Организация в условиях рыночной экономики

Курсовая работа

Теоретические основы функционирования современной

организации

1.1.Понятия признаки, и цели деятельности организации

В условиях рыночных отношений организация является основным звеном всей экономики, по сколько именно на этом уровне создаётся нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая даёт возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.Предприятие — это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги. Предприятие имеет конкретное название — завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие — это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3)производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

11 стр., 5431 слов

Бизнес-план: Технико-экономическое обоснование бизнес-проекта (бизнес-план) ...

... срок окупаемости 9 мес. 2. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Налоги в Болгарии 3 4 Законодательство Болгарии ... УСЛУГ Средняя стоимость услуги прачечной 2 евро за 1 кг. белья. Основными услугами прачечной является стандартная качественная стирка всех видов прямого и фасонного белья и одежды. Предполагается организация ... - в год. - цена реализуемой продукции 2 евро за 1 кг. белья - ...

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).Деятельность предприятия упорядочивают многочисленные юридические акты, основными из которых являются: ГК РФ, устав предприятия и коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией предприятия. ГК РФ определяет порядок создания, регистрации, ликвидации и реорганизации предприятия. Согласно существующему законодательству предприятие может создаваться собственником или по решению трудового коллектива; в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством; в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений, а также в других случаях. Предприятие включается в государственный реестр со дня его регистрации. Ликвидация и реорганизация предприятия производятся по решению собственника и при участии трудового коллектива, либо по решению суда или арбитража, а также в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия; если решением суда признаны недействительными учредительные документы и в других случаях.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов самоуправления трудового коллектива. Собственник может делегировать свои права по управлению предприятием совету предприятия либо другому органу, предусмотренному уставом предприятия и представляющему интересы собственника и трудового коллектива. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Источниками его формирования являются:денежные и материальные взносы учредительские доходы от основной и других видов деятельности;доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов;капитальные вложения и дотации из бюджет поступления от разгосударствления и приватизации собственности; безвозмездные или благотворительные взносы предприятий, организаций и граждан и иные источники.Предприятие пользуется и распоряжается имуществом по своему усмотрению: продает, передает безвозмездно, обменивает или сдает в аренду. Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия является прибыль (доход), порядок использования которой определяет собственник. Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его роста со стороны государственных органов, устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников.

13 стр., 6196 слов

Реферат: Социальные трудовые отношения в коллективе и пути их совершенствования

... их совместной трудовой деятельности. Все трудовые коллективы имеют общие свойства: наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива; организационная оформленность в рамках социального института; общественно-политическая значимость деятельности; отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи; социально-психологическая ...

Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг, и поставщиками материально-технических ресурсов. Предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены в соответствии с условиями и ценами мирового рынка. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия: обеспечивает ему равные правовые и экономические условия хозяйствования, независимо от форм собственности; способствует развитию рынка и регулирует его с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольные меры. Предприятие несет ответственность за нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, за загрязнение окружающей среды. Предприятие должно обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции. Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют: государственная налоговая администрация, налоговая полиция и государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства, труда, противопожарной и экологической безопасности, другие органы, определенные законодательством.

Предприятие действует на основании Устава, который утверждается собственником имущества, а для государственных предприятий — также при участии трудового коллектива.

В уставе предприятия определяются: собственник и полное наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов, порядок образования имущества, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

В устав могут включаться положения: о трудовых отношениях; о полномочиях, порядке создания и структуре совета предприятия; о товарном знаке и др.

1.2.Классификация организаций

Классификация  предприятий может быть дана с использованием ряда признаков.По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий:предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.В соответствии с формами собственности, установленными Законом Украины о собственности, могут действовать предприятия следующих видов:- индивидуальные предприятия, основанные на личной собственности физического лица и исключительно его труде;- частные предприятия, основанные на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;- семейные предприятия, основанные на собственности и труде членов однойсемьи;- государственные предприятия, основанные на общегосударственной собственно — коллективные предприятия, основанные на собственности трудового коллектива предприятия, — совместные предприятия, основанные на базе объединения имущества разных собственников. В числе их учредителей могут быть иностранные юридические лица и граждане;- арендные предприятия, основанные на договорном временном владении и использовании имущества, которое необходимо арендатору для осуществления предпринимательской деятельности.

14 стр., 6832 слов

Реферат: СП «Фребор», общая характеристика предприятия, выпускаемой ...

... предприятия как производственной системы. Основным производственным подразделением предприятия является цех. Цехи разделяются на основные и вспомогательные. Основные цехи заняты изготовлением продукции ... на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность предприятия в зависимости от конъюнктуры рынка. Руководство деятельностью предприятия осуществляет ...

Объектами аренды могут быть целые имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений или отдельные единицы имущества.Предприятия различаются по признаку принадлежности капитала: национальные, заграничные (капитал является собственностью иностранных предпринимателей, контролирующих их деятельность) и смешанные.По форме хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества, представляющие объединение предпринимателей.Вид предприятия могут определять технологическая (региональная) целостность и степень подчиненности. По этому признаку разнятся головные и дочерние предприятия и их филиалы. Головные предприятия контролируют деятельность дочерних и филиалов.Дочернее предприятие является юридически самостоятельным и организационно обособленным, самостоятельно осуществляет коммерческие операции и составляет отчетный баланс, но контрольный пакет акций принадлежит головному предприятию.В отличие от дочерних предприятий филиал не пользуется юридической и хозяйственной самостоятельностью, не имеет собственного устава и баланса, действует от имени и по поручению головного предприятия. Почти весь акционерный капитал филиала принадлежит головному предприятию.По функционально-отраслевому виду деятельности выделяют следующие виды предприятий: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, строительные, инновационные внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические, предприятия связи и т.п.В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников предприятие может быть отнесено к малым, средним и больших к малым относятся предприятия с численностью работающих:- в промышленности и строительстве — до 200 человек;- в других отраслях производственной сферы — до 50 человек;- в науке и научном обслуживании — до 100 человек;- в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек;- в розничной торговле — до 15 человек.Предприятия могут объединяться в:

