Ефанова Ольга Владимировна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
Тесная связь между современным, качественным образованием, перспективой построения гражданского общества и эффективной экономики в настоящее время общепризнана. Актуален выход современных учебников по такому предмету, как «Экономика», в связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебник может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности, по таким направлениям развития личности, как социальное, общеинтеллектуальное и другие. Современный молодой гражданин России остро нуждается в знаниях, которые дают общее представление об экономике семьи, фирмы, государства в целом и международной сфере. Выпускник должен выйти из школы подготовленным не только теоретически, но и практически. Недостаточно обучить его азам западных экономических теорий, надо подготовить его к жизни в той экономике, которая будет окружать его всю жизнь – к реальным условиям экономики России. Выход в свет учебника по экономике, который отражает российский опыт, является в описанных условиях исключительно актуальным.
К учебник по курсу «Экономика» прилагается методическое пособие под авторством Н.С. Мироновой с примером рабочей программы по учебному предмету, курсов по выбору для инженерных и медицинских классов, технологическими картами уроков.
Учебник «Экономика» для 10–11 классов, подготовленный коллективом авторов под руководством А.Г. Грязновой и Н.С. Мироновой, полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413) и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня 2016 года, протокол № 2/16-з) по предмету «Экономика».
Учебник подготовлен коллективом авторов – профессоров и преподавателей кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации – авторами ряда учебников по экономической теории.
Предлагаемый учебник по экономике разработан с учетом требований к результатам освоения Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и состоит из 4 модулей, таких как: основные концепции экономики; микроэкономика; макроэкономика и международная экономика. Каждый из модулей представляет несколько глав, глоссарий и литературу.
Конспект по обществознанию «Экономика и ее роль в жизни ...
... Экономика. Религия. Производство. 2.Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна? Высшее профессиональное образование. Основное общее образование. Среднее ...
Учебник имеет логически выверенную структуру, в нем достаточно детализированы основные проблемы предмета «Экономика» для среднего уровня образования, что полностью соответствует не только букве, но и духу стандарта.
В предлагаемом учебнике педагогически обоснована относительно целостная система знаний, отвечающая потребностям, интересам и возрастным возможностям личности ученика школы, ориентированная на формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Учебник способствует формированию интереса к изучению экономики, мотивирует обучающихся на углубление и расширение знаний за счет привлечения дополнительных источников информации.
Преимуществами учебника являются:
- наряду с теоретическими положениями в учебнике широко представлен российский опыт;
- сложные теоретические вопросы поясняются многочисленным примерами из близкой обучающимся современной общественной жизни;
- изложение идет в сжатой и наглядной форме;
- сочетание строгости в изложении теоретических проблем с занимательностью, в том числе за счет многочисленных рисунков, позволяющих обучающимся лучше запомнить основные положения.
Отмеченные выше преимущества учебника создают базу для применения обучающимися теоретических знаний по экономике в практической деятельности и реальной жизни, а также для выполнения заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Помимо основного материала учебник содержит и дополнительный материал (в примерной основной образовательной программе такие единицы содержания выделены курсивом), что дает возможность учителю использовать его не только на уроках, но и для дополнительных заданий учащимся общего и индивидуального характера. Конкретнее: обязательный к изучению материал набран в учебнике более крупным шрифтом, а дополнительный – более мелким (и в «рамках»).
Язык изложения материала прост для чтения и понимания школьников.
Перед каждой главой в учебнике помещены предметные требования (в соответствии с ПООП СОО) «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Работая с текстом параграфов, обучающиеся получат и приобретут необходимые им навыки для решения практических заданий в реальной жизни и подготовки к итоговой государственной аттестации. В конце каждого параграфа представлены ВОПРОСЫ, которые помогут обучающимся проверить усвоенный материал и во многих параграфах ЗАДАНИЯ (в электронной версии во всех главах), которые содержат контролируемые элементы содержания ЕГЭ по предмету «Обществознание» раздел «Экономика» (тема 4.2, 6.3, 7.2, 8.2, 9.4 и др.).
В конце каждой главы даны ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ являющиеся обобщающими и направленные на активизацию знаний учащихся, полученных ранее в процессе изучения курсов обществознания, географии и других школьных предметов; темы сочинений и творческие задания. В учебнике имеются задания, ориентированные на метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по предмету «Экономика» (гл. 1,2, 3, 8, 9,10 и др.).
