (предметом) исследования настоящей работы является …». Объем введения, как правило, составляет 2…3 страницы. Основная содержательная часть расчетно-пояснительной записки ВКР должна содержать данные, отражающие цель и задачи исследования, методики решения этих задач, основные результаты проведенной работы (НИР), в том числе возможное ее прикладное значение при практическом использовании этих результатов. Текст основной части ВКР излагают в сочетании с таблицами и необходимыми иллюстрациями (рисунками, графиками, гистограммами, диаграммами, схемами и т.п.).
Задания для самостоятельной работы. I.Цели и задачи дисциплины
... и их классификация. Экономические и свободные блага. Экономические ресурсы. Факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Доходы от факторов производства — рента, зарплата, процент, прибыль. ... 9. Какова взаимосвязь между микроэкономикой и макроэкономикой? 10. Каковы основные задачи экономической политики? Задания для самостоятельной работы 1. Как вы понимаете ...
Основную часть делят на разделы, разделы на пункты или подразделы. Пункты, при необходимости, делят на подпункты. Каждый пункт должен содержать законченную информацию. Материалы по исследуемой теме могут быть скомпонованы по разделам по усмотрению автора, но рекомендуется придерживаться нижеприведенных рекомендаций. Первый раздел – обзорно-аналитический, в котором, на основании подробной научной и технической литературы, патентной информации, каталогов и других источников информации проводится обзор и анализ существующих по теме исследования решений и разработок, выявление их достоинств и недостатков. В этом разделе может быть проведен анализ деятельности конкретного предприятия или организации с целью определения их состояния в исследуемый период времени, и выявлением «узких» мест в технологических процессах производства продукции или оказания услуг. На основе выводов по проведенному анализу проводится обоснование выбора направления, цели и задач исследования, необходимые для исследований исходные данные. Цель исследования (работы) – это тот научный результат, который должен быть получен после проведения исследований, который в дальнейшем может привести к успеху в практической деятельности предприятия или организации. Цель работы формулируется после выявления проблемной ситуации и определения объекта и предмета исследования. Она направлена на разрешение проблемной ситуации и от нее зависит, в конечном итоге, дальнейший ход исследований. В магистерских диссертациях при формулировании цели исследований рекомендуется вначале указать основной научный результат, который предполагается получить, а затем связать его с практической потребностью, для удовлетворения которой производится разрешение проблемной ситуации. Формулировка цели исследований, как правило, начинается словами: «Целью настоящей работы является …» или «Цель настоящей работы — …».
Самостоятельная работа по экономике решение. Методические рекомендации ...
... ее платежеспособности и доходности. В методических рекомендациях приведены требования к формируемым умениям и полученным знаниям. методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной работы включают: 1. цели и задачи данной с/р; 2.алгоритм действий; ...
Например, цель магистерской диссертации на тему: «Повышение качества и конкурентоспособности продукции предприятия» может быть сформулирована следующим образом: «Разработка практических рекомендаций по повышению качества и конкурентоспособности продукции за счет: … ».
Сформулированная цель исследования является источником постановки задач исследования, которые являются составляющими частями цели исследования. Их решение обеспечивает достижение цели исследования. Задачи исследования излагаются последовательно в соответствии с логикой достижения цели, т.е. логикой проведения исследований, обычно, в виде списка. Очевидно, что сформулированные задачи определяют структуру работы. Описание их решения составляют содержание разделов или глав работы. Из формулировки задач исследования вытекают названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) работы.
Формулировки задач исследования обычно начинаются с глаголов: исследовать, обосновать, выявить, определить, проанализировать, разработать, установить и т.п. или соответствующих существительных: исследование, обоснование, выявление, определение, анализ, разработка, установление и т.п.
Для поставленных в работе цели и задач исследования должны быть установлены условия, определяющие рамки проводимых исследований, т.е. необходимо перечислить и описать ограничения и допущения.
Обычно ограничения касаются:
- времени рассмотрения объекта исследования;
- места его нахождения в границах системы более высокого уровня, чем он сам;
- аспекта, в котором этот объект исследования существенен.
В магистерских диссертациях часто выделяют следующие группы ограничений: нормативные (ГОСТ-ы, ОСТ-ы и т.п.), технические, технологические, информационные, финансовые, временные.
Допущения определяются на основе цели, задач работы и возможностей исследования. Они могут касаться прошлого, текущего и будущего состояния объекта исследования, его структуры, состояния элементов, механизма функционирования.