ассоциации — договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности, но лишь в той области, к которой имеет отношение ассоциация; корпорации — договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников; консорциумы — временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование;* концерны — уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей; картели — договорные объединения предприятий одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности; синдикаты — разновидность картельного соглашения, предполагающая реализацию продукции через единый совместный сбытовой орган или уже имеющуюся сбытовую сеть одного из участников объединения; тресты — монополистическое объединение предприятий, ранее принадлежащих разным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. Поскольку здесь интегрируются все направления деятельности, такие предприятия полностью утрачивают свою юридическую и хозяйственную самостоятельность; холдинги — специфические организационные формы объединения капиталов. Подобные объединения образуются, когда акционерное общество (товарищество) само непосредственно не занимается производственной деятельностью, а лишь использует свои финансовые средства для приобретения контрольных пакетов акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитала; финансовые группы (финансово-промышленные группы) — объединения юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей народного хозяйства, при формировании которых в качестве главных ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. Финансовую группу возглавляют один или несколько банков, которые распоряжаются капиталом предприятий, входящих в объединение, координируют все сферы их деятельности. При этом основным доходом деятельности банка должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не процент на кредит.

6 стр., 2662 слов

Экзамен: Государственное регулирование ценообразования в сфере строительства, ...

... поскольку отражают суть одного явления в разных плоскостях. Контроль - это проверка соблюдения строительными организациями и предприятиями строительной индустрии строительных норм и правил, технических ... это предпринимательское объединение, координирующее деятельность своих участников (ст. 121 ГК РФ). Подобные хозяйствующие субъекты получают в сфере строительства распространение в силу способности ...

1.3. Внутренняя и внешняя среда организации.

Предприятие — это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.Внешнюю среду подразделяют на: микросреду — среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и другие контактные аудитории; макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Поставщики – это разные субъекты хозяйствования, предприятие материально техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

8 стр., 3758 слов

ОТЧЕТ по практике: Анализ и оценка эффективности деятельности организации малого ...

... практики является Анализ и оценка эффективности деятельности организации малого бизнеса на примере ООО «Архоблстрой» , находящийся по адресу: 163002, г.Архангельск, ул. Касаткиной, д.13., основной вид деятельности которого является строительство зданий и сооружений. Технико-экономическая характеристика ООО «Архоблстрой» ООО ...

Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие предприятию в продвижении сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы — специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты – это соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.Контактные аудитории — это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде:

— природный;

— экологический;

-экономический;

— социальный.

Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса гривны относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.Нужно максимально учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды.

8 стр., 3610 слов

Бизнес план: По Экономике организации «БИЗНЕС ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ»

... Рассчитаем прибыль от внереализационной деятельности по формуле Пврд=Пар+Дб Пврд=228813,559+240000=468813,559 руб. Найдем балансовую прибыль предприятия по формуле БП=ОП+ППП+Пврд БП=642732+12819680+468813,559=13931225,56 руб. ... техники и мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства. С развитием рыночных отношений расширяется самостоятельность предприятий в установлении ...

На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Рынок – это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи. Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции: — регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг); — контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда); — распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики); — стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику); — информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере); — санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике:1) принцип свободы экономической, хозяйственной и предпринимательской деятельности, который проявляется в предоставлении субъекту собственнических и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;2) принцип свободного рыночного ценообразования;3) принцип главенства потребителя;4) принцип партнерства (на основе договоров и контрактных отношений);5) принцип государственного регулирования рыночных отношений (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых ограничений, налогового, финансово-кредитного и трудового законодательства).

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется также принципами:- взаимовыгодных и равноправных деловых отношений;- ответственности перед конечным потребителем;- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;- экономного ведения хозяйства;- соблюдения этического кодекса предпринимательства.Внутренняя среда организации – это совокупность внутренних ситуационных факторов внутри организации.

3 стр., 1488 слов

Бизнес-план: Как открыть предприятие по добыче щебня. Готовый бизнес-план по добыче щебня

... бизнес можно будет переоформить на ООО. Системой налогообложения Организационно-правовая деятельность Для пуска предприятия по добыче щебня ... карьера для добычи щебня. Провести разработку технологии по производству щебня. Технология производства щебня Технология производства щебня имеет два ... Количественный состав предприятия составит 54 человека, из них: админсостав – 6 человек, основные работники – ...

Внешняя среда организации – это совокупность активно хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

2.Деятельность организации в рыночных условиях, 2.1.Порядок создания и ликвидация организации

Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов. На начальном этапе определяется состав учредителей, и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников общества о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту учреждения в местном органе власти.Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:

заявление учредителя (или учредителей) о регистрации; устав предприятия; решение о создании предприятия (постановление собрания учредителей); договор учредителей о создании и деятельности предприятия; свидетельство об оплате государственной пошлины.

По завершении регистрации и получении свидетельства о регистрации сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения его в государственный реестр. Здесь предприятиям присваиваются коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций.

На заключительном этапе создания нового предприятия его Участники полностью вносят свои вклады (не позднее чем через один год после регистрации) и открывают постоянный расчетный счет в банке. Предприятие регистрируется в районной налоговой Инспекции, заказывает и получает гербовую печать и штамп. С этого момента предприятие функционирует как самостоятельное юридическое лицо.

Если предприятие создается как акционерное общество (АО), то его учредителям предстоит также осуществить подписку на акции. При открытой подписке учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, где указывают предмет, цели и сроки деятельности будущего акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительной конференции, намечаемый размер уставного капитала, количество и виды акций, их номинальную стоимость, сроки начала и окончания подписки на акции и другие требуемые сведения.

Подписавшиеся на акции обязаны до дня созыва учредительной конференции внести не менее 30% их номинальной стоимости. Если все акции распределяются между учредителями, то взнос должен составить не менее 50%. Полностью выкупить акции акционер обязан не позднее чем через один год после регистрации акционерного общества.

