Отечественные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине X I X и начале X X вв.
Петр Лавров и Николай Михайловский – представители так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.
Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева.
Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идеи равенства и справедливости.
Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. Представители ортодоксального направления – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин; Представители “легального” направления – П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей “социокультурной школы” в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. Будучи руководителем кафедры Петроградского университета, он определял социологию как науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в среде себе подобных. Сорокин подчеркивал: “Без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты – верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, – не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека”.
Иван Александрович Ильин, обобщая свои наблюдения, писал: “Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует…; по-своему возносится духом и кается; по-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: “У каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий склад”.
Типы моделей экономического человека
... откуда взялись в экономической науке модели поведения человека в экономике вместо целостного представления о человеке, нужно присмотреться к тому, когда возникли первые теории экономического поведения. С XVIII века идеи прогресса и просвещения ...
Среди наших российских современников, проводивших исследования, результаты которых стали появляться у нас лишь в 80-х гг. X X в., можно отметить такие работы, как: “Внимание конфликт!” Ф.М.Бо- родкина и Н. М. Коряк. Им удалось показать, что конфликт является одним из средств управления; Э.А. Уткин в учебном пособии “Конфликтология: теория и практика” рассматривает основные пути и методы предупреждения конфликтных ситуаций.
Проблема предупреждения и предотвращения
конфликтов.
Разнообразие форм деятельности по предупреждению конфликтов детерминировано многообразием самих конфликтов. Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов считается предотвращение их причин.
Различают частичное и полное предотвращение конфликта, раннее предупреждение и упреждающее разрешение. Частичное предотвращение заключается в нивелировании действия одной из причин данного конфликта или в ограничении ее негативного влияния на сложившуюся проблемную ситуацию. Полное предотвращение предполагает нейтрализацию всех факторов, составляющих основу данного конфликта.
Технологии предупреждения конфликта – это совокупность методов, приемов и способов воздействия на предконфликтную ситуацию с целью устранения возникшего противоречия и недопущения столкновения сторон (конфликтной фазы).
Предупреждение конфликтов направлено на работу с конкретными формами возникающих противоречий.
А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова выделяют общесоциальный и психологический уровни деятельности по предотвращению конфликтов.
Предотвращение конфликтов на общесоциальном уровне предполагает выявление и устранение крупных экономических, социальных, политических факторов, дезорганизующих социальную жизнь. Речь идет о перекосах в экономике, резких различиях в уровне и качестве жизни разных социальных групп, политической и социальной неустроенности, неорганизованной и малоэффективной системе управления и т.п. Последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах всех групп общества; укрепление правопорядка и законности; повышение культурного уровня общества – весь комплекс перечисленных действий является универсальным предупреждением негативных явлений.
Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Задача: Решение задач по Макроэкономике
... на бизнес 58 Прочие выплаты 0,5 Решение: Все данные, приведенные в условии задачи, относятся либо к числу статей доходов ... платежи). Импорт – это приобретение у иностранного контрагента товара с ввозом его в страну из за границы. Чистые инвестиции ... 390 Индивидуальные налоги 590 Решение: Данные, представленные в задании, позволяют рассчитать ВНП по расходам или по доходам. Используя первый ...
Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить конфликт, надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта. Когда люди придерживаются различных норм и правил, тогда они в конфликте обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Желательно, чтобы каждая сторона имела возможность высказать свои претензии без перебивания, по очереди. Полезно бывает, чтобы обе стороны постарались взглянуть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, не привязанного к точке зрения ни одной стороны.
Эфективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; достаточно высокий уровень демократической культуры в обществе; развитая социальная активность главных слоев населения; наличие опыта конструктивного решения конфликта; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет прежде всего о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов. В зависимости от возможных моделей разрешения конфликта, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются 5 основных стилей разрешения конфликта.
Практическая часть 2. Задание 1.
Приложение 2, задача 1:
У – менеджер и два сотрудника
КС двух сотрудников в курительной комнате
И – в течении часа эти же сотрудники опять курят
О – курение в рабочее время
Решение конфликта: Скажу сотрудникам чтобы шли на свои рабочие места, в ином случае буду штрафовать за курение в рабочее время.
Задача 2:
У – начальник и сотрудница
КС – напряженная обстановка в отделе
И – находясь на больничном, она кого-то встречает в аэропорту
О – находиться в полном здравии
Решение конфликта: Подойду к сотруднице и попрошу объяснений, почему она находясь в полном здравии не выходит на работу и в этом случае больничный лист будет не оплачен.
