ЭКОНОМИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её необходимости.
Задачи:
— сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;
— раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;
— выявить специфику и взаимосвязь основных сфер эк о номической жизни, характера деятельности ее участников;
— помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока « Экономика и её основные участники». (Слайд 1) Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)
1. Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.
3. Основные участники экономики.
Сформулируйте цель урока.
Давайте с вами вспомним:
Что побуждает человека к деятельности? Каковы гла в ные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?
1. Что такое экономика
Вопрос классу: Что такое экономика?
С проявлениями экономики ты встречаешься ежедне в но: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на тов а ры, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в г а зете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдел ь ные проявления можно объединить общим понятием «эк о номика».
Открытая экономика: основные понятия, преимущества и проблемы
... привлекательности. 1.2 Основные признаки открытой экономики Для того, чтобы определить степень открытости экономики необходимо рассмотреть основные признаки открытой экономики, их можно разделить на три группы. ... взаимозависимости стран и, соответственно, усиления открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем больше развиты её производительные ...
Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально сл о во «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, напр и мер, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) утверждал: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сд е лали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».
Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь уб е диться, что это понятие рассматривается в двух значениях:
экономика как хозяйство и как область знаний. Ты м о жешь сам предложить свои варианты, как дополнить сл е дующие определения: «Экономика — это знания о…», «Экономика — это умения…».
Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, н а пример, следующие определения экономики: экономика — это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежн ы ми сделками между людьми; 2) повседневная деловая жи з ненная деятельность людей, извлечение ими средств к сущ е ствованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство. (Слайд 4)
Возможно обсуждение следующих вопросов: почему а в тор предлагает различные определения? Как в этих опред е лениях проявляются различные стороны экономической жи з ни общества? Какое из определений, с которыми вы позн а комились на уроке, можно считать наиболее полным?
Мы начали разговор с частных проявлений экономич е ской жизни человека, но за ними можно увидеть и наиб о лее общие процессы и явления.
К основным проявлениям экономики относятся: прои з водство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покуп а телям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного з а втрака свежий хлеб. (Потребление.)
Выполним задание (Слайд 5)
Производство |
Распределение |
Обмен |
Потребление |
|
|
|
|
Впиши перечисленные виды экономической деятельн о сти в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение пари к махерской, выплата пособия семьям на детей, испол ь зование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.
Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же п о пробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества. Физкультминутка.
2. Зачем нужна экономика
Вспомни, как разнообразны потребности человека в п и ще, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Поч е му необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения его жизни и де я тельности. Экономика принимает активное участие в удо в летворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разн о образные продукты, товары, оказываются услуги.
Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как нат у ральное и товарное.
Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство — это способ организации жи з ни людей, при котором все необходимое для жизнедеятел ь ности производится ими самими и только для собственн о го потребления. (Слайд 6). Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий прои з водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования — ни з кая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской д е ревни.
Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Товарное хозяйство — способ организации эконом и ческой жизни общества, при котором люди, специализ и руясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. (Слайд 6).
Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?
Эта форма ведения хозяйства в большей степени о т вечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты стан о вятся товаром, предназначенным для обмена. Произв о дители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.
Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как пр а вило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жи з ни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.
3. Основные участники экономики.
Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.
Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).
1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обсл у живания (например, в «Макдоналдсе»).
Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усв о ить его поможет обсуждение следующих вопросов: как п о требление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?
Домашнее задание: § 8,
на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)
При наличии свободного времени:
Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались, почему вы совершаете ту или иную покупку?
Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).
Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потр е бительские мотивы повлияли на выбор того или иного т о вара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей страт е гии покупателя. Если да, то что?
Название товара |
Потребительские мотивы |
Выводы |
|
|
эмоциональные |
рациональные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спасибо за урок! До свидания. (Слайд 10)