55 стр., 27335 слов

Дипломная работа: Глобализация и ее влияние на деятельность международных экономических ...

... их классификация, а также роль международных экономических организаций в экономике Кыргызской Республики на примере ВТО. Третья глава посвящена к изучению влияния глобализации на деятельность международных экономических организаций. ... национальных хозяйств понимает «…создание и развитие международных, мировых производительных сил, факторов производства когда средства производства используются ...

Затем проводится учредительная конференция. В ее задачу входит решение таких вопросов, как:

создание акционерного общества; утверждение устава АО; размер уставного капитала после завершения подписки на акции; выборы руководящих органов АО и др.

После учредительной конференции осуществляется регистрация вновь созданного акционерного общества, и оно может начинать функционировать.

Сравним процедуру государственной регистрации создания предприятия в России с подобной процедурой в Германии. По оценке, чтобы официально получить все разрешительные документы, позволяющие начать бизнес в России, предприятию необходимо потратить 1346 дней. Это связано с большим числом бюрократических барьеров, которые необходимо преодолеть предпринимателю. Между тем создание предприятия в Германии требует преодоления лишь трех процедур: 1) заверение уставных документов у нотариуса (занимает один час); 2) открытие счета предприятия в банке (20 минут); 3) регистрация автотранспорта фирмы (40 минут).

Итого вся процедура укладывается в два часа. При этом после первых двух процедур предприниматель, не дожидаясь регистрации своего вновь созданного предприятия в Торгово-промышленной палате ФРГ, может заниматься любым бизнесом: производством, торговлей, сервисом — всеми видами деятельности, которые не противоречат законам Германии. Подобная процедура характерна для всех стран Европейского сообщества.

Разновидности предприятий за рубежом. За рубежом сложились определенные типы предприятий. Представляют интерес шесть вариантов создания собственного будущего предприятия, рекомендуемых известным экономистом Г. Берлом10: инкубаторы; надомный бизнес; блошиные рынки; предприятия, выполняющие заказы почтой; передвижные предприятия, или предприятия временного характера; продажа товаров на приемах и во время демонстраций товаров. Все названные типы бизнеса имеют общие черты: индивидуальный характер деятельности и низкие либо гибкие требования к размеру первоначального капитала. Предполагается, что такие предприятия весьма мобильны и адаптивны.

Различаются они рядом особенностей.Широкое развитие в мире получили так называемые бизнес- инкубаторы — небольшие организации, призванные обеспечить размещение и необходимые условия для создания и функционирования новых, как правило, малых предприятий. Бизнес-инкубаторы предоставляют таким предприятиям различные помещения, оборудование, технические средства и услуги в области ведения бизнеса по доступным ценам. Это существенно облегчает начальную стадию развития нового предприятия, способствует уменьшению его издержек, снижает вероятность неудачи такого предприятия. В настоящее время в мире действует около 1000 инкубаторов, главным образом в США и европейских странах. В России система бизнес-инкубаторов пока не получила должного развития. В чем конкретно состоит преимущество системы бизнес-инкубатора? Бизнес-инкубаторы создают необходимую микросреду для поддержки малого бизнеса, начинающих предпринимателей. При относительно небольших финансовых затратах хорошо организованный бизнес-инкубатор способен помочь в создании 50—70 новых фирм. Как правило, он носит характер партнерства между правительством и частным сектором на основе взаимной выгоды.

Надомный бизнес должен быть «тихим» бизнесом, не нарушающим правил общежития в данном районе. Эта деятельность не обязательно ограничена домом. Многие виды услуг надомного бизнеса могут оказываться вне дома, например настройка пианино, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и т. д. При надомном бизнесе могут понадобиться домашний телефон (желательно с автоответчиком), копировальная техника, компьютер, пишущая машинка.

«Блошиные» рынки в настоящее время широко распространены в России, хотя называть их так пока не решаются. Участвовать в этом бизнесе могут как мелкие производители, так и розничные и оптовые торговцы. Во всем мире такие рынки очень популярны. Здесь можно изучить спрос на продукцию, купить небольшие партии товара для перепродажи и т. п., и все это — при минимальных затратах.

Больших специальных знаний, опыта, усилий, времени, капитальных вложений требует бизнес «услуги — почтой». Для получения достаточного количества заказов, обеспечивающих гарантированную прибыль, необходимо охватить значительное число людей. В условиях этого вида бизнеса процент реальных заказов может быть очень небольшим, и для того чтобы выжить и получить прибыль, нужно устанавливать значительную наценку на товар.

В последние годы в России получили широкое распространение передвижные, или временные, торговые точки, где продаются одежда, обувь, галантерея, парфюмерия, произведения искусства и др. Здесь же предлагаются горячие сосиски, пироги и т. п. Как правило, эти сооружения или место для торговли арендуются на незначительный или неопределенный срок. Оснащение таких торговых точек минимальное, складские помещения не требуются. Поэтому следует выбирать товар, который имеет быструю оборачиваемость и не является конкурентным по отношению к товарам, предлагаемым постоянными продавцами на данном рынке.

Наконец, торговля на приемах и по образцам по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности требует относительно меньше хлопот и затрат. Однако предпринимателю надо иметь возможность попадать на различные приемы, презентации и т. п.

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т. е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

политические факторы — стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций; социально-экономические факторы — покупательная способность отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, инфляционные процессы, состояние финансово-кредитной системы; правовые факторы — наличие и состояние законодательной базы предпринимательства.

Далее необходимо решить вопрос об организационно-правовой форме вновь создаваемого предприятия. При выборе формы следует учитывать стартовые условия предприятия. Большинство предпринимателей избирают форму товарищества с ограниченной ответственностью как наиболее приемлемую, при которой участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При подборе учредителей следует учитывать их платежеспособность, деловую репутацию, необходимость полного взаимного доверия. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательным образом.

Об этом сказано в п. 2 ст. 61 и ст. 65 Гражданского кодекса РФ.