Второй раздел – как правило, аналитический. В нем теоретически, а при необходимости – экспериментально, глубоко прорабатывается тема исследования, включая определение характера и содержания указанных исследований, методы исследований и расчетов, выявляются наиболее важные факторы, влияющие на исследуемый объект и приводящие к изменению его состояния, приводятся использованные или разработанные математические модели, например, в управлении качеством; обосновывается необходимость проведения экспериментальных исследований. Приводятся результаты исследований, которые доказывают возможность повышения качества и (или) конкурентоспособности продукции (услуг).
Рассматриваются новые подходы, методы (нестандартные решения в организации управления качеством, новые конструкторско-технологические решения новые процессы, варианты статистического управления процессами, и др.), использование которых для достижения поставленной в работе цели и решения поставленных задач приведет к повышению качества и эффективности объекта и предмета исследования. Эффективное решение поставленных в работе задач, а следовательно – достижение цели исследования, во многом зависит от правильности выбора совокупности методов исследования. Предполагаемые к использованию те или иные методы исследования должны быть обоснованы, они должны дополнять друг друга, быть взаимосвязанными на основе системности. Существует множество классификаций методов исследований, которые составляются по различным основаниям. Часто выделяют следующие методы: аналитические, экспериментальные, обработки данных, построения научных теорий и их проверки, изложения научных результатов. Если методы исследования выбраны правильно, то их совокупность для исследований в данной магистерской диссертации будет уникальной. В совокупности использованные в исследованиях методы обуславливают достоверность проведенного анализа и выводов, полученных в выполненной работе. Теоретическая база и методологические основы проводимых исследований должны соответствовать поставленной цели и задачам исследования. При описании использованных методов исследования не допускается их подмена задачами исследования. В конце раздела обязательно формулируются выводы о достигнутых научных результатах, выполненных научно-исследовательских работах, о выявленных закономерностях, необходимости проведения и задачах экспериментальных исследований, обоснованности разработанных для исследований моделей (в том числе математических), инновационных методов решения поставленных в работе задач и т.п. Третий раздел, как правило, отражает практическую реализацию предложенных в предыдущих разделах новых методов решения поставленных в работе задач; методики проведения экспериментальных исследований, их метрологического обеспечения, данные об объектах измерения, измеряемых величинах и средствах измерений; экономичности и эффективности принятых ранее решений; полученные экспериментальные данные. В разделе приводится анализ, обобщение и оценку результатов проведенных теоретических и экспериментальных исследований, в том числе оценка полноты решения поставленных в работе задач и, как следствие, достижение поставленной цели; дается оценка достоверности полученных результатов; при необходимости проводятся предложения по новым направлениям проведения работ и обоснование проведения дополнительных исследований для достижения поставленной цели. В разделе рекомендуется привести оценку результатов от возможного внедрения предложенных нововведений и инструментов для решения поставленных в ВКР задач. Раздел в обязательном порядке должен содержать элементы инновационных подходов в достижении цели ВКР. Раздел должен заканчиваться выводами о полученных в разделе результатах. Четвертый раздел посвящен технико-экономическому обоснованию результатов проведенной работы или эффективности их внедрения в практическую деятельность. При отсутствии экономического эффекта рекомендуется описать социальный эффект от решения поставленных в работе задач. Например, задачи могут быть экономической направленности; или, не всегда повышение качества продукции имеет очевидный экономический эффект. Содержание раздела определяется консультантом по разделу, как правило, ведущим профильную дисциплину (дисциплины).
Основные экономические праватекст авто а и тема диссертации по ...
... регулировании, ориентированном на создание рыночной среды, правовой инфраструктуры рынка. Исследование основных экономических прав приобретает особую актуальность в связи с происходящими глубокими ... норм об основных экономических правах, являющемся важнейшим моментом, условием реализации конституционных норм. Таким образом, этот аспект диссертационного исследования позволяет привести доказательство ...
Раздел заканчивается выводами. Пятый раздел посвящен рассмотрению вопросов безопасности жизнедеятельности и экологическим последствиям использования выполненных разработок, охране труда и вопросам отраслевой санитарии. Содержание раздела определяется преподавателем-консультантом. Раздел заканчивается выводами. В целом количество разделов не регламентируется и оно определяется структурой и содержанием исследований и подчиняется логикой изложения материалов. В этой связи допускается иное распределение материала диссертации по разделам, которое может диктоваться особенностями темы работы. Заключение должно содержать основные результаты выполненной работы и общие выводы и может быть изложено в следующем виде:
Разделом по практическому применению полученных теоретических ...
