Список использованных источников
Приложение А — Финансовая система Российской Федерации (Родионова В.М.)
Приложение Б — Финансовая система России
Работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в экономике России. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, поскольку экономическая жизнь страны во многом зависит от ее условий. В связи с этим необходимо осознать всю важность этой системы, понять, как работает ее механизм и как работает финансовая система Российской Федерации.
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и дискуссий. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой финансовые отношения, сгруппированные по определенному критерию. Финансовые отношения как таковые присутствуют практически везде в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Поэтому сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать ее структуру и следить за ее изменениями, чтобы быть компетентным в этом вопросе.
Актуальность данной темы курсовой работы определяется также необходимостью учитывать направления развития финансовой системы Российской Федерации, которая является одним из важнейших факторов экономического роста.
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы Российской Федерации и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.
Объектом курсовой работы является финансовая система РФ. Объектом курсовой работы являются финансово-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы Российской Федерации между государством, муниципальными образованиями, хозяйствующими субъектами и населением.
Кредитная система Российской Федерации
... находятся в Москве, 15 - в Санкт-Петербурге. В 18 субъектах Российской Федерации действует по одной кредитной организации с участием нерезидентов. Кроме того, 25 банков со 100-процентным участием нерезидентов имеют на территории Российской Федерации ...
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды российских учёных, таких как Литовченко В.П., Грязнова А.Г., Дадашев А.З. и другие.
В исследовании использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и сравнение.
Информационной базой курсовой работы послужили статьи таких периодических изданий, как «Вопросы экономики», «Проблемы прогнозирования», «Финансы и кредит», «Государство и право», «Финансовое право», «Мировая экономика и международные отношения», а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства финансов РФ, Российской газеты и др.
1 Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы
Финансы — неотъемлемый элемент общественного производства на всех уровнях управления. Без финансирования невозможно обеспечить индивидуальный и общественный оборот производственных товаров на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать более быстрое внедрение достижений науки и техники и удовлетворять другие социальные потребности. Такие потребности хозяйствующих субъектов и государства приводят к возникновению различных типов финансовых взаимоотношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами — с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете [1].
При всем своем разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие характеристики, которые позволяют объединять их в отдельные группы. Группировка финансовых отношений может осуществляться по различным критериям, но наиболее разумной является классификация этих отношений по объективным критериям. Финансовые отношения по своей природе являются распределительными, поскольку распределяют часть стоимости общественного продукта между субъектами. Они являются субъектами, которые формируют целевые фонды в соответствии с их ролью в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются методы организации финансов. Порядок формирования и использования финансовых ресурсов и финансовых средств.
Финансовые отношения, сгруппированные по определенному критерию, образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всем их разнообразии можно объединить в отдельные и относительно изолированные группы — сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами [3].
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных средств и органов финансового управления. Говоря о финансовой системе государства (точнее было бы сказать — национальной экономике), мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования [5].
Человек в системе экономических отношений
... образования в рыночных отношениях. Беседа должна строиться в доброжелательной системе отношений т.к. трудные подростки, с очень низким интеллектуальным потенциалом, хорошо воспринимают, и в классе отпадает ... цель урока может быть тоже многогранной:, Либо учитель выбирает: 1) Развитие у учащихся экономических знаний (в классе отсутствует подавляющее большинство правонарушений и в целом класс « ...
Термин и понятие финансовой системы государства очень распространены в области научных исследований и широко используются как в юридической, так и в экономической литературе вместе с не менее распространенным понятием «финансово-кредитный механизм». Нередко наблюдается их перекрестное применение; зачастую возникает еще более аморфное словосочетание — «область финансов» или просто «финансы». В любом случае, не только логика научных исследований, но потребности практики требуют использования некоего обобщающего понятия, отражающего агрегированное функционирование финансовых институтов в той или иной национальной экономике [2].
Нельзя сказать, что многочисленные попытки создать такое обобщающее понятие не дали результата, но приходится констатировать, что понятие финансовой системы, как, ни одно другое из категорий финансового права, имеет множество смыслов, зависящих от взглядов авторов и контекста исследования. С точки зрения дальнейшего развития теории финансового права такое положение вещей указывает на определенный методологический пробел, который отрицательно сказывается на гармоничности категориального аппарата науки.