После принятия участниками общества решения о ликвидации организация должна уведомить об этом налоговые органы в трехдневный срок. Такие правила вытекают из положений п. 1 ст. 62 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом важно соблюдать последовательность действий при увольнении работников в связи с ликвидацией.

Поскольку уведомить нужно всех работников, даже если они отсутствуют на рабочем месте (например, находятся в отпуске или на больничном), работодателю следует либо вызвать работника для ознакомления с уведомлением, либо отправить документ по почте с уведомлением о вручении.Законодательно установленной формы уведомления нет, поэтому оформить документ можно в произвольном виде.

Во-вторых, сообщить о предстоящей ликвидации и последующих увольнениях в службу занятости.Сделать это необходимо в силу положений п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Подать уведомление в письменной форме в орган службы занятости следует не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В уведомлении указывают должность, профессию, специальность и квалификационные требования к работникам, условия оплаты труда каждого из них.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией обособленного подразделения работодателю необходимо совершить все те же вышеуказанные действия, как и при увольнении в связи с ликвидацией организации. А именно уведомить работников за два месяца о предстоящем увольнении, сообщить о решении в службу занятости, оформить приказ об увольнении, заполнить трудовую книжку и личную карточку работника, выдать документы о работе и произвести все причитающиеся выплаты. В качестве основания увольнения в приказе и трудовой книжке указывается, что трудовой договор расторгнут на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя – является ликвидация организации либо прекращение деятельности работодателем — физическим лицом (п.1 ст.81 ТК РФ).

Как пояснил Пленум ВС РФ в своем постановлении от 17 марта 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» необходимым условием для расторжения трудового договора по рассматриваемому основанию являются:

для юридического лица — решение о  ликвидации юридического  лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст.61 ГК РФ).

Как следует из п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

— по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В юридической литературе прекращение деятельности работодателя — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, дополняются также следующими основаниями [1] : принятия самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности; прекращения предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда; вступления в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; аннулирования документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа.

Представляется, что отзыв лицензии, как основание для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, — не является безусловным, поскольку работодатель может продолжать хозяйственную деятельность и без лицензии. В таком случае должны учитываться обстоятельства каждого конкретного дела.

2.2 Ресурсы организации и их использование

В условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и производства. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции.В условиях рыночной экономики выживает предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит доходом высококвалифицированных специалистов.

Для выполнения основной цели своей деятельности – создание товаров и услуг, удовлетворяющих  потребности людей, увеличение прибыли — предприятие должно располагать определённым набором экономических ресурсов (факторов производства) – элементов, используемых для производства экономических благ.  Под ресурсами и факторами производства экономика предприятия понимает совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. 

Ресурсы предприятия многообразны, поэтому  возникает необходимость их классификации. В экономике организаций различают следующие виды ресурсов: трудовые, финансовые, природные, материальные и интеллектуально-информационные ресурсы. 

Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.Трудовые  ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе. В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную).

Величина  трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ —  верхнего и нижнего уровней трудоспособного  возраста, доли трудоспособных среди  населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного  возраста. Возрастные границы устанавливаются  в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными  источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи  с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран  Балтии, Закавказья, Средней Азии.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста. Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.Темп  роста исчисляется как отношение  абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к  их величине в начале периода.Количественная  оценка тенденций состояния и  использования трудовых ресурсов позволяет  учитывать и определять направления  повышения их эффективности.

Трудовые  ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными  и относительными показателями, а  именно: — среднесписочная и среднегодовая  численность работников; — коэффициент  текучести кадров; — доля работников, имеющих высшее и среднее специальное  образование, в общей их численности; — средний стаж работы по отдельным  категориям работников; — доля работников отдельных категорий в общей  их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной  численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность  работников за месяц рассчитывается путем суммирования численности  работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления  полученной суммы на число дней. Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности.

финансирования других затрат.

Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности.Финансовые  ресурсы государства и предприятий  являются непосредственными объектами  управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и  движением денежных потоков.Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.

Природные  ресурсы— совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.Имеет место данная классификация трудовых ресурсов:. По происхождению:

ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира); ресурсы природно-территориальных комплексов (горно-промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

По видам  хозяйственного использования: ресурсы промышленного производства, энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидра-энергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье), неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы); ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания).

По виду исчерпаемости:исчерпаемые, невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы), возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира), не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы), неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

Земельные ресурсы – это универсальный вид природных ресурсов, необходимый практически для всех сфер человеческой деятельности. Для промышленности, строительства, транспорта земля служит территориальным ресурсом, т.е. «плацдармом» на котором разворачивается хозяйственная деятельность человека.

Для лесного и сельского хозяйства особое значение имеет та часть земельных ресурсов, которая способна производить биомассу – это почвенные ресурсы.

Земля обладает рядом особенностей:

1) не может перемещаться в пространстве;

2) не может быть заменена другими ресурсами;

3) ресурсы ее ограничены размерами суши (и площадью конкретного государства);

4) многоцелевой ресурс, но каждый ее участок может быть использован только для одной цели (луг, пашня, строительство).

Структура мирового земельного фонда отражает характер использования земель. Далеко не все земли освоены, и не все могут быть освоены. Треть суши не пригодна для освоения, потому что ни при каких условиях не способна производить биомассу.

Самой ценной категорией являются обрабатываемые земли, их доля всего 11 %, но они обеспечивают почти 90 % необходимых людям продуктов питания.

Согласно оценкам доля земель пригодных для земледелия может быть в 2 раза выше (22 %).

Но следует оговориться:

1) большая часть плодородных земель уже введена в оборот;

2) использование новых территорий потребует значительных затрат (расчистка лесов, строительство оросительных систем, транспортировка урожая), но не гарантирует высоких урожаев.

Все страны мира различаются размерами пашни, степенью распаханной территории и показателями обеспеченности походными угодьями в расчете на душу населения. В целом по миру обеспеченность уменьшилась в 2 раза (за последние 30 лет) и тенденция сохраняется. Объясняется это ростом численности населения Земли, опустыниванием (главным образов, спровоцированным человеком) и отчуждением земель под промышленную и городскую застройку.