... разработки, имеющие существенное значение для развития страны. Итогом первого раздела диссертации (обзор выполненных работ по рассматриваемому вопросу) должен быть без изменения представлен п.4 (задачи исследования). Все главы диссертации, содержащие результаты ...
- утверждение о достижении поставленной цели исследования с выводами;
- оценку полноты решений поставленных задач;
- описание научной новизны полученных результатов;
- установление практической значимости работы, рекомендаций по конкретному использованию результатов проведенных научных исследований, оценку технико-экономической и экологической эффективности использования разработок магистранта в производственных условиях.
Заключение должно быть лаконичным, доказательным и убедительным. Его объем должен составлять 2…3 страницы. Список использованной литературы и иных источников информации оформляется согласно требованиям, изложенным в [1] и «Приложению Е». В начале выполнения работы, для определения состояния вопроса исследования, проводится литературный обзор и анализ иных источников информации по теме диссертации. Наиболее эффективный путь выполнения этой работы – проведение библиографического поиска. Библиографический поиск литературных источников рекомендуется с выделения ключевых слов, а далее определить порядок поиска и формы хранения информации. Чтобы определить состояние вопроса исследования рекомендуется просмотр информационных изданий, цель выпуска которых заключается в представлении оперативной информации о публикациях и наиболее существенных вопросах их содержания. Информационные издания выпускаются организациями, осуществляющими научно-информационную деятельность. Например:
- ВИНИТИ РАН – обработка отечественной и зарубежной литературы по естественным и техническим наукам;
- ВНТИЦ – отчеты о НИР, ОКР (опытно-конструкторские работы), защищенные диссертации;
- ВНИИКИ – нормативно-техническая документация.
- ВИНИТИ РАН – всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук;
- ВНТИЦ – всероссийский научно-технический информационный центр;
- ВНИИКИ — всероссийский научно-исследовательский институт классификации и кодирования технической информации.
Приложения имеют дополняющее значение. Их приводят при необходимости и в них включают не вошедшие в основной текст диссертации материалы:
- таблицы вспомогательных и справочных данных;
- диаграммы, схемы, графические материалы;
- распечатки программ и результаты работы на ЭВМ;
- отчет о патентном поиске;
- промежуточные математические преобразования, зависимости, расчеты;
- описание оборудования, приборов, аппаратуры, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
- инструкции, описания алгоритмов, программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения диссертации.
На все приложения должны быть ссылки в основном тексте. Текст магистерской диссертации должен быть написан своими словами. Допускаются общепринятые аббревиатуры и сокращения. Высказывание своего мнения, оценок, критических замечаний и т.д. следует делать от третьего лица: «необходимо заметить», «представляет интерес», «следует подчеркнуть», «необходимо иметь ввиду» и т.п. Общие правила оформления текста диссертации изложены в [1]. Информационные издания подразделяются на три вида: библиографические, реферативные, обзорные. Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, из которых формируются библиографические указатели и библиографические списки, и обеспечивают быстрое информирование специалистов о новых публикациях в различных отраслях науки и техники. На библиографические издания возложены две функции:
- сигнальная – оповещает о появлении нового источника;
- адресная функция – содержит информацию для отыскания источника.