Является ли понятие финансовой системы правовой категорией? Утвердительный ответ на этот вопрос требует, по крайней мере, наличия законодательного определения или правовой структуры, в которой это понятие имеет юридическое значение. Однако реальная картина носит обратный характер — к финансовой системе в литературе причисляют те или иные экономические институты, могущие быть классифицированными как финансовые, и следовательно, само финансовая система — явление собирательное и, таким образом, не имеющее собственного правового значения [4].
С этим связана следующая особенность финансовой системы: глубокая зависимость от социально-экономической формации, которая в то или иное время доминирует в общественном производстве. И поскольку финансовые отношения являются экономическими отношениями, логично предположить, что, конечно, возможны как «финансиализация», так и «определение» определенных отношений, а также общее расширение или сокращение объема финансовой системы.
В связи с этим, широкое распространение получило следующее определение финансовой системы — это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с законодательством [6].
Кроме того, существует аналогичное понятие «финансовая система», которое в некотором контексте будет синонимом термина «финансовая система», или в этих концепциях следует проводить различие. Финансовая система — это совокупность однотипных экономических отношений, объединенных понятием и функцией финансов.
Финансовая система — это концепция, выходящая за рамки конкретного финансового законодательства. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия [5].
Регулирование экономики государства
... теория агентских отношений, теория прав собственности, теория общественного выбора и конституционная экономика, новая экономическая история и т.д. Среди наиболее значительных представителей ... распространенными современными типами экономических систем являются плановая и рыночная. Плановая (командная) экономика - это такой тип экономической системы, при котором государство при помощи планирующих ...
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Кроме того, роль финансовой системы состоит в том, чтобы влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны с помощью финансовых отчетов. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:
- финансовое обеспечение (государственный бюджет);
- финансовое регулирование (система налогов).
Таким образом, можно сказать, что никакая другая система в стране не является более важной и важной, чем финансовая.
Никто и ничто не чувствует кардинальных изменений в экономике так болезненно, как финансовая система государства. именно она обеспечивает успех или провал всей реорганизации экономики, определяет взлет или падение политического имиджа независимого государства.
Целесообразно также при описании сущности финансовой системы рассмотреть выполняемые ей функции [7].
С точки зрения функционального подхода понятие финансовой системы по своему содержанию мало меняется в зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, как правило, неизменными и соответствуют определению финансов как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:
- распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;
- обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Это означает, что цель финансовой системы — наладить такое количественное и качественное взаимодействие органов управления с хозяйствующими субъектами, которое отвечает целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета [8].
Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции [10].
Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической категории.
Часть экономистов (Л.А. Дробозина, В.М.Родионова) считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система выполняет и другие функции: операционную, стимулирующую, перераспределительную, репродуктивную.
Часто в экономической литературе встречаются мнения о том, что финансы выражают перераспределительные отношения (в основном бюджетные), и, следовательно, функция финансовой системы состоит в перераспределении.
Роль корпоративных финансов рыночной экономике
... работы, является определить роль корпоративных финансов в рыночной экономике. Для этого необходимо решить следующие задачи: дать определение корпоративных финансов, рассмотреть функции корпоративных финансов, определить место корпоративных финансов в системе государства, рассмотреть финансовые отношения организаций между собой ...
Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы [9]:
- обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей в другие;
- обеспечение способов управления рисками;
- обеспечение способов клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная функция);
- обеспечение механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях (паевого участия в капитале);
- информационная поддержка (снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений разных отраслях экономики) [10].
Предполагается, что управление является основной функцией любой системы. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», определяющие целевое использование финансов в общественном воспроизводстве. Следовательно, основная функция финансовой системы — управлять набором определенных денежных отношений. Таким образом, финансовая система — это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.
Никто и ничто не чувствует кардинальных изменений в экономике так болезненно, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и финансовое положение государства зависит от надлежащего выполнения его функций.
1.2 Эволюция финансовой системы
Финансовая система Российского государства начала складываться в IX-X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система финансового управления начала формироваться постепенно с конца 15 века.
В 18 веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только доходами государства. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.