По степени  заменимости ресурсы бывают: незаменимые, заменимые.

По критерию использования: производственные (промышленные, сельскохозяйственные), потенциально-перспективные, рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).

Материальные ресурсы – это  предметы труда, которые образуют  материально-вещественную субстанцию  готового продукта и изменяют  в процессе производства свою  форму, а также способствуют  производственному процессу.

В материальные  ресурсы входят сырье и материалы,  покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы,  запасные части, топливо и энергия,  инструмент, малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы. Любому предприятию, даже  тем, которые выпускают небольшой  ассортимент продукции, для непрерывного  производственного процесса требуются  десятки и сотни наименований  элементов материальных затрат. 

Интеллектуально-информационные ресурсы —   совокупность нематериальных активов, документов, имеющих важное стратегическое значение для функционирования организации. Информационные  ресурсы предприятия служат инструментами  принуждения или стимулирования производственно-коммерческой деятельности, принятию управленческих решений и  обучению.Актуальной  темой в настоящее время является обеспечение защиты информационных ресурсов предприятия от чужого вторжения. Для ограждения от несанкционированного доступа к информационным устройствам  и базам данным разработаны различные  современные методы защиты.5 

Можно выделить 8 основных направлений использования финансовых ресурсов:

— капитальные вложения;

— прирост оборотных средств;

— другие материальные затраты;

— формирование финансовых резервов;

— финансирование социальных потребностей общества;

— удовлетворение личных потребностей отдельных граждан;

— обслуживание государственного долга (внешние и внутреннее);

— расходы на внешнеэкономическую деятельность. 

Из  внешних пользователей информации результаты анализа эффективности  использования ресурсов хозяйствующего субъекта — организации или индивидуального предпринимателя — могут также интересовать страховщиков, коммерческих и финансовых партнеров, а также клиентов и конкурентов. Так или иначе, большинство внутренних и внешних пользователей информации, участвующих в деятельности хозяйствующего субъекта (своей деятельностью, ресурсами, продуктами либо услугами), экономически заинтересовано в эффективном использовании ресурсов.

Эффективное использование ресурсов — важнейший  фактор обеспечения платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости хозяйственных организаций, поддержания  их конкурентоспособности, формирования достаточных ресурсов для развития  и получения достаточной прибыли в целях привлечения разнообразных инвесторов. Эффективное использование ресурсов хозяйствующими субъектами — также важнейшее условие увеличения предложения страховых услуг этим субъектам, расширения спроса на продукцию и услуги поставщиков, поддержания заинтересованности коммерческих партнеров организации в продолжении сотрудничества с нею, сохранения и увеличения привлекательности производимой продукции или оказываемых услуг для покупателей.

оценка целесообразности и рациональности постановки отдельных целей и задач в деятельности организации, обоснование их корректировки в изменяющихся условиях;

обоснование целесообразности и экономическая оценка конкретных путей и направлений совершенствования деятельности организации, применения отдельных экономических рычагов и инструментов управления.

2.3.Экономика Российской Федерации и перспективы ее развития

Экономика России — шестая экономика среди стран мира по объёму ВВП по ППС (на 2015 год).

По номинальному объёму ВВП за 2014 год Россия занимает 9-е место.

Номинальный ВВП России за 2013 год составил 44,5 трлн. рублей, ВВП по ППС — $2,23 трлн.

По номинальному ВВП на душу населения на 2013 год Россия занимает 54-е место по данным Международного валютного фонда.

По данным на 2015 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %

В структуре экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2012 году (в ВВП — 48,6 %).

Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходится всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП).

Строительство составляет всего 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5 % структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России).

Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП).

На чистые налоги на продукты приходится 14,2 % ВВП.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными, по отношению к 2011 году, выглядят: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химическое производство, обрабатывающие производства, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство и распределение электроэнергии, газа и воды (по данным до 2020 года).

В настоящее время отсутствует. Законодательно закреплено только административное деление на федеральные округа. Советская Россия делилась на одиннадцать крупных экономических районов: Северо-Западный, Северный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозёмный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время федеральной и региональной властями и бизнесом выстраиваются отраслевые кластеры.

Добыча нефти и газа сосредоточена в Западной Сибири, гидроэлектростанции, цветная металлургия и лесная промышленность — в Восточной Сибири. Дальний Восток выделяется добычей золота, алмазов, рыбы и морепродуктов. В Северном районе к основным отраслям относятся добыча угля, нефти, газа, апатитов, никеля и других металлов, а также заготовка леса и добыча рыбы. Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Уральский и Поволжский районы выделяются развитым машиностроением, химической, лёгкой, пищевой промышленностью, энергетикой и сферой услуг. Центрально-Чернозёмный район и Северный Кавказ имеют развитое сельское хозяйство и пищевую промышленность.

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой наиболее крупную отрасль в непроизводственной сфере и является основой жизнеобеспечения почти 104 тыс. населенных пунктов, где проживает свыше 103 млн. человек.

В отрасли осуществляют деятельность свыше 66,8 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности.

В непростое для экономики время жилищно-коммунальное хозяйство сохраняет позиции социально значимой и системно — образующей отрасли, сформировавшей за последний год более 5% валового внутреннего продукта страны.

Оборот отрасли ЖКХ составляет более 3 трлн. рублей.

Жилищный фонд отрасли составляет более 3 млрд. кв. м, сотни тысяч километров инженерных коммуникаций и объектов коммунального назначения, обеспечивающих технологические процессы поставки услуг потребителям. Сюда входят 18 видов услуг, формирующих среду обитания человека.

Коммунальная энергетика, потребляющая более 20% электрической и около 45% тепловой энергии, производимых в России, несет достаточно важную социальную нагрузку, обеспечивая эффективное обслуживание конечного потребителя – население, и занимает одно из основных мест в топливно-энергетической структуре нашей страны.

