Автор методического материала: , учитель высшей категории.
Предмет: обществознание.
Класс 7
План-конспект урока.
Тема: Экономика и её основные участники.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов.
Задачи:
— формировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках;
— раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;
— выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности ее участников;
— помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство).
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
2. Изучение нового материала.
В нашей жизни мы постоянно с вами вступаем в экономические отношения, которые пронизывают всю нашу жизнь. Ежедневно мы слышим разговоры дома и на улице о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки, магазины. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают накормить, обуть и одеть, отправить на отдых.
Как вы думаете, как называется то огромное хозяйство, которое обслуживается нас.
Ответы детей. (Экономика).
Правильно, экономика.
О чем сегодня мы с вами будем говорить? Какова тема нашего урока. Ответы учащихся.
Слайд 1. Тема нашего урока «Экономика и ее основные участники». Запишите тему в тетрадях. На занятии мы будем объяснять понятия «экономика», «производитель», «потребитель», «производительность труда» и попробуем выяснить – зачем нужна экономика.
Будем работать по следующему плану.
Слайд 2. 1.Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.
3. Основные участники экономики.
Экономика и её основные участники план-конспект по обществознанию (7 класс)
... «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока « Экономика и её основные участники». (Слайд 1) ... жизни общества. Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, ... нат у ральное и товарное. Вопрос классу: Вспомните, что такое ... Основные участники экономики. Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93. Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7). ...
– Давайте вспомним происхождение слова «экономика»? (слово «экономика» произошло от греческих слов «экос» — «дом», «хозяйство» и «номос» — закон»).
Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий автор Ксенофонт (V в. до н. э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.
Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (IV в. до н. э.).
В своих экономических рассуждениях он выходил далеко за рамки домоводства. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли античности.
Английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) утверждал: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сделали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».
Итак, попробуем дать определение, что такое экономика.
Слайд 3. – А теперь проверим, какое определение слову «экономика» дается в учебнике. Используя словарь в конце учебника дайте определение экономики.
Экономика это – 1. хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров;
2. народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности).
Запись определения в тетрадь.
Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления.
Слайд 4. К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий хлеб. (Потребление.)
Слайд 5. Посмотрите на экран. Определите сферы экономики.
Слайд 6. Дальше мы с вами поработаем с текстами. Определите, какое из проявлений экономики мы наблюдаем в следующих текстах.
— Вы все, наверное, помните сказку «Репка». Давайте вспомним ее содержание и определим, какое из проявлений экономики мы здесь встречаем.
Слайд 7. Посадил дед Репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
«Экономика и ее основные участники» открытый урок по ...
... в группах по 2 человека с Конституцией. – глава 2., Найдите пожалуйста статьи, об экономике Слайд Зачитываем вслух. Проверяем по слайду. Запишите их в ... экономической) Ст.37 (свободен, способностями, профессию) IV . Рефлексия. Наш урок заканчивается и я хочу сказать… - На этом уроке я узнал… - На уроке ... на базар и купила самовар? (Да ) Старик по отношению к золотой рыбке. ( Нет, так как старик не ...
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут – вытянули репку!
Ответ – производство.
Слайд 8. Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в считалочке? Считалочку с доски читает ученик.
Считалочка
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда!
Ответ – распределение.
Слайд 9. Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в английской песенке «Барабек»»? Песню читает ученик.
Барабек (английская песенка)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
Ответ – потребление.
Слайд 10. Какое из проявлений экономики мы наблюдаем в ? Стих читает ученик.
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому в лапочку.
Ответ – обмен.
– Перечислите виды проявлений экономики. Какой вывод можно сделать?
Вывод: к основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Запишите в тетрадь
Слайд 11. Определите, к каким проявлениям экономики относятся следующие действия.
Изготовление елочных игрушек (производство), составление плана расходов семьи на месяц (распределение), завтрак в школьной столовой (потребление), посещение парикмахерской (потребление), выплата пособия семьям на детей (распределение), использование освещения в быту (потребление), закупка снаряжения для туристического похода (обмен).
Физкультминутка.
Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.
2. Зачем нужна экономика
Слайд 12. У человека разнообразные потребности: в пище, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Для обеспечения жизни и деятельности человека. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.
Конспект и презентация обществознания в 7 классе «Экономика ...
... производительность труда, низкий уровень жизни людей и экономики в целом) Слайд 11 Товарное хозяйство- это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определённых ... и распределение; стр.131 – обмен и потребление) Слайд 6 Назовите сферы экономики (картинка №1 – распределение;. картинка № 2 – потребление; картинка № 3- производство; картинка № 4 -обмен) Слайд 7 ...
Слайд 13. Давайте посмотрим, как развивалась экономика во время ВОВ. Война резко изменила задачи, стоявшие перед советской экономикой. Особое значение в первые месяцы войны приобрели массовое перебазирование из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту.
В экономической политике правительства страны выделяются два периода. Первый: 1941 г. – конец 1942 г. – перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях поражений Красной Армии и потери значительной части экономически развитой европейской части территории Советского Союза. Второй: 1943-1945 гг. – стабильно возрастающее военно-промышленное производство, достижение экономического превосходства над Германией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях.
В первую очередь требовалось перебазировать в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь и Среднюю Азию предприятия оборонного комплекса, большая часть которых до войны размещалась в европейской части СССР. Вместе с оборудованием заводов эвакуировалась часть рабочих, чтобы на новом месте начать монтаж оборудования и в максимально короткие сроки возобновить выпуск продукции. В огромной степени возросло значение Урала. Вскоре уральская промышленность стала производить до 40 % всей военной продукции, в том числе 60 % средних и 100 % тяжелых танков. Каждый второй снаряд делался из уральской стали.
Слайд 14. Экономические продукты создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.
Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Слайд 15. Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания.
Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Слайд 16. Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных , производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.
Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ...
... научного познания состоят в следующем: уточнена двойственная природа инвестиционной парадигмы развития региона как системного элемента национального экономического пространства и как ситуационного локализатора инвестиционного ориентира развития региональных экономик, ... Актуальность темы исследования Особенно острыми вопросы устойчивости регионального управления становятся в контексте всесторонней ...
Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.
3. Основные участники экономики.
С помощью учебника (стр. -93-94) дайте определения производителя и потребителя. (Запись в тетрадях).
Слайд 17.
Для закрепления выполняем задания.
1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»).
Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
– В чем взаимосвязь между производителем и потребителем? (Производитель и потребитель связаны, т. к. они обеспечивают удовлетворение потребностей друг друга. Одни получают товары и услуги, другие прибыль от произведенных и реализованных экономических продуктов. Обеспечивая потребителя товарами и услугами, производитель ориентируется на то, в чем тот нуждается. В то же время потребитель своими действиями подсказывает, что, в каком количестве и в каком ценовом пределе ему необходимо).
Слайд 18. Таким образом, целями участников экономики являются: получение прибыли для производителя и удовлетворение своих потребностей с наименьшими затратами для потребителя.
Слайд 19. Что прибыль? Превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами.
II. Подведение итогов урока.
– А теперь давайте проверим наши знания
Слайд 23. 1.Что такое экономика.
2. Какое слово лишнее, почему? потребитель, производитель, экономика.
3.Какое из понятий верно:
—экономика – хозяйство, способы его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров;
—экономика – народное хозяйство страны, включающее все виды производственной деятельности.
Домашнее задание: § 8, вопрос № 2, 4 из рубрики «В классе и дома» на стр. 96.
При наличии :
Слайд 20. Заполнить таблицу «Натуральное и товарное хозяйство».
Слайд 21. Ответы к таблице.
Спасибо за урок! До свидания.