Задача 3:
У – две сотрудницы
КС – претензии за оскорбления
И – ошибки в работе
О – оскорбление
Решение конфликта: Вторая сотрудница должна перестать делать ошибки в работе, чтобы не получать претензии.
Приложение 3, задача 1:
Задача: Решение задач онлайн по макроэкономике
... баланса. Список использованной литературы: 1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; ... вызванное повышением мировой ставки процента. Решение: Повышением мировой ставки процента непосредственно ... больше, чем данная страна — нерезидентам. Задача № 5.8. Влияние валютного курса на ... Компания Германии экспортировала автомобили в США по цене $10000. Валютный курс составлял $ ...
У – руководитель, работник, заместитель
КС – руководитель, принимает, на работу не подготовленного работника не согласовав это с заместителем, у которого в подчинении этот работник
И – заместитель представляет докладную записку на работника. Руководитель тут же рвет эту записку.
О – докладная записка
Решение конфликта: Подготовить данного сотрудника к работе, дать испытательный срок.
Задача 2:
У – начальник и подчиненный
КС – начальник не выдал премию одному из работников
И – начальник не смог объяснить причину, сказал только «Это я вас учу»
О – премия
Решение конфликта: Выяснить причину не выплаты премии, именно ему из всех подчиненных. И причину высказывания: «Это я вас учу». И только от этого двигаться дальше.
Задача 3:
У – начальник и подчиненный
КС – отказ подчиненного ехать на курсы
И – до пенсии ему осталось полтора года
О – курс повышения квалификации
Решение конфликта: Начальник ставит условия подчиненному: если он не поедет на курсы повышения квалификации, то он будет уволен.
Приложение 4, задача 1:
У – предприниматель и налоговый инспектор
КС – наложение штрафа на предпринимателя
И – разъяснение причины штрафа
О – штраф
Решение конфликта: Узнать у инспектора причину наложения штрафа, попробовать решить проблему без наложения штрафа.
Задача 2:
У – руководитель, заместитель, сотрудник
КС – опоздания сотрудников на работу
И – руководитель хочет решить проблему с опозданиями на работу
О – сотрудники
Решение конфликта: Узнать у заместителя каковы его соображения, если они подойдут, то предпринять меры.
Задача 3:
У – начальник и сотрудник
КС – составления срочного отчета в конце рабочего дня
И – отказ в составлении отчета, ссылаясь на усталость
О – рабочий день уже закончился
Решение конфликта: Сотрудник должен остаться после рабочего дня для составления срочного отчета, иначе начальник его лишит премии.
Приложение 5, задача 1:
У – служащая
КС – сотрудница эмоционально реагирует на разговор
И – критикую свою служащую
О – каждый раз приходиться свертывать беседу и не доводить разговор до конца
Решение конфликта: Сказать своей служащей что не нужно так эмоционально принимать разговор, просто спокойно ей всё объяснить.
Задача 2:
У – сотрудник
КС –не принимая ваши замечания по поводу очередного рекламного проекта
И – во время деловой встречи с вами, сотрудник вышел из себя
О – подрывает мой авторитет
Решение конфликта: Скажу подчиненному что он не должен так себя вести на деловой встречи, если ещё раз такое повториться буду вынужден подумать о его увольнении.
Задача 3:
У – несколько подчиненных
КС «тусовки» прямо на рабочем месте
И – постоянно вижу их вместе
О – немотивированные действия
Решение конфликта: В серьёз поговорить с этими подчиненными и заключить с ними письменный договор о том что они будут хорошо работать.
Нетрадиционный курс по математике в 6 классе «Решение задач ...
... для принятия эффективных совместных решений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Математика. 6 класс» ...
Тема 3: Возрастная структура общества. Старение населения как социально — демографический процесс.
Возрастная
В конце 19 в. основными чертами воспроизводства населения России была высокая рождаемость и высокая смертность, причем последняя в первую очередь была характерна для детских возрастов, хотя, конечно, ее влияние сказывалось и на группах в целом уровень рождаемости значительно перекрывал уровень смертности, то характерной чертой возрастной структуры общества было мягкое преобладание детских и молодых возрастов. Такая тенденция господствовала в период с 1897 до конца 1920-х.