Вся эта энергия в той или иной степени потребляется системами содержания и эксплуатации предприятий электроснабжения, теплоснабжения и освещения населенных пунктов, а также системой обеспечения водоснабжения.

Сегодня отрасль жилищно-коммунального хозяйства находится под пристальным вниманием населения, общественности, политических партий, законодательных и административных органов. И это не случайно, ведь жилье, квартира, дом, благоустройство для каждого человека не просто житейская ценность, а существо жизни, ее качество, а значит, здоровье и хорошее настроение!

Жилищно-коммунальное хозяйство в 2013 году вступило в полосу инновационных преобразований. Направления деятельности были обозначены руководством страны. Большое внимание было уделено предложениям и обращениям граждан, трудовых коллективов.

Итогам развития отрасли и задачам на перспективу была посвящена расширенная коллегия Мин — региона России 29 февраля 2013 года и Всероссийский форум жилищно-коммунального хозяйства 12 апреля 2013 года.

Одним из важнейших вопросов, на который неоднократно обращало внимание руководство страны, является совершенствование регулирования отношений в сфере управления многоквартирными домами.

За последние годы в структуре рынка управления жилищным фондом и законодательном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами произошли значительные изменения.

Общее число многоквартирных домов составляет 2 451 146 единиц.

Число многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, составляет 87% от общего количества многоквартирных домов, в которых на собственников налагается подобная обязанность.

В этой связи можно констатировать, что начальная стадия становления рынка управления многоквартирными домами завершена.

На заседании Госсовета, посвященном вопросам развития ЖКХ в Сыктывкаре, Президент Российской Федерации ставил задачу формирования прозрачной цепочки «потребитель – управляющая компания – ресурса снабжающая организация».

Условия для функционирования такой цепочки в масштабах страны созданы. Это устранит почву для конфликтов между потребителями и поставщиками услуг и ресурсов.

Сегодня ликвидированы основные пробелы в отечественном жилищном законодательстве. Внесены изменения в законы, способствующие развитию конкуренции на рынке управления жилищным фондом, повышению уровня правовой защищенности граждан.

Так, упрощено создание ТСЖ, стало невозможным навязывание создания товариществ собственников жилья на стадии строительства.

Приняты требования к управляющим компаниям, которые сделали более понятным процесс организации их работы. Более подробно описан каждый способ управления.

Федеральный закон №ФЗ-261 «Об энергосбережении» заложил основы для выполнения задачи по наведению порядка в сфере ЖКХ, поставленной Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным: «Люди должны платить за реальные и качественные услуги, а не оплачивать «с потолка» взятые счета».

Новые правила предоставления коммунальных услуг установили четкие параметры их качества, направлены на организацию приборного учета и расчеты по показателям приборов. Увязаны параметры качества услуг и оплаты их потребителями.

Правительством Российской Федерации были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Теперь, норматив потребления будет разделен на две составляющие: индивидуальное и обще — домовые потребление.

Плата за услуги на обще — домовые нужды будет рассчитываться для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений. Платеж будет распределен более справедливо и обоснованно.

Разработана абсолютно понятная и прозрачная форма платежного документа. Теперь гражданин четко видит, за что и почему он должен заплатить. Недобросовестный плательщик больше не сможет сказать, что ему неверно начислена плата за потребленные услуги.

В целях повышения прозрачности управления жилищным фондом утвержден стандарт раскрытия информации

Правительство Российской Федерации учло особенности раскрытия информации товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами.

Управляющие компании являются необходимым участником рынка, который также нуждается в поддержке со стороны государства.

Поэтому следующим шагом стало регламентирование их взаимоотношений с ресурса снабжающими организациями.

Принято постановление Правительства Российской Федерации, которое регулирует заключение договоров и стандартизирует договорные отношения управляющих и ресурса снабжающих компаний.

Теперь поставщики обязаны обеспечивать на входе в дом подачу ресурсов такого качества и в таком количестве, чтобы управляющие компании могли в полном объеме выполнять свои обязательства перед потребителями услуг.

Все это не только повысит прозрачность отрасли, но и упростит работу участников рынка.

Принятие этого документа не обязывает перезаключать существующие договоры, но создает основу для урегулирования спорных моментов.

Много говорилось о необходимости введения механизма расщепления платежей.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 марта 2014 года №253, устанавливающее требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, которое позволит на практике решить этот вопрос.

В 2015 году продолжится совершенствование законодательной и нормативной базы.

В планах принятие нормативных правовых актов по вопросам:

– установления стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами;

– установления состава минимального перечня услуг и работ для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядка их оказания и выполнения;

– определения порядка государственного жилищного надзора;

– совершенствования правового регулирования эксплуатации и постановки на учет бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.

Самым важным является вопрос о дальнейшей судьбе рынка управления жилищным фондом, который за последние два года неоднократно становился предметом обсуждения, в том числе и на самом высоком уровне.

Большой потенциал представляет институт саморегулирования. Опыт внедрения в масштабах целой отрасли уже есть, это строительство, в ходе которого отработаны эффективные механизмы контроля, позволяющие не допустить на рынок недобросовестные управляющие организации.

Законопроект, предусматривающий введение обязательного саморегулирования, уже внесен в Государственную Думу.

Важным вопросом, который больше других волнует общество, является капитальный ремонт многоквартирных домов.

Большая работа проведена Фондом ЖКХ. Только за 2014 год улучшены жилищные условия 1,6 млн. человек, 42 тыс. человек расселено из аварийного жилья.

Для обеспечения деятельности Фонда ЖКХ до конца 2015 года планируется направить 217 млрд. рублей в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

В то же время необходимо двигаться дальше, понять, на каких принципах предстоит работать в будущем, как стимулировать желание собственников и обслуживающих организаций поддерживать жилье в нормативном состоянии.

Предложения Мин — региона России были рассмотрены на парламентских слушаниях, проработаны с регионами.

Предлагаемый законопроект оставляет самим регионам возможность выбора, по какой схеме будет работать система капитального ремонта в конкретном субъекте Федерации. Это позволит учесть региональные особенности, интересы основной массы жителей.