Реферативное издание – информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих рефераты. К таким изданиям относят: экспресс-информацию, реферативные журналы, реферативные сборники, информационные листки. Реферативные журналы включают как отечественные, так и зарубежные публикации, вышедшие по той или иной тематики, и являются инструментом для ретроспективного поиска научных документов по соответствующим отраслям, проблемам и предметам. Экспресс-информация – периодическое реферативное издание, содержащее расширенные и сводные рефераты. Наиболее актуальных зарубежных опубликованных материалов или отечественных неопубликованных документов, требующих оперативного оповещения. Обзорное издание – публикация одного или нескольких обзоров, включающих результаты анализа и обобщение сведений по актуальным проблемам науки и техники. Обзорные издания представляют собой критически оцененную и обобщенную информацию проблемноориентированного характера. Поиск необходимой информации предполагает работу с различными видами источников информации. Практический опыт показывает, что для магистерской диссертации количество различных источников информации должно быть не менее 30. это количество позволяет автору стать достаточно информированным по исследуемой тематике. Сбалансированный список источников информации по теме исследований, как правило, содержит учебники, учебные пособия, статьи, аналитические обзоры, монографии, справочники и т.п. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Подготовка и защита магистерской диссертации осуществляется в определенной, логически связанной последовательности:
- выбор темы магистерской диссертации;
- составление плана (графика) выполнения работы;
- подбор, изучение, анализ и обобщение теоретических и практических материалов, оценка состояния вопроса исследования;
- формулирование цели и задач исследования;
- проведение исследований и работа над содержанием магистерской диссертации;
- обсуждение промежуточных результатов с научным руководителем, выступление на научно-исследовательском семинаре с докладами по промежуточным результатам и перед комиссией выпускающей кафедры;
- оформление магистерской диссертации в соответствии с требованиями настоящей разработки;
- представление полностью законченной и оформленной магистерской диссертации научному руководителю, с целью получения замечаний и рекомендации по доработке работы;
- устранение замечаний и внесение коррективов по рекомендациям научного руководителя;
- предварительная защита магистерской диссертации перед комиссией выпускающей кафедры;
- устранение замечаний и внесение коррективов в работу по результатам предварительной защиты;
- оформление окончательного варианта магистерской диссертации;
- проверка текста диссертации на плагиат;
- представление окончательно откорректированной и оформленной работы научному руководителю на предмет получения отзыва о выполненной магистрантом работе;
- представление магистерской диссертации с отзывом научного руководителя на выпускающую кафедру;
- получение рецензии на магистерскую диссертацию;
- представление кафедрой магистерской диссертации с отзывом научного руководителя и рецензией рецензента техническому секретарю Государственной аттестационной комиссии;
- защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) на заседании по направлению подготовки 27.04.02.
– Управление качеством. Основные результаты научных исследований в соответствии с план – графиком проведения НИР магистрант должен доложить на кафедральном (межкафедральном) научно-исследовательском семинаре магистрантов не реже одного раза в учебный семестр. В соответствии с решением Ученого совета КБГУ результаты проведенных магистрантами в магистратуре научных исследований должны быть опубликованы в научных журналах, входящих в перечень ВАК РФ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Аннотация и ключевые слова. Общие требования к аннотациям устанавливает ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования.» Аннотация пишется с помощью безличных фраз и предложений, доступным простым языком. Аннотация показывает о чем говорится в тексте, какие теоретические и/или практические знания дает эта работа. Основными источниками при подготовке аннотации исследовательской работы являются: титульный лист, содержание (оглавление), введение, выводы по разделам (главам), заключение, рисунки, графики, таблицы в тексте, приложения. Аннотацию начинают с существа вопроса или с вводных фраз, например: «Рассматриваются, исследуются, даются, показывается, содержатся и т.д. Аннотация, как правило, содержит два основных блока:
- краткая характеристика работы, отражающая ее суть,, отличия от предыдущих работ этого направления, положительный эффект от предлагаемых решений;
- объем работы, перечисление количества рисунков, таблиц, приложений, количество источников информации.
Для употребления в аннотации в части краткой характеристики работы, рекомендуются следующие лексико-синтаксические конструкции: «В работе исследуется …», «Показан ….», «Большое место в работе занимает рассмотрение …», «В работе дается характеристика …», «В работе анализируется …», «Главное внимание уделяется …» и т.п. Во втором блоке приводится: «Работа содержит хх страниц, х таблиц, y рисунков, z приложении и ххх источников информации. Ключевые слова – это набор слов, кратко представляющих суть текста и отражающих отрасль научного знания, к которой относится работа. Ключевое слово может состоять из одного, двух или более слов. Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые. Ключевые слова в оглавлении не приводятся. Подбор ключевых слов к исследовательской работе является требованием рецензируемых журналов.
Подготовка введения. В зависимости от вида работ структура и объем введения может различаться. Как правило, во введении:
- обосновывается актуальность темы исследования;
- приводится степень изученности и научной разработанности темы исследования;
- определяется объект, предмет, цель, задачи исследования;
- характеризуется теоретическая база и методологические основы, методы исследования;
- конструируются элементы научной новизны (если требуется);
- определяется область применения, значимость результатов;
- описывается структура работы.
При формулировании введения рекомендуются следующие лексикосинтаксические конструкции: «Обоснована…», «Освещается …», «Определяется…», «Характеризуются…», «Указывается…», «Отмечается…», и т.п.
Написание основной части.