, 1. тема: уровень экономической безопасности, предприятия, информация ...
... может превышать в несколько раз минимально возможные значения показателей безопасности защиты информации. Поэтому применение изложенного подхода ограничено областью экономической целесообразности. В случаях, ... экономические потери от несанкционированных действий с принадлежащей ему информацией. В противоположной ситуации основные потери связаны с чрезмерно высокой стоимостью СЗИ. Необходимо ...
Текст параграфов представлен в виде отдельных подпунктов, которые разграничены «форточками», обозначающими ключевые проблемы ряда нижеследующих абзацев. Такое изложение, безусловно, способствует облегчению восприятия материала и максимальному его усвоению.
Хорошим подспорьем для обучающихся является «Глоссарий» (словарь основных терминов), в котором объясняются основные понятия, и дается расшифровка сокращений.
На основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобренной от 28 июня 2016 года, протокол № 2/16-з) разработана рабочая программа для среднего уровня образования (10–11 классы).
Методические приемы, использованные при написании учебника, позволяют школьникам решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по экономике и при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем.
К методическим особенностям данного учебника можно отнести:
- указание в каждой главе учебника результатов обучения;
- выделение в главах определений основных терминов;
- широкое использование схем, графиков, таблиц;
- работа с метапредметными понятиями (позволяющая развивать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии в другими понятиями).
В век информации авторы ориентируют обучающихся на поиск информации в сети Интернет (во многих главах даны Интернет-задания).
Это способствует формированию навыков нахождения экономической информации из источников различного типа, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации из неадаптированных источников.
В конце учебника помещены списки литературы и Интернет-ресурсов, которые могут использовать обучающиеся на протяжении всего учебного года, а также примерный список тем индивидуальных проектов.
Изложение обусловленного возрастными возможностями учебного содержания характеризуется тем, что:
- учитывает особенности мировосприятия, присущего подросткам 15–17 лет;
- является достаточным для создания у обучающихся живых и конкретных представлений о микро- и макро- экономике, прежде всего на материалах экономики России;
- обеспечивает преемственность, взаимосвязь курсов «Обществознание», «История», «Право» и «Математика».
Значительное место занимает иллюстративный ряд: рисунки, графики и диаграммы, иллюстрирующие важнейшие положения курса. Они, с одной стороны, помогают понять суть проблем, с другой стороны, усиливают привлекательность текста и предмета для учеников. Общий принцип использования графиков в учебнике таков: график применяется только тогда, когда облегчает понимание вербального материала.
Ориентированность учебника на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования
Учебник по экономике создает условия для достижения основных целей обучения экономике в средней школе через формирование экономического типа мышления и освоение видов деятельности по получению нового знания, его применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Учебник ориентирован на освоение обучающимися метапредметных понятий и универсальных учебных действий, формирование способности их использования в познавательной и социальной практике, а так же позволяет формировать личность, которая способна к саморазвитию и личностному самоопределению, постановке целей и построению жизненных планов, к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Ивное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект ...
... урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы». Фронтально формулируют задачи урока. Фронтально формулируют и записывают тему урока. IV. ... доске. 1. Подготовка обучающихся к работе 2. Проверка домашнего задания Активизировать полученные ранее ... информацию в ходе работы с текстом учебника и умения применять полученные теоретические знания при решении задач и анализе экономической ...
Многие задания методического аппарата носят комплексный характер и позволяют реализовывать сразу несколько требований к результатам обучения. Авторы учебника считают такой подход наиболее продуктивным, так как он направлен на формирование целостного мировоззрения, понимания взаимосвязи знаний различных наук и реализации школьных знаний в реальной жизни.
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС
Возможности для личностного развития обучающихся в процессе изучения курса «Экономика» создаются такими средства, как:
- отбор учебного материала, концертирующего внимание на личностях, чья деятельность наиболее полно отражает вклад в становление развития экономики и общественно значимых результатов;
- раскрытие нравственных принципов, отразившихся в исторических событиях, процессах и явлениях.
Воспитание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
В учебнике выстраивается система взаимодействующих тем, идей в каждом модуле, нацеленных на активное формирование любви к своему краю и своей Родине, уважения к своему народу и духовным традициям. Например, тема 1.4 «Кривая производственных возможностей», 5.1 «Предпринимательство, его виды и мотивы», 9.1 «Экономическая роль государства», 8.2 «Необходимость регулирования степени социального неравенства», 11.5 «Денежно-кредитная политика государства», 11.2 «Безработица» и др.