Уже принят закон о создании цивилизованного рынка услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, идет аналогичная работа в сфере теплоснабжения.

С целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства Министерством регионального развития Российской Федерации ведется работа по трем основным направлениям: стимулированию потребителей к оснащению приборами учета, экономии и надлежащей оплате энергоресурсов; созданию условий по повышению энергосбережения для населения в жилищном фонде, в том числе при новом строительстве; разработке методического и организационного сопровождения реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Федеральным законом «об энергосбережении» установлены обязательные требования по установке приборов учета. Но, учитывая динамику установки приборов учета, а также высокую для населения стоимость приборов учета потребления энергетических ресурсов. Мин — регион России совместно с заинтересованными Федеральными Ведомствами участвовал в подготовке изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении», согласно которым срок обязательной установки индивидуальных приборов учета газа перенесен на 1 января 2015 года, а коллективных (обще — домовых) и (или) индивидуальных приборов учета воды, электрической и тепловой энергии – на 1 июля 2013 года.

Во исполнение Федерального закона «Об энергосбережении…» Мин — регионом России разрабатываются требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Приказом Мин — региона России утверждены Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома, которые вступили в силу в июне 2014 года.

Помимо создания нормативно-правовой базы, необходимы конкретные мероприятия, которые позволят достичь поставленной цели по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта России на 40% к 2020 году.

Эти мероприятия должны предусматриваться и реализовываться в региональных и муниципальных программах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Министерство регионального развития определено ответственным исполнителем по обеспечению ежеквартального контроля реализации региональных программ и проектов в области энергосбережения, включая объемы и структуру их финансового обеспечения.

В целях информационного мониторинга хода выполнения региональных программ эффективности Мин — регионом России совместно с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства создан раздел «Энергосбережение» на информационном портале «Реформа ЖКХ».

В дальнейшем в целях мониторинга реализации региональных программ планируется использовать государственную информационную систему «Энергосбережения».

Опытом комплексного применения ресурсосберегающих технологий в жилищном строительстве стала реализация проектов строительства энергосберегающих домов экономического класса в рамках программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемых за счет поддержки госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Строительство энергосберегающего жилья уже стало нормой в Европе и Северной Америке.

В существующем жилищном фонде Российской Федерации значительную долю (в некоторых регионах до 80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся, по проектным

данным, самыми энергорасточительными сооружениями.

Фактические тепло — потери в таких домах на 20–30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации.

Наиболее значительные тепло — потери в зданиях происходят через наружные стеновые ограждения (42% в пяти- и 49% в девятиэтажных зданиях) и окна (32 и 35% соответственно).

Дополнительные тепло — потери вызывает также промерзание наружных ограждающих конструкций зданий.

Строительство энергосберегающего жилья в России является актуальной задачей.

Сейчас в регионах идет реализация плотных проектов по строительству энергосберегающих домов эконом — класса в рамках программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В создании таких домов участвуют 35 субъектов Федерации, уже сдано 19 домов в республиках Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Марий Эл, Ростовской, Белгородской, Калужской, Иркутской, Томской и других областях.

Вскоре будут введены в эксплуатацию еще 48 энергосберегающих домов. Необходимо распространить такой подход как можно шире. За этим будущее отрасли.

Благоустройство территории, обеспечение комфортных условий жизнедеятельности граждан – это один из наиболее очевидных и доступных показателей результативности деятельности муниципальных властей.

Однако до недавнего времени федеральное законодательство не содержало определения понятия «благоустройства» и не устанавливало круг задач, решаемых в этой сфере.

Эта же причина не позволяла закрепить критерии благоустроенности территории в качестве обязательного показателя оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Впервые за многие годы предприняты масштабные меры по созданию условий для благоустройства территорий.

В Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в части определения понятия «благоустройство территории поселения (городского округа)».

Во исполнение закона приказом Мин — региона России утверждены методические указания по разработке норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Впервые в российской истории реализована программа ремонта дворовых территорий, улучшившая условия проживания 9,7 млн. человек. На эти цели государство направило 26,8 млрд. рублей, в том числе 22,7 млрд. из федерального бюджета.

Работа в данном направлении будет продолжена. Повышение благоустройства территорий многоквартирных домов повышает доверие населения к органам государственной власти, улучшает внешний вид территории поселений, что, в свою очередь, привлекает инвесторов.

Цель подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2013–2015 годы – формирование условий для приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2013–2015 годы., направлена на завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры 13 субъектов Российской Федерации, финансирование, которых осуществлялось в 20013–2014 годах в рамках ранее действовавшей подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2014–2016 годы, а ввод в эксплуатацию осуществляется позже 2014 года.

На 2013–2015 годы также предусмотрено финансирование из федерального бюджета в объеме 15,6 млрд. рублей объектов подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2013–2015 годы.

Успешная реализация мероприятий подпрограммы позволит:

– обеспечить более комфортные условия проживания населения путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;

– обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;

– улучшить экологическое состояние окружающей среды.

Кроме этого, в рамках ФЦП «Жилище» на 2013–2015 годы предусмотрены мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры г. Норильска с ежегодным объемом со — финансирования из федерального бюджета 60,0 млн. рублей.

Согласно программе, к 2015 году доля коллекторов Г. Норильска, нуждающихся в замене, должна составить 16%, а доля потерь тепловой энергии в инженерных сетях – 5,5%.

Цель мероприятий – обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры Г. Норильска.

По итогам реализации мероприятий в 2013 году достигнуты следующие показатели эффективности: доля коллекторов, нуждающихся в замене, сократилась до 27,4% при плановом значении – 28%, доля потерь тепловой энергии в инженерных сетях составляет 5,9%, что соответствует планируемым показателям на 2013 год.

В рамках реализации мероприятий утвержденной Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2013–2017 годы предусмотрено оказание государственной поддержки субъектам Российской Федерации, предоставляемой в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на со — финансирование региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в объеме 3,0 млрд. рублей, предоставляемых ежегодно в 2013–2014 годах.