Разделы (главы) основной части магистерской диссертации должны показать, что поставленная в ней цель достигнута. При этом автор должен показать умение лаконично, логично и аргументировано излагать материал. В разделах основной части подробно рассматриваются методика исследований и проводится обобщение полученных результатов. Содержание этой части диссертации должно точно соответствовать теме исследований и полностью ее раскрывать.
Основная (содержательная) часть работы обычно состоит не менее, чем из трех разделов, в которых излагается постановка задачи исследования, предлагаемый путь ее решения и полученные результаты.
Возможны различные варианты написания основной части: ниже, в качестве примера, приведены два варианта ее компоновки.
а) В первом разделе приводится обзор литературных и иных источников информации по теме исследования и анализ найденных материалов по результатам ранее приведенных научных исследований и формулируется научная задача по заявленной теме.
Во втором разделе проводится теоретическое и методическое обоснование выбранного направления исследований. Анализируются известные методы решения задач, проводится их сравнительная оценка.
В третьем разделе предлагается новый подход к решению задачи или развитие известных методов решения, приводится их описание и обоснование, излагаются полученные результаты, проводится их сравнение с ранее полученными результатами.
б) Раздел 1. Теоретическая часть работы, в которой содержится теоретические основы решения поставленной в работе научной задачи. Рассматривается ее сущность. Анализируются различные подходы и методы ее решения.
Раздел 2. Аналитическая часть. В ней дается характеристика предметной области и приводится постановка задач исследования. В качестве предметной области может выступать предприятие или отдельное его подразделение, вид деятельности, протекающий в нем. В этом случае описывается профиль предприятия. Детально описывается профиль предприятия. Анализируется состояние предметной области. Критически показывается существующая практика решения поставленной задачи, проводится выявление недостатков. Обосновывается необходимость совершенствования существующей практики решения задачи, использования новых методологий и технологий для ее решения. Раздел 3. Практическая (рекомендательная) часть. Включает обоснование конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию существующих их практик решения поставленной в работе задачи, а так же описание научных и практических результатов проведенных исследований. Предложения и рекомендации должны быть конкретными и аргументированными, содержать методики их реализации, содержать сведения об эффективности рекомендуемых мероприятий, характеризовать их преимущества. Основная часть работы должна составлять до 70% ее полного объема. Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для изложения основной части и выводов, приведены ниже: Текст основной части: «Усиление внимания к проблеме…связано, в первую очередь, с разработкой …», «Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективное направление разработки…», «Перспективу для решения данной задачи открывает …», «Важным для исследования является положение о том, что …», «Изложение названных проблем приведено в работах …» и т.п. Выводы в разделах: «Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы…», «Изложенное позволяет заключить, что …», «Наряду с этим необходимо отметить следующее …», «В итоге следует подчеркнуть, что …», «Анализ позволяет сделать вывод о …» и т.п.
Подготовка заключения и формулирование выводов. Заключение – это раздел работы, в котором подводится итог выполненным исследованиям. В нем должно содержаться доказательство достижения поставленной в работе цели. В нем в сжатом виде раскрываются полученные результаты решения поставленных задач за счет устранения выявленных ранее недостатков в их решении традиционными методами. В этом случае работа будет иметь логически законченный вид. При этом заключение не должно повторять выводы по разделам. Выводы должны быть общими по работе в целом. В заключении также приводится собственный вклад в решение установленной научной (или иной) задачи, т.е. должна быть отражена научная новизна полученных результатов. Другими словами – нужно отразить то новое и существенное, что отличает эту работу от ранее выполненных в этом направлении работ. Приводятся предложения по практическому использованию полученных результатов и возможный эффект от этого.
Логика изложения заключения может быть следующей:
1. Краткое вступление (несколько предложений) по теоретической части.
2. Обобщение основных результатов проведенных научных исследований.
3. Показ связи полученных результатов с поставленными в работе целью и задачами по ее достижению.
4. Приведение личного вклада автора в решение научной задачи, полученного в работе.
5. элементы научной новизны и практической значимости полученных результатов.
6. Изложение в краткой форме результатов практической апробации результатов работы.
7. Предложения по внедрению результатов работы в практическую деятельность организации и учреждений.
8. Результаты расчета экономической эффективности или социального эффекта от использования результатов работы.
9. Результаты мероприятий по обеспечению экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности.
10. Обоснование основных направлений для продолжения научных исследований (рекомендательно).
Рекомендуемый объем заключения – 3…5 страниц.
