Каменщик строит жилище, Пекарь сапожнику к сроку
Платье- работа портного, Сшить сапоги поручает
Но ведь портному работать Ну а сапожник без хлеба
Негде без теплого крова! Много ль нашьет, натачает?
Каменщик был бы раздетым, Стало быть так и выходит
Вовремя не смастерили Значит давайте трудиться
Фартук, и куртку, и брюки. Честно, усердно и дружно. Объясните смысл пословиц.
- Без дела жить- только небо коптить( ответы детей: нельзя жить никому не принося пользы)
- К большому терпенью придёт и уменье.( ответы детей: Учебный труд, труд рабочего , инженера- это всегда большой напряжённый труд , научиться которому можно только в результате кропотливой работы.)
- По труду и награда.
( ответы детей: потрудишься- получишь хорошую отметку, заработаешь деньги).
Тема: |
«Природные богатства и труд людей – основа экономики». |
|||
Цель: |
Формирование представления о двух основных факторах, как основы существования экономики. |
|||
Задачи : |
||||
Тип урока: |
Решение учебной задачи. |
|||
Планируемые результаты (предметные): |
Знать понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; узнать о роли природных богатств в экономике; названия полезных ископаемых. |
|||
Личностные результаты: |
Учатся оценивать себя, расширяют кругозор. |
|||
Универсальные учебные действия (метапредметные): |
Регулятивные: Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся); Познавательные: Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность; Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль. |
|||
Образовательные ресурсы: |
учебник Плешакова А. А. Окружающий мир. 3 класс по УМК «Школа России» |
|||
Этапы урока |
Формы, методы, приемы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мотивационно-целевой Задача: настроить на тему а) Организационный момент б) Повторение в) Игра |
Словесная Слово учителя Игровой момент Фронтальная Парная Индивидуальная |
— Чтобы обо всём узнать, Надо нам во всё вникать – Это мы запомним впрок, Начинается урок! Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны и внимательны. — Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку: учебник, листок для игры, пенал, дневник. -Ребята, скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке? — Что такое экономика? -Сегодня мы продолжим изучение темы «Экономика». Но для начала мы поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…» Правила игры: У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « — ». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса (?).
— В конце урока мы вернемся к этим утверждениям, а пока положите их по середине парты. |
Приветствуют учителя Ответы учащихся Работают по утверждениям |
Личностные: эмоциональ- ный настрой учащихся на урок; Регулятивные: подготавли- вают рабо- чее место; Познаватель- ные: повторяют тему прошлого урока. |
2. Ориентировочный Задача: повторение. Подготовка к воспроизведению новой темы. а) Загадка б)Постановка учебной задачи |
Фронтальная Словесная |
— Послушайте загадку: Он больше всех зверей на свете. Такой один он на планете, (Его поменьше даже слон), Пускать фонтаны любит он, В воде он плавает и спит. Кто скажет первым? Это… (кит).
— Три кита плывут по морю, Три кита творят основу. -Как вы думаете, о каких китах идёт речь? -Откуда появилось образное выражение « Три кита»? В далёком прошлом люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо. — Как вы думаете, основу чего мы будем изучать сегодня на уроке. — Верно, основу экономики. Сейчас я прочту вам стихотворение, послушайте его. Если вы будете внимательны, вы сумеете определить, что составляет основу экономики и выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения: Основа жизни – три кита — Об этом помните всегда. А в экономике основа — Три важных и полезных слова: Природные богатства, капитал и труд. Всю сущность этой темы увидеть можно тут. — Так что же составляет основу экономики? Давайте попробуем определить тему урока. Сегодня на уроке мы рассмотрим только двух из этих китов: природные богатства и труд человека. — Итак, тема сегодняшнего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики». — Какие цели вы перед собой поставите? Чему научитесь в течение сегодняшнего урока? — Таким образом, сегодня мы узнаем, что такое природные богатства и какова их роль в жизни человека; в чем заключается труд человека. |
-Кит Мнения учащихся Формулируют учебную задачу. |
Регулятивные: Определяют тему урока и формулируют цель деятельности |
3 .Поисково-исследоваельский Задача: открытие новых знаний а)работа в группах б) Выступления групп в) Физкультминутка |
Фронтальная Индивидуальная Групповая |
— Рассмотрим первый кита, на которого основывается экономика – это природные богатства. — Как вы думаете, что такое природные богатства? — Перед тем как начнем работать, разделимся на 5 групп. 1группа – расскажет о воздухе и скажет, для чего он нужен; 2 группа – вода; 3 группа – полезные ископаемые; 4 группа – земля (почва); 5 группа – растения и животные. — Для того, чтобы каждая группа смогла рассказать про свое природное богатство, в учебнике на с. 42 дан текст. Познакомьтесь с ним, найдите материал про природное богатство, которое досталось вашей группе и приготовьтесь рассказать о нем своим одноклассникам. Не забудьте вспомнить правила работы в группе, выберите одного выступающего. Во время выступления одного из члена группы, остальные заполняют таблицу в рабочих тетрадях, необходимо выделить, какое значение имеет то или иное богатство имеет для экономики. Поэтому слушайте друг другу внимательно. Для выполнения этого задания отводится 4 – 5 мин. — Как только будете готовы, поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность работать дальше. — Итак, что же узнала 1 (2,3,4,5) группа? (выступления групп).