Цель программы – обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Мероприятия Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011–2017 годы» направлены на достижение основной цели программы, а также на привлечение в отрасль внебюджетных инвестиций.

Отбор региональных программ осуществляется на конкурсной основе.

В соответствии с требованиями, предусмотренными программой и приказами, одобрены программы 24 субъектов Российской Федерации.

Суммарные кассовые расходы Мин — региона России из федерального бюджета на реализацию подпрограммы в 2013 году составили 3 млрд. рублей, или 100% от годовых бюджетных назначений.

В соответствии с условиями программы государственная поддержка, предоставленная бюджетам субъектов Российской Федерации, направлена регионами на финансирование строительства и реконструкции 136 объектов в населенных пунктах, численность населения которых не превышает 100 тыс. человек.

По отчетным данным субъектов Российской Федерации, на 1 января 2014 года введено в эксплуатацию 29 объектов.

В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2013–2015 годы предусмотрено финансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) в объеме 2,88 млрд. рублей, в том числе в Забайкальском крае – 201,0 млн рублей, Амурской области – 578,0 млн. рублей, Иркутской области – 521,0 млн. рублей, Республике Бурятия – 1580,0 млн. рублей.

В 2014 году осуществлено перечисление средств федерального бюджета в бюджеты Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской и Иркутской областей в объеме 498,48 млн. рублей, или 100% от годовых бюджетных назначений.

Важнейшим вопросом, затронутым Президентом Российской Федерации на заседании Госсовета, является санитарное состояние населенных пунктов Российской Федерации и обращение с отходами потребления.

Необходимо отметить, что система сбора и утилизации в регионах Российской Федерации до настоящего времени комплексно не решена.

Организация новых производств по утилизации отходов потребления, а также полигонов, отвечающих современным экологическим и экономическим нормам, практически не ведется.

Мусоросортировочные комплексы и мусороперерабатывающие заводы в населенных пунктах субъектов Российской Федерации практически отсутствуют.

Основная причина – не действуют механизмы экономического стимулирования долгосрочного инвестирования в отрасль переработки и обезвреживания отходов.

Выход из создавшегося положения Мин — регион России видит в разработке и реализации в регионах Российской Федерации долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с отходами потребления и вторичными материальными ресурсами и генеральных схем очистки территорий поселений.

В планах Мин — региона России законодательное оформление четких правил работы в сфере утилизации отходов потребления.

На текущий момент в сфере ЖКХ осуществляют свою деятельность свыше 66,8 тыс. предприятий и организаций.

При этом доля частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения составляет 69,4% от общей численности предприятий, в теплоснабжении – 92,1%, в электроснабжении – 87,2%, в сфере утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов – 75,8%, в газоснабжении – 92,1%.

За семь лет наиболее активный рост предприятий частной формы собственности произошел в секторе жилищных услуг, где их доля возросла более чем в 3,7 раза: с 25% в 2003 году до 93,3% по состоянию на 1 июля 2014 года.

Много лет важнейшей проблемой ЖКХ называли недостаток инвестиций в отрасль. Сегодня можно говорить о позитивных сдвигах. Отмечен интерес частного капитала к отрасли.

Появились крупные частные операторы: Группа компаний «Рос — водоканал», ОАО «Евразийский», «Российские коммунальные системы». Международный банк развития и реконструкции и Европейский банк развития предоставили отрасли займы порядка 1,5 млрд. долларов.

Сбербанком России утверждена Концепция участия ОАО «Сбербанк России» в проекте модернизации и реформирования ЖКХ.

Мин — регионом России реализуется утвержденный Правительством Российской Федерации План действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, основной идеей которого является обязательное применение параметров долгосрочного

тарифного регулирования.

В рамках плана идет реализация плотных проектов в Тамбовской, Кировской, Архангельской, Новгородской, Челябинской, Волгоградской, Нижегородской, Оренбургской, Московской областях, Пермском Крае.

Основным инструментом, призванным обеспечить плавный переход к оптимизации потребления, комплексной оптимизации технологических инфраструктурных систем и сбалансированному распределению затрат потребителей и доходов субъектов естественных монополий между сферами коммунального хозяйства, является Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (ПКР).

Такие программы уже приняты во всех муниципалитетах республик Коми, Башкортостан, Марий Эл, Алтай, Алтайского Края, Костромской, Калининградской, Астраханской, Кемеровской, Амурской и Сахалинской областях.

До конца года 2014 года такие программы должны быть приняты повсеместно.

Проводимая работа уже приносит реальные результаты. Впервые за несколько лет в ряде регионов снижен уровень износа основных фондов: это республики Саха (Якутия), Хакасия, Ненецкий и ханты-мансийский автономные округа, Камчатский край, Волгоградская, Костромская, Липецкая, Омская, Ульяновская области. Особенно заметное снижение износа произошло в республиках Дагестан и Коми, Амурской, Челябинской и Сахалинской областях.

Осенне-зимний период 2013–2014 годов, несмотря на все имевшиеся катаклизмы и аномальные явления, прошел в целом нормально. Все жилищно-коммунальные системы выдержали нагрузку. Всего за этот период произошло 17 аварийных и чрезвычайных ситуаций. В прошлом

отопительном периоде их было 22 (сокращение на 22,7%).

Вместе с тем возросло число технологических сбоев на объектах ЖКХ. страны: с 18 940 в предыдущем периоде до 19 792 случаев в настоящее время (рост 4,5%), что говорит об острой необходимости модернизации и капитального ремонта коммунальной инфраструктуры.

Процесс реформирования жилищно-коммунального комплекса выявил проблему кадрового дефицита отрасли.

Мин — регион России утвердил План мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров организаций жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований на 2014–2016 годы.

Задачи, стоящие перед работниками жилищно-коммунального хозяйства страны, обширны и многогранны, и от их решения будет зависеть создание надлежащей среды жизнедеятельности граждан и повышения качества обслуживания населения.

Заключение, Список используемых источников