Лексико-синтаксические конструкции, рекомендуемые для написания заключения, могут быть следующими: «В работе получены следующие результаты…», «В работе поставленная цель…достигнута путем…», «В работе доказано (показано) что …», «Обобщая результаты проведенных исследований, можно сделать заключение, что …», «Исследования показали, что …», «Анализ результатов исследований показал, что …», «Основной личный вклад в … заключается в том, что …», «Отличительной особенностью предлагаемого … является …», «Научная новизна полученных результатов заключается в …», «Преимущества разработанного … состоят в …», «Расчет затрат на качество показал, что …», «Практическая полезность полученных результатов заключается в …», «Полученные результаты могут быть использованы для …», «Экологическая безопасность предлагаемых …обеспечивается …», «Предлагаемые рекомендации соответствуют требованиям безопасности жизнедеятельности по …», «Направление … предоставляется перспективным для дальнейших исследований» и т.п.
Порядок защиты выпускной квалификационной работы
(магистерской диссертации).
Защита ВКР проводится в сроки, оговоренные графиком учебного процесса учреждения высшего профессионального образования, в котором обучается студент. Полностью готовая ВКР должна быть представлена руководителю для написания отзыва не позднее, чем за 7 дней до защиты и рецензенту не позднее, чем за 5 дней до защиты. Без отзыва руководителя и рецензии студент к защите не допускается. Руководитель в своем отзыве определяет подготовленность студента к решению профессиональных задач, умение самостоятельной работы при выполнении исследований, инициативность в работе и настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать с литературными источниками. При этом руководитель не выставляет оценку выполненной работе. Рецензент определяет качество выполненной работы и выставляет оценку, которая учитывается Государственной аттестационной комиссией (ГЭК) при выведении итоговой оценки. Защите ВКР в ГЭК обязательно предшествует процедура предварительной защиты перед комиссией выпускающей кафедры по графику кафедры. На предзащите студент должен представить готовую расчетно-пояснительную записку. Ему предоставляется возможность выступить с кратким докладом по теме ВКР (до 7-10 мин.).
По итогам предзащиты студент или допускается к защите ВКР, в ГЭК, или замечания и рекомендации по возможной доработке работы, которые необходимо устранить и учесть при подготовке к основной защите. Защита ВКР проводится на открытых заседаниях ГЭК с участием не менее половины ее членов. Персональный состав членов ГЭК утверждается приказом ректора КБГУ. В начале процедуры защиты ВКР секретарь ГЭК представляет студента и объявляет тему работы, передает председателю ГЭК расчетнопояснительную записку и все необходимые документы, после чего дипломант получает слово для доклада. На доклад отводится до 10 минут. Основное содержание доклада актуальность темы ВКР, формулировка цели и задач исследования, пути их решения, новизна работы, полученные результаты по достижению поставленной в работе цели. По завершению доклада члены ГЭК имеют возможность задать вопросы дипломанту. Вопросы членов ГЭК и ответы дипломанта записываются секретарем ГЭК в протокол. Далее секретарь зачитывает отзыв руководителя и рецензию на ВКР. Дипломанту предоставляется возможность ответить на замечания руководителя и рецензента. Члены ГЭК оценивают уровень работы по четырех балльной шкале («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»,).
При выставлении оценки рецензент и члены ГЭК учитывают следующие показатели качества ВКР:
- актуальность темы и корректность постановки цели и задач
исследования;
- степень полноты обзора состояния вопроса и анализа использования
литературы;
- четкость, точность, грамотность изложения результатов работы при
защите, аргументированность и обоснованность решений и выводов;
- уровень, корректность и результативность использованных методов
исследования;
- степень законченности работы, использование в ней знаний и навыков,
предусмотренных квалификационными требованиями специальности
22050165 «Управление качеством». — качество содержания и оформления расчетно-пояснительной записки
(общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстрации,
соответствие требованиям стандартов к этим документам) и
композиционное построение (соподчиненность разделов,
последовательность изложения, соразмерность разделов по объемам и
т.п.);
- объем и качество выполнения графического материала в том числе и
раздаточного, его соответствия расчетно-пояснительной записке и
стандартам;
- достоверность, оригинальность и новизну полученных результатов. Окончательную оценку члены ГЭК выставляют с учетом качества доклада и способности выпускника аргументированно отстаивать результаты работы в процессе защиты. Решение об итоговых оценках за ВКР принимается на закрытом заседании ГЭК простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов «за» и «против» голос председателя комиссии является решающим. Результаты защиты объявляются в тот же день после оформления протокола заседания. Студенты, получившие на защите оценку «не удовлетворительно» допускаются к повторной итоговой аттестации (защите).