Перечисленные выше темы (равно как и подобные им темы) закладывают основы для всестороннего осмысления понятий «народ», «государство», «патриот» для формирования в конечном счете гражданской идентичности – с учетом возраста обучающихся.
Воспитанию гражданственности и патриотизма обучающихся активно способствуют материалы «в рамке», повествующие о жизни и деятельности выдающихся экономистов, на примере которых показываются образцы служения России. Так, например, тема 1.1 рассказывает о И.Т. Посошкове, тема 13.3 – о Н.Д. Кондратьеве и др.
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В представленном учебнике по экономике включены групповые задания «Примените процедуру минимизации альтернативной стоимости к своему учебному дню. Как вы тратите время? Можно ли сделать больше?» (тема 1.3).
Система заданий, требующих совместной работы с родителями, одноклассниками и учителем, опирается на различные формы социально-педагогического партнерства.
Активизация познавательной деятельности на х экономики
... учебно-познавательной деятельности Глава 2. Активизация познавательного интереса на уроках экономики в Доволенском ... конспектов (изготовлены самими студентами). Администрацией колледжа заключен договор с районной библиотекой и районным архивом, согласно которому обучающиеся ... выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность при выполнении заданий; систематичность ...
Достижение личностных результатов поддерживаются выбором объектов для системы задания учебника. Многие задания учебника используют в качестве объектов семью, труд и рациональное поведение. Кроме того, система знаний позволяет обучающимся попробовать себя в различных социальных ролях – покупателя, продавца, аналитика, исследователя и т.д. Например, «Используя текст, укажите любые две цели, которые будет преследовать каждый член семьи Петровых при выборе рюкзака. С какой точки зрения оценивает рюкзак сам Андрей Петров? На какое качество рюкзака обратит внимание сестренка? Что наиболее важно для мамы и папы? (тема 2.1).
Все это способствует формированию готовности и способности обучающихся к саморазвитию, развитию мотивации к обучению, выработке ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих на личностные позиции, социальные компетенции, сформированость основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС
Важнейшие метапредметные результаты обучения формируются через освоение при изучении экономики универсальных учебных действий (УДД), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Методический аппарат учебника предлагает систему заданий, учитывающую разнообразие форм деятельности обучающихся с приоритетом использования потенциала окружающего социокультурного пространства, включая семьи учеников, уклад школы, возможности современного информационного пространства. При работе с использованием данного учебника возможно интеграция учебной деятельности в воспитательную систему и внеурочную деятельность образовательной организации. В методическом пособии представлены варианты рабочих программ для инженерных и медицинских классов с использованием данного учебника.
Методический аппарат учебника предоставляет возможность формирования большинства метапредметных результатов среднего общего образования. Это в первую очередь система метапредметных понятий, позволяющих комплексно рассматривать эти понятия с разных предметных областей. Например метапредметное понятие: «предложение» (глава 3), «равновесие» (глава 12), «карта» (глава 14) и др.
Также в учебнике используются специфические системы заданий для отработки отдельных групп метапредметных результатов.
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Учебник содержит много заданий, предполагающих самостоятельную деятельность обучающихся. Данные задания ориентируют обучающегося на выбор стратегии действий, проектное построение деятельности и самоконтроль на всех этапах его выполнения. Например: «Проанализируйте и покажите на графике рыночного равновесия, что произойдет с ценой и объемом продаж электробытовых приборов (телевизоров, стиральных машин и т.п.) если вырастут доходы населения. Свой ответ проиллюстрируйте с помощью графика» (задания к главе 3).
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Доклад о результатах деятельности образовательного учреждения ...
... контрольную работу по экономике в 11 классе выполняли 13 обучающихся. Без ошибок выполнили 13 обучающихся. ^ Итоговую контрольную работу по немецкому языку в 11 классе выполняли 1 обучающийся. Без ошибок выполнили 1 обучающийся. ^ Итоговую контрольную работу по информатике в 11 классе выполняли 9 обучающихся. Без ошибок выполнили 9 обучающихся. ^ Итоговые контрольные работы по ...