— Какое значение имеет воздух? Вода? Полезные ископаемые? Земля? Растения и животные? Как записали в таблице? — К великому сожалению, многие природные богатства люди используют хищнически, ни о судьбе природы, ни о будущем человечества. Экологи предупреждают: долго это продолжаться не может. Богатства природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом. (появляется соответствующая наглядность) Физкультминутка Раз — подняться на носки и улыбнуться, Два — руки вверх и потянуться, Три — согнуться, разогнуться, Четыре — снова всё начать, Пять — поглубже всем вздохнуть, Шесть — на пояс руки ставим, Семь — повороты туловища начинаем, Восемь — столько раз приседаем, Девять — потягиваемся и отдыхаем, Десять — урок наш продолжаем. |
Делятся на группы, работают в группах. Выступают перед классом, заполняют таблицу. Отвечают на вопросы Выполняют физкультминутку. |
Познаватель- ные: определяют значения природных богатств; Коммуника-тивные: владеют приёмом диалогичес- кой речи, грамотно доносят свою позицию до сведения других; Регулятивные: ведут своевремен-ные записи в рабочих тетрадях. |
4. Практический Задача: применение знаний, формирование навыков. а) Чтение текста б) Работа по тексту в) Игра |
Фронтальная Индивидуальная Словесная Беседа |
— Природные богатства обеспечивают нас товарами и услугами, чтобы обеспечить наши потребности. — Давайте вспомним что такое «товары», «услуги», «потребности». Какова главная задача экономики? В чем разница между товарами и услугами. — Но что необходимо для того, чтобы добыть природные богатства? Могут ли природные богатства обеспечить нас товарами и услугами сами по себе? Что для этого нужно делать? — Как вы думаете, для чего нужен труд людей? Какие профессии необходимы в экономике? Назовите какие товары или услуги они нам предоставляют. (изображения профессий, соответствующих товаров или услуг) — Сейчас прочтем текст на с. 44, по одному предложению по цепочке. — Найдите задание №3 в рабочих тетрадях. Ответьте на данные вопросы самостоятельно. — Для чего необходим труд? — Какой труд бывает? Что значит физический труд? Что значит умственный? — От чего зависит успех труда людей? — Можем ли сказать, что природные богатства и труд человека взаимосвязаны? В чем это проявляется? Какой вывод можно из этого сделать? — Найдите задание №1 в рабочих тетрадях и, исходя из темы урока, подпишите изображения. — Вернемся к игре «Верите ли вы, что…», которую провели в начале урока. Я буду зачитывать те же утверждения, после чего вы сравните, изменился ваш ответ или нет: (после проведения производится проверка) — поднимите руку те, у кого в таблице вначале урока были вопросительные знаки? Нашли ли вы на них ответы? — Поднимите руку те, у кого все ответы верны; 1-3ошибки; больше 3. — Поднимите руку те, у кого все ответы совпали? — Я думаю, что ваш урок был полезен и вы узнали много нового, что помогло вам верно ответить на вопросы во второй раз. |
Вспоминают понятие «товары», «услуги», «потребности» Мнения учащихся. Работают по тексту учебника. Выполняют задание в рабочих тетрадях. Работают по утверждениям. Сравнивают результаты. |
Познаватель- ные:вспоми-нают понятия, определяют значение труда Регулятивные: работают по тексту Коммуника- тивные: ведут диалог с учителем и со сверстниками, развивают умения выразительно-го чтения, умеют слышать и слушать других. |
5. Рефлексивно –оценочный Задача: установление обратной связи. |
Индивидуальная |
— Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведем итоги. — Что нового узнали? Достигли ли мы поставленной цели? Какие трудности возникали при работе? — Оцените свою работу по следующим высказываниям: Я сегодня узнал… Мне было трудно… Я научился… Мне было интересно… |
Подводят итог, проводят рефлексию. |
Личностные: умеют оценивать свою работу и работу сверстников. |
6. Домашнее задание Задача: осмысление домашнего задания. |
Фронтальная |
-Дома выполните задание №4 и №5 из рабочих тетрадей. — На этом наш урок окончен. До свидания! |
Записывают домашнее задание. |
Регулятивные: своевремен-ная запись домашнего задания |