Срок повторной защиты устанавливается в соответствии с «Положением об итоговой аттестации выпускников КБГУ».
Литература
1. Батыров У.Д. Атаев П.Л.,, Бозиев О.Х. Выпускная квалификационная
работа специалиста. — Нальчик.: Каб.-Балк. ун-т, 2008.-19 с. 2. Атаев П.Л., Батыров У.Д., Бозиев О.Х. Курсовые и дипломные проекты.
Методические указания к оформлению Нальчик.: Каб.-Балк. ун-т,
2002.-57 с. 3. Мойзес Б.Б. Выпускная квалификационная работа бакалавра:
Методические указания по подготовке выпускной квалификационной
работы бакалавров, обучающихся по направлению 151900
«Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных
производств». – Томск: Изд-во Томского политехнического
университета, 2012. -42 с. 4. Ефимов В.В., Самсонова М.В. Дипломное проектирование по
специальности «Управление качеством» Ульяновск.: УлГТУ, 2005.-24 с. 5. Семенова Е.Г., Варжанетен А.Г., Фролова Е.А. Выпускная
квалификационная работа дипломированного специалиста по специальности 220501 «Управление качеством». Методические указания. Санкт — Петербург.: СПбГУАП, 2007.-18 с. 6. Левочкина Г.А., Коровкина Н.Л. Методика подготовки исследовательских работ студентов. 7. Худобин Л.В. Магистратура и магистерская диссертация по технологии машиностроения: Учебное пособие Ульяновска: УлГТУ, 2001. -89 с.
Приложение А
Примерная тематика ВКР магистранта.
1. Современное состояние теории и практики управления качеством продукции (услуг) на предприятиях (организациях) Российской Федерации (Кабардино-Балкарской республики).
2. Анализ состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества предприятия (организации).
3. Анализ методов управления качеством в области образования и разработка методики по выбору наиболее оптимального для конкретной образовательной организации. 4. Современные системы, методы и инструменты управления качеством: сравнительная характеристика и условия применения. 5. Анализ и разработка рекомендаций по повышению качества процессов документирования системы менеджмента качества организации (предприятия).
6. Совершенствование процесса управления качеством инновационного проекта. 7. Обеспечение и управление качеством: сравнительный анализ и определение условий применимости. 8. Исследование особенностей обеспечения качества образовательных услуг, выявление «Узких» мест процесса и разработка методов совершенствования процесса. 9. Анализ и повышение конкурентоспособности продукции на основе эффективной системы управления качеством на предприятии (организации).
10.Исследование роли сертификации продукции в совершенствовании управления деятельности предприятии (организации).
11.Исследование влияния современных информационно коммуникационных технологии на качество профессионального образования. 12.Исследование методов внедрения инструментов качества в образовательный процесс вуза. 13. Исследование влияния современных информационно коммуникационных технологии на повышение эффективности управления предприятием (организацией).
14.Исследование методов повышения качества бизнес-процессов предприятий (организаций).
15.Система сертификации продукции на предприятии (организации): экономический и организационно-технический аспекты. 16.Анализ деятельности организаций по защите прав потребителей и разработка методов совершенствования их деятельности. 17.Исследование и структурирование показателей качества продукции (процесса).
18.Совершенствование деятельности организации на основе применения метода самооценки. 19.Исследование влияния системы менеджмента качества на основе международных стандартов серии ISO 9000 на результаты деятельности организации. 20.Анализ рекомендаций на конкретное изделие и разработка методики управления несоответствующей продукции. 21.Исследование влияния математико-статистических методов на качество продукции предприятия. 22.Исследование зарубежного опыта управления качеством и определение возможных путей его использования в России. 23.Экономические и технические проблемы метрологии и управления качеством продукции. 24.Анализ и исследование конкретного сегмента рынка в связи с предполагаемым выпуском новой продукции. 25.Исследование экономического и социального значения повышения качеством продукции. 26.Определение социально-экономического эффекта (ущерба) от повышения качества (снижения) качества продукции. 27.Определение эффективности и качества научно-технических разработок на предприятии. 28.Исследование проблем и путей совершенствования подготовки специалистов в области управления качеством продукции (услуг).
29.Формирование политики конкретного предприятия (организации) в области управления качеством продукции. 30.Анализ состояния и разработка рекомендации по повышению уровня квалификации выпускников вузов для различных отраслей. 31.Разработка методов регулирования процессов с применением современных статистических методов. 32.Разработка методических рекомендаций по управлению качеством при планировании жизненного цикла нового изделия. 33.Разработка методических рекомендаций по оценке рисков при управлении качеством производства продукции (оказании услуг).