В учебнике используется система знаний, позволяющая последовательно отрабатывать структуру универсальных умений, относящихся к навыкам критического мышления. Предлагаемые в учебнике вопросы и задания содержат различные элементы использования основ критического мышления выявление и формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение высказываний, извлечение необходимой информации, понимание и оценка информации, анализ и достраивание, выбор основания и критериев для сравнения и классификации. Пример: «Оцените роль малого бизнеса в развитии национальной экономики, выделите основные преимущества малого бизнеса и дайте им краткую характеристику» (вопросы к главе 4).
Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Задания предлагаемого учебника ориентированы на формирование элементов данного результата, например «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, сравните с современным пониманием категории «капитал». Представьте свои мысли ив форме мини-сочинения» (глава 8).
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Методический аппарат учебника предлагает систематизировать использование ИКТ для решения прикладных задача и выполнения практических заданий. Например: «Используя данные Портала государственных программ, охарактеризуйте динамику приоритетов государственного финансирования (тема 9.3).
Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС
Методический аппарат учебника позволяет формировать все необходимые предметные результаты по экономике в соответствии с требованиями ФГОС. Преобладает деятельностный подход в обучении и разноуровневые задания.
Для самоконтроля обучающихся в учебнике в рубрике «Вопросы» и «Задания» предлагается система вопросов на понимание текста параграфа и его индивидуальное осмысление. Для самоконтроля обучающихся в конце каждой главы учебника есть задания, позволяющие определить уровень освоения изученного материала в умениях строить графики, делать экономические расчеты и анализировать различные экономические показатели, а так же чтение и интерпретация таблиц или диаграмм. Выполнение заданий в конце главы также будет способствовать подготовки обучающихся к Государственной итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена раздела «Экономика» в предметной области «Обществознание».
Методический аппарат предлагает многообразие видов практической деятельности обучающихся. В первую очередь это задания, позволяющие обеспечить выполнения требований ФГОС.
Владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
Исследования. 2) проанализировать сущность экономической подготовки ...
... по данной теме) 2) основной (проведение исследовательской работы по определению экономической подготовки обучающихся ... информации, представлений о российском и западном рынке и реалий сегодняшней экономической действительности. В связи с развитием рыночной экономики ... И.А. Сасова, организацию экономического образования ... Оно опирается на умения, получаемые в ... работа состоит из введения, двух глав, ...
Пример задания: «Назовите и проиллюстрируйте примером любые три сферы, в которых информационные технологии расширяют занятость населения?» (глава 8).
Умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика).
Применение в реальной жизни знаний, полученных в ходе изучения различных тем, например: «Нередко в магазинах предлагают купить товар длительного пользования в кредит под 0% годовых. Объясните, действительно ли это бесплатный кредит? Проиллюстрируйте конкретными примерами» (глава 2).
Способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений.
Понимание предметных результатов отдельных элементов данной группы например: «Обсудите в классе следующие вопросы: Почему Й. Шумпетер предпринимателя сравнивает с революционером? В чем заключается революционная деятельность предпринимателя? (глава 5).
Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
Данная задача реализуется в частности в следующих заданиях: «Какие основные задачи стоят перед российским обществом для поддержания экономического роста?» (глава 16).
Многие задания учебника предполагают обращение к ссылкам на различные компоненты информационно-образовательной среды предмета, в том числе интерактивные и в сети Интернет. Учебник содержит списки Интернет-ресурсов, к которым обучающийся может обратиться при необходимости для изучения экономики.
Заключение
Учебник по экономике для 10–11 классов под редакцией А.Г. Грязновой и Н.С. Мироновой способствует:
- достижению обучающимися планируемых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных);
- эффективной реализации и освоение обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Экономика»;
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- осознанию своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющимся глобальном мире;
- приобретению теоретических знаний и опыта и применения в реальной жизни.
Приоритетной задачей представленного учебника является развитие и воспитание личности обучающегося.
Учебник успешно прошел научную и педагогическую экспертизу в декабре 2016 года.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Глава 1. Основные особенности экономического развития Франции ...
... в. является увеличение в стране железнодорожного строительства. По данным 1871 г., протяженность железнодорожной сети во Франции достигала 17733 км, в 1881 г. -- 25925, в 1891 г. -- 36672, в 1901 г. -- 42826км История Франции. В ... По темпам развития сельское хозяйство продолжало отставать от промышленности. Но и в промышленности все было не так просто. Начавшийся в 1887 г. новый экономический ...