Надо отметить, что в эпоху бурного развития капитализма в России (конец XIX — начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составили около 60% доходов государственного бюджета. В то же время бюджет был профицитным, и Россия была одной из крупнейших ведущих держав мира.
Первая мировая война негативно повлияла на финансовую систему России. Для покрытия растущих военных расходов правительство стало повышать ставки налогов, а также вводить новые налоговые платежи [12].
После Октябрьской революции 1917 г. в результате политики «военного коммунизма» финансовая система России (так же как и денежно-кредитная) была разрушена. Его восстановление началось только с началом НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю, местные ремесла и появились иностранные концессии. разработана система налогов, ссуд, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что было одним из основных условий функционирования налоговой системы.
Впоследствии, после отмены НЭПа в конце 1920-х годов, финансовая система России развивалась в направлении, противоположном глобальному процессу развития. Они перешли от налогов к административным методам получения прибыли от бизнеса и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики — экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места для налоговой системы по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения — независимого частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью [11].
Финансово-экономический анализ деятельности предприятия
... экономического анализа; в профессиональном – финансово-экономический анализ деятельности в соответствующих отраслях. Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей отражающих, процесс формирования и использования его финансовых средств и ...
Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».
После прихода к власти Горбачева в соответствии с законом СССР 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» был проведен эксперимент по распространению новых методов хозяйствования на предприятии. Суть эксперимента сводилась к тому, что основными принципами хозяйственной деятельности были признаны полноценная и хозрасчетная бухгалтерия. Эти принципы означали ограничение и полный отказ от бюджетных ассигнований. При этом бизнес использовал регуляторный метод распределения доходов. Установлены нормативы отчислений в бюджет, фонд производственного и социального развития, фонд оплаты труда, другие централизованные фонды и резервы.
Регулирующим методом распределения доходов стал переход от остаточного принципа формирования корпоративных ресурсов из бюджета к налоговой системе. Логическим завершением этого перехода стало принятие и ввод в действие с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений, организаций». После развала Советского Союза и начала кардинальных экономических преобразований с 1.01.1992 г. вступил в силу новый Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации», давший начало современной российской налоговой системе [13].
Таким образом, мы видим, что финансовая система нашего государства начала складываться с момента своего образования и за более чем тысячу лет менялась и трансформировалась в зависимости от политической системы России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.
1.3 Современная структура финансовой системы
Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов в финансовой системе объясняется тем, что финансы обслуживают различные потребности общества, охватывают всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:
Государственные финансы, их роль в социально-экономическом развитии общества
... всех сторон жизни общества вплоть до государственного устройства. Политические и социально-экономические реформы сопровождались изменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформа финансовой системы обеспечила реализацию политики, направленной на ...
- а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
- б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку [13].
Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
1) Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
2) Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации) [36].
3) Фонды страхования.
4) Государственный кредит.
5) Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).
6) Фондовый рынок.
В.П.Литовченко исследует структуру финансовой системы Российской Федерации, в основе которой лежит принцип разделения финансов на национальные и децентрализованные. Основные звенья финансовой системы РФ представлены на рисунке 1 [14].
Рисунок 1 — Основные звенья финансовой системы РФ
Сначала рассмотрим общегосударственные финансы . Основой национальных финансов являются балансы соответствующего уровня. Государственные забалансовые социальные фонды и государственные займы также являются частью национальных финансов.
Национальные финансы играют ведущую роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макроуровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, их формирование и распределение носят централизованный характер.
А теперь рассмотрим децентрализованные финансы. Финансы кредитно-банковской системы, страхование, корпоративные финансы в основном регулируют экономические процессы на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов (в широком их понимании), поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.
Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.
Общегосударственные финансы органически связаны с другими звеньями финансовой системы [15].
С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального производства (далее через налогообложение формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).
С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.
Роль экономического анализа в системе управления предприятием
... и классификацию экономического анализа. 2. Изучить цели и задачи анализа в системе управления предприятием. 3. Рассмотреть существующие методы и приемы анализа. 4. Изучить особенности применения факторного анализа. 5. Рассмотреть роль и место экономического анализа в системе управления предприятием. 6. Изучить результаты анализа, проведенного на исследуемом предприятии. ...