34.Совершенствование качества внутреннего аудита предприятия или учреждения. 35.Разработка практических рекомендаций по созданию интегрированных систем качества предприятия. 36.Разработка методов анализа и учета требований потребителей к качеству продукции предприятия. 37.Разработка процесса управления политикой и стратегией предприятия в области качества. 38.Разработка и внедрение информационных технологий для обеспечения управления процессами системы менеджмента качества на предприятии. 39.Разработка и внедрение методов оценки и выбора поставщиков. 40.Разработка методических рекомендаций по подготовке и сертификации предприятий, учреждений, организаций, и их отдельных структурных подразделений. 41.Разработка методов и средств повышения внутреннего аудита системы менеджмента качества предприятия. 42.Разработка и внедрение методов построения стратегических карт.
Приложение Б
Образец заявления на утверждение темы ВКР
Заведующему кафедрой
«Управление качеством»
____________________
(ФИО)
студента_____________
(ФИО, курс)
__________________________
(форма обучения)
Заявление
Прошу утвердить тему выпускной квалификационной работы: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Руководитель: _____________________________________________________
(ФИО)
____________ _______________
дата подпись
______________________________
виза руководителя (ФИО)
Приложение В
Образец бланка задания на ВКР
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
«Кабардино-Балкарский государственный университет»
им. Х.М. Бербекова
Инженерно-технический факультет
Кафедра «Управление качеством»
«Утверждаю»
Зав. кафедрой «Управление качеством»
______________ __________ ________________
уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
ЗАДАНИЕ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ:
Студенту __________________________________________________________
Ф. И. О. 1. Тема ВКР_______________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ утверждена приказом ректора № _________ от «_____» _____________ 20__г. 2. Исходная информация к работе _____________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Перечень и примерное содержание обязательных разделов расчетнотеоретической части ВКР ____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Задание на научно-библиографический поиск _________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Задание по разделу экономики и организации производства ____________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Задание по обеспечению экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности _________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Перечень графических материалов __________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
7. Консультанты по ВКР: 7.1. Экономика и организация производства 7.2. Экологическая безопасность и безопасность жизнедеятельности
Дата выдачи задания «_______» _________ 20__г. Срок выполнения «_______» _________ 20__г. Руководитель ВКР __________________________ Дипломник ________________________________
Приложение Г
Образец титульного листа расчетно-пояснительной записки ВКР
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
«Кабардино-Балкарский государственный университет»
им. Х.М. Бербекова
Инженерно-технический факультет
Кафедра «Управление качеством»
РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Работу выполнил (а) ________________________________________________ Руководитель работы ______________________ _________ _____________
должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Консультанты:
- по вопросам экономики и организации производства ___________________________ __________ ________________________ должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
- по вопросам экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности _________________________ ___________________ _______________ должность, уч.
степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
- заведующий выпускающей кафедрой _______________________________ _________ _________________
ученая степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Нальчик 20__г.
Приложение Д
Образец аннотации ВКР
Аннотация Выпускной квалификационной работы студента инженерно-технического
факультета Иванова И.И.
«Повышение качества технологических систем обработки заготовок в механическом цехе ОАО «Машиностроитель»
В дипломной работе приведены результаты исследования качества технологических систем механического цеха ОАО «Машиностроитель». Проведен анализ отказов и исследование причин возникновения дефектов продукции. Разработаны мероприятия по ликвидации причин возникновения дефектов с применением статистических методов.
В исследовательской части разработаны практические рекомендации по оптимизации структуры технологических операций обработки деталей типа тел вращения. Даны предложения по разработке предупреждающих мероприятий путем мониторинга контрольных карт процесса обработки заготовок. Проведена экономическая оценка затрат на ликвидацию причин дефектов и рассчитаны суммарные расходы на внутренний брак и предупреждающие мероприятия. Работа содержит пояснительную записку из 98 страниц текста, 15 таблиц, 8 рисунков, 28 литературных источников, графическую часть из 6 листов формата А1.
Приложение Е
Примеры библиографического описания 1. Библиографическое описание книги одного автора: Варакута С.А.
Управление качеством продукции. М.: РИОР, 2004, 109 с. 2. Библиографическое описание книги двух авторов: Томпсон А.А.,