Финансы предприятий связаны также с кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.
Для решения своих финансово-экономических проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.
Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.
Роль, которую государство выполняет в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих прдеприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны.
— Федеральный, региональные и местные бюджеты являются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.
Бюджет в условиях развития рыночной экономики играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.
— Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные фонды . Это фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения.
— Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком — государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.
Мобилизация финансовых ресурсов создаёт большую государственную задолженность. Различают государственный внутренний долг и внешний долг. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ [16].
Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества
... работы: малые предприятия. Предмет работы: место и роль малого предпринимательства в экономике страны. Цель работы: комплексное исследование малых предприятий и их влияния на экономическое развитие общества. Задачи работы: изучить теоретическую литературу по теме работы; дать определение, выделить виды, определить функции малого предпринимательства; определить место и роль малых предприятий в ...
Государственный внешний долг — полученные из различных источников внешние заимствования.
- Звеном финансовой системы являются фонды страхования, которые обеспечивают возмещение возможных убытков при наступлении страховых случаев.
Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой — взаимодействует с каждым составляющим (звеном) финансовой системы:
- бюджетами всех уровней бюджетной системы;
- финансами предприятий;
- организациями кредитно-банковской системы.
Страхование имеет своей целью удовлетворение интересов государства, предприятий, человека от случайных опасностей через систему страховой защиты.
Денежным обеспечением страховой защиты является страховой фонд. Существуют следующие организационные формы страхового фонда:
а) Централизованный страховой (резервный) фонд.
б) Фонд самострахования.
в) Страховой фонд страховщика (андеррайтеры).
1) Централизованный страховой фонд образуется за счёт общегосударственных ресурсов. Назначение фонда — возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и ркупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы.
Централизованный страховой фонд имеет натуральную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются.
Источники формирования централизованного срахового фонда — пополнение государственных запасов и резервов.
2) Фонд самострахования (резервный фонд, или фонд риска) формируется у хозяйствующих субъектов, размеры его не регламентированы законодательством.
Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения неблагоприятной ситуации.
Используется для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций при отсутствии других средств, для приобретения основных средств производства.
3) Страховой фонд страховщика создаётся большим кругом участников (предприятия, граждане).
Формирование фонда осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию имеет целевой характер.
Страховой фонд позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения средств страхового фонда.
Отношения страхования возникают между двумя сторонами: страховщиком и страхователем.
До 1990г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Только государство совершало операции по страхованию и давало гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесённого организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. С развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций [15].
— Финансы кредитно-банковской системы служат основным источником удовлетворения ограмного спроса субъектов хозяйствования на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для успешного ведения предпринимательской деятельности собственных средств недостаточно. Кредитные средства или финансы кредитно-банковской системы обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность. Финансы кредитно-банковской системы участвуют и в кредитовании государства через приобретение государственных акций, облигаций.
- Финансы коммерческих предприятий как звено финансовой системы страны формирут преобладающую часть финансовых ресурсов и являются основой единой финансовой системы страны, обслуживают воспроизводство и распределение ВВП.
От состояния финансов коммерческих предприятий зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, предприятия используют бюджетные ресурсы, иногда государственный кредит, банковский кредит, фонды страхования.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою комерческую деятельность самостоятельно, целью и основным источником их функционирования и развития является получение прибыли. Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаются финансовыми результатами своей деятельности, формирут производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и финансовые ресурсы других звенье финансовой системы.
— Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, так как цель функционирования этих организаций не связана напрямую с получением прибыли. Функционирование некоммерческих организаций направлено на предоставление общественно значимых социальных услуг, потребление которых сопровождается высоким внешним эффектом для общества и каждого конкретного его члена. Например, образование является мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное развитие [17].
Из представленной структуры финансовой системы очевидно, что это понятие весьма и весьма обширное и всеохватывающее в экономической сфере и не только. В связи с тем, что понятие финансовой системы дефинируется учеными-экономистами неоднозначно, это определяет наличие нескольких вариантов структуры финансовой системы в трудах разнвх экономистов, которые представлены в Приложениях А и Б.
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Дореволюционная финансовая система России
Дореволюционная Россия имела развитую систему специализированных финансовых институтов. По дореволюционному российскому законодательству все кредитные учреждения страны подразделялись на государственные (Государственная комиссия погашения долгов, Государственный банк, государственные сберегательные кассы, Государственный Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк, ссудные казны), общественные (городские и сельские общественные банки, городские ломбарды, дворянские и купеческие кредитные общества, сельские, волостные и станичные банки и казны) и частные (акционерные коммерческие банки, общества взаимного кредита, акционерные земельные банки, городские кредитные общества и др.).
Главным государственным органом, осуществлявшим надзор за российским финансовым рынком на протяжении XIX — начала XX века, было Министерство финансов. Государственный банк подчинялся непосредственно министру финансов, который не только осуществлял общее руководство, но и контролировал операции с золотом и ценными бумагами, а также операции за счет государственного казначейства и других учреждений и ведомств. Фактически Государственный банк являлся подразделением Министерства финансов на уровне департамента [12].
Государственный банк Российской Империи был создан в 1860 году. В соответствии с уставом 1895 года целью деятельности Государственного банка было «облегчение денежных оборотов, содействие, с помощью краткосрочного кредита, отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству», а также укрепление денежной системы. Капиталы, которые помещались в Государственный банк частными лицами, учреждениями и обществами, а также депозиты казначейств не могли использоваться на общие государственные нужды. Чистая прибыль от операций банка поступала в доход казны. Государственный банк проводил самые разнообразные валютные операции.
Государственный Дворянский земельный банк, выдававший долгосрочные ссуды дворянам-землевладельцам под залог земельной собственности, был учрежден в Петербурге в 1885 году. В 1910 году банк проводил операции в 38 губерниях и трех областях. Дворянский земельный банк выдавал ссуды, обычно в пределах 60-75% от стоимости заложенной земли, на срок от 11 до 66,5 лет под 3,4% или 5% годовых. До 1889-го и затем с 1906 года ссуды выдавались закладными листами. При этом их реализация была возложена на Государственный банк, а заемщики освобождались от возможных курсовых потерь.
Крестьянский поземельный банк был открыт в 1882 году в Петербурге. По уставу банк имел право производить операции по выдаче крестьянам ссуд, во-первых, для покупки земли и, во-вторых, для погашения долгов по покупке земли под залог ее же. Банк выдавал кредиты под залог покупавшихся земель сроком от 13 до 55 лет в размере 80-90% от стоимости участка. Процент по ссудам составлял от 7,5% до 8,5% годовых. С 1905 года заемщики стали получать ипотечные облигации-свидетельства и именные обязательства банка. К началу первой мировой войны Крестьянский поземельный банк занимал первое место по числу и объему выданных ссуд среди учреждений ипотечного кредита [12].
Сберегательные кассы были открыты в 1842 году с целью привлечения денежных средств населения. Сберегательные кассы были открыты при Государственном банке, казначействах, таможнях, управлениях и станциях железных дорог, казенных винных складах, почтово-телеграфных конторах, школах, военных кораблях и т. д. С 1880-х годов сберегательные кассы, задуманные первоначально как учреждения «самопомощи», стали использоваться в интересах государственного кредита. В конце 80-х — начале 90-х годов XIX века правительство широко привлекало их к операциям конверсии государственных займов.
Городские общественные банки были самым распространенным видом общественных кредитных учреждений. Основной капитал таких банков образовывался за счет средств города и пожертвований. Все поступавшие в уставный капитал банка суммы не могли быть взяты городским управлением обратно. В состав правления и совета банка не могли входить руководители города и их ближайшие родственники. К 1914 году действовало 319 таких банков [19].
Группа частных кредитных учреждений была самой разнообразной и многочисленной. Основной капитал акционерного банка должен был составлять не менее 500 тысяч рублей. Половина уставного капитала должна была вноситься при подписке на акции, вторая половина — в течение шести месяцев после открытия подписки.
Кредит, открывавшийся каждому из клиентов банка, не должен был превышать 1/10 доли основного капитала банка. Члены правления акционерного банка, управляющий и служащие банка (за исключением членов совета) не имели права получать в этом банке кредит в каком бы то ни было виде. Лица, занимавшие административные должности в каком-либо банке, не могли занимать подобные должности в других государственных или частных кредитных учреждениях.
В уставах акционерных банков содержались некоторые ограничения, касавшиеся вкладывания денежных средств в ценные бумаги. В основном банк мог приобрести государственных и гарантированных правительством бумаг в пределах половины, а негарантированных — не более 20% основного капитала банка.
Российское законодательство не разрешало прямую деятельность иностранных банков в Российской Империи. Исключение было сделано для одного-единственного банка — одного из крупнейших французских банков Credit Lyonnais [21].
Общества взаимного кредита осуществляли взаимное кредитование частных предпринимателей. Первые общества подобного типа возникли еще в 1860-х годах. Капитал общества создавался из вступительных взносов участников в размере 10% разрешенного им кредита. Обществам взаимного кредита разрешалось осуществление тех же операций, что и акционерным банкам. Исключение составляла покупка бумаг за собственный счет. Отличие от банков заключалось и в том, что ссуды выдавались только членам общества, которые отвечали по обязательствам общества в размере всего кредита. Из других операций следует отметить ссуды под различное обеспечение. К 1914 году насчитывалось 1108 обществ взаимного кредита.
Десять акционерных земельных банков в начале XX века проводили свои операции в определенном районе, практически не конкурируя с другими банками. Основным способом формирования кредитных ресурсов дворянских земельных банков являлась эмиссия шестипроцентных облигаций, которые назывались закладными листами. Земельные банки выдавали ипотечные ссуды в пределах 50-60% оценочной стоимости сельской или городской недвижимости. Ссуды предоставлялись на сроки от 10 до 38 или даже 66 лет.
В период финансовых кризисов Министерство финансов в каждый банк назначало специального уполномоченного для наблюдения за деятельностью банка в полном объеме, с правом отменять распоряжения руководства банка, если эти распоряжения противоречили уставу. Уполномоченный получал специальную инструкцию от министра [20].
Банкирские дома и конторы не были обязаны иметь утвержденных правительством уставов. Эти заведения отличались от акционерных банков прежде всего краткосрочным кредитованием и биржевыми спекуляциями. В 1889 году в России насчитывалось 24 банкирских дома (с общим годовым оборотом более 1 млрд рублей) и 228 банкирских контор (2,17 млрд).
Операции с городской недвижимостью в основном вели городские кредитные общества. Первые подобные общества были основаны в Петербурге (1861 год) и Москве (1862 год).
Обычно общество выдавало кредит в размере 50-60% от стоимости залога. Ссуды заемщикам, выдававшиеся только закладными листами и облигациями общества, предоставлялись на срок от 15 до 36 лет с правом досрочного погашения.
Устав общества предусматривал круговое ручательство всех заложенных имуществ и вступление заемщиков в члены общества. Каждый член общества отвечал по его обязательствам, то есть по выпущенным облигациям, в пределах стоимости заложенного имущества [22].
Стоит отметить, что структура финансовой системы Царской России была достаточно развитой и эффект от ее функционирования выражался в реальной экономической силе страны периода середины-конца 19 века. Бюджет страны был профицитным, а Россия — одной из крупнейших, ведущих держав мира. И только Первая Мировая война внесла свои коррективы в финансовую систему Империи, находившейся уже в политическом кризисе.
2.2 Финансовая система советского периода
Социалистические финансы, будучи единой экономической категорией, имели определённую внутреннюю структуру. В основе их структурного построения лежал принцип функционального назначения той или иной группы финансовых отношений. В соответствии с этим принципом в общей совокупности финансовых отношений различали определённые сферы и звенья социалистических финансов — это наглядно видно в схемах, представленных в Приложении Г и Приложении Д.
Остановимся подробнее на звеньях финансовой системы СССР.
а) Финансы социалистических предприятий.
Денежные отношения складывались у государственных предприятий, колхозов и кооперации между собой (в связи с приобретением сырья, оборудования, реализацией произведённой продукцией и оказанием услуг), с органами финансово-кредитной системы и с населением. Государство использовало отраслевые финансы в качестве важнейшего экономического рычага для руководства процессом расширенного воспроизводства, процессом создания новой стоимости, новых источников накопления и их использования через образование соответствующих фондов денежных средств на внутрихозяйственные нужды и потребности государства.
1) Финансы государственных предприятий и организаций занимали основное место в составе финансов социалистических предприятий и отраслевого хозяйства.
Государственные предприятия со всеми закреплёнными за ними средствами представляли собой государственную общенародную собственность, на долю которой приходилось более 90% производственных фондов, решающая часть национального дохода и основная часть денежных доходов и накоплений. К числу финансов государственного сектора относились также финансы министерств, совнархозов, главков, с помощью которых мобилизовались высвободившаяся из кругооборота часть фондов отдельных предприятий и включающаяся в общий кругооборот внутри отраслей и административно — экономических районов.
Доля прибыли, остававшаяся у предприятий и в отраслях хозяйства для финансирования плановых затрат по расширенному воспроизводству, составляла около 30% — 40% [12].
В процессе формирования и кругооборота оборотных средств у предприятия возникали финансовые отношения с вышестоящим хозяйственным органом (совнархозом, министерством).
Размер необходимого бюджетного финансирования определялся в процессе составления финансовых планов предприятий, главков, отраслевых управлений, совнархозов и министерств.
Порядок финансирования предприятий был таков, что покрытия внутрихозяйственных расходов должно было быть обеспечено за счет собственных накоплений и только в недостающей части — за счет средств бюджета. Невыполнение плана по прибыли могло привести к срыву финансирования. Поэтому финансовые органы, анализируя результаты деятельности предприятий, осуществляли постоянный контроль рублем за эффективным использованием выделенных средств и выполнением финансовых планов, что способствовало дальнейшему укреплению хозяйственного расчета. Активный финансовый контроль осуществлялся в связи с платежами в бюджет.
2) Финансы колхозов и кооперации включались в систему финансов социалистического государства.
По своей экономической природе они были однотипны с финансами государственных предприятий: те и другие имели единую экономическую основу — социалистическую собственность на средства производства, в контрольной и распределительной функциях обслуживали процесс производства, распределения и использования денежных доходов и накоплений, их развитие осуществлялось в соответствии с единым народнохозяйственным планом. Однако наличие двух форм социалистической собственности обусловливали некоторые особенности в организации и использовании финансов в каждом секторе общественного производства [17].
Колхозы, хотя и являлись по своему содержанию организациями социалистическими, но были основаны на групповой собственности, собственности данного коллектива. Это и предопределяло уплату ими в бюджет не отчислений от прибыли, а подоходного налога.
Имелись особенности финансовых отношений, складывающихся и в процессе расширения колхозного производства. Государство оказывало колхозам финансовую поддержку. Особенность состояла в том, что оказание финансовой помощи государством производилось в форме предоставления краткосрочных и долгосрочных ссуд.
3) Финансы потребительской кооперации — относятся к колхозно-кооперативному звену советских финансов.
Советы и союзы потребителей кооперации занимались торгово-заготовительной и производственной деятельностью.
Финансовая деятельность потребительской кооперации отражалась в финансовом плане, который составлялся по упрощенной форме. В плане находили отражение прибыль, объемы паевых и вступительных взносов, капитальные вложения, платежи по долгосрочным ссудам и прочее, а также взаимоотношения с бюджетом по платежам налога с оборота и подоходного налога, который взимался в размере 35% чистой прибыли.
4) Районный промышленные объединения (РАПО).
Финансовые ресурсы РАПО формировались за счет нормативных отчислений чистого дохода предприятий районного комплекса. За счет этих отчислений РАПО образовывало централизованные фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Порядок использования этих фондов определялся советом РАПО (в соответствующих случаях по согласованию с районным комитетом профсоюзов).
5) Финансы министерств слагались из финансов промышленных объединений и финансов управления министерств.
Финансовые показатели министерств в основном те же, что и показатели, установленные для промышленных объединений (прибыль, рентабельность, капиталовложения, платежи в бюджет, ассигнования из бюджета).
Финансовые ресурсы министерств слагались за счёт различного рода отчислений промышленных объединений. Финансовое управление министерства проводило работу по финансовому обеспечению отрасли, по перераспределению оборотных средств, прибыли, амортизации, кредитов банка, бюджетных ассигнований и прочему. Оно осуществляло контроль за финансово-хозяйственной деятельностью объединений и предпри ………..